Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНОГО ДИСКУРСА КАЗАХСТАНА ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XV – НАЧАЛЕ XIX ВВ. НА ПРИМЕРЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ БУХАРА-ЖЫРАУ'

ФОРМИРОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНОГО ДИСКУРСА КАЗАХСТАНА ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XV – НАЧАЛЕ XIX ВВ. НА ПРИМЕРЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ БУХАРА-ЖЫРАУ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
9
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
единство / государство / Казахстан / нация / независимость / поэт-жырау / традиции / unity / state / Kazakhstan / nation / independence / poet-zhyrau / traditions

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Кнышова Анастасия Юрьевна

Цель. Рассмотреть процесс становления социально-политической мысли казахского народа во второй половине XV – начале XIX вв. через призму творчества поэта Бухара-жырау. Процедура и методы. Проведён политико-текстологический анализ сохранившегося наследия представителей казахского устного народного творчества. В статье с помощью дискурс-анализа раскрыты основные аспекты формирования представлений о власти, независимости, государственности и даже о международных отношениях. Результаты. Бухар-жырау создал основу для современного казахстанского концепта независимости и традиций как основы общества. В основе этой идеи лежит представление о сильном, справедливом и властном правителе. Определена важность «закона степи», который до сих пор определяет принципы взаимоотношений и влияет на социально-политическую жизнь Казахстана. Теоретическая и/или практическая значимость. Выводы вносят вклад в понимание современных идеологических процессов, происходящих в Республике Казахстан, что становится базой для продолжения научных исследований. Основные авторские тезисы могут быть использованы в текущей внешнеполитической деятельности России, а также для обогащения научной базы по изучению региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

National discourse formation in Kazakhstan in the second half of the 15th – beginning of the 19th centuries by the example of the works of Bukhar-zhyrau

Aim. To consider the process of Kazakh people’s social and political thought formation in the second half of the 15th early 19th centuries through the prism of the work of the poet Bukhar-zhyrau. Methodology. A political and textual analysis of the surviving heritage of representatives of Kazakh oral folk art was carried out. Using discourse analysis, the article reveals the main aspects of the formation of ideas about power, independence, statehood and even international relations. Results. Bukhar-zhyrau created the basis for the modern Kazakh concept of independence and traditions as the basis of society. This idea is based on the idea of a strong, fair and powerful ruler. The importance of the “law of the steppe” is stated, which still determines the principles of relationships and influences the social and political life of Kazakhstan. Research implications. The research conclusions contribute to the understanding of modern ideological processes occurring in the Republic of Kazakhstan, which becomes the basis for continuing scientific research. The main theses of the study can be used in the current foreign policy activities of Russia as well as enriching the scientific base for the study of the region.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНОГО ДИСКУРСА КАЗАХСТАНА ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XV – НАЧАЛЕ XIX ВВ. НА ПРИМЕРЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ БУХАРА-ЖЫРАУ»

УДК32

ФОРМИРОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНОГО ДИСКУРСА КАЗАХСТАНА ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XV -НАЧАЛЕ XIX ВВ. НА ПРИМЕРЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ БУХАРА-ЖЫРАУ

Кнышова Анастасия Юрьевна

• e-mail: knyshova33@mail.ru;

аспирант кафедры истории и теории политики факультета политологии;

Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова 119991, г. Москва, Ленинские горы, д. 1, Российская Федерация

Для цитирования

Кнышова А. Ю. Формирование национального дискурса Казахстана во второй половине XV - начале XIX вв. на примере произведений Бухара-жырау // Российский социально-гуманитарный журнал. 2024. №3. URL: www.evestnik-mgou.ru

• Статья поступила в редакцию 11.04.2024

• Статья размещена на сайте 299.2024

СТРУКТУРА СТАТЬИ

Аннотация Ключевые слова Введение

Роль Бухара-жырау в формировании казахского национального

дискурса

Заключение

Литература

Article information

Российский социально-гуманитарный журнал. 2024. № 3 ♦ ISSN 2949-5032 ♦ URL: www.evestnik-mgou.ru

АННОТАЦИЯ

Цель. Рассмотреть процесс становления социально-политической мысли казахского народа во второй половине XV - начале XIX вв. через призму творчества поэта Бухара-жырау.

Процедура и методы. Проведён политико-текстологический анализ сохранившегося наследия представителей казахского устного народного творчества. В статье с помощью дискурс-анализа раскрыты основные аспекты формирования представлений о власти, независимости, государственности и даже о международных отношениях. Результаты. Бухар-жырау создал основу для современного казахстанского концепта независимости и традиций как основы общества. В основе этой идеи лежит представление о сильном, справедливом и властном правителе. Определена важность «закона степи», который до сих пор определяет принципы взаимоотношений и влияет на социально-политическую жизнь Казахстана.

