Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Философия. Политология. Культурология. Том 6 (72). 2020. № 2. С. 135-149.
УДК 008
ФОРМИРОВАНИЕ МУЗЕЙНОЙ СЕТИ КРЫМА: ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ И ОСОБЕННОСТИ
Швецова А.В.1 Стельмах И.Ф.2
Крымский университет культуры, искусств и туризма, г. Симферополь, Российская Федерация E-mail: [email protected], [email protected].
В статье рассматривается история музейной сети Крыма, начиная с начала XIX и по настоящее время. Отмечена особая роль музеев как социокультурных институтов, их важная роль в сохранении отечественного культурного и природного наследия. Значительная часть этого наследия находится на территории Республики Крым, и исследование исторического опыта развития крымских музеев является актуальным как для музееведения, так и для музейной практики. Целью данной статьи является анализ формирования крымской музейной сети как целостного феномена, а задачами -определение и характеристика основных этапов ее развития с начала XIX века до настоящего времени в контексте социокультурной и политической истории региона. Описаны и проанализированы в хронологическом аспекте основные этапы формирования музейной сети, взаимосвязь музейной деятельности с историко-политическими событиями и условиями. Определены основные этапы формирования и развития музейной сети Крыма, выделены особенности каждого этапа и соответствующие проблемы создания и развития музеев. По каждому из рассмотренных периодов приведен перечень действовавших на полуострове музейных учреждений. Особое внимание уделено взаимосвязи развития музеев с соответствующими политикой, идеологией и общественными запросами.
Ключевые слова: музей, музейная сеть, этап формирования, Крым.
Музей - это уникальный социокультурный институт, представляющий собой универсальный механизм связи прошлого с настоящим через призму индивидуального и общественного сознания, позволяющий человечеству не только сохранить память об истории, но и ощутить ее, воспринять визуально, чувственно. В силу своей исключительной познавательной и воспитательной роли, музейная деятельность стала объектом многочисленных и разнообразных по тематике научных исследований, среди которых особый интерес представляет история музейного дела, позволяющая рассмотреть закономерности и основные аспекты становления и развития музеев. Особый интерес данная проблематика вызывает в отечественной музеологии, имеющей дело с богатейшей историей и уникальным культурно-историческим и природным наследием России. Огромная часть этого наследия находится на территории Республики Крым, и потому исследование исторического опыта развития крымских музеев является актуальным и чрезвычайно интересным как для музееведения, так и для музейной практики [1].
Актуальность данного исследования определяется также тем, что история музейного дела полуострова до настоящего времени не была изучена комплексно -существующие исследования посвящены в основном первой половине ХХ века и истории отдельных музеев. Исходя из этого, целью данной статьи является анализ формирования крымской музейной сети как целостного феномена, а задачами -определение и характеристика основных этапов ее развития с начала XIX века до сегодняшнего дня в контексте социокультурной и политической истории региона.
Музейная сеть Крыма начала формироваться в начале XIX в. и продолжает свое активное развитие в настоящее время. Анализ соответствующей документальной базы позволяет выделить несколько этапов развития музейной сети полуострова.
Первый этап, охватывает XIX - начало XX вв., - период активного формирования и развития музеев на всей территории Российской империи, что явилось естественным следствием общекультурного развития общества, возросшего интереса к отечественной истории, формирования общественной потребности в изучении и сохранении памятников культурного и природного наследия. С музеями исследуемого периода связана деятельность крупных ученых и общественных деятелей, научных, краеведческих, археологических, естественноисторических и художественных обществ, что предопределило высокую степень общественной активности в создании музеев того времени.
В Крыму на протяжении всего периода создание музеев было связано с общественной и частной инициативами. Первые крымские музеи - это музеи древностей, связанные с археологическими изысканиями, активно проводившимися на полуострове. Феодосийский музей древностей был создан в 1811 году по инициативе феодосийского градоначальника С.М. Броневского, основу музея составила коллекция феодосийского купца Джеварджи. В 1826 году, благодаря хлопотам археолога И.Ф. Бларамберга, при поддержке новороссийского генерал-губернатора М.С. Воронцова был открыт Керченский музей древностей на базе коллекции Поля Дюбрюкса, формировавшейся с 1810 года, и материалов, собранных Бларамбергом [11].
В 1869 г. в Крыму был создан первый музей, связанный с отечественной историей: участники 349-дневной обороны Севастополя в Восточной (Крымской) войне 1853-1856 гг. инициировали создание старейшего военно-исторического музея Черноморского флота - музея Севастопольской обороны 1854-1855 гг.
1880 г. стал годом открытия первой не только в Крыму, но и на юге страны публичной картинной галереи, основанной академиком и почетным членом Императорской Академии художеств, Академий художеств в Амстердаме, Риме, Париже, Флоренции, художником с мировой известностью И.К. Айвазовским.
С 1884 по 1917 г. по всей территории Российской империи создаются Губернские ученые архивные комиссии, состав которых формировался на добровольных началах, а средства складывались из членских взносов и пожертвований. В 1887 г. была учреждена Таврическая ученая архивная комиссия (ТУАК), организовавшая свой музей древностей и библиотеку. В 1892 г. благодаря усилиям и деятельности К.К. Косцюшко-Валюжинича, одного из организаторов «Кружка любителей истории и археологии», на территории Херсонеса открылся
музей «Склад местных древностей». В том же 1892 г. при активном участии известных общественных деятелей был учрежден музей при Крымском горном клубе [2].
В 1890-е гг. в Крыму были созданы первые естественноисторические музеи. В 1892 г. начал свою деятельность музей наглядных пособий при училище садоводства и виноградарства в Никитском ботаническом саду. В 1897 г. при Севастопольской биологической станции по инициативе директора станции академика А.О. Ковалевского основан морской музей-аквариум. Естественноисторический музей Таврического земства открылся в 1899 г.; в его задачи входило: изучение растений и животных Таврической губернии, исследование почв, составление полной коллекции полезных ископаемых, фенологические наблюдения, обработка собранных материалов и их публикация.
