Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ АППЕРЦЕПЦИИ НА ТРЕТЬЕМ УРОВНЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ФОРМИРОВАНИЕ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ АППЕРЦЕПЦИИ НА ТРЕТЬЕМ УРОВНЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
85
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гаудеамус
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ТРЕТИЙ УРОВЕНЬ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / АСПИРАНТУРА / НАУЧНАЯ АППЕРЦЕПЦИЯ / ТЕРМИНЫ / ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / МЕТОДОЛОГИЯ / ОРГАНИЗАЦИЯ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ / СРЕДСТВА НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ / ДИССЕРТАЦИОННОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ / THIRD LEVEL OF HIGHER EDUCATION / POSTGRADUATE STUDY / SCIENTIFIC APPERTSEPTION / TERMS / TERMINOLOGICAL SYSTEM / METHODOLOGY / ORGANIZATION OF SCIENTIFIC RESEARCH / MEANS OF SCIENTIFIC RESEARCH / DISSERTATION RESEARCH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шамов Александр Николаевич

Обобщен опыт работы по обучению работников высшей школы и исследователей по направлению подготовки 46.06.01 «Образование и педагогические науки», профиль «Теория и методика обучения и воспитания (иностранный язык)» в ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Ми- нина». Достижение поставленной цели было осуществлено через решение ряда задач, связанных с анализом содержания основной профессиональной образовательной программы высшего образования по данному профилю; анализом учебного плана и рабочих программ дисциплин; мониторингом учебного процесса по программе; оценкой результатов обучения на основе данных сдачи кандидатских экзаменов соискателей, общих итогов Государственной итоговой аттестации. В результате исследования: 1) определены психологические и дидактические особенности деятельности будущего исследователя и преподавателя-исследователя в рамках иноязычного лингвистического образования в условиях школы или высшего учебного заведения; 2) выявлен профессионально значимый круг научно-исследовательских и методических понятий, важных для результативной организации учебного процесса и исследовательской деятельности и составляющих ядро методической и научно-исследовательской апперцепции работника; 3) отобраны и организованы в структуру методические термины, эксплицирующие профессионально-методические идеи и смыслы, важные для преподавания учебной дисциплины «Иностранный язык», по организации воспитательной, культурно-просветительской деятельности преподавателя; 4) определен инструментарий по оценке качества владения терминологическим аппаратом исследователями и преподавателями-исследователями в сфере методической науки и методологии исследования в данной сфере знаний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шамов Александр Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF RESEARCH APPERCEPTION AT THE THIRD LEVEL OF HIGHER EDUCATION

The article summarizes the experience of teaching higher school employees and researchers in the field of training 46.06.01 “Education and pedagogical sciences”, profile “Theory and methodology of teaching and education (foreign language)” at Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University. The achievement of this goal was accomplished through a number of tasks related to the analysis of the content of the basis professional educational program of higher education on this profile; analysis of curriculum and work programs of disciplines; monitoring of the educational process by the program; evaluation of training results on the basis of data on passing candidate exams, general results of State Final Exam. As a result of the study we: 1) determined the psychological and didactic features of the activities of the future researcher and research teacher in the framework of foreign language linguistic education in a school or higher educational institution; 2) identified a professionally significant range of research and methodological concepts important for the effective organization of the educational process and research activities and constituting the core of the methodical and research apperception of the employee; 3) selected and organized methodical terms into the structure, exposing vocational-methodical ideas and meanings important for the teaching of the Foreign Language discipline, for the organization of educational, cultural and educational activities of the teacher; 4) defined a toolkit for assessing the quality of ownership of the terminology apparatus by researchers and research teachers in the field of methodological science and research methodology in this field of knowledge.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ АППЕРЦЕПЦИИ НА ТРЕТЬЕМ УРОВНЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ»

УДК 378.147 DOI 10.20310/1810-231X-2020-19-2(44)-25-32

Формирование научно-исследовательской апперцепции на третьем уровне высшего образования

Шамов Александр Николаевич

ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина» 603095, Российская Федерация, г. Нижний Новгород, ул. Ульянова, 1 ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4880-0384, e-mail: shamov1952@yandex.ru