Теоретическая и/или практическая значимость. Выводы вносят вклад в понимание современных идеологических процессов, происходящих в Республике Казахстан, что становится базой для продолжения научных исследований. Основные авторские тезисы могут быть использованы в текущей внешнеполитической деятельности России, а также для обогащения научной базы по изучению региона.

КЛЮЧЕВЫЕСЛОВА

единство, государство, Казахстан, нация, независимость, поэт-жырау, традиции

ВВЕДЕНИЕ

Время существования Казахского ханства определяется историками как вторая половина XV - начало XIX вв. В этот период казахские племена проживали в трёх основных жузах: старшем, среднем и младшем; с одной стороны, эти разрозненные государственные образования соседствовали с Российской и Китайской империями, с другой - отражали набеги племен джунгар и других степных кочевников. Через территорию современного Казахстана проходили важнейшие торговые маршруты, связывающие Европу и Азию, среди которых самым известным является Великий шёлковый путь. Подобное срединное положение отражалось и на менталитете казахов,

© CC BY Кнышова А. Ю., 2024

Российский социально-гуманитарный журнал. 2024. № 3 ♦ ISSN 2949-5032 ♦ URL: www.evestnik-mgou.ru

формировало удивительный сплав различных культур, а также прививало необычайные адаптационные качества этносу [3, с. 15-17].

Социально-политическая мысль данного периода имела форму устного слова, выразителями которого являлись певцы-«жырау». Этот жанр казахской поэзии берёт свое начало в XV в. Певцы-жырау считаются родоначальниками национальной литературы. В своих стихотворениях-размышлениях авторы-жырау давали мудрые советы, рассуждали о добре и справедливости, путях государственного устройства, воспевали идею национального единения, а также рассуждали об интересах нации.

Между племенами обмен народной мудростью и знаниями происходил во время соревнований певцов-жырау, которые назывались «айтысы». Иногда они собирались из близлежащих сёл, а иногда - со всего жуза, чтобы соревноваться в искусстве импровизации, попутно поднимая в своих стихах как остросоциальные, так и политические вопросы. На таких соревнованиях люди выясняли, кто является лучшим оратором, и впитывали через песни накопленный опыт соседей, разбирали насущные вопросы, находили выход из непростых ситуаций [10, с. 27].

Устное слово накапливало мудрость предыдущих поколений и было нацелено на её передачу молодым людям. Поскольку данный жанр пользовался широкой популярностью в народе, дети в казахских племенах имели природную склонность к сочинению без предварительной подготовки. Каждое важное событие в жизни человека сопровождалось изречением, преданием и тем самым составляло неотъемлемую часть повседневной жизни [11,с. 140-142].

Важное значение для текущего изучения становления национальной идеи является комментарий М. Ж. Спанова и 3. Б. Малгараева, что поэты-жырау хранили особое знание -«Шеж1ре» («история племён и родов»). Она хранилась, дополнялась ими и передавалась из уст в уста. «Шеж1ре» содержит важные частности о жизни предков, верования, традиции, а также ключевую информацию о родственных связях и знатности. Тем самым акыны сохраняли и создавали летопись целого народа, созидая и поддерживая их основные национальные и культурные мотивы [14, с. 150].

© CC BY Кнышова А. Ю., 2024

Российский социально-гуманитарный журнал. 2024. № 3 ♦ ISSN 2949-5032 ♦ URL: www.evestnik-mgou.ru

Подчас певцы-жырау становились признанной политической силой, которая могла влиять на процесс принятия решений в государстве. Они в своей деятельности были не только поэтами, но ещё и «биями» (руководителями) и «батырами» (военачальниками). Тем самым особо почитаемые певцы реализовали идеальную форму правления по принципу «Государства» Платона, а именно - становились советниками ханов, передавали им мудрость и наставляли на истинный путь в процессе управления. «Жырау» были посредниками между правителем и народом, если хан хотел получить обратную связь от страны, находил её выражение через изречения «жырау».

Вокруг представителей «Устного Слова» складывался мистический ореол, они наделялись провидческими качествами. Перед сражениями ханы не только с ними советовались, но и просили истолковать сновидения, обратиться к духу предков, провести обряд. Исполнение самой песни - «жыра» - имело также и сакральное значение, способствовало формированию определённого настроя. Непосредственно перед боем пение и игра на национальном инструменте - кобызе - воодушевляли и ободряли воинов, что было особенно актуально в силу непростой внешней обстановки и частых набегов извне [13, с. 225-227].

Для современных исследований «Устное Слово» - ядро для изучения социально-политической мысли Казахстана, поскольку оно представляет собой базу для формирования идеологии, поиска национального пути. Данная мудрость сочетает в себе основы мировоззрения общества, следующие поколения мыслителей основывались прежде всего на традиции пев-цов-жырау и продолжали развивать поднятые ими проблемы.

