4 URL: http://www.info-islam.ru/PrintahleVer (дата обращения: 13.08.2016).
5 URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_16218/ (дата обращения: 13.08.2016).
6 URL: http://www.sova-centr/ru/ (дата обращения: 13.08.2016); Мальцев В. На пути чьего миссионерства встал законопроект Яровой. URL: http://life.ru (дата обращения: 13.08.2016); URL: http://www.info-islam. ru/PrintahleVer (дата обращения: 13.08.2016); URL: http://www.znak.com/2016-06-30/; URL: http://www. pravoslavie.ru/95099.html (дата обращения: 13.08.2016); URL: http://www.the-village.ru (дата обращения: 13.08.2016); URL: www.scly.ru/2016-08-04_SPC_Yaro_mail.pdf (дата обращения: 13.08.2016).
7 URL: http:// inosmi.ru/social/20160630/237037964.html (дата обращения: 13.08.2016).
8 URL: http://www.info-islam.ru/PrintahleVer (дата обращения: 13.08.2016).
9 URL: www.scly.ru/2016-08-04_SPC_Yaro_mail.pdf (дата обращения: 13.08.2016).
10 URL: www.scly.ru/2016-08-04_SPC_Yaro_mail.pdf (дата обращения: 13.08.2016).
Л.В. Логинова
ФОРМИРОВАНИЕ МИГРАЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНА В УСЛОВИЯХ СОКРАЩЕНИЯ ЧИСЛЕННОСТИ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ
В статье проводится анализ влияния миграционных процессов на развитие экономики региона. В целях привлечения трудовых мигрантов и удержания собственного населения предлагаются направления повышения конкурентных преимуществ региона.
Ключевые слова: трудовая миграция, конкурентные преимущества региона, трудовые ресурсы, человеческий потенциал, миграционная политика, региональная программа миграционной политики.
L.V. Loginova
THE FORMATION OF MIGRATION ATTRACTIVENESS
OF THE REGION IN TERMS OF REDUCING THE LABOUR FORCE
The article analyses the influence of migration on the economic development of the region. In order to attract migrants and retain its own population, offers directions of increase of competitive advantages of the region.
Keywords: labor migration, competitive advantages of the region, labor resources, human capital, migration policies, regional migration policy programme.
В настоящее время в России удалось стабилизировать общую численность населения, но сохраняется проблема уменьшения численности населения в трудоспособном возрасте. По демографическому прогнозу эта негативная тенденция продолжится вплоть до 2019 г. В среднем ежегодно в период с 2014 г. по 2023 г. из трудоспособного возраста будет выбывать по 2,1-2,5 млн чел., а входить в данный контингент только по 1,3-1,5 млн чел. В результате к 2020 г. численность трудоспособного населения уменьшится на 9,7 млн чел., а к 2025 г. — на 11,6 млн чел. При этом общая численность населения страны сократится только на миллион1. Происходящие сдвиги в структуре населения России неизменно будут сопровождаться ростом демографической нагрузки на трудоспособное население и усилением конкуренции за трудовые ресурсы. При этом в конкурентную борьбу за
© Логинова Лариса Викторовна, 2016
Доктор социологических наук, профессор, профессор кафедры истории, социологии политики и сервиса (Саратовская государственная юридическая академия); e-mail: [email protected]
качественные трудовые ресурсы оказываются вовлеченными самые различные субъекты: предприниматели, предприятия, отрасли экономики, поселения, территории и целые страны.
Исследования миграционных процессов свидетельствуют, что возможности развития регионов страны во многом зависят от успеха местных властей регулировать трудовую мобильность населения. Это касается и депрессивных регионов2, и регионов, которые переходят на инновационный путь развития3. Зависимость социально-экономического состояния каждой конкретной территории (региона) от трудовой миграции возрастает4. Это обусловлено тем, что миграционные потоки направлены в регионы, привлекающие трудовых мигрантов своим социально-экономическим состоянием5. Поэтому миграционная привлекательность региона стала рассматриваться как особый ресурс развития депрессивных территорий6.
