9. DECISION OF THE DUMA OF THE KIROV CITY DISTRICT OF THE STAVROPOL REGION of the first convocation of November 26, 2019. Novopavlovsk No. 235 On amending the decision of the Duma of the Kirov city district of the Stavropol Territory of October 27, 2017 No. 22 "On land tax in the territory of the Kirov city district of the Stavropol Territory"
10. Matraeva L.V. Methodology of statistical analysis of investment attractiveness of the regions of the Russian Federation for foreign investors [Electronic resource]: monograph / L.V. Matraeva. - The electron. text data. - M.: Dashkov and K., 2013 .312 p. - 978-5-394-02342-1. - Access mode: http://www.iprbookshop.ru/60244.html
11. Nikitina E.A. Problems of state regulation of investment activity // Finance.-№9.-2005
12. Styopochkina EA Economic assessment of investments [Electronic resource]: study guide / E.A. Styopochkina. - The electron. text data. - Saratov: Higher education, 2015. - 194 p. - 2227-8397. - Access mode: http://www.iprbookshop.ru/29291.html
13. Belova L.A. State regulation of investment activity in the system of ensuring economic security of the region / L.A. Belova // Natural-Humanitarian Studies. - 2020. - No. 27 (1). - S. 30-35.
14. Boriskin A.I. Priorities of the investment policy of the region / A.I. Boriskin, V.V. Khubulova // Bulletin of the Academy of Knowledge. - 2018 .- No. 4 (27). - S. 273-278.
15. Diyanova S.N. Some aspects of state regulation of investment processes / S.N. Di-yanova, A.G. Abazyan // Bulletin of the Academy of Knowledge. - 2019 .- No. 4 (33). - S. 104-108.
DOI: 10.24411/2309-4788-2020-10285
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и Правительства Севастополя в рамках научного проекта № 20-410-925001 р_Наставник.
Р.Р. Тимиргалеева - доктор экономических наук, профессор, Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского, г. Ялта, [email protected],
R.R. Timirgaleeva - Doctor of Economic Sciences, Professor, Crimean Federal University named after VI. Vernadsky;
В.Г. Морозова - ученица ГБОУ СОШ №34 имени Александра Шостака, г. Севастополь, ren atimir@gmail. com,
V.G. Morozova - student of middle school of General education No. 34 named after Alexander Shostak, Sevastopol.
ФОРМИРОВАНИЕ МОДЕЛИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЭЛЕМЕНТОВ СТРУКТУРЫ ХОЗЯЙСТВЕННОГО КОМПЛЕКСА ГОРОДА СЕВАСТОПОЛЯ НА ОСНОВЕ ТЕХНОЛОГИЙ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ FORMATION OF A MODEL OF INTERACTION OF ELEMENTS OF STRUCTURE OF THE ECONOMIC COMPLEX OF THE CITY OF SEVASTOPOL BASED ON DIGITAL ECONOMY TECHNOLOGIES
Аннотация. В статье обоснована необходимость внедрения адаптивного комплекса системообразующих регуляторов взаимодействия элементов структуры хозяйственного комплекса региона, технологий консолидации усилий и способов привлечения имеющегося потенциала на основе использования цифровых технологий. Проведен анализ отраслевой структуры г. Севастополя и предложена структура цифровой платформы, обеспечивающая эффективное взаимодействие субъектов хозяйственного комплекса территории, что позволит получить значительный синергетический эффект. Проанализированы возможности формирования модели эффективного взаимодействия элементов структуры хозяйственного комплекса города Севастополя. Выявлено, что отсутствие в регионе промышленности высоких переделов не позволяет создавать цифровые двойники выпускаемой продукции. Предприятия региона не ориентированы на активную цифровизацию и переход на цифровые бизнес-модели. Сквозную оптимизацию рекомендовано реализовать посредством облачных сервисов, цифровых платформ и экосистем. Предлагаемая структура цифровой платформы позволит получить значительный синергетический эффект.
