Научная статья на тему 'Формирование мировоззренческой культуры студентов в процессе преподавания философских дисциплин в вузе'

Формирование мировоззренческой культуры студентов в процессе преподавания философских дисциплин в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
237
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / КУЛЬТУРА / МИРОВОЗЗРЕНИЕ / МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ФИЛОСОФСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ / PROFESSIONAL SKILLS TRAINING / CULTURE / WORLD OUTLOOK / WORLD OUTLOOK CULTURE / PHILOSOPHICAL DISCIPLINES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Уман А.И., Борисова Ю.Н.

Статья посвящена структуре и содержанию мировоззренческой культуры. В том числе определяет комплекс педагогических условий, необходимых для успешного становления мировоззренческой культуры личности в образовательном процессе в условиях профессионального обучения в вузе гуманитарного профиля в рамках преподавания философских дисциплин высшей школы, обеспечивающие мировоззренческое развитие студентов, как источника и способов познания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Уман А.И., Борисова Ю.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF THE STUDENTS' WORLD OUTLOOK CULTURE IN THE COURSE OF TEACHING PHIOSOPHICFL DISCIPLINES AT HIGHER SCHOOL

The article is devoted to the structure and content of the world outlook culture. In addition, it defines a complex of pedagogical conditions, necessary for successful formation of the world outlook culture of a personality during the educational process in the conditions of professional skills training at a humanitarian-profile higher school within the limits of teaching philosophical disciplines of the highir school, providing for the world outlook development of students, as a soure and ways of knowledge.

Текст научной работы на тему «Формирование мировоззренческой культуры студентов в процессе преподавания философских дисциплин в вузе»

УДК 378.016:14] :140.8 УМАН А.И.

зав. кафедрой педагогики и профессионального

образования, доктор педагогических наук, профессор,

Орловский государственный университет имени

И.С. Тургенева

E-mail: ar.uman@yandex.ru

БОРИСОВА Ю.Н.

старший преподаватель кафедры логики, философии и методологии науки, Орловский государственныйуни-верситет имени И.С. Тургенева E-mail: ogy-borisova@mail.ru

UDC 378.016:14] :140.8 UMAN A.I.

Head of the department of pedagogy and vocationaltraining, doctor of pedagogical sciences, professor,department of Orel

State University E-mail: ar.uman@yandex.ru BORISOVA Y.N.

Senior lecturer sub-department of logic, philosophy and methodology of science, department of Orel State University

E-mail: ogy-borisova@mail.ru

ФОРМИРОВАНИЕ МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЛОСОФСКИХ ДИСЦИПЛИН В ВУЗЕ

FORMATION OF THE STUDENTS' WORLD OUTLOOK CULTURE IN THE COURSE OF TEACHING PHIOSOPHICFL DISCIPLINES AT HIGHER SCHOOL

Статья посвящена структуре и содержанию мировоззренческой культуры. В том числе определяет комплекс педагогических условий, необходимых для успешного становления мировоззренческой культуры личности в образовательном процессе в условиях профессионального обучения в вузе гуманитарного профиля в рамках преподавания философских дисциплин высшей школы, обеспечивающие мировоззренческое развитие студентов, как источника и способов познания .

Ключевые слова:профессиональное обучение, культура, мировоззрение, мировоззренческая культура, философские дисциплины.

The article is devoted to the structure and content of the world outlook culture. In addition, it defines a complex of pedagogical conditions, necessary for successful formation of the world outlook culture of a personality during the educational process in the conditions of professional skills training at a humanitarian-profile higher school within the limits of teaching philosophical disciplines of the highir school, providing for the world outlook development of students, as a soure and ways of knowledge.

Keywords: professional skills training, culture, world outlook, world outlook culture, philosophical disciplines.

Формирование профессиональных качеств будущих специалистов не является единственной целью обучения и воспитания в вузе. Содержание современного вузовского образования должно быть направлено не на подготовку узкого специалиста, функции которого рассматривались бы главным образом как практически-прикладные. Сегодня вырисовывается необходимость в подготовке специалистов, которые могут разбираться не только в своих профессиональных вопросах, но и в сложных экономических, политических, философских, нравственных проблемах современности, обладать острым чувством социальной ответственности.

