Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ МОДЕЛИ КОМПЕТЕНЦИЙ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ И АУДИТА В ГОСУДАРСТВЕННОМ СЕКТОРЕ'

ФОРМИРОВАНИЕ МОДЕЛИ КОМПЕТЕНЦИЙ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ И АУДИТА В ГОСУДАРСТВЕННОМ СЕКТОРЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
127
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНУТРЕННИЙ КОНТРОЛЬ / АУДИТ / ОБРАЗОВАНИЕ / КАДРЫ / КОНСАЛТИНГ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Литвина Кристина Яковлевна

В статье анализируется дилемма организаций государственного сектора о необходимости расходования ресурсов (временных, финансовых и др.) на развитие имеющихся у организации государственного сектора трудовых ресурсов теми навыками, знаниями и умениями, которые пользуются спросом в области контроля и аудита. С одной стороны, это дополнительные расходы для организации государственного сектора за счет средств бюджета, которые могут оказаться неэффективными, в случае перехода сотрудников на работу в другую организацию. С другой стороны, если организация будет отказываться от таких вложений в развитие профессиональности своих сотрудников, будет иметь отстающий в развитии персонал и, как следствие, неудовлетворительное качество выполнения возложенных государственных функций и предоставления услуг. Автором предлагается модель компетенций контроля и аудита в государственном секторе, которая позволит наиболее эффективно оценивать государственных служащих на соответствие требуемым компетенциям и формировать план профессионального развития, что позволит повысить качество управленческого консультирования в государственном секторе экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF A MODEL OF INTERNAL CONTROL AND AUDIT COMPETENCIES IN THE PUBLIC SECTOR

The article analyzes the dilemma of public sector organizations about the need to spend resources (temporary, financial, etc.) on the development of the workforce available to the public sector organization with the skills, knowledge and skills that are in demand in the field of control and audit. On the one hand, these are additional expenses for the organization of the public sector at the expense of the budget, which may be ineffective if employees transfer to another organization. On the other hand, if an organization refuses to make such investments in the development of the professionalism of its employees, it will have a staff lagging behind in development and, as a result, an unsatisfactory quality of performing the assigned state functions and providing services. The author proposes a model of control and audit competencies in the public sector, which will allow the most effective assessment of civil servants for compliance with the required competencies and form a professional development plan, which will improve the quality of management consulting in the public sector of the economy.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ МОДЕЛИ КОМПЕТЕНЦИЙ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ И АУДИТА В ГОСУДАРСТВЕННОМ СЕКТОРЕ»

ЭКОНОМИКА И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО

Формирование модели компетенций внутреннего контроля и аудита в государственном секторе

Литвина Кристина Яковлевна,

кандидат экономических наук, доцент кафедры отраслевой экономики и финансов Института экономики и управления Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена E-mail: litvinaky@yandex.ru

В статье анализируется дилемма организаций государственного сектора о необходимости расходования ресурсов (временных, финансовых и др.) на развитие имеющихся у организации государственного сектора трудовых ресурсов теми навыками, знаниями и умениями, которые пользуются спросом в области контроля и аудита. С одной стороны, это дополнительные расходы для организации государственного сектора за счет средств бюджета, которые могут оказаться неэффективными, в случае перехода сотрудников на работу в другую организацию. С другой стороны, если организация будет отказываться от таких вложений в развитие профессиональности своих сотрудников, будет иметь отстающий в развитии персонал и, как следствие, неудовлетворительное качество выполнения возложенных государственных функций и предоставления услуг. Автором предлагается модель компетенций контроля и аудита в государственном секторе, которая позволит наиболее эффективно оценивать государственных служащих на соответствие требуемым компетенциям и формировать план профессионального развития, что позволит повысить качество управленческого консультирования в государственном секторе экономики.

Ключевые слова: внутренний контроль, аудит, образование, кадры, консалтинг.

