Научная статья на тему 'Формирование национального мировоззрения как ценность образования на современном этапе'

Формирование национального мировоззрения как ценность образования на современном этапе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
997
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ / ПРОЕКТЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЫ / NATIONAL OUTLOOK / NATIONAL SCHOOL PROJECTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ферцер Виктория Юрьевна, Кутякова Нинель Константиновна

В статье рассматривается взаимосвязь общечеловеческих и национальных ценностей в формировании национального мировоззрения, представлены некоторые модели национальной школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of a national outlook as the value of education at the present stage

The relationship of human and national values in shaping the national philosophy is discussed in the article, some of the models of national school are presented.

Текст научной работы на тему «Формирование национального мировоззрения как ценность образования на современном этапе»

4. Волженина Н.В. Организация самостоятельной работы студентов в процессе дистанционного обучения: учебное пособие. - Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2008. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа http://rudocs.exdat.com/docs/index-62918. html?page=2 (дата обращения: 03.03.2014)

5. Система дистанционного обучения в сети Интернет. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа http://cdo.bseu.by/about/DA.htm (дата обращения: 03.03.2014)

6. Старцева Т.Е. Теоретические проблемы формирования инновационного профессионального образования // Вопросы региональной экономики. - 2011. - Т. 7. - № 2. - С. 3-16.

7. Котрин В.В., Резникова А.В., Старцева Т.Е., Шманенкова Г.А. Муниципальное управление в наукограде (на примере города Королёва) // Известия Российской академии наук. Серия географическая. - 2009. - № 2. - С. 39-47.

УДК 378

Ферцер Виктория Юрьевна

кандидат педагогических наук Московский государственный областной гуманитарный институт, г. Орехово-Зуево

v-fertser@mail.ru

Кутякова Нинель Константиновна

кандидат педагогических наук Московский государственный областной гуманитарный институт, г. Орехово-Зуево

ФОРМИРОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ КАК ЦЕННОСТЬ ОБРАЗОВАНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

В статье рассматривается взаимосвязь общечеловеческих и национальных ценностей в формировании национального мировоззрения, представлены некоторые модели национальной школы. Ключевые слова: национальное мировоззрение, проекты национальной школы.

Социально-экономические и политические изменения в жизни российского общества обусловили приоритетные цели возрождения национальной школы. Педагогический процесс должен сформировать механизмы, которые способны обеспечить сохранение и развитие национальной и духовной самобытности народов России. В ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» отмечается, что наше общество должно получить устойчивую систему образования, учитывающую особенности историко-культурного развития народов России. В то же время система образования должна быть ориентирована на современные и отдаленные перспективы, потребности страны [10]. Среди многочисленных проблем, стоящих перед современным обществом, одна из наиболее важных - проблема формирования общечеловеческих и национальных ценностей в образовательном процессе.

Представители отечественной классической педагогики (П.Ф. Каптерев, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушин-ский и др.) выделяли три составных элемента педагогического процесса: личные или субъективные, народные или национальные, всенародные или общечеловеческие. По мысли Н.И. Пирогова, общечеловеческое начало, отражающее единство человеческой природы, является основанием педагогической науки, имеющей общенациональный и всечеловеческий характер, направленной на изучение всеобщих теоретических положений о развитии и воспитании личности. Эти методические позиции отечественных педагогов придают основательность и глубину подхода современных уче-

ных и практики к проблеме взаимосвязи общечеловеческих и национальных начал в образовательном процессе.

Компоненты национального и регионально-ориентированного образования являются предметом теоретико-практического исследования ряда ученых-педагогов (В.И. Беляев, Е.П. Белозер-цев, И.А. Галицкая, В.Н. Ганичев, В.С. Кукушин, И.В. Метлик, М.И. Мухин, А.М. Новиков, В.Ю. Троицкий и др.) [2; 5; 7; 9]. Определенный опыт накоплен современными общеобразовательными организациями России (Елецкий государственный университет, Челябинский государственный педагогический университет, Татарстан, Вологодская область, Москва и Московская область, Северокавказский регион и проч.) [1; 4; 8; 11; 12; 13].

Сегодня идеи национально-ориентированного образования все более широко разрабатываются в психолого-педагогической науке и внедряются в педагогической практике. Но в большой мере использованы или внедрены лишь элементы эмпирического опыта. Требуется серьезное глубокое научно-методическое обоснование.

Объектом многих исследований являются модельные построения национальной школы. Сторонники этнокультурного компонента образования (И.Ф. Гончаров, Т.И. Гончарова, А.И. Николаева, Л.Н. Погодина, Н.П. Фаустова и др.) отечественную школу рассматривают как средство формирования национального мировоззрения у подрастающего поколения.