Аннотация. Обобщен опыт работы по обучению работников высшей школы и исследователей по направлению подготовки 46.06.01 «Образование и педагогические науки», профиль «Теория и методика обучения и воспитания (иностранный язык)» в ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина». Достижение поставленной цели было осуществлено через решение ряда задач, связанных с анализом содержания основной профессиональной образовательной программы высшего образования по данному профилю; анализом учебного плана и рабочих программ дисциплин; мониторингом учебного процесса по программе; оценкой результатов обучения на основе данных сдачи кандидатских экзаменов соискателей, общих итогов Государственной итоговой аттестации. В результате исследования: 1) определены психологические и дидактические особенности деятельности будущего исследователя и преподавателя-исследователя в рамках иноязычного лингвистического образования в условиях школы или высшего учебного заведения; 2) выявлен профессионально значимый круг научно-исследовательских и методических понятий, важных для результативной организации учебного процесса и исследовательской деятельности и составляющих ядро методической и научно-исследовательской апперцепции работника; 3) отобраны и организованы в структуру методические термины, эксплицирующие профессионально-методические идеи и смыслы, важные для преподавания учебной дисциплины «Иностранный язык», по организации воспитательной, культурно-просветительской деятельности преподавателя; 4) определен инструментарий по оценке качества владения терминологическим аппаратом исследователями и преподавателями-исследователями в сфере методической науки и методологии исследования в данной сфере знаний.

Ключевые слова: третий уровень высшего образования; аспирантура; научная апперцепция; термины; терминологическая система; методология; организация научного исследования; средства научного исследования; диссертационное исследование Для цитирования: Шамов А.Н. Формирование научно-исследовательской апперцепции на третьем уровне высшего образования // Психолого-педагогический журнал «Гаудеамус». 2020. Т. 19. № 2 (44). C. 25-32. DOI 10.20310/1810-231X-2020-19-2(44)-25-32.

Formation of research apperception at the third level of higher education

Alexandr N. Sсhamow

Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University 1 Ulyanova St., Nizhny Novgorod 603095, Russian Federation ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4880-0384, e-mail: shamov1952@yandex.ru

Abstract. The article summarizes the experience of teaching higher school employees and researchers in the field of training 46.06.01 "Education and pedagogical sciences", profile "Theory and methodology of teaching and education (foreign language)" at Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University. The achievement of this goal was accomplished through a number of tasks related to the analysis of the content of the basis professional edu-

© Шамов А.Н., 2020

cational program of higher education on this profile; analysis of curriculum and work programs of disciplines; monitoring of the educational process by the program; evaluation of training results on the basis of data on passing candidate exams, general results of State Final Exam. As a result of the study we: 1) determined the psychological and didactic features of the activities of the future researcher and research teacher in the framework of foreign language linguistic education in a school or higher educational institution; 2) identified a professionally significant range of research and methodological concepts important for the effective organization of the educational process and research activities and constituting the core of the methodical and research apperception of the employee; 3) selected and organized methodical terms into the structure, exposing vocational-methodical ideas and meanings important for the teaching of the Foreign Language discipline, for the organization of educational, cultural and educational activities of the teacher; 4) defined a toolkit for assessing the quality of ownership of the terminology apparatus by researchers and research teachers in the field of methodological science and research methodology in this field of knowledge.

Keywords: third level of higher education; postgraduate study; scientific appertseption; terms; terminological system; methodology; organization of scientific research; means of scientific research; dissertation research

For citation: Schamow A.N. Formirovaniye nauchno-issledovatel'skoj appertseptsii na tret'yem urovne vysshego obrazovaniya [Formation of research apperception at the third level of higher education]. Psikhologo-pedagogicheskiy zhurnal «Gaudeamus» - Psychological-Pedagogical Journal "Gaudeamus", 2020, vol. 19, no. 2 (44), pp. 25-32. DOI 10.20310/1810-231X-2020-19-2(44)-25-32. (In Russian, Abstr. in Engl.)