В 1904 г. в Ялте был открыт первый литературный музей - дом-музей А.П. Чехова «Белая дача». Музей был создан сестрой писателя в доме, где писатель жил с 1899 г., и где им были написаны пьеса «Вишнёвый сад», рассказы «Дама с собачкой», «Невеста» и др.
В 1905 г. в честь 50-летия обороны Севастополя в Восточной (Крымской) войне создан музей «Панорама 349-дневной обороны» города, продолжавшейся с 13 сентября 1854 г. по 27 августа 1855 г. Сюжетом для «Панорамы» стали события 6 июня 1855 г. - отражение защитниками Севастополя штурма Малахова кургана и Корабельной стороны.
В августе 1916 года Евпаторийская городская управа, удовлетворяя ходатайство исследователей античного городища Керкинитиды профессора М.И. Ростовцева и члена Императорской Археологической Комиссии Л.А. Моисеева, открыла в городе музей для хранения археологических находок. В 1917 г. по инициативе историка-этнографа Усеина Боданинского в Бахчисарайском дворце был открыт первый музей, связанный с историей крымско-татарского народа [3].
Таким образом, все музеи рассмотренного периода - исторические, археологические, естественноисторические, художественные, литературные - были созданы по инициативе общественных и научных деятелей, в полной мере соответствуя запросам общества, удовлетворяя его потребность в сохранении истории полуострова и достижений людей, его населяющих.
События 1917 г. и последовавшие годы гражданской войны поставили под угрозу не только коллекции, но и сам факт существования перечисленных музеев, поскольку произошел своеобразный «пересмотр» общественных ценностей и запросов. Однако реформирование общества в период становления Советской власти привело не только к расширению музейной сети за счет национализированных дворцов, церквей, усадеб, к значительному увеличению количества музейных предметов за счет конфискованных ценностей, но и к появлению новых форм музейной деятельности. Именно в это время начинается второй этап развития профессиональной музейной сети Крыма, который продолжался до известных событий 1941.
За два года, с 1920 по 1922 гг. на полуострове было создано 20 музеев. Открылись пять художественных музеев в Алуште, Керчи, Судаке, Феодосии и
Ялте, три этнографических музея: дом-музей в Бахчисарае, художественно-этнографический музей и музей караимской культуры при национальной библиотеке «Кара-битиглии» в Евпатории [4]. Появились совершенно новые формы музеев - музеи-дворцы и музеи-церкви. Было открыто три дворца-музея в Алупке, Коккозах и Ливадии, и два музея-церкви в Массандре и Ореанде. Создавались музеи в национализированных усадьбах: музей-усадьба в Кучук-Кое и художественно-бытовой музей в бывшем имении кн. Голицина Новый Свет. Открылись четыре мемориальных музея: И. Гаспринского, А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого и А. П. Чехова. В Симферополе, в результате объединения музеев Таврического губернского земства и Ученой архивной комиссии, был создан Центральный музей Тавриды [5].
Решающее влияние на развитие музеев 1921 -1927 гг. оказал процесс формирования государственной структуры по управлению музеев, которая определяла порядок финансирования музеев, их экономическую защищенность в сложной ситуации трансформации социально-экономической системы государства [6].
С 1921 по 1922 гг. все музеи, кроме Центрального музея Тавриды (ЦМТ), находились в ведении городских и уездных отделов народного образования. ЦМТ был единственным музеем в ведении народного комиссариата просвещения (Наркомпроса) Крымской АССР. С 1922 г. были переподчинены Главмузею Наркомпроса РСФСР: ЦМТ, Херсонесский музей, Панорама обороны, Военно-исторический музей (Севастополь), Керченский историко-археологический, Евпаторийский археолого-этнографический, Феодосийский археологический, Ялтинский краеведческий и Восточный музеи; дворцы-музеи в Алупке, Бахчисарае и Ливадии; дома-музеи А.С. Пушкина в Гурзуфе, Л.Н. Толстого в Севастополе, А. П. Чехова в Ялте, а также картинная галерея И.К. Айвазовского в Феодосии. С 1926 г. музеи начали вновь передавать в ведение крымских органов управления. К 1929 г. все музеи, кроме Судакской крепости, с 1927 г. находившейся в ведении Московского государственного исторического музея, были переведены на бюджет Крыма, а к 1930 г. - на бюджет местных районных исполкомов. В 1930 г. в прямом подчинении Крымского комиссариата просвещения оставались только четыре музея: ЦМТ, Бахчисарайский дворец-музей, Херсонесский и Керченский музеи [3].
Во вновь созданном государстве музеи были призваны способствовать реализации государственной политики и укреплению идеологии советской власти. Поэтому уже Первый музейный съезд Крыма, проходивший 5-9 октября 1922 г., принял решение о ликвидации художественных музеев в Алуште, Евпатории, Керчи и Судаке, бытового музея в Новом Свете, дворца-музея в Коккозах, музеев-церквей в Массандре и Ореанде. Был утвержден первый официальный список музеев, деятельность которых могла продолжаться. В список попали: Центральный музей Тавриды (Симферополь), Бахчисарайский дворец-музей тюрко-татарской культуры, дом-музей И. Гаспринского в Бахчисарае, Керченский историко-археологический музей, Феодосийский археологический музей и художественная галерея И. К. Айвазовского, дом-музей А.С. Пушкина в Гурзуфе, Алупкинский и Ливадийский дворцы-музеи, Евпаторийский этнографо-археологический музей,
Музей обороны Севастополя и Панорама, Дом-музей Л.Н. Толстого в Севастополе, в Ялте - художественный, естественноисторический и Восточный музеи [7].
