4. Волженина Н.В. Организация самостоятельной работы студентов в процессе дистанционного обучения: учебное пособие. - Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2008. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа http://rudocs.exdat.com/docs/index-62918. html?page=2 (дата обращения: 03.03.2014)
5. Система дистанционного обучения в сети Интернет. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа http://cdo.bseu.by/about/DA.htm (дата обращения: 03.03.2014)
6. Старцева Т.Е. Теоретические проблемы формирования инновационного профессионального образования // Вопросы региональной экономики. - 2011. - Т. 7. - № 2. - С. 3-16.
7. Котрин В.В., Резникова А.В., Старцева Т.Е., Шманенкова Г.А. Муниципальное управление в наукограде (на примере города Королёва) // Известия Российской академии наук. Серия географическая. - 2009. - № 2. - С. 39-47.
УДК 378
Ферцер Виктория Юрьевна
кандидат педагогических наук Московский государственный областной гуманитарный институт, г. Орехово-Зуево
Кутякова Нинель Константиновна
кандидат педагогических наук Московский государственный областной гуманитарный институт, г. Орехово-Зуево
ФОРМИРОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ КАК ЦЕННОСТЬ ОБРАЗОВАНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
В статье рассматривается взаимосвязь общечеловеческих и национальных ценностей в формировании национального мировоззрения, представлены некоторые модели национальной школы. Ключевые слова: национальное мировоззрение, проекты национальной школы.
Социально-экономические и политические изменения в жизни российского общества обусловили приоритетные цели возрождения национальной школы. Педагогический процесс должен сформировать механизмы, которые способны обеспечить сохранение и развитие национальной и духовной самобытности народов России. В ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» отмечается, что наше общество должно получить устойчивую систему образования, учитывающую особенности историко-культурного развития народов России. В то же время система образования должна быть ориентирована на современные и отдаленные перспективы, потребности страны [10]. Среди многочисленных проблем, стоящих перед современным обществом, одна из наиболее важных - проблема формирования общечеловеческих и национальных ценностей в образовательном процессе.
Представители отечественной классической педагогики (П.Ф. Каптерев, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушин-ский и др.) выделяли три составных элемента педагогического процесса: личные или субъективные, народные или национальные, всенародные или общечеловеческие. По мысли Н.И. Пирогова, общечеловеческое начало, отражающее единство человеческой природы, является основанием педагогической науки, имеющей общенациональный и всечеловеческий характер, направленной на изучение всеобщих теоретических положений о развитии и воспитании личности. Эти методические позиции отечественных педагогов придают основательность и глубину подхода современных уче-
ных и практики к проблеме взаимосвязи общечеловеческих и национальных начал в образовательном процессе.
Компоненты национального и регионально-ориентированного образования являются предметом теоретико-практического исследования ряда ученых-педагогов (В.И. Беляев, Е.П. Белозер-цев, И.А. Галицкая, В.Н. Ганичев, В.С. Кукушин, И.В. Метлик, М.И. Мухин, А.М. Новиков, В.Ю. Троицкий и др.) [2; 5; 7; 9]. Определенный опыт накоплен современными общеобразовательными организациями России (Елецкий государственный университет, Челябинский государственный педагогический университет, Татарстан, Вологодская область, Москва и Московская область, Северокавказский регион и проч.) [1; 4; 8; 11; 12; 13].
Сегодня идеи национально-ориентированного образования все более широко разрабатываются в психолого-педагогической науке и внедряются в педагогической практике. Но в большой мере использованы или внедрены лишь элементы эмпирического опыта. Требуется серьезное глубокое научно-методическое обоснование.
Объектом многих исследований являются модельные построения национальной школы. Сторонники этнокультурного компонента образования (И.Ф. Гончаров, Т.И. Гончарова, А.И. Николаева, Л.Н. Погодина, Н.П. Фаустова и др.) отечественную школу рассматривают как средство формирования национального мировоззрения у подрастающего поколения.
Содержание образования максимально наполнено этнографическим и историческим материа-
© Ферцер В.Ю., Кутякова Н.К., 2014
Вестник КГУ им. H.A. Некрасова № 2, 2014
205
лом, способствующим пробуждению национального самосознания, приобщению к духовным идеям добра, истины, отзывчивости, справедливости, патриотизма, свободы вероисповедания, сохранение семейных традиций, межнационального мира. Приоритетное место в учебных планах отводится таким предметам, как родной язык, отечественная история и литература, искусство, география России. Актуализация культурно-исторического наследия осуществляется не только через гуманитарные циклы, но и все шире привлекаются дисциплины естественного характера (математика, физика, химия, биология, информатика). Преподавание дополняется спецкурсами, факультативами, кружками народного творчества, театральной народной педагогики.
