Научная статья на тему 'АНАЛИЗ АРХИТЕКТУРЫ СОВРЕМЕННЫХ МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫХ КУЛЬТУРНО-ЗРЕЛИЩНЫХ КОМПЛЕКСОВ И ТЕНДЕНЦИИ ИХ РАЗВИТИЯ'

АНАЛИЗ АРХИТЕКТУРЫ СОВРЕМЕННЫХ МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫХ КУЛЬТУРНО-ЗРЕЛИЩНЫХ КОМПЛЕКСОВ И ТЕНДЕНЦИИ ИХ РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
324
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник МГСУ
ВАК
RSCI
Ключевые слова
МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ КУЛЬТУРНО-ЗРЕЛИЩНЫЙ КОМПЛЕКС / ЦЕНТР ИСПОЛНИТЕЛЬСКИХ ИСКУССТВ / КУЛЬТУРНЫЙ ЦЕНТР / КОНЦЕРТНЫЙ ЗАЛ / ТЕАТР / ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЕ РАЗМЕЩЕНИЕ / ОБЪЕМНО-ПЛАНИРОВОЧНОЕ РЕШЕНИЕ / КОНСТРУКТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Колесникова Татьяна Николаевна, Кузнецов Павел Эдуардович

Введение. Многофункциональный культурно-зрелищный комплекс объединяет в единое целое пространства различного функционального назначения, где наряду с основной зрелищной функцией осуществляются другие общественные функции. Одна из причин появления многофункциональных зрелищных комплексов - потеря актуальности ряда существующих объектов культуры в современных социальных условиях. От проектирования монофункциональных зданий произошел переход к возведению многофункциональных культурно-зрелищных центров. Цель исследования - выявление особенностей формирования архитектуры многофункциональных культурно-зрелищных комплексов и тенденций их развития на современном этапе. Материалы и методы. Исследование проводилось на основе изучения, анализа, обобщения, сравнения особенностей архитектуры десяти наиболее выдающихся примеров зарубежной и отечественной практики проектирования и строительства. Результаты. Анализ показал, что архитектура многофункциональных культурно-зрелищных комплексов в первые годы XXI в. формировалась в различных странах мира. Показано, что культурно-зрелищные комплексы вобрали в себя множество общественных функций и сегодня являются одним из развитых типов многофункциональной архитектуры. Выводы. Основные тенденции развития современных многофункциональных культурно-зрелищных комплексов: проектирование и строительство масштабных многозальных центров с высокоразвитой инфраструктурой; важная градообразующая роль в композиционной структуре города; единое объемно-планировочное решение; совершенствование конструктивных, инженерных решений; повышенные требования как к внешнему облику зданий, так и к их интерьеру; экологическое проектирование с максимальным использованием всего спектра технологий, приемов, направленных на формирование здоровой, комфортной и безопасной среды для жизнедеятельности человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF ARCHITECTURE OF MODERN MULTIFUNCTIONAL CULTURAL AND ENTERTAINMENT COMPLEXES AND THEIR DEVELOPMENT TRENDS

Introduction. A multifunctional cultural and entertainment complex encompasses spaces of various functional purposes into a single whole. A complex building performs various public functions together with the main function of entertainment. One of the reasons why multifunctional entertainment complexes have emerged is the loss of relevance by a number of existing culture facilities in the present-day environment. A transition was made from the design of multifunctional buildings to construction of multifunctional cultural and entertainment centers. The purpose of the study is to identify the features of architecture of multifunctional cultural and entertainment complexes and their development trends at the present stage. Materials and methods. The study encompassed investigation, analysis, generalization, and comparison of architectural features of ten most outstanding foreign and domestic design and construction facilities. Results. The analysis showed that in the early 21st century the architecture of modern multifunctional cultural and entertainment complexes developed in various countries of the world. The authors assume that modern cultural and entertainment complexes absorb many public functions, and today they are a well-developed specimen of multifunctional architecture. Conclusions. The main trends in the development of modern multifunctional cultural and entertainment complexes include the design and construction of large-scale multi-hall centers with highly developed infrastructure; their important role in the urban compositional structure; a single space-planning solution; improvement of structural engineering solutions; tighter requirements for the appearance of buildings and their interior; environmental design with maximal application of the entire range of technologies, techniques focused on a healthy, comfortable and safe living environment.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ АРХИТЕКТУРЫ СОВРЕМЕННЫХ МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫХ КУЛЬТУРНО-ЗРЕЛИЩНЫХ КОМПЛЕКСОВ И ТЕНДЕНЦИИ ИХ РАЗВИТИЯ»

НАУЧНАЯ СТАТЬЯ / RESEARCH PAPER УДК 725.8

DOI: 10.22227/1997-0935.2023.3.346-357

Анализ архитектуры современных многофункциональных культурно-зрелищных комплексов и тенденции их развития

Татьяна Николаевна Колесникова, Павел Эдуардович Кузнецов

Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева (ОГУ им. И.С. Тургенева);

г. Орел, Россия

АННОТАЦИЯ

Введение. Многофункциональный культурно-зрелищный комплекс объединяет в единое целое пространства различного функционального назначения, где наряду с основной зрелищной функцией осуществляются другие общественные функции. Одна из причин появления многофункциональных зрелищных комплексов — потеря актуальности ряда существующих объектов культуры в современных социальных условиях. От проектирования монофункциональных зданий произошел переход к возведению многофункциональных культурно-зрелищных центров. Цель исследования — выявление особенностей формирования архитектуры многофункциональных культурно-зрелищных комплексов и тенденций их развития на современном этапе.

Материалы и методы. Исследование проводилось на основе изучения, анализа, обобщения, сравнения особенностей архитектуры десяти наиболее выдающихся примеров зарубежной и отечественной практики проектирования и строительства.

Результаты. Анализ показал, что архитектура многофункциональных культурно-зрелищных комплексов в первые годы XXI в. формировалась в различных странах мира. Показано, что культурно-зрелищные комплексы вобрали в себя множество общественных функций и сегодня являются одним из развитых типов многофункциональной ар-n м хитектуры.

