Научная статья на тему 'Формирование национальной инновационной системы'

Формирование национальной инновационной системы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
216
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Карибджанян Галина Самвеловна

Обобщены основные проблемы подготовки квалифицированных научных кадров для формирования инновационной экономики в России. В роли основных направлений повышения качества человеческого капитала обоснован ряд организационно-экономических мероприятий по модернизации высшего образования как главного звена активизирующего инновационную занятость.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Карибджанян Галина Самвеловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMING OF NATIONAL INNOVATIVE SYSTEM

The basic problems of preparation of the qualified scientific shots for formation of innovative economy in Russia are generalised. In a role of the basic directions of improvement of quality of the human capital a number of organizational-economic actions for higher education modernisation as main link making active innovative employment is proved.

Текст научной работы на тему «Формирование национальной инновационной системы»

Karibdzhanjan Galina Samvelovna, Senior Lector, Chair of Business Accounting,

Analysis and Audit, Moscow Gumanitarno-Economic Institute (branch), Stavropol E-mail: galya1980@rambler.ru

The basic problems of preparation of the qualified scientific shots for formation of innovative economy in Russia are generalised. In a role of the basic directions of improvement of quality of the human capital a number of organizational-economic actions for higher education modernisation as main link making active innovative employment is proved.

Keywords: innovative sphere; reproduction of scientific shots;, mental potential; the research organizations; innovative employment; integrated systems of training.

ФОРМИРОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИННОВАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ

Обобщены основные проблемы подготовки квалифицированных научных кадров для формирования инновационной экономики в России. В роли основных направлений повышения качества человеческого капитала обоснован ряд организационно-экономических мероприятий по модернизации высшего образования как главного звена активизирующего инновационную занятость.

Ключевые слова: инновационная сфера; воспроизводство научных кадров; интеллектуальный потенциал; научно-исследовательские организации; инновационная занятость; интегрированные системы обучения.

Становление национальной инновационной системы невозможно без воспроизводства особого типа человеческих ресурсов - специалистов инновационной сферы и эффективного их использования. Создание кадров исследователей и конструкторов - это большая и сложная государственная задача. Поэтомустановление инновационной занятости в нашей стране связано с активизацией процессов формирования творческих работниковдля инновационной сферы.

В экономической литературе выделяется три способа формирования творческих работников:

- создание нового творческого потенциала по ключевым направлениям развития науки и техники на базе национальной системы образования. Данный способ наиболее важен какдля воспроизводства интеллектуального потенциала страны, так и для развития человечества в целом;

- суженное воспроизводство творческих работников в рамках функционирования определенных научных школ. В этом случае обучающийся и формирующийся молодой творческий работник получает новые знания лишь в объеме знаний своих учителей и наставников. При этом ученик, какправило, получаетзнанийменьше, чем владеет его учитель. Данный способ нельзя признать достаточно эффективным в современных условиях, когда резко ускоряется процесс вос-производствазнаний и период полураспадазнаний исчисляется в 68 лет [4];

- привлечение из-за рубежа ученых исследователей, способных успешно организовывать и осуществлять творческую деятельность.

Для нашей страны второй путь потерял в значительной мере свою значимость из-за разрушения целого ряда научных школ в 1990-е кризисныедля нашей науки годы. Что касается стратегии привлечения зарубежныхспециалистов, которая широко используется странами с развитой рыночной экономикой (по данным Статистического института Евросоюза, удельный вес иностранных исследователей в общей численности рабочей силы, занятой научными исследованиями итехнологическими разработками, составляетв Великобритании -7,2%, в Германии -6,4%, в Израиле -4,1% [2]),то она мало приемлема в нашей стране из-за недостатка финансовых ресурсов в научно-исследовательских организациях и вузах.

УДК 330.3

© КарибджанянГ.С., 2011

т

■ Ь. pll.ivZ. ’ fy.