Особое место в системе высшего образования в Российской Федерации в современных условиях занимает ее третий уровень. Он предполагает решение двух важных задач: совершенствование предметной подготовки работника и одновременно написание диссертационного исследования. В нашем случае - это написание исследования в области методики обучения иностранным языкам. Обучение на названном уровне высшего образования предусматривает проведение исследований, посвященных педагогическим процессам, образовательным системам и их закономерностям, разработке и использованию педагогических технологий для решения задач образования, науки, культуры и социальной сферы1 [1].

Обучающийся на данном уровне образования готовит себя к профессиональной деятельности. Слушатели, освоившие программу третьего уровня образования (аспирантуры), готовят себя к: 1) научно-исследовательской деятельности в области образования и социальной сферы; 2) преподавательской деятельности по образовательным программам высшего образования. Все это в

1 Образование и педагогические науки. 44.06.01. ФГОС ВО уровень высшего образования. Подготовка кадров высшей квалификации. URL: http//www.fgosvo.ru (дата обращения: 20.12.2019).

равной мере относится к обучающимся по направлению 44.06.01 «Образование и педагогические науки», профиль: «Теория и методика обучения и воспитания (иностранный язык)» [2].

В ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина» накоплен определенный опыт работы в данном направлении. В ходе реализации программы особое внимание обращается на формирование научно-исследовательской апперцепции слушателей программы [3]. Апперцепция в психологии рассматривается как особое свойство восприятия. Оно существует на уровне сознания и характеризует личностный уровень восприятия. Апперцепция отражает зависимость восприятия от многих факторов, в том числе: 1) прошлого опыта человека; 2) установок самого индивида; 3) общего содержания психической деятельности человека; 4) его индивидуальных особенностей [4; 5].

Заявленный термин введен в науку немецким философом Г. Лейбницем, понимавшим апперцепцию как отчетливое (осознанное) восприятие душой определенного содержания. Ученый разводил два понятия: перцепцию как смутную презентацию некоего содержания и апперцепцию как ясное и отчетливое, осознанное видение человеком этого содержания, как состояние особой яс-

ности сознания, его сосредоточенности на чем-то.

Апперцепция понимается как процесс, с помощью которого новый опыт ассимилируется и трансформируется под воздействием следов прошлых восприятий [6]. Такое понимание учитывает природу стимульных воздействий и описывает ментальные процессы когнитивной сущности.

Апперцепция тесным образом связана с жизненным опытом самого человека. Накопленный опыт по восприятию педагогических явлений из окружающей среды, интеллектуальная обработка такого опыта (восприятие и осознание) обеспечивают осмысленное восприятие педагогического или методического объекта, позволяют выдвинуть возможные гипотезы о его особенностях. Выдвижение определенных гипотез, некоторое предвидение в научной деятельности являются важными условиями осуществления деятельности по исследованию актуальных проблем в педагогической и методической науках [6-8].

Первая часть учебной деятельности в аспирантуре (третий уровень высшего образования) связана, как мы уже отмечали, с дальнейшей систематизацией и совершенствованием терминологического аппарата методической науки. Названной проблеме уделяется особое внимание, начиная с первых двух этапов получения высшего образования в учебном заведении высшего образования [9-12].

В рамках получения образования на третьем уровне работа над терминологическим аппаратом методической науки продолжается и дальше. Практическая учебно-научная и научно-исследовательская деятельность приводят нас к выводу: методические смыслы, терминологический аппарат, описывающий их, должны постоянно систематизироваться, уточняться и углубляться за счет новых знаний, которые вырабатывает методическая наука в настоящее время [1316]. Достижение целей по формированию научной-исследовательской апперцепции у аспирантов обеспечивается широкой опорой на идеи ценностного (аксиологического), компетентностного и концептного подходов [17; 18]. Теоретические постулаты названных подходов обеспечивают прочное, сознательное и глубокое усвоение сложившейся терминологической системы методической науки. Метаязык методической науки является

отправной точкой в разработке научных идей и смыслов, которым посвящены кандидатские диссертации обучающихся на третьем уровне профессионального образования. При описании исследований и полученных результатов аспиранты должны правильно пользоваться таким видом языка, такой специально созданной семиотической системой.

