Научная статья на тему 'Формирование музыкальной компетентности студентов будущих хормейстеров'

Формирование музыкальной компетентности студентов будущих хормейстеров Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
260
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ХОРМЕЙСТЕРА / MUSIC EDUCATION-PEDAGOGICAL / PROFESSIONAL COMPETENCE OF THE CHORUS MASTER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сигал И. М.

В статье анализируется содержание компетентностного подхода при подготовке студентов будущих хормейстеров в вузах культурологического профиля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF MUSICAL COMPETENCE OF STUDENTS THE FUTURE CHORUS MASTERS

The author analyses the maintenance of the competence approach as preparing students the future chorus masters in higher schools of cultural science.

Текст научной работы на тему «Формирование музыкальной компетентности студентов будущих хормейстеров»

УДК 378

ФОРМИРОВАНИЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ -

БУДУЩИХ ХОРМЕЙСТЕРОВ

© 2010 И.М.Сигал

Поволжская государственная социально-гуманитарная академия

Статья поступила в редакцию 28.09.2009

В статье анализируется содержание компетентностного подхода при подготовке студентов - будущих хормейстеров в вузах культурологического профиля.

Ключевые слова: музыкально-педагогическое образование, профессиональная компетентность хормейстера.

Современное общество ставит перед профессиональным образованием сложные задачи подготовки поликультурно-грамотных студентов: толерантных, демократичных и вместе с тем предприимчивых молодых людей, способных самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, адекватно реагировать на происходящие в системе высшего профессионального образования явления, прогнозируя их возможные последствия, отличающихся мобильностью, социальной активностью и, главное, являясь профес-сионалом1.

Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2006 - 2010 годы определяет модернизацию образования в соответствии с современными потребностями общества и личности, нацеливает на внедрение новой образовательной парадигмы, в основе которой - общеевропейская интеграция в области образования и компетентностный подход. Основной целью профессионального образования является подготовка квалифицированного работника, свободно владеющего своей профессией, готового к постоянному профессиональному росту, социально и психологически адаптированного, успешно социализированного.

В теории профессионального образования (С.К.Бондырева, А.Л.Бусыгина, Б.С.Гершун-ский, Л.М.Митина, А.М.Новиков и др.) особое место занимает понятие «профессиональная компетентность»: владение профессиональной деятельностью в определённой области на достаточно профессиональном уровне, способность специалиста проектировать своё дальнейшее профессиональное развитие, профессиональное общение и профессиональную ответственность за результаты своего труда.

Сигал Ирина Михайловна, соискатель кафедры русской и зарубежной литературыь и методики преподавания литературыи E-mail: filolog f@pgsga.ru

1 Нурутдинова Ж.В. Формирование социальной компе-

тентности студентов инженерно-педагогического вуза: Ав-тореф. дисс. ...канд. пед. наук. - Н.Новгород: 2009. - С.

3 - 4.

В нашей работе мы определяем психолого-педагогические условия формирования музыкальной компетентности будущих хормейстеров. К сожалению, «анализ педагогической, психологической, философской и социологической литературы показал, что ... нет научно обоснованной / целостной концепции развития профессионально-субъектной позиции начинающего профессиональную деятельность учителя»2 - это в полной мере относится и к начинающему свою профессиональную деятельность хормейстеру. Музыкально-педагогические факультеты педвузов, как информируют многочисленные исследования (Г.М.Цыпин, Т.А.Колышева, В.А.Слас-тёнин, И.А.Зимняя и др.) уделяют большое внимание именно психолого-педагогическим основам формирования будущего преподавателя музыки, а вот вузы культурологического профиля, в частности, академии искусств и культуры, недостаточно формируют эту составляющую личности будущего музыканта (в нашей работе речь идёт о будущих хормейстерах), явно недостаточно в вузе указанного профиля уделяется внимания проблемам формирования отношения молодого специалиста к педагогической направленности его будущей профессии, её субъектно-объектной составляющей, проблемам творческой рефлексии. Необходимо выявить сущность, критерии и уровни сформированности не только профессионально-субъектной позиции молодого хормейстера, но и в целом психолого-педагогическим условиям формирования его личности. Сформировать положительно устойчивое отношение будущего хормейстера к его профессиональной деятельности, к самому себе как субъекту этой деятельности - задача педагога высшей школы в процессе подготовки молодого специалиста. Это предполагает признание и принятие активности, способности к целеполаганию, свободе выбора и

2 Терпугова Н.Ф. Психолого-педагогические условия развития профессионально-субъектной позиции молодого учителя: Автореф. дисс. канд. пед. наук. - Астрахань: 2009. - С. 4.

