Научная статья на тему 'Формирование модели имитации осуществления стратегии достижения планируемых экономических результатов и эффективности деятельности субъекта хозяйствования'

Формирование модели имитации осуществления стратегии достижения планируемых экономических результатов и эффективности деятельности субъекта хозяйствования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
189
130
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / ПЛАНИРУЕМЫЕ УРОВНИ ЭФФЕКТИВНОСТИ / МОДЕЛЬ ИМИТАЦИИ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ / ОБОБЩАЮЩИЙ ПОКАЗАТЕЛЬ ЭФФЕКТИВНОСТИ / ECONOMIC DEVELOPMENT STRATEGY / PROJECTED LEVELS OF PERFORMANCE SIMULATION MODEL DEVELOPMENT STRATEGY / A GENERAL INDICATOR OF EFFICIENCY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Азарова Валентина Владимировна, Кроливецкий Эдуард Николаевич

Предлагается: осуществление комплексных мер в рамках стратегии долгосрочного развития предприятия, отвечающей своему функциональному назначению и целевой ориентации на достижение наибольших экономических результатов; формирование модели имитации стратегии развития, позволяющей менеджменту избежать на практике отклонений от планируемых экономических результатов, эффективности ресурсопотребления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Азарова Валентина Владимировна, Кроливецкий Эдуард Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF THE SIMULATION MODEL OF THE STRATEGY TO ACHIEVE THE EXPECTED ECONOMIC RESULTS AND PERFORMANCE A BUSINESS ENTITY

The article is invited to: Implement a strategy for long-term development of the enterprise, meets its functional purpose and target orientation to achieve the greatest economic results; forming simulation model development strategy that allows management to avoid in practice deviations from the planned economic performance, efficiency of resource use.

Текст научной работы на тему «Формирование модели имитации осуществления стратегии достижения планируемых экономических результатов и эффективности деятельности субъекта хозяйствования»

3. Рогова И.Н. Направления рационализации систем операционного и стратегического менеджмента промышленных предприятий. СПб.: Студия «НП-Принт», 2012.

4. Сажнева Л.П. Финансово-инвестиционная направленность развития отраслей сферы услуг // Вестник Российской академии естественных наук. 2014. № 2(18). С. 76—79.

АЗАРОВА ВАЛЕНТИНА ВЛАДИМИРОВНА - кандидат экономических наук, доцент кафедры математических методов в экономике, декан факультета физико-математического образования, информатики и программирования, Мурманский государственный гуманитарный университет, Россия, Мурманск ([email protected]).

AZAROVA VALENTINA - candidate of economics sciences, associate professor of the Chair of Mathematical Methods in Economics, dean of the Faculty of Physical and Mathematical Education, Informatics and Programming, Murmansk State Humanities University, Russia, Murmansk.

УДК 338.1 ББК 65.32

В.В. АЗАРОВА, Э.Н. КРОЛИВЕЦКИЙ

ФОРМИРОВАНИЕ МОДЕЛИ ИМИТАЦИИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ СТРАТЕГИИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ РЕЗУЛЬТАТОВ И ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУБЪЕКТА ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ

Ключевые слова: стратегия экономического развития, планируемые уровни эффективности, модель имитации стратегии развития, обобщающий показатель эффективности. Предлагается: осуществление комплексных мер в рамках стратегии долгосрочного развития предприятия, отвечающей своему функциональному назначению и целевой ориентации на достижение наибольших экономических результатов; формирование модели имитации стратегии развития, позволяющей менеджменту избежать на практике отклонений от планируемых экономических результатов, эффективности ресурсопотребления.

V. AZAROVA, E. KROLIVETSKIY FORMATION OF THE SIMULATION MODEL OF THE STRATEGY TO ACHIEVE THE EXPECTED ECONOMIC RESULTS AND PERFORMANCE A BUSINESS ENTITY

Key words: economic development strategy, projected levels of performance simulation model development strategy, a general indicator of efficiency.

The article is invited to: Implement a strategy for long-term development of the enterprise, meets its functional purpose and target orientation to achieve the greatest economic results; forming simulation model development strategy that allows management to avoid in practice deviations from the planned economic performance, efficiency of resource use.

Принятие и реализация стратегии достижения планируемых экономических результатов и эффективности в субъектах хозяйствования производственной и социальной сфер требуют осуществления такого комплекса аналитических и организационно-имитационных мер, который соответствовал бы установлению адекватности планируемых и фактически достигаемых экономических результатов и эффективности потребляемых ресурсов в условиях значительного влияния негативных факторов макро-, микросред в установленных периодах и неопределённом времени.

В процессе формулирования стратегии экономического развития и эффективности использования ресурсов менеджерами, экспертами-специалистами по перспективному и стратегическому планированию целесообразно исходить из результатов экономического анализа динамики эффективности ретроспективного развития субъекта хозяйствования экстраполяционного переноса экономических результатов и эффективности потребления ресурсов на средне-, долгосрочный период времени, плановых коррективов их прогнозных величин для приведения в соответствие с поступившей информацией об отклонениях от сложившихся тенденций влияния факторов макро-, микросред на деятельность предприятия [4].

