Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН: ОСОБЕННОСТИ И ПРОТИВОРЕЧИЯ'

ФОРМИРОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН: ОСОБЕННОСТИ И ПРОТИВОРЕЧИЯ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
381
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Современная Европа
Scopus
ВАК
ESCI
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / НАЦИЯ / ГОСУДАРСТВО / ЭТНОС / НАЦИОНАЛЬНО-ГОСУДАРСТВЕННОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО / НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / ЭТНОКОНФЕССИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Кабазиев Манарбек Шакирович

В статье проанализирован процесс становления национальной идентичности независимого Казахстана через соперничество между казахской и казахстанской идентичностью. Государство и этнические элиты формируют национальную идентичность через символы, которые предлагаются различным этническим, языковым и культурным группам. Современный человек, в поиске своей национальной идентичности обращается к этнокультурным символам своего общества. Казахстан является евразийским пространством, соединяющим Запад и Восток, местом встречи различных религий, культур и цивилизаций. Поэтому государственная политика идентичности направлена на сохранение гражданского мира, межнационального согласия и веротерпимости разных национальностей и вероисповеданий. Автор приходит к выводу, что гражданская и этнокультурная концепции нации используются в формировании национальной идеи Казахстана. Проявляется это, прежде всего, во внутренней политике государства: с одной стороны, независимо от этнической, языковой, культурной, религиозной и иной принадлежности все граждане имеют равные права, с другой стороны, государство проводит сбалансированную политику поддержки и развития идентичности казахского народа, казахский язык и казахская культура становятся достоянием многонационального государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF THE NATIONAL IDENTITY OF THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN: PECULIARITIES AND CONTRADICTIONS

The article analyzes the process of rivalry and competition between Kazakhstani and Kazakh identities for the status of the national identity of the state. National identity is explored through symbols that are chosen, developed, and offered to the ethnic, linguistic, and cultural groups of Kazakhstan by the ethnic elites and the state. Revealed the complex, competitive nature of the relations of ethnocultural symbolisms offered by various elites. Modern man, in search of his national identity, turns to the ethno-cultural symbol of his society. Kazakhstan is a Eurasian space connecting the West and the East, a meeting place of various religions, cultures and civilizations. Therefore, the state identity policy is aimed at preserving civil peace, interethnic harmony and religious tolerance of different nationalities and faiths. The author comes to the conclusion that both concepts of the nation - civil and ethnocultural - are used in the development of the national idea of Kazakhstan. On the one hand, the state promotes the development of the Kazakh language and culture so that they become the property of not only the Kazakhs, but also the entire multi-ethnic population of Kazakhstan, and thereby develop its titular identity. On the other hand, the state insists on the equality of all citizens of Kazakhstan, regardless of their ethnic, cultural, linguistic, religious, or other affiliation.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН: ОСОБЕННОСТИ И ПРОТИВОРЕЧИЯ»

Современная Европа, 2022, № 7, с. 221-231

УДК 323.1

ФОРМИРОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН: ОСОБЕННОСТИ И ПРОТИВОРЕЧИЯ

© 2022 КАБАЗИЕВ Манарбек Шакирович*

Заместитель Правления Института внешнеполитических исследований при Министерстве иностранных дел Республики Казахстан 010000, Республика Казахстан, г. Астана, ул. А. Молдагуловой 32/1. *E-mail: m.kabaziev@sszi.kz

Поступила в редакцию 12.09.2022

После доработки 27.10.2022 Принята к публикации 01.11.2022

Аннотация. В статье проанализирован процесс становления национальной идентичности независимого Казахстана через соперничество между казахской и казахстанской идентичностью. Государство и этнические элиты формируют национальную идентичность через символы, которые предлагаются различным этническим, языковым и культурным группам. Современный человек, в поиске своей национальной идентичности обращается к этнокультурным символам своего общества. Казахстан является евразийским пространством, соединяющим Запад и Восток, местом встречи различных религий, культур и цивилизаций. Поэтому государственная политика идентичности направлена на сохранение гражданского мира, межнационального согласия и веротерпимости разных национальностей и вероисповеданий. Автор приходит к выводу, что гражданская и этнокультурная концепции нации используются в формировании национальной идеи Казахстана. Проявляется это, прежде всего, во внутренней политике государства: с одной стороны, независимо от этнической, языковой, культурной, религиозной и иной принадлежности все граждане имеют равные права, с другой стороны, государство проводит сбалансированную политику поддержки и развития идентичности казахского народа, казахский язык и казахская культура становятся достоянием многонационального государства.

