Формирование мотивации учения
Е. В. Козырева
В статье рассматривается значение положительной устойчивой мотивации в процессе дополнительного музыкального образования. Раскрыто содержание авторских программ, предложены методы и средства повышения интереса учащихся к обучению музыке на начальном этапе.
Ключевые слова: дополнительное музыкальное образование, начальный этап обучения, мотивация, авторские программы, средства формирования интереса.
Formation of Motivation of Studying
Е. V. Kozyreva
The article deals with the significance of constant positive motivation in the process of additional musical education. The content of personal programmes and conditions through methods and means for attracting the interest of students to learning music at the lowest stage are discussed in it.
Key words: further music education, the training initial stage, motivation, author's programmes, means of interest formation.
Важность начального этапа любого образовательного процесса не вызывает сомнений [1; 4; 5]. Будучи основополагающим, начальный этап обучения музыке не только реализует предпосылки дальнейшего профессионального становления музыканта, но и позволяет прогнозировать и, соответственно, корректировать оптимальный путь развития учащегося, совершенствования его навыков. Сущность дополнительного образования изначально дуалистична по своей направленности: с одной стороны, целью его является дополнение основного общеобразовательного процесса, с другой - предоставление возможности ранней профессионализации, развитие профессионально важных качеств (ПВК) будущего специалиста.
Несмотря на большое количество литературы, посвященной тем или иным аспектам музыкальной деятельности, прикладное ее назначение в основном группируется вокруг двух полюсов: обучения на уроках музыки в условиях общеобразовательной школы и получения музыкального образования с целью дальнейшей профессионализации. В то время как методике преподавания предмета «Музыка» посвящено большое количество методологически обоснованных и внедренных в практику программ, обучение в условиях дополнительного музыкального образования изучено недостаточно. Огромный практический и теоретический опыт, накопленный педагогами-профессионалами, на настоящий момент не имеет фундаментальных обобщений и необходимой адаптивной формы, позволяющей использовать достижения науки и искусства в условиях дополнительного образования.
В процессе обучения музыке актуальным и важным является определение факторов и педагогических условий, влияющих на формирование положительной устойчивой мотивации в процессе обучения музыке на начальном этапе, что и
явилось целью проведенного нами исследования (понятие «мотивация» используется здесь в значении «совокупность мотивов» - внутренних побуждений к деятельности).
Мы исходили из того, что в современных условиях статус учащегося музыкальной школы ребенок принимает достаточно рано, в 4-6-летнем возрасте. В то же время нередко можно констатировать осознанное принятие решения обучаться музыке у детей 9-11 лет. В связи с этим уместно упомянуть мнение Л. С. Выготского [2. С. 247-256], считавшего, что хронологические границы того или иного возрастного периода могут изменяться. Таким образом, в отличие от общеобразовательной школы, классы которой формируются из детей одного возраста, в музыкальной школе статус первоклассника может иметь как пятилетний, так и одиннадцатилетний ребенок, что вызывает необходимость поиска новых методов и средств обучения, позволяющих эффективно воздействовать на продуктивность учебной деятельности в условиях как индивидуальных, так и групповых занятий. Трудности и противоречия процесса дополнительного музыкального образования связаны и с недостаточно полным знанием преподавателями возрастных особенностей детей, обучающихся музыке, их истинных мотивов, интересов, профессиональных намерений.
В нашем исследовании, направленном на выявление педагогических условий, способствующих формированию положительной устойчивой мотивации учения в процессе дополнительного музыкального образования, принимали участие более 300 испытуемых (учащиеся ДШИ № 7 г. Ярославля, ДМШ при ЯМУ им. Л. В. Собинова, педагоги и родители). Для этого нами были разработаны анкеты для учащихся, педагогов, родителей; изучена программно-методическая и нормативная документация, проанализированы
результаты деятельности учащихся, осуществлено целенаправленное эмпирическое наблюдение. Диагностируя ситуацию, сложившуюся в структуре дополнительного музыкального образования, мы пришли к следующим выводам:
— ребенок приходит в музыкальную школу с доминирующим мотивом «научиться играть»;
— музыкальные пристрастия детей определены зависимостью от массовой культуры, реализующей себя через средства массовой информации;
— в процессе обучения в музыкальной школе в большинстве случаев у детей можно наблюдать отрицательную динамику мотивации учения;
— при формировании устойчивой положительной мотивации учения необходимо учитывать интересы и цели родителей;
— большинство родителей не рассматривают обучение в музыкальной школе как начальный этап дальнейшей профессионализации, что связано с доминированием у них мотивов престижа;
— репертуар, будучи непосредственно связанным с содержанием процесса обучения в музыкальной школе, имеет прямую связь с интересом ребенка и его желанием учиться;
— регламентированные занятия (45 минут) для учащихся младших классов должны проходить с опорой на ведущую деятельность данного возрастного периода - игру;
— наблюдаемое снижение интереса учащихся к своему инструменту (фортепиано) не снижает интереса к музыкальному искусству вообще, выраженному в желании освоить второй инструмент, что должно быть использовано в фортепианной педагогике как средство, способствующее поднятию интереса к своей специальности;
— ситуация выбора элементов содержания учебного процесса (изучаемый репертуар, порядок работы над произведениями на уроке и т. д.) позитивно влияет на мотивацию учения;
— существующие программы обучения музыке не учитывают изменившуюся объективную ситуацию в музыкальном образовании, определяемую потребностями детей и их родителей.