Весомый вклад в изучение творчества певцов-жырау внесли такие исследователи, как: С. М. Алтыбаева, К. Жанабаев [8], А. А. Иманбаев, М. Ж. Спанов, 3. Б. Малгараева, Н. Ж. Шаймер-денова. В свою очередь, комплексный анализ творчества видного представителя литературного движения акынов - Бухара-жырау представлен в работах А. Абдурахманова, Э. Т. Идрисо-вой и А. С. Сагатовой [9].

С помощью политико-текстологического анализа автором статьи рассмотрено наследие поэтов-«жырау» как выразителей народной мудрости, а дискурс-анализ позволяет определить восприятие государственности, взаимодействие внутри общества, международные отношения, а также важность сохранения наследия предков.

© CC BY Кнышова А. Ю., 2024

Российский социально-гуманитарный журнал. 2024. № 3 ♦ ISSN 2949-5032 ♦ URL: www.evestnik-mgou.ru

РОЛЬ БУХАРА-ЖЫРАУ В ФОРМИРОВАНИИ КАЗАХСКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ДИСКУРСА

Бухар-жырау Калкаманулы1 одним из первых призывает народ к объединению, говорит о важности подчинения единому центру, а в качестве идеала воспевает эпоху правления Абы-лай-хана2, который, как храбрый полководец и умелый руководитель, смог объединить казахские жузы в ответ на внешнюю угрозу со стороны кочевников [б, с. 65].

Современные исследователи периода «жырау» уделяют особое внимание политической составляющей их творчества, поскольку, как лидеры общественного мнения, пусть даже и в небольших группах, они вносили существенный вклад в формулирование национальных идей. Как отмечает О. Сулейме-нов3, Бухара-жырау можно сравнить с выдающимися героями казахской истории, которые боролись за объединение с помощью военного искусства, а он, в свою очередь, с помощью слова. О. Сулейменов переводит поэтические строки Бухара-жырау и проводит комплексный сравнительный анализ, сопоставляя его высказывания с политикой, проводимой Абылай-ханом, советником которого являлся поэт4.

Бухар-жырау являлся бием, занимался правосудием. Поэтому в своих произведениях он много рассуждал о добре и зле, справедливости наказания и об устройстве своего государства. Продолжая идеи Асана Кайгы5 и принимая участие в составлении свода правовых норм казахского государства, он руководствовался традиционными представлениями об организации жизни. Во главе государства стоит хан, в руках которого сосредоточены три ветви власти, он принимает решения, которыми руководствуются подданые. Вопрос смещения и назначения правителя может быть реализован на собрании мас-лихата (народного собрания) [4, с 418].

1 Бухар-жырау Калкаманулы (1668-1781 гг.) - казахский поэт, бий (судья), главный советник известного казахского хана Абылая.

2 Абылай-хан (1711-1781) - казахский государственный и политический деятель, хан всего Казахского ханства, признанный большей частью всех трёх жузов.

3 Олжас Сулейменов (род. 1936) - казахский общественный деятель, поэт, писатель, дипломат и литературовед.

4 История Казахстана. Бухар-жырау Калкаманулы [Электронный ресурс]. URL: https://e-history.kz/ru/news/show/33505 (дата обращения: 10.11.2023).

5 Асан Кайгы (XIV в. - вт. пол. XV в.) - поэт, бий и наставник основателей Казахского ханства Кирея и Жанибека.

© CC BY Кнышова А. Ю., 2024

Российский социально-гуманитарный журнал. 2024. № 3 ♦ ISSN 2949-5032 ♦ URL: www.evestnik-mgou.ru

Произведения Бухара-жырау представляют собой поэзию, которая выполняет идеологическую функцию, зачастую служит интересам государства. Идея сильной государственности и ханской власти воспевается автором. Волнение по поводу будущего его собственной страны приводит к обращениям к правителю, в которых он призывает сохранить мир и оградить людей от бедствий [2, с. 420].

Важным мотивом в его размышлениях выступает идея единства и сплочённости. Он призывает казахский народ быть цельным, только тогда они обретут свою истинную силу и смогут выстоять во всех испытаниях.

«На всякий случай желаю вам тишины... дружеского плеча,

когда подступаетвойско, знамёна свои плеща»6.

Он также воспевает такие национальные качества, как стойкость, храбрость и смелость, и говорит, что их развитие -залог дальнейшего процветания нации. По-своему, он чётко предчувствует будущие изменения в жизни казахов, предстоящие набеги и присоединение жузов к территории Российской империи.

Говоря о России, Бухар-жырау призывал к выстраиванию дружественных отношений с соседними народами, в том числе с тюркскими народами Российской империи. Более того, мыслитель настаивает на главном принципе единения с союзниками и верности договорённостям, достигнутым с российскими правителями с целью защиты от других кочевых племён.

«Ойраты против брата своего пошли...

И в результате этой драки в становищах былых их - никого нет, дажедико воющей собаки».