Сегодняшние студенты - это завтрашние руководители, работники различных областей материального и духовного производства, которые должны уметь принимать самостоятельные решения, в чьих руках могут оказаться судьбы многих людей. В наш XXI век им придется жить и осуществлять свою деятельность в условиях расширения контактов между людьми, активизации межгосударствен-

ных связей, что потребует широты мировоззренческого кругозора. Существенной проблемой вузовского образования в связи с этим является повышение эффективности преподавания философских дисциплин как важнейшего фактора формирования мировоззренческой культуры студентов.

Мировоззренческая культура личности включает в себя, по нашему мнению, следующие моменты:

• систему представлений об окружающем человеке природном и социальном мире и месте в нем самого человека;

• отношение человека к действительности и к самому себе;

• жизненные позиции, ценностные ориентации, убеждения и идеалы личности;

• культуру мышления, основанную на принципах познания действительности, умении осмысливать ее специфические и общие черты.

Мировоззренческая культура не ограничивается сово-

* Печатается в рамках работы Международной научно-практической конференции «Современное профессиональное образование: опыт, проблемы, перспективы», 14-15 ноября 2018 года, г. Орел.

© Уман А.И., Борисова Ю.Н. © Uman A.I., Borisova Y.N.

купностью обобщенных знаний о природе и обществе. Она содержит ответы на вопросы о смысле самого бытия человека, о целях и средствах человеческой деятельности, о путях достижения свободы и счастья. Ядром мировоззрения выступает философия, ибо вся ее обширная проблематика сосредоточена в раскрытии противоречивого отношения системы «человек - мир». В отличие от профессионального конкретного мышления, которое отвлекается от любых проявлений, характеризующих отношение человека к миру, философское мышление отражает определенные аспекты этого отношения. В силу динамичности жизни на современном этапе развития общества вслед за изменениями природных и социальных условий бытия человека появляется потребность в постоянном переосмыслении состояния взаимоотношений человека с миром.

Умение ориентироваться в сложном и многообразном мире, способность переосмыслять бурно развивающие процессы современной общественной жизни - это не врожденный дар. Кроме того, он не приходит в процессе освоения специальных дисциплин. Этому умению надо целенаправленно учиться. Однойиз важнейших дисциплин, вырабатывающих способность анализировать действительность в ее целостности, является философия. Философская культура будущего специалиста выступает в качестве интегратора его мировоззрения, всей духовной культуры, ибо дает целостное восприятие мира, которое выступает непременным условием адекватного ее понимания. В обыденном мировоззрении человек воспринимает мир разрозненным на части, каждая из конкретных наук также дает лишь частичное выделение мира. Философия строит модель целостного понимания мира и в органическом единстве с другими науками дает наиболее полную картину действительности, окружающей современного человека.

Высшие образование без учета формирования мировоззренческой культуры студента лишается важнейшего стратегического смысла - создания перспективной, творческой личности специалиста. Философия и философские дисциплины (этика, эстетика, логика, религиоведение и др.) признаны помочь сегодняшнему студенту, а завтрашнему специалисту в потоке единичных, на первый взгляд не связанных фактов и явлений, обнаружить главное, существенное, выявить глубинные тенденции и закономерности всех процессов, которые совершаются на наших глазах, что невозможно на уровне знаний узких профессиональных дисциплин.

