Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ КОМПЛЕКСОВ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ НА ПРИМЕРЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ'

ФОРМИРОВАНИЕ НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ КОМПЛЕКСОВ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ НА ПРИМЕРЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
84
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник МГСУ
ВАК
RSCI
Ключевые слова
АРХИТЕКТУРА НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ КОМПЛЕКСОВ / ЭКОЛОГИЯ / АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ИСТОЧНИКИ ЭНЕРГИИ / БИОНИКА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЦЕНТРЫ / ШКОЛЫ / ЗЕЛЕНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / КРАСНОДАРСКИЙ КРАЙ / ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА / МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Коста Антон Андреевич, Семина Анастасия Александровна

Введение. Предметом исследования являются особенности функционально-технологической и объемно-пространственной организации научно-образовательных комплексов экологической направленности. Актуальность данной темы обусловлена нехваткой учреждений дополнительного образования и неудовлетворительным состоянием экологической ситуации в Краснодарском крае. Цель исследования заключается в выявлении принципов проектирования научно-образовательных комплексов экологической направленности. Впервые рассмотрены научно-образовательные комплексы экологической направленности как новый тип общественного здания в системе дополнительного образования, выявлена технологическая составляющая и их функциональное наполнение. Определены рекомендации для создания нового типа общественного здания. В ходе экспериментального проектирования отработана концептуальная модель предложенного типа здания в условиях первой климатической зоны. Материалы и методы. Методика исследования строится на анализе объемно-планировочной организации структуры научных и образовательных центров экологической направленности изучения текстовых и графических материалов в отечественных и зарубежных изданиях, электронных ресурсов по проектированию научных и образовательных учреждений, в том числе на английском языке. Обобщение материалов проводилось на основе методов биоаналогового проектирования, проведения натурных обследований с фотовизуальным анализом. Информационной и эмпирической основой исследования служат действующие на территории Российской Федерации нормативные и законодательные акты, проектная документация. Результаты. Разработан экспериментальный проект для Имеретинской низменности с центром экологического мониторинга проблем разрушения береговой линии Черного моря, популяции редких видов животных и растений. Выводы. Определены проблемы, возникающие в связи с негативными природными явлениями, антропогенным воздействием и другими рисками для формирования комфортной городской среды. Предложена классификация градостроительных и объемно-планировочных решений научно-познавательных центров экологической направленности. Выработана архитектурная концепция перспективного научно-образовательного комплекса экологической направленности на примере Краснодарского края на основе комплексных подходов, охватывающая социальные, функциональные, экономические, экологические и эстетические аспекты реализации проектных решений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USING THE CASE OF THE KRASNODAR TERRITORY TO ESTABLISH CENTERS FOR RESEARCH AND EDUCATION FOCUSED ON ENVIRONMENTAL PROTECTION

Introduction. The subject of the research is peculiarities of functional-technological and volumetric-spatial organization of scientific and educational complexes of ecological orientation. Relevance of this topic is determined by the lack of institutions of additional education and the unsatisfactory state of the environmental situation in the Krasnodar Territory. The purpose of the study was to reveal the principles of designing scientific and educational complexes of ecological orientation. For the first time, scientific and educational complexes of ecological orientation are considered as a new type of public building in the system of additional education, the technological component and their functional content are revealed. Recommendations for the creation of a new type of public building have been identified. During the experimental design, a conceptual model of the proposed type of building in the conditions of the first climatic zone was worked out. Materials and methods. The research methodology is based on the analysis of volumetric-planning organization of the structure of scientific and educational centers of ecological orientation, the study of text and graphic materials in domestic and foreign publications, electronic resources on the design of scientific and educational institutions, including in English. The generalization of the materials was carried out on the basis of methods of biosimilar design, carrying out field surveys with photovisual analysis. The informational and empirical basis of the study is the regulatory and legislative acts in force on the territory of the Russian Federation, as well as the design documentation. Results. A pilot project for the Imereti lowland with a centre for ecological monitoring of the problems of the Black Sea coastline destruction and the population of rare animal and plant species has been developed. Conclusions. The problems arising from negative natural phenomena, anthropogenic impact and other risks for the formation of a comfortable urban environment are defined. Classification of urban planning and spatial planning solutions of scientific and educational centers of ecological orientation is proposed. The architectural concept of the perspective ecological scientific and educational complex has been developed on the example of the Krasnodar Territory on the basis of complex approaches, covering social, functional, economic, ecological and aesthetic aspects of realization of design solutions.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ КОМПЛЕКСОВ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ НА ПРИМЕРЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ»

НАУЧНАЯ СТАТЬЯ / RESEARCH PAPER УДК 727

DOI: 10.22227/1997-0935.2023.4.501-516

Формирование научно-образовательных комплексов экологической направленности на примере Краснодарского края

Антон Андреевич Коста1, Анастасия Александровна Семина2

1 Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет

(НИУ МГСУ); г. Москва, Россия; 2 Монолитное строительное управление-1 (МСУ-1); г. Москва, Россия

АННОТАЦИЯ

Введение. Предметом исследования являются особенности функционально-технологической и объемно-пространственной организации научно-образовательных комплексов экологической направленности. Актуальность данной темы обусловлена нехваткой учреждений дополнительного образования и неудовлетворительным состоянием экологической ситуации в Краснодарском крае. Цель исследования заключается в выявлении принципов проектирования научно-образовательных комплексов экологической направленности. Впервые рассмотрены научно-образовательные комплексы экологической направленности как новый тип общественного здания в системе дополнительного образования, выявлена технологическая составляющая и их функциональное наполнение. Определены рекомендации для создания нового типа общественного здания. В ходе экспериментального проектирования отработана концептуальная модель предложенного типа здания в условиях первой климатической зоны. Материалы и методы. Методика исследования строится на анализе объемно-планировочной организации структуры научных и образовательных центров экологической направленности изучения текстовых и графических материа- < В лов в отечественных и зарубежных изданиях, электронных ресурсов по проектированию научных и образовательных s С учреждений, в том числе на английском языке. Обобщение материалов проводилось на основе методов биоанало- J н гового проектирования, проведения натурных обследований с фотовизуальным анализом. Информационной и эм- k и пирической основой исследования служат действующие на территории Российской Федерации нормативные и за- g конодательные акты, проектная документация. О Г

Результаты. Разработан экспериментальный проект для Имеретинской низменности с центром экологического мо- U о ниторинга проблем разрушения береговой линии Черного моря, популяции редких видов животных и растений. . •

Выводы. Определены проблемы, возникающие в связи с негативными природными явлениями, антропогенным M S воздействием и другими рисками для формирования комфортной городской среды. Предложена классификация § ад градостроительных и объемно-планировочных решений научно-познавательных центров экологической направлен- l z ности. Выработана архитектурная концепция перспективного научно-образовательного комплекса экологической J 9 направленности на примере Краснодарского края на основе комплексных подходов, охватывающая социальные, ° -функциональные, экономические, экологические и эстетические аспекты реализации проектных решений. § 0

и 5

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: архитектура научно-образовательных комплексов, экология, альтернативные источники § (

энергии, бионика, образовательные центры, школы, зеленые технологии, Краснодарский край, окружающая среда, о i

многофункциональный комплекс § §

s "

ir —

Благодарности. Авторы выражают благодарность анонимным рецензентам. c и

Автор, ответственный за переписку: Антон Андреевич Коста, KostaAA@mgsu.ru.