Вместе с тем, отечественная школа - не реставрация лучших прежних учебных заведений, не пристройка к старым формам образования, а возрождение национальной культуры в новом виде творения.
Как научить ребенка чувствовать и понимать истоки родной земли, сердцем и душой ощущать вечные ценности российской цивилизации? Как помочь детям увидеть духовные основы и смысл окружающего мира и собственной личности? В этом направлении развивается крупномасштабный проект «Истоки» (Вологодская область) [8]. В центре программы учебный предмет с таким же названием. Его преподавание рассчитано на 1-Х1 классы. Выпущены учебные книги (автор А.В. Камкин), рабочие тетради, видеокассеты, методические рекомендации из опыта работы. Речь идет о том, чтобы человек сумел увидеть, почувствовать и осознать укорененность на своей земле. Родной очаг - это бесценный дар, который дается человеку один раз и навсегда, соединяет его с прошлым и будущим. Родные просторы дают возможность всмотреться в природный ландшафт как часть отечественной культуры и российского образа жизни. В детское сознание закладывается не взгляд потребителя, а позиция сотрудничества с землей-матушкой. Ребята узнают смысл понятия труд земной, его неразрывную связь с видами деятельности и национальным характером трудового человека. Они вводятся в мир общечеловеческих и национальных ценностей. Изучение памятников отечественной культуры и образа жизни дает возможность приобщиться к духовным истокам Отечества. Программа укрепляет чувство патриотизма, привязанности к родной земле, а через это - уважение к другим народам и культурам. Подобного рода проекты, безусловно, помогают сформировать в детях систему исторических и культурных ценностей. Уроки и дополнительные занятия ориентированы на собственное размышление и чувствование, на тесную связь поколений.
Сегодня становится все более очевидным, что для процветания России, улучшения жизни рос-
сиян требуется активизация духовно-нравственного потенциала личности, воспитание патриота, сознающего ценности историко-культурного наследия. Изучению и решению названных проблем во многом будет способствовать становление и развитие общеобразовательной «гуманитарной школы русской культуры». Проекты конкурсов инновационных разработок национальной школы представлены Российским образовательным форумом (2004) [3]. Основу организации педагогического процесса составляет «русский компонент» образования. Развитие национальной школы исходит из культурологического, гуманистического, личностно-ориентированного, творческого подходов. Основная цель педагогического процесса -воспитание личности с ориентацией на ценности национальной культуры в системе поликультурного мировоззрения. Приоритетные направления гуманитарной школы русской культуры: углубление в содержание учебных предметов исторических фактов, достижений культуры, национальных и географических особенностей России; внедрение в деятельность педагогического коллектива русских традиций народной педагогики; использование в педагогическом процессе основы «народного календаря»; создание системы дополнительного образования в области народного искусства (народный хор, хореография, декоративно-прикладное искусство, народные игры); организация деятельности этнографического музея; включение детей в общественные организации и объединения русской национальной направленности; разработка и внедрение программ по формированию культуры межнационального общения; формирование системы работы с родителями обучающихся по внедрению в процессе семейного воспитания традиций народной педагогики; включение молодежи в разнообразную деятельность по сохранению, продолжению и развитию традиций русской национальной культуры.
Образовательная парадигма гуманитарной школы национальной культуры личностно-ориен-тированная по существу и культурно-созидающая по цели.
Сохранение общей ориентации на национальные, общечеловеческие идеалы и ценности в тоже время ориентируют модели на те качества личности, которые являются наиболее ценными в современных социальных условиях. Методическое обоснование проекта носит комплексный междисциплинарный характер, базируется на фундаментальных положениях педагогической и психологической науки. Опора в модели гуманитарной школы национальной культуры - опыт воспитания в прошлом и настоящем русского народа и народов России.