Выводы. Основные тенденции развития современных многофункциональных культурно-зрелищных комплексов: проектирование и строительство масштабных многозальных центров с высокоразвитой инфраструктурой; важная pfto градообразующая роль в композиционной структуре города; единое объемно-планировочное решение; совершен-

¡й ф ствование конструктивных, инженерных решений; повышенные требования как к внешнему облику зданий, так и к их

интерьеру; экологическое проектирование с максимальным использованием всего спектра технологий, приемов, направленных на формирование здоровой, комфортной и безопасной среды для жизнедеятельности человека.

® КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: многофункциональный культурно-зрелищный комплекс, центр исполнительских искусств,

°0 ф культурный центр, концертный зал, театр, градостроительное размещение, объемно-планировочное решение, кон-

^ £ структивные особенности, экологическое проектирование О -г

Н Jj ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ: Колесникова Т.Н., Кузнецов П.Э. Анализ архитектуры современных многофункциональ-

Д. . ных культурно-зрелищных комплексов и тенденции их развития // Вестник МГСУ. 2023. Т. 18. Вып. 3. С. 346-357. DOI:

£ £ 10.22227/1997-0935.2023.3.346-357

£ "S

и ю Автор, ответственный за переписку: Павел Эдуардович Кузнецов, pavel19980915@gmail.ru.

о 3=

ОТ Е _

.Е о

Analysis of architecture of modern multifunctional cultural and entertainment complexes and their development trends

Tatyana N. Kolesnikova, Pavel E. Kuznetsov

O Orel State University named after I.S. Turgenev; Orel, Russian Federation

LT> o

g | ABSTRACT

o Introduction. A multifunctional cultural and entertainment complex encompasses spaces of various functional purposes into a single whole. A complex building performs various public functions together with the main function of entertainment.

2 3= One of the reasons why multifunctional entertainment complexes have emerged is the loss of relevance by a number of exOT £= isting culture facilities in the present-day environment. A transition was made from the design of multifunctional buildings — 2 to construction of multifunctional cultural and entertainment centers. The purpose of the study is to identify the features

• of architecture of multifunctional cultural and entertainment complexes and their development trends at the present stage.

O jj Materials and methods. The study encompassed investigation, analysis, generalization, and comparison of architectural

O features of ten most outstanding foreign and domestic design and construction facilities. ^ EE Results. The analysis showed that in the early 21st century the architecture of modern multifunctional cultural and entertain-

S ¡¡É ment complexes developed in various countries of the world. The authors assume that modern cultural and entertainment ¡E £ complexes absorb many public functions, and today they are a well-developed specimen of multifunctional architecture. jjj jj Conclusions. The main trends in the development of modern multifunctional cultural and entertainment complexes into > clude the design and construction of large-scale multi-hall centers with highly developed infrastructure; their important role in the urban compositional structure; a single space-planning solution; improvement of structural engineering solu-

© Т.Н. Колесникова, П.Э. Кузнецов, 2023 Распространяется на основании Creative Commons Attribution Non-Commercial (CC BY-NC)

культурно-зрелищных комплексов и тенденции их развития

tions; tighter requirements for the appearance of buildings and their interior; environmental design with maximal application of the entire range of technologies, techniques focused on a healthy, comfortable and safe living environment.

KEYWORDS: multifunctional cultural and entertainment complex, center for performing arts, cultural center, concert hall, theater, urban planning, space planning solution, design features, environmental design

FOR CITATION: Kolesnikova T.N., Kuznetsov P.E. Analysis of the architecture of modern multifunctional cultural and entertainment complexes and their development trends. Vestnik MGSU [Monthly Journal on Construction and Architecture]. 2023; 18(3):346-357. DOI: 10.22227/1997-0935.2023.3.346-357 (rus.).

Corresponding author: Pavel E. Kuznetsov, pavel19980915@gmail.ru.

ВВЕДЕНИЕ

Культурно-зрелищные здания всегда занимали важное место в архитектурном проектировании, что связано с их значительной ролью в жизни общества. Здания и комплексы культуры возводились с разной степенью интенсивности на всех этапах развития человечества. По мере развития градостроительных, архитектурных и строительных технологий менялся и подход к проектированию сооружений данного типа. Их функциональное наполнение стало одной из основных тенденций формирования и развития архитектуры многофункциональных культурно-зрелищных комплексов. От проектирования монофункциональных зданий, таких как театры и концертные залы, во многих странах произошел переход к строительству высокотехнологичных многофункциональных культурно-зрелищных центров, включающих объекты различного назначения.

Одна из причин появления многофункциональных культурно-зрелищных комплексов — потеря актуальности ряда существующих объектов культуры в современных социальных условиях в связи с новыми приоритетами населения. На формирование интересов общества в рамках культурно-информационного пространства оказывает влияние множество факторов культурно-зрелищной сферы, таких как состояние материально-технической базы культурных центров, профессиональный уровень работающих в них специалистов, а также экономический расцвет и кризисы, духовные спад или подъем в обществе, его нравственные идеалы, представления о красоте, соображения практической пользы и необходимости, культурные и национальные связи и др. [1-3].

В связи с этим важнейшей чертой создания культурных центров, наряду с обеспечением «повседневной жизни» искусства, является поиск и зарождение новых стилей и направлений в искусстве, их популяризация и взаимообогащение. В настоящее время, когда культурная жизнь многогранна и находится в непрерывном состоянии поиска, особенно актуально существование многообразия типов многофункциональных культурно-зрелищных комплексов. Это архитектурные пространства, которые не только формируют эстетически выразительную среду, но и знакомят человека с мировыми достижениями в области культуры и искусства,

дают ему новые знания, расширяют мировоззрение, раздвигают границы мира. Культурный центр рассматривается как сложное интегрирующее начало, основополагающий закон которого — синтез искусств на базе архитектуры. Их создание и развитие в будущем возможны только через изучение и систематизацию опыта проектирования и строительства зданий подобного типа в прошлом и на современном этапе [4].

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

Многофункциональный культурно-зрелищный комплекс объединяет в единое целое пространства различного функционального назначения, где наряду с основными зрелищными объектами введены сопутствующие объекты общественного обслуживания с целью удовлетворения и расширения спектра услуг и функций, что в конечном счете должно привести к более полному духовному обогащению личности.

Цель исследования — выявление научно обоснованных особенностей формирования и развития архитектуры многофункциональных культурно-зрелищных комплексов исходя из отечественной и зарубежной практики проектирования и строительства подобных сооружений.

Задачи исследования:

1. Проанализировать зарубежный и отечественный опыт проектирования и строительства современных многофункциональных культурно-зрелищных комплексов.