Abstract. The article substantiates the necessity of introducing an adaptive complex of system-forming regulators for the interaction of structural elements of the regional economic complex, technologies for consolidating efforts and ways to attract existing potential through the use of digital technologies. The analysis of the industrial structure of Sevastopol was carried out and the structure of a digital platform was proposed, which ensures the effective interaction of the economic complex of the territory, which will allow to obtain a significant synergistic effect. Analyzed the possibilities of forming models roeffectively interacting with each other хо the structural structure of the host complex in Sevastopol. Involved in the absence of changes in the region's permeability, however, do not allow the creation of digital double-digit production volumes. The predicted region is not oriented towards active digitization and progress of digital business models. Scholarship optimized recommends realizing intermediate cloud services, digital platforms and ecosystems. The proposed structure of digital platforms allows for a significant reading of the synergistic effect.
Ключевые слова. Структура хозяйственного комплекса, технологии цифровой экономики, цифровая платформа, экосистема, модель взаимодействия.
Keywords. The structure of the economic complex, digital economy technologies, digital platform, ecosystem, interaction model.
Постановка проблемы исследования. Важной фундаментальной проблемой, стоящей перед экономической наукой в современных условиях, является методологическое и инструментальное обеспечение разработки и реализации полноценных программ развития регионов, позволяющих в максимальной степени учитывать их ресурсный потенциал в соответствии с концепцией цифровой экономики. На современном этапе перехода РФ и ее регионов к информационному обществу степень развития субъектов хозяйственной деятельности становится важнейшим фактором формирования национальной и региональной конкурентоспособности.
Эффективное взаимодействие элементов структуры хозяйственного комплекса региона является серьезным стимулом социально-экономического роста и развития общества, занятости населения, расширения конкуренции и определяет не только экономический потенциал страны и ее регионов, качество жизни ее граждан, но также роль и место страны и ее регионов в глобальном обществе, масштабы и перспективы их социально-экономической интеграции.
В данном контексте, учитывая потребность формирования и реализации эффективной государственной политики в сфере активного внедрения цифровых технологий, адекватной современным вызовам и угрозам, а также потребностям общества и государства, особую актуальность приобретают вопросы внедрения технологий цифровой экономики, а также методологии их реализации в целях развития региональной экономики и наращивания потенциала регионов РФ. При этом важное значение имеет повышение эффективности управления, ориентированное на рациональное использование ограниченных ресурсов регионов. Для развития региона важное значение имеют взаимосвязи элементов его хозяйственного комплекса. Эффективно налаженные взаимосвязи позволяют достичь мультипликативного эффекта по отношению к территориальным, отраслевым и организационным структурам, что обеспечит достижение целей социально-экономического развития региона.
Данные аспекты подтверждают актуальность исследования и необходимость внедрения адаптивного комплекса системообразующих регуляторов взаимодействия элементов структуры хозяйственного комплекса региона, технологий консолидации усилий и способов привлечения имеющегося потенциала на основе использования цифровых технологий. Результаты исследования станут весомым вкладом в теорию развития производительных сил и региональной экономики.
Анализ литературных источников. Как показал анализ ряда литературных источников, вопросы развития регионов, территорий в том или ином аспекте рассматривали отечественные и зарубежные ученые. Так, вопросы рационального развития регионального пространства стали объектом исследования экономистами XIX века, среди которых Й. Тюнен, В. Лаунхардт, В. Кристаллер, Д. Менделеев. Вопросам теории размещения промышленности и размещения производительных сил посвятили свои работы А. Вебер, В. Вернадский, А. Ферсман в начале XX века. Идеи стратегического развития нашли отражение в теории полюсов роста, автором которой является Ф. Перру, а затем нашли развитие в разработках Ю. Саушкина, А. Деменева в теории и методологии формирования промышленных узлов, а также в теории развития территориально-производственных комплексов (А. Пробст, М. Бандман, В. Можин). Такие ученые как Ф. Хайек, М. Полани, М. Поппер, Ф. Махлуп, Т. Кун, В. Макаров, Е. Попов подошли к исследованию вопроса с позиции формирования экономики знаний. Исследованию процессов развития интеллектуально-инновационной системы регионов посвятили свои труды отечественные и зарубежные ученые по нескольким направлениям. Значительный вклад в развитие концепции инновационных сдвигов и регионального развития осуществили ряд ученых, среди которых отметим таких, как Г. Беккер, Л. Эдвинссон, М. Кастельс, М. Кондратьев, Б. Лундвалл, Ф. Махлуп, Г. Менш, Р. Нельсон, Б. Санто, Дж. Стиглиц, К. Фримен, Й. Шумпетер.
