Научная статья на тему 'Формирование мотивации при изучении иностранного языка студентов неязыковых специальностей (на примере немецкого языка)'

Формирование мотивации при изучении иностранного языка студентов неязыковых специальностей (на примере немецкого языка) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
250
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНУТРЕННЯЯ И ВНЕШНЯЯ МОТИВАЦИЯ / INTERNAL AND EXTERNAL MOTIVATION / ИЗУЧЕНИЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА / LEARNING LANGUAGES / МОТИВИРУЮЩИЕ ФАКТОРЫ / СТУДЕНТЫ НЕЯЗЫКОВЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ / STUDENTS OF NON-LINGUISTIC DEPARTMENTS / MOTIVATOR

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чурилова Н.В.

В статье освещаются вопросы формирования устойчивой мотивации и поддержания интереса при изучении иностранного языка (на примере немецкого языка) студентов специальностей «Социология», «Реклама и связи с общественностью», «Журналистика» ИМО и СПН в целях успешной реализации профессиональной деятельности на иностранном языке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The forming of motivation in foreign language learning

The article deals with the forming of a sustainable motivation and maintaining interest by learning a foreign language (as exemplified by the German language) of students of non-linguistic departments for successful realization of career in a foreign language.

Текст научной работы на тему «Формирование мотивации при изучении иностранного языка студентов неязыковых специальностей (на примере немецкого языка)»

УДК 372.881.1

Н. В.Чурилова

старший преподаватель кафедры лингвистики и профессиональной коммуникации в области медиатехнологий ИМО и СПН МГЛУ; e-mail: churilovanad@mail.ru

ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ (на примере немецкого языка)

В статье освещаются вопросы формирования устойчивой мотивации и поддержания интереса при изучении иностранного языка (на примере немецкого языка) студентов специальностей «Социология», «Реклама и связи с общественностью», «Журналистика» ИМО и СПН в целях успешной реализации профессиональной деятельности на иностранном языке.

Ключевые слова: внутренняя и внешняя мотивация; изучение иностранного языка; мотивирующие факторы; студенты неязыковых специальностей.

N. V. Churilova

Senior Teacher, Sub-department of Linguistics and Professional Communication in the Field of Mediatechnologies, the Institute of International Relations and Social and Political Sciences e-mail: churilovanad@mail.ru

THE FORMING OF MOTIVATION IN FOREIGN LANGUAGE LEARNING

The article deals with the forming of a sustainable motivation and maintaining interest by learning a foreign language (as exemplified by the German language) of students of non-linguistic departments for successful realization of career in a foreign language.

Key words: internal and external motivation; learning languages; motivator; students of non-linguistic departments.

В современном мире, переживающем процесс глобализации, знание иностранного языка образует основу для коммуникации во всех сферах отношений. Эффективность участия в межкультурном диалоге зависит, в свою очередь, от осознания необходимости и заинтересованности в успешном изучении иностранного языка, т. е. от мотивации обучающегося.

Поскольку изучение иностранного языка действительно требует ежедневной и систематической работы, студент должен знать, ради

чего он это делает и иметь четко поставленную конкретную цель изучения иностранного языка. Но это всегда должно быть конкретно, осязаемо, необходимо.

Например, на первом занятии можно сослаться на веб-страницу Института Гёте в Москве [1], где приводятся причины для изучения немецкого языка, которые можно использовать как факторы формирования мотивации у студентов неязыковых специальностей «Социология», «Реклама и связи с общественностью», «Журналистика» ИМО и СПН, среди которых особо можно отметить следующее:

• приобретение компетенций, позволяющих значительно улучшить качество профессиональной и личной жизни;

• коммуникация на немецком языке с немецкоговорящими деловыми партнерами, что положительно влияет на деловые отношения;

• повышение шансов на успех при устройстве на работу в представительствах немецких компаний в России и других странах;

• возможность стать продуктивным сотрудником для работодателей, имеющих деловые связи глобального значения;

• немецкий язык является вторым по важности научным языком, а Германия занимает 3-е место в мире в области научных разработок;

• развитие медийных, информационных и коммуникационных технологий: ряд важнейших сетевых изданий представлены в Интернете на немецком языке. После Великобритании, США, Китая и России Германия занимает 5-е место в мире в области ежегодных новых изданий, что обеспечивает расширенный доступ к литературе на немецком языке.