2. Определить факторы, влияющие на формирование и развитие архитектуры данных центров.

3. Выявить основные тенденции развития современных многофункциональных культурно-зрелищных комплексов.

Объект исследования — архитектура современных многофункциональных культурно-зрелищных комплексов.

При проведении исследования проанализирован опыт проектирования и строительства десяти уникальных многофункциональных культурно-зрелищных комплексов различного типа, построенных в XXI в. и расположенных на территории Европы и Азии.

Методологической основой исследования архитектуры комплексов и выявления тенденций их

< п i Н

k к

G Г

0 со § СО

1 2

У 1

J со

u-

^ I

n ° o

3 (

о i

о §

§ 2 n 0

о 6

r 6 t (

о )

Г!

® 00

00 В

■ T

s У с о Г к WW

2 2

О О

10 10

U W

(О (О

22 о о

2 2

(О (О

¡г <и

U 3 > (Л С И

U оо

. r

« dl j

<u <u

О ё

---' "t^

о

о У

о со ГМ

развития стал комплексный подход на основе изучения и анализа источников, в том числе текстовых: научных, литературно-публицистических; электронно-цифровых; проектно-графических: архитектурных, инженерно-конструктивных; фотографических; синтезирования и обобщения, сравнения особенностей архитектуры аналогов современных многофункциональных культурно-зрелищных комплексов.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Один из самых грандиозных современных многофункциональных культурно-зрелищных комплексов — Национальный центр исполнительских искусств Wei-Wu-Ying, построенный по проекту голландского архитектора Франсин Хаубен в 20102018 гг. в одноименном городском парке в Гаосюне (Тайвань).

Общая площадь трехэтажного комплекса составляет 141 000 м2, высота — 37,4 м. Центр включает четыре основные площадки для выступлений, рассчитанные на 5861 зрителей, — оперный театр на 2236 мест, концертный зал на 1981 место, концертный зал для камерной музыки и сольных концертов на 434 мест, драматический театр на 1210 мест и открытый амфитеатр. В состав также входят библиотека, репетиционные помещения площадью более 1000 м2, два конгресс-зала на 100 и 200 мест, выставочные пространства площадью 800 м2, ресторан, кафе, офисы. Все это делает его крупнейшим в мире культурным центром.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Особенностями служат форма и планировочное решение объекта, представляющего собой несколько залов разного формата и размера, обособленных друг от друга, но накрытых единым «полотном» прямоугольной формы. Большой навес, изображающий кроны баньяновых деревьев, с одной стороны плавно спускается к земле и образует красивый ландшафтный открытый амфитеатр со ступенчатыми сиденьями, органично вписываясь в окружа-

ющую среду. Парк вокруг, в свою очередь, становится неформальной сценой. Дизайн театрального комплекса с его открытыми общественными пространствами и ландшафтом крыши является логическим продолжением парка: здание и ландшафт естественным образом сливаются, образуя единое целое. Многоуровневая крыша также используется как парк для отдыха и обеспечивает равномерное охлаждение здания, что актуально в условиях субтропического климата. Под этой крышей находится Banyan Plaza — просторное, защищенное общественное пространство. Между четырьмя залами, которые образуют «стволы», поддерживающие волнистую крышу, рельеф, поднимающийся от уровня земли до плюс пяти метров, становится частью ландшафта парка [5, 6].

Конструктивные и инженерно-технические решения объекта уникальны: волнистая алюминиевая крыша размером 225 х 160 м опирается на несущую конструкцию, которая сочетает в себе трубчатый стальной пространственный каркас с монолитным бетонным фундаментом и вертикальными циркуляционными стержнями. Нижняя сторона козырька облицована 2320 индивидуально изогнутыми стальными плитками толщиной 6 мм. Общая площадь стальной обшивки составляет 23 000 м2. Сварные швы между стальными пластинами выполнены визуально заметными, напоминая грузовой корабль, в различных точках площади также есть отметки ватерлинии, указывающие высоту здания над уровнем моря. Эти детали отражают историю Гаосюна как центра судостроения. Плоский фасад с белой металлической облицовкой имеет линейное остекление вдоль каждой стороны третьего этажа, который консольно выступает над двумя нижними этажами (рис. 1).

Другой масштабный и красивейший культурно-зрелищный комплекс — Национальный центр исполнительских искусств в Пекине, построенный по проекту французского архитектора Поля Андре в 2001-2007 гг. в историческом центре столицы.

ОТ "

от Е

Е о ^ с

ю о

S «

о Е

СП ^

т- ^

£

ОТ °

■S

I * ES

О tn

Рис. 1. Национальный центр исполнительских искусств Wei-Wu-Ying в Гаосюне

® JD Fig. 1. Wei-Wu-Ying National Center for Performing Arts in Kaohsiung

Общая площадь комплекса — 217 500 м2. Основное сооружение Национального центра представляет собой уникальную эллипсоидную оболочку высотой около 46,6 м, которая перекрывает единое пространство без внутренних опор. Глубина подземной части — 32,5 м. Длинная ось эллипса составляет 212 м, короткая ось — 143 м, а его периметр — более 600 м. Поверхность корпуса, разделенная надвое изогнутой стеклянной полосой, состоит из 18 398 титановых панелей и более 1226 листов сверхчистого стекла. В здание, окруженное искусственным озером площадью 35 000 м2, можно попасть через впечатляющий туннель со стеклянной крышей длинной 70 м. Из него посетители оказываются в огромном фойе, где, как на площади, размещены три зрительных зала: оперный вместимостью 2416 зрителей, концертный — 2017, драматический театр — 1040 человек [7]. В дополнение к основным залам имеются помещения для выставок, библиотека, конференц-залы, магазины, рестораны, кафе (рис. 2).

Образцом нового поколения центров искусств мирового класса, шедевром современной архитектуры является Эспланада — театр в заливе. Комплекс, построенный в 1996-2001 гг., расположен в Сингапуре на берегу залива Марина-Бэй. Проект разработан британским архитектором Майклом Уилфордом и архитектурной фирмой из Сингапура DP Architects.

Комплекс вместимостью 5290 человек состоит из двух основных зрительных залов — театра на 1950 мест и концертного зала на 1825 мест, а также сольной (245 мест), театральной (220 мест), репетиционной, Annexe (450 мест) студий, театра на 600 мест и открытого театра. Другие общественные функции выполняют крупный торговый центр, библиотека исполнительских искусств, выставочные, фестивальные пространства, рестораны, кафе.