Российские регионы значительно различаются как по внутренним возможностям принятия трудовых мигрантов, так и по намерениям местных жителей мигрировать. В зависимости от внутреннего потенциала региона для приложения трудовых ресурсов и степени рисков различают три типа регионов.
Первый тип — это территории с низким потенциалом использования трудовых ресурсов и высоким уровнем риска. Депрессивное состояние региональной экономики, нестабильность в социально-экономической и политической сферах, высокий уровень преступности, социальной напряженности и другие негативные события создают неблагоприятные условия для проживания. Поэтому такие регионы теряют наиболее активную часть собственного трудоспособного населения и «притягивают» низко квалифицированные кадры извне. Такие территории з характеризуются высоким уровнем трудового риска, обусловленным большой ? вероятностью того, что трудовой потенциал человека не будет реализован.
т
Л Ко второму типу относятся территории со средним потенциалом приложения
| ресурсов труда и средним уровнем риска. Такие регионы, хотя и отличается
I стабильными демографическими показателями, но в периоды экономического
1 кризиса испытывают увеличение оттока трудовых ресурсов, преимущественно
го
| маятниковых мигрантов.
| Третья группа включает территории с высоким потенциалом для реализации
| трудовых способностей и низкой степенью риска, притягивающие трудовых ми-
2 грантов широкими возможностями для трудоустройства, большой вероятностью ° успешной реализации трудовых возможностей.
ж Региональные различия в условиях использования человеческого потенциала
| влияют на направления миграционных потоков трудовых ресурсов в стране и
е приводят к сжатию освоенного пространства России. В российской провинции
1 наблюдаются значительные миграционные потери наиболее активной части
0
° общества, устремляющейся в крупные центры. В результате развитие страны
го
3 становится все более очаговым. При этом механизмы урегулирования трудовой
1 миграции между регионами отсутствуют.
| От динамики миграционных процессов зависит стабилизация не только
социально-экономической, но и демографической ситуации в регионах. Для поддержания численности экономически активного населения требуется увеличение притока трудовых мигрантов, хотя довольно широкое распространение получила точка зрения, согласно которой потери экономически активного населения можно компенсировать на основе автоматизации производства и стимулирования
204
рождаемости. Противники активизации миграционных процессов обращают
внимание на такие отрицательные моменты, как: усиление конкуренции на рынке труда за счет того, что мигранты соглашаются работать на условиях, которые не устраивают местных жителей; рост безработицы на региональном рынке труда; снижение качества человеческого потенциала; увеличение нагрузки на социальную инфраструктуру; снижение уровня жизни. Активные миграционные процессы сопровождаются ростом социального напряжения, распространением среди местного населения настроений национальной нетерпимости, угрожающей социально-политической стабильности в регионах. Во многом это обусловлено стихийным характером миграционных потоков.
Поскольку трудовая миграция оказывает не только положительное, но и отрицательное влияние на развитие региона, актуализируется проблема определения управленческого механизма, позволяющего отрицательные последствия свести к минимуму, а возможный положительный эффект максимизировать.
Социально-экономическое состояние региона, демографическая ситуация в нём находятся в прямой зависимости от различных форм миграции рабочей силы и от того, насколько эффективно используется человеческий потенциал. Достойные условия для качественной трудовой и повседневной жизни обусловливают не только способность сохранять население на своей территории, но и привлекать высококачественные человеческие ресурсы из других регионов.