«И разбрелись бездумно кто куда, ведь не были они единодушны».

«Так будьте вы - как этих уток стаи, колеблющих едва речную гладь,

кочующих, усталости не зная.

Пусть скажут, что сдружились меж собой, забыв вражду былую баев дети....

Погибнет пусть отставший аргамак - не смогший вас разъединить чужак.

6 Поэты Казахстана / под ред. Ф. Я. Прийма. Л.: Советский писатель, 1978. С. 129.

© CC BY Кнышова А. Ю., 2024

Российский социально-гуманитарный журнал. 2024. № 3 ♦ ISSN 2949-5032 ♦ URL: www.evestnik-mgou.ru

Пусть враг обходит вас всё время стороной - Вы братья по крови от матери одной»7.

Он также известен своими наставлениями своему современнику хану Абылаю [12, с. 55], которого он предостерегает от вражды с Россией, потому что агрессивные действия казахского правителя против северного соседа и союзника идут вразрез с чаяниями своего же казахского народа, а также становятся причиной роста недоверия к казахам со стороны русских. Тем самым властные амбиции Абылая не только не находят поддержки в среде интеллигенции, к которой принадлежит Бухар-жырау, но и закладывают почву для народного восстания, поскольку хан поступается традициями и нарушает установившийся мир.

«Ты с русскими воюя, Абылай, вражды к родным степям не вызывай,

С народом не живи ты во вражде,

Певца, какя, ты не найдешь нигде»8.

Будучи главным советником, он прямо говорит об ошибках главы государства, который хочет напасть на русские крепости. Он тем самым выражает мнение народа, выступающего против конфликтов с соседним государством.

ОСНОВНЫЕ МОТИВЫ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИХ ВЗГЛЯДОВ БУХАРА-ЖЫРАУ

Бухар-жырау был почитаем, в том числе за его глубокое чувство любви к родине. Он воспевает героев, «потрудившихся во славу народа», утверждает, что для сохранения своей независимости и свободы казахский этнос прежде всего должен ощущать своё единство и хранить традиции.

Объединение казахстанцев в наши дни начинается с соблюдения традиций, которые лежат в основе современной идеологии. Принцип нерушимости заветов предков отражается даже в названии правящей партии «Аманат» (с каз. - «зов предков»),

Бухар-жырау приводит в пример долгие войны казахов с джунгарами, победить в которых получилось благодаря вре-

7 Поэты Казахстана / под ред. Ф. Я. Прийма. Л.: Советский писатель, 1978. С. 130.

8 Пряхин В. Льется песня под домбру: фольклор и литературные памятники Казахстана. Классика литератур СНГ. Казахстан. М.: Художественная литература, 2009. С. 425.

© CC BY Кнышова А. Ю., 2024

Российский социально-гуманитарный журнал. 2024. № 3 ♦ ISSN 2949-5032 ♦ URL: www.evestnik-mgou.ru

менному объединению трёх жузов. Поскольку разрозненным землям нужен был сильный руководитель, поэт-жырау находит его именно в лице Абылай-хана. Бухар-жырау считал, что постоянные набеги и внутренние междоусобицы могут быть прекращены только путём объединения. В своих произведениях он изображает хана как неустрашимого героя, проявляющего небывалое мужество в борьбе с врагом, как правителя, способного сплотить три жуза [4, с. 419].

Когда хан злоупотребляет своей властью, поэт-жырау противостоит ему. В частности, Ч. Валиханов9 [5, с. 310] пишет, что однажды Абылай решил направить карательное войско на один аул за мелкий проступок местного руководителя. Никто не решался перечить, и только Бухар-жырау сказал: «О, Аблай, подобно яркой звезде возносится И соперничает с горами твоя слава, Потушите гнев, если потушите гнев, То виновный сам придёт с поклоном и подарками»10. В итоге Абылай смилостивился и отступил. Бухар-жырау настаивал, что хан, которого не поддерживает его народ, долго не продержится у власти. В своих мудростях он предостерегал от опасного маневрирования в отношениях с соседями - Россией и Китаем, настаивал на установлении тесных политических связей, которые позволят обеспечить прочный союз на международной арене, в том числе защититься от внешних игроков в регионе - таких как Великобритания и другие кочевые племена. Более того, тесные экономические отношения с соседями смогут укрепить народное хозяйство казахского народа, тем самым защитив их от «беды».

Развивая идеи Бухар-жырау, поэт Шал-акын11 [7, с. 125] так же пишет:

«Жигиты, не тратьте хвастливых речей, Себя не считайте соседей важней. Беда подойдёт - вы не только врагов,

Но даже не найдёте себе друзей

ZJ2

9 Чокан Валиханов (1835-1865) - учёный, историк, этнограф, фольклорист, путешественник и востоковед.