Общая площадь четырехуровневого Центра составляет 60 000 м2, высота — 38 м. Выразительной архитектурной и конструктивной особенностью комплекса служат два огромных уникальных стеклянных полусферических купола, размещенных над основными залами [8]. Для солнцезащиты использовано более 7000 треугольных алюминиевых зонтов, расположенных под разными углами в зависимости от положения солнца (рис. 3).

Инновационные экопозитивные решения многофункционального культурно-зрелищного комплекса были применены японским архитектором Сигэру Баном и его французским партнером Жаном де Га-стеном при разработке проекта Центра музыки и исполнительских искусств La Seine Musicale, построенного в 2014-2017 гг. в Париже на острове Сеген.

Общая площадь здания — 36 500 м2, высота — 72,5 м. Комплекс имеет девять надземных, один подземный этаж и рассчитан на 5150 мест (многофункциональный зал Grande Seine на 4000 мест,

< п

iH

k к

G Г

S 2

Рис. 2. Центр исполнительских искусств в Пекине Fig. 2. Beijing Performing Arts Center

Рис. 3. Эспланада — театр в заливе Fig. 3. Esplanade, the Theatre in the Bay

0 CO

§ со

1 О

y 1

J to

u-

^ I

n °

О 3 o

zs (

О i о §

E w § 2

n g

О 6

A Го

r 6 t ( an

0 )

ii

® 00

OS В

■ T

s □

s У с о

1 к

WW M 2

о о

10 10 u w

Рис. 4. Центр La Seine Musicale Fig. 4. La Seine Musicale center

M M N N О О N N

WW

¡É ai

u 3 > (Л С И

2 "i

ta «о .

« ai j

<D <u

О ё —'

o

о У

i? с 8 «

™ . I

от

от iE

Е о ¿г О

о

S «

о Е сВ °

СП ^ т- ^

от от

Ig * iE 3s

О (П

концертный зал Auditorium на 115О мест). Кроме того, в состав комплекса входят центр репетиций и звукозаписей, выставочные помещения, залы для семинаров, пресс-центр, школа вокала, рестораны, бары и магазины [9-11].

Центр La Seine Musicale имеет смелую и инновационную архитектуру, представленную стеклянной оболочкой яйцевидной формы на деревянном решетчатом каркасе, в котором находится зал Auditorium. Деревянная конструкция, расположенная на высоте 27,5 м, простирается примерно на 7О м по продольной оси и около 45 м по поперечной оси. Вокруг этой конструкции по круговой системе рельсов вращается большой «парус» высотой 45 м, на котором размещены солнечные панели (рис. 4).

Уникальными функционально-планировочным, объемно-пространственным и конструктивным решениями обладает Аудиториум Parco della Musica в Риме, построенный в 1996-2ОО2 гг. по проекту итальянского архитектора Ренцо Пиано. Центр представляет собой современный многофункциональный культурно-зрелищный комплекс, посвященный музыке.

Четырехэтажный комплекс высотой 34 м, площадью 55 ООО м2, общей вместимостью 485О зрителей состоит из трех концертных залов на 2744, 1133, 673 места, театральной студии на 3ОО мест, а также

открытого амфитеатра на 3000 мест. Помимо главных залов комплекс включает четыре многоцелевых зала-студии, музейные, выставочные пространства, библиотеку, рестораны, магазины.

Три «музыкальные шкатулки» как бы «парят» над зеленью парка. Они максимально отделены друг от друга, с тем чтобы исключить проблему наложения звука, но в то же время соединены у основания непрерывным вестибюлем. Крыша состоит из алюминиевой облицовки, опирающейся на смешанную конструкцию из клееных деревянных балок и стальных ребер, а ее форма контрастирует со строгой геометрией кирпичных стен (рис. 5).

Новые решения в области строительства многофункциональных культурно-зрелищных комплексов применены французским архитектором Полем Андре при разработке проекта Большого театра Цзинань в Китае, построенного в 2010-2013 гг. в Центральном парке.

Центр общей вместимостью 3900 мест занимает площадь 72 000 м2 и включает оперный театр на 1800 мест, концертный зал на 1600 мест, многофункциональный зал на 500 мест, аудитории, коммерческие объекты [12]. Каждый зал расположен в отдельном здании и своим архитектурно-художественном обликом напоминает разновеликие «лепестки» — раковины. Комплекс имеет переменную этажность. Самый большой корпус (оперный театр)

Рис. 5. Аудиториум Parco della Musica Fig. 5. Parco della Musica Auditorium

высотой около 38 м имеет четыре надземных и два подземных этажа.

Три корпуса Большого театра и два боковых здания, расположенные на массивном каменном подиуме, покрыты непрозрачной металлической облицовкой и застекленными полосами по центральной линии, которые мягко подсвечиваются в ночное время (рис. 6).

Оригинальным и необычным зарубежным примером многофункционального культурно-зрелищного комплекса выступает концертный зал и конференц-центр «Харпа». Здание, построенное в 2007-2011 гг. в городе Рейкьявик (Исландия), расположено в гавани у самой кромки воды. Проект разработал датский архитектор Хеннинг Ларсен совместно с датским художником Олафуром Элиассо-ном.

Общая площадь комплекса — 28 000 м2, высота — 43 м. Здание имеет переменную этажность — от пяти до восьми уровней. Четыре зала, рассчитанные на 3285 зрителей, оформлены в стиле исландских природных особенностей: «Элдборг» (1800 мест), «Сильфурберг» (840 мест), «Нордюр-льес» (450 мест), «Кальдалон» (195 мест). В состав комплекса также входят конференц-зал, переговорные комнаты, залы для приемов, просторные открытые пространства для выставок, два ресторана, офисы, магазины.

Рис. 6. Большой театр Цзинань Fig. 6. Jinan Grand Theatre

Стены здания выполнены из стального каркаса и стекла. Одна из ярких особенностей комплекса — южный фасад, который состоит из модульной системы двенадцатигранных геометрических фигур, заполненных более чем тысячью «квазикирпичами» высотой около 2,2 м каждый [13]. Стеклянные панели фасада здания напоминают базальт (горную породу), из которого состоит большая часть горной системы Исландии (рис. 7).