Using the case of the Krasnodar Territory to establish centers for research and education focused on environmental protection

M CO

о

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ: Коста А.А., Семина А.А. Формирование научно-образовательных комплексов экологической направленности на примере Краснодарского края // Вестник МГСУ. 2023. Т. 18. Вып. 4. С. 501-516. DOI: 10.22227/19970935.2023.4.501-516 £ 6

t ( an

CD )

H

<D a

Anton A. Kosta1, Anastasia A. Semina2 8 B

1 Moscow State University of Civil Engineering (National Research University) L I

(MGSU); Moscow, Russian Federation; u C

2 Monolithic Construction Management-1; Moscow, Russian Federation ® K

ABSTRACT O O

2 2

Introduction. The subject of the research is peculiarities of functional-technological and volumetric-spatial organization

of scientific and educational complexes of ecological orientation. Relevance of this topic is determined by the lack of institu-

© A.A. Коста, А.А. Семина, 2023

Распространяется на основании Creative Commons Attribution Non-Commercial (CC BY-NC)

tions of additional education and the unsatisfactory state of the environmental situation in the Krasnodar Territory. The purpose of the study was to reveal the principles of designing scientific and educational complexes of ecological orientation. For the first time, scientific and educational complexes of ecological orientation are considered as a new type of public building in the system of additional education, the technological component and their functional content are revealed. Recommendations for the creation of a new type of public building have been identified. During the experimental design, a conceptual model of the proposed type of building in the conditions of the first climatic zone was worked out.

Materials and methods. The research methodology is based on the analysis of volumetric-planning organization of the structure of scientific and educational centers of ecological orientation, the study of text and graphic materials in domestic and foreign publications, electronic resources on the design of scientific and educational institutions, including in English. The generalization of the materials was carried out on the basis of methods of biosimilar design, carrying out field surveys with photovisual analysis. The informational and empirical basis of the study is the regulatory and legislative acts in force on the territory of the Russian Federation, as well as the design documentation.

Results. A pilot project for the Imereti lowland with a centre for ecological monitoring of the problems of the Black Sea coastline destruction and the population of rare animal and plant species has been developed.

Conclusions. The problems arising from negative natural phenomena, anthropogenic impact and other risks for the formation of a comfortable urban environment are defined. Classification of urban planning and spatial planning solutions of scientific and educational centers of ecological orientation is proposed. The architectural concept of the perspective ecological scientific and educational complex has been developed on the example of the Krasnodar Territory on the basis of complex approaches, covering social, functional, economic, ecological and aesthetic aspects of realization of design solutions.

KEYWORDS: architecture of scientific and educational complexes, ecology, alternative energy sources, bionics, educational centers, schools, green technologies, Krasnodar Territory, environment, multifunctional complex

Acknowledgements. The authors would like to thank to anonymous reviewers.

FOR CITATION: Kosta A.A., Semina A.A. Using the case of the Krasnodar Territory to establish centers for research and education focused on environmental protection. Vestnik MGSU [Monthly Journal on Construction and Architecture]. 2023; 18(4):501-516. DOI: 10.22227/1997-0935.2023.4.501-516 (rus.).

Corresponding author: Anton A. Kosta, KostaAA@mgsu.ru.

о о ВВЕДЕНИЕ

(У (У

^ ^ Основное влияние на экономику Краснодар-о з ского края оказывает благоприятное географиче-Е « ское расположение и широкий спектр ресурсов [1]. во оо На территории края расположен Кавказский госу-оо ф дарственный природный биосферный заповедник, ^ £ в котором числится национальный парк Сочи, 12 зао и казников, более 350 памятников природы, 6 дендро-• . парков и ботанических садов.

с £ Промышленность является основным источни-

^ "С ком загрязнения окружающей среды Краснодарско-

^ го региона. Оказываемое индустрией воздействие

§ характеризуется ее месторасположением, количе-

4 с ством используемого сырья, материалов и энергии,

£•! с степенью переработки отходов и завершенностью о

2 энергопроизводственных циклов. Предприятия

от Е г. Краснодара ежегодно выбрасывают в атмосферу

§ 16,6 тыс. т сернистого ангидрида, 17,7 тыс. т окиси

£ ^ углерода, 2,5 тыс. т углеводородов, в том числе хи-

^ ° мический комбинат города — 477,2 т окиси углеро-

о Е да, 145 т фурфурола, 16 т серной кислоты и т.д. [2].

с5 ° Южный регион лидирует по количеству выброса

СП

^ ^ в атмосферу канцерогенного вещества формальде-от с гида. В Краснодарском крае проблемными по коли— 2 честву выброса в атмосферу ядовитых веществ яв-^ Э ляются завод минеральных удобрений «Еврохим» щ в Белореченске и Троицкий йодный завод («Си-^ Ё стемный алюминий») в Крымском районе. С 2015 | ™ по 2020 гг. выбросы на заводе «Еврохим» выросли 13 | на 4150,3 % [3].

Ш £ На территории Краснодарского края есть большое количество машиностроительных, металло-

обрабатывающих, химических заводов, но лидирующей производственной отраслью региона является нефтедобыча. На территории края расположено около 150 крупных, средних и мелких нефтяных месторождений.

Современные процессы хозяйствования, связанные с размещением источников загрязнения, приводят к повышению уровня концентрации опасных веществ в естественных водоемах. Этот фактор усугубляется за счет недостаточной степени очистки выбрасываемых в Черное море сточных вод. Несмотря на процедуры биологической обработки, в воде могут оставаться нитриты и фосфаты, которые негативно воздействуют на микрофлору, способствуя накоплению и развитию микроводорослей [3, 4]. Представленные эффекты в разы усиливаются за счет недостаточной степени развития канализационных сетей, имеющих высокую степень коррозии, вместе с неэффективностью их функционирования [5]. Как следствие, морское побережье загрязняется, что влияет и на состояние экосистемы, истощаются рыбные запасы.

Особенности климатического пояса также оказывают влияние на внутреннюю загрязненность региона. Воздушный бассейн края обладает низкой рассеивающей способностью, что не позволяет за счет влияния атмосферы снижать выбросы некоторых веществ на природном уровне. Транспортные средства становятся вследствие данного фактора одним из значительных источников загрязнения окружающей среды. В воздухе Краснодара, Новороссийска и Сочи можно найти оксид углерода, азота, углеводороды, а также другие вредные вещества,

включая тяжелые металлы и сажу. Однако, обращаясь к причинам постоянного увеличения количества выбросов, приходящихся на автотранспортные средства, необходимо отметить, что основным фактором является эксплуатация старых машин, в том числе с применением неэкологического низкокачественного бензина и дизельного топлива [6].

В дополнение к описанным факторам необходимо отметить влияние сельскохозяйственной отрасли, которая зачастую нерационально использует такие загрязняющие вещества, как пестициды, гербициды и др. Все это приводит к снижению качества земляных ресурсов, уплотнению почвы, снижению ее водопроницаемости, а также невозможности полного поглощения направляемого удобрения. В результате больше половины удобрений и прочих веществ попадает в сточные воды, из которых затем приходит в близлежащие реки, озера и море.

Авторами был осуществлен анализ данных, связанных с оценкой степени загрязненности Краснодарского края по различным источникам воздействия, среди которых были выделены: транспорт, электроэнергетические станции, нефтеперерабатывающие заводы, топливно-химические предприятия и комплексы, отрасль строительства, сельское хозяйство, а также отдельное место заняли порты, которые становятся источником концентрации ранее

перечисленных факторов, оказывающих негативное воздействие [7, 8] (рис. 1).

В связи с вышеизложенным мероприятия, ориентированные на реализацию природоохранных функций, являются значимыми на современном этапе развития общественных отношений [9]. При этом особое значение следует уделять вопросам духовно-нравственного воспитания будущих поколений. Современные дети нуждаются в объяснении последствий экологических проблем и необходимости соблюдения мероприятий, ориентированных на охрану окружающей среды. Важным становится совершенствование процессов охраны особо охраняемых природных территорий. Поэтому необходимо сформировать у людей всех поколений, с особым вниманием к детям, четкие представления о территориальной охране природы как важнейшей форме сохранения биологического и ландшафтного разнообразия [9].