Содержание образования максимально наполнено этнографическим и историческим материа-

© Ферцер В.Ю., Кутякова Н.К., 2014

Вестник КГУ им. H.A. Некрасова № 2, 2014

205

лом, способствующим пробуждению национального самосознания, приобщению к духовным идеям добра, истины, отзывчивости, справедливости, патриотизма, свободы вероисповедания, сохранение семейных традиций, межнационального мира. Приоритетное место в учебных планах отводится таким предметам, как родной язык, отечественная история и литература, искусство, география России. Актуализация культурно-исторического наследия осуществляется не только через гуманитарные циклы, но и все шире привлекаются дисциплины естественного характера (математика, физика, химия, биология, информатика). Преподавание дополняется спецкурсами, факультативами, кружками народного творчества, театральной народной педагогики.

Вместе с тем, отечественная школа - не реставрация лучших прежних учебных заведений, не пристройка к старым формам образования, а возрождение национальной культуры в новом виде творения.

Как научить ребенка чувствовать и понимать истоки родной земли, сердцем и душой ощущать вечные ценности российской цивилизации? Как помочь детям увидеть духовные основы и смысл окружающего мира и собственной личности? В этом направлении развивается крупномасштабный проект «Истоки» (Вологодская область) [8]. В центре программы учебный предмет с таким же названием. Его преподавание рассчитано на 1-Х1 классы. Выпущены учебные книги (автор А.В. Камкин), рабочие тетради, видеокассеты, методические рекомендации из опыта работы. Речь идет о том, чтобы человек сумел увидеть, почувствовать и осознать укорененность на своей земле. Родной очаг - это бесценный дар, который дается человеку один раз и навсегда, соединяет его с прошлым и будущим. Родные просторы дают возможность всмотреться в природный ландшафт как часть отечественной культуры и российского образа жизни. В детское сознание закладывается не взгляд потребителя, а позиция сотрудничества с землей-матушкой. Ребята узнают смысл понятия труд земной, его неразрывную связь с видами деятельности и национальным характером трудового человека. Они вводятся в мир общечеловеческих и национальных ценностей. Изучение памятников отечественной культуры и образа жизни дает возможность приобщиться к духовным истокам Отечества. Программа укрепляет чувство патриотизма, привязанности к родной земле, а через это - уважение к другим народам и культурам. Подобного рода проекты, безусловно, помогают сформировать в детях систему исторических и культурных ценностей. Уроки и дополнительные занятия ориентированы на собственное размышление и чувствование, на тесную связь поколений.

Сегодня становится все более очевидным, что для процветания России, улучшения жизни рос-

сиян требуется активизация духовно-нравственного потенциала личности, воспитание патриота, сознающего ценности историко-культурного наследия. Изучению и решению названных проблем во многом будет способствовать становление и развитие общеобразовательной «гуманитарной школы русской культуры». Проекты конкурсов инновационных разработок национальной школы представлены Российским образовательным форумом (2004) [3]. Основу организации педагогического процесса составляет «русский компонент» образования. Развитие национальной школы исходит из культурологического, гуманистического, личностно-ориентированного, творческого подходов. Основная цель педагогического процесса -воспитание личности с ориентацией на ценности национальной культуры в системе поликультурного мировоззрения. Приоритетные направления гуманитарной школы русской культуры: углубление в содержание учебных предметов исторических фактов, достижений культуры, национальных и географических особенностей России; внедрение в деятельность педагогического коллектива русских традиций народной педагогики; использование в педагогическом процессе основы «народного календаря»; создание системы дополнительного образования в области народного искусства (народный хор, хореография, декоративно-прикладное искусство, народные игры); организация деятельности этнографического музея; включение детей в общественные организации и объединения русской национальной направленности; разработка и внедрение программ по формированию культуры межнационального общения; формирование системы работы с родителями обучающихся по внедрению в процессе семейного воспитания традиций народной педагогики; включение молодежи в разнообразную деятельность по сохранению, продолжению и развитию традиций русской национальной культуры.

Образовательная парадигма гуманитарной школы национальной культуры личностно-ориен-тированная по существу и культурно-созидающая по цели.

Сохранение общей ориентации на национальные, общечеловеческие идеалы и ценности в тоже время ориентируют модели на те качества личности, которые являются наиболее ценными в современных социальных условиях. Методическое обоснование проекта носит комплексный междисциплинарный характер, базируется на фундаментальных положениях педагогической и психологической науки. Опора в модели гуманитарной школы национальной культуры - опыт воспитания в прошлом и настоящем русского народа и народов России.