Ключевые слова: национальная идентичность, нация, государство, этнос, национально-государственное строительство, национальная политика, этноконфессио-нальная идентичность.

DOI: 10.31857/S020170832207018X

EDN: kxubgr

Формирование национальной идентичности любого государства является сложным социально-политическим явлением, так как на нее влияют глобализационные процессы, сопровождаемые снижением влияния национальных государств. Идентичность, в первую очередь, подвержена влиянию со стороны глобальных процессов меняющегося мира.

Национальная идентичность это и вопрос национальной безопасности, и инструмент развития страны. Вопросы патриотизма, национальной идеи, гражданской идентичности, толерантности непосредственно связаны с процессом формирования национальной идентичности в Казахстане. К числу первостепенных задач государства относиться сохранение и развитие национальной культуры, образования и родного языка.

Феномен национальной идентичности

Вопросы соотношения нации и государства, роли государства в формировании нации являются дискуссионными и сложными в теории национализма. Интерес представляет модернистский подход, который понимает нации в широком смысле как постоянно перестраиваемые, переосмысливаемые и переизобретаемые каждым членом общества. Данный подход изложен в трудах Бенедикта Андерсона о воображаемых сообществах и Теренса Рейнджера об изобретении традиции. Так, Андерсон утверждает, что нации «воображаемы, потому что члены даже самой маленькой нации никогда не узнают большинство своих собратьев, не встретятся с ними и даже не услышат о них, но в сознании каждого живет образ их общения [Anderson, 2006: 62]. По мнению Андерсона, вера в общее культурное наследие, общее прошлое и чувство родства объединяет людей в рамках национального воображаемого сообщества. Такие национальные нарративы устанавливаются, как правило, государственными учреждениями, школьными учебниками, отмечаются государственными праздниками и церемониями и формулируются государственными чиновниками и общественными деятелями.

Оспаривает модернистский подход школа этносимволизма, которая противопоставляет аргументу о конструировании или изобретении аргумент о «переосмыслении ранее существовавших культурных мотивов и реконструкции более ранних этнических связей и настроений», которые по-прежнему подтверждают свободу действий коллектива [Smith, 1991: 15]. Основоположник концепции этносимволизма, английский ученый Э. Смит считает, что и традиционные, и современные государства формируются согласно теории «нации на основе доминирующего этноса», то есть «вокруг доминирующего этноса, который притягивает другие этносы или их фрагменты в государство, которому он дает свое имя и культурные основания» [Smith, 1991: 17]. Данная модель «доминирующей этнической группы» в современном мире получила широкое распространение.

По мнению казахстанского исследователя Р.К. Кадыржанова, «различие между этносом и нацией состоит в том, что этнос - это культурное сообщество, а нация есть единство культурного и политического сообществ» [^адыржанов, 2014: 144].

Большинство современных национальных государств по национальному составу являются полиэтническими и поэтому должны учитывать интересы всех этносов, которые находятся в их составе. Развитие нации предполагает создание общности. Она основана на общности языка, истории и активной коммуникации внутри общества. Так, исследователь Мирослав Хрох писал по этому поводу: «Многие из этих связей могли взаимно меняться ролями, играя особенно важную роль в одном процессе национального строительства и не более чем подчиненную в другом. Но три из них остаются абсолютно незаменимыми: во-первых, это «память» об общем прошлом, толкуемом как «судьба» группы или хотя бы ее ключевых элементов; во-вторых, плотность и интенсивность языковых или культурных связей, которые обеспечивают более высокий уровень социальной коммуникации в рамках группы, чем за ее пределами; в - третьих, концепция равенства всех членов группы, организованных в гражданское общество» [Хрох, 2002: 34].