В качестве превентивной меры, купирующей нарастающие экологические риски, авторами рассмотрено строительство научно-образовательных комплексов экологической направленности с применением «зеленых» технологий. Цель их создания на территории края и других регионов России — улучшение качества атмосферы, проведение обучающих бесед, семинаров, конференций о правильном

Рис. 1. Экологическая оценка территории Краснодарского края Fig. 1. Ecological assessment of the Krasnodar Territory

< П

iH k к

G Г

О 2

0 CO § CO

1 О

У 1

J to

^ I

n °

О 3 o

zs (

О i n

§ 2 n 0

О ¡6 > ®

§ (

О )

D

® 00

OS В ■ T

S У

с о <D К ,,

О О 10 10 U W

подходе к окружающей среде, а также обеспечение дополнительного мониторинга окружающей среды. В нем можно будет организовать исследовательскую деятельность по эколого-краеведческому и духовно-нравственному воспитанию в рамках изучения объектов особо охраняемых природных территорий [10].

Основополагающим целевым ориентиром при строительстве научно-образовательных комплексов экологической направленности становится возможность уравнивания отношений между человеком и окружающей природой с возможностью установления гармоничного отношения в системе «человек и природа», а также приобретения статуса ответственного лица со стороны человека. В таком случае он занимает активную позицию и выступает в качестве защитника. Фактически формируемая «зеленая» среда связана не только с возможностью обеспечения контакта с природой, но и с необходимостью приобщения к культуре природы, экологическому воспитанию, формированию понимания необходимости заботы о природе, ее поддержании и снижении негативного влияния [11]. Главной целью образовательной деятельности в таких учреж-м м дениях становится формирование совокупных объ-

о о емов знаний, умений и навыков, необходимых для N N

^ ^ нормальной жизнедеятельности без разрушитель* 0) ного влияния на экологию. В процессе познания > 3 ребенок и даже взрослый получает особый опыт со-3 ~ знательного природопользования, взаимодействия ® с природой, получения «отдачи» от нее. Проявляет-^ ш ся этичность и учет всех необходимых для построе-2 з ния хороших взаимоотношений с природой условий

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о т

I- духовно-нравственного, творческого и интеллекту-

А. • ального развития. Таким образом, акцент делается

Л _|5 на эмоциональной связи человека с природой. Все

О ф это подчеркивает высокую значимость экологиче-

§ ского образования и воспитания, которые ложатся

со в основу течения образовательных процессов мно-

§ |= гих стран [12].

сЗ § Вопрос экологизации просветительских учреж-

от дений решается по-разному. Лидерами в этой области С/5 Е

— становятся страны Европы и США. Россия же обла-Е о дает средним уровнем экологизации образовательных 6Ь с пространств. К числу основных причин здесь можно со отнести низкую степень информированности о на-9 [= правлении экологизации, отсутствие мотивации лю-§ ° дей к изменениям, атакже снижение качества и потерю II актуальности всех ранее разработанных и существую-от § щих стандартов качества, которые не учитывают доТ ^ статочно значимые критерии [13].

* А

■I О МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ к ®

~ С целью выявления архитектурно-простран-

¡3 ственных и функционально-технологических осо-

СО бенностей были проанализированы образовательные и научные центры экологической направленности ряда

стран. Полученные данные представлены на рис. 2, 3 и в таблице. Анализ опыта проектирования научных и образовательных центров экологической направленности позволил установить, что основным их отличием является многофункциональность. Большую часть экстерьеров представляют собой живые изгороди с открытыми учебными пространствами, небольшими эко-фермами/грядками, где с посетителями проводятся занятия, на которых рассказывают о важности выращивания овощей и фруктов, а также прививают любовь к природе [14, 15].

Анализ позволил выявить функциональный состав комплексов, представленный следующими зонами:

1) научно-исследовательская (лаборатории, мастерские, слайдотеки, компьютерные помещения для исследовательских задач, библиотеки для научных работников);

2) учебно-познавательные (учебные классы, библиотеки, помещения для мастер-классов, специализированные музеи, лекционные залы);

3) развлекательно-досуговая (кафе, рестораны, помещения для проведения мероприятий, зоны общения);

4) музейно-демонстративная (экспозиционные залы для постоянных экспозиций), выставочные залы (для периодических выставок), фондохранилища, рабочие помещения сотрудников музея, служебные помещения);

5) рекреационная зона (учебные места на свежем воздухе, места для общения и отдыха);

6) вспомогательная (служебные и административные помещения, комнаты для переговоров).

Главные функциональные зоны — научно-исследовательская, музейно-демонстративная и учебно-познавательная. Установлено, что контекстом окружения центров может служить либо сложившаяся застройка (82 % из рассмотренных примеров), либо природная среда (18 % из рассмотренных примеров). Установлено, что здания экологической направленности позволяют всем посетителям понять важность устойчивого образования и тесно общаться с природой [16].

Учитывая потенциал городских зеленых насаждений выступать в качестве условий для укрепления здоровья, необходимо обобщить имеющиеся фактические данные, определяющие, где это возможно, основные механизмы, способствующие как негативным, так и позитивным последствиям для здоровья городских зеленых насаждений. Также необходимо обобщить существующие представления о характеристиках городских зеленых насаждений.

Существующая зависимость между объемами зеленого пространства и показателями, характеризующими здоровье человека, выражается посредством нескольких основных направлений:

1) повышение качества воздуха;

2) развитие физической активности жителей;

Рис. 2. Архитектурно-пространственные особенности образовательных и научных центров экологической направленности (научные центры)

Fig. 2. Architectural and spatial features of educational and scientific centers of ecological orientation (research centers)

3) снижение влияния стрессовых факторов на жизнедеятельность современного человека;

4) увеличение показателей сплоченности общества вокруг преодоления сложившихся экологических проблем.

В совокупности данные направления образуют механизм развития человеческого здоровья. При этом ряд факторов, зависящих напрямую от текущего состояния окружающей среды, выступают в качестве способа обеспечения компенсирующего эффекта от отсутствия какого-либо из вышеизложенных четырех компонентов.

< п

iH k к

G Г

О 2

o n

1 о

y 1

J со n

О 3 o

=! (

О i n

о

CO СО

На примере современных образовательных центров можно подчеркнуть, что внедрение элементов «зеленой» архитектуры, в которой процесс обучения фактически интегрирован в природу, позволяет взаимодействовать с природными элементами в их натуральном виде, что, как следствие, повышает уровень эмоционального контакта, формирует неразрывную взаимосвязь между человеком и природой. В результате долгосрочного влияния данного фактора повышается уровень физической активности посетителей данного комплекса, растут показатели психического здоровья. Подобные об-

§ 2 § 0

о ¡6

A го > ®

§ ( £9

о )

® о

оо в ■

s □

S у с о DD К

22 О о 10 10 U W

(О (О

N N

О О

N N

¡г ai

U 3

> (Л

С И

U оо

. r

« flj j

<u <u

О £

---' "t^

о

о У

8 «

z ■ i

w 13

со IE

E о

CL° ^ с

ю о

S «

о E

CO ^

CO

со

■S

I ^

О tn

Рис. 3. Архитектурно-пространственные особенности образовательных и научных центров экологической направленности (образовательные центры)

Fig. 3. Architectural and spatial features of educational and scientific centers of ecological orientation (educational centers)

разовательные организации можно рассматривать в качестве инновационных, что исходит из учета целого комплекса факторов при строительстве: от природного ландшафта до характерных элементов подобных территорий с применением «зеленых» крыш, вертикального озеленения [17].