ответственности за него, понимание уникальности каждого студента, его способности к личностному и профессиональному саморазвитию. Мотиваци-онно-ценностный, когнитивный, эмоциональный и операционный компоненты определяют процессы самоактуализации, самопонимания, самопознания и самореализации будущего хормейстера. Методологической основой мотивационно-цен-ностного компонента личности является известная теория А.Маслоу, продолженная и развитая А.Г. Бусыгиным3.

Самореализация и саморефлексия личности связаны с ценностным процессом. Эти проблемы активно изучают К.Роджерс, В.П.Бездухов, Т.А.Колышева и др. Будущий хормейстер в ходе обучения постоянно находится в процессе выбора, принимая ответственность за свои действия, поэтому потребность самореализации выступает как личностная ценность. Всё это определяет его поведение и как студента, и как будущего профессионала; в итоге - стабилизируется (или нет!) его индивидуальная позиция, определённая познавательная, социальная и профессиональная мотивация молодого музыканта.

Музыкальная компетентность невозможна без когнитивного и эмоционального компонентов. Первый связан с профессиональным саморазвитием, знаниями человека о самом себе, постижением психологии личности (А.Г.Асмолов, К.А.Абульханова-Славская, С.Л.Рубинштейн, А.В.Брушлинский и др.). Второй - с процессом самопонимания, постижения смысла своего существования, когда человек оказывается объектом эмоций, оценок о самом себе: переживания особенно у творческой натуры чрезвычайно важны, т.к. влияют на профессию. Таким образом, когнитивный и эмоциональный компоненты музыкальной компетентности для будущего хормейстера являются во многом определяющими, выявляя сущность и смысл самой личности музыканта, формируют целостное и ценностное представление о самом себе, отношение к себе (Б.В.Кайгородов, О.В.Москаленко и др.).

Процесс адаптации личности будущего хормейстера к обучению в вузе сложен4. Безусловно, качественный отбор абитуриентов, т.е. организация и проведение вступительных экзаменов в вуз

3 Маслоу Абрахам Г. Мотивация и личность / Пер. с англ. Татлыбаевой А.М. - СПб.: 1999; Бусыгин А.Г. Дес-моэкология: теория образования для устойчивого развития. Книга первая. - Ульяновск: 2003; Бусыгин А.Г., Бусыгина А.Л. Спираль потребностей как основа теории здоровья здорового человека, или Строил ли когда-нибудь Абрахам Маслоу «пирамиду потребностей Маслоу»? // http: / /desmoecology.narod.ru/statya.files/spiral.htm (дата обращения 12.06.2009).

4 Ажиев М.В. Педагогические условия адаптации лично-

сти к обучению в педагогическом вузе: Автореф. дисс.

.. .канд. пед. наук. - Махачкала: 2009. - С. 9 - 13.

самым непосредственным образом влияет на адаптацию и подготовку будущих хормейстеров (отметим как положительный фактор то обстоятельство, что ЕГЭ «не захватило» специальности культуры и искусства. Нельзя полностью согласиться с утверждением, что «вступительные экзамены обеспечивают частичную диагностику готовности и способности абитуриентов к обучению в педагогическом вузе»5. ЕГЭ ничего не обеспечивает, особенно в педагогическом вузе, когда студентов, зачисленных по результатам ЕГЭ, преподаватель впервые видит 1 сентября, а ведь учитель - особая профессия, в которую без призвания, без любви к детям нельзя допускать. Дискуссия, которая ведётся не первый год в российском обществе, доказала, что положительно к ЕГЭ относятся лишь руководители министерств и ведомств, а научно-педагогическая общественность, в том числе и союз ректоров России не приняло и не принимают ЕГЭ. Поэтому несомненным благом является отсутствие ЕГЭ на творческих специальностях, в том числе и на отделении хормейстеров. Однако необходим качественный механизм диагностики психолого-педагогической готовности абитуриентов к обучению в профессионально-творческом учебном заведении, который способствовал бы более успешной адаптации первокурсников к новой для них социальной среде. Довузовская музыкальная подготовка, её уровень, с одной стороны, и знание этой подготовки преподавателем вуза, с другой стороны, чрезвычайно важны для успешной адаптации студентов, поэтому необходим инструментарий, позволяющий определить уровень этой подготовки и использовать её на первом курсе. Запуская первую, так называемую ознакомительную анкету, преподаватель обращает внимание на психологическую готовность студента к систематическому обучению в высшем учебном заведении музыкального профиля, обработав анкету, преподаватель выявляет взаимосвязи уровня развития профессионально важных качеств студентов с успешностью овладения профессией хормейстера. В связи с этим необходимо комплексное изучение успешности путей адаптации студентов к условиям обучения в вузе, при этом, безусловно, важна их довузовская музыкальная подготовка, мотивация на качество профподготовки, индивидуально-психологические особенности личности будущего хормейстера и, наконец, нужна подборка методик, позволяющих выявить профессионально значимые качества личности студента. Анализ результатов анкетирования показывает, что студенты первого курса, успешно занимавшиеся в музыкальных школах и училищах, адаптируются быстрее и легче в вузе (при этом хотим вновь

5 Там же. - С. 3.

