► философия ОБРАЗОВАНИЯ
УДК 37.01 ББК 74.200.50
ФОРМИРОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ РОССИЯН: ОТ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ АКСИОЛОГИИ К ВОСПИТАТЕЛЬНЫМ ПРАКТИКАМ
FORMING THE RUSSIAN NATIONAL IDENTITY: FROM PEDAGOGICAL AXIOLOGY TO EDUCATIONAL PRACTICES
Куликова Светлана Вячеславовна
Ректор Волгоградской государственной академии последипломного образования, доктор педагогических наук, профессор, Почетный профессор РАО, ученый секретарь Научного совета по проблемам истории образования и педагогической науки отделения философии образования и теоретической педагогики РАО E-mail: [email protected]
Kulikova Svetlana V.
Rector of Volgograd state Academy of postgraduate education, ScD in Education, Professor, Honorary Professor of the Russian Academy of Education, Scientific Secretary of the Scientific Council on problems of history of education and pedagogical Sciences, the Department of philosophy of education and academic pedagogy of RAE E-mail: [email protected]
Аннотация. На основе историко-педагогического анализа предложена аксиологическая формула базовых ценностей воспитания молодежи. В статье охарактеризованы современные воспитательные практики, ориентированные на формирование российской гражданской идентичности и национального самосознания.
Abstract. The axiological formula of basic values of the youth education on the basis of historical and pedagogical analysis is offered. The article describes modern educational practices focused on forming the Russian civil identity and national consciousness.
Ключевые слова: аксиологический подход, базовые ценности воспитания, национальное самосознание, воспитательные практики.
Keywords: axiological approach, basic values of education, national consciousness, educational practices.
В последней четверти ХХ в. система воспитания России, построенная на ценностях социализма, встретилась не только с социально-экономическими, но и идейно-политическими проблемами. В результате вместе с перестройкой самого большого государства в мире начала меняться целостная и стройная, понятная для всех слоев советского общества идеология.
В 1990-е гг. множество представлений об общенациональной идее, которая могла бы объединить россиян, не смогло оформиться в какую-либо стройную концепцию, что в итоге привело к механическому заимствованию идеалов и культурных образцов и под-страиванию отечественного образования к зарубежным стандартам. Все это усугублялось негативным освещением всего «советского» и чернением прежних идеалов.
К началу 2000-х гг. в социально-педагогической сфере наметились существенные негативные тенденции, вызванные отказом от исторически сложившегося в России единства процессов воспитания и образования:
• формирование массовой культуры и ее тиражирование современными средствами связи, видео, Интернетом и, как следствие, снижение уровня образования, культуры, духовности и нравственности в молодежной среде;
• отсутствие у молодежи духовной связи со своим отечеством через привязанность к ее территории, отрицание принадлежности к своему этносу, нации, безразличное отношение к родному краю, природе, дому;
• снижение ответственности семьи за воспитание детей, ориентация родителей только на обучение и результаты итоговой государственной аттестации, низкий уровень психолого-педагогического просвещения родителей и их неудовлетворенность школой и уровнем подготовки своих детей;
• противоречие между государственной идеологией в области воспитания и антироссийскими ценностями, транслируемыми массовой культурой;
• отставание педагогики и психологии в изучении ребенка XXI в., понимании его потребностей, особенностей, а также современных средств воспитания личностных качеств.
Подготовив нормативную и материальную базу для повышения качества образования (введение стандартов основного общего и высшего образования, новых форм итоговой аттестации и др.), государство всерьез задумалось над усилением воспитательной работы с молодежью. Был сформулирован запрос к ученым, педагогам и психологам на создание новой концепции воспитания, в которой учитывались бы российские ценности образования, позитивный исторический опыт и передовые технологии. В результате влияние на молодежь субкультур, сформировавшихся под влиянием Запада, начало ослабевать. В России не смогли укорениться такие европейские и американские социальные инновации, как: легализация «легких» наркотиков и эвтаназии, однополые браки, ущемление прав биологических родителей, раннее сексуальное просвещение детей.