Конечная цель овладения иностранным языком понятна и проста -это умение изъясняться на чужом языке, т. е. развитие той коммуникативной и межкультурной компетенции, которая позволит работать с информацией на изучаемом языке как в устной, так и в письменной формах в соответствии с тематической обусловленностью ситуации. Современные жизненные реалии подталкивают вчерашних школьников к дальнейшему изучению иностранного языка независимо от того, какая именно сфера деятельности выбрана для профессионального роста. Иностранный язык нужен как для получения информации по своей специальности, так и для повседневного общения, не только

по причине растущего количества заимствований в современном русском языке, но и для получения актуальной аутентичной информации.

Общеизвестен тот факт, что любая форма обучения имеет тесную связь с мотивацией. Не секрет, что учение часто воспринимается молодыми людьми как нечто неинтересное, неприятное, связанное с определенными нагрузками и трудностями. Для успешного освоения иностранного языка необходимы мотивация, концентрация, способность восприятия учебного материала и креативность, причем последняя важна как для обучающихся, так и для преподавателя.

«Чтобы сделать процесс совершенствования уровня владения иностранным языком успешным и плодотворным, создать благоприятную атмосферу для развития личности и творческого потенциала студентов, квалифицированные преподаватели стремятся развить познавательный интерес к изучаемой дисциплине, раскрыть интересные особенности значений и красоту внутренней формы языковых единиц, открыть или понять что-то новое и существенное для себя» [3, а 143].

Современные психологи и педагоги едины в том, что качество выполнения деятельности и ее результат зависят прежде всего от побуждения и потребностей индивида, его мотивации. Именно мотивация вызывает целенаправленную активность, определяющую выбор средств и приемов, их упорядочение для достижения цели. Мотивация является поэтому «запускным механизмом» (И. А. Зимняя) всякой человеческой деятельности: будь то труд, общение или познание. Она питает и поддерживает мотивацию как осязаемый, реальный, этапный и конечный успех. В отсутствие успеха мотивация угасает, и это отрицательно сказывается на выполнении деятельности [2].

Как педагогическая наука трактует термин «мотивация»? По мнению М. Лёшманна Loeschmann), исследователя вопроса мотивации [6], «мотивация представляет собой совокупность эффективных импульсов и мотивов, определяющих степень активности усилий, направление, интенсивность и длительность действий индивидуума при освоении учебного материала». Мотивация изучения иностранного языка предполагает желание изучить его определенные контенты, а понятие мотивации к достижению положительного результата процесса учения предполагает тенденцию к энергичному и терпеливому выполнению учебных заданий вплоть до их успешного завершения.

Интересна в этой связи трактовка М. Райхельта [8] двух видов мотивации - внутренней и внешней.

Внутренняя мотивация - это стимул к совершению определенных действий внутри самого обучаемого, т. е. внутренне мотивированный индивид изучает иностранный язык, испытывая интерес, радость и потребность в получении знаний, поскольку он придает этому большое значение для успешного построения своей личной жизни и профессиональной деятельности и видит в этом возможность положительного решения личных проблем.

В основе внешней мотивации лежат стимулы к получению знаний, которые находятся вне личности обучаемого, т. е. прямая связь между обучаемым и учебным материалом отсутствует, однако оказывает стимулирующее влияние на формирование мотивации успешного освоения иностранного языка. Здесь можно говорить о стремлении к получению положительных оценок, похвалы или к завоеванию престижа и уважения в глазах окружающих.

Однако сложно определить четкую грань между внутренней и внешней мотивацией и рассматривать их как две отдельные области. Внешние мотивы в функциональном плане должны подразумевать наличие внутренней мотивации. Обучающиеся должны знать, почему они ставят себе те или иные цели, т. е. иметь определенные внешние мотивы. На занятиях по иностранному языку мы имеем дело, с одной стороны, с мотивами, эмоциями, взглядами, целями и ожиданиями обучающегося, с другой - с ситуациями учения и обучения, группами обучающихся, преподавателем и его участием в учебном процессе, учебным материалом.