обратить внимание на важность индивидуально-психологических особенностей личности студента в процессе адаптации), а вот вступительные экзамены, где фактор случайности весьма велик, не всегда влияют на успешность адаптационного периода будущего хормейстера. Активность личности, коммуникационные умения, организаторские умения, направленность личности на дело, эмоциональная возбудимость - все эти составляющие индивидуально-психологических особенностей личности студента определяет не только период адаптации, но и всё последующее обучение будущего хормейстера.

Теория личностно ориентированного образования (Е.В.Бондаревская, К.В.Давыдов, А.П.Тря-пицына и др.) диктует выявление не только профессионально-личностных качеств студента, но и выстраивание межличностных отношений преподавателей и студентов (так называемое диалоговое общение) диктует необходимость сформи-рованности профессионального интереса к будущей музыкально-педагогической деятельности.

Со ссылкой на работы известного музыковеда и педагога Б.М.Теплова новейшая исследовательница пишет о проблеме музыкальных способностей и музыкальности как одних из центральных в музыкально-психологических трудах, которые «самым непосредственным образом влияют на практику музыкального воспитания и образова-ния6. Формирование музыкальной компетентности, безусловно, невозможно без наличия музыкальных способностей и в целом музыкальности у будущих хормейстеров. Музыкальные способности, по Б.М.Теплову, не только зависят от общих способностей личности, но и от работы, деятельности молодого музыканта, направленных на усиление этих способностей7. Продолжение и развитие идеи Б.М.Теплова осуществили в своих трудах О.М.Нежинский, К.Сишора, П.Михель, Ю.А.Цагарелли, З.Х.Муштари, Б.Ф.Ломов. Ю.А.Цагарелли в структуру музыкальности включает шесть общих компонентов музыкальной одарённости: музыкальный слух, музыкально-ритмическая способность, музыкальная память, музыкальное мышление, музыкальное воображение и эмоциональная отзывчивость на музыку8.

В профессиональной подготовке сегодня остро стоит проблема соответствия учебно-воспитательного процесса в вузе и практики (в данном слу-

чае, исполнительской). «Качественная подготовка музыканта-исполнителя, - считает Т.В.Свитова, -невозможно без понимания смысла, цели, содержания музыкально-профессиональной деятельности, а также применения инновационных подходов в развитии творческих способностей исполни-теля»9. Педагогическая эвристика может войти составной частью в музыкальную компетентность, т.к. именно она способствует не только формированию познавательной самостоятельности студента, но и организует его творческий поиск в процессе воплощения музыкально-художественного образа и решает задачи развивающего обучения (Л.В.Занков, Д.Н.Узнадзе, В.В.Давыдов, Д.Б.Эльконин и др.). Г.М.Цыпин разработал и развил теорию опережающего и развивающего обучения в фортепианной педагогике, но его идеи вполне применимы и в профессиональной подготовке будущих хормейстеров10. Диалог культур предполагает и диалогическое обучение. В.Г.Раж-ников рассматривает три аспекта этого обучения: обучение педагога с учеником, ученика с музыкальным сочинением и музы-канта-исполнителя со слушателями, поэтому так важна, по мысли учёного, личность учащегося, его способность создать субъективную эмоционально-образную программу и донести её до слушателя11. Положение хормейстера значительно осложняется тем обстоятельством, что он имеет дело сразу с десятками исполнителей, являясь сам и исполнителем, и руководителем исполнителей. «Найти», «открыть», «подобрать ключ» к музыкальному произведению - задачи исполнителей, но под руководством хормейстера. Это определено дидактической эвристикой, направленной на раскрытие через деятельность индивидуальных возможностей самих студентов-творцов12. Здесь основными являются принципы личностного це-леполагания, принцип выбора индивидуальных траекторий в образовании, принцип межпредметных основ содержания образования, принцип продуктивности обучения, принцип образовательной рефлексии - всё это направлено на развитие необходимых профессионально-личностных качеств будущего хормейстера1313. Музыкальная компетентность основана на применении новых методов обучения, направленных на развитие личности (А.А.Бодалёв, И.С.Якиманская, Ш.А.Амо-нашвили и др.). Большую роль в формировании

6 Корлякова С.Г. Музыкальность и музыкальные способности - важнейшие качества структуры личности музыканта // Актуальные проблемы современной науки: Гуманитарные науки. - Ч. 36 - 39. - Самара: 2006. - С. 105.