Итак, процесс идентификации нации в государстве основывается или на принципах этничности, или на принципах гражданственности, которые являются по сути противоположными явлениями, но стабильными формами, препятствующими межэтническим конфликтам. К промежуточному типу идентификации относятся общества с коммунистическими режимами, так как в их основе лежит идеология. С уничтожением идеологии возникает потребность в создании новой идентификации, как правило развивающаяся по этнической форме в силу специфики посткоммунистического наследства, тем самым превратив этничность в конфликтообразующий фактор.

Исследователи по-разному понимают «эничность», данное понятие в научной литературе является одним из распространенных и используемых. Наиболее известны два методологических подхода: примордиальная и конструктивистская. Первый подход выражает характеристики, принадлежащие этносу еще на генетическом уровне, к ним относят территорию, язык, менталитет, то есть общность культурно-бытовых традиций. Так, по мнению сторонника примордиализма Дж. Де-Вос: «Этническая группа - это совокупность людей, осознающих себя носителями целого ряда общих традиций... Этнические группы обычно эндогамны, хотя имеют различные модели включения в себя посторонних, не разрушающих чувство непрерывности поколений» [Де-Вос Дж, 2001: 233].

Современные взгляды на конструктивисткий подход развил российский исследователь В. Тишков. «Во-первых, существующие на основе историко-культурных различий общности представляют собой социальные конструкции, возникающие и существующие в результате целенаправленной деятельности людей и создаваемых ими институтов. Суть этих общностей (или социально конструируемых коалиций) составляет разделяемое индивидуумами представление о принадлежности к общности, или идентичность, а также возникающая на ее основе солидарность. Во-вторых, границы общностей, образуемых на основе избранных культурных характеристик, и содержание идентичности подвижны и изменяются не только в историко-временном, но и в диахронном, ситуативном плане, что делает существование этнической общности реальностью отношений, а не реальностью набора объективных признаков. В-третьих, конструируемая и основанная на индивидуальном выборе и групповой солидарности природа социально-культурных

коалиций определяется их целями и стратегиями, среди которых важнейшую роль играют организации ответов на внешние вызовы через солидарность одинаковости, общий контроль над ресурсами и политическими институтами, обеспечение социального комфорта в рамках культурно гомогенных обществ... Отличие более современной интерпретации этнических групп заключается не в добавлении в дефиницию этноса каких-либо новых признаков, а во введении в любой их перечень элемента «представления об этих признаках» [Идентичность..., 1997: 212].

Другую концепцию национальной идентичности предложил французский ученый Гюстав Лебон в работе «Психология масс». По его мнению, самоопределение нации не исчерпывается поиском общего языка, фольклора или кровного родства, а определяет национализм как относительную систему идей и чувств, то есть некие «врожденные представления», бессознательные стереотипы мировосприятия, присущие всем членам данной этнической общности» [Фененко, 2002: 239-253].

Казахстанская идентичность

Основная проблема формирования национальной идентичности Республики Казахстан заключается в осмыслении наследия советского прошлого. Во-первых, в Казахстане - полиэтническое и поликонфессиональное население. Во-вторых, государство формируется на основе доминирующего этноса. Однако различные этнические группы настаивают на том, чтобы государство выступало от имени всех этнических групп, а не только от лица титульного этноса, даже если доминирующий этнос демографически преобладает. Казахстан разрешил данное противоречие проводимой политикой сохранения паритета между этнической и гражданской иден-тичностями. Национальная политика Казахстана направлена как на развитие казахского языка и культуры, так и на сохранение вне зависимости от этнической принадлежности равенства всех граждан.

Современный Казахстан является многонациональным и многоконфессиональным государством, где проживает 130 национальностей. Важную роль в сохранении единства сыграла Ассамблея Народа Казахстана. Национальная политика государства была направлена на обеспечение общественно-политической стабильности и особое внимание уделялось межнациональным и межрелигиозным аспектам.