Введение

Профессиональное развитие сотрудников важно в любой организации и во всех отраслях, что справедливо относится и к государственному сектору, где функции контроля и аудита реализуются, в первую очередь, как властное полномочие государственных органов. Так, в Российской Федерации при внедрении в 2013 году бюджетных полномочий по внутреннему финансовому контролю и внутреннему финансовому аудиту вопросом профессиональной готовности государственных и муниципальных служащих к выполнению таких бюджетных полномочий практически не интересовались, что повлекло, по сути, провал всей реформы государственного и муниципального контроля. Отсутствие квалифицированных кадров во внутреннем контроле и аудите привело к тому, что сами функции осуществлялись формально на бумаге, реальной пользы не приносили и руководство организаций государственного сектора старалось не использовать функции контроля и аудита так, как предполагалось в реформе.

В связи с этим, в 2019 году бюджетное полномочие по осуществлению внутреннего финансового контроля для государственного сектора прекратило свое существование, особый акцент государство перенесло на внутренний финансовый аудит.

Однако и в этом направлении, по мнению регулятора, не обязательно иметь необходимый опыт, образование, квалификацию и навыки, достаточно принять решение о возложении полномочий на кого-либо из государственных (муниципальных) служащих. Считается, что опыт, образование, квалификацию и навыки можно получать в момент исполнения полномочия по внутреннему аудиту. Текущее положение осложняется и невозможностью органов государственной власти передать на аутсорсинг функции по осуществлению внутреннего финансового аудита.

Сильная программа профессионального развития особенно важная для специалистов по контролю и аудиту, потому как от их профессионализма будет зависеть качество консультационных услуг и, соответственно, управленческие решения, принимаемые высшими органами управления государства. Таким образом, важно рассматривать как краткосрочное, так и долгосрочное профессиональное развитие государственных и муници-

сз о

со £

m Р

сг

от А

пальных служащих, включая способы привлечения и удержания талантливых кадров. В данной статье подробно рассматривается профессиональное развитие сотрудников служб контроля и аудита в государственном секторе, способствующее продвижению сотрудниками по уровням административной подчиненности и повышению качества управленческого консалтинга.

Модель компетенций контроля и аудита в государственном секторе

Классический процесс управления эффективностью деятельности включает в себя четыре взаимосвязанных элемента: постановку целей, оценку работы, профессиональное развитие и вознаграждение [1]. Для руководителя службы контроля и аудита ключевым фактором будет являться гармонизация развития каждого конкретного сотрудника и общей модели управления эффективности деятельности организации.

Также следует понимать разницу двух плановых документов, которые следует разрабатывать и ре-ализовывать независимо друг от друга.

1. План профессионального развития служит основой для формирования компетенций в долгосрочной перспективе.

2. План повышения эффективности работы связан с оценкой выполняемой работы и направлен на устранение проблем текущих достижений в работе в краткосрочной перспективе.

Компетенция - это «знания, навыки, способности и другие характеристики, необходимые для эффективного выполнения той или иной роли». [2]

Автором на основе 10 ключевых компетенций, определенных международным Институтом внутренних аудиторов [1] и имеющих ключевое значение для специалистов по внутреннему аудиту, разработана модель компетенций контроля и аудита в государственном секторе (таблица 1), в которой прослеживается связь между ключевыми компетенциями. Вопросы требуемых компетенций для внутренних аудиторов также рассматриваются в работах отечественных исследователей Москов-кина А. [7], Горлова А. [8], Ахтуловой Л. и Суртаева А. [9].

На основе базовых, основополагающих компетенций для осуществления контроля и аудита в государственном секторе будут формироваться остальные компетенции. К ним относятся знание и соблюдение норм профессиональной этики и служебного поведения государственными служащими, знание основ внутреннего управления контролем и аудитом в государственном секторе, а также понимание, что реализуемые функции являются властными полномочиями по отношению ¡¡5 к объектам контроля и аудита, что также накла-£ дывает определенные особенности и ограничения Ц на их реализацию.

g Экспертные знания (hard skills) требуются для ^ качественного и эффективного осуществления Ц функций контроля и аудита [4, 5, 6, 10, 11]. Такие

экспертные знания включают в себя знание стандартов контроля и аудита в государственном секторе, причем, как международных, так и применяемых в стране, в которой осуществляется такая деятельность. Общими экспертными знаниями будут являться знания государственного управления, управления рисками, контроля и аудита, а также необходимые отраслевые знания, например, для отрасли здравоохранения, строительства, транспортной инфраструктуры и подобные.