В профессионально ориентированном обучении иностранному языку определяющим фактором становится «внешняя социальная необходимость», т. е. интеграция в профессию посредством коммуникации с иностранными коллегами, вхождение в языковое профессиональное сообщество другой страны. Средством достижения интеграции в данном случае выступает постановка конкретных целей и их реализация при изучении иностранного языка (свидетельство об изучении языка, необходимое для профессиональной квалификации, участие в студенческом обмене, учеба в зарубежном вузе, повышение квалификации или практика в другой стране). Носителями мотивации равноправно выступают как сами обучающиеся, так и преподаватель.

Функция преподавателя состоит в передаче мотивационного потенциала (так называемого полного пакета мотивов), в осознании, оценке мотивов обучающихся и принятии соответствующих решений в построении курса занятий. Немаловажную роль играет и не только то, как обучающийся воспринял предложенный ему «пакет мотивов», какие цели и мотивы определил для себя, но и то, какую позицию он занимает в процессе обучения. Действительно мотивирующими можно назвать занятия, ориентированные на обучающегося, а мотивированным - активного обучающегося.

Как считает М. Лёшманн, в методике существует понятие учебной автономии, как особо последовательной формы ориентации на обучающегося, смысл которой заключается в праве обучающихся самим определять цели, содержание, методы, техники работы, формы оценки, временные и пространственные параметры [6].

В условиях вуза, где заданы конкретные образовательные рамки, данная конструктивистская теория обучения не может быть реализована полностью. Так, самостоятельность выражается в следующих формах работы: обучающийся ставит перед собой промежуточные цели, взаимодействует с другими участниками учебного процесса, регулирует работу в группе, подбирает подходящие источники информации, анализирует учебный план, составляет критерии самооценки, позитивно настроен на возможные трудности, применяет определенные стратегии для эффективной коммуникации, устанавливает взаимосвязь между пройденным и новым материалом, проявляет активность и креативность, рассматривает преподавателя как консультанта и ориентира и др.

Как отмечает М. Лёшманн, преподаватель в свою очередь должен занимать позицию «модератора или посредника» [6]. В практическом плане это означает создание атмосферы открытости и доверия, прозрачность применяемых методов, обращение к имеющемуся опыту и знаниям обучающихся, развитие критического мышления, распознавание и принятие во внимание учебных стилей представителей группы. Важно также производить внутреннее дифференцирование, учитывать индивидуальные особенности учащихся, использовать разнообразные методы обучения, применять «кооперативное обучение», предоставлять возможность для реализации самооценки, самопроверки и обратной связи. В реализации мотивационного

потенциала участвуют два субъекта - обучающийся, с одной стороны, и преподаватель - с другой, - которые функционируют в обществе с его требованиями. Мотивационный потенциал образует несколько значимых уровней, на которых формируются и реализуются мотивы изучения языка: язык, обучающийся, группа, преподаватель, учебная ситуация, особенности курса обучения (цели, содержание, дидактико-методический подход).

И внутренняя, и внешняя мотивация продиктованы желанием достичь положительных результатов и как правило содержат [8]:

• социальный мотив - взаимная помощь обучаемых при выполнении групповых работ;

• деловой мотив («Меня это интересует»);

• любопытство («Почему это так»?);

• радость от полученного результата;

• удовольствие от процесса учебы;

• желание произвести впечатление;

• подражание другим;

• карьерные устремления;

• даже мотив агрессии («Я ему покажу!»);

• стремление избежать наказания за невыполненное здание.

Большое значение для формирования мотивации имеет осознание

учащимися успешности изучения иностранного языка и ощущения прогресса. Немаловажная роль в мотивационном обеспечении учебных занятий принадлежит доступности и посильности предлагаемых заданий в каждой «точке» урока. Учащиеся легко и с удовольствием выполняют задание, если оно содержит преодолимую трудность, в то время как легкое задание неинтересно. Это достигается строго поступательным выстраиванием упражнений. Преподаватель оказывает помощь в виде яркого образца выполнения упражнения и необходимых грамматических и лексических опор.

Обучение должно быть направлено на интеллектуальное, эмоциональное общеречевое развитие, на коммуникативно-психологическую адаптацию к новому языковому миру и развитие мотивации к его изучению, на подготовку к коммуникативно-системному овладению немецким языком.