Одним из крупнейших в мире центров исполнительских искусств, современным типом многофункционального культурно-зрелищного комплекса является Московский международный Дом музыки (ММДМ), построенный в 2000-2002 гг. по проекту архитекторов Ю. Гнедовского, В. Красильникова, Д. Солопова, М. Гавриловой, С. Гнедовского.

В комплекс входят четыре зала общей вместимостью 3056 зрителей — Светлановский на 1716 мест, Камерный на 528 мест, Театральный на 526 мест и зал Шнитке (Новый зал) на 286 мест, студия звукозаписи, аудио-видео комплекс, музей имени Е.Ф. Светланова, ресторан «Аллегро», летняя Open Air площадка на 700-800 мест, музыкальная терраса [14].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Общая площадь Дома музыки — 42 000 м2, высота — более 46 м. В здании 10 надземных этажей с трехэтажным стилобатом и два подземных уровня. Основной несущий каркас — монолитный

< п i Н

k М

G Г

со со

У ->■

J со О 7

Рис. 7. Концертный зал «Харпа» Fig. 7. Harpa Concert Hall

7

— I

n °

О 3 О

zs (

О i о §

E w § 2

n 0

О ¡6

r CT t (

SS )

ii

® 00

oo В

■ г

s □

s У с о <D X WW

2 2 О О 2 2 W W

Рис. 8. Московский Дом музыки Fig. 8. Moscow House of Music

W (О

N N

О О

N N

(О (О

К <D

U 3

> (Л

С И

U oo

. г

« (U

ц

<u <u

О ё —■

о

о <£

8 «

z ■ i

w is

со IE

железобетон. Круглое здание из стекла и стали, построенное в стиле хай-тек, венчает огромный купол диаметром 50 м (рис. 8).

Другим отечественным примером многофункциональной архитектуры и одной из самых современных музыкальных площадок мирового уровня является концертный зал «Зарядье», расположенный в одноименном природно-ландшафтном парке. Проект здания разработан московским проектным бюро ТПО «Резерв» под руководством В. Плоткина при участии главного архитектора г. Москвы С. Кузнецова. Открытие состоялось в 2018 г.

Общая площадь концертного комплекса составляет 25 600 м2. Четырехэтажное здание включает два концертных зала общей вместимостью 1950 зрителей (на 1550 и 400 мест), звукозаписывающую студию, два кафе по 400 мест каждое и бар на 100 человек. К зданию примыкают два открытых амфитеатра на 1600 и 400 зрителей.

Два фасада здания органично вписываются в искусственно созданный ландшафт парка. Уникальной особенностью концертного зала служит эксплуатируемая зеленая кровля, накрытая «стеклянной корой» площадью 8650 м2 — крупнейшей в мире светопрозрачной большепролетной конструкцией с применением энергосберегающих тех-

нологий — 166 солнечных батарей. Высота верхней точки изгиба коры — более 34 м [15, 16]. Покрытие выполнено из металлического каркаса и стеклопа-кетов треугольной формы (рис. 9).

Ультрасовременные инновационные технологии, отвечающие высочайшему мировому уровню, применены при разработке проекта и возведении концертного зала «Крокус Сити Холл». Это единственный в России многоуровневый, многофункциональный зал-трансформер, максимальная вместимость которого составляет более 9500 зрителей. «Крокус Сити Холл» входит в крупнейший деловой и торгово-выставочный центр «Крокус-Сити», расположенный в Красногорске Московской области [17]. Разработка проекта и строительство здания осуществлены российским холдингом Crocus Group. Концертный зал, названный в честь народного артиста СССР Муслима Магомаева, был открыт 25 октября 2009 г.

Семиэтажное здание высотой более 35 м, общей площадью 38 100 м2 имеет уникальный большой зрительный зал на 5865 мест, который может трансформироваться в средний на 2922 зрителя (партер, амфитеатр, бельэтаж) или малый зал на 1866 зрителей (партер, амфитеатр). Кроме того, каждый зал может быть сконфигурирован еще в четырех различ-

Е о ^ с

ю о

S «

о Е

СП ^

т- ^

£ S

is

О (П

Рис. 9. Концертный зал «Зарядье» Fig. 9. Zaryadye Concert Hall

культурно-зрелищных комплексов и тенденции их развития

Рис. 10. «Крокус Сити Холл» Fig. 10. Crocus City Hall

ных форматах. Размеры зала: длина — более 50 м, ширина — 100 м, высота — 30 м. Зрительская зона этой многоуровневой площадки выполнена в форме амфитеатра. Круговая акустическая система создает стереоэффект и покрывает каждый участок зала, делая слышимость практически идеальной. В состав комплекса также входят музей, посвященный Мусли-му Магомаеву, ресторан премиум класса Backstage, 11 баров, буфеты и зоны отдыха.

Архитектурная концепция концертного зала «Крокус Сити Холл» заключается в устремленной ввысь линейности форм и лаконичном репрезентативном облике современных фасадов. Это пре-

красный пример высокотехнологичной архитектуры в стиле хай-тек с акцентом на стекло и металл в экстерьере. Силовая основа здания — стальной каркас из колонн, ферм, балок и других элементов, к которым крепятся ограждающие конструкции (рис. 10).

Результаты исследования показывают, что формирование архитектуры современных многофункциональных культурно-зрелищных комплексов в первые годы XXI в. осуществлялось в различных зарубежных странах, таких как Китай, Тайвань, Сингапур, Италия, Франция, Исландия, а также в России (табл.).

