Научная статья на тему 'Формирование музыкальных способностей учащихся в процессе обучения музыкально-компьютерным технологиям в школе'

Формирование музыкальных способностей учащихся в процессе обучения музыкально-компьютерным технологиям в школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
68
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Science and Education
Область наук
Ключевые слова
формирование музыкальных способностей / процесс обучения / музыкально-компьютерные технологии / технология в школе

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Нилуфар Хўжамурод Қизи Худойқулова

В современной науке центральный вопрос о наследственности способностей (врожденность). Большую роль играет социальная среда. Формирование и развитие музыкальных способностей осуществляется в различных видах музыкальных деятельности. Формирование осуществляется под воздействием социальных факторов: семейное окружение, школа, СМИ, квалификация преподавателя, социальный статус родителей. Биологические факторы представлены задатками и передаются от родителей по наследству. Существует проблема наследуемости способностей. Формирование и развитие способностей осуществляется только в деятельности, поэтому чем к большему количеству видов деятельности привлекать ребенка с детства, тем больше вероятность развития его природных данных, формирование способностей и реализация наследственного, генетического компонента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование музыкальных способностей учащихся в процессе обучения музыкально-компьютерным технологиям в школе»

Формирование музыкальных способностей учащихся в процессе обучения музыкально-компьютерным технологиям в школе

Нилуфар Хужамурод кизи Худойкулова Государственный институт искусств и культуры Узбекистана

Аннотация: В современной науке центральный вопрос о наследственности способностей (врожденность). Большую роль играет социальная среда. Формирование и развитие музыкальных способностей осуществляется в различных видах музыкальных деятельности. Формирование осуществляется под воздействием социальных факторов: семейное окружение, школа, СМИ, квалификация преподавателя, социальный статус родителей. Биологические факторы представлены задатками и передаются от родителей по наследству. Существует проблема наследуемости способностей. Формирование и развитие способностей осуществляется только в деятельности, поэтому чем к большему количеству видов деятельности привлекать ребенка с детства, тем больше вероятность развития его природных данных, формирование способностей и реализация наследственного, генетического компонента.

Ключевые слова: формирование музыкальных способностей, процесс обучения, музыкально-компьютерные технологии, технология в школе

Formation of musical abilities of students in the process of teaching music and computer technologies at school

Nilufar Xo'jamurod kizi Khudoikulova Uzbekistan State Institute of Art and Culture

Abstract: In modern science, the central question is about the heredity of abilities (innateness). The social environment plays a big role. The formation and development of musical abilities is carried out in various types of musical activities. Formation is carried out under the influence of social factors: family environment, school, media, teacher qualifications, social status of parents. Biological factors are represented by inclinations and are inherited from parents. There is a problem of heritability of abilities. The formation and development of abilities is carried out only in activities, therefore, the more activities a child is involved in from childhood, the more likely it is to develop his natural data, the formation of abilities and the implementation of a hereditary, genetic component.

WWW.OPENSCIENCE.UZ / ISSN 2181-0842 652 LMIH^ei

Keywords: formation of musical abilities, learning process, music and computer technology, technology at school

Музыкальность (в широком смысле) - способность восприятия и виденья мира в форме музыкальных образов такое восприятие мира тесно связано с наличием у человека специфических способностей. Теплов выделял следующие специальные способности:

- способность чувствовать эмоциональную выразительность звуковысотного движения.

- способность произвольно оперировать музыкально - слуховыми представлениями

- способность чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма, таким образом, музыкальность - комплекс способностей необходимых для занятий музыкальной деятельностью. Основным характерным признаком является - эмоциональная отзывчивость человека на музыку.

Музыкальные способности - комплекс психических свойств личности, помогающих успешно осуществлять музыкальную деятельность.

Музыкальность включает в себя музыкальные способности.

Виды музыкальных способностей:

- музыкальный слух и его разновидности (звуковысотный, мелодический, гармонический, полифонический, темброво-динамический, фактурный, внутренний, абсолютный, относительный).

- музыкальная память и её разновидности (двигательная, эмоциональная, зрительная, слуховая, логическая)

- музыкальный ритм (связан с чередованием опорных и не опорных звуков, долей)

- музыкальное мышление и виды (наглядно-образное, наглядно-действенное, абстрактно-логическое), оно связано с содержанием музыкального произведения.