Каким образом можно повысить внутреннюю мотивацию? Это возможно при условии четкого определения целей изучения,

повышения индивидуальных потребностей и интересов обучаемых, т. е. преодоления нежелания и отсутствия интереса к процессу изучения. В частности, для успешного изучения иностранного языка важны и такие предпосылки, как условия учебного процесса, которые должны соответствовать естественным человеческим потребностям: комфортная температура помещения, достаточное пространство, удобные стулья, свежий воздух и т. п. Обучающий должен учитывать тот факт, что у каждого обучаемого есть свой наиболее подходящий канал восприятия учебного материала: визуальный, аудитивный или кинестетический («Learning by doing»). Обучаемые активно участвуют в процессе изучения, если обучение производится в рамках коллективной игры или собственного креативного участия в освоении учебного материала или работы над конкретным решением проблемы. При этом важны стратегии самомотивации студентов. Следует отметить, что именно на начальном этапе изучения иностранного языка студенты, скорее, ориентированы на успех, а мотивация успеваемости возникает при выполнении сложных заданий. Удовлетворенность собственными результатами усиливает мотивацию к выполнению новых заданий. При этом повышается самооценка, в то время как неудачи ведут к фрустрации и понижают готовность выполнять последующие задания.

Для повышения внешней мотивации в учебных контентах следует учитывать уровень знаний обучаемых. Большую роль играют методы визуализации учебного материала, структурирование знаний. Так, например, эстетические, оригинальные, юмористические или даже провокационные акценты в построении занятий пробуждают любопытство и положительные эмоции в ходе обсуждения той или иной темы. Важно стремиться к тому, чтобы у студентов не возникло ощущение, что они стоят перед непреодолимой «горой» заданий. Задания должны быть конкретные и выполнимые. Задания, направленные на расслабление или концентрацию внимания и изменение темпа учебных занятий, также являются факторами формирования мотивации.

В этой связи интересны исследования факторов, способствующих формированию мотивации к учению как таковому, опубликованные в немецком журнале по вопросам дифференциальной и диагностической психологии и представленные в виде модели [7]:

Схема

Условная модель формирования мотивации успешного обучения

По мнению авторов схемы, мотивация успешного обучения и освоение необходимых профессиональных компетенций находятся в прямой зависимости от следующих факторов:

• содержания и форм обучения, компетенции обучающего персонала вуза, решения всех организационных вопросов, технического оснащения, в том числе от наличия удобных учебных помещений;

• предварительных знаний обучающихся, а именно: успеваемости в школе, результатов проведенных тестов и приемных экзаменов, личностных качеств обучающихся;

• качества обучения, куда относятся требования к обучению и условия учебы в вузе;

• финансирования, правовых предпосылок, автономии и др.

Активная готовность студентов к обучению динамична и часто зависит от благоприятных условий обучения. Те же факторы влияют и на преподавателя: удавшееся занятие может оказать положительное воздействие на подготовку следующего, которое он постарается провести еще лучше. А этот фактор может, в свою очередь, положительно повлиять на мотивацию изучения иностранного языка.

Исследователи Х. Дювель (H. Düwell) и Шрёдер (Schröder) провели опрос учащихся с целью выявления факторов влияния и формирования мотивации изучения иностранного языка и получили следующие результаты (см. табл.) [4].

Таблица

Положительные факторы мотивации Отрицательные факторы мотивации

Преподаватель Преподаватель

1. Частое употребление иностранного языка во время учебных занятий Редкое употребление иностранного языка

2. Частая смена вида занятий Мало вариаций

3. Регулярное использование медийных средств Медийно-технические средства не используются

4. Использование литературных текстов Наличие неясных моментов в грамматических и лексических упражнениях

5. Интерес к стране изучаемого языка Языковые барьеры во время учебных занятий

6. Намерения совершить поездку в страну изучаемого языка Отсутствие возможности использовать иностранный язык вне стен учебного заведения

7. Использование иностранного языка в профессии или в условиях повседневного общения Преобладание монотонной методики

8. Звучание иностранного языка (эстетический и эмоциональный факторы) Звучание иностранного языка (эстетический и эмоциональный факторы)

9. Использование аутентичных материалов Отсутствие аутентичных материалов

10. Прогресс при изучении иностранного языка Неудовлетворительная успеваемость

Эксперты в области прикладной психологии Х. Хекхаузен (Н. Неск-Иашеп) и Р. Арбингер АгЫ^ег), в своем анализе (1968-1977) особенно важными считают следующие мотивы при обучении / изучении иностранного языка, которые они разбили на группы [5].