Сегодня развитие региона невозможно без технологий цифровой экономики, которые активно проникают в реальный мир и являются основой современной парадигмы развития экономики. Опыт ряда стран показал, что ключевым фактором развития и роста экономики, в том числе региональной, являются инфокоммуникаци-онные технологии. Развитие цифровых технологий, а также появление глобальных сетей способствовало повышению их роли в бизнесе, обществе, развитии экономики.
Изложение основного материала исследования. Научная общественность уделяет много внимания цифровой парадигме, рассматривая и достаточно глубоко анализируя теоретические концепции информационного общества. Все авторы публикаций на данную тему отмечают усиление позитивных тенденций и повышение значимости цифровых информационных технологий. Так, М. Кастельс, который считается одним из ведущих специалистов, исследующих вопросы влияния информационных технологий на развитие экономики доказывает, что именно «...информационный способ развития является определяющим для характеристики современной эпохи, главной характеристикой которой выступают сети, связывающие как отдельных людей, так и институты» [5]. В своей работе [6] М. Кастельс совершенно обосновано утверждает, что информационный способ развития характеризуется тем, что знания и информация являются главным источником роста производительности компаний.
Цифровая экономика использует цифровые технологии, которые обозначили ее основные компоненты: развитие и поддержка инфраструктуры, включающей аппаратное и программное обеспечение, а также телекоммуникационные системы и сети; электронный бизнес, основанный на автоматизации и компьютеризации бизнес-процессов, а также на использовании сетевых технологий; электронная коммерция; человеческий интеллектуальный ресурс, который оказывает двойственное влияние на цифровую экономику - с одной стороны, человек формирует спрос на продукцию, с другой, сам генерирует продукты и сервисы. При этом уровень развития человеческого ресурса является определяющим в обеспечении жизнедеятельности всей цифровой экосистемы.
Развитие цифровой экономики обусловлено ее способностью собирать, использовать и анализировать большие данные, которые собираются на различных цифровых платформах в результате взаимодействия субъектов цифровой экономики, обеспечивая таким образом доступ к цифровым технологиям и получение синерге-тического эффекта от их применения.
Объем глобального трафика на основе Интернет-протокола (1Р), который позволяет получить приблизительное представление о масштабах потоков данных, вырос с примерно 100 гигабайт (ГБ) в день в 1992 году до более чем 45 000 ГБ в секунду в 2017 году. И это при том, что сейчас экономика, основанная на данных, находится лишь на начальном этапе своего развития; согласно прогнозам, к 2022 году объем глобального 1Р-трафика достигнет 150 700 ГБ в секунду в результате появления все большего числа новых пользователей в Интернет-сети и расширения Интернета вещей. При этом важным вопросом является стоимость данных, которая создается в результате их превращения в «цифровой интеллект» и монетизации в процессе их коммерческого использования.
Распространение платформ, использующих бизнес-модели, основанные на данных, и трансформирующих существующие отрасли экономики является важным фактором развития цифровой экономики. Именно цифровые платформы являются механизмом, который позволяет различным субъектам взаимодействовать в режиме онлайн. При этом партнерство организаций обеспечивает постоянное взаимодействие принадлежащих им технологических платформ, прикладных интернет сервисов, аналитических систем, информационных систем органов государственной власти Российской Федерации, организаций и граждан, что, в конечном итоге формирует экосистему цифровой экономики. В зависимости от того, на каком уровне экономики формируются данные связи, и создаются различные по масштабу экосистемы. Независимо от того, какая образуется экосистема, она позволят формировать принципиально новые комплексные продукты и сопутствующие предложения, упрощая при этом взаимодействие между компаниями, партнерами, разработчиками и клиентами - создается персонализированное взаимодействие с пользователем. По сути мы получаем коммерческий обмен бизнес-функциями и сервисами, что позволяет находить партнерам новые источники прибыли.
Однако только полноценное использование этих возможностей дает субъектам хозяйственной деятельности представление о возможных бизнес-моделях и стратегиях монетизации, которые можно создавать. Формируемую экосистему цифровой экономики того или иного уровня необходимо рассматривать не просто как технический инструмент, а как источник стратегической ценности в современной цифровой экономике.