7 Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей // Теплов Б.М. Избранные труды: В 2 т. - Т. 1. - М.: 1985. - С. 49.

8 Цагарелли Ю.А. Психология музыкально-исполнительской деятельности: Дисс. ...докт. псих. наук. - М.: 1989.

9 Свитова Т.В. Педагогическая эвристика в профессиональной подготовке музыканта-исполнителя // Актуальные проблемы современной науки: Социальные и гуманитарные науки. - Ч. 35. - Самара: 2004. - С. 100.

10 Цыпин Г.М. Обучение игре на фортепиано. - М.: 1984.

11 Ражников В.Г. Диалоги о музыкальной педагогике. -М.: 1989.

12 Соколов В.Н. Педагогическая эвристика. - М.: 1995; ХуторскойА.В. Современная дидактика. - СПб.: 2001.

13 Свитова Т.В. Педагогическая эвристика ... - С. 102.

музыкальной компетентности играет музыкальная литература, которую рекомендуют преподаватели вузов искусств своим студентам. В.П.Зинченко, ратуя за живое знание, огромное внимание в формировании личности студента уделяет художественному слову14. Художественная литература, в том числе музыкальная, активизирует восприятие музыкальных произведений, позволяет в процессе диалогового общения высказать студентам собственное мнение о прослушанном, организовать живое общение на семинарском занятии при обсуждении того или иного произведения. Даже либретто таких опер, как «Жизнь за царя» («Иван Сусанин») М.И.Глинки, «Князь Игорь» А.П.Бородина, «Борис Годунов» М.П.Мусоргского, «Евгений Онегин» и «Пиковая дама» П.И.Чайковского, «Война и мир» С.С.Прокофьева и др. позволяют студентам в определённой мере освоить не только музыкальные шедевры, но и великие произведения русской классики. Таким образом, музыкальная компетентность прирастает, становясь общекультурной, точнее, поли-культурной15.

Личностному развитию студентов способствует обсуждение идей, проблем, заложенных в этих великих русских произведениях, воплощение их в музыкальных произведениях, интерпретирующих воплощение художественного слова в музыкальный образ. При этом, безусловно, важны межпредметные связи: преподаватели-музыканты обязаны обращаться за помощью к коллегам, ведущим историю музыки, историю литературы, которые обязаны сотрудничать и обеспечивать эти связи. Важен баланс между знаниевым компонентом и его эмоциональным насыщением16. При отборе студентов в музыкальные вузы одной из главных задач является ориентация на профессиональное соответствие поступающего на данную

специальность. Профессиональная компетентность будущего хормейстера является таким качеством личности, которое подразумевает у студента интегрирование музыкально-культурологических знаний, психолого-педагогических знаний умений, навыков. Профессиональная ком-петентность включает также информационную, образовательную развивающую регулятивную функции17.

Важно выработать за время обучения в вузе у студента представление о себе как о личности и профессионале: этому будет способствовать не только чисто музыкально-творческая, но учебно-исследовательская деятельность будущего хормейстера, например, решение проблемных ситуаций на семинарских и практических занятиях, выдвижение гипотез и их проверка, интеграция знаний из разных областей, обобщение исследовательских умений, эвристические методы, тренинги, консультации и т.д. Теоретико-практи-ческая модель учебно-исследовательской деятельности как фактор формирования профессиональной компетентности определяет уровень владения профессией. В нашем случае, это профессия - хормейстер.

14 Зинченко В.П. Живое знание: Психологическая педагогика. - Ч. 1. - Самара: 1998.

15 Якадина Т.А. Поликультурное образование и воспитание учителя-словесника средствами мировой художественной литературы. - Самара: 2004.

16 Смолякова М.В., Мжельская М.В. Изучение отечественных опер и балетов на музыкальной литературе в детской музыкальной школе с опорой на принципы личностно ориентированного обучения // Актуальные проблемы современной науки: Социальные и гуманитарные науки. - Ч. 35. - Самара: 2004. - С. 112 - 113.

17 Афанасова Д.К. Формирование профессиональной компетентности экономиста в учебно-исследовательской деятельности: Авторекф. дисс. .. канд. пел . наук. - Оренбург: 2009. - С. 8 - 9.

FORMATION OF MUSICAL COMPETENCE OF STUDENTS -THE FUTURE CHORUS MASTERS

© 2010 I.M.Sigaf

Samara State Academy of Social Sciences and Humanities

The author analyses the maintenance of the competence approach as preparing students - the future chorus masters in higher schools of cultural science.

Keywords: music education-pedagogical, professional competence of the chorus master.

o

Sigal Irina Mikhailovna, the competitor of faculty of the Russian and Foreign Literature and the literature teaching methodology. E-mail: filolog f@pgsga.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.