Научная статья на тему 'Формирование модели социально эффективной системы налогообложения некоммерческих организаций в Российской Федерации'

Формирование модели социально эффективной системы налогообложения некоммерческих организаций в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
270
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
Ключевые слова
НЕКОММЕРЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ / СОЦИАЛЬНО ЭФФЕКТИВНАЯ СИСТЕМА / НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гринкевич Л.С., Князева М.В.

В статье предлагается особый подход к реформированию системы налогообложения некоммерческих организаций. Представлена модель социально эффективной системы налогообложения на основе разработанной многокритериальной классификации, ставящей в зависимость уровень налоговой нагрузки от видов и масштабов общественно полезной деятельности организаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Гринкевич Л.С., Князева М.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование модели социально эффективной системы налогообложения некоммерческих организаций в Российской Федерации»

Налогообложение

УДК 336.201

ФОРМИРОВАНИЕ МОДЕЛИ СОЦИАЛЬНО ЭФФЕКТИВНОЙ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Л. С. ГРИНКЕВИЧ, доктор экономических наук, профессор кафедры налогов и налогообложения Е-mail: nasty_saturn@mail.ru

М. В. КНЯЗЕВА, ассистент кафедры налогов и налогообложения Е-mail: kmvl9@mail. ru Томский государственный университет

В статье предлагается особый подход к реформированию системы налогообложения некоммерческих организаций. Представлена модель социально эффективной системы налогообложения на основе разработанной многокритериальной классификации, ставящей в зависимость уровень налоговой нагрузки от видов и масштабов общественно полезной деятельности организаций.

Ключевые слова: некоммерческие организации, социально эффективная система, налогообложение.

Одной из важнейших целей национальной политики Российской Федерации является формирование социально ориентированной экономики с присутствием в ней сильных секторов, в том числе некоммерческого сектора.

Наблюдаемые в России темпы роста и развития некоммерческих организаций (НКО) свидетельствуют о том, что их деятельность является востребованной и способна содействовать уменьшению очагов социальной напряженности и повышению эффективности государственных расходов. За про-

шедшие двенадцать лет количество зарегистрированных НКО увеличилось с 236 795 (по состоянию на 1998 г.) [6] до 700 300 (по состоянию на начало 2010 г.) [4]. А доля НКО в ВВП страны в абсолютном и относительном выражении по некоторым направлениям стала сопоставимой с весом отдельных отраслей российской экономики. Например, в 2002 г. объем выпуска продукции и услуг некоммерческими организациями в 1,6 раза превышал объем продукции всей легкой промышленности страны (88,8 млрд руб.) и был сравним с объемом продукции отрасли «жилищное хозяйство» (1 742,4 млрд руб.).

При этом уровень налоговой нагрузки на данный сектор экономики сопоставим с отраслями, представляющими коммерческий сектор. Скажем, с отраслью обрабатывающих производств, в которой налоговая нагрузка в 2008—2010 гг. в среднем составляла 20,6 %, сферой финансовой деятельности — в среднем 19,6 %, сектором операций с недвижимым имуществом, аренды и предоставления услуг — в среднем 19,7 % (табл. 1).

Таблица 1

Налоговая нагрузка по видам экономической деятельности в 2008—2010 гг. по отношению к валовой добавленной стоимости, %

Вид экономической деятельности 2008 2009 2010

Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 2,74 2,46 3,29

Рыболовство, рыбоводство 13,30 10,89 12,46

Добыча полезных ископаемых 68,49 46,83 47,57

Обрабатывающие производства 20,76 20,07 21,18

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды 23,03 17,65 17,48

Строительство 19,39 18,67 18,88

Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования 10,53 10,28 11,29

Гостиницы и рестораны 14,99 12,93 15,19

Транспорт и связь 17,30 18,12 17,49

Финансовая деятельность 21,33 16,31 21,14

Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг 22,57 16,68 19,77

Государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное страхование 9,47 9,10 9,67

Образование 12,66 12,69 13,40

Здравоохранение и предоставление социальных услуг 8,67 8,74 9,14

Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг 25,63 17,63 18,06

Следует отметить, что НКО дают порядка 83 % объема налоговых поступлений в федеральный бюджет и порядка 14 % наполнения региональных и местных бюджетов (табл. 2).