10 Пряхин В. Льется песня под домбру: фольклор и литературные памятники Казахстана. Классика литератур СНГ. Казахстан. М.: Художественная литература, 2009. С. 418-419.

11 Шал-акын (1748-1819) - казахский акын и импровизатор.

12 Поэты Казахстана / под ред. Ф. Я. Прийма. Л.: Советский писатель, 1978. С. 152.

© CC BY Кнышова А. Ю., 2024

Российский социально-гуманитарный журнал. 2024. № 3 ♦ ISSN 2949-5032 ♦ URL: www.evestnik-mgou.ru

За выдающиеся ораторские способности Бухар-жырау получил прозвище «святая гортань» (с каз. «Комекей аулие»). При этом он был известен не только за свои речи, но ещё и благодаря дару предсказания. Опираясь на свои научные знания в области дипломатии и астрономии, по расположению звёзд, поведению животных, путём бесед с мудрецами Бухар-жырау мог судить о развитии обстановки на поле боя, природных условиях и даже политической ситуации. Он был довольно образованным человеком, который своими трудами продолжил формировать основы национальной идеи казахского народа [1,с. 2243].

Важной составляющей социально-политических идей Буха-ра-жырау является религия. В своих произведениях, в отличие от предшественников, опиравшихся преимущественно на традиции общества, а не на религию, он часто цитирует Коран, обращается к пророкам ислама. Его основная идея заключается в том, что вера - главный спутник благополучия как одного человека, так и всего общества.

«Первое вам пожеланье - жить, как велел Аллах...

Пятое вам пожеланье - в сутки свершать пять раз древний святой намаз»]3.

При этом за грехи хана, за несправедливую политику и неразумные набеги будет расплачиваться весь народ. Он неоднократно предостерегает правителей и своих сограждан, говорит, чтобы они жили согласно высшим заветам:

«Аблай-хану так скажу: Степь войной не разори.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Войны - кровожадных пир, жизнь тяжка и бренен мир, добротой его продли».

У Бухара-жырау так же, как и у его предшественников-жы-рау, можно найти идею об утопической земле, где царит благоденствие:

«Поздно уносит там смерть людей, овцы дважды в год ягняться.

Для благоденствия жён и детей надо туда отправляться»14.

Он продолжает мысль своего предшественника и говорит о том, что только следование традициям, ориентация на внутренние вопросы общества, а не на завоевания спасёт земли от несчастий.

13 Поэты Казахстана / под ред. Ф. Я. Прийма. Ленинград: «Советский писатель», 1978. С. 124.

14 Пряхин В. Льется песня под домбру: фольклор и литературные памятники Казахстана. Классика литератур СНГ. Казахстан. М.: Художественная литература, 2009. С. 420.

© CC BY Кнышова А. Ю., 2024

Российский социально-гуманитарный журнал. 2024. № 3 ♦ ISSN 2949-5032 ♦ URL: www.evestnik-mgou.ru

В его представлении рядом с государем должны находиться мыслители:

«Кто является хранителем сокровищ? Они хранятся не у богатых и ханов, а во рту у мудрецов. У них одна челюсть золотая, другая - серебряная»15.

В идеальном государстве в представлении казахских по-этов-жырау среди всех почитаемых традиций предков должен господствовать основной закон степи - помощь путнику. Где бы человек ни находился в дороге, он всегда может обратиться за помощью к своим согражданам, и они должны предоставить ему пищу и кров, помочь и обезопасить каждого гостя независимо от их материального положения [13, с. 222]. «Ты гостей принимал под сенью шатра, Угощеньем была им мяса гора, И ко всем твоя милость была щедра»16. При этом нарушение закона гостеприимства - один из самых порицаемых поступков, поскольку порой он ставит под угрозу жизнь человека, а также показывает маргинальность того, кто отказал в помощи.

За нарушением традиции гостеприимства может последовать и долгая, но справедливая месть: «Не называй бедняка бедняком, Не знаешь ты, кем он будетпотом. Он можетв степи безлюдной бродить И за обиды свои отомстить».

Весьма важно соблюдать линию наказания: если поклялся мстить, примирение редко возможно и доведение до конца является делом чести.

«Жизнь, без толку прожитая - я тебя не берегу, Если я, пылая местью, отомстить не смогврагу»17. Мотив соблюдения древних казахских традиций жив и по сей день, он проявился во время Великой Отечественной войны, когда народы Центральной Азии размещали у себя людей, эвакуированных с оккупированных территорий, становились семьёй для детей-сирот и были рады каждому гостю.

15 Пряхин В. Льется песня под домбру: фольклор и литературные памятники Казахстана. Классика литератур СНГ. Казахстан. М.: Художественная литература, 2009. С. 14-15.

16 Поэты Казахстана / под ред. Ф. Я. Прийма. Л.: «Советский писатель», 1978. С. 138.

17 Поэты Казахстана / под ред. Ф. Я. Прийма. Л.: Советский писатель, 1978. С. 103.