В 1924 г. музейная сеть вновь была пересмотрена, в результате чего были ликвидированы дом-музей Л.Н. Толстого в Севастополе, музей композитора Ребикова и церковь-музей при Морском санатории в Ялте. Ряд музеев были объединены: в Евпатории - археолого-этнографический, караимский музей и караимская национальная библиотека «Карай-Битиклиги»; в Феодосии - галерея И.К. Айвазовского и археологический музей. Несколько музеев претерпели реорганизацию: музей Севастопольской обороны был трансформирован в военно-исторический музей, Алупкинский дворец - в музей русского быта конца XVIII в.-начала XIX в. В 1926 г. был закрыт Ливадийский дворец, а в 1927 г. ликвидирован дом-музей Гаспринского [4; 8].
Таким образом, за период с 1917 г. по 1927 г. музейная сеть Крыма, на начальном этапе насчитывавшая 29 музеев, к 1928 г. значительно сократилась: основными музейными учреждениями считались Херсонесский, Феодосийский, Керченский, Ялтинский, Евпаторийский музеи, Бахчисарайский и Алупкинский дворцы, Центральный музей Тавриды, Судакская крепость, Панорама Севастопольской обороны [9].
В 1930-е гг. музейная сеть Крыма мало пополнялась новыми музеями. В 1937 г. на базе художественного отдела Центрального музея Тавриды была открыта художественная галерея. В 1938 г. первых посетителей принял музей А.С. Пушкина в Гурзуфе. Однако тоталитарная политика государства привела к унифицированной системе организации и деятельности музеев, развитие музейной сети полуострова полностью соответствовало политическим установкам и контролировалось государством.
Трагические события Великой Отечественной войны, период оккупации привели к значительным потерям исторических и культурных ценностей, сокращению музейной сети. В 1941 г. были эвакуированы в Свердловск наиболее ценные коллекции Херсонесского историко-археологического музея, в Томск -Севастопольская картинная галерея, в Ереван - картины галереи Айвазовского и 52 картины Симферопольской картинной галереи, в Сочи были частично вывезены экспонаты Феодосийского краеведческого музея, в Уральск (Казахстан) эвакуирован Ялтинский краеведческий музей. Музейная сеть Крыма понесла в то время большие потери - в частности, не удалось эвакуировать коллекции Алупкинского дворца, погибло во время налета немецкой авиации основное собрание Симферопольской картинной галереи, при эвакуации были утеряны коллекции Керченского музея, Центрального краеведческого музея [10].
Послевоенный, третий этап развития музейной сети Крыма начался с возвращения эвакуированных коллекций и восстановления музеев. В 1944 г. был проведен ремонт дома-музея А.С. Пушкина в Гурзуфе, в 1948 г. открылся Военно-исторический музей Черноморского флота [11].
В послевоенный период в значительной степени активировалось краеведческое движение, а также появилось новое тематическое направление музейной деятельности - события Великой Отечественной войны, подвиг советского народа,
что в значительной степени повлияло на рост численности музеев. В частности, в 1959 г. в Севастополе была открыта диорама «Штурм Сапун-горы 7 мая 1944 года».
В целом можно отметить, что во второй половине 1960-х гг. произошла активизация музейной деятельности, возрос интерес к отечественной истории и культуре [12]. В 1963 г. музейная сеть Крыма была представлена 23 музеями, в число которых входили: Областной краеведческий музей и Областная картинная галерея в Симферополе; Историко-археологический музей в Бахчисарае, ведавший 14-ю пещерными городами; Музей Черноморского флота; Государственный музей обороны и освобождения Севастополя; Панорама «Оборона Севастополя»; Диорама «Штурм Сапун-горы 7 мая 1944 года»; Государственный Херсонесский историко-археологический музей; Аквариум при Морском биологическом институте АН УССР в Севастополе; Дом-музей С.Н. Сергеева-Ценского и небольшой музей при управлении Крымского государственного заповедно-охотничьего хозяйства в Алуште; Краеведческий музей и Дом-музей А.П. Чехова в Ялте; музейная комната на первом этаже Большого Ливадийского дворца; Алупкинский дворец-музей; Сакский краеведческий музей, Краеведческий музей в Евпатории; Судакская крепость; Картинная галерея имени Айвазовского и Краеведческий музей в Феодосии; Историко-археологический музей имени Пушкина; Лапидарий в здании Церкви Иоанна Предтечи и Музей-выставка обитателей морских и океанских глубин - в здании Азово-Черноморского института морского рыбного хозяйства и океанографии в Керчи.
В последующие годы сеть крымских государственных музеев расширялась пространственно и тематически. В 1987 г. на базе Керченского музея был создан Керченский государственный историко-культурный заповедник. В 1984 г. был открыт Дом-музей М.А. Волошина в Коктебеле, а в 1987 г. - Дом-музей академика архитектуры А.Н. Бекетова в Алуште. Несколько литературных музеев получили статус музеев в качестве филиалов: в 1964 г. был открыт дом А.С. Грина в Старом Крыму как филиал Феодосийского краеведческого музея, а с 1971 г. - как филиал Феодосийского литературно-мемориального музея А.С. Грина в Феодосии; Дача Чехова в Гурзуфе с 1987 г. существовала в качестве филиала Дома-музея А. П. Чехова в Ялте. Наконец, в 1989 г. начал работать Музей А.С. Пушкина на правах отдела Ялтинского историко-литературного музея [2].
Развитие краеведческого движения, популяризация героических и трудовых будней советского народа во многом способствовали созданию общественных музеев. Наряду с действующими государственными музеями во второй половине 1950-х годов активно создавались музеи при учреждениях культуры, в школах, на предприятиях, - особенно в тех районах и населенных пунктах, которые находились далеко от государственных музеев, и где была острая потребность в музеях местных. Наибольшее распространение в то время получили музеи боевой и трудовой славы, истории комсомола, истории предприятий, мемориальные и школьные музеи.
Были созданы и действовали музеи при отделах культуры: Нижнегорский историко-краеведческий музей, Белогорский историко-краеведческий музей, Джанкойский районный историко-краеведческий музей, Красногвардейский
историко-краеведческий музей и Восходненский народный музей истории колхоза «Россия» Красногвардейского района, Красноперекопский районный историко-краеведческий музей, Первомайский районный исторический музей.