Модель Ассамблеи стала опорой для многих стран в мире, и этот опыт был признан на уровне ООН и ОБСЕ1. Через образовательные системы государство целенаправленно проводит информационную политику по сохранению межнационального и межконфессионального согласия. В стране функционирует более 800 этнокультурных объединений, в центре Астаны функционирует Дворец мира и согласия, в южной столице - Дворец Дружбы. Также следует отметить, что в суверенном Казахстане целенаправленно ведется политика сохранения и поддержания согласия между народами и выражено это в государственной поддержке развития этнических культур и языков. Функционируют около 90 школ, где обучение ведется на уйгурском,

Мустапаева А. (2017). Страницы истории: о деятельности АНК. URL: https://el.kz/ru/news/nauka/stranitsi_istorii_o_deyatel_nosti_ank/ (дата обращения: 20.03.2022)

таджикском, украинском и узбекском языках, в более 100 средних школах в качестве отдельной дисциплины преподаются языки двадцати двух этносов, издаются на 15 языках журналы и газеты, телевизионные трансляции ведутся на 11 языках, систематически проводятся фестивали этнических культур и работают наряду с русским, узбекским единственные в СНГ уйгурский, немецкий и корейский драматические театры. Национальным праздником объявлен 1 мая - День единства народов Казахстана.

Вопросы, связанные с развитием языков и культуры этнических сообществ, также решаются на государственном уровне. С момента образования Ассамблеи Народов Казахстана, с 1995 г., данная организация выступает как главный инструмент национальной политики государства. Однако всегда существует опасность возникновения межэтнических конфликтов, связанных с маргинализацией этнических элит. Развитие политической культуры и демократических ценностей в обществе будет способствовать созданию условий для открытого и честного решения межэтнических споров и противоречий.

В рамках данной статьи интерес представляют результаты республиканского социологического исследования 2021 г., проведенного Казахстанским институтом общественного развития по выявлению общественного мнения в части рассмотрения мен-тальности граждан Казахстана в отношении формирования идентичности. Интересно, что 61% респондентов прежде всего считают себя гражданами Казахстана, из них 16% демонстрируют привязанность к своему региону. 14% считают себя представителями своего этноса, 8% - своей религии. 57% казахстанцев гражданство связывают с патриотизмом, 77% респондентов считают обязательным уважение к традиционной культуре - религии, истории, обычаям и традициям своего народа. 61% отмечают обязательным уважение культуры, языков, традиций представителей других народов. К характеристикам национальной идентичности, в представлении опрошенных, относятся, прежде всего, национальные традиции и обычаи (61%), знание своей родословной, своего шежiре (30%), истории страны (37%) [Модернизация., 2021: 15].

Еще один важный концепт, основа духовной традиции, формирующий духовный «каркас национальной идентичности» - это общая история и историческая память, которая имеет глубокие корни. Исторические повествования имеют решающее значение для построения нации, потому что понимание прошлого влияет на чувство идентичности в настоящем. Они требуют чувства непрерывности и, таким образом, создают идентичности, которые опираются на события из прошлого, но которые построены таким образом, чтобы удовлетворять их настоящие потребности и будущие цели.

Несмотря на изначально разнообразный и неоднородный состав национальных сообществ, любые разногласия и различия могут быть преодолены с помощью историй, которые преднамеренно были созданы для достижения цели укрепления единства. Так, по мнению известного ученого востоковеда Эдварда Саида: «Национальная идентичность всегда включает в себя нарративы... эти нарративы никогда не являются бесспорными или просто вопросом нейтрального изложения фактов» [Said, 2012: 177]. Государственные дискурсы национальной идентичности не бывают нейтральными, они активно создают и формируют общественные отношения и представления национального сообщества.

Страницы общей истории связаны с формированием казахского народа и поли-этничного Казахстана. В целях модернизации общественного сознания государство предложило обществу общенациональные проекты по выявлению духовного наследия проживающих в стране этносов, и прежде всего казахского народа. Приоритетные направления по возрождению и модернизации общественного сознания была предложена в 2017 г. первым президентом Н. Назарбаевым в программном документе «Р^хани жацгыру» - это идеологический инструмент управления системой ценностей общества и государства. В статье предложен казахстанский путь по адаптации казахстанского общества внешним условиям при сохранении национальных ценностей и самоидентификации1.

Важную роль в построении национальной идентичности играют символы, посредством которых транслируются культурные, религиозные, идеологические и иные смыслы. Национальные символы выполняют также и коммуникативную, объединяющую роль в социальных изменениях, формируют коллективное сознание. Человек обязательно входит в ту или иную общественную группу, принимает и разделяет смыслы данной группы. В свою очередь, смыслы существуют и проявляют себя в форме мифов, легенд, стереотипов, представлений и других нарративов [^hen, 1985: 15]. Идентификация индивида с символами группы указывает на укрепление его идентичности с данной социальной группой. Национальная идентичность любого государства становится более устойчивой, если граждане страны идентифицируют себя с национальными, государственными символами.