Ответом на указанные явления сегодня выступают традиционные российские ценности, ядро которых формируется совместными усилиями государства и общества. Воспитание вновь начинает рассматриваться как важнейший социокультурный феномен. Наметился подъем уровня национальной самоидентификации, гражданственности и патриотизма в молодежной среде. Появились фундаментальные исследования в педагогике и психологии
по проблеме развития молодежи со сформированным национальным самосознанием. В отношении образовательных организаций и институтов у общества начал формироваться запрос не только на предприимчивую, но и социально активную личность. В процессе поиска национальных ценностей и смыслов, а также сущности российской идентичности происходит возрождение отечественного историко-педагогического опыта воспитания.
Официальное закрепление этих тенденций нашло отражение в «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» (далее - Стратегия), которая на современном этапе выступает в качестве основного идеологического тренда. Идейным ядром Стратегии можно считать цель, направленную на «воспитание российской гражданской идентичности на основе российских традиционных ценностей, уважительного отношения к национальному достоинству людей, к культуре, языкам, традициям и обычаям народов РФ» [1].
В этой связи ориентация образовательной практики на традиционные российские идеалы и качества личности мотивирует историков педагогики на систематизацию аксиологических констант воспитания, складывающихся исторически и фиксирующихся в педагогической науке в уникальных образах и представлениях, отражающих общественное сознание. Это необходимо для создания рамочной модели современного человека, как ценностной основы, национального воспитательного идеала.
Конструктивный диалог историка педагогики с образовательными феноменами прошлого, основанный на принципах аксиологического подхода о равнозначности традиций и творчества, актуальности классических теорий и концепций, обеспечивает «возможность духовного открытия в настоящем и будущем». Аксиология, обеспечивая связь между историей и современностью, позволяет, с одной стороны, изучать явления с точки зрения заложенных в них возможностей удовлетворения образовательных потребностей людей, а с другой - решать современные задачи гуманизации общества в целом [2].
В этом случае аксиологический подход является «методологической машинкой» для исследования ряда феноменов ценностного порядка. К таким феноменам можно отнести и национальное самосознание, проявляющееся сегодня в сбережении самобытности народов, культивировании уникальности культуры и характеров.
В основе национального самосознания, как инварианта для всех народов, лежат социокультурные системы, несущие в себе отпечаток мировой и национальной культуры: наука, философия, религия, право, искусство. Воспитание национального самосознания каждой конкретной нации/этноса решает гуманистическую задачу формирования у ребенка духовного опыта в соответствии с социокультурной средой и ценностями, сложившимися в процессе становления государства и нации: семья, родной язык, история и традиции народа, духовность (религия), природа и фольклор.
Национальное самосознание - это сущностная системная характеристика нации, определяющая ее целостность как субъекта историко-цивилизационного процесса. Оно представлено совокупностью идей и концепций, которые выражают:
• содержание, уровень и особенности понимания и чувственно-эмоционального переживания нацией самой себя;
• осознание нацией смысла своего существования и своих национально-государственных, социально-экономических, идеологических и религиозных идеалов, ценностей, целей и интересов;
• представления о своей истории, современном состоянии, перспективах своего развития, месте среди других народов и характере взаимоотношений с ними [3].
Полем национальной самоидентификации русского человека является русская национальная культура, благодаря которой в отечественной педагогике к началу XX в. и были сформулированы базовые основы воспитания национального самосознания (семья, традиции народной педагогики, религия, природа и фольклор), выступающие в качестве доминант педагогической аксиологии.
Педагогика, образование и школа складывались параллельно со становлением российского государства и народа, его традиций, культуры и национального самосознания. Не случайно в Стратегии в качестве базовых представлены традиционные российские культурные, духовно-нравственные и семейные ценности, гражданская идентичность, патриотизм, ответственная жизненная позиция. Патриотизм, духовность, доброта, мужество, нравственность, честность, трудолюбие вновь становятся актуальными проверенными временем качествами личности, которые составляют сущность национального образа россиянина. Эти идеальные качества не просто стали стержневыми компонентами личности русского человека, но и национальным образовательным идеалом и целью воспитания.
Аксиологическая формула «общечеловеческие - традиционные российские - семейные ценности - национальный образовательный идеал - воспитание национального самосознания» является ориентиром для определения эффективных практик воспитания, систему которых необходимо выстраивать как на народных традициях и достижениях отечественной педагогики прошлого, так и на основе современных технологий.