KMT,

131

КАРИБДЖАНЯН Галина Самвеловна,

преподаватель,

кафедра

Бухгалтерского учета, анализа и аудита, Ставропольский филиал Московского гуманитарноэкономического института, Ставрополь да1уа 1980@гатЬ1ег. ги

X

а

Ь*£)

О

Г

г

132

Весьма убедительно процесс создания нового вида занятости охарактеризовал А.В. Буз-галин: "Формирование человека, обладающего творческим, культурным потенциалом, новаторскими способностями, становится главной задачей, с одной стороны, а с другой - главным средством прогресса мира, основанного на творческой деятельности" [1].

Вместе с тем для всех специалистов, занятых в инновационной сфере, немаловажной представляется их заинтересованность в коммерциализации результатов своей деятельности, и поэтому они должны овладевать элементами рыночного менеджмента, умением оценивать инновационный потенциал и инновационные проекты с позиций требований рынка.

В этих условиях стратегически важным в наших условиях оказывается организация в рамках системы высшего образования подготовки обладающих современными знаниями научных и научно-технических кадров - исследователей, разработчиков,конструкторов,создателей новых видов продукции и технологий для основных отраслей экономики. Речь идет об особом и довольно сложном направлении воспроизводства человеческих ресурсов - воспроизводстве интеллектуального потенциала.

Центральное место в этом отводится традиционной вузовской и послевузовской подготовке высококвалифицированных специалистов и, прежде всего, молодых научных кадров в основных отраслях науки, обслуживающих ключевые отрасли реальной экономики.

В настоящее время подготовкой специалистов через аспирантуру занимаются научно-исследовательские организации и вузы. При этом число научно-исследовательских организаций, занимающихся подготовкой специалистов через аспирантуру, превышает число вузов. Если характеризовать распределение аспирантов по отраслям науки, то почти половина их общего числа приходится на технические науки и 37%

- на экономические науки.

Несмотря на значительную численность аспирантов, обучающихся по экономическим специальностям, весьма незначительная часть предпочитает работать в сфере науки. Такие же тенденции наблюдаются и в сфере технических наук. Вузы и аспирантура перестали быть кузницей кадров для инновационной сферы. По имеющимся данным, в России в среднем поступают на работу в научные организации и вузы чуть больше 1% выпускников вузов [7].

Это имеет свои причины: низкая оплата труда молодых специалистов и исследователей в научной сфере, отсутствие жилья, нехватка современной материально-технической базы исследований и, наконец, непредсказуемость научного роста и слабые возможности для карьерного роста. Весьма тревожными являются данные, полученные Агентством социальной информации, свидетельствующие о том, что сегодня

не более 10% выпускников российской аспирантуры, распределенных в сферу науки, остаются в ней в дальнейшем. Среднее время пребывания молодого ученого в науке составляет 6-7 лет, из которых 4 года уходит на написание и защиту диссертации [3].

Все это не может не приводить к ослаблению притока молодых специалистов сучеными степенями в инновационную сферу. В России лишь малое число специалистов-исследовате-лей, непосредственно занимающихся научноисследовательской деятельностью, находится в наиболее творчески активном возрасте до 40 лет, лишь 10% - до 30 лет. Удельный вес ученых в возрасте 50-70 лет и старше составляет около 50%.

Кадровый кризис характерен в первую очередь для государственного сектора науки. Это позволяет обосновать тезис о необходимости осуществления государством системы конструктивных мер по отбору наиболее способных и хорошо подготовленных выпускников вузов и по предложению им выгодных для них контрактов на работу в государственные научные организации сроком на 5 и более лет.

Наряду с внутренними факторами, оказывающими воздействие на воспроизводство инновационной занятости, немаловажное значение приобретают и внешние факторы и в первую очередь присоединение России к Болонскому процессу. Болонская трансформация европейской системы образования ставит по-иному проблемы развития высшего образования, ориентируя его на интеграцию и формирование единого европейского научного пространства, развитие единого европейского пространства высшего образования.