Цифровые платформы собирают и анализируют цифровые данные, однако их интересы и методы работы в значительной степени зависят от того, как они монетизируют эти данные для получения дохода.
Формируемая таким образом новая экономическая модель дает возможность производства и реализации высоко конкурентной продукции с высокой добавочной стоимостью, позволяет создавать новые рабочие места, а также эффективно решать социальные, культурные и экологические задачи.
Цель статьи - формирование концепции модели эффективного взаимодействия элементов структуры хозяйственного комплекса города Севастополя, обеспечивающей рациональное распределение ресурсов, направленных на развитие экосистемы цифровой экономики региона.
Прежде всего отметим, что цифровая экономика развивается сама и позволяет развиваться субъектам хозяйствования. Основная тенденция современного этапа развития состоит в цифровом автоматическом обмене бизнес-компетенциями, позволяющем организациям интегрировать ключевые сервисы для развития и расширения своих бизнес-кейсов и рынков. В свою очередь, успешная интеграция экономических информационных систем невозможна без развития рынка М2М, активный рост которого ожидается уже в 2024 году и должен, по оценкам экспертов, составить к этому времени 27 млрд подключений и дать годовую прибыль более $1.6 млрд.
Для обеспечения эффективного взаимодействия субъектов хозяйствования в рамках цифрового автоматического обмена бизнес-компетенциями, необходимо развитие интернета вещей, который, по оценке МсЮшеу, достигнет от 20 до 30 млрд подключенных устройств к 2020 г. Необходимо также развивать рынок облачных сервисов, который по итогам 2018 года имеет рекордный рост, составивший совокупную рублевую выручку 32,3 млрд руб. (38%). Такие темпы развития облачных сервисов являются достаточно показательными и значительно опережают остальные сегменты рынка информационных технологий. Вместе с тем, необходимо отметить достаточно низкий уровень использования облачных сервисов хозяйствующими субъектами (по данным за 2017 год это показатель составляет 3,3% субъектов, имеющих подключение к ШПД, пользователей продуктами SaaS). В 2019-2022 годах эксперты ожидают прирост рынка в денежном выражении на 27%.
По мнению экспертов и аналитиков, высокие темпы роста на отечественном рынке облачных сервисов сохранится. Это связано с тем, что данные технологии и сервисы дают существенную экономическую от их использования, так как имеют низкий уровень проникновения. Данное обстоятельство является своеобразным драйвером роста цифровой экономики. Если говорить о ключевых сегментах, где прогнозируется увеличение потребления облачных сервисов, то здесь следует отметить государственный сектор. Этому способствует тот факт, что в декабре 2018 года правительство РФ внесло изменения в правила проведения государственных закупок, согласно которым приобретаемое государственными органами программное обеспечение должно быть предоставлено по модели SaaS.
Говоря о тенденциях развития облачных сервисов в регионах, необходимо отметить, что поскольку большинство дата-центров расположены в Москве и области, то рынок SaaS имеет тенденцию развития за счет проникновения в регионы. Данное обстоятельство необходимо обязательно учитывать при формировании программ развития цифровой экономики в регионах.
Для успешного развития рынка SaaS в регионах необходимо соблюдение, как минимум, следующих условий:
- устранение цифрового неравенства в регионах;
- активная борьба с пиратским программным обеспечением;
- повышение лояльности к аренде программ.
Говоря о возможностях формирования модели эффективного взаимодействия элементов структуры хозяйственного комплекса города Севастополя, обеспечивающей рациональное распределение ресурсов, направленных на развитие экосистемы цифровой экономики региона, необходимо учитывать не только данные факторы, но еще ряд других.
Так, в разрезе существующей структуры хозяйственного комплекса города Севастополя отметим, что реализация потенциала рынка SaaS требует изменения структуры экономики города. Необходима реализация в регионе этапов разработки и производства продукции высоких переделов. В экономике города наблюдается низкая доля предприятий, где создается ощутимый размер добавленной стоимости. Вместе с тем, г. Севастополь стал одним из лидеров по росту индекса промышленного производства, в 2018 году он составил +29,2%. В г. Севастополе в 2018 году объем выпуска обрабатывающего производства увеличился на 4,4%, а сектор обеспечения электрической энергией, газом и паром, кондиционирования воздуха вырос на 40,8%, чему способствовали ввод в октябре 2018 г. в опытную эксплуатацию первой очереди парогазовой установки Сакской ТЭЦ и выход станции на проектную мощность (120 МВт) в ноябре 2018 г.