По данным статистики, в Приволжском федеральном округе в 2015 г. показали миграционный прирост только 3 субъекта Федерации из 14: Республика Татарстан (+3012); Республика Мордовия (+2271) и Саратовская область (+892). В 2014 г. таких регионов было 5. Наибольший миграционный отток произошел в Оренбургской области (-6002); Республике Башкортостан (-4612); Пермском крае е (-3658) и Кировской области (-3452). В целом по Приволжскому федеральному | округу миграционная убыль составила 4009 чел.7 Это свидетельствует о том, что п территории Приволжского федерального округа проигрывают в конкурентной о борьбе за трудовые ресурсы. Поэтому необходимы меры по формированию мигра- к ционной привлекательности с целью обеспечения притока в регион качественных о
с
трудовых ресурсов, потенциал которых может быть задействован при реализации | стратегии социально-экономического развития. Приток экономически активных в людей на территорию региона будет сопровождаться положительной динамикой о (увеличение численности населения, рост рождаемости, продолжительности ю
Т5
жизни, уменьшение демографической нагрузки на работающее поколение, уве- |
личение образовательного и профессионального уровня). к
При формировании миграционной привлекательности каждый регион должен а опираться на свои потенциальные возможности в увеличении конкурентных | преимуществ. Так, Саратовская область обладает высоким потенциалом для и
повышения миграционной привлекательности по следующим направлениям. №
1. Активизация образовательной иммиграции с последующим трудоустрой- 1
ством иностранных студентов-выпускников в регионе. Конкуренция среди )
российских регионов за иностранных студентов растет. 6
В Россию в 2015 г. приехали 115 тыс. студентов-мигрантов, а всего за последние 10 лет иммигрировали более 370 тыс. чел. В Федеральной миграционной службе это связывают с тем, что студенты-иностранцы, обучающиеся в российских вузах, могут обучаться на бюджетной основе и получить российское гражданство8. Более 1,5 тыс. иностранных студентов в 2015 г. стали участниками данной государственной программы. Преобладают студенты-переселенцы из стран СНГ, но 205
имеются студенты — бывшие граждане Стран Европейского Союза, США, Латинской Америки, Африки, Израиля. Наибольшее число студентов-иммигрантов приняли Саратовская, Омская и Новосибирская области. Около 50% таких студентов обосновались в регионах Центрального федерального округа, 20% — в Сибирском федеральном округе9. В Республике Татарстан только в Казанском государственном университете обучаются около 2 тыс. иностранных студентов и аспирантов не только из стран СНГ, но и Китая, Турции, Ирака, Ирана10.
Образовательную деятельность в Саратовской области ведут 7 вузов, в т.ч. 4 университета, 2 академии, 1 институт, а также 17 филиалов вузов11. Наличие в Саратове сети вузов обеспечивает широкие возможности для повышения уровня образовательной иммиграции молодых людей не только из соседних регионов, но из стран ближнего и дальнего зарубежья. Это дает несколько положительных эффектов.
Во-первых, регион получает прямой экономический эффект. В вузы Саратова идут дополнительные денежные ресурсы, а иностранные студенты как потребители на местных рынках способствуют росту внутренней торговли, что, в свою очередь, отражается в увеличении налоговых поступлений в местный бюджет.
Во-вторых, область, испытывающая проблему сокращения численности населения и трудовых ресурсов, получает демографический эффект. Иностранные студенты, получившие образование в саратовских вузах, освоившие русский язык, изучившие русскую культуру, могут рассматриваться как возможные жители региона, активные граждане и работники, которые смогут быстро адаптироваться к местному рынку труда. Иностранные студенты, став жителями об-з ласти, повышают социально-трудовой потенциал. Топ-5 самых востребованных ? в Саратовской области специальностей возглавила профессия врача (1 530 вакан-
т
я сий со средней зарплатой от 16 000 руб.). В Саратове для иностранных студентов
| самым популярным направлением обучения является медицина. В Саратовском
I государственном медицинском университете обучаются около 300 иностранных
1 студентов из 19 стран мира, включая дальнее (246 чел.) и ближнее (43 чел.) за-| рубежье. Больше всего студентов из Индии (свыше 180 чел.)12. При наличии | возможности трудоустроиться на местном рынке труда некоторые из них восполь-| зовались бы такой возможностью. При этом таким крупным городам области,
2 как Саратов, Энгельс, Балаково, не хватает медицинских кадров13.
