УДК 7
ФОРМИРОВАНИЕ МОЛОДЕЖНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ ХУДОЖНИКОВ В КУЗБАССЕ В 1980-Х ГОДАХ ХХ ВЕКА (НА ПРИМЕРЕ ТВОРЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ «БЕДНАЯ ЛИЗА»)
Ткаченко Л. А., кандидат искусствоведения, директор института дополнительного профессионального образования, Кемеровский государственный университет культуры и искусств (г. Кемерово). E-mail: [email protected]
В работе рассматривается деятельность молодежной творческой группы «Бедная Лиза»; раскрываются схожие черты в творческом процессе крупных столичных объединений начала ХХ века «Бубновый валет», Союз молодежи и небольшой региональной группы конца ХХ века. Выявлен ряд схожих явлений: освоение современных веяний в искусстве; яркая индивидуальная манера исполнения мастеров; стремление молодых мастеров создать свой творческий стиль.
Ключевые слова: современное искусство, творческое объединение, модернистские течения, нетрадиционный подход, индивидуальная творческая манера, реализм, примитивизм.
YOUTH ASSOCIATIONS OF ARTISTS IN KUZBASS IN THE 1980S (E. G. CREATIVE ASSOCIATION "POOR LIZA")
Tkachenko L. A., Candidate of Art History, Director of Institute of Continuing Professional Education, Kemerovo State University of Culture and Arts (Kemerovo). E-mail: [email protected]
This paper considers the activities of youth creative group "Poor Liza", created in the Kuzbass in late 1980s, reveals similarities in the creative process of major early twentieth century metropolitan associations "Jack of Diamonds" and "Union of Youth" and a small regional group of the late twentieth century. A number of similar phenomena: the development of modern trends in art; bright individual style of the group members; aspirations of young artists to create their creative style.
The search for modern plastic solutions for some artists members of the group appear in the image of man or nature objectively, almost without any significant changes and deformations. For other artists characteristic images undergoing significant changes: the objects of reality deformed parts transformed lose usual stability. For many artists peculiar deliberate primitivism.
The group members were recognized, became members of the Union of Artists of Russia. Currently, work productively and actively participate in the artistic and social life of Kemerovo region.
Keywords: contemporary art, creative association, contemporary currents, unconventional approach, individual creative style, realism, primitivism.
Одним из значимых вопросов современного отечественного искусствознания является изучение региональных художественных традиций ХХ века. В творчестве кузбасских художников конца 1980-х годов начинается процесс обновления, основа которого была заложена художниками среднего поколения, участниками выставок «Сибирского салона». Инициатором выставок современного искусства в Кемерово был Рудольф Корягин. Постепенно вокруг него собралась груп-
па молодых художников, стремящихся реализовать свои творческие возможности.
В исторические этапы, отмеченные изменением общественного сознания, активизируется работа молодого поколения. Этот процесс наблюдается и в истории зарубежного искусства, но особенно ярко он проявился в России. Утверждение собственных творческих концепций, отстаивание художественных убеждений и экономических интересов, продвижение своих работ - вот ряд
проблем, которые всегда стояли перед молодыми художниками. Они объединяются, так как это позволяет решать проблемы быстрее и эффективнее. Примером могут служить такие объединения художников, как «Артель художников» (1863-1871), «Товарищество передвижных художественных выставок» (1872), «Союз молодежи», (1909-1913), «Бубновый валет» (1910-1917). Перечисленные общества имели уставы, в которых отмечались главные объединяющие художников концепции.
В уставах последних двух объединений соответственно указывались основные цели: «ознакомление своих членов с современными течениями в искусстве» [1, с. 462], «распространение современных понятий по вопросам изобразительных искусств» [1, с. 81]. Манера исполнения каждого художника, входящего в вышеперечисленные творческие объединения, была яркой и самобытной.