В соответствии с Государственной программой города Севастополя «Развитие промышленности города Севастополя на 2017-2022 годы», ожидается рост промышленного производства начиная с 2022 года на уровне от 104% до 107% ежегодно, а к концу 2022 года планируется проведение модернизации 12 промышленных предприятий г. Севастополя, что позволит достичь доли продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей в валовом региональном продукте на уровне 35,1%. Для формирования заявленной модели необходимо проанализировать сложившуюся отраслевую структуру г. Севастополя (рисунок 1).
200
120
87
91
■ добывающая пром-ть
■ легкая пром-ть
■ деревообрабатывающее пр-во
■ про-во бумаги и бумажных изделий
■ химическая пром-ть
■ про-во строит.мат-лов
■ металлобработка
■ пр-во боеприпасов
■ приборостроение и радиоэлектроника
■ производство мебели
■ прочие
количество предприятий
Рисунок 1 - Отраслевая структура промышлености г. Севастополя
Как видно, наибольшее количество предприятий имеет судостроение и судоремонт, за которой следует машиностроение, производство строительных материалов, химическая промышленность, приборостроение и радиоэлектроника, легкая промышленность, добывающая промышленность, деревообрабатывающее производство и т.д. Индекс промышленного производства на предприятиях промышленности г. Севастополя за 2017 составил 103,2% (в том числе по виду «Обрабатывающие производства» - 106,8%). Рост производства наблюдается во всех отраслях промышленности города.
Сложившаяся отраслевая структура экономики г. Севастополя означает следующее:
- невозможность сквозной оптимизации цепочки создания добавленной стоимости, охватывающей и этап производства;
- преобладание в структуре потребления средств автоматизации относительно простых приложений для автоматизации торгово-посреднической деятельности.
Отсутствие в регионе промышленности высоких переделов не позволяет создавать цифровые двойники выпускаемой продукции, что, в свою очередь, требует сбора и достаточно сложного анализа широкой номенклатуры данных, для чего необходимы полнофункциональные ERP и BI-системы поколения IoT.
Большое количество мелких и средних предприятий сферы торговли и сферы услуг не требует высокого функционала средств автоматизации. Они ограничиваются функционалом офисных, учетных и CRM приложений. Вместе с тем, рынок облачных сервисов растет именно за счет таких приложений. Как видим, фактор роста
0
за счет расширения потребляемого функционала, и, как следствие, увеличения ARPU, пока не реализован. У провайдеров возникает еще одна проблема, требующая решения. Так как малые предприятия имеют низкий средний чек, то провайдерам необходимо соблюдать жесткие требования по удельной эффективности, а для этого нужен такой уровень автоматизации, который сможет обеспечить низкие транзакционные издержки.
Что касается крупных промышленных предприятий, то среди них преобладают предприятия, которые достаточно консервативны и информационно закрыты. Поэтому они тоже не ориентированы на активную циф-ровизацию, переход на цифровые бизнес-модели, которые функционируют в условиях интенсивного информационного обмена по всей цепочке формирования добавленной стоимости, что позволяет осуществить ее сквозную оптимизацию. Это можно реализовать посредством облачных сервисов, которые уже доказали свою эффективность в крупнейших мировых компаниях, использующих различные цифровые платформы.
Использование данных платформ создаст среду для максимально удобного взаимодействия элементов структуры хозяйственного комплекса города Севастополя и обеспечит рациональное распределение ресурсов и развитие экосистемы цифровой экономики региона. Кроме того, появляется возможность автоматизировать сквозные бизнес-процессы, делает их «прозрачными» и, соответственно более управляемыми и предсказуемыми. Это касается как бизнес-процессов, так и процессов подготовки разного рода отчетности, сбора и подготовки необходимых документов, что при традиционном подходе занимает чрезвычайно много времени и требует значительных денежных вложений. Такая автоматизация целостных бизнес-процессов с участием многих контрагентов приводит к значительной интенсификации экономической деятельности субъектов хозяйствования, что становится возможным за счет применения цифровых платформ и экосистем.