Национальные символы являются важнейшими компонентами государственного строительства, посредством которого нация приходит к ощущению единства и общности через общую коллективную идентичность и культуру. В полиэтническом государстве объединяющая функция символов имеет первостепенное значение, поскольку она позволяет множеству представлений об идентичности объединиться под одними символами. В многонациональном по своему составу государстве этнические элиты занимаются разработкой и манипуляцией этническими символами для решения своих этнических вопросов. Именно противостояние этнических символов приводит к межэтническим конфликтам. Национальная история, предложенная многонациональному народу Казахстана государством в качестве этнокультурного символа, ставила своей целью объединить казахские символы и символы этносов, проживающих в республике и стать фундаментом для дальнейшего его развития, «имеющие целью представить историю страны как историю всех ее народов при ведущей роли истории казахов» [Кдцыржанов, 2014: 155].

Казахская идентичность

В современном Казахстане на статус национальной идентичности, помимо казахстанской, претендует также и казахская идентичность. В формировании национальной и этнической дифференциации важным фактором является язык, который

1 Назарбаев Н.А. Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания. Астана, 2017.

URL: http://www.akorda.kz (дата обращения: 27.03.2022)

не только обеспечивает чувство единства, но и служит признаком отличия от других. Следует отметить, что Казахстан является единственным государством в Центральной Азии, где численность жителей, говорящих на русском языке, превышает 50% [Бекмурзаев, 2019]. Статус национальных языков в странах Центральной Азии повысился благодаря тому, что казахский, кыргызский, таджикский, туркменский и узбекский языки стали государственными. В период независимости некоторые государства Центральной Азии постепенно отказывались от кириллицы в пользу латинского алфавита. В частности, самым первым, в начале 1990-х гг., отказался от кириллицы Узбекистан. В Кыргызстане переход с кириллицы на латиницу пока на стадии обсуждения1. Что касается Казахстана, то в рамках программы модернизации «Рухани Жацгыру» к 2025 г. республика должна полностью перейти на латинский алфавит. На зданиях, социальных объектах, в образовательных учреждениях визуальная информация передается латинским шрифтом, что свидетельствует о начавшейся реализации смены алфавита.

На государственном уровне предпринимались попытки распространить казахский язык на как можно большее количество культурных и социальных сфер, чтобы казахский язык стал основным средством коммуникации в обществе. По факту такие мероприятия были объявлены, однако казахский язык и казахские символы до сих пор не занимают доминирующего положения, так как по вопросу ведущих символов Казахстана наблюдается процесс противостояния казахстанской и казахской идентичностей. Не казахские этнические группы и элиты выступают приверженцами казахстанской идентичности [Кдцыржанов, 2014: 148]. Напротив, большая часть казахов являются сторонниками казахской идентичности, они стремятся, чтобы доминирующее положение заняли казахский язык и казахские символы.

Этническая структура населения Казахстана с 1999 г. претерпела изменения. Согласно данным переписи населения в 1999 г. 53,48% составляли казахи, 29,91% -русские, то в начале 2021 г. казахи составляли 69%, русские - 18,42%2.

Становлению казахской идентичности оказывалось сопротивление. Выделяют ее пассивную и активную форму. В частности, в 1990-е гг. в Казахстане наблюдался массовый выезд на историческую родину русских и других некоренных национальностей. Такую эмиграцию можно отнести к пассивной форме сопротивления укреплению казахских символов. Результатом активного сопротивления становлению казахской идентичности можно отнести русификацию казахов. «На постсоветском пространстве казахи наиболее русифицированным народом СНГ и испытывают сильное политическое, экономическое и культурное влияние России. Поэтому формирование казахской идентичности по времени затянулось, и казахские символы только сейчас начинают занимать центральное в обществе» [Shukuralieva, 2018]. По мнению Р. Кадыржанова, «русификация является тем фактором, который формирует неоднозначное отноше-