© CC BY Кнышова А. Ю., 2024

Российский социально-гуманитарный журнал. 2024. № 3 ♦ ISSN 2949-5032 ♦ URL: www.evestnik-mgou.ru

В современном Казахстане крепки родственные и дружеские связи, а отказ от закона степи хоть и не ведёт к мести, но служит причиной для глубокой обиды не только на бытовом, но и на государственном, а также на международном уровнях.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Национальная идея казахов начинает формироваться с обособлением части территорий, которые впоследствии стали ядром казахстанской государственности, от ханства Абулхаи-ра18 [15, с. 86].

Издревле этот народ славится своим фольклорным творчеством, его представители импровизационно сочиняли философские стихи и тем самым описывали те события, которые происходили непосредственно на их глазах. Поэтому базу для исследования представляют устные произведения национальных мастеров.

Бухар-жырау проделал большую работу по аккумуляции национальной мысли и последующему выражению её в ёмких стихотворениях. Примечательно, что данная тематика остаётся в центре научного дискурса и сегодня.

На сегодняшний день идея независимости и сохранения традиций предыдущих поколений составляет основу внешней и внутренней политики нынешнего высшего руководства страны. Представление о том, что во главе идеального для степного народа государства должен стоять сильный правитель из знатного рода, находит своё отражение в структуре политического руководства. Вместе с тем в случае несправедливости граждане имеют право на восстание.

Путь к спасению и процветанию заключается в территориальном единстве, авторитетной и справедливой власти и столь же благородном народе. Тем самым творчество поэтов-жы-рау - это не просто набор афоризмов и размышлений, а перечень задач, которые должно поставить перед собой казахское ханство в грядущее время.

Основной закон степи остаётся стабильным моральным нарративом, а также обеспечивает стойкие связи казахов за рубежом, позволяя укреплять казахские диаспоры и находить

18 Абулхаир хан (1412-1468) 1468 гг., потомок чингизидов.

правитель Узбекского ханства с 1428 по

© CC BY Кнышова А. Ю., 2024

Российский социально-гуманитарный журнал. 2024. № 3 ♦ ISSN 2949-5032 ♦ URL: www.evestnik-mgou.ru

помощь среди соотечественников даже в самых отдаленных уголках Земли.

Таким образом, в основе творчества мыслителей периода казахского ханства лежат вечные принципы, составляющие основу всякого государства. Путь формирования национальности и, следовательно, её идеи лежит в реализации на практике этих принципов, что философы возлагают на потомков. Поэтому произведения поэтов-жырау не просто фольклорное творчество, а комплекс целей и задач, которые должен ставить перед собой Казахстан для достижения благополучия.

ЛИТЕРАТУРА

1. Абдурахманова А. Видный представитель литературы Букар Калкаманули // Science and innovation. 2022. Т. 1. №8. С. 22422245.

2. Алтыбаева С. М. Степное знание как историко-культурный и эстетический феномен // Известия Казахского университета международных отношений и мировых языков имени Абылай хана. Серия: Филологические науки. 2023. Т. 70. №3. С. 411-433.

3. Барлыбаева П П, Нысанбаев А. Н. Этическая мысль казахов как основа духовного возрождения страны // Вопросы философии. 2018. №9. С. 13-19.

4. Бегалинова К. К., Ашилова М. С., Бегалинов А. С. Культура казахского народа: сущность и особенности // Россия: тенденции и перспективы развития. 2022. №17. С. 416-421.

5. Валиханов Ч. Собрание сочинений: в 5 т. Т. I. Алма-Ата: Главная редакция Казахской советской энциклопедии, 1984.432 с.

6. Гиззатов С. М., Нартбаев Ш. Ж., Отеуов Н. Н. Степная дипломатия Хана Абылая: к истории казахско-ойратских отношений (волжские калмыки, джунгары) XVIII века // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1 Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. 2022. №2. С. 62-71.

7. Елубаева М. С., Нусипжанов Е. К. Назидания Шала Кулекеулы // Студенческие научные достижения. Пенза: Наука и Просвеще-ние,2019.С.123-12б.

8. Жанабаев К., Шаймерденова Н. Ж. Гуманистические идеи в поэзии Жырау XV-XVIII веков // Гуманитарные и социально-политические проблемы модернизации Кавказа: материалы конференции, Магас, 19-23 мая 2021 г. Назрань: КЕП, 2021. С. 282-287.

© CC BY Кнышова А. Ю., 2024

Российский социально-гуманитарный журнал. 2024. № 3 ♦ ISSN 2949-5032 ♦ URL: www.evestnik-mgou.ru

9. Идрисова Э. Т. Мудрость как мировосприятие и мировоззрение в поэзии жырау: от Асана Кайгы до Шалкииз // Язык. Культура. Перевод: лаборатория актуальных смыслов: сборник научных трудов / под ред. В. А. Иконниковой, Е. В. Глушко, Н. А. Гусейновой. М.: Русайнс, 2023. С. 206-211.