В архитектурно-планировочном решении большинство рассмотренных зданий имеют этажность от двух до пяти этажей. Внутри зданий располагаются пространства для отдыха или занятий на свежем воздухе. Все здания имеют зеленую кровлю, которая служит в качестве изоляции и затенения,

а сточные воды перерабатываются для полива насаждений и обслуживания санузлов. Растения комплекса образуют единую живую систему и несут экологическую функцию — поглощение пыли, выбросов СО2 и дождевой воды. В отделке фасадов и интерьерах присутствуют элементы из натурального дерева (разноцветные панели из массива, устойчивого поперечного бруса и др.). В объемно-планировочном решении центров учитываются новейшие требования по безопасности и доступности для маломобильных групп посетителей [18, 19].

Функционально-технологические особенности образовательных и научных центров экологической направленности Functional and technological features of educational and scientific centers of ecological orientation

Общие данные General data

Краткое описание Short description

Применение технологий Application of technologies

Функциональное решение Functional solution

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Экоцентр

(энергосберегающее здание)

«Экологическая

арена»,

Швейцария

Ecological Center

(energy-saving

building)

"Ecological Arena", Switzerland

Просветительская функция, защита окружающей среды. Расположение в структуре города Educational function, environmental protection. Location in the structure of the city

• фотоэлектрические панели;

• крыша состоит

из теплоизоляционных балок коробчатого сечения;

• бетонное стержневое охлаждение в потолках;

• фотоэлектрическая система, встроенная в крышу

• photovoltaic panels;

• the roof consists of box-shaped thermal insulation beams;

• concrete core cooling in ceilings;

• photovoltaic system built into the roof

• центр экологических компетенций;

• образовательные пространства;

• выставочный зал;

• экскурсионное бюро;

• парковочные места (подземные);

• место для проведения торжественных мероприятий;

• ресторан;

• концертный зал;

• помещения для мастер-классов

• environmental competence Center;

• educational spaces;

• exhibition hall;

• tour desk;

• parking spaces (underground);

• a place for celebrations;

• restaurant;

• concert hall;

• premises for master classes

Экоцентр

«Природа Халтии», Финляндия Eco-center "Nature of Haltia", Finland

В комплексе предоставлены выставочные площади, рестораны и конференц-зал, кафе, учебные классы, научные лаборатории, офисы. Расположение на окраине города The complex provides exhibition areas, restaurants and a conference hall, cafes, classrooms, scientific laboratories, offices. Location on the outskirts of the city

• в деревянный фасад встроены экспансивные стеклянные витражи;

• для обогрева используются геотермальные скважины;

• для электроэнергии — солнечные батареи;

• крыша здания — зеленая кровля с фотоэлектрическими панелями;

• крыша состоит из коробчатых теплоизоляционных балок;

• охлаждение бетонной сердцевины в потолках;

• фотоэлектрическая система, встроенная в крышу

• expansive glass stained glass windows are built into the wooden facade;

• geothermal wells are used for heating;

• for electricity — solar panels;

• the roof of the building is a green roof with photovoltaic panels;

• the roof consists of box-shaped thermal insulation beams;

• cooling of the concrete core in the ceilings;

• photovoltaic system built into the roof

1 выставочный зал; 1 выставочные площадки; 1 конференц-зал; 1 кафе, рестораны; 1 образовательные пространства; лаборатории;

1 помещения для мастер-классов 1 exhibition hall; 1 exhibition venues; 1 conference room; 1 cafes, restaurants; 1 educational spaces; labs;

premises for master classes

< П

о е

u> t

i

3 О W

с

0 со § CO

1 О y 1

J со

u-

^ I

n °

О 3 o

zs (

О i о §

§ 2 n g

о 6

A ГО

r 6 t (

CD CD

Экоцентр «Нуви ат», r. Белоярский, Россия Eco-center "Nouvi at", Beloyarsky, Russia

Комплекс помещений для администрации уникального природного парка «Нумто», функция культурного центра, добавлена музейная функция для создания экспозиции, посвященной природе края. Расположение на окраине города A complex of premises for the administration of the unique natural park "Numto", the function of a cultural center, a museum function has been added to create an exposition dedicated to the nature of the region. Location on the outskirts of the city

• фотоэлектрические панели;

• встроены экспансивные стеклянные витражи

• photovoltaic panels;

• expansive glass stained glass windows are built in

• выставочный зал/ экспозиционные залы;

• экскурсионное бюро; помещения для мастер-классов

• exhibition hall/exhibition halls; tour desk;

• premises for master classes

l С

3

e

Ю DO

■ T

s У с о DD К

,,

M 2 О О 10 10 U W

Продолжение табл. / Continuation of the Table

Общие данные Краткое описание Применение технологий Функциональное решение

General data Short description Application of technologies Functional solution

Образовательный Комплекс здний, связанных • фотоэлектрические панели; • центр экологических

комплекс между собой теплицами, внутри • солнечные батареи; компетенций;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

«Экориум» которых воссозданы биомы • наличие учебных зон на улице • образование;

Национального различных климатических • photovoltaic panels; • выставочный зал;

экологического зон земли: субтропики, • solar panels; • экскурсионное бюро;

института, Средиземноморье, умеренный • availability of training areas on • помещения для мастер-классов;

Корея пояс и Антарктика с ее the street • ботанические сады

"Ecorium" обитателями — пингвинами. • environmental competence

Educational Complex Расположение на окраине города center;

of the National A complex of buildings connected • education;

Ecological Institute, by greenhouses, inside which • exhibition hall;

Korea biomes of various climatic zones of • tour desk;

the earth are recreated: subtropics, • premises for master classes;

Mediterranean, temperate zone and • botanical gardens

Antarctica with its inhabitants —

penguins. Location on the outskirts

of the city

Начальная школа Интегрирует обучение • солнечные батареи; • центр обучения и воспитания

в г. Хаслев и воспитание детей • наличие учебных зон на улице экоустойчивости (начальные

на 550 учеников, с экоустойчивостью, являясь • solar panels; классы);

Дания низкоэнергетическим зданием • availability of training areas on • учебные зоны на открытом

Elementary school первого класса the street воздухе;

in Haslev Integrates the education and • игровые площадки

for 550 students, upbringing of children with eco- • eco-sustainability training and

Denmark sustainability, being a low-energy education center (primary classes);

first-class building • outdoor study areas;

• playgrounds

Средняя школа Экологически чистая школа. • озеленение кровель зданий; • центр обучения, в том числе

Марселя Сембата Проект представляет собой • стекло и полупрозрачный для учеников со слабым

в Соттевиль-ле-Руан, расширение средней школы поликарбонат на фасаде здоровьем;

Франция Eco-friendly school. The project is • solar panels; • мастерские;

Marcel Sembat High an extension of a secondary school • availability of training areas on • учебные помещения

School the street промышленных технологий;

in Sotteville-le-Rouen, • учебные зоны на улице;

France • помещения для мастер-классов;

• игровые площадки;

• библиотека;

• парковая зона

• training center, including for

students with poor health;

• workshops;

• industrial technology training

facilities;

• study areas on the street;

• premises for master classes;

• playgrounds;

• library;

• park area

Зеленая школа, Частный международный • вся конструкция из экологического • центр обучения и воспитания

Бали детский сад и старшая школа. бамбука; экоустойчивости;

Green School, Школа состоит из четырех • система выработки энергии; • наличие учебных зон

Bali учебных кварталов — ранние • солнечные батареи; на открытом воздухе;

годы, начальная школа, средняя • мини-гидрогенераторы • спортивные залы;

школа и старшая школа. • the whole structure is made of • общежитие;