1 Алтынбаев К. Государства Центральной Азии начали переходить на латиницу. URL: https://central.asia-news.com/ru/articles/cnmi_ca/features/2019/01/29/feature-01 (дата обращения: 20.03.2022)

2 Бюро национальной статистики Агентства по стратегическому планированию и реформам Республики Казахстан. URL: https://stat.gov.kz/for_users/nationaI/2021 (дата об-ращения:19.04.2022)

ние казахов к конкуренции казахской и казахстанской идентичности за статус национальной идентичности Казахстана. С одной стороны, казахи хотят, чтобы казахские символы стали доминирующими в обществе. С другой стороны, многие казахи не хотят, чтобы привычные символы советской культуры ушли на периферию казахстанского общества» [К^адыржанов, 2014: 133].

Становление и развитие казахской идентичности связано с процессами возрождения казахских символов, национальной истории и религиозного самосознания народа. Так, к символам казахов относят все, что связано с кочевым образом жизни (лошади, юрта и др.) и элементы духовно-культурного достояния (литература, язык, искусство, исторические образы великих личностей, исторические события, историческая география, местности и др.). Таким образом, мы наблюдаем процесс соперничества казахстанской и казахской идентичностей за статус национальной идентичности государства и определение будущего Казахстана.

Совмещение западных и национальных ценностей

Вопрос совмещения западных и национальных ценностей на современном этапе актуален для Казахстана, так как модернизация казахстанского общества невозможна без ориентации на демократическую и модернизированную Западную Европу. С другой стороны, нам необходимо сохранить и свою национальную идентичность. Классические западные и национальные ценности в процессе модернизации казахстанского общества не могут вступать в противоречие друг с другом, наоборот, могут оказать положительное влияние на данный процесс. Традиционная ориентация на культ семьи и предков, а также направленность личности на западноевропейское развитие, прогресс, достижение высокого социального уровня являются важными факторами успешного развития Казахстана. По мнению эксперта Института мировой экономики и политики при Фонде первого президента Казахстана Р. Темиргалиева, в интересах развития общества необходимо сохранять баланс между западными и национальными ценностями1.

Исследование о современных ценностях казахстанского общества, в выборке которого участвовало около 2000 респондентов со всех регионов страны, проведенного в 2019 г. при содействии фонда Фридриха Эберта показало, что в Казахстане происходит сложный процесс трансформации ценностей, меняется их иерархия. Происходят серьезные метаморфозы в источниках их формирования, тенденциях развития, мотиваци-онной природе: «В настоящее время дрейф в сторону европейской модели идет очень интенсивно, правда, по-разному в отношении различных ценностных блоков. При этом от такой черты традиционной ментальности, как патернализм, казахстанское общество отходит значительно быстрее, чем от коллективизма. Хотя индивидуалистское сознание также внедряется в ценностную структуру казахстанцев достаточно быстро» [Ценности. (2020): 97].

1 Исабаева С. Казахи между Востоком и Западом: на чьи ценности им следует равняться? URL: https://camonitor.kz/34247-kazahi-mezhdu-vostokom-i-zapadom-na-chi-cennosti-im-sleduet-ravnyatsya.html(дата обращения: 09.04.2022)

Так, по мнению Л. Гуревича, казахстанцы являются самыми европейскими в Центральной Азии и в исламском мире самыми светскими людьми. Современной казахстанской системе ценностей присущи толерантность и интернационализм1. Таким образом, совмещение западных и традиционных ценностей с учетом специфики историко-культурного развития Казахстана может стать залогом успешной модернизации страны во всех сферах общества.

Заключение

Как показывает практика государственного строительства, в разных государствах доминирует принцип «и-и» для разрешения противоречия между гражданской и этнической идентичностью, а не «или-или». В национально-государственном строительстве Казахстана применяются как гражданская, так и этническая концепции нации. Государству удается сохранить и поддерживать паритет между этнической и гражданской идентичностями. Проявляется это во внутренней политике государства: с одной стороны, независимо от этнической, языковой, культурной, религиозной и иной принадлежности все граждане имеют равные права, с другой стороны, государство проводит сбалансированную политику поддержки и развития идентичности казахского народа, казахский язык и казахская культура становятся достоянием многонационального государства.