Мировоззренческая культура личности отчетливо проявляется также в стремлении к поиску истины, а проблема истины - одна из важнейших в философии всех времен и эпох. В настоящие время в курсе философии и философских дисциплин студенты имеют возможность знакомиться со всем богатством мирового философского наследия и современной философской мысли. Философские дисциплины преобразуются сегодня в вузовской практике, освобождаясь от устаревших идеологических и методологических стереотипов, преодолевая замкнутость, закрытость для других типов мировоззрения, все более ориентируясь на многообразие философско-мировоззренческого арсенала человечества. У студентов появляется возможность сравнить и сопоставить разные философские концепции, подчас противоречащие друг другу. Они проникаются мыслью

о том, что наличие множества школ и направлений в развитии мировой философской мысли обусловлено тем, что мир, окружающий человек, очень сложен и многообразен, ни одно отдельное философское учение не в состоянии объяснить это многообразие.

Вместе с тем, мы не должны упускать из внимания тот факт, что становление свободной мысли в нашей философии порождает и трудности особого порядка в процессе представления философских дисциплин. Отношение студентов к изучаемым проблемам, школ, направлениям часто обусловлено их повышенным интересом к произведениям западных мыслителей, представителей неклассической ир-рационалистической философии 1ХХ-ХХ вв., религиозных мыслителей, которые ранее были недоступны рядовому читателю. И, как часто бывает этот интерес сопровождается некритическим отношением.

Чаще всего студенты выражают интерес к произведениям Ф. Ницше, З Фрейда, А. Шопенгауэра и др. некоторым идеалом свободы для себя выбрали субъективно-волюнтаристскую трактовку Ф. Ницше, согласно которой свободным можно назвать человека, поступающего на основе ничем не детерминированной воли, другим стали близки фаталистические мотивы этики А. Шопенгауэра, которая ограничивает права разума, поведение субъекта определяет не усвоенной им культурой, а изначальной эгоистичностью, злобностью или сострадательностью. Аналогичные идеи и тенденции проникают сегодня в культуру, политику и другие сферы общественной жизни.

С развитием рыночных отношений в нашем обществе отбрасываются многие нравственные ценности прошлых лет, определяющим становится потребительское отношение к миру. Под усиливающимся воздействием таких нравственных пороков как равнодушие, пассивность, жестокость, карьеризм стали все больше обесцениваться нравственные качества: честность, порядочность, добросовестность, скромность и многое другое. Духовно-практическое отношение к миру отодвигается на второй план. Искусство из мощного средства воспитания превращается в средство развлечения, протекающее к тому же часто в антиэстетических формах. Сегодня мы наблюдаем снижение уровня духовности нашей молодежи, опасную тенденцию распада в ее познании гуманистических мировоззренческих и социальных ценностей, усиление мистических настроений, страсть к чувствам, к богоискательству.

В таких условиях деятельность преподавателя философских дисциплин, оказывающая наиболее существенное влияние на формирование мировоззренческой культуры студентов, выходит за рамки узко профессиональной, приобретает глубокий социальный аспект, затрагивают интересы общества. Социально развитое общество нуждается в такой философии, которая бы вооружала человека научно-обоснованным мировоззрением, эффективной методологией во всех сферах деятельности, разумной системой ценностей, регулирующей его поведение. Именно в этом ключе и должен делать акценты в своей педагогической деятельности преподаватель философии. В связи с этим диалектико-материалистическое понимание мира, являющееся одним из существенных достижений мировой философской мысли, не утрачивает своего значения. Вопрос состоит лишь в том, чтобы не догматизировать это

философское направление, не превращать его в служанку идеологии и политики.

Сегодня не только повышаются требования к профессиональному уровню преподавателей философских дисциплин, но и значительно возрастает их ответственность за результаты своей деятельности. Социальная коррозия не должна отразиться на деятельности преподавателя, от которого в определенной мере зависит судьба будущих специалистов. Духовный потенциал преподавателя определяется степенью его приобщенности к общечеловеческим нравственным ценностям, выработанным на протяжении истории, а также способность осознать значимость нового пласта этических идей, характеризующих современное философское видение мира. Реализм философского мировоззрения на нынешнем этапе развития общества должен основываться на стремлении к сохранению человеческого рода и сообщества на основе высокой духовности, разумом самоограничении, на отказе от таких форм жизнедеятельности, которые усугубляют кризисные ситуации в современном мире.