При высших учебных заведениях были открыты: Зоологический музей при кафедре зоологии, Музей редкой книги научной библиотеки и Ботанический сад в Таврическом национальном университете им. В.И. Вернадского (в то время -Крымский государственный педагогический институт имени М. В. Фрунзе); Музей анатомии человека и истории морфологии кафедры нормальной анатомии человека Крымского государственного медицинского университета им. С.И. Георгиевского; Геологический музей на станции Московского государственного университета в Бахчисарайском районе. Во всесоюзном детском центре «Артек» в 1967 г. по инициативе первого космонавта Ю.А. Гагарина и С.П. Королева был создан уникальный «Музей космоса».
В советский период была создана целая сеть школьных музеев, посвященных военно-исторической тематике, отдельным воинским подразделениям: 51 Армии, 8-й Воздушной Армии, Отдельной Приморской армии, 383-й шахтерской Краснознаменной ордена Суворова стрелковой дивизии, 87-й Гвардейской стрелковой Перекопской Краснознаменной ордена Суворова дивизии, 318 -й Новороссийской ордена Суворова 11-й степени горнострелковой дивизии, 263-й стрелковой Сивашской дивизии 51-й Армии, 267-й, 127-й и 77-й стрелковым дивизиям, 5-му Гвардейскому Констанцскому морскому ракетоносному авиационному полку, 25-му дважды ордена боевого Красного Знамени Керченскому Истребительному авиаполку, 36-му Краснознаменному минно-торпедному авиаполку, 11 Гвардейскому авиаполку, 46-му гвардейскому Таманскому женскому авиационному полку, 943-му Констанцскому Краснознаменному ракетоносному полку морской авиации, 97-му отдельному мотосаперному Керченскому ордена Красной звезды батальону и 15-му Гвардейскому отдельному мотоштурмовому инженерно-саперному Дрезденскому батальону, 4-му Гвардейскому Кубанскому казачьему кавалерийскому корпусу, 7-ой Гвардейской отдельной артиллерийской бригаде, Ичкинскому партизанскому отряду.
Только в 1978 г. было открыто 30 новых общественных музеев, в 1981 г. - 17 музеев, 50 музеев было создано в 1985 г. В 1985 г. в Крымской области наряду с государственными действовали 256 общественных музеев, в 1986г. - 272, в 1987г. -288, в 1988 г. - 305, в 1989 г. - 299 [13].
Таким образом, советский период в истории развития музейной сети полуострова может быть охарактеризован значительным ростом общего числа музеев за счет музеев общественных, и жесткой направленностью музейной деятельности государственными идеологическими догмами.
В 90-е гг. ХХ в. начался четвертый этап развития крымской музейной сети. Новая политико-экономическая ситуация эпохи перестройки обусловила кризис как в культуре в целом, так и в музейной сфере. В то время начался интенсивный процесс сокращения музейной сети, прежде всего - за счет музеев, невостребованных идеологически в эпоху политического кризиса и неустойчивых
экономически. В частности, почти в два раза сократилась сеть общественных музеев.
Однако во второй половине 1990-х-2000 гг. кризисная ситуация была преодолена, началось создание крупнейших разнопрофильных заповедников и музеев. В 1990 г. были открыты Алупкинский дворцово-парковый музей-заповедник и Бахчисарайский государственный историко-культурный заповедник. На базе археологического памятника античного времени - городища «Калос Лимен» - в 1997 г. создан историко-археологический музей-заповедник «Калос Лимен». В 2000 г. был создан историко-культурный мемориальный музей-заповедник «Киммерия М.А. Волошина».
1992 г. - год создания Дворца-музея Александра III в Массандре и Крымскотатарского музея культурно-исторического наследия в Симферополе, в структуру которого в 2001 г. вошел Музей дважды Героя Советского Союза Амет-Хана Султана. В 1993 г. были открыты музей в Ливадийском дворце и Музей И. С. Шмелева и литературы русского зарубежья в Алуште; в 2003 г. -Балаклавский подземный военно-исторический музей; в 2005 г. в Старом Крыму -Дом-музей К.Г. Паустовского; в 2009 г. - Крымский этнографический музей в Симферополе [2].
С 1992 по 2005 г. было создано значительное количество музеев при национальных обществах: крымчаков «Кърымчахлар», евреев, караимов «Кардашлар», чехов «Влтава», при центре «Текие-дервиш». Одним из новшеств 1990-х гг. является возрождение частных музеев: мемориальных, таких как Дом-музей Е. В. Нагаевской и А. Г. Ромма в Бахчисарае и Музей Натана Рахлина в Мисхоре; этнографических - Греческого этнографического музея в с. Чернополье Белогорского района, Музея истории и культуры крымских караимов им. С. И. Кушуль в Евпатории и Дома-музея истории, культуры и быта крымских татар в г. Старый Крым, Музея крымско-татарской культуры «Олун-Базар-Къапусу» в Евпатории, технического Музея дельтапланеризма в Феодосии и музея истории виноделия Алуштинской долины «Грот «Седьмое небо» в с. Солнечногорское Алуштинского региона [2].
Создавались музеи при предприятиях: Музей истории ОАО Феодосийской судостроительной корпорации «Море», Музей истории города и ТОК «Судак», Музей истории трамвая и троллейбуса при КРПП «Крымтроллейбус», музеи морских торговых портов Евпатории и Феодосии, Музей истории Феодосийского казенного оптического завода, Музей боевой и трудовой славы ОАО «Симферопольского консервного завода им. Кирова», Музей боевой и трудовой славы СМЗ «Прогресс», Музей истории завода ОАО «Крымский содовый завод», Комната-музей боевой, трудовой славы и интернациональной дружбы птицеплемзавода им. Фрунзе, Музей боевой и трудовой славы Госплемсовхоза. Истории виноделия посвящены Музей виноделия ЗАО «Торговый дом «Массандра», Музей боевой и трудовой славы ГП «Судак», Музей истории виноградарства и виноделия завода шампанских вин «Новый свет», Музей вина ООО «Арсенал вин» г. Евпатории.