Концепция «именной школы» основывается на культурно-исторической педагогике (В.И. Авер-

206

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ¿к № 2, 2014

шин, Е.В. Бондаревская, Н.Б. Крылова и др.). Цель деятельности общеобразовательных организаций с элементами социокультурного направления -создание содержательной образовательной среды, в которой усвоение и присвоение обучающимися нравственных ценностей, формирование у них социально-приемлемых форм и способов поведения происходит в процессе изучения жизни и деятельности конкретных личностей, родного края, города, поселка. В настоящее время существуют модели общеобразовательных организаций, работающих с именами деятелей культуры и науки; общеобразовательные организации, работающие с именами педагогов; общеобразовательные организации, работающие с именами героев Советского Союза и России; общеобразовательные организации, работающие с именами меценатов и попечителей народного образования и т.п. Причем каждый компонент социокультурного пространства, вольно или невольно, оказывает воспитательное воздействие на ребенка. Основой содержания образования в таких заведениях является базисный учебный план, но в его вариативной части реализуется ряд идей развития личности в условиях сложившегося очага культуры. Значительное место занимают здесь предметы этнокультурного цикла (народная музыка, танцы, фольклор, краеведение и т.д.). Практически во всех общеобразовательных организациях создаются условия для формирования национального мировоззрения молодежи на основе богатых региональных традиций. Направления деятельности «именной школы»: гражданско-патриотиче-ское воспитание молодежи через осознание ими значения личности в истории развития родного края и культуры Родины; формирование у воспитанников гражданского самосознания и социально-значимых идеалов и устремлений; вовлечение всех участников образовательного процесса в активную работу по изучению и внедрению в систему воспитания социально-значимых образцов жизнедеятельности личности; максимальное использование в образовательном процессе истории, культуры и традиций сферы проживания воспитанников (вовлечение в учебно-воспитательную работу социальных, экономических, исторических, географических и этнографических особенностей региона); активно-преобразующий характер образовательного процесса через использование в работе с детьми проектной деятельности, поисково-исследовательских форм [3, с. 19-20].

В образовательном процессе используются комплексные и интегрированные занятия, уроки-путешествия, уроки знакомства, уроки творчества и т.д. Во внеучебной деятельности - тематические недели, презентации результатов проектной деятельности, научно-практические конференции, олимпиады, конкурсы, фестивали и т.д. В дополнительном образовании - тематический или крае-

ведческий музей, детские объединения, кружки, тематические мероприятия и т.д.

Общее в понимании национальной идеи в отечественной науке и практике - рассмотрение ее на уровне черт личности, то есть ценностей, интрое-цированных в личность в результате длительного процесса взаимодействия генотипа с культурой, взаимного их проникновения. Это позволяет вычленить совокупность основных черт характера человека и определить основные направления формирования национального мировоззрения у подрастающего поколения.

В поликультурной среде воспитанник оказывается на стыке культур разных народов. Сохранение своей идентичности и адаптация в поликультурной среде - основной путь в процессе преодоления межнациональных конфликтов, формирования эт-нотолерантности. По нашему мнению, в этой связи ключевой позицией современного образования является возрождение его культурно-созидающей роли, воспитание и развитие обучающихся на основе национальных традиций и региональных особенностей. Основная парадигма поликультурного воспитания - культурное взаимодействие ведущих и малых этносов. Принцип поликультурности основан на представлении о многокультурности человеческого бытия, равноправности культур в социальной жизни. Диалог культур исключает абсолютизацию национальной специфики, напротив, позволяет подчеркнуть значимость каждой культуры вне зависимости от наличия или отсутствия государственности у народа - ее носителя, от его компактного или дисперсного проживания [6].

Стержневой задачей национального образования и воспитания является формирование национального мировоззрения личности как основы воспитания гражданско-патриотического отношения к родной земле, своему народу, готовности трудиться во имя блага народа как необходимого условия процветания и возрождения могущества всей России. Современный национальный воспитательный идеал - высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за состояние и будущее страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа. Это важно для того, чтобы сохранилась преемственность, непрерывность и органичность развития национального мировоззрения, его соответствие прошлым и настоящим реалиям. Национальное поликультурное мировоззрение - важнейшая ценность, составляющая социальную сущность человека. Это система жизненных и поведенческих смыслов, отношений и выбора в поступках, мотивах и стремлений.

