Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ К ЗАНЯТИЯМ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ СРЕДИ СТУДЕНТОВ'

ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ К ЗАНЯТИЯМ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ СРЕДИ СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
21
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
студенты / здоровье / мотивация / физические упражнения / активность / students / health / motivation / physical exercise / activity

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Т.Н. Поборончук, С.Д. Леухина, Н.И. Мансурова

В данной статье приводятся различные способы и методы процесса формирования мотивации у студенческой молодёжи к спорту.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF MOTIVATION FOR PHYSICAL CULTURE CLASSES AMONG STUDENTS

This article presents various ways and methods of the process of forming studentsmotivation for sports.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ К ЗАНЯТИЯМ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ СРЕДИ СТУДЕНТОВ»

УДК 796.69

ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ К ЗАНЯТИЯМ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

СРЕДИ СТУДЕНТОВ

Т.Н. Поборончук, С. Д. Леухина, Н.И. Мансурова

Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М.Ф. Решетнева» Российская Федерация,660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

Е-mail: tat.martirosova@yandex.ru

В данной статье приводятся различные способы и методы процесса формирования мотивации у студенческой молодёжи к спорту.

Ключевые слова: студенты, здоровье, мотивация, физические упражнения, активность.

FORMATION OF MOTIVATION FOR PHYSICAL CULTURE CLASSES AMONG

STUDENTS

T.N. Poboronchuk, S. D. Leukhina, N.I. Mansurova

Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarskii rabochii prospekt, Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation Е-mail: tat.martirosova@yandex.ru

This article presents various ways and methods of the process of forming students' motivation for sports.

Keywords: students, health, motivation, physical exercise, activity.

Для того, чтобы правильно подобрать физические нагрузки студенту, нужно обязательно учесть все особенности развития его организма. В соответствии с выявленными особенностями, определяется степень физической нагрузки на организм учащегося.На данный момент очень большое значение имеет физическое воспитание молодёжи. Спорт направлен на развитие физического потенциала у учащегося, повышение его активности, как социальной, так и творческой.Из-за того, что в настоящее время понижается уровень здоровья молодёжи, а также страдает её физическая подготовка, роль спорта в обществе возрастает. Для того чтобы человек начал заниматься физической культурой, ему необходима мотивация которая будет побуждать его к действиям[1].

Мотивация - это побуждение к какой-либо деятельности, усилиям и достижениям. Иными словами, мотивировать кого-то - значит, добиться, чтобы человек захотел проявлять усердие, добросовестное отношение к своим обязанностям. Мотивация обучающихся к занятиям физической культурой занимает важное место в организации учебного процесса. Имея внутренний интерес к занятиям, студент будет более продуктивно участвовать в учебном процессе. Для формирования мотивации к физической активности необходимо оказать помощь студентам в применении различных методов, форм и средств физической культуры, раскрыть, как она помогает определиться в жизни. Мотивацию можно разделить на два типа: кратковременную и долговременную. Кратковременная мотивация - это такой «эмоциональный толчок», побуждающий человека поменять свой образ жизни и начать заниматься спортом. Причиной такого «толчка» могут стать личные события в жизни человека. Основной особенностью такой мотивации является то, что она представляет лишь

Секция «Здоровьесберегающие технологии в физическом воспитании обучающихся образовательных ...»

ежеминутное желание, связанное отчасти с настроением. Со временем такая мотивация исчезает. Долговременная мотивация состоит из различных факторов, обеспечивающих человеку комфорт и удовлетворение от тренировок. Такие тренировки обязательно должны быть качественными, с четким планом. Программа каждой тренировки должна учитывать все индивидуальные особенности занимающегося. Вместе с тем, человек должен иметь не только интерес к занятиям, но и мотивы.Существует два вида мотивов, побуждающих человека на занятия спортом: непосредственные и опосредованные [5,4].

Непосредственные включают в себя такие мотивы, как:

1. Желание удовлетворения от проявления активности

2. Потребность в самовыражении, самоутверждении

3. Стремление к победе, к лучшим результатам

4. Желание наслаждаться своим телом, силой и красотой

5. Стремление к способности выходить из трудных ситуаций путем применения своей физической силы

К опосредованным мотивам принято относить:

1. Желание стать лучше, сильнее других

2. Стремление подготовить так называемую "базу" для дальнейшей практической жизни

3. Потребность в занятии спортом посредством осознания социальной значимости физической активности

Многие авторы считают, что повышение мотивации обучающихся к занятиям физической культурой - это, в первую очередь, формирование у них положительного отношения к физкультурно-спортивной деятельности, формирование потребности в регулярных занятиях.

Выделяют основные функции мотивов:

1. Побуждающая. Данная функция состоит во включении человека, в формировании и поддержании его интереса.

2. Направляющая. Обеспечивает выбор и осуществление определенной тактики деятельности человека.

3. Управляющая. Эта функция обеспечивает отслеживание и коррекцию поведения человека [1,3].

Человек с ранних лет имеет потребность в движении. У разных людей эта потребность выражена по-разному, так как это напрямую зависит от генетических и физических факторах. В течение дня физическая активность разных студентов может сильно отличаться, это связано с генетической предрасположенностью к движениям.Как показывают исследования, самую высокую потребность в физической активности испытывают люди с сильной нервной системой. Такие люди всегда будут более активны во время тренировок. У этих людей наблюдается лучшая успеваемость на занятиях по физической культуре, а также у них быстрее развиваются двигательные качества. Однако это не означает, что такой студент будет более ответственным, в отличие от других.Учащиеся с низкой физической активностью нуждаются в дополнительной внешней стимуляции: постоянное внимание со стороны наставника и одногруппников, а также подбадривание и включение его в различные состязания с более активными студентами.Если же внешней поддержки не оказывается, то такой студент начинает пропускать занятия [2,4].

Итак, мотивация - побуждение к действию; психофизиологический процесс, способный управлять поведением человека, задающий его направленность, организацию, активность и устойчивость.Мотивация студентов к занятиям физической культурой является одним из основных компонентов в организации учебного процесса. Учащийся, имеющий внутреннее желание и интерес к занятиям, обречен на успех в учебе [3].

Библиографические ссылки

1.Бароненко В. А. Здоровье и физическая культура студента / В. А. Бароненко, Л. А. Рапопорт.М.: Альфа-М, 2003. С. 186-202.

2. Белова Н. А., Белова О. О. Исследование мотивации спортивной деятельности // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие: электрон.научн. журнал. 2014. № 4(7). С. 66-73.

3. Данилина А. И., Ольховская Е. А. Мотивация в занятиях физической культурой и спортом // Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки. Электронный сборник статей по материалам XXV студенческой международной заочной научно-практической конференции. 2014. № 10(25). С. 159-165.

4. Желобкович, М. П. Оздоровительно-развивающий подход к физическому воспитанию студенческой молодежи : учеб.-метод, пособие / М. П. Желобкович, Р. И. Купчинов. - Минск : БЕЛПОЛИГРАФ, 2004. С. 88-112.

5. Мартын И. А. Формирование мотивации к занятиям физической культурой и спортом у студенческой молодежи // Universum: Психология и образование: электрон. Научный журнал, 2017. № 6(36).

© Поборончук Т.Н., Леухина С. Д., Мансурова Н.И., 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.