Расположение в центре города ecological bamboo; • кафе

Private international kindergarten • energy generation system; • center for training and education

and high school. The school • solar panels; of environmental sustainability;

consists of four academic blocks — • mini hydro generators • availability of outdoor study

early years, elementary school, areas;

middle school and high school. • gyms;

Location in the city center • hostel;

• cafe

(О (О

N N

О О

N N

¡г ai

U 3

> (Л

с и

U оо

00

о н

<u <u

О ё

<л ю

О (Л №

(Л "

от Е

Е о ^ с

ю о

S ц

о Е

СП ^ т- ^

Окончание табл. / End of the Table

Общие данные General data

Краткое описание Short description

Применение технологий Application of technologies

Функциональное решение Functional solution

Начальная школа, Франция

Elementary school, France

Пример интеграции учебных и рекреационных функций. Расположение в центре города An example of the integration of educational and recreational functions. Location in the city center

• озеленение кровель зданий;

• фасады состоят из панелей из натурального дерева;

• учебный атриум с прозрачной стеной, куда попадают солнечные лучи

• greening of roofs of buildings;

• the facades consist of panels made of natural wood;

• an educational atrium with

a transparent wall where the sun's rays fall

• центр обучения и воспитания экоустойчивости;

• спортивные залы;

• рекреационная зона;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• библиотека;

• игровые площадки

• center for training and education of environmental sustainability;

• gyms;

• recreational area;

• library;

• playgrounds

Школа искусств, дизайна

и средств массовой информации, Сингапур School of Art, Design and Media, Singapore

Органическая форма, вписанная в структуру ландшафта, и применение высоких технологий символизируют творческий характер здания школы искусств, дизайна и средств массовой информации в Сингапуре

The organic form, inscribed in the structure of the landscape and the usage of high technology symbolize the creative nature of the building of the School of Art, Design and Media in Singapore

• стеклянный фасад поглощает солнечную и тепловую нагрузку здания;

• озеленение кровель зданий;

• система сбора дождевой воды;

• использование экологического освещения

• the glass facade absorbs the solar and thermal load of the building;

• greening of roofs of buildings;

• rainwater collection system;

• the use of environmental lighting

• обучение;

• спортивные залы;

• рекреационная зона;

• библиотека

• training;

• gyms;

• recreational area;

• library

< П

ф е

Спиральный детский сад с фермой, Вьетнам

Spiral kindergarten with farm, Vietnam

Экологичный детский сад, расположенный рядом с большой фабрикой обуви и рассчитанный на 500 детей работников завода. На территории находится собственная плантация, где выращивают овощи Eco-friendly kindergarten, located next to a large shoe factory and designed for 500 children of factory workers. On the territory there is a private plantation where vegetables are grown

• сельскохозяйственные участки на зеленой кровле;

• озеленение кровель зданий;

• естественная вентиляция помещений;

• наличие учебных зон на улице

• agricultural plots on a green roof;

• greening of roofs of buildings;

• natural ventilation of the premises;

• availability of training areas on the street

• центр обучения и воспитания экоустойчивости;

• спортивные залы;

• рекреационная зона;

• библиотека;

• игровые площадки

• center for training and education of environmental sustainability;

• gyms;

• recreational area;

• library;

• playgrounds

(Л t 3

3

G) (Л

с

0 С/з § С/3

1 О y 1

J CD

u-

^ I

n °

О 3 o

=s (

О i о §

E w § 2

n g

о 6

Г œ t ( an

CD CD

Штаб-квартира

Международного

олимпийского

комитета (МОК),

Швейцария

Headquarters

of the International

Olympic Committee

(IOC),

Switzerland

Штаб-квартира Международного олимпийского комитета в Лозанне. 95 % материалов во время строительства были использованы повторно или переработаны, в том числе бетон, ставший основой фундамента нового здания. 95 % отходов, оставшихся при строительстве Олимпийского дома, также отправились в переработку. Крыша здания выполнена в виде голубя мира и снабжена солнечными панелями The headquarters of the International Olympic Committee in Lausanne. 95 % of the materials used in the construction were reused or recycled, including concrete, which became the foundation of the foundation of the new building. 95 % of the waste remaining during the construction of the Olympic House was also recycled. The roof of the building is made in the form of a dove of peace and is equipped with solar panels

• стеклянный фасад поглощает солнечную и тепловую нагрузку здания;

• озеленение кровель зданий;

• система сбора дождевой воды;

• лампы светодиодные,

за потреблением энергии следят датчики;

• принцип теплового насоса

• the glass facade absorbs the solar and thermal load of the building;

• greening of roofs of buildings;

• rainwater collection system;

• LED lamps, sensors monitor energy consumption;

• the principle of the heat pump

• конференц-центр;

• выставочное помещение;

• кафетерий;

• спортивный зал;

• реареационная зона;

• подземная парковка

• the glass facade absorbs the solar and thermal load of the building;

• greening of roofs of buildings;

• rainwater collection system;

• LED lamps, sensors monitor energy consumption;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• the principle of the heat pump

l С

3

e

Ю DO

■ T

s У с о DD К

,,

M 2 О О 10 10 U W

Следует выделить четыре типа озеленения зданий рассмотренных научных и образовательных комплексов:

1) на фасаде;

2) на кровле;

3) в интерьере;

4) во внутреннем пространстве (двор, сад) (рис. 4).

Выявлены основные принципы проектирования «зеленых» пространств в зданиях экологической направленности научных и образовательных центров (рис. 5).

(О (О

N N

О О

N N

к ai и з

> (Л

с и ta «о

« (U j

ф ф

О ё —■

о

о У

S с 8 «

™ . I

от « от Е

Е о ^ с

ю о

S ц

о Е с5 °

СП ^ т- ^

от от

S2 =3

I

ïl

О (О

Рис. 4. Схемы озеленения научно-образовательных комплексов Fig. 4. Landscaping schemes of scientific and educational complexes

Рис. 5. Основные принципы проектирования «зеленых» пространств в зданиях экологической направленности научных и образовательных центров

Fig. 5. Basic principles of designing "green" spaces in buildings of ecological orientation of scientific and educational centers

Выявлены основные типы планировочных схем научно-образовательных комплексов. Их можно разделить на три типа: зальный, ячейковый и ячей-ково-зальный (или смешанный) [20]. В ходе анализа существующей практики установлен еще один тип планировочной схемы, которая ранее не была ранее официально классифицирована — биоморфная или биоморфологическая, выполняемая на основе форм живых организмов. Ее отличительной особенность является наличие в функционально-планировочном решении элементов ядра.

Особым отличием обычных многофункциональных центров от образовательных учреждений экологической направленности является воплощение в их архитектуре технологических решений, отвечающих принципам устойчивого развития [21-24]. К ним относятся:

1) геотермальные скважины и тепловые насосы для обогрева в холодный период и летом для охлаждения;

2) фотоэлектрические панели или ветряные мельницы для получения энергии;

3) зеленая кровля для обеспечения эффективности теплоснабжения, защиты здания от воздействия ветра, атмосферных осадков и температурных колебаний служит в качестве дополнительного источника кислорода и места отдыха;

4) система сбора дождевой воды для очистки и использования;

5) применение энергоэффективных и экологичных окон;

6) использование дерева во внутренней и внешней отделке.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

На основании анализа экологической ситуации Краснодарского края выбрано место размещения научно-образовательного центра экологической направленности — Имеретинская низменность, г. Сочи. Были учтены такие факторы, как экологическая обстановка города и района, физико-географические условия, климат, инженерно-геологические изыскания, антропогенная нагрузка, функциональ-

ное зонирование территории в радиусе 10 км, транспортная доступность, пропускная способность территории, возможность размещения и эксплуатации возобновляемых источников энергии и других современных технологий.