< п

iH kK

Характеристика многофункциональных многозальных культурно-зрелищных комплексов Characteristics of multifunctional multiplex cultural and entertainment complexes

Наименование, годы строительства Name, years of construction Местонахождение Location Число залов Number of halls Число мест Number of seats Общая площадь, м2 Total area, m2 Число этажей Number of floors Высота, м Height, m

Центр исполнительских искусств Wei-Wu-Ying, 2010-2018 Wei-Wu-Ying Center for Performing Arts, 2010-2018 Гаосюн, Тайвань Kaohsiung, Taiwan 4 5861 141 000 3 37,4

Национальный центр исполнительских искусств, 2001-2007 National Center for Performing Arts, 2001-2007 Пекин, Китай Beijing, China 3 5473 217 500 6 46,6

Эспланада — театр в заливе, 1996-2001 Esplanade — Theatre in the Bay, 1996-2001 Сингапур Singapore 6 5290 60 000 4 38,0

Центр La Seine Musicale, 2014-2017 La Seine Musicale Center, 2014-2017 Париж, Франция Paris, France 2 5150 36 500 9 72,5

Аудиториум Parco della Musica, 1996-2002 Parco della Musica Auditorium, 1996-2002 Рим, Италия Rome, Italy 4 4850 55 000 4 34,0

0 CO

n со

1 о

y 1

J to

u -

^ I

n °

o »

=s (

о n

CO CO

Q)

|\J CO О

о 6 >86 c я

h о

С n

о )

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

® 0

00 В ■ т

s У с о

1 к

M 2 О О 10 10 U W

Окончание табл. / End of the Table

Наименование, годы строительства Name, years of construction Местонахождение Location Число залов Number of halls Число мест Number of seats Общая площадь, м2 Total area, m2 Число этажей Number of floors Высота, м Height, m

Большой театр Цзинань, 2010-2013 Jinan Grand Theatre, 2010-2013 Цзинань, Китай Jinan, China 3 39ОО 72 000 4 3S£

Концертный зал «Харпа», 2007-2011 Harpa Concert Hall, 2007-2011 Рейкьявик, Исландия Reykjavik, Iceland 4 32S5 28 000 S 43,О

Московский международный Дом музыки, 2000-2002 Moscow International House of Music, 2000-2002 Москва, Россия Moscow, Russia 4 3О56 42 000 1О 46,О

Концертный зал «Зарядье» 2015-2018 Zaryadye Concert Hall, 2015-2018 Москва, Россия Moscow, Russia 2 195О 25 600 4 34,О

W (О

N N

О О

N N

WW

¡É ai

u 3 > (Л С И

2 "i

ta во .

« ai j

<u <и

О ё —■

о

о У

S с 8 «

от ? от Е

Е о ^ с

S g

о Е

fe °

СП ^

т- ^

от от

^ i 2 3

Ig ¡

ïl

o (ñ

Из таблицы видно, что многофункциональные культурно-зрелищные комплексы являются многозальными и могут включать: два зрительных зала (Центр La Seine Musicale, концертный зал «Заря-дье»), три зала (Национальный центр исполнительских искусств в Пекине, Большой театр Цзинань), четыре зала (Аудиториум Parco della Música, Центр исполнительских искусств Wei-Wu-Ying, концертный зал «Харпа», Московский международный Дом музыки), шесть залов (Эспланада — театр в заливе). Наибольшую вместимость (более 5000 мест) имеют Центры исполнительских искусств в Гаосю-не, Пекине, Сингапуре и Париже. Самые крупные комплексы по общей площади — Центры исполнительских искусств в Пекине (217 500 м2) и Гаосюне (141 000 м2).

Выявлено, что современные культурно-зрелищные комплексы вобрали в себя множество общественных функций и сегодня являются одним из развитых типов многофункциональной архитектуры. Кроме основной зрелищной функции (концертные залы, театры) в состав всех исследуемых комплексов входят объекты сервисного обслуживания (предприятия питания и торговли), административно-бытовые помещения. Объекты культурно-просветительского назначения (музейные и выставочные пространства, библиотеки) входят в состав Центров исполнительских искусств в Гао-сюне, Пекине, Сингапуре, Москве (ММДМ). В концертный зал и конференц-центр «Харпа» также включены объекты делового назначения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ И ОБСУЖДЕНИЕ

Анализ показал, что современные многофункциональные культурно-зрелищные комплексы играют важную градообразующую роль в композиционной

структуре города. Выявлены следующие особенности градостроительного размещения:

• в качестве элемента для формирования комплекса общественного и культурного центра (Московский международный Дом музыки — ключевой элемент масштабного архитектурно-культурного ансамбля «Красные холмы»; концертный зал «Крокус Сити Холл» — в составе делового центра «Крокус-Сити»);

• в сочетании с общественным рекреационным пространством (концертный зал «Зарядье», расположенный в природно-ландшафтном парке; Центр исполнительских искусств Wei-Wu-Ying — в городском парке; Большой театр Цзинань — в Центральном парке);

• в границах прибрежной территории (концертный зал и конференц-центр «Харпа», расположенный в гавани Рейкьявика, Центр искусств «Эспланада» — на набережной залива Марина-Бэй, Культурный центр La Seine Musicale — на о-ве Се-ген на р. Сена);

• в архитектурно-исторической городской среде (Национальный центр исполнительских искусств в Пекине, расположенный в историческом центре китайской столицы в непосредственной близости от площади Тяньаньмэнь и Дома народных собраний; Аудиториум Parco della Musica — в историческом центре Рима, между берегами р. Тибр) [18].

Анализ современного состояния культурно-зрелищных комплексов на основе наиболее выдающихся примеров зарубежной и отечественной практики проектирования и строительства продемонстрировал, что основными тенденциями развития комплексов такого типа являются проектирование и строительство масштабных многофункциональных центров с созданием нескольких

обособленных сцен и залов, разного размера, формата, технологий рассадки зрителей, асимметричных по композиции и с высокоразвитой инфраструктурой [19]. Исследуемые культурно-зрелищные здания делятся на многофункциональные многозальные комплексы и многофункциональные концертные залы. Многозальные комплексы включают от двух до шести зрительных залов; концертный зал «Крокус Сити Холл» имеет один зал-трансформер, в котором возможно пятнадцать вариантов размещения зрительских мест.

Уникальность многофункциональных культурно-зрелищных комплексов заключается в едином объемно-планировочном решении, ядром которого выступает зрительный зал; объединение всех частей комплекса в единое композиционное решение. Ключевая объемно-пространственная задача — найти наиболее подходящую связь между ядром (зрительным залом и сценой) и остальными частями здания [20]. Эта задача может решаться несколькими путями — размещение зрительных залов и остальных частей здания в одном объеме (концертные залы «Харпа», «Зарядье»), в нескольких объемах на стилобате, который включает в себя все служебные помещения (Большой театр Цзинань, Аудиториум Parco della Musica).

Особенностью объемно-пространственной структуры современных многофункциональных культурно-зрелищных комплексов служит тип размещения в городе: горизонтальный и вертикальный [21]. Примерами горизонтального размещения могут служить Центры исполнительских искусств Wei-Wu-Ying и «Эспланада». При вертикальной пространственной структуре зрительные залы могут размещаться на разных уровнях (концертный зал Auditorium и многофункциональный зал Grande Seine в Культурном центре La Seine Musicale, Большой концертный зал над Камерным в Московском Доме музыки), что обусловлено стесненными земельными участками.