Вместе с тем большинство воспитательных практик, позиционируемых инновационными, таковыми не являются. Под воспитательными практиками мы понимаем обобщенные группы эффективных форм и методов воспитания, возникших в России под влиянием социокультурных условий, отечественных и зарубежных педагогических идей, общественно-педагогических движений. В настоящее время это либо образцы, приспособленные к отечественному образованию, возникшие за рубежом, либо, как отмечает М. В. Богуславский, ретроинновации, когда в современное образования «возвращаются», после определенного исторического перерыва, уже ранее присутствовавшие в нем феномены [4].
Можно назвать достаточное количество образцов и феноменов, выступавших эффективными средствами воспитания как в дореволюционный, так и в советский периоды. Например: проективные методики, театральные постановки, детское самоуправление, музейная работа и экскурсионная деятельность, волонтерство, трудовые отряды, физкультурное движение.
В последние годы в практику общеобразовательных организаций, ссузов и вузов возвращены воспитательные практики, доказавшие свою эффективность в 1970-е гг. Следует обратить внимание, что многие из этих воспитательных практик зародились еще в конце XIX - начале XX в., а деятели образования молодой Российской республики и учителя СССР явились преемниками и модернизаторами данных педагогических феноменов [5].
Проективные методики практически параллельно начали внедрятся в образовательную практику США (Дж Дьюи, В. Х. Килпатрик) и России. С. Т. Шацкий в 1905 г. организовал небольшую группу сотрудников, которые активно использовали проектные методы в практике преподавания [6]. В советское время «в рамках внеурочной общественно полезной деятельности проводились мероприятия, по существу представляющие собой реализацию проектов» (В. В. Гузеев), создавались научные общества учащихся. Как и во времена Дж. Дьюи и С. Т. Шацкого, «основной смысл включения учащихся в проектную деятельность остается прежним - это развитие их интеллектуальных способностей решать практические проблемы и познавать изменяющийся мир» [7].
Детский театр - вид детской художественной самодеятельности, которая организована в детских центрах развития и творчества, школах, клубах. Театральная педагогика, как эффективная воспитательная практика, сегодня набирает обороты, переодевшись в различные новомодные течения. В России на базе школ театры начали создаваться любителями и практиками еще во второй половине XIX в. Средствами театра педагоги и представители искусства воспитывали в детях эстетический вкус и свободу. В 1920-х гг. зародилось движение ТРАМов в агитационных и идеологических целях. После письма ЦК РКП (б) «О пролеткультах» (1920) и постановления СНК РСФСР «Об улучшении театрального дела» (1930) самодеятельные театральные кружки начали более тесно сотрудничать с профессиональными театрами [8].
В средине 1970-х гг. в СССР коллективы художественной самодеятельности объединяли около 10 млн школьников, с которыми работало 150 тыс. штатных и свыше 500 тыс. общественных руководителей.
В новых условиях самодеятельная театральная деятельность молодежи приобрела новые черты. Традиционные формы дополнены историческими реконструкциями, флэш-мобами и массовыми театральными постановками с применением инсталляции. Они привлекают молодежь своей технологичностью, массовостью и мобильностью. Студенты и школьники выступают сценаристами, постановщиками, сами создают костюмы, конструируют виртуальные декорации, голограммы (объемные световые изображения).
Особенно актуальным в год, объявленный президентом РФ годом добровольца, является волонтерское или, на русский манер, добровольческое движение. Первыми волонтерами считаются представители немецкой и французской молодежи, восстанавливавшие разрушенные войной фермы в 1920 г. под Страсбургом. Однако еще в начале Первой мировой войны добровольческое движение молодежи охватило всю Россию: сестры милосердия, помощь фронту.
После гражданской войны молодежь молодой Российской республики боролась с послевоенной разрухой, без какой-либо оплаты за свой труд. Действенной формой здесь можно назвать Ленинские субботники, в которых школьники и молодежь принимали участие наравне со взрослыми, вплоть до перестройки. Тимуровское движение (подростки 12-14 лет), наиболее емко передавало суть добровольчества: совершать социально значимые поступки безвозмездно и инкогнито.
Во время Великой Отечественной войны комсомольские добровольческие отряды работали на восстановлении страны, в послевоенное время - на «подъеме Целины»,
строительстве БАМа. Сегодня российские студенты-волонтеры работают с трудными подростками и детьми из детских домов, охраняют природу и очищают территории от мусора, помогают возрождать архитектурные памятники, пропагандируют донорство и профилактику СПИДа и пр.