Для России встраивание в этот процесс означает не просто ускорение развития этих двух составляющих, но и существенное повышение качества высшего образования на основе развертывания научных исследований. Это потребует повышения доли исследователей, занятых в секторе высшего образования, в общей численности исследователей в стране, которая составляет в настоящее время 7,2% по сравнению с 27,2%- в Германии, 53,2%- в Испании и 31,1% - в Англии [2].

Преодоление такого отставания возможно лишь при увеличении ассигнований государства на высшее образование и при повышении престижа науки и педагогических кадров. Между тем в федеральном бюджете на 2008-2010 гг. при увеличении абсолютных размеров расходов на сферу образования произойдет их относительное снижение, т.е. уже заложено отставание темпов их роста от роста ВВП и совокупных расходов федерального бюджета в целом (табл. 1).

Динамика приведенных показателей свидетельствует о тревожной тенденции недофинансирования системы высшего образования. Как нам представляется, лучшим наследием для

будущих поколений станет создание экономики знаний.

Таблица 1 - Расходы федерального бюджета на высшее образование в 2006-2010 гг. [2]

Показатели 2006 2007 2008 2009 2010

Расходы на высшее образование в % от ВВП 0,6 0,7 0,7 0,6 0,56

Расходы на высшее образование в % от расходов федерального бюджета 3,6 3,9 3,6 3,1 3,1

Проблемы воспроизводства научных кадров невозможно решить без существенного повышения статуса исследователя в нашей стране и его материального стимулирования. Кадровое обеспечение функционирования национальной инновационной системы требует серьезной многоаспектной государственной финансовой поддержки. Входе реализации Стратегии развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года в 2006 г. было выделено средств на науку (с учетом профессорско-преподавательского состава вузов) в расчете на 1 человека в 8 раз меньше, чем в Южной Корее, ив 12 раз меньше, чем в Германии. Как нам представляется, при таком подходе к финансированию кадрового обеспечения инновационной сферы нельзя решить проблемы преодоления существенного отставания нашей страны в научно-техническом развитии и формирования инновационной занятости.

В этих условиях становится жизненно необходимым выделение самостоятельного сегмента в современной инфраструктуре высшей школы, специализирующегося на подготовке специалистов для национальной инновационной системы. Определенные шаги в этом направлении уже сделаны, и сегмент подготовки таких специалистов включает в себя: Российский государственный университет инновационных технологий и предпринимательства, 16 региональных центров подготовки специалистов в области инновационного предпринимательства, 10 региональных инновационных центров, 12 региональных информационно-аналитических центров, 12 центров содействия развитию научно-технического предпринимательства, 76 университетскихтехнопарков, 4 инновационнопромышленных комплекса, 15 учебно-научноинновационных комплексов на базе университетов и академии, которые осуществляют переподготовку инженерных кадров.

Особая роль отводится исследовательским университетам, которые должны стать важной кузницей научных кадров. В сфере образования на них должно быть возложено решение следующих задач:

- готовить кадры высшей квалификации (кандидатов и докторов наук) по приоритетным направлениям науки для высшей школы и научных организаций;

- готовить специалистов с большой долей магистратуры, вторым высшим образованием и по программам дополнительного профессио-

нального образования, в том числе по программам повышения квалификации;

- обеспечивать повышение квалификации профессорско-преподавательского состава для других вузов;

-формировать информационные инфраструктуры, создавать методические и программные средства для развития дистанционного образования в регионе и в межрегиональном масштабе.

Самостоятельными направлениями кадрового обеспечения инновационной сферы являются подготовка инженерных кадров и повышение качества инженерного образования в стране.

Надо подчеркнуть, что нашей страной накоплены уникальные традиции подготовки ин-женеров-исследователей, совмещающие научную, образовательную и педагогическую деятельность, реализующие при этом одну из самых продуктивных моделей интеграции образования, науки и производства и позволяющие получать фундаментальное инженерное образование. Подтверждением этого является утверждение министра образования и науки А.А. Фурсенко, что инженерное образование относится к числу конкурентоспособных, имеющих мировое признание российским брендам, с которыми страна может войти на мировой рынок как полноправный член [6].