° В-третьих, в будущем это может дать еще и политический эффект. Иностран-
£ цы, получившие образование в региональных вузах, формируют элиту в своих
| государствах, что создает возможность налаживать социально-экономические
о и культурные связи с динамично развивающимися государствами. ° В текущей демографической и экономической ситуации, когда региональные
0
° вузы остро нуждаются в абитуриентах и денежных средствах, многие из них
го
3 предпринимают самостоятельные действия по налаживанию связей с прави-
1 тельствами зарубежных стран с предложениями образовательных услуг. Однако | в условиях роста мировой конкуренции требуется поддержка государства в вопросе продвижения российской системы образования за границей.
2. Привлечение иностранных трудовых мигрантов в регион, в т.ч. и на основе реализации Программы переселения соотечественников. При этом важно учитывать потребности экономики региона в трудовых ресурсах и соблюдать принцип приоритета собственных трудящихся на занятие вакансий14. Необходимо 206 ориентироваться на привлечение в регион носителей высоких квалификаций.
Например, в Саратовской области требуются инженеры (750 вакансий со средней зарплатой от 14500 руб.) и менеджеры (350 вакансий со средней зарплатой от 13 500 руб.)15. В этой связи требуется применить комплекс мер иммиграционной политики по созданию привлекательных условий для проживания и профессиональной реализации эмигрировавшим высококвалифицированным специалистам, а также студентам, обучающимся по данным специальностям за рубежом. К числу таких мер относят следующие: разработку и реализацию региональных программ по привлечению трудовых ресурсов дефицитных профессий и специальностей; поддержание временной иммиграции квалифицированных специалистов на основе выделения квот; введение для высококвалифицированных трудовых иммигрантов упрощенной процедуры найма; возможность для иностранных студентов трудоустройства в регионе.
Трудовым иммигрантам необходимо предлагать рабочие места, оставшиеся не востребованными у местных жителей. На «качественные» рабочие места должны приглашаться иностранные специалисты только в том случае, если среди местных трудовых ресурсов нет работников необходимой квалификации или специализации. Так, в Саратовской области за первые 3 мес. 2016 г. было выдано 9 заключений на использование 50 иностранных работников из 5 стран дальнего зарубежья. При этом большая их часть была востребована в строительстве (47 чел.). По данным УФМС по Саратовской области, в I квартале 2016 г. трудовые договора заключены с 764 иностранными гражданами, имеющими разрешение на работу. Патент на осуществление трудовой деятельности на территории области получил 951 иностранный гражданин16.
Нельзя забывать и о высококвалифицированных российских ученых и специалистах, эмигрировавших за рубеж. Для тех из них, кто хотел бы вернуться, следует разработать специальные грантовые программы, создать достойные условия труда, вызвать заинтересовать в осуществлении научной деятельности в отечественных вузах.
3. Осуществление мер, направленных на создание благоприятных условий для развития частного семейного бизнеса, обеспечивающего возможности для реализации предпринимательского потенциала трудовых мигрантов, их интеллектуальных способностей. Здесь вступают в действие административно-правовые конкурентные преимущества региона в форме благоприятных условий выдачи патентов и лицензий, процедур регистрации предприятий, предоставления участков земли, различных производственных и служебных помещений. Эти преимущества формируются силой законов, постановлений, распоряжений региональных органов власти. Это могут быть региональные налоговые послабления, льготы в сфере производства какой-либо продукции, особый режим хозяйственной деятельности в пределах особых территорий региона, требующих развития.
Следует отметить, что административно-правовые конкурентные преимущества могут сводиться к минимуму за счет ненадлежащего исполнения органами власти своих обязанностей, недобросовестной конкуренции, бюрократических проволочек, взяточничества, коррупции. Кроме того, наличие неформальных связей между предприятиями, ведущими хозяйственную деятельность на территории региона, и органами государственной власти часто усиливает позиции местного бизнеса, позволяет ему добиваться решений в своих интересах и про-
тив конкурентов. Важно вести работу по сокращению теневого использования иностранных работников.
4. Создание качественных и перспективных рабочих мест исходя из приоритетов развития региона. Международная организация труда называет такие рабочие места — «высокой степени достойности». В экономически развитых странах по наличию таких рабочих мест оценивают эффективность развития территорий.