Детское самоуправление в России началось с Христианского союза молодых людей (1900), основателем которого были иностранные миссионеры. Впоследствии союз был реорганизован в молодежное движение «Маяк», которое на территории России просуществовало до 1923 г. (в Санкт-Петербурге число участников составило 1615 чел.).
В Москве в 1906 г. С. Т. Шацкий создал клуб «Сетлемент», так называемую американскую реплику общественной организации, в целях которой было предоставление безнадзорным детям из необеспеченных семей возможности повышать свой образовательный и культурный уровень и проводить свой досуг, когда родители находятся на работе. Через два года в здании этого клуба стала располагаться организация «Детский труд и отдых», которой также руководил С. Т. Шацкий.
Помимо образовательных, трудовых и досуговых функций детские организации, создаваемые общественной и частной инициативой, решали задачи патриотического воспитания (молодежная организация «Потешные войска», 1908). В этом же году родилось наиболее известное сегодня детское движение скаутов, в задачи которого входило формирование самостоятельности и ответственности, развитие коллективизма [9].
На современном этапе в государственных документах дополнительное образование детей в Российской Федерации, вобрав весь опыт и достижения, накопленные за столетие, предстает как «открытое вариативное образование, наиболее полно обеспечивающее право человека на развитие и свободный выбор различных видов деятельности, в которых происходит личностное и профессиональное самоопределение детей, подростков и молодежи» [10].
В советской России детские общественные организации не только решали задачи продвижения коммунистической идеологии, но и создавали хорошую нишу для воспитания и досуга молодежи. Российский коммунистический союз молодежи, созданный в 1918 г., к 1941 г. насчитывал более 10 млн человек. Защита родины во время Великой Отечественной войны, всесоюзные и региональные «ударные комсомольские стройки», возделывание целинных земель, БАМ, шефство над пионерской организацией - это лишь небольшой констатирующий список трудовых и ратных подвигов комсомольцев. В советской воспитательной системе через четко выстроенную иерархическую пирамиду «октябренок - пионер - комсомолец» прошли миллионы детей, искренне веривших в светлое будущее, в то, что они живут в самой лучшей стране, а у них самих - самое счастливое детство [11].
Сегодня в нашей стране предпринимаются попытки воссоздать эту систему, которая очень эффективно работала. Вместе с тем в новых условиях, характеризующихся вариативностью и плюрализмом, эту задачу будет решить очень сложно. Первой молодежной организацией в новейшей истории страны стал Российский союз молодежи (РСМ), основанный в 1990 г. Организация явилась преемником Комсомола, в которой сегодня состоит более 150 тысяч человек. Наряду с РСМ появились такие проекты, как: «Студенческое самоуправление», «Российские интеллектуальные ресурсы», антифашистское движение
«Наши», «Арт-Профи Форум», международный лагерь «Бе-Ьа-Русь», программа «Кадры», движение «Идущие вместе» и др. РСМ представлен в Общественной палате, Государственной Думе, его члены участвуют в экспертных советах парламента и других органах власти.
Социально активная и патриотически настроенная молодежь собирается в летнем лагере на озере Селигер в Тверской области, на форумах «Территория смыслов» на Клязьме, «Таврида», «Балтийский Артек», «Интруп». Для школьников Указом президента создана общероссийская детско-юношеская организация «Российское движение школьников», главная задача которой не продвижение политической идеологии, а привитие традиционной для России системы ценностей.
Итак, приведенные примеры только нескольких воспитательных практик, возрождаемых в современной России на основе традиционных культурных, духовных и нравственных ценностей, обладая мощнейшим потенциалом, могут стать серьезным механизмом для реализации важных задач, стоящих не только перед системой образования, но и перед государством и обществом в целом.
Список литературы
1. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р г. Москва «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года».
2. Куликова С. В. Аксиологический подход к изучению феномена «национальное самосознание» в отечественной истории педагогики // Изв. Волгоградского гос. пед. ун-та. - 2014. - № 6 (91). - С. 29-32.
3. Баринова К. В. Русское национальное самосознание и выбор исторической судьбы России // Русская культура. Созерцание и осмысление. - М., 2002. - С. 122-129.