Мотивирующие факторы, связанные с самими учащимися

Для реализации мотива успеваемости и успешности важно, чтобы:

• по степени сложности учебный материал соответствовал фактическому уровню знаний и индивидуальной способности усваивания обучающихся;

• индивидуальная оценка успеваемости включала не объективные факторы, а индивидуальный прогресс учащегося;

• ставились реалистичные цели;

• студент постоянно получал обратную информацию (Feedback) о своих успехах;

• студент не испытывал страх перед возможными ошибками, так как страх действует контрпродуктивно и не способствует успешному продвижению на пути освоения знаний!

Мотивирующие факторы, связанные с личностью преподавателя

• идентификация учебных занятий по иностранному языку с личностью преподавателя;

• чаще всего уважение и признание студентов вызывают те преподаватели, которые оказывают студентам поддержку, стремятся установить с ними партнерские отношения, обладая при этом необходимой компетенцией, знаниями своего предмета и способностью передать эти знания;

• создание таких условий для изучения учебного материала, которые исключают страх возможной неудачи и ошибок (согласно исследованиям он оказывает отрицательное воздействие прежде всего на устные ответы обучающихся);

• если преподаватель доброжелательный человек, то такие типы преподавателей могут существенно улучшить успешное освоение учебного материала.

• «хороший» преподаватель составляет к каждой теме учебника перечень возможных дискурсов, например с учетом возрастных особенностей учащихся (например, «Проблемы с родителями», «Дружба», «Первая любовь» и т. д.).

Мотивирующие факторы, связанные с организацией учебного процесса

Из опросов учащихся выяснилось, что они хотят изучать на занятиях по возможности больше контентов, отражающих существующую реальность [4], а именно:

• учащиеся испытывают большую потребность в аутентичности и обсуждении вызовов действительности;

• учащихся интересует практическая применимость получаемых знаний и возможности идентификации;

• учащиеся убеждены в том, что успешное обучение зависит от идентификации целей обучения;

• учащиеся хотели бы, чтобы их жизнь, интересы и опыт явились предметом / темами учебных занятий по изучению иностранного языка.

Как можно достичь этого идеального состояния, сформулированного самими учащимися? Для проведения учебных занятий по немецкому языку можно предложить следующее:

• использовать газеты, журналы для молодежи (JUMA, Bravo, Wochen-Zeitschriften - страницы для молодых людей, посвященные политике, знаниям и культуре); публикации из Dein Spiegel (приложения к журналу Spiegel);

• практиковать тематическое чтение литературы для молодежи;

• обращаться к актуальным интернет-ресурсам;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• на начальном этапе выполнять тематически ориентированные упражнения для приобретения навыков устной речи в рамках ролевых игр, стимулировать возможность креативного языкового поведения и моделировать ситуации из повседневной жизни;

• демонстрировать актуальные фильмы на немецком языке о проблемах молодежи и т. д.;

• использовать различные методы работы с текстом.

Для формирования адекватной мотивации используются различные методы и средства: словесные, наглядные, практические, но ведущую роль сегодня приобретают поисковые и исследовательские средства. Признавая ведущую роль мотивации в обучении иностранному языку, преподавателю необходимо четко представлять себе способы и приемы ее формирования в условиях образовательного учреждения.

В качестве примера можно привести организацию учебных занятий со студентами направления подготовки «Социология» по теме «Демография» с целью усовершенствования навыков устной коммуникации. Рассматриваемая тема входит в программу специальных предметов направления, т. е. занятие по иностранному языку построено с учетом уже имеющихся у студентов знаний. Введением послужили аутентичные тексты социологической направленности, работа с ключевыми словами по теме и названиями значимых форумов, встреч по проблемам демографии: на основе предложенных выражений студенты должны были определить проблему для обсуждения, активируя в это время словарный запас, полученные ранее знания и определяя новые лексические единицы (форма работы - совместное обсуждение).

На следующем этапе занятия была представлена таблица с ключевыми словами, отображающая проблемы демографии в Германии и в России, исторические условия формирования демографической ситуации и состояние последней на современном этапе. Работая в парах, каждая группа студентов устно проанализировала демографическую ситуацию в одной из упомянутых стран и обсудила поочередно с другими группами. Затем состоялась дискуссия, в ходе которой обучающиеся выразили и аргументировали свое мнение (согласие - несогласие с точкой зрения автора таблицы, обоснование мнения), вносили дополнительную информацию, приводили конкретные примеры мирового и частного масштаба.