10. Иманбаев А. А., Аккулива А. Е. Особенности и специфика казахской философии // Перспективы реализации междисциплинарных исследований: сборник статей международной научной конференции, Нижневартовск, 21 февраля 2023 г. СПб.: Международный институт перспективных исследований имени Ломоносова, 2023. С. 26-28.

11. История Казахстана в русских источниках ХУ1-ХХ веков. Т. V. Первые историко-этнографические описания казахских земель. Первая половина XIX века / сост. И. В. Ерофеева, Б. Т. Жанаев. Алматы: Дайк-пресс, 2007. 620 с.

12. Нурлигенова 3. Н., Рева Д. Д., Максимов П. П. Абылай хан: биография и деятельность военного лидера // Наука и образование: проблемы и перспективы: материалы Международной научно-практической конференции, Прага, 31 октября 2022 г. Нефтекамск: Научно-издательский центр «Мир науки», 2022. С. 53-57.

13. Сагатова А. С. Мировоззренческие модели национального сознания // Вестник Евразийского национального университета имени Л. Н. Гумилева. Серия: Исторические науки. Философия. Религиоведение. 2022. №2. С. 218-233.

14. СпановМ.Ж.,МалгараеваЗ. Б.Творчествожырауиформирова-ние национальной идеи // Адам элем1 2021. №1. С. 52-65.

15. Темиргалиев Р. Ак-Орда. История Казахского ханства. Алма-Ата: Аспандау, 2013.420 с.

© CC BY Кнышова А. Ю., 2024

Российский социально-гуманитарный журнал. 2024. № 3 ♦ ISSN 2949-5032 ♦ URL: www.evestnik-mgou.ru

ARTICLE INFORMATION

Author

• Anastasia Yu. Knyshova e-mail: knyshova33@mail.ru,

Postgraduate student, Department ofHistory and Theory of Politics,

Lomonosov Moscow State University

Leninskie Gory 1, Moscow 119991, Russian Federation

For citation

Knyshova A. Yu. National discourse formation in Kazakhstan in the second half of the 15th - beginning of the 19th centuries by the example of the works of Bukhar-zhyrau. In: Russian Social and Humanitarian Journal, 2024, no. 3.

Available at: www.evestnik-mgou.ru Abstract

Aim. To consider the process of Kazakh people's social and political thought formation in the second half of the 15th - early 19th centuries through the prism of the work of the poet Bukhar-zhyrau.

Methodology. A political and textual analysis of the surviving heritage of representatives of Kazakh oral folk art was carried out. Using discourse analysis, the article reveals the main aspects of the formation of ideas about power, independence, statehood and even international relations. Results. Bukhar-zhyrau created the basis for the modern Kazakh concept of independence and traditions as the basis of society. This idea is based on the idea of a strong, fair and powerful ruler. The importance of the "law of the steppe" is stated, which still determines the principles of relationships and influences the social and political life of Kazakhstan. Research implications. The research conclusions contribute to the understanding of modern ideological processes occurring in the Republic of Kazakhstan, which becomes the basis for continuing scientific research. The main theses of the study can be used in the current foreign policy activities of Russia as well as enriching the scientific base for the study of the region.

© CC BY Кнышова А. Ю., 2024

Российский социально-гуманитарный журнал. 2024. № 3 ♦ ISSN 2949-5032 ♦ URL: www.evestnik-mgou.ru

Keywords

unity, state, Kazakhstan, nation, independence, poet-zhyrau, traditions

References

1. Abdurakhmanova A. [Outstanding representative of Literature - Bukar Kalkamanuli]. In: Science and innovation, 2022, vol. 1, no. 8, pp. 22422245.

2. Altybayeva S. M. [Steppe knowledge as a historical-cultural and aesthetic phenomenon]. In: Izvestiya Kazakhskogo universiteta mezh-dunarodnykh otnoshenii i mirovykh yazykov imeni Abylai khana. Seriya: Filologicheskie nauki [Bulletin of Ablai Khan KazUIRandWL. Series: Philological sciences], 2023, vol. 70, no. 3, pp. 411-433.

3. Barlybayeva G. G., Nysanbayev A. N. [Ethical thought of Kazakh People as a basis of the spiritual revival of the country]. In: Voprosy filosofii [Questions of Philosophy], 2018, no. 9, pp. 13-19.

4. Begalinova K. K, Ashilova M. S., Begalinova A. S. [The culture of the Kazakh people: essence and features]. In: Rossiya: tendentsii i pers-pektivy razvitiya [Russia: development trends and prospects], 2022, no. 17, pp. 416-421.

5. Valikhanov Ch. Sobranie sochinenii. T. I [Collected Works. Vol. 1]. Alma-Ata, Glavnaya redaktsiya Kazakhskoi sovetskoi entsiklopedii Publ., 1984.432 p.