Таким образом, становление и развитие личности будущего гражданина нашего Отечества -задача общегосударственного характера с учетом

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова № 2, 2014

207

опоры на национальные культурно-образовательные традиции. Проекты (модели) национальной общеобразовательной организации предоставляют регионам право выбора своей образовательной стратегии и тактики в формировании у молодежи национального мировоззрения.

Библиографический список

1. Белогуров А.Ю. Проблемы развития этноре-гиональных образовательных систем // Педагогика. - 2003. - №1. - С. 98-104.

2. Беляев В.И. Концептуальные основы педагогики национальной школы: Монография.- Элиста: АПП «Джангар», 2000. - 136 с.

3. Вариативные модели развития гуманитарной школы национальной культуры: (По материалам проекта «Концепция развития гуманитарной школы русской культуры» и других проектов конкурса инновационных разработок Российского образовательного форума - 2004) / автор-сост. З.А. Карги-на.- М.: АПКиПРО, 2004. - 32 с.

4. Герюгова З. Традиции этического и эстетического воспитания детей в Карачаевской народной педагогике // Воспитание школьников. - 2003. -№ 10. - С. 17-23.

5. Кукушин В.С. Этнопедагогика: Учебное пособие. - М.: Московский психолого-социальный

институт; Воронеж: НПО «Модэк», 2002. - 304 с.

6. Кутякова Н.К. Духовно-нравственные ценности образования как средство воспитания личности // Духовно-нравственное воспитание личности: история и современность: Сборник научных статей; под общей ред. А.А. Шаталова. - Орехово-Зуево: МГОГИ, 2013.- С.11-25.

7. Новиков А.М. Развитие отечественного образования: Полемические размышления. - М.: Изд-во «Эгвес», 2005. - 176 с.

8. Позгалев В. Образовательно-воспитательный проект «Истоки» // Воспитание школьников. -1999. - № 6. - С. 8-11.

9. Троицкий В.Ю. Русская школа и современное состояние образования // Педагогика. - 2001. -№ 7. - С. 22-26.

10. Федеральный закон «Об образовании в РФ». - М.: Проспект, 2013. - 160 с.

11. Харисов Ф.Ф. Национальная культура в воспитательном процессе // Педагогика. - 1999. -№ 2. - С. 51-57.

12. Швеммер В. Этнокультурная школа как открытая воспитательная система // Воспитание школьников. - 2003. - № 4. - С. 7-14.

13. Шилова М.И., Малиновская Н.И. Черты национального характера: российский вариант // Педагогика. - 2002. - № 8. - С. 24-28.

УДК 37

Кукушкина Любовь Анатольевна

кандидат педагогических наук Костромской государственный университет имени Н.А Некрасова

Lub-kuku@mail.ru

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ УЧАЩИХСЯ ПРОФИЛЬНЫХ ЮРИДИЧЕСКИХ КЛАССОВ В СОЦИАЛЬНОМ САМООПРЕДЕЛЕНИИ

В статье рассматривается сущность социально-педагогического сопровождения учащихся профильных юридических классов в социальном самоопределении. Определяются условия и методы социально-педагогического сопровождения учащихся профильных юридических классов.

Ключевые слова: социально-педагогическое сопровождение, педагогическая поддержка, социальное самоопределение, субъектная позиция учащихся.

Вступая в активную самостоятельную жизнь, каждое молодое поколение решает для себя проблемы, которые принято считать вечными: жизненного, профессионального и эмоционально-ценностного выбора. В ранней юности возрастающая активность процесса самоопределения личности обусловлена потребностью занять внутреннюю позицию взрослого человека в связи с приближающимся окончанием школы, когда будущее приобретает осязаемые черты. Расширение социального пространства жизнедеятельности, предстоящее вхождение в послешкольный социум, необходимость адаптироваться к изменениям внешних условий, поиск и выбор путей построения собственной жизни, определение перспектив получения дальнейшего образования - все это создает

стрессовую ситуацию напряжения, энергетических затрат и возможного разочарования.

К возрастным трудностям жизненного самоопределения сегодня добавляется многообразие сложных социальных проблем, обусловленных изменениями в мировом сообществе, связанных с развитием идей глобализации. Происходит резкая смена образа жизни и социального поведения, колеблются до взаимоисключения ценности и отторгаются некоторые традиционные нравственные и мировоззренческие представления, а новые вызывают множество сомнений, неэффективными оказываются многие стереотипы, привычные модели поведения. В условиях общей нестабильности обостряется вероятность принятия спонтанных, непродуманных решений проблем экзистенциаль-

208

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова № 2, 2014

© Кукушкина Л.А., 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.