При выполнении данного задания наблюдалась особая заинтересованность студентов, пытающихся показать свою компетентность в том или ином вопросе и доказать собственную точку зрения. Таким образом, коммуникация оказалась очень плодотворной и насыщенной. Затем последовала работа с графиками, наглядно показывающими отдельные аспекты проблемы демографии в обеих странах. Выполнение задания на установление взаимосвязи информации графиков и обсуждаемой темы происходило в группах (студенты имели возможность определить и распределить по их желанию роли). Новизна и актуальность представленной на графиках информации стала дополнительным мотивирующим фактором.

На заключительном этапе на основе графиков, зарисовок из жизни развивающихся стран были рассмотрены пути преодоления проблемы. В качестве итога каждый обучающийся подготовил короткое

резюме (в роли эксперта) по проблеме и возможным ее решениям. Поскольку обсуждаемая тема была непосредственно связана с профессиональными интересами студентов, занятие послужило возможностью выразить точку зрения по проблеме, базируясь на «двух опорах»: профессиональной компетентности и навыках коммуникации на немецком языке.

Данный пример занятия еще раз показывает, что личная заинтересованность, активность студента, актуальность темы и материалов, соответствующие формы работы становятся стимулом и залогом продуктивной коммуникации на иностранном языке и поддержания высокой мотивации в ходе всего занятия в целом.

Какой именно вид мотивации приведет студента к успеху, какие факторы и подходы к обучению сыграют решающую роль в формировании навыка устной речи, определяется лишь индивидуально. Навык устной и письменной речи в профессионально ориентированном обучении иностранным языкам открывает доступ к необходимой информации по специальности и возможность управлять собственной мотивацией, вырабатывать дальнейшие навыки и умения.

Таким образом, мотивационный потенциал процесса обучения иностранному языку представлен разнообразными возможностями формирования и поддержания мотивации - стимулов, в качестве источников и одновременно носителем которых выступают обучающийся, преподаватель и общество, выдвигающее определенные требования к компетенциям будущих специалистов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Гёте-Институт в Москве : официальный сайт [Электронный ресурс]. -Режим доступа : www.goethe.de/ins/ru/mos/ruindex

2. Зимняя И. А. Психология обучения иностранным языкам в школе. - М. : Просвещение, 1991. - С. 23-36.

3. Мороз Н. Ю., Перлова О. В. Особенности преподавания второго иностранного языка в вузе [Электронный ресурс] // Институциональный дискурс в лингвокогнитивных исследованиях языка специальности. -М. : ФГБОУ ВПО МГЛУ, 2015. - С. 143-151. - (Вестн. Моск. гос. лингвист. ун-та; вып. 9 (720). Серия Образование и педагогические науки). -Режим доступа : http://www.vestnik-mslu.ru/Vest-2015

4. Düwell H. Der Fremdsprachenlerner // Bausch K.-R., Christ H., Krumm H.-J. (Hrsg.). Handbuch Fremdsprachenunterricht. - Tübingen, 1995. - S. 166-171.

5. Heckhausen H., Heckhausen J. Motivation und Handeln. - 4. Auflage. -Springer-Lehrbuch, 2010. - S. 159-191. - URL : http://www.general-ebooks. com/107790947-motivation-und-handeln-springer-lehrbuch

6. Löschmann M. Effiiente Wortschatzarbeit. Alte und neue Wege. - Frankfurt am Main, 1993. - S. 213.

7. Rindermann H. & Oubaid V. Auswahl von Studienanfängern durch Universitäten. -Kriterien, Verfahren und Prognostizierbarkeit des Studienerfolgs. Zeitschrift für Differentielle und Diagnostische Psychologie. - 1999. - 20. - S. 172191. - URL : http://www.arbeitsblaetter.stangl-taller.at

8. Reichelt Dr. M. Motivation und Foerderung von Lernleistung im universitaeren Fremdsprachenunterricht. - URL : http://journals.nubip.edu.ua/index.php/ Pedagogica/article/download/2311/2258

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.