6. Gizatov S. M., Nartbaev Sh. M., Oteuov N. N. [Steppe diplomacy of Khan Abylai: on the history of Kazakh-Oirat (Volga Kalmyks, Dzhun-gars) relations of the 18th century]. In: Vestnik Adygeiskogo gosudarst-vennogo universiteta. Seriya 7 Regionovedenie: filosofiya, istoriya, sotsi-ologiya, yurisprudentsiya, politologiya, kul'turologiya [Bulletin of Ady-ghe State University. Series "Regional Studies: phitosophy, History, Sociology, Jurisprudence, Political Science, Cultural Studies"], 2022, no. 2, pp. 62-71.

7. Yelubayeva M. S., Nusipzhanov E. K. [Edifications of Shal Kulekeuly]. In: Studencheskie nauchnye dostizheniya [Student scientific achievements]. Penza, Nauka i Prosveshchenie Publ., 2019, pp. 123-126.

8. Zhanabaev K, Shaimerdenova N. Zh. [Humanistic ideas in the poetry of Zhyrau of the 15th-18th centuries]. In: Gumanitarnye i sotsial'no-politicheskie problemy modernizatsii Kavkaza: materialy konferentsii, Magas, 19-23 maya 2021 g. [Humanitarian and socio-political problems of modernization of the Caucasus: conference materials, Magas, May 19-23,2021]. Nazran, KEP Publ., 2021,pp. 282-287.

9. Idrisova E. T. [Wisdom as a Worldview and World Perception in Zhy- , rau Poetry: from Asan Kaigy to Shalkiiz]. In: Ikonnikova V. A., Glush-ko E. V., Guseinova N. A., eds. Yazyk. Kul'tura. Perevod: laboratoriya aktual'nykh smyslov: sbornik nauchnykh trudov [Language. Culture.

© CC BY Кнышова А. Ю., 2024

Российский социально-гуманитарный журнал. 2024. № 3 ♦ ISSN 2949-5032 ♦ URL: www.evestnik-mgou.ru

Translation: laboratory of actual meanings: collection of scientific works], Moscow, Rusains Publ., 2023, pp. 206-211.

10. Imanbaev A. A., Akkuliva A. E. [Features and specifics of Kazakh philosophy]. In: Perspektivy realizatsii mezhdistsiplinarnykh issledovanii: sbornik statei mezhdunarodnoi nauchnoi konferentsii, Nizhnevartovsk, 21 fevralya 2023 g. [Prospects for the implementation of interdisciplinary research: collection of articles from the international scientific conference, Nizhnevartovsk, February 21, 2023]. St. Petersburg, Mezhdunarodnyi institut perspektivnykh issledovanii imeni Lomono-sova Publ., 2023, pp. 26-28.

11. Erofeeva I. V., Zhanaev B. T., eds. IstoriyaKazakhstana vrusskikh istoch-nikakh XVI-XX vekov. T. V. Pervye istoriko-etnograficheskie opisaniya ka-zakhskikh zemel'. Pervayapolovina XIX veka [History of Kazakhstan in Russian sources of the 16th -20th centuries. Vol. V. The first historical and ethnographic descriptions of the Kazakh lands. First half of the 19th century], Almaty, Daik-press Publ., 2007. 620 p.

12. Nurligenova Z. N., Reva D. D., Maksimov P. P. [Ablai Khan: Biography and Activities of the Military Leader]. In: Nauka i obrazovanie:problemy i perspektivy: materialy Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii, Praga, 31 oktyabrya 2022 g. [Science and Education: Problems and Prospects: Proceedings of the International Scientific and Practical Conference, Prague, October 31, 2022]. Neftekamsk, Nauchno-izdatel'skii tsentr "Mir nauki", 2022, pp. 53-57.

13. Sagatova A. S. [Worldview models of national consciousness]. In: Vestnik Evraziiskogo natsional'nogo universiteta imeni L. N. Gumileva. Seriya: Istoricheskie nauki. Filosofiya. Religiovedenie [Bulletin of the Eurasian National University named after L. N. Gumilyov. Series: Historical Sciences. Philosophy. Religious Studies], 2022, no. 2, pp. 218233.

14. Spanov M. Zh., Malgaraeva Z. B. [The creativity of zhyrau and the formation of the national idea]. In: Adam dlemi [Adam alemi], 2021, no. 1, pp. 52-65.

15. Temirgaliev R. Ak-Orda. Istoriya Kazakhskogo khanstva [Ak-Orda. History of the Kazakh Khanate], Alma-Ata, Aspandau Publ., 2013. 420 p.

© CC BY Кнышова А. Ю., 2024

Российский социально-гуманитарный журнал. 2024. № 3 ♦ ISSN 2949-5032 ♦ URL: www.evestnik-mgou.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.