Таблица 1. Модель компетенций контроля и аудита в государственном секторе

Вид компетенций Состав компетенций

Основополагающие компетенции • Этика и служебное поведение государственного служащего • Управление контролем в государственном секторе • Управление аудитом в государственном секторе • Реализация государственной функции - властного полномочия

Экспертные знания hard skills • Стандарты контроля и аудита в государственном секторе • Государственное управление • Риск-менеджмент • Контроль • Аудит • Отраслевые знания

Личные навыки soft skills • Коммуникация • Убеждение и сотрудничество • Аналитическое/критическое мышление • Деловая проницательность

Компетенции улучшения контроля и аудита и внедрения инноваций • Совершенствование и инновации • Контроль качества • Исследовательская деятельность • Проектная деятельность

Источник: составлено автором.

Согласно данным опроса специалистов-практиков «Общая база знаний 2015» [3] (Вопрос 30 «Специалистов с какими навыками вы набираете или развиваете больше всего в отделе внутреннего аудита? Вопрос только для руководителей внутреннего аудита. Количество респондентов - 3304) важнейшими экспертными навыками, которые хотят видеть руководители внутреннего аудита являются:

- бухгалтерский учет: знание традиционного финансового учета, связанное со стандартами технического учета;

- предоставление гарантий в отношении управления рисками: способность понимать программы, структуры и деятельность по управлению рисками, а также давать инновационные рекомендации;

Следует отметить, что направление по импле-ментации риск-менеджмента в государственный сектор достаточно молодое и находится в стадии становления и принятия руководителями и сотрудниками государственных организаций важности и эффективности их осуществления при выполнении бюджетных процедур [12, 13].

- информационные технологии: наличие общего понимания принципов работы информационных систем. Для государственного сектора подобные знания также являются востребованными, в связи с увеличением числа информационных систем, используемых при реализации государственных функций и предоставлении государственных услуг [14].

- отраслевые знания: знания по ключевым вопросам, касающимся отрасли, в которой реализуется контроль и аудит. Например, для отрасли здравоохранения значимыми навыками могут быть кибербезопасность, конфиденциальность, защита персональных данных. В жестко регулируемой отрасли критически важными навыками могут быть правовые знания. Для финансового сектора жизненно важными могут быть навыки аудита мошенничества и финансовые навыки.

- добыча и аналитика данных: способность проводить контроль и аудит, консультации и представлять результаты, на основе которых можно сделать значимые выводы на основе больших объемов информации.

В модели компетенций обозначены важные личные навыки (soft skills), влияющие на воздействие, которые оказывают экспертные навыки на получателей услуг контроля и аудита. Коммуникация, сотрудничество, аналитическое мышление - навыки, которые обеспечивают желаемый эффект от информации, выводов и рекомендаций для самой деятельности и пользователей результатов такой деятельности.

Согласно данным опроса специалистов-практиков «Общая база знаний 2015» [3] (Вопрос 30 «Специалистов с какими навыками вы набираете или развиваете больше всего в отделе внутреннего аудита? Вопрос только для руководителей внутреннего аудита. Количество респондентов -3304) аналитическое и критическое мышление и коммуникация возглавляют список главных пожеланий руководителей внутреннего аудита в отношении ценных навыков. Акцент на эти личные навыки по результатам опроса остается неизменным. Согласно данным СВОК, навыки аналитического и критического мышления способствуют применению контролером и аудитором экспертных знаний, в то время как хорошие коммуникационные навыки помогают внутреннему аудитору донести информацию о применении экспертных знаний до заинтересованных сторон. Деловая проницательность отражает восприятие общей картины того, как организация государственного сектора работает, чтобы оказывать людям услуги и выполнять возложенные государственные функции. По сути, она всегда будет включать стратегическую точку зрения отдельного специалиста в сочетании с его обширными знаниями и возможностями. Заинтересованные стороны ожидают от руководителей служб контроля и аудита проявления деловой проницательности через то, как они управляют службой контроля и аудита.