В основу концептуального проектирования научно-образовательного центра экологической направленности легли следующие принципы: экологическая устойчивость, социальная эффективность, эстетичность, культурно-досуговая и образовательная ценность, инновационность. Предложенный проект предполагает формирование комплексной модели обеспечения «зеленой» устойчивости, включающей учет климатических особенностей. Обучающиеся смогут получать все необходимые экологические навыки на ранних этапах развития [25].

Архитектурная концепция центра заключается в создании современного инновационного научно-образовательного сооружения с рекреационной зоной. Новое общественное здание расширит публичное пространство города, увеличит привлекательность, заинтересованность людей в бережном отношении к природе. У туристов и местных жителей появится возможность получения полезных знаний по экологии, биологии, ботаники, химии и другим предметам. Комплекс может стать центром экологического мониторинга и восстановления экосистемы Черного моря (рис. 6) [26].

Была разработана биоморфологическая планировочная структура центра, основа построения которой заложена природой. За биоаналог принят живой организм — инфузория-туфелька, в центре которого ядро, состоящее из главного вестибюля и распределительной зоны (рис. 7, 8) [27].

Проектом предусмотрены пять главных функциональных зон помещений центра со следующим процентным соотношением по площадям:

1) научно-исследовательская — 25 %;

2) учебно-познавательная — 50 %;

3) музейно-демонстративная — 10 %;

4) развлекательно-досуговая — 5 %;

5) вспомогательная — 10 %.

Научно-исследовательская зона включает научно-исследовательские лаборатории, мастерские,

< П

iH *к

G Г

0 С/з § С/3

1 2 У 1

J со

u-

^ I

n ° o

з (

о i

о §

§ 2 n 0

о 6

r 6 С Я

h о

Рис. 6. Общий вид научно-образовательного комплекса экологической направленности в г. Сочи Fig. 6. General view of the scientific and educational complex of ecological orientation in Sochi

План 1-го этажа План 2-го этажа План 3-го этажа

Ground floor plan Second floor plan Third floor plan

Рис. 7. Планировочное решение научно-образовательного комплекса экологической направленности в г Сочи Fig. 7. Planning solution of the scientific and educational complex of ecological orientation in Sochi

W (0

N N

О О

N N

¡г <D

U 3

> (Л

с и

U oo

. r

« д. j

<D <U

О £

---' "t^

о

о <£

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3 «

™ . I

w is

со IE

E о

CL° ^ с

ю о

s ц

о E a> ^

CO CO

■s £

il

О (0

Рис. 8. Архитектурная концепция научно-образовательного комплекса экологической направленности в г. Сочи. Фасады Fig. 8. Architectural concept of the scientific and educational complex of ecological orientation in Sochi. Facades

слайдотеки, компьютерные помещения, библиотеку. В данной зоне могут быть расположены некоторые административные, а также вспомогательные и технические помещения. Здесь решаются следующие задачи: проведение лабораторных анализов проб воды, воздуха, почв. Осуществляется экологический мониторинг г. Сочи [28].

Учебно-познавательная зона создана с целью обучения населения всех возрастов экологической грамоте. Данная функция является основной. В структуре функциональной зоны расположены учебные пространства, лекционные и мультимедийные залы. Основные функции данной группы помещений — обучение младших и старших возрастных групп посетителей, демонстрация экспозиций, проведение лекций, мастер-классов и т.д. [29].

Музейно-демонстративная зона включает: экспозиционные залы для постоянных экспозиций, выставочные залы для периодических выставок, фондохранилища, рабочие помещения сотрудников музея, служебные помещения.

Развлекательно-досуговая зона. Здесь размещена зона общения, помещение для проведения торжественных мероприятий, кафе здорового питания, сувенирные, помещения для отдыха и рекреация.

Вспомогательная зона. В нее входят служебные и административные помещения, гардеробные, с/у, инвентарные, технические помещения (сортировка и хранение отходов), технические этажи, где располагаются инженерные системы и оборудование для поддержания и эксплуатации солнечны панелей и др.

Проектом предусмотрено снижение объема потребляемой энергии комплекса внедрением системы повторного использования воздуха. Формирование микроклимата в помещении достигается зонированием помещений с последующим внедрением систем независимого поступления воздуха с использованием кондиционеров. В проекте предусмотрена современная система геотермальных скважин с тепловыми насосами. Она позволяет экономить получаемую энергию, необходимую для обогрева и охлаждения здания, примерно в пятикратном размере. В здании применяется скрытая система сбора, очистки и подачи дождевой воды. Данная система позволяет получить почти полную автономность для обеспечения нужд здания как технической, так и питьевой водой. Внедрение же солнечных панелей в здании предполагает их расположение на кровле и в некоторых местах на стенах здания. Система может быть адаптирована под однофазное напряжение (220 В). Представленный механизм позволяет получать экологически чистую энергию, что к тому же позволяет экономить на электропотреблении из внешних сетей. Кроме того, в схему сооружения внедряется система автоматизированного паркинга. Она предполагает возможность размещения в подземном пространстве отдельного сооружения с системой, контролирующей движение автомобилей к местам парковки. Проектом исключены системы выезда и въезда в здание, пандусы, площадки для разворота, лифты и др. дополнительные элементы. Автопарковка вынесена на периферийную часть участка.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ И ОБСУЖДЕНИЕ

Повышенный уровень загрязнения Краснодарского края обусловлен выбросами в атмосферу вредных веществ автомобильным и авиационным транспортом, производствами, неудовлетворительным состоянием очистных сооружений, вредным воздействием ТЭС и ТЭЦ. Отсутствуют современные системы по очистке и фильтрации выбросов в атмосферу и сбросу сточных вод, малоразвиты современные предприятия с использованием экосистем. Как следствие — необходимость развития экологических научно-образовательных центров.

Предложенные принципы формирования центров с учетом смешанной функциональности позволят решить разнообразные задачи: создание учебного процесса с экологическим уклоном для привлечения внимания населения к различным проблемам с обучением методам и возможностям решений задач, проведение лабораторных анализов с целью изучения экологической обстановки в регионе с возможностью отбора проб и анализом проблем и методов их решений.

Анализ зарубежного и российского опыта проектирования центров экологической направленности позволил установить общие черты по функциональному построению зданий с элементами устойчивой архитектуры, применению современных систем сбережения энергоресурсов и воды. В условиях современных требований к зданиям используются новейшие и перспективные технологические решения, такие как фотоэлектрические панели, геотермальные скважины с системой теплового насоса, водосбор дождевой воды с системой ее очистки, современные системы организации климата в здании.

Малочисленность комплексов экологической направленности подтверждается на уровне мировой практики, что напрямую говорит о востребованности такого формата учреждений. Изучение и анализ опыта проектирования подобных комплексов дает понимание о необходимости их всестороннего комплексного развития в условиях современной архитектуры с симбиозом инновационных технологий. Предложенная концепция научно-образовательного центра для г. Сочи может быть использована в качестве аналога при строительстве в других городах России.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Остафийчук Ю.А. Инструменты развития и повышения конкурентоспособности территории Краснодарского края // Молодой ученый. 2018. № 2 (188). С. 69-71.

2. Соколова Т.Г., Ярмонова Е.Н. Основные направления преодоления экологических проблем Краснодарского края // Развитие природоохранной системы и экологии города : мат. регион. науч.-практ. мол. интернет-конф. Армавир, 2017. С. 203-207.

3. Симко Н.С., Дюндина О.С. Влияние человеческой деятельности на ОПС на примере Южного федерального округа // Интеллектуальный потенциал XXI века: ступени познания. 2011. № 5-1. С. 47-49.