Появилась новая группа музеев, создаваемых при церквях, монастырях, епархиях: Музей истории возрождения храма «Всех святых» («Забвению вопреки») и Музей «Христианская история Феодосии и Карантина» в Феодосии, Музей Святого Луки при Свято-Троицком монастыре в Симферополе [13].
Отдельные отрасли науки, техники, промышленного производства нашли свое отражение в экспозициях более 20-ти музеев, к которым относились Музей истории космонавтики (Евпаторийский центр дальней космической связи), Музей мелиорации (Республиканский комитете по водному хозяйству), Музей истории защиты растений (Государственная инспекция), Музей запахов (Научно-производственное объединение «Эфирмасло»), Евпаторийский музей фармации Крыма, Музей Управления пожарной охраны, Музей почты (Крымское почтовое управление). История развития крымского судостроения и мореплавания представлена в музеях истории Евпаторийского морского порта, Морского торгового порта Феодосии и Феодосийской судостроительной корпорации «Море». Развитие электрического транспортного сообщения на полуострове освещено в Музее истории Симферопольского железнодорожного узла Приднепровской железной дороги, Музее истории железной дороги Джанкой-Феодосия в г. Феодосии и Музее истории трамвая и троллейбуса КРПП «Крымтроллейбус». История развития крымского виноградарства и виноделия представлена в Музее истории Национального института винограда и вина «Магарач», Музее виноделия ЗАО «Торговый дом «Массандра», Музее истории виноградарства и виноделия завода шампанских вин (ЗШП) «Новый свет», Музее вина в Евпатории, Музее ГП «Судак» и Музее «Грот «Седьмое небо». Оригинальный спортивный Клуб-музей «Его Величество Футбол» создан при Общественном объединении «Дом футбола» в г. Ялта. Частными лицами были организованы Музей катастроф на водах в с. Малореченское и Музей денег в г. Феодосия. Более 50 музеев краеведческой направленности было создано при общеобразовательных школах [13]. В 2013 г. музейная сеть Крыма насчитывала около 300 музеев, основанных на общественных началах. Несмотря на серьезные социально-экономические проблемы постперестроечного периода, музейная сеть Крыма формировалась в соответствии с общественными запросами, часто обращенными к малоизвестным, ранее замалчиваемым вопросам региональной истории.
С 2014 г. музейная сеть Крыма вошла в новый этап своего развития и продолжает активно развиваться в российском культурном пространстве. Особенностью данного этапа является значительное сближение и расширение сотрудничества крымских музеев с ведущими музеями России, работа в российском законодательном поле, создание многочисленных инновационных проектов, связанных с усилением статуса культуры и государственной культурной политики [14; 15; 16].
В настоящее время крымская музейная сеть представлена уникальными заповедниками, такими как: Алупкинский дворцово-парковый музей-заповедник, Ливадийский дворцово-парковый музей-заповедник; Бахчисарайский историко-культурный и археологический музей-заповедник; Восточно-Крымский историко-культурный музей-заповедник; Историко-культурный мемориальный музей-
заповедник «Киммерия М.А. Волошина»; Музей-заповедник «Судакская крепость»; Историко-археологический музей-заповедник «Неаполь Скифский»; Историко-археологический музей-заповедник «Калос Лимен»; Крымский литературно-художественный мемориальный музей-заповедник, созданный в 2016 г.
Некоторые заповедники представляют собой целые комплексы: например, в состав заповедника «Киммерия М.А. Волошина» входят Дом-музей М.А. Волошина в Коктебеле, Музей Марины и Анастасии Цветаевых в Феодосии, Дом-музей А.С. Грина, Дом-музей К.Г. Паустовского. Восточно-Крымский историко-культурный музей-заповедник представлен Историко-археологическим музеем, картинной галереей, Музеем истории обороны Аджимушкайских каменоломен, Музеем истории Эльтигенского десанта, Царским и Мелек-Чесменским курганами, крепостью Керчь. В состав Алупкинского музея-заповедника входят Воронцовский дворец и дворец-музей Александра III в Массандре. Бахчисарайский заповедник включается в себя Ханский дворец в г. Бахчисарай, «пещерные города» Мангуп -Кале, Чуфут-Кале, Эски-Кермен, Качи-Кальон и Историко-архитектурный комплекс Зынджирлы-медресе и Дом-музей И. Гаспринского. В Крымский литературно-художественный мемориальный музей-заповедник включены Дом-музей А.П. Чехова в Ялте, Музей А.С. Пушкина в Гурзуфе, Отдел «Чехов и Крым», Отдел «Дача А.П. Чехова и О.Л. Книппер в Гурзуфе» [17].
Наряду с заповедниками активно развиваются такие музеи, как Центральный музей Тавриды, Крымский этнографический музей, Алуштинский литературно-мемориальный музей им. С.Н. Сергеева-Ценского, Крымско-татарский музей культурно-исторического наследия, Симферопольский художественный музей, Дворец-замок «Ласточкино гнездо», Феодосийский музей древностей, Феодосийский литературно-мемориальный музей А.С. Грина, Феодосийская картинная галерея им. И.К. Айвазовского, Евпаторийский краеведческий музей, Музей краеведения и истории грязелечения в г. Саки, Ялтинский историко-литературный музей, Музей истории города Симферополя, Алуштинский литературно-мемориальный музей С.Н. Сергеева-Ценского, предприятие «Поляна сказок», Армянский историко-краеведческий музей, Белогорский историко-краеведческий музей, Джанкойский историко-краеведческий музей, Красноперекопский краеведческий музей, Историко-археологический музей Ленинского района, Нижнегорский историко-краеведческий музей, Музей Симферопольского района им. Н. Островского, Советский районный историко-краеведческий музей.