Осуществление комплексных мер в рамках формулируемой стратегии долгосрочного развития субъекта хозяйствования должно обеспечивать достижение планируемых экономических показателей.

Поэтому логико-вербальная форма стратегии долгосрочного развития обеспечения достижения планируемых экономических результатов и эффективности производства может быть представлена ведущими менеджерами и специалистами в области перспективного и стратегического планирования предприятия как «Обеспечение нейтрализации и нивелирования негативных влияний внешней и внутренней сред в средне-, долгосрочном социально-экономическом развитии эффективности использования ресурсного потенциала, адекватного планируемому уровню».

Формулируемая стратегия должна отвечать своему функциональному назначению и целевой направленности, соответственно, проявляющихся в:

- инициативных мерах и действиях, направленных на обеспечение экономического роста, эффективности использования ресурсов на опережение возможных существенных внешних и внутренних воздействий на социально-экономическое развитие посредством нейтрализации, нивелирования и локализации влияния негативных факторов макро-, микросред;

- прямой и опосредованной целевой ориентированности хозяйственного субъекта в системе стратегического планирования на поддержание и сохранение действующих положительных тенденций, повышение темпов экономического роста.

Последовательность выполнения комплексных мер экономического, финансового, инновационного, структурно-организационного характера по обоснованию адекватности планируемых уровней эффективности производства продукции, оказания услуг требует необходимых уточнений и корректировок, присущих процессу установления максимально возможных величин эффективности использования ресурсного потенциала, изменений количественных и качественных характеристик текущей деятельности и перспективного развития субъекта хозяйствования в условиях нестабильного состояния внешней среды и негативных факторов ее влияния [3].

В свою очередь, ожидание воздействий факторов макро-, микросред на деятельность предприятий производственной и социальной сфер должно быть неразрывно связано с принятием и реализацией обобщающей и функциональных стратегий эффективного развития объекта управления на постоянной или дискретной основе, обеспечивающих достижение планируемых экономических, финансовых результатов, затрат, эффективности использования ресурсов посредством как инициативного воздействия на результаты, затраты и эффективность процесса оказания услуг, производства продукции, так и противодействия влиянию негативных факторов макросреды на уровень социально-экономического развития, эффективность ресурсопотребления.

Учитывая сложность и трудоемкость определения последовательности осуществления комплексных мер в составе стратегии достижения планируемого уровня эффективности использования всех видов ресурсов, участвующих в процессах оказания услуг, производства продукции, а также необходимость постоянных корректировок и внесения дополнительных изменений в связи с возникшими отклонениями во времени и силе влияния факторов внешней и внутренней сред на экономические результаты и эффективность используемых ресурсов представляется целесообразным создать организационно-экономическую модель реализации стратегии достижения поставленных перед предприятием экономических результатов и эффективности ресурсопотребления.

В формируемую модель, имитации стратегии развития, на наш взгляд, следует включить основные логико-вербальные, аналитические составляю-

щие, а также элементы, учитывающие отклонения от целевой ориентации на достижение в перспективном периоде того уровня эффективности деятельности объекта управления, который адекватен не только его располагаемому ресурсному потенциалу, но и высокому профессиональному уровню менеджмента, участвующего в реализации стратегии.

Наличие модели имитации стратегии достижения планируемого уровня эффективности субъекта хозяйствования предоставляет возможность его органам управления социально-экономическим развитием, эффективностью потребления ресурсов постоянно вносить свои коррективы в процессы ресурсопотребления и осуществления стратегии при многократном экспериментировании на модели ее имитации до тех пор, пока необходимый уровень эффективности процесса оказания услуг или производства продукции не будет достигнут [1].

Важно отметить, что проведение экспериментов на модели имитации процесса осуществления стратегии достижения наибольшего уровня эффективности деятельности объекта управления предоставляет возможность менеджменту избежать на практике существенных просчетов в отклонениях в процессе стратегической ориентации объекта управления на достижение экономических результатов, эффективности потребления ресурсов в средне-, долгосрочном периодах времени в условиях действующих и ожидаемых негативных тенденций развития хозяйствующего субъекта.

Модель имитации стратегии развития включает укрупненные элементы последовательного достижения максимально возможных экономических результатов и эффективности использования ресурсного потенциала хозяйствующего субъекта, адекватных располагаемым ресурсам и квалифицированному составу менеджеров, реализующих процедурно-технологические составляющие системы стратегического планирования социально-экономического развития объекта управления.

Основной элемент модели имитации стратегии долгосрочного развития субъекта хозяйствования в своей содержательной направленности связан с выбором и установлением динамики изменений обобщающего показателя эффективности использования ресурсов за конкретный репрезентативный период времени.