В российских периферийных регионах имеется большое количество вакансий, которые относятся к категории «низкой степени достойности». Так, в Саратовской области по состоянию на 9 июня 2016 г. в региональной информационной базе данных свободных рабочих мест и должностей из имеющихся более 23 тыс. вакансий 62% относятся к рабочим профессиям, а 38% — к инженерно-техническим работникам и служащим17. Большинство из предлагаемых вакансий (диспетчеры, разнорабочие, мойщики помещений, грузчики, кондукторы, кладовщики, кассиры, сторожа, вахтеры) не соответствует категории «высокой достойности». Следовательно, регионам, борющимся за квалифицированные трудовые ресурсы, необходимо вести работу по повышению качества существующих рабочих мест на основе инновационной составляющей и созданию новых перспективных рабочих мест, которые и будут притягивать качественные трудовые ресурсы18.
Распространено мнение, что «использование труда мигрантов ухудшает условия и снижает оплату труда, что они занижают трудовые стандарты и ухудшают трудовые отношения российских граждан»19. Принимая во внимание данное обстоятельство, региональные власти должны продумывать, как создать усло-з вия для включения мигрантов в местный рынок труда. Следует выстраивать
0 „
? стратегию перспективной занятости на региональном рынке труда, учитывая 3 проблемы не только внутренней, но и внешней миграции. Важно предоставить | молодым людям возможности для устойчивого карьерного роста. Реализация
1 Государственной программы содействия переселению соотечественников по-| казала, что там, где созданы условия для работы и достойного заработка, как ! следствие, будет обеспечена достойная жизнь и членам семьи мигранта.
| 5. Развитие инфраструктуры региона и формирование инфраструктурных
| конкурентных преимуществ. Для потенциальных трудовых мигрантов пре-| пятствиями могут стать трудности, связанные с неразвитостью транспортной 'I инфраструктуры, с доступностью или даже отсутствием транспортных средств, | необходимых для переезда. В регионах России в современных условиях не-| развитость транспортной инфраструктуры сопровождается регионализацией (локализацией) единого экономического пространства и углублением неравномерности социально-экономического развития регионов. В этой связи весьма ё важной для нашей области представляется реализация «Концепции развития § транспортного комплекса Саратовской области на 2009-2025 годы»20, в рамках | которой осуществляется крупный инфраструктурный проект — строительство | современного аэропорта, ведется разработка проекта по созданию в Саратове крупного транспортного узла на основе реконструкции железнодорожного вокзала. В перспективе это повысит конкурентные преимущества области.
6. Формирование и продвижение благоприятного имиджа территории, рассчитанного в первую очередь на население прилегающих регионов. Стремление людей эмигрировать из региона часто обусловлено его безнадежным образом, 208 естественным желанием состоятельного и благополучного человека обеспечить
будущее своих детей в более благоприятном месте. Как известно, миграционные настроения людей определяются их стремлением достичь определенного жизненного уровня себе и своим детям. Исследование Левада-Центра показало, что эмиграционные настроения определяются следующими мотивами: забота о будущем своих детей (93%); лучшие условия жизни (92%); желание жить в правовом государстве (86%); более высокое качество медицинского обслуживания и пенсионной системы (85%); возможность самореализации (80%)21. Если в регионе нет условий для реализации этих мотивов, то увеличивается отток экономически активного населения в другие регионы.
При этом, как отмечают социологи, миграционные установки часто строятся не на объективной оценке конкретных социально-экономических преимуществ в условиях проживания и жизнедеятельности в других регионах, а на базе личных, обыденных представлений, а также стереотипов, распространенных в общественной среде22. Таким образом, при формировании имиджа территории важно учитывать самочувствие местных жителей региона, уровень удовлетворенности своим положением, миграционные настроения (готовность реализовывать свои жизненные стратегии на территории своего региона или желание мигрировать). Потенциальные трудовые мигранты основывают свое решение переехать на общем представлении о возможностях для трудоустройства и обеспечении качественной жизни. Люди эмигрируют в регионы, имеющие благоприятный имидж как территории с высокими шансами для трудоустройства на рабочие места с хорошей зарплатой.