В развитых зарубежных странах НКО играют значительную роль в экономике. Для них созданы благоприятные законодательные, экономические и административные условия, а также осуществляются различные формы поддержки, в том числе в виде налоговых льгот, вычетов и налоговых кредитов. Кроме того, чтобы способствовать общественно полезной деятельности некоммерческих организаций, законодательство зарубежных стран предусматривает помимо льготного налогообложения формы государственной поддержки, в виде субсидий, грантов и режимов бла-

гоприятствования при получении некоторых государственных заказов. В обмен на льготы, предоставленные государством, для некоммерческих организаций устанавливается более строгий режим контроля за их деятельностью, чтобы не допустить использования принадлежащего им имущества и средств иначе, чем на общественно полезные цели [7].

В Российской Федерации, по мнению авторов, основными факторами, сдерживающими рост и развитие некоммерческих организаций, являются экономические и организационные проблемы:

— низкая финансовая устойчивость некоммерческих организаций;

— слабая информированность и осведомленность общества о деятельности НКО;

Таблица 2

Поступление налоговых платежей в бюджетную систему РФ от некоммерческих организаций, представляющих сферы образования, здравоохранения и предоставления прочих социальных услуг

в 2008-2010 гг., тыс. руб.

Вид налогового платежа Поступило в бюджетную систему РФ в 2008 г. Процент в общей сумме налоговых платежей по основным видам экономической деятельности Поступило в бюджетную систему РФ в 2009 г. Процент в общей сумме налоговых платежей по основным видам экономической деятельности Поступило в бюджетную систему РФ в 2010 г. Процент в общей сумме налоговых платежей по основным видам экономической деятельности

Федеральные налоги 19 4656 766 85,86 223 602 042 84,91 238 724 669 82,58

Налог на прибыль организаций 11 496 702 5,91 11 833 774 5,29 11 204 280 4,69

НДС 9 669 532 4,97 10 962 039 4,90 10 492 825 4,40

Региональные налоги 16 578 320 7,31 20659748 7,85 23479843 8,12

Местные налоги 1 269 2126 5,60 1 609 7021 6,11 23 105 168 7,99

Налоги со специальным налоговым режимом 2 792 564 1,23 2 972 368 1,13 3 783 864 1,31

Итого... 226 719 776 - 263 331179 - 289 093 544 -

— низкий профессионализм лидеров НКО;

— проблемы взаимодействия некоммерческих организаций с региональными властями и т. д.

Имеются и проблемы, связанные с налогообложением:

— трудности, возникающие из-за социального аспекта налогообложения при неполном использовании НКО средств целевого финансирования или изменении назначения этих средств;

— недифференцированный подход к налоговой нагрузке НКО по отношению к видам осуществляемой ими общественно полезной деятельности;

— дискриминационный характер налоговых льгот, предусматривающих поддержку отдельных организационно-правовых форм НКО;

— сложности в толковании и определенности применения норм налогового законодательства к результатам деятельности некоммерческих организаций;

— сложность ведения раздельного учета доходов и расходов, полученных от уставной и предпринимательской деятельности НКО;

— неэффективность системы налогового администрирования по контролю за целевым использованием полученных средств НКО.

Все эти проблемы и недостатки препятствуют выполнению некоммерческими организациями своих социальных функций и увеличению объема услуг, производимых НКО.

Негативную роль играет и отсутствие дифференцированного подхода. Действующее законодательство, по сути, уравнивает налоговый статус коммерческих и некоммерческих организаций в вопросах налоговой нагрузки и применения налоговых норм к результатам деятельности, без учета того, что услуги, оказываемые некоммерческими организациями, связаны с выполнением не только экономических, но и социальных функций.

Современная система налогообложения некоммерческих организаций ориентирована на классификацию НКО, регламентированную Гражданским кодексом Российской Федерации [2], что делает невозможным выделение единых квалифицирующих признаков для систематизации некоммерческих организаций — цели их создания, сформулированные в законодательстве, не позволяют определять виды осуществляемой деятельности и давать им оценку с точки зрения социально-общественной значимости.

Предложенные в научной литературе иные классификации основаны на делении НКО по источникам средств и дохода [3], способам управления [8],

целевым аудиториям [1]. Они не позволяют различать характер деятельности коммерческих и некоммерческих организаций с точки зрения общественной пользы. Это приводит к тому, что НКО действуют в общем для всех хозяйствующих субъектов налоговом поле. В результате предоставление им со стороны государства адресных налоговых льгот и иных преференций с учетом целей и задач, решаемых некоммерческим сектором, становится невозможным.