Идеи концептного подхода позволяют работу над терминами методической науки организовывать и проводить на основе такой специальной организационной единицы, как концепт. Данная организационная единица подробно описывается в лингвистике [19; 20]. Ее можно применить и при описании исследований в педагогике, и в частной дидактике [21; 22].

Концепт относится к сфере сознания человека. Это глобальная единица его мыслительной деятельности. Упорядоченная совокупность концептов в сознании человека образует определенную концептосферу работника. Лексические единицы в виде терминов и терминологических сочетаний обеспечивают доступ к сознанию человека: «методическая наука», «теоретические основы методики», «язык, речь и речевая деятельность», «язык и культура», «стороны иноязычной речи», «виды речевой деятельности», «средства обучения языку», «учебный процесс по иностранному языку», «результаты обучения по неродному языку», «единый государственный экзамен по языку», «язык и воспитание», «язык и развитие», «иностранный язык как ценность».

Самым объемным по содержанию является такой концепт, как «теоретические основы методики». Он включает: «концептуальные основы методики», «психологические основы», «психолингвистические основы», «лингвистические основы», «дидактические основы». Каждое такое смысловое образование в лингводидактике имеет свою детализацию в виде уточняющих и детализирующих понятий, обозначаемых терминами или терминологическим сочетаниями [23].

Методические смыслы не только присваиваются, но становятся для работника образования определенными ценностями, определенными ориентирами в его обучающей, развивающей и воспитательной деятельности. Начинающий исследователь, преподаватель-исследователь руководствуются приоб-

ретенными смыслами (ориентирами) в своей научно-исследовательской деятельности в области частной методики, описывающий процесс обучения иностранным языкам в разных образовательных средах. В данном случае предметная апперцепция становится для аспиранта руководством к научной деятельности в сфере педагогических наук, в частности, в разработке вопросов по «Теории и методике обучения и воспитания (иностранный язык)». Такая сфера педагогических знаний обозначается в паспорте специальности ВАК под шифром 13.00.022.

Формирование предметной апперцепции обеспечивается в рамках обучения в аспирантуре такими учебными дисциплинами, как: «Педагогика и психология высшей школы», «Управление научно-образовательными системами», «Теория и методика обучения и воспитания (иностранный язык)».

Во втором направлении в реализации образовательной программы по направлению 44.06.02 «Образование и педагогические науки», профиль: «Теория и методика обучения и воспитания (иностранный язык)» особое внимание обращается на формирование собственно научно-исследовательской апперцепции. Она обеспечивает организацию и проведение научно-исследовательской деятельности будущих исследователей, преподавателей-исследователей. Названный аспект обучения в аспирантуре выполняет особую роль. Он приобретает статус научной идеологии для обучающихся по данной программе [24-26]. Будущий ученый должен иметь не только глубокие и прочные знания в предметной сфере, то есть в методической науке, но и быть способным обсуждать в публичном пространстве все научные и исследовательские процессы, происходящие в данной области научных знаний на современном этапе развития самой науки. Язык описания и представления научных методических знаний, методические термины выступают в роли надежного средства обсуждения новых предметных знаний, еще не до конца исследованных в данной сфере. Процесс обсуждения научных проблем научным

2 Паспорт специальности 13.00.02. Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования). Отрасль наук: педагогические науки. URL: www.arhvak.minobrnauki.gov.ru (дата обращения: 20.12.2019).

сообществом должен происходить на доступном и всем понятном языке.

Усвоение исследовательского аппарата проводится на основе идей концептного подхода. Аспиранты усваивают в ходе обучения такие научно-исследовательские концепты, как «методология методической науки», «научно-исследовательская деятельность в методической сфере», «принципы научного познания в методической науке», «методы научного исследования», «средства научного познания в методической науке», «научное исследование и этапы его проведения», «результаты научно-исследовательской деятельности».

Содержание каждого из приведенных выше концептов уточняется через определенные субконцепты. Они и представляют обучающимся на третьем уровне высшего образования определенную сумму знаний об их исследовательской деятельности в настоящее время и в будущем, когда они завершат процесс написания диссертации, защитят ее, будут продолжать научную деятельность самостоятельно. Такой вид знаний об исследовательской деятельности в сфере методической науки и формирует в сознании молодых исследователей собственно научно-исследовательскую апперцепцию. Предметные знания, связанные с подходами, методами, принципами и технологиями преподавания иностранных языков, и собственно научно-исследовательские знания в наглядной форме свидетельствуют о научной готовности молодого исследователя и преподавателя-исследователя.