Центральный музей Тавриды объединяет Алуштинский историко -краеведческий музей, Литературно-мемориальный «Дом-музей И. Сельвинского», Мемориал жертвам фашистской оккупации Крыма 1941-1944 гг. и комплекс Центрального музея Тавриды. В комплекс Алуштинского литературно-мемориального музея им. С.Н. Сергеева-Ценского входят Музей И.С. Шмелева, Дом-музей академика архитектуры А.Н. Бекетова и Музей С.Н. Сергеева-Ценского. Крымскотатарский музей культурно-исторического наследия в Симферополе включает музей дважды Героя Советского Союза Амет -Хана Султана в Алупке. В составе Ялтинского историко-литературного музея наряду с историко -
литературным музеем работают Музей Леси Украинки и дом-музей Н.З. Бирюкова
[17].
В Севастополе действуют музей-заповедник «Херсонес Таврический», Музейный комплекс «Музей героической обороны и освобождения Севастополя», включающий в себя панораму «Оборона Севастополя 1854-1855 гг.», диораму «Штурм Сапун-горы», музей Черноморского флота; Военно-исторический музей Черноморского флота; Балаклавский подземный музейный комплекс; Военно-морской музей «Михайловская батарея»; комплекс «35-я береговая батарея» на Херсонесе; Севастопольский аквариум; Художественный музей им. Крошицкого. В 2018 г. открыт музей «Константиновская батарея».
Развиваются музеи, находящиеся в ведении отдельных министерств и ведомств: Музей природы Крымского природного заповедника, Квартира-музей академика А. Б. Северного при Крымской Астрофизической Обсерватории, Геологический музей при Станции Московского государственного университета, Музей океанической флоры и фауны Южного научно-исследовательского института рыбного хозяйства и океанографии, Музей истории трамвая и троллейбуса ГУП РК «Крымтроллейбус», Музей истории Симферопольского железнодорожного узла Крымской железной дороги, Музей пожарно-спасательных сил ГУ МЧС России по Республике Крым при Главном управлении МЧС России по Республике Крым, музей истории Крымского федерального университета и Музей Н.В. Багрова при КФУ им. В.И. Вернадского, Музей анатомии человека и истории морфологии кафедры нормальной анатомии человека при Медицинской академии им. С.И. Георгиевского КФУ им. В.И. Вернадского, Зоологический музей Таврической академии КФУ им. В.И. Вернадского, Научный музей Никитского ботанического сада при ГБУ РК «Никитский ботанический сад - Национальный научный центр», Музейно-выставочный комплекс Международного детского центра «Артек», Музей истории Крымского академического русского драматического театра имени М. Горького. Продолжают свою деятельность музеи при общественных организациях, постоянно расширяется сеть школьных музеев. О беспрецедентной важности музеев в современном обществе и социокультурной политике государства свидетельствует то, что большая часть крымских музеев относится к государственной форме собственности (92%), а более 70% от общего числа музеев составляют музеи исторической направленности [18].
Таким образом, исходя из соответствующих социально-политических условий, в историческом развитии музейной сети Крыма условно можно выделить пять этапов, каждый из которых имеет определенные особенности, указанные выше. Начиная с начала XIX века наблюдается неуклонный рост общественных запросов, касающихся специального, музейного сохранения памятников культурного и природного наследия крымского полуострова. Изучение истории музейной сети Крыма позволяет увидеть и оценить роль личности в культуре, понять значение общественных инициатив, выделить проблемы музейной деятельности на каждом этапе ее исторического развития, обосновать и учесть ее зависимость от соответствующих социально-политических условий.
При этом следует отметить, что, невзирая на изменения политических и идеологических установок, музеи всегда были востребованы как социокультурные институты и хранители исторической памяти, и тем более востребованы сейчас, когда перед народами и нациями остро встала проблема сохранения культурной самобытности и своего культурного «лица», противостояния нивелирующему воздействию процессов глобализации на культуру, а потому и на социум в целом. Кроме того, как показала современная практика, музеи могут быть использованы как ресурсы социально-экономического развития, развития туристской деятельности, создания позитивного имиджа региона и соответствующего населения, выступать очагами духовной жизни и инструментом формирования личности, особенно - подрастающего поколения.
Список литературы
1. Резник О.В., Стельмах И.Ф., Швецова А.В. Сохранение и популяризация культурного наследия как направление деятельности музеев Крыма // Культурное наследие России. - 2018. - №3. - С. 74-79.
2. Музеи Крыма: Справочник-путеводитель / Авт.-сост. А. В. Зубарев, С. Н. Пушкарев, Е. Б. Вишневская [и др.]. - ОАО «Симферопольская городская типография» (СГТ), 2009. - 256 с.
3. Андросов С.А. Деятельность Крымохриса по созданию и развитию музейной сети в Крыму (1920 -1926 гг.) // II Таврические научные чтения, посвященные 80-летию Центрального музея Тавриды (г. Симферополь, 2001 г.): Сб. мат. / гл. ред. Е.Б. Вишневская; - Симферополь: Данила-5, 2002. -С. 26-32.
4. Дубинина Л.И. Деятельность Евпаторийского краеведческого музея по изучению, сохранению и развитию традиционной культуры проживающих в Евпатории народов // I Таврические научные чтения, посвященные 80-летию Центрального музея Тавриды (г. Симферополь, 2000 г.): Сб. мат. / гл. ред. Е.Б. Вишневская; - Симферополь, 2001. - С. 48-50.
5. Дубилей Л. П. Страницы истории Центрального музея Тавриды // II Таврические научные чтения, посвященные 80-летию Центрального музея Тавриды (г. Симферополь, 2001 г.): Сб. мат. / гл. ред. Е.Б. Вишневская; Крым. респуб. краевед. музей. - Симферополь: Данила-5, 2002. - С. 4-9.
6. Волкова Т., Гарагуля В., Русанов И. Крым. Персональный гид / Т. Волкова, В. Гарагуля, И. Русанов. - Симферополь : ЧП Боженко, 2007. - 248 с.