В целях выработки нового подхода к формированию социально эффективной системы налогообложения НКО предлагается систематизация экономических признаков и параметров деятельности НКО:

— способ управления;

— характер услуг;

— инструменты деятельности;

— масштаб деятельности;

— финансирование;

— условия финансово-хозяйственной деятельности;

— целевая аудитория;

— источники формирования имущества;

— виды деятельности;

— экономическая цель.

Указанные критерии и признаки характеризуют экономические интересы некоммерческих организаций и позволяют различать характер деятельности коммерческих и некоммерческих организаций с точки зрения общественной пользы в целях выработки авторского подхода для формирования социально эффективной системы налогообложения НКО. Такая система, с одной стороны, создаст приемлемые налоговые условия для стимуляции экономической деятельности некоммерческих организаций, а с другой — обеспечит общество и государство качественными услугами и финансовыми ресурсами.

Под социально эффективной системой налогообложения некоммерческих организаций авторами понимается такая организация налоговой системы, которая способна решить следующие задачи:

— обеспечить согласованность интересов участников экономических отношений — общества, государства и некоммерческих организаций, осуществляющих общественно полезную деятельность, направленную на поддержание и развитие общественного блага и социально ориентированной экономики;

— оптимизировать затраты в процессе налогового администрирования;

— гарантировать прозрачность экономической информации.

При этом социально эффективная система позволит упорядочить льготы, дифференцировать подход к результатам деятельности НКО и планомерно сочетать все функции налоговой системы [5].

На основе предложенной систематизации возможно построение авторской многокритериальной классификации некоммерческих организаций, представленной на рис. 1. Согласно этой классификации объединяются и увязываются с уровнем налоговой нагрузки:

— виды осуществляемой деятель ности НКО;

— характер услуг НКО;

— экономическая цель, пос тавленная перед НКО;

—условия финансово-хозяйственной деятельности НКО.

Кроме того, в целях оп ределения критериев общественно полезного статуса некоммерческих организаций в РФ авторы предлагают использовать опыт налогового стимулиро вания, применяемый в развитых зарубежных странах, где основ-

Виды деятельности НКО

Решение социальных проблем и улучшение социально-экономической жизни общества.

Развитие интеллектуально-духовного и физического потенциала человека.

Утверждение общечеловеческих ценностей.

Построение демократического правового государства

Характер услуг НКО

ным принципом развития благотворительной и другой социально значимой деятельности является предоставление налоговых льгот.

Таким образом, на основе авторского подхода возможно создание модели социально эффективной системы налогообложения, которая, с одной стороны, обозначит дифференцированный подход к налогообложению для некоммерческих организаций, а с другой — обеспечит общество и государство качественными общественно-полезными услугами, что позволит нивелировать недоброжелательную среду для функционирования сектора некоммерческих организаций. Стратегическая цель модели социально эффективной системы налогообложения НКО (рис. 2), основанной на базовых принципах социально-экономической эффективности, социальной справедливости и прозрачности экономической информации, достигается посредством решения следующих задач:

— совершенствование нормативно-правовой базы, ре-

Экономическая цель, поставленная перед НКО

НКО первого типа -перераспределяющие полученные ресурсы

НКО второго типа - осуществляющие деятельность на основе приращения стоимости полученного первичного ресурса

Рис. 1. Авторская многокритериальная классификация некоммерческих организаций

т

Условия финансово-хозяйственной деятельности НКО

1. НКО, у которых доходы формируются за счет бюджетных ассигнований.

2. НКО, у которых доходы формируются от результатов коммерческой деятельности.

3. НКО, у которых доходы формируются за счет средств целевого финансирования и целевых поступлений.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. НКО, не имеющие доходов

С

Дифференцированные ставки

Модель формирования современной системы налогообложения некоммерческих организаций в Российской Федерации

т

Основная цель: создание социально эффективной системой налогообложения некоммерческих организаций, которая обеспечивает согласованность интересов участников экономических отношений: государства, общества и некоммерческих организаций, осуществляющих общественно полезную деятельность, направленную на поддержание и развитие общественного блага и социально ориентированной экономики, оптимизирует затраты в процессе налогового администрирования и гарантирует прозрачность экономической информации

Социально-экономическая эффективность

Социальная справедливость

Прозрачность экономической информации

Сов ершенствование нормативной базы, регулирующей налогообложение НКО

Развитие налогового законодательства и устранение «пробелов» в оценке результатов деятельности НКО

Разработка и внедрение налоговых новаций и преференций в поле деятельности некоммерческого сектора