Концепция «именной школы» основывается на культурно-исторической педагогике (В.И. Авер-
206
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ¿к № 2, 2014
шин, Е.В. Бондаревская, Н.Б. Крылова и др.). Цель деятельности общеобразовательных организаций с элементами социокультурного направления -создание содержательной образовательной среды, в которой усвоение и присвоение обучающимися нравственных ценностей, формирование у них социально-приемлемых форм и способов поведения происходит в процессе изучения жизни и деятельности конкретных личностей, родного края, города, поселка. В настоящее время существуют модели общеобразовательных организаций, работающих с именами деятелей культуры и науки; общеобразовательные организации, работающие с именами педагогов; общеобразовательные организации, работающие с именами героев Советского Союза и России; общеобразовательные организации, работающие с именами меценатов и попечителей народного образования и т.п. Причем каждый компонент социокультурного пространства, вольно или невольно, оказывает воспитательное воздействие на ребенка. Основой содержания образования в таких заведениях является базисный учебный план, но в его вариативной части реализуется ряд идей развития личности в условиях сложившегося очага культуры. Значительное место занимают здесь предметы этнокультурного цикла (народная музыка, танцы, фольклор, краеведение и т.д.). Практически во всех общеобразовательных организациях создаются условия для формирования национального мировоззрения молодежи на основе богатых региональных традиций. Направления деятельности «именной школы»: гражданско-патриотиче-ское воспитание молодежи через осознание ими значения личности в истории развития родного края и культуры Родины; формирование у воспитанников гражданского самосознания и социально-значимых идеалов и устремлений; вовлечение всех участников образовательного процесса в активную работу по изучению и внедрению в систему воспитания социально-значимых образцов жизнедеятельности личности; максимальное использование в образовательном процессе истории, культуры и традиций сферы проживания воспитанников (вовлечение в учебно-воспитательную работу социальных, экономических, исторических, географических и этнографических особенностей региона); активно-преобразующий характер образовательного процесса через использование в работе с детьми проектной деятельности, поисково-исследовательских форм [3, с. 19-20].
В образовательном процессе используются комплексные и интегрированные занятия, уроки-путешествия, уроки знакомства, уроки творчества и т.д. Во внеучебной деятельности - тематические недели, презентации результатов проектной деятельности, научно-практические конференции, олимпиады, конкурсы, фестивали и т.д. В дополнительном образовании - тематический или крае-
ведческий музей, детские объединения, кружки, тематические мероприятия и т.д.
Общее в понимании национальной идеи в отечественной науке и практике - рассмотрение ее на уровне черт личности, то есть ценностей, интрое-цированных в личность в результате длительного процесса взаимодействия генотипа с культурой, взаимного их проникновения. Это позволяет вычленить совокупность основных черт характера человека и определить основные направления формирования национального мировоззрения у подрастающего поколения.
В поликультурной среде воспитанник оказывается на стыке культур разных народов. Сохранение своей идентичности и адаптация в поликультурной среде - основной путь в процессе преодоления межнациональных конфликтов, формирования эт-нотолерантности. По нашему мнению, в этой связи ключевой позицией современного образования является возрождение его культурно-созидающей роли, воспитание и развитие обучающихся на основе национальных традиций и региональных особенностей. Основная парадигма поликультурного воспитания - культурное взаимодействие ведущих и малых этносов. Принцип поликультурности основан на представлении о многокультурности человеческого бытия, равноправности культур в социальной жизни. Диалог культур исключает абсолютизацию национальной специфики, напротив, позволяет подчеркнуть значимость каждой культуры вне зависимости от наличия или отсутствия государственности у народа - ее носителя, от его компактного или дисперсного проживания [6].
Стержневой задачей национального образования и воспитания является формирование национального мировоззрения личности как основы воспитания гражданско-патриотического отношения к родной земле, своему народу, готовности трудиться во имя блага народа как необходимого условия процветания и возрождения могущества всей России. Современный национальный воспитательный идеал - высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за состояние и будущее страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа. Это важно для того, чтобы сохранилась преемственность, непрерывность и органичность развития национального мировоззрения, его соответствие прошлым и настоящим реалиям. Национальное поликультурное мировоззрение - важнейшая ценность, составляющая социальную сущность человека. Это система жизненных и поведенческих смыслов, отношений и выбора в поступках, мотивах и стремлений.
Таким образом, становление и развитие личности будущего гражданина нашего Отечества -задача общегосударственного характера с учетом
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова № 2, 2014
207
опоры на национальные культурно-образовательные традиции. Проекты (модели) национальной общеобразовательной организации предоставляют регионам право выбора своей образовательной стратегии и тактики в формировании у молодежи национального мировоззрения.