В этом контексте в рамках учебного плана на третьем уровне высшего образования в ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный университет им. К. Минина» (Мининский университет) предусмотрено прохождение таких дисциплин, как: «Методика проведения диссертационного исследования», «Научно-исследовательская деятельность аспиранта», «Подготовка научно-квалификационной работы (диссертации)», «История и философия науки». В учебный процесс по подготовке будущих исследователей включены и такие важные для исследователя дисциплины, как: «Методика использования ИКТ в научных исследованиях», «Анализ данных в научных исследованиях».

В образовательной системе подготовки исследователя и преподавателя-исследователя особая роль отводится дисциплине «Методика проведения диссертационного исследования». Слушатели программы, основываясь на идеях компетентностного подхода, осваивают в рамках названной учебной дисциплины такие компетенции, как:

1) УК-2 - способность проектировать и осуществлять комплексные исследования, в том числе междисциплинарные, на основе целостного системного научного мировоззрения с использованием знаний в области истории и философии науки;

2) ОПК-2 - владение культурой научного исследования в области педагогических наук, в том числе с использованием информационных и коммуникационных технологий;

3) ОПК-8 - готовность к преподавательской деятельности по основным образовательным программам высшего образования.

Названная учебная дисциплина дает аспирантам знания о: 1) современных представлениях научного познания как особого вида интеллектуальной деятельности человека; 2) существующих парадигмах и подходах, принятых в предметной области науки и образования, в частности; 3) современных ориентирах и трендах развития образования и науки; 4) теоретических основах, принципах организации научно-исследовательской деятельности в предметной области частной науки; 5) основах методологии и методах научных исследований.

Другие компетенции, представленные в ФГОС ВО по направлению 44.06.01 «Образование и педагогические науки», профиль «Теория и методика обучения и воспитания (иностранный язык)» и важные для научно -исследовательской деятельности, формируются у начинающих исследователей в соответствии с компетентностным подходом на занятиях по другим дисциплинам учебного плана.

В ходе педагогических и научно-исследовательских практик слушатели в состоянии: 1) реализовывать на практике умения по организации научно-исследовательских, научно-отраслевых целей и задач; 2) проводить научные эксперименты и оценивать полученные результаты исследований, их значимость для науки и практики

работы; 3) использовать методы научных исследований в комплексе.

Полученные предметные и собственно научно-исследовательские знания позволяют аспирантам как будущим исследователям и преподавателям-исследователям проводить сознательно и целенаправленно исследования в соответствии с избранной темой и проблемой, заявленными объектом и предметом исследования.

Для исследователей важно владеть навыками анализа, синтеза и обобщения научной информации; формулировать научно-исследовательские задачи; профессионально составлять научную документацию, писать научные статьи по исследуемой проблеме и представлять их научной общественности; сознательно овладевать и владеть методами научных исследований.

Достижение поставленных предметных и научно-исследовательских целей и задач происходит не в один момент. Такой вид деятельности требует прохождения определенных этапов в организации и реализации исследовательской деятельности. На каждом из этапов решаются конкретные научно-исследовательские задачи. Они обсуждаются с научным руководителем на определенном метаязыке. Аспирант должен хорошо владеть смыслами самой науки и смыслами исследовательской деятельности, с помощью которой он добывает новые знания и идеи; обсуждать полученные результаты, используя терминологический аппарат методической науки и научный аппарат методологии (теории познания). А для этого необходимо одно условие - сформировать у аспиранта научно-исследовательскую апперцепцию и правильно ей пользоваться на практике.

Сам исследователь (аспирант) как работник высшего учебного заведения должен проявлять все свои лучшие качества: научную последовательность, терпение, усидчивость, научное упорство, подвижность и аналитичность ума, умение терпеливо накапливать факты, правильно их интерпретировать для целей исследования. Качества исследователя как человека являются составной частью его исследовательской компетенции. В конечном итоге все это приведет к ожидаемому результату - к написанию диссертационного исследования и его защите в Ученом совете по специальности.