Также в модели обозначены компетенции, необходимые для предоставления результатов контроля и аудита как конечной функции и внедрения улучшений и инноваций для обеспечения устойчивого развития в будущем. Чтобы способствовать успешному проведению контроля и аудита, контролерам и аудиторам следует овладеть навыками планирования, объективности, управления ресурсами и стратегическим планированием. Внутренним аудиторам необходимо быть способными распознавать, применять, совершенствовать и внедрять инновации.

При этом, следует отметить, что модель компетенций контроля и аудита в государственном секторе согласуется с Основными принципами профессиональной практики внутреннего аудита, однако, не может рассматриваться как эталонная, так как разработанная нами модель требует адаптации под требования законодательства, ожиданий заинтересованных сторон в каждой конкретной стране.

После проведения оценки навыков контролера и аудитора к потребностям организации и заинтересованных сторон необходимо оценить их соответствие общей структуре, и, в случае необходимости, разработать траекторию профессионального развития государственного служащего.

К перечню ресурсов и практических возможностей, которые могут быть использованы для развития навыков контролеров и аудиторов в зависимости от достигнутого уровня могут относиться: выполнение функций наставника для других государственных служащих, назначение на индивидуальные проекты, взаимодействие с высшим исполнительным руководством Территории, обучение лидерским качествам, обучение мягким навыкам, программы ротации государственных служащих, возможности для выступления и обмена опытом, программы гостевых и приглашённых высококвалифицированных специалистов, обучение экспертным знаниям и пр. По нашему мнению, предложенные практические рекомендации могут быть адаптированы к любому типу организаций при формировании плана профессионального развития, а также могут породить иные решения.

Конечно, службам контроля и аудита необходимо развиваться планомерно с развитием всей организации в целом. Например, если организация внедряет риск-менеджмент, то аудиторам стоит пройти обучение в этой области.

Однако ключевым, по нашему мнению, является долгосрочное планирование карьеры в совокупности со стратегическим планом профессионального развития. Профессиональное развитие - постоянный процесс с беспредельными возможностями для роста. При достижении контроллерами и аудиторами уровня руководителя службы контроля и аудита они уже освоили много основополагающих навыков, но им следует продолжать освежать и совершенствовать эти навыки. На этом этапе, по нашему мнению, их фокус должен сместиться на лидерство и построение дальнейшей карьеры. В такой траектории профессионального развития

сз о со от m Р от

от А

им уже следует развивать лидерские навыки, которые помогут им в выполнении своей роли. В таблице 2 представлены характеристики, к которым должны стремиться руководители внутреннего аудита и которые они должны формировать для того, чтобы стать доверенными советниками и лидерами в профессиональных, имплицитных (отношен-ческих) и личностных рамках. Аналогичные требования могут быть применены и к руководителям служб контроля.

Таблица 2. Характеристики выдающихся доверенных советников и лидеров [3]

Виды рамок взаимодействия Характеристики руководителей служб контроля и аудита

Личностные • Моральная устойчивость • Ориентированность на результаты • Интеллектуальное любопытство • Широта взглядов

Имплицитные (отно-шенческие) • Динамическая коммуникация • Продуманные отношения • Вдохновляющее лидерство

Личностные • Аналитическое/критическое мышление • Экспертные знания

Руководители служб контроля и аудита выполняют непростую работу, которая требует, чтобы они поддерживали связь с ключевыми заинтересованными сторонами, руководили и управляли работой сотрудников своих служб, а также предвидели и адаптировались к дестабилизации деятельности в государственном управлении, в каждой конкретной отрасли, в частности, принимая на себя ответственность за свою собственную карьеру. Несомненно, они извлекают пользу из эффективного плана профессионального развития. Однако такой позитивный эффект от личностного и профессионального роста не ограничивается лишь уровнем руководителей структурных подразделений, а распространяется также и на сотрудников этих подразделений.