При проектировании и строительстве многофункциональных культурно-зрелищных комплек-

сов, рассмотренных в качестве примеров, выявлена тенденция совершенствования конструктивных решений зданий за счет применения металлических перекрестно-стержневых пространственных конструкций, светопрозрачных большепролетных конструкций, оболочек различных типов в качестве покрытий и перекрытий сооружений, панорамного остекления, ультрасовременных материалов конструктивных элементов.

Повышены требования как к внешнему облику зданий, так и к их интерьеру. Комплексы отличаются ультрасовременными формами, доминирующими являются переливающиеся изгибы здания, которые соединяются с естественным или искусственно созданным ландшафтном, гармонируя с окружающей местностью. Важно применение светового дизайна для создания динамического архитектурного эффекта. В отдельных странах прослеживается тенденции по использованию мотивов национальной архитектуры (Китай, Исландия), что может стать перспективным направлением в проектировании.

В ходе исследования выявлено, что в настоящее время в современной архитектурной практике проектирования и строительства многофункциональных культурно-зрелищных зданий особую актуальность приобретает экологическое проектирование с максимальным использованием всего спектра технологий, приемов, направленных на формирование здоровой, комфортной и безопасной среды для жизнедеятельности человека, рациональное и безотходное применение энергоресурсов в здании, равновесное взаимодействие архитектурно-строительных элементов здания и природной среды. Примерами экопозитивных культурно-зрелищных комплексов являются Центр исполнительских искусств в Гаосю-не с многоуровневой зеленой кровлей; Культурный центр La Seine Musicale с 45-метровым «парусом» из фотоэлектрических панелей и зеленой кровлей, концертный зал «Зарядье», эксплуатируемая озелененная кровля которого покрыта структурным све-топрозрачным покрытием — стеклянной «корой» с солнечными батареями.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Макарова Е.Е., Анисимов А.В. Экспериментальный театральный центр — театральное здание будущего // Architecture and Modern Information Technologies. 2019. № 1 (46). С. 160-174. URL: http:// marhi.ru/AMIT/2019/1kvart19/12_makarova_anisimov/ index.php

2. GerigkM. Multi-criteria approach in multifunctional building design process // IOP Conference Series: Materials Science and Engineering. 2017. Vol. 245. P. 052085. DOI: 10.1088/1757-899X/245/5/052085

3. Gerigk M. Multi-functional as a factor of rational use of urban space // Zeszyty Naukowe Politech-

niki. Inzynieria L^dowa i Wodna. 2015. Vol. 3 (637). Pp. 51-58.

4. Дуцев М.В. Концепция архитектуры современного Центра искусств. История. Теория. Практика : монография. Saarbrucken, Germany : LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH & Co. KG, 2012. 192 с.

5. Ермакова Е.В., Рынковская М.И. Формирование пластики оболочек в концертном зале // Известия КГАСУ. 2019. № 3 (49). С. 53-61.

6. Van Uffelen C. Performance Architecture + Design. Salenstein : Braun, 2010. 301 p.

< П

8 8 i н

k M

G Г

M 2

o n

l о

y 1

J со I

n

о S o

=¡ ( О ? n

E СЯ

n 2

n g

о 6

Г œ t (

О )

® со

СО n ■ £

s S

s у с о <D X WW M M

о о 10 10 w w

(О (О сч N о о

N N

coco

К <D

U 3

> (Л

С И

ta во

. т-

« (U

ц

ф ф

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

О S

---' "t^

о

о у

7. Xue C.g., Sun C., Zhang L. Grand theatres in China: a Mosaic analysis of database // Journal of Asian Architecture and Building Engineering. 2020. Vol. 19. Issue 6. Pp. 700-713. DOI: 10.1080/13467581.2020.1773272

8. Staples D. Modern theatres 1950-2020. New York : Routledge Publ., 2021. 594 p.

9. Avlar E. Bir Adada D6nu§um Pratigi: La Senie Musicale // Yapi. 2022. Vol. 478. Pp. 22-26.

10. Hofmann M. La Seine Musicale — Das neue Musikkulturzentrum an der Seine // 23 Internationales Holzbau-Forum. 2017.

11. Колодников И.В. Дерево в современных проектах оперных театров и концертных залов: основные направления развития архитектуры и дизайна // Terra artis. Искусство и дизайн. 2021. № 3. С. 6-19. DOI: 10.53273/27128768_2021_3_06

12. Andreu P. Archi Memories. Beijing : CITIC Press, 2015. 302 p.

13. Петрушихина С.В. Сенсорная природа архитектурной образности в творчестве Олафура Эли-ассона // Художественные миры XXI века. Пути интеграции архитектуры и арт-практик : коллективная монография. М. : Общество с ограниченной ответственностью «БуксМАрт», 2019. С. 368-381.

14. Анисимов А.В. Театральные здания Москвы. История и архитектура : монография. М. : КУРС, 2017. 384 с.

Поступила в редакцию 22 декабря 2022 г. Принята в доработанном виде 2 марта 2023 г. Одобрена для публикации 9 марта 2023 г.

Об авторах: Татьяна Николаевна Колесникова — доктор архитектуры, доцент, заведующая кафедрой архитектуры; Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева (ОГУ им. И.С. Тургенева); 302026, г. Орел, ул. Комсомольская, д. 95; kolesnikovoj@yandex.ru;

Павел Эдуардович Кузнецов — магситрант; Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева (ОГУ им. И.С. Тургенева); 302026, г. Орел, ул. Комсомольская, д. 95; pavel19980915@gmail.ru.

15. Баталов А.Л., Беляев Л.А., Нащокина М.В. Зарядье : монография. М., 2017. 344 с.

16. Ilyevskaya M.M. Interrelation of architectural concepts and principles of artificial lighting in the Moscow concert hall Zaryadye // Light & Engineering. 2019. Pp. 4-13. DOI: 10.33383/2018-117

17. Грачев Р.В. Уникальность концертного зала «Крокус Сити Холл» // Образование. Наука. Научные кадры. 2015. № 3. С. 114-116.