7. Андросов С.А. Основные тенденции музейного строительства в Крыму в 1930-е годы // XI Таврические научные чтения (г. Симферополь, 2010 г.): Сб. мат. - Ч. 1 / гл. ред. Е.Б. Вишневская. -Симферополь, 2011. - С.14-37.
8. Мусаева У.К. Развитие музейного дела в Крымской АССР (1921-1941) / У.К. Мусаева ; Под ред. А.А. Непомнящего. - Симферополь: Крымучпедгиз, 2013. - 402 с.
9. Мусаева У.К. Музейное строительство в Крымской АССР в 1920-1940 гг.: формы и методы руководства и организации музейной работы в Крыму // Вестник Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина. Серия: История. - 2014. - № 3. - Т. 4. -С. 36-44.
10. Андросов С.А. Музеи Крыма в годы Великой Отечественной войны // IV Таврические научные чтения (г. Симферополь, 2003 г.): Сб. мат. - Ч. 1 / гл. ред. Е.Б. Вишневская. - Симферополь, 2004. -С.11-24.
11. Андросов С.А. Музейная жизнь Крыма в 1944-1945 гг. // X Таврические научные чтения (г. Симферополь, 2009 г.): Сб. мат. - Ч. 1 / гл. ред. Е.Б. Вишневская. - Симферополь, 2010. - С. 3-12.
12. Андросов С.А. Первая послевоенная пятилетка Крымского областного краеведческого музея (1946 - 1950 гг.) // XII Таврические научные чтения (г. Симферополь, 2011 г.): Сб. мат. - Ч. 1 / гл. ред. Е.Б. Вишневская; ЦМТ. - Симферополь, 2012. - С.20-29
13. Стельмах И. Ф. Развитие общественных музеев в Автономной Республике Крым. Автореф. дис. канд. ист. наук / И. Ф. Стельмах. - Киев, 2012. - 20 с.
14. Закон Республики Крым от 9 января 2018 г. N 453-3PK/2018 «О музеях и музейном деле в Республике Крым». URL: http://www.garant.ru/hotlaw/crimea/1160083/ (Дата обращения: 18.05.2020).
15. Федеральный закон от 26.05.1996 N 54-ФЗ (ред. от 27.12.2018) «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10496/ca87cfd187048d9e8949248e19b86b9273a387 78/#dst157 (Дата обращения: 18.05.2020).
16. Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» от 25.06.2002 N 73-Ф3 (последняя редакция). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_37318/ (Дата обращения: 18.05.2020).
17. Зубарев А.В. Музеи Крыма: первое десятилетие в XXI веке // XI Таврические научные чтения (г. Симферополь, 2010 г.): Сб. мат. - Ч. 1 / гл. ред. Е.Б. Вишневская. - Симферополь, 2011. - С. 78-91.
18. Стельмах И. Ф. Музейная сеть и классификация музеев Республики Крым // Таврические студии. -2015. - С. 104-110.
Shvetsova A. V., Stelmakh I. F. Formation of the Crimean Museum Network: the Main Stages and Features // Scientific Notes of V. I. Vernadsky Crimean Federal University. Philosophy. Political science. Culturology. - 2020. - Vol. 6 (72). - № 2. - P. 135-149
The article examines the history of the Museum network of the Crimea, starting from the beginning of the XIX century and up to the present. The special role of the museums as the socio-cultural institutions and their important role in preserving the national cultural and natural heritage were noted. The significant part of this heritage is located on the territory of the Republic of Crimea; therefore, the study of the historical experience of the development of the Crimean museums is relevant for both the Museum studies and the Museum practice. The purpose of this article is to analyze the formation of the Crimean Museum network as an integral phenomenon. The tasks of this article are to determine and characterize the main stages of its development from the beginning of the XIX century to the present time in the context of the socio - cultural and political history of the region. The main stages of the formation of the Museum network and the relationship of the Museum activities with the historical and political events and conditions are described and analyzed in chronological terms. The main stages of the formation and the development of the Museum network of the Crimea are defined. The features of each stage and corresponding problems of the creation and the development of the museums are highlighted. The list of the Museum institutions, operating on the Peninsula during this considered period, is provided. The special attention is paid to the relationship between the development of the museums and the corresponding policy, ideology and public demands.
Keywords: Museum, Museum network, stage of formation, Crimea.
References
1. Reznik O.V., Stel'makh I.F., Shvetsova A.V. Sokhraneniye i populyarizatsiya kul'turnogo naslediya kak napravleniye deyatel'nosti muzeyev Kryma [The preservation and popularization of the cultural heritage as a direction of the activity of Crimean museums]. // Kul'turnoye naslediye Rossii [The Cultural Heritage of Russia], - 2018, №3. p. 74-79.
2. Muzei Kryma: Spravochnik-putevoditel' [Museums of Crimea: The Guide-book]. - OJSC Simferopol City Printing House (SGT), 2009, 256 p.
3. Androsov S.A. Deyatel'nost' Krymokhrisa po sozdaniyu i razvitiyu muzeinoi seti v Krymu (1920 - 1926 gg.) [Activities of Krymokhris on the creation and the development of the museum network in Crimea (1920 - 1926)] // II Tavricheskie nauchnye chteniya, posvyashchennye 80-letiyu Tsentral'nogo muzeya Tavridy (g. Simferopol', 2001 g.): Sb. mat. [II Taurida scientific readings dedicated to the 80th anniversary of the Central Museum of Tauris (Simferopol, 2001): The Collection of materials], -Simferopol: Danila-5, 2002, p. 26-32.
4. Dubinina L.I. Deyatel'nost' Yevpatoriyskogo krayevedcheskogo muzeya po izucheniyu, sokhraneniyu i razvitiyu traditsionnoy kul'tury prozhivayushchikh v Yevpatorii narodov [The activities of the Evpatoria Museum of the Local Lore that deals with the study, preservation and the development of the traditional culture of the nations living in Evpatoria]. // I Tavricheskiye nauchnyye chteniya, posvyashchennyye 80-
letiyu Tsentral'nogo muzeya Tavridy (g. Simferopol', 2000 g.): Sb. mat. [I Taurida scientific readings dedicated to the 80th anniversary of the Central Museum of Tauris (Simferopol, 2000): the collection of materials], - Simferopol, 2001, p. 48-50.