Одновременно с работой творческих объединений были организованы выставки: «Голубая роза» (1907), ознаменовавшая «декоративно-романтическое» направление в русском искусстве, «Ослиный хвост» (1912), «Мишень» (1913), «№ 4» (1914), явившиеся национальным истолкованием принципов постимпрессионизма, фовиз-ма, кубизма и др. В 1925 году состоялась ретроспективная выставка «Мастера "Голубой розы"», а в 1927 году - «Группа художников "Бубновый валет"».
Молодые художники Кузбасса смогли выставлять свои работы открыто лишь в середине 1980-х годов, в эпоху перестройки, когда усиливающиеся демократические процессы позволили свободно проявляться различным эстетическим направлениям в искусстве. В обстановке «безвременья мобилизовались силы, которые играли третьестепенные роли в творческой организации. Не замешанные в официозе, зачастую преданные поисками решения формальных задач, с острым субъективным языком, сравнительно молодые и не всегда определившиеся в пристрастиях -эти художники вдруг получили ранее нереальную возможность выставляться. Сам собой исчезнувший цензор не мешал показывать на выставках сырые, необъективные произведения. Но он не резал и острые, нетрадиционные, по-хорошему злые, запоминающиеся работы» [2, с. 22].
Молодые сибирские мастера сначала объединялись для участия в креативных выставках:
«Люди», «Да!», «Художник и религия», «Выставка "без повода"», «Трамвай», а далее те же художники, выступавшие единой группой с общей эстетической программой, положили начало организации независимых молодежных творческих групп.
Выставки проходили в Кемеровском доме художников и Кемеровском областном музее изобразительного искусства. Для участия в них принимали работы как членов Союза художников, так и еще не принятых в Союз мастеров. Здесь же могли представить работы недавние выпускники и студенты Кемеровского областного художественного училища. Работы принимали без решения выставкома, поэтому профессиональный уровень был не всегда высоким. Несмотря на это, выставки привлекали зрителей разных поколений остросоциальными сюжетами, необычной манерой исполнения, яркими красками.
В представленных произведениях было много фантазии, вымысла, различных измышлений. Авторы использовали язык символов, аллегорий, которые воспринимались не однозначно. Выставленные художниками работы не могли исчерпывающе охарактеризовать эстетические интересы общества. Однако произведения молодых мастеров проявляли настроение определенных художественных кругов, выражали насущные вопросы своего времени. Авторы, тем самым, выступали от имени общества.
Вышеназванные выставки позволили выявить среди массы художников мастеров, чьи творческие пристрастия и устремления были схожи. Самой сплоченной и просуществовавшей почти десятилетие была группа «Бедная Лиза». В состав творческой группы вошли молодые художники, стремившиеся выражать свои мысли особым языком искусства. Инициаторами ее создания стали четыре художника: А. Чумашвили, Ю. Юрасов, С. Червов, А. Дрозд. Организатором и идейным вдохновителем группы был Юрий Юрасов. В своих публичных выступлениях он неоднократно подчеркивал, что художникам и мастерам других видов искусства: писателям, поэтам, музыкантам, театральным деятелям - необходимо объединяться для создания поля общения творческой интеллигенции, что позволит умножить свои силы и улучшить общекультурный фон в городе, области, Сибири.
Перечисленные художники были экспонентами первой выставки. В дальнейшем к ним присоединились В. Свистунов, А. Новиков, а также старшие коллеги - А. Хмелевской и Г. Свистунов. Позже состав участников заметно расширился, а выставки проходили почти ежегодно в Кемерове, Новокузнецке и других городах Сибири. На первой выставке «Бедной Лизы», открывшейся 1 июня 1989 года, были представлены работы, казавшиеся не только непривычными, но и вызывающими. Им были присущи дерзкие сюжеты, ироничные образы, нереалистическая изобразительность.
