Научная статья на тему 'Формирование модели современного специалиста как государственный заказ'

Формирование модели современного специалиста как государственный заказ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
240
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛЬ СОВРЕМЕННОГО СПЕЦИАЛИСТА / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЗАКАЗ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ефремцева Т. Н.

Рассмотрена необходимость формирования модели современного специалиста в условиях перехода на Государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования нового поколения. Показаны пути формирования профессиональных и общекультурных компетенций современного специалиста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование модели современного специалиста как государственный заказ»

УДК 331.543 Т.Н. Ефремцева

ФОРМИРОВАНИЕ МОДЕЛИ СОВРЕМЕННОГО СПЕЦИАЛИСТА КАК ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЗАКАЗ

Рассморена необходимость формирования модели современного специалиста в условиях перехода на Государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования нового поколения. Показаны пути формирования профессиональных и общекультурных компетенций современного специалиста.

Ключевые слова: модель современного специалиста, государственный заказ, профессиональная подготовка, профессиональные и общекультурные компетенции.

Современная парадигма высшего профессионального образования предполагает глобальное переосмысление задач всей системы образования, уход от концепции «Хорошее образование на всю жизнь» к пониманию необходимости «Образования через всю жизнь»; от послушания к инициативности; от знаний к компетенциям.

Развитие высшего профессионального образования диктует необходимость интеграции различных составляющих целей образования для достижения пяти базовых компетенций, которые в совокупности обеспечивают готовность выпускника вуза к адаптации и самореализации в условиях рынка труда современного информационного общества. В основу формирования каждой компетенции заложено достаточно дифференцированное понимание ее сути: социально-политическая компетенция или готовность к решению проблем; информационная компетенция; коммуникативная компетенция; социокультурная компетенция; готовность к образованию через всю жизнь.

ФГОС ВПО нового поколения подробно описывают набор профессиональных и общекультурных компетенций, которыми необходимо овладеть выпускникам бакалавриата и магистратуры по каждому направлению профессиональной подготовки высшей школы.

Задача профессорско-преподавательского состава вуза заключается, по нашему мнению, в формировании модели современного спе-

циалиста для каждой конкретной индустрии, в которой бы нашло отражение единство научной мысли, профессионализма и практической значимости. Эта задача достаточно сложная, т.к. все преподаваемые дисциплины формируют в большей или меньшей степени эти два блока компетенций по-своему.

Анализ современного международного и российского рынков, изучение профессиональных и коммуникативных компетенций специалиста и его конкурентоспособности поможет привести в соответствие структурную и содержательную составляющие модели профессионального образования, чтобы сделать его современным и качественным.

Модель современного специалиста должна представлять теоретические знания и практические профессиональные умения и навыки специалиста, а также коммуникативные компетенции, которыми должен обладать выпускник вуза. Для создания такой модели необходимо консолидировать усилия не только профессорско-преподавательского состава кафедр, руководства вуза, но и представителей производства, бизнеса и самих студентов.

Моделирование коммуникативных компетенций будущего специалиста конкретной индустрии можно начать с проведения научных исследований преподавателями кафедры и студентами в различных сферах профессиональной деятельности. Результаты таких разработок могли бы вылиться в доклады на студенческих научно-практических конференциях, а также в дипломные работы выпускников. Одним из путей получения данных о том, какими профессиональными и общекультурными компетенциями должен обладать тот или иной специалист, является анкетирование слушателей курсов переподготовки кадров.

Существует возможность наладить партнерские отношения между вузом и руководителями больших компаний и предприятий с тем, чтобы получить социальный заказ на подготовку будущих специалистов для бизнеса с определенным набором профессиональных коммуникативных компетенций, в том числе и языковых.

Были бы интересны подобные исследования, проводимые студентами, выезжающими на стажировку в зарубежные страны. Положителен был бы также опыт стран Европы, с профильными вузами которых можно было бы наладить партнерские связи и организовать обмен образовательными программами.

Совершенствование содержания высшего профессионального образования с целью формирования коммуникативной компетенции должно проходить, по нашему мнению, в следующих направлениях:

• Создание модели специалиста для конкретной индустрии с набором профессиональных и коммуникативных компетенций;

• Создание современных учебных программ на модульной основе на базе учебных пособий нового поколения;

• Внедрение передовых методик преподавания профильных дисциплин с использованием новых информационных технологий и создание современной системы контроля знаний;

• Подготовка и переподготовка кадров преподавателей для ведения профессиональной подготовки студентов.

Глобализация и динамичное развитие рынка в последнее десятилетие обнаружили новые направления производства, предпринимательскую деятельность в новых сегментах индустрии; появились новые услуги и сферы бизнеса; известные профессии обогатились дополнительными функциями, а работа компаний происходит в условиях международного сотрудничества.

Соответственно изменился и набор квалификационных требований, предъявляемых специалисту, работающему в сфере производства сегодня. Это - профессиональная компетентность, мобильность, предприимчивость, гибкость в принятии решений, креативность в формировании продукта, умение быстро и правильно реагировать на изменения рынка, способность выживать в условиях жесткой конкуренции. Коммуникативная компетенция выпускника становится гарантией его востребованности на внутреннем и международном рынке.

Одной из важнейших задач высшей школы в данных условиях, наряду с профессиональной подготовкой специалистов, является новый взгляд на профессиональную переподготовку кадров и повышение квалификации работников конкретной отрасли. Необходимо в ближайшее время пересмотреть эти программы с тем, чтобы показать уже работающим специалистам возможности инновационных преобразований в отрасли, а новому сегменту заинтересованных лиц предложить современные вариативные программы переподготовки по новым направлениям.

Следующий путь формирования модели современного специалиста - это подготовка и переподготовка преподавателей для осу-

302

ществления профессионального обучения студентов. Создав модель современного специалиста, хорошо бы иметь представление о современной «модели» преподавателя. Ведь не секрет, что подчас студент оказывается более информированным в каких-то профессиональных вопросах, чем преподаватель. И вызвано это не только излишней «теоретизированностью» преподавателей и оторванностью от реального производства, но и узостью взглядов на преподаваемый предмет и нежеланием заниматься научными исследованиями в рамках дисциплины и межпредметных связей.

Однако, преподавателей профессиональных дисциплин для конкретной отрасли не готовят в педагогических вузах. Выход из данной ситуации видим в организации курсов профессиональной переподготовки кадров по профилю вуза для профессорско-преподавательского состава. Не менее важным является и участие преподавателей в профессиональных выставках и конференциях, а также в межкафедраль-ных проектах.

Для проведения научных исследований и решения задач формирования модели современного специалиста необходима консолидация усилий всех заинтересованных лиц, не ограниченная рамками одного отдельно взятого вуза профессионального образования.

------------------------------------------ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Федеральные государственные стандарты ВПО, Российское образование, Федеральный портал, http://www.edu.ru

2. Общеевропейские компетенции владения иностранным языком. Изучение, обучение, оценка. Департамент по языковой политике, Совет Европы -Страсбург, 1996, русское издание - Москва: МГЛУ, 2003.

3. Шишов С.Е., Кальней В.А. Школа: мониторинг качества образования. -М.: Педагогическое общество России, 2000. - 316 с.

4. Adam Jolly. The Growing Business Handbook. London, Kogan Page and Contributors, 2003. n'.m

КОРОТКО ОБ АВТОРЕ ------------------------------------------

Ефремцева Т.Н. - кандидат педагогических наук, доцент, зав. кафедрой иностранных языков и зарубежного страноведения, Российская международная академия туризма, Московская область, Россия, www.rmat.ru

3o3

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.