Библиографический список
1. Белогуров А.Ю. Проблемы развития этноре-гиональных образовательных систем // Педагогика. - 2003. - №1. - С. 98-104.
2. Беляев В.И. Концептуальные основы педагогики национальной школы: Монография.- Элиста: АПП «Джангар», 2000. - 136 с.
3. Вариативные модели развития гуманитарной школы национальной культуры: (По материалам проекта «Концепция развития гуманитарной школы русской культуры» и других проектов конкурса инновационных разработок Российского образовательного форума - 2004) / автор-сост. З.А. Карги-на.- М.: АПКиПРО, 2004. - 32 с.
4. Герюгова З. Традиции этического и эстетического воспитания детей в Карачаевской народной педагогике // Воспитание школьников. - 2003. -№ 10. - С. 17-23.
5. Кукушин В.С. Этнопедагогика: Учебное пособие. - М.: Московский психолого-социальный
институт; Воронеж: НПО «Модэк», 2002. - 304 с.
6. Кутякова Н.К. Духовно-нравственные ценности образования как средство воспитания личности // Духовно-нравственное воспитание личности: история и современность: Сборник научных статей; под общей ред. А.А. Шаталова. - Орехово-Зуево: МГОГИ, 2013.- С.11-25.
7. Новиков А.М. Развитие отечественного образования: Полемические размышления. - М.: Изд-во «Эгвес», 2005. - 176 с.
8. Позгалев В. Образовательно-воспитательный проект «Истоки» // Воспитание школьников. -1999. - № 6. - С. 8-11.
9. Троицкий В.Ю. Русская школа и современное состояние образования // Педагогика. - 2001. -№ 7. - С. 22-26.
10. Федеральный закон «Об образовании в РФ». - М.: Проспект, 2013. - 160 с.
11. Харисов Ф.Ф. Национальная культура в воспитательном процессе // Педагогика. - 1999. -№ 2. - С. 51-57.
12. Швеммер В. Этнокультурная школа как открытая воспитательная система // Воспитание школьников. - 2003. - № 4. - С. 7-14.
13. Шилова М.И., Малиновская Н.И. Черты национального характера: российский вариант // Педагогика. - 2002. - № 8. - С. 24-28.
УДК 37
Кукушкина Любовь Анатольевна
кандидат педагогических наук Костромской государственный университет имени Н.А Некрасова
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ УЧАЩИХСЯ ПРОФИЛЬНЫХ ЮРИДИЧЕСКИХ КЛАССОВ В СОЦИАЛЬНОМ САМООПРЕДЕЛЕНИИ
В статье рассматривается сущность социально-педагогического сопровождения учащихся профильных юридических классов в социальном самоопределении. Определяются условия и методы социально-педагогического сопровождения учащихся профильных юридических классов.
Ключевые слова: социально-педагогическое сопровождение, педагогическая поддержка, социальное самоопределение, субъектная позиция учащихся.
Вступая в активную самостоятельную жизнь, каждое молодое поколение решает для себя проблемы, которые принято считать вечными: жизненного, профессионального и эмоционально-ценностного выбора. В ранней юности возрастающая активность процесса самоопределения личности обусловлена потребностью занять внутреннюю позицию взрослого человека в связи с приближающимся окончанием школы, когда будущее приобретает осязаемые черты. Расширение социального пространства жизнедеятельности, предстоящее вхождение в послешкольный социум, необходимость адаптироваться к изменениям внешних условий, поиск и выбор путей построения собственной жизни, определение перспектив получения дальнейшего образования - все это создает
стрессовую ситуацию напряжения, энергетических затрат и возможного разочарования.
К возрастным трудностям жизненного самоопределения сегодня добавляется многообразие сложных социальных проблем, обусловленных изменениями в мировом сообществе, связанных с развитием идей глобализации. Происходит резкая смена образа жизни и социального поведения, колеблются до взаимоисключения ценности и отторгаются некоторые традиционные нравственные и мировоззренческие представления, а новые вызывают множество сомнений, неэффективными оказываются многие стереотипы, привычные модели поведения. В условиях общей нестабильности обостряется вероятность принятия спонтанных, непродуманных решений проблем экзистенциаль-
208
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова № 2, 2014
© Кукушкина Л.А., 2014