5. Dubiley L. P. Stranitsy istorii Tsentral'nogo muzeya Tavridy [The pages of the history of the Central Museum of Tauris] // II Tavricheskiye nauchnyye chteniya, posvyashchennyye 80-letiyu Tsentral'nogo muzeya Tavridy (g. Simferopol', 2001 g.): Sb. mat. [II Taurida scientific readings dedicated to the 80th anniversary of the Central Museum of Tauris (Simferopol, 2001): the Collection of materials] -Simferopol, Danila-5, 2002, p. 4-9.
6. Volkova T., Garagulya V., Rusanov I. Krym. Personal'nyy gid [Crimea. The Personal guide]. -Simferopol, PE Bozhenko, 2007, 248 p.
7. Androsov S.A. Osnovnyye tendentsii muzeynogo stroitel'stva v Krymu v 1930-ye gody [The main trends of the museum construction in the Crimea in the 1930s] // XI Tavricheskiye nauchnyye chteniya (g. Simferopol', 2010 g.): Sb. mat. [. XI Taurida scientific readings (Simferopol, 2010): the Collection of materials] - Part 1, Simferopol, 2011, p.14-37.
8. Musayeva U.K. Razvitiye muzeynogo dela v Krymskoy ASSR (1921-1941) [The Museum development in Crimean Autonomous Soviet Socialist Republic (1921-1941)]. - Simferopol, the Crimean educational teaching paper, 2013, 402 p.
9. Musayeva U.K. Muzeynoye stroitel'stvo v Krymskoy ASSR v 1920-1940 gg.: formy i metody rukovodstva i organizatsii muzeynoy raboty v Krymu [The Museum construction in Crimean Autonomous Soviet Socialist Republic during the period 1920-1940: forms and methods of leadership and organization of the museum work in the Crimea]. // Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta imeni A. S. Pushkina. Seriya: Istoriya Vestnik, A. Pushkin Leningrad State University. Series: History] - 2014, Vol. 4, № 3, p. 36-44.
10. Androsov S.A. Muzei Kryma v gody Velikoi Otechestvennoi voiny [The Museums of Crimea during the period of the Great Patriotic War]. // IV Tavricheskie nauchnye chteniya (g. Simferopol', 2003 g.): Sb. mat. [IV Taurida scientific readings (Simferopol, 2003): the Collection of materials] - Part 1, Simferopol, 2004, p.11-24.
11. Androsov S.A. Muzeynaya zhizn' Kryma v 1944-1945 gg. [The Museum Life of the Crimea in 19441945] // X Tavricheskiye nauchnyye chteniya (g. Simferopol', 2009 g.): Sb. mat. [X Taurida scientific readings (Simferopol, 2009): the Collection of materials] - Part 1, Simferopol, 2010, p. 3-12.
12. Androsov S.A. Pervaya poslevoyennaya pyatiletka Krymskogo oblastnogo krayevedcheskogo muzeya (1946 - 1950 gg.) [The first afterwar five-year plan of the Crimean Regional Museum of the Local Lore (1946 - 1950)] // XII Tavricheskiye nauchnyye chteniya (g. Simferopol', 2011 g.): Sb. mat. [XII Taurida Scientific Readings (Simferopol, 2011): the Collection of materials]. -Part 1, Simferopol, 2012, p.20-29.
13. Stel'makh I. F. Razvitiye obshchestvennykh muzeyev v Avtonomnoy Respublike Krym [The development of the public museums in Autonomous Republic of Crimea]. - Extended abstract of candidate's thesis, Kiev, 2012, 20 p.
14. Zakon Respubliki Krym ot 9 yanvarya 2018 g. N 453-ZRK/2018 «O muzeyakh i muzeynom dele v Respublike Krym» [The Law of the Republic of Crimea dated January 9, 2018 N 453-LRC / 2018 "About the museums and the museum business in the Republic of Crimea"]. - URL: http://www.garant.ru/hotlaw/crimea/1160083/ (Accessed: 18 May 2020).
15. Federal'nyy zakon ot 26.05.1996 N 54-FZ (red. ot 27.12.2018) «O Muzeynom fonde Rossiyskoy Federatsii i muzeyakh v Rossiyskoy Federatsii» [The Federal Law dated 05.26.1996 N 54-FL (as amended on 12.27.2018) "About the Museum Fund of the Russian Federation and the museums in the Russian Federation"]. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10496/ca87cfd187048d9e8949248e19b86b9273a387 78/#dst157 (Accessed: 18 May 2020).
16. Federal'nyy zakon «Ob ob"yektakh kul'turnogo naslediya (pamyatnikakh istorii i kul'tury) narodov Rossiyskoy Federatsii» ot 25.06.2002 N 73-FZ (poslednyaya redaktsiya) [The Federal Law "About the Objects of the Cultural Heritage (Monuments of History and Culture) and about the nations of the Russian Federation" dated 06.06.2002 N 73-FL (latest revision)]. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_37318/ (Accessed: 18 May 2020).
17. Zubarev A.V. Muzei Kryma: pervoye desyatiletiye v XXI veke [The Museums of the Crimea: the first decade of the XXI century] // XI Tavricheskiye nauchnyye chteniya (g. Simferopol', 2010 g.): Sb. mat. [XI Taurida scientific readings (Simferopol, 2010): the Collection of materials]. - Simferopol, 2011, p. 78-91.
18. Stel'makh I. F. Muzeynaya set' i klassifikatsiya muzeyev Respubliki Krym [The Museum network and the classification of museums of the Republic of Crimea]. Tavricheskiye studii [Taurida Studios]. - 2015. p. 104-110.