О формировании качественно новой национальной идентичности, адаптированной к вызовам времени, писал в своей статье «Независимость превыше всего» президент Казахстана К.-Ж.К. Токаев. Он отметил, что в построении сильной и конкурентоспособной нации ведущая роль отводится политико-экономическим реформам и процессу модернизации общественного сознания2.

Современный человек, в поиске своей национальной идентичности обращается к этнокультурным символам своего общества. Казахстан является евразийским пространством, соединяющий Запад и Восток, местом встречи различных религий, культур и цивилизаций. Поэтому государственная политика идентичности направлена на сохранение гражданского мира, межнационального согласия и веротерпимости разных национальностей и вероисповеданий. Основными составляющими в формировании национальной идентичности является настроенность на светскую гражданственность казахстанцев, а основными ценностными ориентирами выступают уважение к культуре, истории, языкам, традициям других этносов, семейные ценности и патриотизм. Формирование национальной идентичности Казахстана происходит на основе паритета этничeской и грaждaнской идентичностей.

Казахстанцы все более склонны к европейским ценностям - исследование. URL: https://zonakz.net/2019/10/07/kazaxstancy-vse-bolee-sklonny-k-evropejskim-cennostyam-issledovanie/(дата обращения: 07.02.2022)

! Токаев К.К. Независимость превыше всего. - Нур-Султан, 2021. URL: https://egemen.kz/article/260146-tauelsizdik-barinen-qymbat (дата обращения: 26.05.2022)

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Де-Вос Дж. (2001) Этнический плюрализм: конфликт и адаптация. Личность, культура, этнос, современная психологическая антропология. Под общей редакцией А.А. Белика. Изд-во «Смысл», Москва, Россия. 555 с.

Идентичность и конфликт в постсоветских государствах (1997) Сборник статей под редакцией М.Б.Олкотт, В.Тишкова, A.M. Малащенко. Изд-во «Мocкoвcкий ^rnp ^p^ra». Москва, Россия. 291 c.

Кадыржанов Р.К. (2014) Этнокультурный символизм и национальная идентичность Казахстана, под общ. ред. З.К. Шаукеновой. Институт философии, политологии и религиоведения КН МОН РК, Алматы. 168 с.

Xpox М. (2002) От национальных движений к полностью сформировавшейся нации: процесс строительства наций в Европе, Нации и национализм, Б. Андерсон, O. Бауэр, М. Xpox и др.; пер. с англ. и нем. Л.Е. Переяславцевой, М.С. Панина, М.Б. Гнедовского. Праксис, Москва, Россия. 122 c.

Модернизация общественного сознания: концептуальные и методологические подходы (2-е издание) (2021) Казахстанский институт общественного развития «Рухани жацгыру», Нур-Султан. 300 с.

Фененко А. (2002) «Национальная идея» и «национальная идентичность» в произведениях Гюстава Лебона, Межкультурная коммуникация и проблемы национальной идентичности. Сборник научных трудов. Воронеж, Россия. С. 239-253.

Ценности казахстанского общества в социологическом измерении (2020) Издательство «ТОО «DELUXE Printery», Алматы. 143 с.

Anderson В. (2006). "Imagined Communities". London: Verso, 256 р.

Cohen A.P. (1985). "The Symbolic Construction of Community". London and New York: Routledge, 156 р.

Said E.W. (2012). "Culture and Imperialism ". New York: Vintage, 407 р.

Smith A.D. (1991) "ЫаИош1 Ыепй1у". Harmondsworth: Penguin, 86 p.

Shukuralieva, N. (2018a). (red.). "Azja СеПга1па: tozsamosc, narod, polityka". Krakow: Wydawnictwo Nomos. 16 р.

Formation of the National Identity of the Republic of Kazakhstan: Peculiarities and Contradictions

M.Sh. Kabaziev*

Deputy of the Board of the Institute of Foreign Policy Studies under the Ministry of Foreign Affairs of the Republic of Kazakhstan 32/1, A. Moldagulova Street, Astana, Republic of Kazakhstan, 010000 *E-mail: m.kabaziev@sszi.kz