4. Богуславский М. В. Научные основы историко-педагогической экспертизы инноваций в образовании // Отечественная и зарубежная педагогика. - 2016. - № 1 (28). - С. 9-17.
5. Богуславский М. В., Куликова С. В., Романов А. А. Совершенствование историко-педагогического образования: проблемы и перспективы // Психолого-педагогический поиск. - 2013. - № 1 (25). - С. 50-60.
6. Богуславский М. В. История отечественной педагогики ХХ века: единство непрерывности и дискретности // Педагогика. - 2009. - № 6. - С. 84-96.
7. Лазарев В. С. Проектная деятельность в школе: неиспользуемые возможности // Вопросы образования. - 2015. - № 3. - С. 292-307.
8. Богуславский М. В., Кудряшев А. В., Милованов К. Ю. Стратегии реформирования и модернизации российского образования в первой трети ХХ века: моногр. - М.: ИСРО РАО, 2017. - 170 с.
9. Образование, общество, учитель: взаимодействие и ответственность: колл. мо-ногр. в 2 т. / науч. ред. В. Г. Рындак. - Оренбург: Оренбургский гос. пед. ун-т, 2010. - Т. 2.
10. Концепция развития дополнительного образования детей: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 04 сентября 2014 г. № 1726-р, г. Москва.
11. Александрова В. Г., Богуславский М. В. Новые рубежи педагогической реальности: аксиология, духовность, гуманизм. - М.: МГПУ, 2007. - 311 с.
References
1. Rasporyazhenie Pravitelstva Rossiyskoy Federatsii ot 29 May 2015 No. 996-r Moscow "Strategiya razvitiya vospitaniya v Rossiyskoy Federatsii na period do 2025 goda".
2. Kulikova S. V. Aksiologicheskiy podkhod k izucheniyu fenomena "natsionalnoe sa-mosoznanie" v otechestvennoy istorii pedagogiki. Izv. Volgogradskogo gos. ped. un-ta. 2014, No. 6 (91), pp. 29-32.
3. Barinova K. V. Russkoe natsionalnoe samosoznanie i vybor istoricheskoy sudby Ros-sii. Russkaya kultura. Sozertsanie i osmyslenie. Moscow, 2002. Pp. 122-129.
4. Boguslavskiy M. V. Nauchnye osnovy istoriko-pedagogicheskoy ekspertizy in-novatsiy v obrazovanii. Otechestvennaya i zarubezhnaya pedagogika. 2016, No. 1 (28), pp. 9-17.
5. Boguslavskiy M. V., Kulikova S. V., Romanov A. A. Sovershenstvovanie istoriko-ped-agogicheskogo obrazovaniya: problemy i perspektivy. Psikhologo-pedagogicheskiy poisk. 2013, No. 1 (25), pp. 50-60.
6. Boguslavskiy M. V. Istoriya otechestvennoy pedagogiki XX veka: edinstvo nepre-ryvnosti i diskretnosti. Pedagogika. 2009, No. 6, pp. 84-96.
7. Lazarev V. S. Proektnaya deyatelnost v shkole: neispolzuemye vozmozhnosti. Voprosy obrazovaniya. 2015, No. 3, pp. 292-307.
8. Boguslavskiy M. V., Kudryashev A. V., Milovanov K. Yu. Strategii reformirovaniya i mod-ernizatsii rossiyskogo obrazovaniya v pervoy treti XX veka: monogr. Moscow: ISRO RAO, 2017. 170 p.
9. Ryndak V. G. (ed.) Obrazovanie, obshchestvo, uchitel: vzaimodeystvie i otvetstvennost: koll. monogr. in 2 vol. Orenburg: Orenburgskiy gos. ped. un-t, 2010. Vol. 2.
10. Kontseptsiya razvitiya dopolnitelnogo obrazovaniya detey: Rasporyazhenie Pravitel-stva Rossiyskoy Federatsii ot 04 Sep. 2014 No. 1726-r, Moscow.
11. Aleksandrova V. G., Boguslavskiy M. V. Novye rubezhi pedagogicheskoy realnosti: aksi-ologiya, dukhovnost, gumanizm. Moscow: MGPU, 2007. 311 p.
Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2018, № 3