Социологи отмечают, что представления потенциальных трудовых мигрантов о качестве жизни в других регионах складываются из информации СМИ, ш родственников и знакомых людей, проживающих там, а также из собствен- и ного опыта пребывания. То есть образ других территорий становится важным а фактором, оказывающим влияние на миграционные настроения жителей и о воздействующим на жизненные стратегии значительной массы людей. Так, к для трудовых мигрантов привлекателен имидж Москвы, Московской области, о
с
Санкт-Петербурга, Ленинградской области как крупных регионов, дающих а высокие шансы для карьеры и бизнеса. Но при этом имеются и отрицатель- в ные ассоциации, связанные с информацией о перенаселенности («территории- о муравейники»), высоком ритме жизни, дороговизне жилья, неблагоприятном ю
Т5
экологическом состоянии и т.д. |
Поэтому каждый регион, ведя конкурентную борьбу за качественные тру- к
довые ресурсы, должен целенаправленно формировать имидж территории, а
демонстрируя имеющиеся географические, демографические и экономические |
преимущества, свои уникальные особенности, обеспечивающие комфортную и
жизнедеятельность человека и его семьи. Так, географические конкурентные №
преимущества могут быть связаны с выгодным расположением территории и 1
возможностью преодоления границ (национальных, региональных, локальных). )
Например, при продвижении бренда Саратовской области необходимо подчерки- 6 вать ее выгодное географическое положение — расположение в центре Евразии, что делает регион связующим звеном между Востоком и Западом, соседство с Казахстаном. Формирование благоприятного имиджа Саратовской области должно быть рассчитано в первую очередь на население регионов-соседей: Волгоградской, Воронежской, Тамбовской, Пензенской, Самарской, Ульяновской и
Оренбургской областей. 209
Однако не все так просто. Социологическое исследование отношения к эмиграции в современной российской провинции, проведенное А.А. Возьмителем и М.Н. Яковлевой, выявило слабую связь отношения к эмиграции с местом жительства и социально-профессиональным статусом человека и высокую — с возрастными различиями между поколениями. Авторы выделили три типа потенциальных эмигрантов. Первый тип — это «дезориентированные прагматики», стремящиеся эмигрировать навсегда; второй тип — «оптимисты», которые смогли реализовать себя дома, но нацелены на временный отъезд для того, чтобы посмотреть мир и попытаться получить дополнительный заработок; третий тип — «традиционалисты», ни при каких условиях не испытывающие желания покинуть Родину. При этом жители региона, нацеленные уехать навсегда, или на какое-то время дают наибольшие оценки своему материальному состоянию как в текущий момент, так и в перспективе23.
Таким образом, миграционная политика регионов Российской Федерации в условиях сокращения численности трудовых ресурсов должна быть направлена на проведение комплексных мер по повышению эффективности использования человеческого потенциала. Это требует своевременности и адекватности применения социальных, административно-правовых, экономических инструментов при формировании миграционной привлекательности. При этом конкурентные преимущества региона в привлечении качественных трудовых ресурсов могут иметь различный характер и обеспечиваться выгодным географическим положением, качеством нормативно-правовой базы, низким уровнем административных барьеров, развитостью инфраструктуры территории. Благоприятное состояние этих факторов обеспечивает привлекательность территории для жизни, сопровождается миграционным приростом, что положительно сказывается на демографическом составе населения и экономическом развитии региона.
1 См.: Рыбаковский Л.Л. Демографическое будущее России в экстраполяционных и нормативных координатах // Социс. 2014. № 12. С. 27.
2 См.: Чернышев К.А. Миграционные процессы и миграционная политика в депрессивном регионе // Региональная экономика: теория и практика. 2013. № 45. С. 56 - 60.
3 См.: Барышева Г.А., Черданцева И.В. Миграционные процессы в период инновационных преобразований в экономике региона // Известия Томского политехнического ун-та. 2012. Т. 321. № 6. С. 16 - 20.