Полученные автором результаты являются продолжением развития методологических подходов по организации внутреннего контроля и аудита в государственном секторе и профессиональному развитию аудиторов. Разработанная автором модель может быть использована при формировании индивидуальных планов профессионального развития аудиторов государственного сектора. При этом, следует понимать, что модель не является статичной и может быть адаптирована или доработана под требования той или иной страны или организации. Результаты исследования прошли обсуждение на международных конференциях и нашли Е одобрение со стороны научного сообщества.

съ

е

3 Заключение

сэ см

^ При создании траектории профессионального раз-^ вития в рамках постоянно развивающейся профес-

сии контролера и аудитора необходимо учитывать наиболее востребованные навыки, предложенные автором в модели компетенций контроля и аудита в государственном секторе. Подобные рекомендации будут содействовать развитию профессии контролера и аудитора в государственном секторе, повышению наглядности результатов профессии контролера и аудитора для заинтересованных сторон, и, главным образом, повышению качества и востребованности управленческого консалтинга. При наличии хорошо спланированного, продуманного плана профессионального развития организация государственного сектора будет иметь более эффективную службу контроля и аудита, а контролеры и аудиторы - более успешную, приносящую большее удовлетворение карьеру с пользой для всех заинтересованных сторон в государственном секторе.

Литература

1. Модель компетенций внутреннего аудитора, разработанная The IIA (Лейк-Мэри, шт. Флорида: Исследовательский фонд международного Института внутренних аудиторов, 2015 г.

2. Роуз, Дж. «Составление карты карьеры» (Лейк-Мэри, шт. Флорида: Исследовательский фонд международного Института внутренних аудиторов, 2015 г.).

3. Общая база знаний, 2015. URL: https://www. amazon.ca/CISSP-Boxed-2015-Common-Knowledge-ebook/dp/B01M745RD3 (дата обращения: 01.12.2022).

4. Роуз, Дж. «Топ-7 навыков, которые хотят видеть руководители внутреннего аудита: построение правильного сочетания талантов для организации» (Лейк-Мэри, шт. Флорида: Исследовательский фонд международного Института внутренних аудиторов, 2015 г.)

5. Тернер, Б. «Отличные способы мотивировать персонал: формирование команды аудита, приносящей пользу и стимулирующей совершенствование бизнеса» (Лейк-Мэри, шт. Флорида: Исследовательский фонд международного Института внутренних аудиторов, 2016 г.)

6. Уманец, О.П. Современная организация финансового контроля. Учет. Анализ. Аудит. 2019;6(5):46-57. https://doi.org/10.26794/2408-9303-2019-6-6-46-57.

7. Московкин, А. Необходимые навыки внутренних аудиторов. URL: https://www.audit-it.ru/arti-cles/audit/a104/979750.html (дата обращения: 02.12.2022).

8. Горлов, А. Матрица компетенций как инструмент повышения качества аудита // «Акционерное общество: вопросы корпоративного управления». № 5, 2018.

9. Ахтулова, Л.Н., Суртаев, А.М. Методика оценки компетентности внутренних аудиторов системы менеджмента качества // Омский научный вестник. № 2 (60), 2009.

10. Гиниятуллина, Д.Р. Совершенствование внутреннего аудита в государственном секторе. Учет. Анализ. Аудит. 2019;6(2):95-100. https:// doi.org/10.26794/2408-9303-2019-6-2-95-100.

11. Фомина, Д.С. Развитие инструментов оценки и контроля качества аудиторской деятельности. Учет. Анализ. Аудит. 2019;6(5):58-68. https://doi.org/10.26794/2408-9303-2019-6-5-58-68.

12. Литвина, К.Я. Стандартизация внутреннего аудита в государственном секторе: методология и практика / Литвина К.Я. // Экономика и предпринимательство. - Москва, 2020. - N1 (114). -С. 956-960.

13. Литвина, К.Я. Генезис развития внутреннего контроля и управления рисками в государственном секторе / Литвина К.Я., Кучеро-ва Л.А. // Экономика и предпринимательство. -Москва, 2020. - N1 (114). - С. 63-66.