Литература

1. Пассов Е.И. Образование как феномен и методика как наука. Проблема конвергенции. Липецк: ООО «Издатель», 2016. 160 с.

2. Шамов A.H. Учитель иностранного языка: портрет педагогической деятельности. Н. Новгород: Издательство НГПУ, 2019. 275 с.

3. Петровский A.B., Ярошевский М.Г. Основы теоретической психологии. М.: ИНФРА-М, 1998. 526 с.

4. КоджаспироваГ.М., КоджаспировAM. Педагогический словарь. М.: Академия, 2001. 176 с.

5. Краткий психологический словарь / под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1985. 431 с.

6. Бордовская Н.В. Диалектика педагогического исследования. Логико-методологические проблемы. СПб.: Русский христианский гуманитарный институт, 2001. 512 с.

7. Методы системного педагогического исследования / под ред. Н.В. Кузьминой. Л.: ЛГУ, 1980. 172 с.

8. Штофф B.A. Введение в методологию научного познания. Л.: ЛГУ, 1972. 191 с.

9. Пассов Е.И. Терминосистема методики как теория и технология иноязычного образования. Кн. 9. Елец: Типография, 2016. 735 с.

10. Шамов A.H., Зуева И.Е. Теория методики обучения иностранным языкам. Краткий словарь методических терминов. Н. Новгород: Нижегородский институт развития образования, 2016. 59 с.

11. ШамовA.H. Методика обучения иностранным языкам. Ростов н/Д.: Феникс, 2017. 269 с.

12. Шамов A.H. Методика обучения иностранным языкам: теоретический курс. М.: Флинта, 2020. 296 с.

13. Пассов Е.И. Методика как теория и технология иноязычного образования. Кн. 1. Елец: ЕГУ им. И.А Бунина, 2010. 456 с.

14. Пассов Е.И. Методология методики: эмпирические методы исследования. Кн. 2. Елец: Типография,

2010. 647 с.

15. Пассов Е.И. Методология методики: теоретические методы исследования. Кн. 3. Елец: Типография,

2011. 634 с.

16. Пассов Е.И. Методология методики: анализ как метод исследования. Кн. 4. Елец: Типография, 2011. 495 с.

17. Бичева И.Б., Филатова О.М. Перспективы профессиональной подготовки педагогов: аксиологический подход // Вестник Мининского университета. 2018. Т. 6. № 2 (23).

18. Маркова С.М., Наркозиева A.K. Методика исследования содержания профессионального образования // Вестник Мининского университета. 2019. Т. 7. № 1 (26).

19. Московкин Л.В. Концепт «ПЕДАГОГИКА» как основополагающая ценность содержания профессионально-педагогической подготовки учителя иностранного языка // Аксиология иноязычного педагогического образования / под общ. ред. А.К. Крупченко, С.В. Чернышова. М.: МГПУ, Г.Ю. Крюков, 2020.

20. Попова З.Д., Стернин ИЛ. Когнитивная лингвистика. М.: АСТ «Восток-Запад», 2007. 314 с.

21. Чернышов C.B. Концептный подход как методический механизм формирования ценностей картины миры будущего учителя иностранного языка // Аксиология иноязычного педагогического образования / под общ. ред. А.К. Крупченко, С.В. Чернышова. М.: МГПУ, Г.Ю. Крюков,, 2020.

22. Шамов A.H. Методическое знание как ценность в профессионально-методической подготовке учителя иностранного языка // Аксиология иноязычного педагогического образования / под общ. ред. А.К. Крупченко, С.В. Чернышова. М.: МГПУ, Г.Ю. Крюков, 2020.

23. Маслова B.A. Введение в когнитивную лингвистику. М.: Флинта, 2016. 296 с.

24. Загвязинский В.И., Aтаханов P.A. Методология и методы психолого-педагогического исследования. М.: Академия, 2010. 208 с.

25. ОбразцовП.И. Методология педагогического исследования. М.: Юрайт, 2017. 132 с.

26. Новиков A.М., Новиков ДЛ. Методология научного исследования. М.: Либроком, 2010. 280 с.