Преподаватель философии должен способствовать формированию мировоззренческой культуры в общегуманистическом духе, ибо в современных условиях на первый план все больше выдвигаются такие общечеловеческие ценности как сохранение самой жизни и человеческой цивилизации на Земле, обеспечение мира для нынешних и грядущих поколений предотвращение мирового экологического кризиса и т. п. Формирование философской культуры студента является важнейшей предпосылкой его свободной деятельности, необходимым условием его нравственности и ответственности.

Развитие познавательного интереса студентов к философским дисциплинам во многом зависит от личности преподавателя. Современные студенты тянутся к творческой мысли, к анализу сложнейших ситуаций современности. Им интересен преподаватель как человек нестандартный, с особым видением жизни, не догматически подходящий к анализу жизненных процессов. Все это усложняет функции преподавателя философских дисциплин в вузе. Он должен стремиться не столько к передаче максимума готового знания студентам, сколько к формированию у них умения самостоятельно добывать знания, быстро ориентироваться в поступающем потоке информации. Мировоззрение формируется у студентов не тогда, когда им преподносится сумма готового знания, а когда раскрываются методы и принципы поиска истины.

Стремление к поиску истины создает основы для формирования в студенте как будущем специалисте, гражданине такого человека, который не пассивно воспринимает любые установки и факты, трактуемые нередко тенденциозно средствами массовой информации на основе выполнения социального заказа. Философская культура как стержень мировоззрения развивает сопротивляемость формированию стереотипа мышления, ибо послушание и конформизм ведут к уничтожению самобытности, самостоятельности мышления, потере своеобразного, особого взгляда на мир, на отношения между людьми. Философия помогает человеку подняться от выяснения отношения к конкретному окружению людей, среди которых протекает его жизнедеятельность, до понимания своей связи со всем человеческим родом, со всей природой. Как показывает

практика, вопрос о взаимодействии с природой, с окружающей человека социальной средой является одним из трудноразрешимых жизненных вопросов многих студентов. Помочь найти ответы на трудные вопросы призван прежде всего преподаватель философских дисциплин, которые формируют мировоззренческую культуру студента.

Однако не только философские, но и весь цикл преподаваемых в вузах общественных дисциплин участвует в формировании мировоззренческой культуры студентов. Поэтому преподавании их должно проводиться в единой системе.

На нынешнем этапе образования, нам думается, следует внести коррективы в учебные планы и распределять общественные науки в процессе преподавания таким образом, чтобы они создавали органическую связь с другими знаниями, позволяли бы изучать общественные процессы и явления в направлении от простого к сложному. Такие предметы как культурология, история, политология, религиоведение, социология более доступны и понятны для усвоения студентами. Со многими понятиями этих дисциплин они сталкивались еще, будучи школьниками, привыкли к их восприятию на уровне обыденного сознания. Для овладения же предельно общими категориями философии, этике и эстетики, а также для усвоения обширного и сложнейшего учебного материала по истории философии необходима определенная база, основа знаний, готовность к восприятию абстрактных философских понятий. В системе преподавания цикла общественных дисциплин следует идти от того багажа знаний, который накоплен студентами, опираться на их социальный опыт. В связи с этим мы считаем, что философия, этика и эстетика как более сложные мировоззренческие дисциплины должны изучаться на старших курсах.

Формирование мировоззренческой культуры студентов в русле вузовского образовательного процесса основывается не только на общественных и, в частности, философских дисциплинах, но и на дисциплинах по профилю избранной специальности, которые создают костяк профессиональных знаний, необходимых будущему специалисту в конкретной сфере деятельности. Чтобы эта задача решалась в комплексе, важна органическая связь преподавания общественных дисциплин с профилем данного вуза или факультета. Так, в частности, раскрытие общемировоззренческих и методологических положений философских дисциплин должно подаваться на живом материале профилирующих в вузе или на факультете конкретных наук. Общемировоззренческая и философская культура преподавателя в данном случае проявляется в умении анализировать и обобщать явления и процессы, изучаемые конкретными науками, соотносить эмпирическое и теоретическое, общенаучное и философское знание, четко различать наиболее важные аспекты рассматриваемых в профилирующих учебных дисциплинах проблем, уметь выявлять их философское содержание. Формируя профессиональную зрелость будущего специалиста преподаватель философии должен стремиться выработать у него умение глубоко и многосторонни разбираться в философских проблемах своей специальности. Навыки философского мышления помогут будущему специалисту совершенствовать свои профессиональные знания на базе сопоставления сравнений, переходов из одной предметной