Предлагаемая структура цифровой платформы включает в себя экосистему потребителя, экосистему производителя и коммуникативное ядро. Экосистема потребителя обеспечивает удовлетворение всех нужд и потребностей пользователя платформы, экосистема производителя обеспечивает выполнение вспомогательных функций, облегчая ведение бизнеса и снижая порог вхождения в него. Ядро платформы обеспечивает инфраструктурные потребности и необходимый технологический базис, реализуя также функционал по взаимодействию субъектов хозяйственного комплекса территории, которые выполняют роли потребителей и производителей. При этом отметим, что данные компоненты цифровой платформы могут существовать независимо друг от друга, но, вместе с тем, их совмещение в рамках единой модели позволит получить значительный синергетиче-ский эффект.
Источники:
1. ГУПС ЕИРЦ/ - Режим доступа: http://sev-eirc.ru/ - (Дата обращения: 18.02.2020).
2. Крымстат/- Режим доступа: http://crimea.gks.ru. - (Дата обращения: 18.02.2020).
3. Правительство Севастополя. Официальный портал органов государственной власти/ Департамент городского хозяйства/ - Режим доступа: https://dgh.sev.gov.ru/ - (Дата обращения: 18.02.2020).
4. Целевая модель развития цифровой экосистемы региона / Тимиргалеева Р.Р., Гришин И.Ю., Бабаян Е.Б., Коротицкая В.В. Естественно-гуманитарные исследования. 2018. № 21. С. 135-144.
5. Castells M. The Information Age: Economy, Society and Culture. Vol. 1: The Rise of the Network Society. 2nd ed. Oxford, Wiley Blackwell, 2009, 656 p.
6. Castells M. The Information Age: Economy, Society and Culture. Vol. 2: The Power of Identity. 2nd ed. Oxford, Wiley Blackwell, 2010, 584 p.
7. Боташева Ф.Б. Некоторые подходы к оценке составляющих социально-экономического потенциала региона / Ф.Б. Боташева, Е.А. Мамышева // Естественно-гуманитарные исследования. - 2020. - № 27 (1). - С.43-47.
8. Мирошниченко М.А., Биленко В.С. Реализация стратегии социально-экономического развития муниципального образования / М.А. Мирошниченко, В.С. Биленко // Вестник Академии знаний. - 2018. - № 4 (27). - С. 163-168.
9. Чернышева А.М. Развитие цифровизации регионов Российской Федерации / А.М. Чернышева, В.В. Калыгина // Вестник Академии знаний. - 2019. - № 4 (33). - С. 235-239.
References:
1. ГУПС ЕИРЦ / - Access mode: http://sev-eirc.ru/ - (Date of access: 02/18/2020).
2. Krymstat / - Access mode: http://crimea.gks.ru. - (Date of treatment: 02/18/2020).
3. The government of Sevastopol. Official portal of the state authorities / Department of Municipal Economy / - Access mode: https://dgh.sev.gov.ru/ - (Date of appeal: 02/18/2020).
4. The target model for the development of the digital ecosystem of the region / Timirgaleeva RR, Grishin I.Yu., Babayan EB, Korotitskaya VV Humanities research. 2018. No. 21. S. 135-144.
5. Castells M. The Information Age: Economy, Society and Culture. Vol. 1: The Rise of the Network Society. 2nd ed. Oxford, Wiley Blackwell, 2009, 656 p.
6. Castells M. The Information Age: Economy, Society and Culture. Vol. 2: The Power of Identity. 2nd ed. Oxford, Wiley Blackwell, 2010, 584 p.
7. Botasheva FB Some approaches to assessing the components of the socio-economic potential of the region / F.B. Botasheva, E.A. Mamysheva // Natural-Humanitarian Studies. - 2020. - No. 27 (1). - S. 43-47.
8. Miroshnichenko M.A., Bilenko V.S. The implementation of the strategy of socio-economic development of the municipality / M.A. Miroshnichenko, V.S. Bilenko // Bulletin of the Academy of Knowledge. - 2018 .- No. 4 (27). - S. 163-168.
9. Chernysheva A.M. The development of digitalization of the regions of the Russian Federation / A.M. Chernysheva, V.V. Kalygina // Bulletin of the Academy of Knowledge. - 2019 .- No. 4 (33). - S. 235-239.