References

1. Passov E.I. Obrazovaniye kak fenomen i metodika kak nauka. Problema konvergentsii [Education as a Phenomenon and Technique as a Science: The Problem of Convergence]. Lipetsk: LLC « Publisher», 2016. 160 p. (In Russian).

2. Shamov А.К Uchitel' inostrannogo yazyka: portret pedagogicheskoj deyatel'nosti [Foreign Language Teacher: Portrait of Pedagogical Activity]. Nizhny Novgorod: NSPU Publishing, 2019. 275 p. (In Russian).

3. Petrovskij А.^, Yaroshevskij M.G. Osnovy teoreticheskoj psikhologii [Fundamentals of Theoretical Psychology]. Moscow: IOTRA.-M, 1998. 526 p. (In Russian).

4. Kodzhaspirova G.M., Kodzhaspirov A.Yu. Pedagogicheskij slovar' [Pedagogical Dictionary]. Moscow: Academy, 2001. 176 p. (In Russian).

5. Kratkij psikhologicheskij slovar' [Short Psychological Dictionary] / A.V. Petrovsky, M.G. Yaroshevsky (Eds.). Moscow: Politizdat, 1985. 431 p. (In Russian).

6. Bordovskaya N.V. Dialektika pedagogicheskogo issledovaniya. Logiko-metodologicheskie problemy [Dialectics of Pedagogical Research. Logic-Methodological Issues]. St. Petersburg: Russian Christian Humanitarian Institute, 2001. 512 p. (In Russian).

7. Metody sistemnogo pedagogicheskogo issledovaniya [Methods of System Pedagogical Research] / N.V. Kuz-mina (Ed.). Leningrad: LSU, 1980. 172 p. (In Russian).

8. Shtoff V. A. Vvedeniye v metodologiyu nauchnogo poznaniya [Introduction to the Methodology of Scientific Knowledge]. Leningrad: LSU, 1972. 191 p. (In Russian).

9. Passov E.I. Terminosistema metodiki kak teoriya i tekhnologiya inoyazychnogo obrazovaniya [The Terminology System of the Methodology as a Theory and Technology of Foreign-Language Education]. Elets: Printing house, 2016. Bk 9. 735 p. (In Russian).

10. Shamov A.N., Zueva I.E. Teoriya metodiki obucheniya inostrannym yazykam. Kratkij slovar' metodicheskikh terminov [Theory of Methods for Teaching Foreign Languages. A Short Dictionary of Methodological Terms]. Nizhny Novgorod: Nizhny Novgorod Institute for the Development of Education, 2016. 59 p. (In Russian).

11. Shamov A.N. Metodika obucheniya inostrannym yazykam [Methodology of Teaching Foreign Languages]. Rostov-on-Don: Fenix, 2017. 269 p. (In Russian).

12. Shamov A.N. Metodika obucheniya inostrannym yazykam: teoreticheskij kurs [Methodology of Teaching Foreign Languages: Theoretical Course]. Moscow: Flinta, 2020. 296 p. (In Russian).

13. Passov E.I. Metodika kak teoriya i tekhnologiya inoyazychnogo obrazovaniya [Methodology as a theory and technology of foreign-language education]. Elets: YSU named after I.A. Bunina, 2010. Bk 1. 456 p. (In Russian).

14. Passov E.I. Metodologiya metodiki: empiricheskiye metody issledovaniya [Methodology of Methodology: Empirical Methods of Research]. Elets: Printing house, 2010. Bk 2. 647 p. (In Russian).

15. Passov E.I. Metodologiya metodiki: teoreticheskiye metody issledovaniya [Methodology of Methodology: Theoretical Methods of Research]. Elets: Printing house, 2011. Bk 3. 634 p. (In Russian).

16. Passov E.I. Metodologiya metodiki: analiz kak metod issledovaniya [Methodology of Methodology: Analysis as a Method of Research]. Elets: Printing house, 2011. Bk 4. 495 p. (In Russian).