В современной науке центральный вопрос о наследственности способностей (врожденность). Большую роль играет социальная среда. Проблемы музыкальных способностей изучали: Теплов (ладовое чувство), Тарасов, Ветлугина.

Формирование и развитие музыкальных способностей осуществляется в различных видах музыкальных деятельности. Формирование осуществляется под воздействием социальных факторов: семейное окружение, школа, СМИ, квалификация преподавателя, социальный статус родителей. Биологические факторы представлены задатками и передаются от родителей по наследству.

Существует проблема наследуемости способностей. Ещё Платон показал, что способности являются врождёнными, а всё, что человек знает, является воспоминанием о его пребывании в мире идеальных знаний. Английский учёный, Френсис Гальтон, в своей работе «Наследуемость таланта. Его законы и последствия» (1869), представляет концепцию, согласно которой гениальность и талант передаются по наследству, из рода в род, при этом факторы внешней среды не играют никакой роли. Существуют 2 группы учёных, которые признают большую роль труда в развитии способностей и достижении высоких результатов деятельности человека. Американский учёный Джейсон в 70гг. 20в. отмечал, что развитие способностей возможно до определённого предела, отпущенного природой, а преодолеть этот предел (или генетический предел мозга) невозможно. При этом гениальность даётся человеку, как подарок судьбы. Учёный Ганс Айзек писал, что в структуре успеха таланта 80% составляет генетические факторы, и лишь 20% зависят от социальных условий, к которым относятся семья, школа, удача, случай. Американский избиратель Томас Эдиссон писал, что гений - это 99% пота и лишь 1% вдохновения. Б. Теплов «Психология муз. способностей» (1947) - впервые классифицировал муз. способности и раскрыл основные условия их развития. Он выделил следующие муз. способности: ладовое чувство, муз. - слуховые представления; чувство муз. ритма. Гармоническое развитие муз. способностей возможно в результате приобщения ребёнка к различным видам муз. деятельности с раннего детства. При этом проявление муз. способностей строго индивидуально, у одних людей в силу природных задатков, такие способности ярко выражены; у других людей эти способности формируются и проявляются лишь в результате труда и порушения в муз. деятельность. Поэтому нельзя говорить об отсутствии у человека муз. способностей вообще, т.к. их проявление зависит во многом от воспитания и обучения человека. На лицо лишь разная степень выраженности природных муз. задатков. Таким образом современная наука включает в себя различные школы и направления по вопросу наследуемости муз. способностей. Одни учёные тяготеют к биологизаторским школам (теориям), согласно мнению которого, муз. способности передаются человеку вместе с генами, другие учёные тяготеют к социологизаторским школам (теориям), согласно которым, муз. способности развиваются главным образом под воздействием социальных факторов. Соврем наука считает, что формирование и развитие способностей осуществляется только в деятельности, поэтому чем к большему количеству видов деятельности привлекать ребенка с детства, тем больше вероятность развития его природных данных, формирование способностей и реализация наследственного, генетического компонента.

Использованная литература

1. Нилуфар Хужамурод Кизи Худойкулова (2023). Взгляды Гвидо д'Ареццо и роль умения читать с листа. Science and Education, 4 (2), 1392-1398.

2. Нилуфар Хужамурод Кизи Худойкулова (2023). Теория движения голосов многоголосной музыки. Science and Education, 4 (2), 1399-1405.

3. Нилуфар Хужамурод Кизи Худойкулова (2023). К теории волновых колебаний музыки, шумовые и музыкальные звуки. Science and Education, 4 (2), 1406-1411.

4. Нилуфар Хужамурод Кизи Худойкулова (2023). Мелизмы элементы музыкальной теории. Science and Education, 4 (2), 1412-1417.

5. Нилуфар Хужамурод Кизи Худойкулова (2023). Применение метода вторичного резонанса для многоголосной музыки. Science and Education, 4 (2), 1418-1424.

6. Нилуфар Хужамурод Кизи Худойкулова (2023). Теория роста динамики музыки в хоре. Некоторые вопросы о динамики. Science and Education, 4 (2), 1425-1431.