18. Кузнецов П.Э., Диденко С.В. Особенности формирования культурно-зрелищного комплекса в пространственной городской среде // Научный Лидер. 2022. № 6 (51). URL: https://scilead.ru/ article/1723-osobennosti-formirovaniya-kulturno-zrel-ishchn

19. Beranek L.L. Concert hall design: new findings // Proceedings of the Institute of Acoustics. 2014. Vol. 3 (36). Pp. 1-21.

20. Кузнецов П.Э. Анализ архитектуры современных многофункциональных культурно-зрелищных комплексов и тенденции их развития // Безопасный и комфортный город : сб. науч. тр. по мат. V Междунар. науч.-практ. конф. 2022. С. 47-54.

21. Ануфриева П.С. Современные тенденции развития многофункциональных театрально-зрелищных комплексов // Наука, образование и экспериментальное проектирование. 2021. № 1. С. 198200. DOI: 10.24412/cl-35672-2021-1-0043

S с

8 «

от «

от iE

Е о

^ с

ю о

S «

о Е

с5 о

СП ^

т- ^

от от

I ï

О tn

Вклад авторов:

Колесникова Т.Н. — научное руководство, концепция исследования, научное редактирование текста, итоговые выводы.

Кузнецов П.Э. — методология, сбор и обработка данных, написание научной статьи, итоговые выводы. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

REFERENCES

1. Makarova E., Anisimov A. Experimental theater center — theatre building of the future. Architecture and Modern Information Technologies. 2019; 1(46):160-174. URL: http://marhi.ru/AMIT/2019/1kvart19/12_ma-karova_anisimov/index.php (rus.).

2. Gerigk M. Multi-criteria approach in multifunctional building design process. IOP Conference Series: Materials Science and Engineering. 2017; 245:052085. DOI: 10.1088/1757-899X/245/5/052085

3. Gerigk M. Multi-functional as a factor of rational use of urban space. Zeszyty Naukowe Politechniki. Inzynieria Lqdowa i Wodna. 2015; 3(637):51-58.

4. Ducev M.V. The concept of the architecture of the modern Art Center. Story. Theory. Practice : monograph. Saarbrucken, Germany, LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH & Co. KG, 2012; 192. (rus.).

5. Ermakova E.V., Rynkovskaya M.I. Formation of shell's plasticity in the concert hall. News of the Ka-

zan State University of Architecture and Engineering. 2019; 3(49):53-61. (rus.).

6. Van Uffelen C. Performance Architecture + Design. Salenstein, Braun, 2010; 301.

7. Xue C.Q., Sun C., Zhang L. Grand theatres in China: a Mosaic analysis of database. Journal of Asian Architecture and Building Engineering. 2020; 19(6):700-713. DOI: 10.1080/13467581.2020. 1773272

8. Staples D. Modern Theatres 1950-2020. New York, Routledge Publ., 2021; 594.

9. Avlar E. Bir Adada Donu§um Pratigi: La Seme Musicale. Yapi. 2022; 478:22-26.

10. Hofmann M. La Seine Musicale — Das neue Musikkulturzentrum an der Seine. 23 Internationales Holzbau-Forum. 2017.

11. Kolodnikov I.V. Wood in modern construction projects of opera houses and concert halls: major developmental trajectories of architecture and design. Terra Artis. Art and Design. 2021; 3:6-19. DOI: 10.53273/27128768_2021_3_06 (rus.).

12. Andreu P. Archi Memories. Beijing, CITIC Press. 2015; 302.

13. Petrushikhina S.V. The sensory essence of architectural imagery in Olafur Eliasson's artworks. Art Worlds of the 21st Century. Ways of Integrating Architecture and Art Practices: collective monograph. Moscow, Limited Liability Company "BooksMArt", 2019; 368-381. (rus.).

14. Anisimov A.V. Theatrical buildings in Moscow. History and architecture: monograph. Moscow, KURS, 2019; 384. (rus.).

15. Batalov A.L., Belyaev L.A., Nashchokina M.V. Zaryadye : monograph. Moscow, 2017; 344. (rus.).

16. Ilyevskaya M.M. Interrelation of architectural concepts and principles of artificial lighting in the Moscow concert Hall Zaryadye. Light & Engineering. 2019; 4-13. DOI: 10.33383/2018-117

17. Grachev R.V. The Uniqueness of the concert hall "Crocus City Hall". Education. The science. Scientific personnel. 2015; 3:114-116. (rus.).

18. Kuznetsov P.E., Didenko S.V. Features of the formation of a cultural and entertainment complex in a spatial urban environment. Scientific Leader. 2022; 6(51). URL: https://scilead.ru/article/1723-osobennosti-formirovaniya-kulturno-zrelishchn (rus.).

19. Beranek L.L. Concert hall design: new findings. Proceedings of the Institute of Acoustics. 2014; 3(36):1-21.

20. Kuznetsov P.E. Analysis of the architecture of modern multifunctional cultural and entertainment complexes and trends in their development. Safe and comfortable city: collection of scientific papers based on the materials of the V international scientific and practical conference. 2022; 47-54. (rus.).

21. Anufrieva P.S. Modern trends in the development of multifunctional entertainment facilities. Science, Education and Experimental Design. 2021; 1:198200. DOI: 10.24412/cl-35672-2021-1-0043 (rus.).

< П

i H

k i

G Г

Received December 22, 2022.

Adopted in revised form on March 2, 2023.

Approved for publication on March 9, 2023.

Bionotes: Tatyana N. Kolesnikova — Doctor of Architecture, Associate Professor, Head of the Department of Architecture; Orel State University named after I.S. Turgenev; 95 Komsomolskaya st., Orel, 302026, Russian Federation; kolesnikovoj@yandex.ru;

Pavel E. Kuznetsov — master; Orel State University named after IS. Turgenev; 95 Komsomolskaya st., Orel, 302026, Russian Federation; pavel19980915@gmail.ru.

Contribution of the authors:

Tatyana N. Kolesnikova — scientific management, research concept, scientific editing of the text, final conclusions. Pavel E. Kuznetsov — methodology, data collection and processing, writing a scientific article, final conclusions. The authors declare no conflicts of interests.

0 CO § CO

1 O

y 1

J to

u-

^ I

n °

O 3 o

zs (

O i о §

§ 2 n 0

O 6

r 6 t (

O )

ii

® 00

00 В

■ T

(Л У

с о (D X WW

2 2 О О 10 10 W W

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.