14. Литвина, К.Я. Информатизация государственного финансового контроля в условиях цифровой экономики / Литвина К.Я., Ребцов-ская В.В. // Экономика и предпринимательство. - Москва, 2020. - N2 (115). - С. 264267. - DOI: 10.34925/EIP.2020.115.2.049.

FORMATION OF A MODEL OF INTERNAL CONTROL AND AUDIT COMPETENCIES IN THE PUBLIC SECTOR

Litvina K. Ya.

The Herzen State Pedagogical University of Russia

The article analyzes the dilemma of public sector organizations about the need to spend resources (temporary, financial, etc.) on the development of the workforce available to the public sector organization with the skills, knowledge and skills that are in demand in the field of control and audit. On the one hand, these are additional expenses for the organization of the public sector at the expense of the budget, which may be ineffective if employees transfer to another organization. On the other hand, if an organization refuses to make such investments in the development of the professionalism of its employees, it will have a staff lagging behind in development and, as a result, an unsatisfactory quality of performing the assigned state functions and providing services. The author proposes a model of control and audit competencies in the public sector, which will allow the most effective assessment of civil servants for compliance

with the required competencies and form a professional development plan, which will improve the quality of management consulting

in the public sector of the economy.

Keywords: internal control, audit, education, personnel, consulting.

References

1. The IIA's Internal Audit Competency Framework (2021). Lake Mary, FL: Research Foundation of the International Institute of Internal Auditors.

2. Rose, J. (2015). "Mapping Your Career". Lake Mary, FL: Research Foundation of the International Institute of Internal Auditors.

3. Common Body of Knowledge, 2015. URL: https://www.ama-zon.ca/CISSP-Boxed-2015-Common-Knowledge-ebook/dp/ B01M745RD3 (date of application: 01.12.2022).

4. Rose, J. (2015). "The Top 7 Skills CAEs Want: Building the Right Mix of Talent for Your Organization". Lake Mary, FL: Research Foundation of the International Institute of Internal Auditors.

5. Turner, B. (2016). "GREAT Ways to Motivate Your Staff: Shaping an Audit Team that Adds Value and Inspires Business Improvement". Lake Mary, FL: Research Foundation of the International Institute of Internal Auditors.

6. Umanet, O.P. (2019). Modern Organization of Financial Control. Accounting. Analysis. Auditing. 6(5): 46-57. (In Russ.)

7. Moskovkin, A. (2019). Necessary skills of internal auditors. URL: https://www.audit-it.ru/articles/audit/a104/979750.html (date of application: 01.12.2022).

8. Gorlov, A. (2018). Matrix of competencies as a tool for improving the quality of audit // "Joint Stock Company: Corporate Governance issues". № 5, 2018.

9. Akhtulova L.N., Surtaev A.M. Methodology for assessing the competence of internal auditors of the quality management system // Omsk Scientific Bulletin. № 2 (60), 2009.

10. Giniyatullina, D.R. (2019). Improving Internal Audit in the Public Sector. Accounting. Analysis. Auditing. 6(2): 95-100. (In Russ.)

11. Fomina, D.S. (2019). Development of Instruments for Audit Quality Assessment and Control. Accounting. Analysis. Auditing. 6(5): 58-68. (In Russ.)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Litvina, K. Ya. Standardization of internal audit in the public sector: methodology and practice / Litvina K. Ya. / / Economics and Entrepreneurship. - Moscow, 2020. - N1 (114). - pp. 956-960. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=42686322.

13. Litvina, K. Ya. Genesis of the development of internal control and risk management in the public sector / Litvina K. Ya., Kucherova L.A. / / Economics and Entrepreneurship. - Moscow, 2020. - N1 (114). - pp. 63-66. URL: https://elibrary.ru/item.as-p?id=42686322.

14. Litvina, K. Ya. Informatization of state financial control in the digital economy / Litvina K. Ya., Rebtsovskaya V.V. // Economics and Entrepreneurship. - Moscow, 2020. - N2 (115). - pp. 264267. - DOI: 10.34925/EIP.2020.115.2.049.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.