4. Боброва О.Ю. Современное состояние, проблемы и перспективы развития нефтяной и газовой промышленности Краснодарского края // Молодой ученый. 2013. № 8. С. 158-162.

5. Казачинский В.П., Маймула Г.В. Основные экологические проблемы рекреационно-туристских зон Кубани // Научный вестник Южного института менеджмента. 2014. № 3. С. 58-62.

6. Дегодя Е.Ю., Мальцев Е.В. Влияние автомобильного транспорта на окружающую среду // Современные проблемы транспортного комплекса России. 2016. № 6 (1). С. 34-37.

7. Лукашевич О.А., Хамдиев И.Ю., Васильев М.В. Негативное экологическое влияние аэропортов на окружающую местность // Новые импульсы развития: вопросы научных исследований : сб. ст. VI Междунар. науч.-практ. конф. в 2-х частях. Саратов, 2020. С. 16-20.

8. Иванова А.Р. Влияние авиации на окружающую среду и меры по ослаблению негативного воздействия // Труды Гидрометеорологического научно-исследовательского центра Российской Федерации. 2017. № 365. С. 5-14.

9. Назаревский Д.А., Мордасова А.А., Елисеева Н.В. Особо охраняемые природные территории Краснодарского края // Естественно-гуманитарные исследования. 2017. № 16 (2). С. 31-35.

10. Акатов В.В., Акатова Т.В., Бибин А.Р. Природные комплексы Имеретинской низменности: биологическое разнообразие, созологическая значимость, рекомендации по сохранению. Краснодар : ООО «Копи-Принт», 2009. 93 с.

11. Кулагин А.Ю., Косихина Ю.К. Зеленые насаждения для поддержания здорового образа жизни // Молодой ученый. 2020. № 20 (310). С. 472-474.

12. Сухинина Е.А. Об экологических нормативах в архитектурно-градостроительном проектировании // Вестник Оренбургского государственного университета. 2014. № 1 (162). С. 211-217.

< п

8 8 i н

G Г

o С/з § С/3

У 1

J со

u-

^ I

n ° o

з (

2 i о §

§ 2

n 0 2 6 r 6 t (

CD )

D

® 00

CO В ■ £

s У с о <D К

,,

О О 2 2 W W

(О (О

сч N

о о

N N

¡É ai

U 3

> 1Л

с и

2 "i

ta «o .

« ai j

<D <u

O í¿ —■

o

o y

s с 8 «

z ■ i w ? со IE

E o

CL° ^ с

ю o

S «

o E en ^

со со

> i

i ^

o iñ

13. Османова М.А. Применение зеленых стандартов в России: проблемы и перспективы // Теория и практика современной науки. 2019. № 12 (54). С. 335-341.

14. Popov A.V. Ecological optimization of the architectural environment of higher education institutions in Moscow. The use of phyto-metal structures // Advanced Materials Research. 2014. Vol. 869-870. Pp. 162-166. DOI: 10.4028/www.scientific.net/ AMR.869-870.162

15. Иванова А.П., Крадин Н. Объекты образования на Дальнем Востоке. Историко-архитектур-ный очерк дальневосточных учебных заведений // Проект Байкал. 2008. № 18. С. 154-157. URL: https:// projectbaikal.com/index.php/pb/issue/view/18/88

16. Григорьева Е.И. Особенности развития архитектуры школьных зданий в исторической части Иркутска и его новых районах // Проект Байкал. 2008. № 18. С. 126-131. URL: https://projectbaikal. com/index.php/pb/issue/view/18/88

17. Popov A.V., Melnikova I.B., Slepchenko A.N. The main historical development stages of accessible green roofs in the urban environment // Amazonia Investiga. 2019. Vol. 8 (23). Pp. 406-418.

18. Melnikova E., Lepert M., Popov A., Sorokoy-mova T. Adapting urban areas for people with limited mobility // E3S Web of Conferences. 2019. Vol. 97. DOI: 10.1051/e3sconf/20199701033

19. Лидин К.Л., Григорьева Е.И. Министры, архитекторы и школьный травматизм // Проект Байкал. 2008. № 18. С. 118-120. URL: https://projectbaikal. com/index.php/pb/issue/view/18/88

20. PopovA.V., Syrova O.I. University campuses in Russia: architectural and urban development typology // Nexo Revista Científica. 2021. Vol. 34 (06). Pp. 1826-1839. DOI: 10.5377/nexo.v34i06.13172

21. Finogenov A.I., Popov A.V. Problems of architectural and space-planning design of urban facilities for industrial and utility purposes (By the example

Поступила в редакцию 20 февраля 2023 г. Принята в доработанном виде 2 марта 2023 г. Одобрена для публикации 23 марта 2023 г.

Об авторах: Антон Андреевич Коста — кандидат архитектуры, доцент кафедры архитектуры; Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет (НИУ МГСУ); 129337, г. Москва, Ярославское шоссе, д. 26; РИНЦ ID: 663481, Scopus: 57222406509, ResearcherlD: ADI-4375-2022, ORCID: 0000-0002-4548-8359; KostaAA@mgsu.ru;

Анастасия Александровна Семина — ведущий архитектор; Монолитное строительное управление-1 (МСУ-1); 105082, г Москва, ул. Ольховская, д. 49; An.seminaa@gmail.com.

Вклад авторов:

Коста А.А. — научное руководство, научное редактирование текста.

Семина А.А. — идея, сбор материала, обработка материала, написание исходного текста, итоговые выводы. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

of Moscow) // International Journal of Engineering and Advanced Technology. 2019. Vol. 8. Issue 6. Pp. 975-979. DOI: 10.35940/ijeat.F8260.088619

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

22. Bondarev B.A., Sychev A.Y., Kosta A.A. Research of fiberglass polymer concrete switch bars on endurance under cyclic loading // Lecture Notes in Civil Engineering. 2021. Vol. 147. Pp. 321-327. DOI: 10.1007/978-3-030-68984-1_43

23. Korneeva A.O., Bondarev B.A., Kosta A.A., Meshcheryakov A.A., Bondarev A.B. Optimization of mixture compound for additive technologies // Lecture Notes in Civil Engineering. 2022. Vol. 282. Pp. 469476. DOI: 10.1007/978-3-031-10853-2_44

24. Timina A., Yanova R., Popov A., Sorokoumo-va T. Modern translucent materials and their impact on architectural forming // E3S Web of Conferences. 2019. Vol. 97. DOI: 10.1051/e3sconf/20199701035

25. Чеботарёва Т.Ю. Детские сады // Проект Байкал. 2008. № 18. С. 122-126. URL: https:// projectbaikal.com/index.php/pb/issue/view/18/88

26. Литвинов Б. Т. Наука и образование в городе // Проект Байкал. 2008. № 18. С. 103-105. URL: https://projectbaikal.com/index.php/pb/issue/view/18/88

27. Kosta A.A. Formation of the architecture of developing business centers in special economic zones with the use of the bio-similar modeling principle // Advanced Materials Research. 2015. Vol. 869-870. Pp. 162-166. DOI: 10.4028/www.scientific.net/ AMM.725-726.1107

28. Finogenov A.I., Popov A.V. Concept of planning development of coastal resort settlements under conditions of complex relief // Journal of Environmental Management and Tourism. 2019. Vol. 10 (1). Pp. 135139. DOI: 10.14505//jemt.10.1(33).13

29. Теплякова И.А. Школа искусств в Академгородке Иркутска // Проект Байкал. 2008. № 18. С. 132-135. URL: https://projectbaikal.com/index.php/ pb/issue/view/18/88

REFERENCES

1. Ostafiychuk Yu.A. Tools for the development and improvement of the competitiveness of the Krasnodar territory. Young Scientist. 2018; 2:69-71. (rus.).