Многие художники, входящие в состав группы прежде не были приверженцами соцреализма. Они получили академическое образование, основой их творчества была классическая школа. Но традиционное изображение действительности перестало их удовлетворять, художники группы «Бедная Лиза» стремительно уходили от традиционализма. Каждый молодой мастер стремился сказать свое слово в искусстве, занимался поиском собственного пластического языка, вырабатывая свой творческий стиль. Каждый член группы работал в особой манере, работы их разительно отличаются друг от друга. В произведениях живописцев чувствовался дух юношеского задора. Высокое качество технического исполнения придавало их произведениям особую завершенность. Основой единения членов группы были «интонации, созвучные нигилизму времени... Ирония и эпатаж питают их творчество и сегодня, оно дышит эксцентричностью, азартом стилевых исканий и пластической изощренностью» [3, с. 55].
В своих произведениях художники использовали известные сюжеты - библейские, исторические, а также отражали современную жизнь, но при этом применяли нетрадиционный, неожиданный подход к изображению, что резко отличало эти работы от произведений соцреализма. Художники опирались в своем творчестве на разнообразные направления, модернистские течения и различные исторические стили. Они «цитируют» искусство прошлых эпох, используют приемы наивного письма, изобретают свои художественные формы - все это характерно для современного искусства.
Невозможно утверждать, что произведения художников группы «Бедная Лиза» не реалистичны. «Художник может отражать действительность, не изображая предметный мир, видимый нашим глазом, и все же останется реалистом. Это широко открывает двери реализма для всех модернистских течений, включая и беспредметную живопись» [4, с. 286].
Как отмечает В. В. Вансалов, «в одном случае под реализмом понимают прямое жизнеподобие, описательно-правдоподобные, непосредственно похожие на жизненные явления формы, внешний слепок с явлений действительности. Это узкое и несколько формальное понимание реализма, нередко приближающееся к натурализму. В другом случае существует более широкое понимание реализма как жизненной правды, истины действительности, независимо от той формы, в которой она выражена» [5, с. 342].
Для художников «Бедной Лизы» «творчество не сковано рамками повседневного, обыденного правдоподобия. Они не изображают окружающую действительность, а сочиняют на темы этой действительности. Увиденная как бы "изнутри", она созвучна чувствам и размышлениям самих авторов» [6, с. 123]. Никто из членов группы не изображал действительность в описательно-правдоподобном плане, как внешний слепок явлений реальности.
Однако, у одних художников группы (А. Хмелевской) поиски современных пластических решений в реализме, требующих постоянного обновления проявлялись в «изображении человека или природы объективно, практически без каких-либо существенных изменений и деформаций. Человеческая фигура - это один из главных объектов творчества. Он демонстрирует владение хорошим академическим рисунком, живописью, композиционным мышлением» [7, с. 90]. Поэтому есть основания говорить о «фигуративности» пластического языка этого художника.
У других художников (А. Дрозд, Ю. Юрасов, С. Червов, Ю. Белокриницкий, и др.) изображения претерпевают существенные изменения: объекты окружающей действительности деформируются, их части трансформируются, теряют привычную стабильность, пространство делится на бесконечные плоскости, которые подвержены изгибам, изломам, переплетениям, разрывам. Для некоторых
художников группы фигура человека не главный объект творчества (С. Червов, Ю. Белокриницкий, Ю. Ардашкин, Г. Свистунов). Для других мастеров образ человека является одним из основных (Ю. Юрасов, А. Чумашвили, А. Новиков). Для многих художников свойственен нарочитый примитивизм (А. Чумашвили, А. Новиков, Ю. Юра-сов, А. Ягунов, С. Червов).
Живопись всех мастеров, входящих в состав группы «Бедная Лиза», декоративна, отличается яркостью красок, резкими цветовыми сочетаниями, экспрессивностью изображения. Часто в картинах много однотонного пространства. Отдельные художники используют прием фовизма: некоторые или все элементы композиции обводят контуром контрастного цвета.
Участники группы получили признание, стали членами Союза художников РФ, до настоящего времени активно участвуют в художественной и общественной жизни области.