17. Bicheva I.B., Filatova O.M. Perspektivy professional'noj podgotovki pedagogov: aksiologicheskij podkhod [Prospects of professional training of teachers: an axiological approach]. VestnikMininskogo universiteta. -Vestnik of Minin University. 2018, vol. 6, no. 2 (23). (In Russian).

18. Markova S.M., Narkozieva A.K. Metodika issledovaniya soderzhaniya professional'nogo obrazovaniya [Methodology for the study of the content of vocational education]. Vestnik Mininskogo universiteta. -Vestnik of Minin University. 2019, vol. 7, no. 1 (26). (In Russian).

19. Moskovkin L.V. Kontsept «PEDAGOGIKA» kak osnovopolagayushhaya tsennost' soderzhaniya professional'no-pedagogicheskoj podgotovki uchitelya inostrannogo yazyka [Concept "PEDAGOGY" as the fundamental value of the content of vocational and pedagogical training of a teacher of a foreign language]. Aksiologiya inoyazychnogo pedagogicheskogo obrazovaniya - Axiology of Foreign Language Pedagogical Education / A.K. Krupchenko, S.V. Chernyshova (Gen. eds.). Moscow: MSPU, G.Yu. Kryukov, 2020. (In Russian).

20. Popova Z.D., Sternin I.A. Kognitivnaya lingvistika [Cognitive Linguistics]. Moscow: AST "East-West", 2007. 314 p. (In Russian).

21. Chernyshov S.V. Kontseptnyj podkhod kak metodicheskij mekhanizm formirovaniya tsennostej kartiny miry budushchego uchitelya inostrannogo yazyka [Conceptual approach as a methodological mechanism for shaping the values of the picture of the world of a future teacher of a foreign language]. Aksiologiya inoyazychnogo pedagogicheskogo obrazovaniya - Axiology of Foreign Language Pedagogical Education / A.K. Krupchenko, S.V. Chernyshova (Gen. eds.). Moscow: MSPU, G.Yu. Kryukov, 2020. (In Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

22. Shamov A.N. Metodicheskoye znaniye kak tsennost' v professional'no-metodicheskoj podgotovke uchitelya inostrannogo yazyka [Methodical knowledge as value in professional and methodical training of the teacher of a foreign language]. Aksiologiya inoyazychnogo pedagogicheskogo obrazovaniya - Axiology of Foreign Language Pedagogical Education / A.K. Krupchenko, S.V. Chernyshova (Gen. eds.). Moscow: MSPU, G.Yu. Kryukov, 2020. (In Russian).

23. Maslova V.A. Vvedeniye v kognitivnuyu lingvistiku [Introduction to Cognitive Linguistics]. Moscow: Flinta, 2016. 296 p. (In Russian).

24. Zagvyazinskij V.I., Atakhanov R.A. Metodologiya i metody psikhologo-pedagogicheskogo issledovaniya [Methodology and Methods of Psychological and Pedagogical Research]. Moscow: Academy, 2010. 208 p. (In Russian).

25. Obraztsov P.I. Metodologiya pedagogicheskogo issledovaniya [Methodology of Pedagogical Research]. Moscow: Yurajt, 2017. 132 p. (In Russian).

26. Novikov A.M., Novikov D.A. Metodologiya nauchnogo issledovaniya [Methodology of Scientific Research]. Moscow: Librokom, 2010. 280 p. (In Russian).

Информация об авторе

Шамов Александр Николаевич - доктор педагогических наук, профессор кафедры теории и практики иностранных языков и лингводидактики. Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, г. Нижний Новгород, Российская Федерация.

E-mail: shamov1952@yandex.ru

ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4880-0384

Вклад в статью: общая концепция статьи, анализ педагогического опыта, написание статьи.

Поступила в редакцию 26.02.2020 г.

Поступила после рецензирования 10.04.2020 г.

Принята к публикации 10.05.2020 г.

Information about the author

Alexandr N. Schamow - Doctor of Pedagogics, Professor of Theory and Practice of Foreign Languages and Linguodidactics Department. Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Nizhny Novgorod, Russian Federation.

E-mail: shamov1952@yandex.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4880-0384 Contribution: general concept of the article, analysis of pedagogical experience, writing of the article.

Received 26 February 2020 Reviewed 10 April 2020 Accepted for press 10 May 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.