2. Sokolova T.G., Yarmonova E.N. The main directions of overcoming the environmental problems of the Krasnodar Territory. Development of the Environmental Protection System and Ecology of the City : materials of the regional scientific and practical youth Internet conference. Armavir, 2017; 203-207. (rus.).

3. Simko N.S., Dyundina O.S. The impact of human activity on OPS on the example of the Southern Federal District. Intellectual Potential of the XXI Century: Stages of Cognition. 2011; 5-1:47-49. (rus.).

4. Bobrova O.Yu. The current state, problems and prospects of development of the oil and gas industry of the Krasnodar Territory. Young Scientist. 2013; 8:158-162. (rus.).

5. Kazachinsky V.P., Maymula G.V. The main environmental problems of recreation and tourist zones of Kuban. Scientific Bulletin of the Southern Institute of Management. 2014; 3:58-62. (rus.).

6. Degodya E.Yu., Maltsev E.V. The impact of road transport on the environment. Modern Problems of the Transport Complex of Russia. 2016; 6(1): 34-37. (rus.).

7. Lukashevich O.A., Khamdiev I.Yu., Vasiliev M.V. The negative environmental impact of airports on the surrounding area. New Impulses of Development: Issues of Scientific Research : collection of articles of the VI International Scientific and Practical Conference: in 2parts. Saratov, 2020; 16-20. (rus.).

8. Ivanova A.R. The impact of aviation on the environment and measures to mitigate the negative impact. Proceedings of the Hydrometeorological Research Center of the Russian Federation. 2017; 365:5-14. (rus.).

9. Nazarevsky D.A., Mordasova A.A., Eliseeva N.V. Specially protected natural territories of the Krasnodar Territory. Natural Sciences and Humanities Research. 2017; 16(2):31-35. (rus.).

10. Akatov V.V., Akatova T.V., Bibin A.R. Imere-ti lowland: biological diversity, zoological significance, recommendations for conservation. Krasnodar, Copy-Print LLC, 2009; 93. (rus.).

11. Kulagin A.Yu., Koshikhina Yu.K. Green spaces for maintaining a healthy lifestyle. Young Scientist. 2020; 20(310):472-474. (rus.).

12. Sukhinina E.A. About environmental standards in architectural urban design. Bulletin of the Orenburg State University. 2014; 1(162):211-217. (rus.).

13. Osmanov M.A. Application of green standards in Russia: challenges and prospects. Theory and Practice of Modern Science. 2019; 12(54):335-341. (rus.).

14. Popov A.V. Ecological optimization of the architectural environment of higher education institutions in Moscow. The use of phyto-metal structures.

Advanced Materials Research. 2014; 869-870:162-166. DOI: 10.4028/www.scientific.net/AMR.869-870.162

15. Ivanova A.P. Educational facilities in the Far East. Historical and architectural sketch of Far Eastern educational institutions. The Baikal Project. 2008; 18:154-157. URL: https://projectbaikal.com/index.php/ pb/issue/view/18/88 (rus.).

16. Grigorieva E.I Features of the development of the architecture of school buildings in the historical part of Irkutsk and its new districts. The Baikal Project. 2008; 18:126-131. URL: https://projectbaikal.com/in-dex.php/pb/issue/view/18/88 (rus.).

17. Popov A.V., Melnikova I.B., Slepchenko A.N. The main historical development stages of accessible green roofs in the urban environment. Amazonia Investiga. 2019; 8(23):406-418.

18. Melnikova E., Lepert M., Popov A., Soro-koymova T. Adapting urban areas for people with limited mobility. E3S Web of Conferences. 2019; 97. DOI: 10.1051/e3sconf/20199701033

19. Lidin K.L., Grigorieva E.I. Ministers, architects and school injuries. The Baikal Project. 2008; ^ n 18:118-120. URL: https://projectbaikal.com/index.php/ $ g pb/issue/view/18/88 (rus.). i í

20. Popov A.V., Syrova O.I. University campuses ^ g in Russia: architectural and urban development typol- o 3 ogy. Nexo Revista Científica. 2021; 34(06):1826-1839. c O DOI: 10.5377/nexo.v34i06.13172 C 1

21. Finogenov A.I., Popov A.V. Problems of § $ architectural and space-planning design of urban fa- y 1 cilities for industrial and utility purposes (By the ex- o 7 ample of Moscow). International Journal of Engineer- § ó ing and Advanced Technology. 2019; 8(6):975-979. — 5 DOI: 10.35940/ijeat.F8260.088619 — rr

22. Bondarev B.A., Sychev A.Y., Kosta A.A. Re- § ) search of fiberglass polymer concrete switch bars on a $ endurance under cyclic loading. Lecture Notes in Civil i N Engineering. 2021; 147:321-327. DOI: 10.1007/978-3- — 3

Q) o

030-68984-1_43 — 6

23. Korneeva A.O., Bondarev B.A., Kosta A.A., > 6

° 0

Meshcheryakov A.A., Bondarev A.B. Optimization t (

of mixture compound for additive technologies. Lec- a i

ture Notes in Civil Engineering. 2022; 282:469-476. — e

DOI: 10.1007/978-3-031-10853-2_44 " T

24. Timina A., Yanova R., Popov A., Sorokoumo- U o va T. Modern translucent materials and their impact on 3 1 architectural forming. E3S Web of Conferences. 2019; 1 C 97. DOI: 10.1051/e3sconf/20199701035 I ™

25. Chebotareva T.Yu. Kindergartens. The Baikal s y Project. 2008; 18:122-126. URL: https://projectbaikal. g g com/index.php/pb/issue/view/18/88 (rus.). c C

26. Litvinov B.T. Science and education in the city. gg The Baikal Project. 2008; 18:103-105. URL: https://pro- 3 3 jectbaikal.com/index.php/pb/issue/view/18/88 (rus.).

> i o iñ

27. Kosta A.A. Formation of the architecture of developing business centers in special economic zones with the use of the bio-similar modeling principle. Advanced Materials Research. 2015; 869-870:162-166. DOI: 10.4028/www.scientific.net/AMM.725-726.1107

28. Finogenov A.I., Popov A.V. Concept of planning development of coastal resort settlements under

conditions of complex relief. Journal of Environmental Management and Tourism. 2019; 10(1):135-139. DOI: 10.14505//jemt.10.1(33).13

29. Teplyakova I.A. Art School in Akademgoro-dok Irkutsk. The Baikal Project. 2008; 18:132-135. URL: https://projectbaikal.com/index.php/pb/issue/ view/18/88 (rus.).

Received February 20, 2023.

Adopted in revised form on March 2, 2023.

Approved for publication on March 23, 2023.

B ionotes : Anton A. Kosta — Candidate of Architecture, Associate Professor of the Department of Architecture; Moscow State University of Civil Engineering (National Research University) (MGSU); 26 Yaroslavskoe shosse, Moscow, 129337, Russian Federation; ID RSCI: 663481, Scopus: 57222406509, ResearcherlD: ADI-4375-2022, ORCID: 0000-0002-4548-8359; KostaAA@mgsu.ru;

Anastasia A. Semina — Leading Architect; Monolithic Construction Management-1; 49 Olkhovskaya st., Moscow, 105082, Russian Federation; An.seminaa@gmail.com.

Contribution of the authors:

Anton A. Kosta — scientific text editing, author supervision.

Anastasia A. Semina — idea, data gathering and processing, writing of the article, writing the source text, final conclusions. The authors declare no conflict of interest.

W (O

N N

o o

N N

¡É <D

U 3

> in

E M

to 00

. r

« gi j

<D <u

O í¿

---' "t^

o

o y

S c 8 «

z ■ i w «

OT E

E o cl°

c

Ln O

S «

o E

CD ^

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.