Методическое обеспечение

применения норм законодательства о налогах и сборах

Обновление законодательства,

регулирующего поле деятельности некоммерческих организаций

Стимулирование социального

аспекта налогообложения некоммерческих организаций

Изменение системы учета деятельности и отчетности, пред ставляемой некоммерческими организациями

Подготовка специалистов в области налогообложения НКО

Устранение дискриминационного подхода и налогообложении

Формирование массива разъяснений и комментариев по применению норм налогового законодательства и его систематизация

Упрощение системы администриров ания налогообложения НКО

Приведение в порядок системы налоговых льгот и других преференций, способствующих развитию социальной сферы

некоммерческого сектора экономики

Формирование социально-

эффективной системы налогообложения НКО на основе авторского подхода

с

и

Разработка и использование специального налогового режима для НКО в рамках УСН: в зависимости от видов

оказываемых

услуг и

масштабов

общественно

полезной

деятельности

Реформирование действующей системы налогообложения

Разработка методики ведения раздельного учета доходов и расходов, полученных от уставной и предпринимательской деятельности

Разработка новых форм налоговой отчетности некоммерческих организаций с более детальным документированием направлений расходования денежных средств и имущества

Предоставление освобождения от исчисления и уплаты налога на прибыль некоммерческим организациям по деятельности, приносящей доход, и связанной с основными целями создания НКО

Льготирование в целях исчисления НДС операций по передаче ОС, НМА или иного имущества НКО на осуществление уставной деятельности связанной с деятельность, приносящей доход

Расширение списка соответствующих видов деятельности НКО, гранты на финансирование которых, не включаются в состав налогооблагаемой базы по налогу на прибыль

Расширение числа налоговых льгот для НКО, осуществляющих деятельность с социально значимых областях, в сфере благотворительности

Предоставление льгот по налогу на имущество организаций и земельному налогу при выполнении НКО общественно полезной деятельности

Доходы НКО, полученные в виде ценных бумаг, недвижимости или в результате расформирования целевого капитала, не признавать объектом по налогу на прибыль организаций

Согласованность со средой

Примечание: УСН — упрощенная система налогообложения; НДС — налог на добавленную стоимость; ОС — основные средства; НМА — нематериальные активы.

Рис. 2. Модель формирования социально эффективной системы налогообложения НКО в Российской Федерации

гулирующей налогообложение некоммерческих организаций;

— развитие налогового законодательства и устранение «пробелов» в оценке результатов деятельности НКО;

— разработка и внедрение налоговых льгот и преференций в поле деятельности некоммерческого сектора;

— методическое обеспечение применения норм законодательства о налогах и сборах.

С учетом поставленных задач авторская модель определяет следующие приоритетные направления в этой сфере:

— обновление законодательства, регулирующего поле деятельности некоммерческих организаций;

— стимулирование социального аспекта налогообложения некоммерческих организаций;

— приведение в порядок системы налоговых льгот и других преференций, способствующих развитию социальной сферы некоммерческого сектора экономики;

— устранение дискриминационного подхода в налогообложении;

— простота системы администрирования налогообложения НКО;

— изменение системы учета деятельности и отчетности, представляемой некоммерческими организациями;

— формирование массива разъяснений и комментариев по применению норм налогового законодательства и его систематизация;

— подготовка специалистов в области налогообложения НКО.

В качестве инструментов и способов реализации данной модели предложены направления по реформированию действующей системы налогообложения путем внесения поправок в законодательство и введения льготного режима налогообложения в рамках упрощенной системы налогообложения в зависимости от видов оказываемых услуг и масштабов общественно полезной деятельности. К таким инструментам относятся:

— разработка и использование специального льготного режима налогообложения для НКО;

— предоставление освобождения от исчисления и уплаты налога на прибыль некоммерческим организациям по деятельности, приносящей доход и связанной с основными целями создания НКО;

— предоставление льгот по налогу на имущество организаций и земельному налогу при выполнении НКО общественно полезной деятельности;

— льготирование в целях исчисления НДС операций по передаче основных средств и нематериальных активов на осуществление уставной деятельности, связанной с деятельностью, приносящей доход;

— расширение числа налоговых льгот для НКО, осуществляемых деятельность в социально значимых областях, в сфере благотворительности;

— включение в состав расходов, учитываемых при налогообложении налогом на прибыль расходов, понесенных от использования активов, полученных в порядке освобожденного от налогообложения пожертвования или приобретенных за счет пожертвований;

— освобождение от налогообложения доноров и благотворителей, осуществляющих пожертвования в пользу некоммерческих организаций;

— разработка методики ведения раздельного учета доходов и расходов, полученных от уставной и деятельности, приносящей доход;

— создание эффективно функционирующей системы контроля за целевым использованием полученных НКО средств посредством публичной отчетности;

— расширение списка видов деятельности НКО, гранты на финансирование которых не включаются в состав налоговой базы по налогу на прибыль организаций.