Abstract. The article analyzes the process of rivalry and competition between Kazakh-stani and Kazakh identities for the status of the national identity of the state. National identity is explored through symbols that are chosen, developed, and offered to the ethnic, linguistic, and cultural groups of Kazakhstan by the ethnic elites and the state. Revealed the complex, competitive nature of the relations of ethnocultural symbolisms offered by various elites. Modern man, in search of his national identity, turns to the ethno-cultural symbol of his society. Kazakhstan is a Eurasian space connecting the West and the East, a meeting place of various religions, cultures and civilizations. Therefore, the

state identity policy is aimed at preserving civil peace, interethnic harmony and religious tolerance of different nationalities and faiths. The author comes to the conclusion that both concepts of the nation - civil and ethnocultural - are used in the development of the national idea of Kazakhstan. On the one hand, the state promotes the development of the Kazakh language and culture so that they become the property of not only the Kazakhs, but also the entire multi-ethnic population of Kazakhstan, and thereby develop its titular identity. On the other hand, the state insists on the equality of all citizens of Kazakhstan, regardless of their ethnic, cultural, linguistic, religious, or other affiliation.

Key words: national identity, nation, state, ethnos, nation-state construction, national policy, ethno-confessional identity.

DOI: 10.31857/S020170832207018X

EDN: kxubgr

REFERENCES

De-Vos Dzh. (2001) Etnicheskij plyuralizm: konflikt i adaptaciya [Ethnic pluralism: conflict and adaptation]. Lichnost', kul'tura, etnos, sovremennaya psihologicheskaya antropologiya, pod. Obshchej redakciej A.A. Belika. Moskva: Izd-vo «Smysl». 555 p. (in Russian).

Anderson B. (2006) "Imagined Communities". London: Verso, 256 p.

Cohen A.P. (1985) "The Symbolic Construction of Community". London and New York: Routledge, 156 p.

Cennosti kazahstanskogo obshchestva v sociologicheskom izmerenii (2020) [Values of the Kazakh society in the sociological dimension]. Izdatel'stvo «TOO «DELUXE Printery», Almaty, 143 p. (in Russian).

Fenenko A. (2002) «Nacional'naya ideya» i «nacional'naya identichnost'» v proizvedeniyah Gyustava Lebona ["National idea" and "national identity" in the works of Gustave Lebon], Mezhkul'turnaya kommunikaciya i problemy nacional'noj identichnosti [Intercultural communication and problems of national identity]. Sbornik nauchnyh trudov. Voronezh, Russia. pp. 239-253. (in Russian).

Hroh M. (2002). "Ot nacional'nyx dvizhenij kpolnoct'yu cfopmipovavshejcya nacii: ppocecc ctpoitel'ctva nacij v Evpope "[From the most national ambiguities to fully formed Nations: the process of Nation-building in Europe], Nacii i nacionalizm [Nations and nationalism], B. Andepcon, O. Bauep, M. Xpox i dp.; Pep. c angl. I nem. L.E. Pepeyaclavcevoj, M.C. Panina, M.B. Gnedovckogo. Ppakcic, Moscow, Russia. 122 p. (in Russian).

"Identichnoct' i konflikt v poctcovetckix gocudapctvax " (1997) [Identity and conflict in postSoviet States], sbopnik ctatej Ed. M.B. Olkott, V. Tishkova, A.M. Malashchenko. Izd-vo «Mockovckij Centp Kapnegi», Moscow, Russia. 291 p. (in Russian).

Kadyrzhanov R.K. (2014) "Etnokul'turnyj simvolizm i nacional'naya identichnostKazahstana [Ethno-cultural symbolism and national identity of Kazakhstan], Ed. Z.K. Shaukenovoj. Institut filosofii, politologii i religiovedeniya KN MON RK, Almaty. 168 p. (in Russian).

"Modernizaciya obshchestvennogo soznaniya: konceptual'nye i metodologicheskie podhody "[Modernization of public consciousness: conceptual and methodological approaches] (2021). Kazahstanskij institut obshchestvennogo razvitiya «Ruhani zhanjyru», Nur-Sultan. 300 p. (in Russian).

Said E.W. (2012). "Culture and Imperialism ". New York: Vintage, 407 p.

Smith A.D. (1991) "NationalIdentity". Harmondsworth: Penguin, 86 p.

Shukuralieva, N. (2018a). (red.). "Azja Centralna: tozsamosc, narod, polityka". Krakow: Wydawnictwo Nomos. 16 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.