Далее были сформированы две группы испытуемых - контрольная (135 человек) и экспериментальная (136 человек). По созданным нами авторским программам (основной и адаптиро-
ванной) работали учащиеся экспериментальной группы. Было выдвинуто предположение, что содержание программ способствует оптимальному развитию мотивации учеников, ориентированных как на общеэстетическое обучение, так и, возможно, на профессиональное.
При разработке методических средств, направленных на формирование положительной устойчивой мотивации, мы учитывали специфику начального этапа обучения игре на фортепиано. Сенситивным периодом начала обучения игре на фортепиано является дошкольный - младший школьный возраст, характеризующийся соответствующими ведущими видами деятельности. Наличие «донотного периода» предполагает первичную выработку того или иного навыка (слухового, двигательного), лишь в дальнейшем подкрепленную знаниевым компонентом.
Комплекс освоенных знаний, умений и навыков фортепианной игры является фундаментом для дальнейшего становления музыканта, независимо от выбранной области профессиональной деятельности - исполнительской, теоретической, композиторской, дирижерской. Эффективность обучения музыке зависит от организации систематических самостоятельных домашних занятий, во многом определяемых мотивацией. Форма индивидуальных занятий по специальности (фортепиано) позволяет педагогу использовать методы организации, стимуляции и развития потенциала учащегося с учетом его индивидуальных особенностей, а также требует особого, индивидуального подхода к критериям оценки.
Конкретными методами и средствами формирования положительной устойчивой мотивации, внедренными нами в учебный процесс экспериментальной группы, явились следующие [5]:
— игра «Музыкальное лото» (составление и дальнейшее исполнение музыкального произведения из отдельных фрагментов, заготовленных на карточках). Применение игровых методов (сюжетно-ролевая игра, игра по правилам), чем и является игра на музыкальном инструменте, не только соответствует ведущей деятельности учащихся младших классов (5-9 лет), но и стимулирует творческие способности, является возможностью проявления и утверждения личностной позиции ребенка;
— игровые ситуации с применением игрушек (возможность необходимых многократных повторов и идентификации вариантов своих удачных и неудачных исполнений с тем или иным игровым персонажем). Начальное обу-
чение в музыкальной школе для многих детей является началом обучения вообще (смена статуса). В этом случае именно при непосредственном участии музыкального инструмента совершается важный в развитии ребенка переход от игровой деятельности, характеризующей дошкольный возраст, к учебной, с ее возрастающей ролью в младшем школьном возрасте;
— применение формы работы в малой группе (присутствие и возможность «занятий» старших учащихся с младшими, закрепление и демонстрация успешно усвоенного навыка в условиях класса). Групповые методы работы в условиях занятий по специальности позволяют удовлетворить потребность ребенка в общении, самоутверждении, способствуют формированию самооценки;
— фрагментарное использование в процессе обучения синтезатора как демократичного инструмента, позволяющего не только создавать новые звучания, минуя сложные технологические моменты оперирования, актуализировать себя, но и воплощать звучание изучаемых произведений в соответствии с эпохой их создания;
— педагогический показ (целостное исполнение произведения) на всех этапах работы над произведением с использованием аудиозаписи в различных интерпретациях как постоянно существующего наглядного эталона конечной цели работы над каждым элементом музыкальной ткани;
— создание ситуации выбора, направленной на достижение соответствия учебно-образовательной среды целям обучения, с учетом мнения родителей учащихся по таким параметрам, как выбор порядка работы над произведениями во время урока; выбор произведений для изучения из числа предложенных педагогом; возможность включения в изучаемый репертуар «неклассических» произведений, предлагаемых самим учащимся; выбор направления в обучении, соответствующего целям учащихся, их возможной дальнейшей профессионализации или общеэстетическому развитию. Разработанные и внедренные авторские программы (основная и адаптированная) [5] предполагают дифференциацию целей и задач образовательного процесса в соответствии с возможностями и потенциалом учащихся, потребностями детей и их родителей, их ориентацией на конечный результат обучения, а главное - на форми-
рование внутренней положительной мотивации учения у всего контингента обучающихся в музыкальной школе. Репертуар по классам, составленный по принципу усложнения технических и художественных задач, позволяет учащимся, обучающимся по основной программе, оптимально развить профессионально важные качества, необходимые для дальнейшего обучения в музыкальном училище (колледже). Адаптированная программа учитывает интересы и возможности учащихся, имеющих более скромные данные и преследующих иные цели обучения. В свою очередь, возможность развиваться в соответствии с индивидуальными темпами, уровнем и потенциалом не только способствует повышению интереса к обучению в музыкальной школе, но и влияет на самооценку, модифицируя ее из заниженной в адекватную.