Таким образом, идеальная модель социально-эффективной системы налогообложения некоммерческих организаций должна быть основана на взвешенном дифференцированном подходе к налогообложению, ставящем в зависимость уровень налоговой нагрузки от видов и масштабов общественно полезной деятельности НКО. Это позволит обеспечить повышение социального, эко-номико-стимулирующего, бюджетно-финансового эффектов, ожидаемых от некоммерческого сектора экономики, а также будет способствовать реализации приоритетных направлений экономического развития страны, в том числе социальной сферы.

Список литературы

1. Алексеева О. П. Анализ государственной политики в области содействия гражданским инициативам с описанием возможных сценариев развития, профессиональная поддержка гражданских инициатив // Некоммерческие организации в России. 2005. № 6.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая): Федеральный закон от 30.11.1994 № 51-ФЗ.

3. Ефимова А. В. Целевое финансирование как способ интеграции общественных процессов // Некоммерческие организации в России. 2005. № 4.

4. Задорин И. В. Динамика развития и текущее состояние сектора НКО в России на 2009 год. URL: http://www.zircon.ru/russian/ pablication/5_4.htm.

5. КнязеваМ. В., ГринкевичЛ. С. Системный подход к формированию социально эффективной системы налогообложения некоммерческих организаций в Российской Федерации // Вест-

ник Томского государственного университета. Экономика. 2011. №. 2.

6. О состоянии гражданского общества в Российской Федерации: доклад Общественной палаты Российской Федерации, 2007 г. URL: http://www.oprf.ru/rus/documents/report.

7. Синельников-Мурылев С. Проблемы налогообложения некоммерческих организаций. М.: ИЭПП. 2007.

8. Hansmann H. Economic theories of nonprofit organization // Powel W. W. Op. cit. 2008. № 4.

X Юбилейная Международная научная конференция

«ЭКОЛОГО-СОЦИАЛЬНЫЕ ОРИЕНТИРЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА, КОНТРОЛЯ, ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА: ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЕ ВЫЗОВЫ»

13-15 октября 2011 г.

Житомирская научная бухгалтерская школа на базе Житомирского государственного технологического университета при поддержке Министерства образования и науки, молодежи и спорта Украины проводит X Юбилейную Международную конференцию «Эколого-социальные ориентиры бухгалтерского учета, контроля, экономического анализа: цивилизационные вызовы».

Рабочие секции конференции:

* бухгалтерский учет как инструмент социальной политики;

* бухгалтерский учет как информационная система социально-ориентированной концепции управления;

* бухгалтерское отражение социальных процессов на предприятии;

* социальная компонента годовой отчетности предприятия;

* социальная ответственность бизнеса через призму бухгалтерского учета;

* бухгалтерское отражение социального капитала предприятия;

* экология и экономика - взаимосвязь и противоречия;

* бухгалтерский учет как инструмент сохранения природно-ресурсного потенциала;

* бухгалтерский учет экологической деятельности хозяйствующего субъекта в рамках концепции устойчивого развития;

* охрана природной среды как объект экономического анализа и контроля;

* учет экологической деятельности: гармонизация микро- и макроуровней экономики.

В программе конференции предусматривается выступление участников по тематическим проблемам, работа дискуссионных центров по обозначенным проблемам, встреча участников со студентами Житомирского государственного технологического университета, проведение экскурсий.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

К участию приглашаются ученые и практики в области бухгалтерского учета, контроля и анализа, аспиранты и соискатели.

Заявку на участие и следует направить до 10 сентября 2011 г. на E-mail: but@ztu.edu.ua

По итогам конференции предполагается издание сборников материалов.

Тезисы выступлений направлять по электронной почте до 15 сентября 2011 г. в соответствии с установленными требованиями. Оплата проезда и проживания за счет направляющей стороны. i Телефоны для справок: +38 (0412) 24-09-91 - кафедра бухгалтерского учета ЖГТУ.

http://zsas.zhitomir.org/ У

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.