2 июня 2009 года в Кемеровском областном музее изобразительных искусств состоялась ре-
троспективная выставка «Бедная Лиза. Двадцать лет спустя...». В ее экспозицию вошли работы тринадцати художников, членов группы, созданные ими за два десятилетия, с 1989 года по 2009 год. Авторы работ - Александр Чумашвили, Юрий Юрасов, Сергей Червов, Андрей Дрозд, Александр Новиков, Юрий Белокриницкий, Алексей Хмелевской, Геннадий и Виктор Свистуновы, Евгений Бабкин, Антон Ягунов, Олег Иноземцев, Виктор Ардашкин.
Таким образом, на определенных рубежах времени активизируется работа молодого поколения. В творческом процессе крупных столичных объединений начала ХХ века «Бубновый валет», «Союз молодежи» и небольшой региональной группы конца ХХ века «Бедная Лиза» можно проследить множество схожих явлений: молодые художники осваивали современные течения в искусстве; члены обществ одновременно с выставками объединений участвовали в других значительных показах; работы отличались яркой декоративной индивидуальной манерой исполнения.
Литература
1. Аполлон. Изобразительное и декоративное искусство. Архитектура: терминолог. слов. / под общ. ред. А. М. Кантора. - М.: Эллис Лак, 1997. - 736 с.
2. Кантор А. Веяние времени // Искусство. - 1987. - № 10. - С. 22.
3. 100 художников Сибири. Современное искусство: профессиональный справ. соврем. искусства Сибири / сост. О. М. Галыгина. - Новокузнецк: 2007. - 267 с.
4. Лившиц М. Партийность и реализм // Собр. соч.: в 3 т. - М.: Изобраз. искусство, 1988. - Т. III. - 385 с.
5. Ванслов В. В. Пластика Александра Бурганова. Романтическая символика // Искусство скульптуры в XX веке: проблемы, тенденции, мастера. - М.: Галарт, 2010. - C. 340-348.
6. Рысаева Т. Д. Художественная жизнь Кузбасса во 2-й половине ХХ века: дис. ... канд. искусствоведения: 17.00.09. - Барнаул, 2006. - 196 с.
7. Ткаченко А. В. Творчество скульптора А. П. Хмелевского в контексте художественных тенденций в изобразительном искусстве последней трети ХХ - начала XXI века: дис. ... канд. искусствоведения: 17.00.09. - Барнаул, 2012. - 310 с.
References
1. Apollon. Izobrazitel'noe i dekorativnoe iskusstvo. Arhitektura: terminolog. slov. / pod obsfch. red. A. M. Kantora. -M.: Ellis Lak, 1997. - 736 s.
2. Kantor A.Vejanie vremeni // Iskusstvo. - 1987. - № 10. - S. 22.
3. 100 hudozhnikov Sibiri. Sovremennoe iskusstvo: prof. sprav. sovrem. iskusstva Sibiri / sost. O. M. Galygina. -Novokuzneck, 2007. - 267 s.
4. Livshic M. Partijnost'i realizm // Sobr. soch.: v 3 t. - M.: Izobraz. iskusstvo, 1988. - T. III. - 385 s.
5. Vanslov V. V. Plastika Aleksandra Burganova. Romanticheskaja simvolika // Iskusstvo skul'ptury v XX veke: prob-lemy, tendencii, mastera. - M.: Galart, 2010. - S. 340-348.
6. Rysaeva T. D. Hudozhestvennaja zhizn' Kuzbassa vo 2-j polovine XX veka: diss. ... kand. iskusstvovedenija: 17.00.09. - Barnaul, 2006. - 196 s.
7. Tkachenko A. V. Tvorchestvo skul'ptora A. P. Hmelevskogo v kontekste hudozhestvennyh tendencij v izobrazitel'nom iskusstve poslednej treti XX - nachala XXI veka: dis. ... kand. iskusstvovedenija: 17.00.09. -Barnaul, 2012. - 310 s.