Принимая во внимание количество детей, обучающихся в музыкальных школах, следует заметить, что массовая профессионализация не будет востребованной в условиях современного рынка труда. А потому важно, учитывая пожелания родителей и потенциал учащихся, своевременно выявлять детей, способных развивать профессионально важные качества в соответствии с требованиями возможной дальнейшей профессионализации.
Данные контрольной и экспериментальной групп, полученные в результате формирующего этапа исследования, позволили констатировать следующее. Показатели учащихся экспериментальной группы (136 человек) свидетельствуют о положительной динамике мотивации учения. Отметим, что дети, считающиеся «слабыми», могут не только заниматься «удовлетворительно», но и развивать свои сильные стороны с более высоким результатом. Показатели учащихся контрольной группы (135 человек) имеют отрицательную динамику, свидетельствующую о снижении интереса к обучению музыке и выбранной специальности. Имея практически равные показатели на констатирующем этапе исследования, контрольная и экспериментальная группы на момент окончания формирующего этапа продемонстрировали полярную направленность интереса к обучению в музыкальной школе. Использование математических методов статистической обработки показало эффективность разработанных нами методов и средств воздействия на формирование положительной устойчивой мотивации учения в условиях музыкальной школы (имеются значимые различия
этих двух групп испытуемых по 1>критерию Стьюдента).
Таким образом, в исследовании были выявлены основные психолого-педагогические условия, эффективно воздействующие на формирование мотивации учения в процессе начального этапа обучения игре на фортепиано: необходимость учета дифференцированных целей обучения, создание ситуации выбора в структурном и содержательном компонентах занятия, использование в ходе индивидуальных занятий методов и форм работы в малой группе, применение современных ТСО, учет возрастных психологических характеристик учащихся, систематическое использование творческих методов на протяжении всего периода обучения.
Необходимость мотивационного сопровождения начального этапа обучения музыке подтверждают результаты исследования, а разработанные и апробированные программы, учитывающие указанные выше условия, показали свою эффективность и были внедрены в практику
в Ярославле, Нижнем Новгороде, Софии (Болгария).
Библиографический список
1. Вавилов, Ю. П. Профессиональное образование учителя начальных классов в педагогическом вузе [Текст] / Ю. П. Вавилов. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2004. - 180 с.
2. Выготский, Л. С. Собрание сочинений [Текст] : в 6-ти т. / Л. С. Выготский. - М., 1984. - Т. 4. -362 с.
3. Ильин, Е. П. Мотивация и мотивы [Текст] / Е. П. Ильин. - СПб. : Питер, 2003. - 512 с.
4. Карпова, Е. В. Структура и генезис мотивацион-ной сферы личности в учебной деятельности [Текст] : монография / Е. В. Карпова. - Ярославль, 2007. - 570 с.
5. Козырева, Е. В. Дополнительное музыкальное образование: теория, эксперимент, практика [Текст] : учебное пособие / Е. В. Козырева. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2005. - 124 с.
6. Мартинсен, К. А. Методика индивидуального преподавания игры на фортепиано [Текст] / К. А. Мартинсен. - М. : Классика-ХХ1, 2002. -120 с.