Избрание одного из методов определения обобщающего показателя эффективности, на наш взгляд, является важной составляющей значимости и адекватности, реально достигаемой и планируемой величины уровня эффективности потребляемых ресурсов хозяйствующего субъекта. Такой обобщающий идентификатор, как рентабельность производства, определяемый отношением экономического результата к сумме среднегодовой стоимости основных фондов и оборотных средств, на наш взгляд, не может с высокой степенью точности характеризовать уровень эффективности производства, так как в знаменатель включает только два вида используемых ресурсов. При этом основные фонды многократно используются в процессе производства продукции, оказания услуг, представляя собой единовременные затраты, в то время как оборотные средства участвуют в производстве в качестве текущих затрат [2].

В качестве знаменателя обобщающего показателя эффективности использования ресурсов предприятия могут выступать общие затраты, включающие годовые величины амортизационных отчислений для погашения изношенной части основных фондов, материальные затраты и годовые расходы на потребление труда работников.

Достижение высокой степени обоснованности установления адекватности фактического и планируемого темпов прироста эффективности использования ресурсов хозяйствующего субъекта в модели имитации стратегии долгосрочного и эффективного развития необходимо для того, чтобы сложив-

шиеся за ретроспективный период (5-7 лет) темпы изменений обобщающего уровня эффективности использования ресурсного потенциала могли бы соответствовать планируемым темпам их изменений, позволяющих менеджменту предприятия определить реальность достижения необходимого уровня эффективности в конкретно устанавливаемый период времени.

Литература

1. Иванова И. В. Целевое ориентирование систем планирования инновационного развития промышленных предприятий // Вестник Чувашского университета. 2012. № 4. С. 363-365.

2. Кабанов А.А., Кроливецкий Э.Н. Обобщающий и частные показатели эффективности деятельности регионального хозяйства // Вестник Чувашского университета. 2012. № 1. С. 388-391.

3. Кроливецкий Э.Н. Технология стратегии развития социально-экономической системы // Аспирант. Докторант. Гуманитарно-социальные исследования. 2011. № 1. С. 123-126.

4. Неретин О.П. Формирование механизма взаимодействия и моделирования процесса стратегического влияния групп поддержки социально-экономического развития учреждений культуры. СПб.: Студия» НП-Принт», 2012.

АЗАРОВА ВАЛЕНТИНА ВЛАДИМИРОВНА. См. с. 101.

КРОЛИВЕЦКИЙ ЭДУАРД НИКОЛАЕВИЧ - доктор экономических наук, профессор кафедры управления экономическими и социальными процессами, Санкт-Петербургский государственный университет кино и телевидения, Россия, Санкт-Петербург ([email protected]).

KROLIVETSKIY EDUARD - doctor of economics sciences, professor of the Chair of Economic and Social Processes of Management, St. Petersburg State University of Film and Television, Russia, St. Petersburg.

УДК 336.5 ББК 65.05

О.Г. АЛЕКСАНДРОВА, Н.В. БЕРЕЗИНА ОЦЕНКА СОЦИАЛЬНЫХ ПРОГРАММНЫХ РАСХОДОВ БЮДЖЕТА США

Ключевые слова: программный бюджет, дискреционные и мандатные расходы, социальные программы США, социальный бюджет.

Дана оценка структуры расходов бюджета США с выделением программной составляющей. Особое внимание уделено социальным расходам, выступающим приоритетными на современном этапе развития; изучено распределение социальных программ в рамках дискреционных и мандатных расходов. Приведены сопоставительные данные о формировании программной бюджетной классификации в разрезе отдельных стран, перешедших на программное бюджетирование. Произведена сравнительная оценка социальных программных бюджетов США и РФ.

O. ALEXANDROVA, N. BEREZINA ASSESSMENT OF SOCIAL PROGRAM OUTLAYS OF THE U.S. BUDGET

Key words: program budget, discretionary and mandatory outlays, U.S. social programs, social budget.

The article evaluates the outlays structure of the U. S. budget and emphasizes its program component. Particular attention is paid to social outlays which are in priority at the present stage of society development. The structure of social programs is studied according to the discretionary and mandatory outlays' differentiation. Comparative data on the forming of program budget classification are shown in example of several countries where program budgeting is already embedded. Comparative assessment of the social program budgets of the U.S. and Russia is performed.

Властными структурами большинства развитых стран осознана необходимость перехода к управлению результативностью расходования бюджетных средств в целях повышения уровня и качества жизни населения. Бюджеты этих стран формируются по программному принципу, при этом расходная часть бюджета является результатом суммирования расходов на реализацию целевых программ и отдельных немногочисленных непрограммных направлений расходов. Бюджет Российской Федерации с 2014 г. впервые содержит фактическое распределение расходов в соответствии с целевым назначением преимущественно в рамках государственных программ в отличие от применявшегося в 2012-2013 гг. аналитического распределения бюджетных ассигнований согласно отдельным направлениям расходов. В то же время многие страны, к числу которых относятся и Соединенные Штаты Америки, имеют многолетний опыт фор-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.