7. Нилуфар Хужамурод Кизи Худойкулова (2023). Ядерное тяготения тоники. Роль побочных или вспомогательных звуков в музыке. Science and Education, 4 (2), 1432-1437.

8. Нилуфар Хужамурод Кизи Худойкулова (2023). Проблема моментов построения музыкальных форм решения, её задачи. Science and Education, 4 (2), 1438-1443.

9. Нилуфар Хужамурод Кизи Худойкулова (2023). Натуральная философия по построения формы музыки. Science and Education, 4 (2), 1444-1449.

10. Нилуфар Хужамурод Кизи Худойкулова (2023). Теория линейного строения мелодии, гармоническое соединение голосов. Science and Education, 4 (2), 1450-1456.

11. 1 .Kunduzkhon Nishonboeva & Shoyira Nusratova & Zukhra Arzibaeva & Nilufar Khudoykulova. Literary work and music as a tool for understanding intercultural differences.Vol. 29 No. 05 (2020): Vol. 29 No. 05 (2020), International Journal of Advanced Science and Technology.

12. Н Худойкулова. Возможности использования педагогических технологий в музыкальном образовании. Многопрофильный рецензируемый журнал 6 (11), 547-550.

13. Н.Х.Худойкулова. возможности использования педагогических технологий в музыкальном образовании. Журнал NX — многопрофильный рецензируемый журнал 6 (2581-4230)

14. Н.Х.Худойкулова. «Роль музыкально-исполнительской подготовки в формировании творческого мышления школьника». «Повышение качества современного непрерывного образования: инновации и перспективы...

15. Н.Х.Худойкулова. Литературное произведение и музыка как средства понимания межкультурных различий. Международный журнал передовых наук и технологий 29 (5), 1691-1694.

16. Н.Х.Худойкулова. Прослушивание образцов мировой и национальной музыки как фактор творческого мышления в начальных классах. Перспективы повышения эффективности физической культуры и начального образования...

17. Худоев, Г. М. (2020). Эволюция музыкальной культуры Бухары (Узбекистан). Ученые записки (Алтайская государственная академия культуры и искусств), (2 (24)), 50-57.

18. К.Б. Холиков. Эстетическое воспитание молодёжи школьного возраста в сфере музыки. Science and Education 3 (5), 1542-1548.

19. К.Б. Холиков. Methods of musical education through education in universities. musical education - Web of Sciense 3 (66), 57-60.

20. К.Б. Холиков. Роль педагогических принципов метода моделирования, синтеза знаний при моделировании музыкальных систем. Science and Education 3 (3), 1032-1037.

21. К.Б. Холиков. Музыка как релаксатор в работе мозга и ракурс ресурсов для решения музыкальных задач. Science and Education. 3 (3), 1026-1031.

22. К.Б. Холиков. Музыкальное образование и имитационное моделирование процесса обучения музыки. Science and Education 3 (3), 10201025.

23. К.Б. Холиков. Теоретические особенности формирования музыкальных представлений у детей школьного возраста. Scientific progress 2 (4), 96-101.

24. К.Б. Холиков. Необходимые знание в области проектирования обучения музыкальной культуры Узбекистана. Scientific progress 2 (6), 952-957.

25. К.Б. Холиков. Некоторые методические трудности, возникающие при написании общего решения диктанта по предмету сольфеджио. Scientific progress. 2 (№3), pp. 734-742.

26. К.Б. Холиков. К вопросу вокальной музыке об адресате поэтического дискурса хора. Scientific progress. 2 (№ 3), pp. 1087-1093.

27. К.Б. Холиков. Роль электронного учебно-методического комплекса в оптимизации музыкального обучение в общеобразовательной школе. Scientific progress 2 (4), 114-118.

28. К.Б. Холиков. Модульная музыкальная образовательная технология как важный фактор развития учебного процесса по теории музыки. Scientific progress 2 (4), 370-374.

WWW.OPENSCIENCE.UZ / ISSN 2181-0842 656 LMIü^ei

29. К.Б. Холиков. Вокал, вокалист, вокализ. Ария, ариозо и ариетта. Science and Education 3 (2), 1188-1194.

30. К.Б. Холиков. Характерная черта голоса у детей, певческая деятельность. Science and Education 3 (2), 1195-1200.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.