В воспроизводстве кадров для инновационной экономики особое место следует отводить подготовке инженеров-исследователей, обладающих углубленными современными инженерными знаниями в определенной сфере профессиональной деятельности, развитыми творческими способностями и приобретенными навыками научной работы.

В этой связи требуется оптимизация форм обучения в технических вузах. Следует отметить, что переход на зарубежные стандарты высшего профессионального образования по двухуровневой модели с подготовкой бакалавра (4 года) и магистра (6 лет) применительно к техническим специалистам нельзя признать бесспорным. По мнению многих специалистов, подготовка молодого инженера в современном техническом университете при обучении в 5 лет полностью отвечает требованиям всех отраслей отечественного производства в высококвалифицированных кадрах, обладающих необходимыми техническими знаниями и практическим опытом [5].

Принципиальное значение для повышения уровня инженерной подготовки во всем техническом секторе высших учебных заведений имеет обеспечение на стадии обучения техни-ческихзнаний, профессиональной компетентности и опыта. Решение таких задач, как показал отечественный опыт, достигалось на базе перехода к интегрированным системам инженерно-

133

X

а

Ь*£)

О

Г

г

го образования в рамках втузов. Важным преимуществом интегрированных систем обучения инженерных кадров является обязательное участие студентов в производственных процессах на ведущих предприятиях, конструкторских бюро и научно-исследовательских организациях как особой формы их обучения. В рамках интегрированной системы вузовского обучения достигаются высокий уровень профессиональной подготовки и компетентность для определенных сфер практической деятельности.

Есть все основания говорить о необходимости развертывания работы по кадровому обеспечению инновационной сферы в субъектах РФ в соответствии с конкретными потребностями научной и промышленной сфер регионов.

Организация профессиональной подготовки кадров предполагает создание системы мониторинга регионального рынка труда и спроса на специалистов по основным профессиям, а также анализа и прогнозирования потребностей в специалистах инновационно-активных предприятий с целью выявления их перспективного спроса на специалистов и управленческие кадры.

Итак, кадровое обеспечение представляет собой самостоятельное и крайне важное условие формирования национальной инновационной системы, становится возможным лишь при решении широкого круга организационно-эконо-

мических проблем, как в сфере образования, так и в сфере экономики, а также в процедуре государственного распределения молодых специалистов.

Примечания:

1. Бузгалин А.В. Экономика знаний и инноваций: перспективы России / А.В. Бузгалин. - М. : МГУ, 2008. - 344 с.

2. Дублянская Г.Ю. Глобальные императивы социально-инновационного развития // Инновационное развитие экономики России: национальные задачи, мировые тенденции : сб. ст. Междун. конф. Москва, 23-25 апреля 2008 г. - Т. 1 / под ред. В.П. Колесова, Л.А. Тутова. - М. : МАКС Пресс, 2008. - С. 55-57.

3. Мярин А.Н., Бекетов Н.В. Социально-экономические последствия научно-технического развития России: Глобальные тренды и региональные координаты. Россия: тенденции и перспективы развития: Ежегодник. - Вып. 4. - Часть 1 / ИНИ-ОН РАН. - 2009. - С. 16.

4. Павлов И.Ю. Экономика знаний и инноваций: перспективы России / под ред. А.В. Бузгалина. -М. : МГУ, 2009. - С. 68.

5. Приходько В.М., Сазонов З.С. Компетенция инженера - традиции и инновации // Машиностроение и инженерное образование. - 2007. -№ 2. - С. 60.

6. Федоров И. Инновационное образование: состояние, проблемы, перспективы // Высшее образование в России. - 2008. - №1. - С. 6.

7. Черешнев В.А. Законодательное обеспечение научной деятельности в Российской Федерации / / Инновации. - 2009. - №6. - С. 5.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.