области в другую, ибо конкретно-научное мышление в отличие от философского встроено в четкие рамки предмета конкретной науки.

Связь преподавания философских дисциплин профилем вуза или факультета углубляется на основе разработки и преподавания специальных курсов по разным разделам философского знания, наиболее приближенным к профилирующим дисциплинам. Цель таких спецкурсов углубить и расширить специальную гуманитарную подготовку студентов. это может быть спецкурс по философии истории на историческом факультете, философии культуры на гуманитарных факультетах, по философским проблемам естествознания на технических и естественно-научных факультетах и т. д. Особое внимание на качество и уровень преподавания философских дисциплин следует обратить в тех высших учебных заведениях, где связь между содержанием специальных предметов и мировоззренческих сложнее, отдалённее, косвеннее.

Это подтверждается тем фактом, что именно среди студентов инженерно-технических вузов, физико-математических факультетов университетов выявляется значительная часть студентов, считающих философские дисциплины чем-то второстепенным и даже ненужным, именно здесь особую значимость приобретает органическая связь изучаемых философских дисциплин с профилирующими предметами. Владение навыками своей

непосредственной профессией означает сугубо профессиональное ориентирование и обучение по конкретному виду деятельности. Вооружение же будущих специалистов системой взглядов на мир, способствующей пониманию происходящих в нем явлений, имеет своей целью развивать у студентов познавательные способности, учит их логически правильно мыслить. В будущей профессиональной деятельности это поможет легче понять возникшую научную или производственную проблему, разобраться в сложившейся ситуации в рабочем коллективе, определить цель и выбрать наиболее рациональные пути ее достижения.

Очевидно, что формирование мировоззренческой культуры студентов значительно сложнее описанной здесь картины. Кроме того, оно происходит не только в процессе обучения. Необходимо помнить, что студент приходит в вуз уже достаточно, хотя не окончательно, сложившимся человеком. Одновременно в процессе учебы на него влияет социальное окружение, так называемые макро и микросреда, социально-психологическая атмосфера в различных контактных группах, социально-психологические установки по отношению к мировоззренческим вопросам в семье и студенческой группе, прямые целенаправленные идеологические воздействия средств массовой информации, распространенные стереотипы поведения, все это свидетельствует о сложных путях формирования мировоззренческой культуры личности.

Библиографический список

1. Краевский В.В. Обучение. // Российская педагогическая энциклопедия. В 2 т./ Гл. ред. В.В. Давыдов. М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. Т.2. С. 66.

2. МосоловаЛ.М., Токарев С.Н. Структура культурологического знания и особенности технологического обеспечения учебного процесса. // Подготовка специалиста в области образования: Технологии образования. СПб, 1997. Вып. V. С. 98-120.

3. Уман А.И. Тенденции и перспективы развития отечественной дидактики. // Проблемы современного образования. 2010, №4, С. 31-39.

References

1. Kraevskiy V.VEducation. // Russian Pedagogical Encyclopedia. In 2 vols. / Ch. Ed. V.V Davydov. M.: Great Russian Encyclopedia, 1998 V.2. Pp. 66.

2. Mosolova L.M., Tokarev S.N. The structure of culturological knowledge and features of educational process technological supporting. // Training in Education: Educational Technologies. St. Petersburg, 1997. Vol. V. Pp. 98-120.

3. UmanA.I. Tendencies in the development prospect of domestic didactics // Problems of contemporary education. 2010, №4, Pp.31-39.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.