4 См.: Миронова Ю.Г. Влияние миграционных процессов на социальное развитие региона (на примере Астраханской обрасти) // Наука и современность. 2015. № 38. С. 135 - 138.
5 См.: Евдокимов С.И. Миграции населения как отражение экономической привлекательности региона (на примере Псковской области) // Вестник Российского государственного ун-та им. И. Канта. 2010. Вып. 1. С. 108 - 112.
6 См.: Вдовина Э.Л., Круглова А.В. Оценка миграционной привлекательности депрессивных регионов средней России // Известия Пензенского государственного педагогического ун-та им. В. Г. Белинского. 2009. № 18. С. 105 - 110.
7 См.: Социально-экономическое положение России — 2015 год. М., 2015. С. 382.
8 См.: Порядок приема граждан в образовательные учреждения высшего профессионального образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 декабря 2011 г. № 2895. URL: http://www.russia.edu.ru/enter/process/ (дата обращения: 07.06.2016).
9 См.: Саратовская область стала лидером по числу студентов-переселенцев // Саринформ. 2015. 26 сент. URL: http://www.sarinform.ru/news/2015/09/25/144385 (дата обращения: 07.06.2016).
10 См.: Как привлечь иностранных студентов. URL: http://kpfu.ru/mediacenter/gazeta-39kazanskij-universitet39/kak-privlech-inostrannyh-studentov-znajut-v-kfu.html (дата обращения: 07.06.2016).
11 См.: Об итогах развития системы образования Саратовской области в 2015 году и задачах на 2016 год. URL: http://minobr.saratov.gov.ru/analitics/ (дата обращения: 07.06.2016).
12 См.: Саратовский государственный медицинский университет. Международная деятельность. URL: http://www.sgmu.ru/info/intl.html (дата обращения: 07.06.2016).
13 См.: Каких вакансий в центрах занятости области больше всего? По состоянию на январь 2016 г. URL: /http://www.mintrud.saratov.gov.ru/Publik (дата обращения: 07.06.2016).
14 См.: Смирнова Е.М. Подходы к изучению международной миграции высококвалифицированных специалистов: механизмы, перспективы, последствия // Социс. 2016. № 3. С. 66-75.
15 См.: Каких вакансий в центрах занятости области больше всего? По состоянию на январь 2016г. URL: http://www.mintrud.saratov.gov.ru/Publik (дата обращения: 07.06.2016).
16 См.: О работе Министерства и ГКУ СО ЦЗН в рамках регулирования внешней трудовой миграции. URL: http://www.mintrud.saratov.gov.ru/analytical/migration_other/index.php?SECTION_ID=212&ELEMENT_ ID=12241 (дата обращения: 07.06.2016).
17 См.: В областной базе данных свободных рабочих мест имеется 23 тысячи вакансий. URL: http:// www.mintrud.Saratov.gov.ru/press/news.php?SECTION_ID=127&ELEMENT_ID=13673 (дата обращения: 07.06.2016).
18 См.: Логинова Л.В. Миграция и рынок труда в Саратовской области // Актуальные проблемы экономики и менеджмента. 2014. № 1. С. 110.
19 Мигранты, мигрантофобии и миграционная политика / отв. ред. В.И. Мукомель. М., 2014. С. 83.
20 См.: Распоряжение Правительства Саратовской области от 29 июля 2009 г. № 174-Пр «О концепции развития транспортного комплекса Саратовской области на 2009-2025 годы». URL: http://docs.cntd.ru/ document/933013032 (дата обращения: 07.06.2016).
21 См.: Демоскоп weekly. № 483-484. 24 октября-6 ноября 2011. URL: http://demoscope.ru/week-ly/2011/0483/gazeta015.php (дата обращения: 29.03.2016).
22 См.: Иванова Н.А., Кутейников А.Е. Выездная миграция жителей Магаданской области // Социс. 2015. № 9. С. 85.
23 См.: Возьмитель А.А., Яковлева М.Н. Отношение к эмиграции в современной российской провинции // Социс. 2015. № 12. С. 58-59.