Научная статья на тему 'Формирование межнациональной и межконфессиональной толерантности у курсантов ведомственного вуза'

Формирование межнациональной и межконфессиональной толерантности у курсантов ведомственного вуза Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
132
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование межнациональной и межконфессиональной толерантности у курсантов ведомственного вуза»

ФОРМИРОВАНИЕ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОЙ И МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ У КУРСАНТОВ

ВЕДОМСТВЕННОГО ВУЗА

Ю.Г. Хлоповских, канд.психол.н., доцент, Воронеж институт ГПС МЧС России, г. Воронеж

Среди задач воспитательной работы в системе МЧС - формирование у сотрудников верности своей стране; выработка и развитие комплекса морально-психологических качеств патриота, гражданина и профессионала, культуры поведения в сочетании с высоким уровнем правового сознания; поддержание на высоком уровне сплоченности служебных коллективов, морально-психологической готовности сотрудников к выполнению задач по предназначению; и др.

Нормативную основу для формирования и развития межнациональной толерантности в поликультурной среде ведомственного вуза системы МЧС составляет приказ МЧС России от 30.11.2005 № 859 «О совершенствовании воспитательной работы в системе МЧС России».

В рамках профилактической работы по предупреждению конфликтов в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений среди учащихся в Воронежском институте ГПС МЧС России проводятся различные культурно-массовые и досуговые мероприятия, в рамках которых курсанты имеют возможность попробовать свои силы в составлении информационных сообщений об особенностях, культурном наследии своего региона, что способствует развитию умения грамотно выражать и оформлять свои мысли посредством сообщения перед всем курсом о своем крае, республике, позволяют раздвинуть границы собственного сознания, понять и проявить уважение к представителям других народов, имеющим отличную от собственной внешность, культуру, традиции, язык. Толерантность - это, прежде всего, активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека.

Для изучения межнациональной толерантности курсантов проведен опрос с применением анкеты «Национальные отношения», разработанной преподавателями кафедры философии Академии ГПС МЧС России. В исследовании приняли участие 314 курсантов I и II курсов факультета инженеров пожарной безопасности Воронежского института ГПС МЧС России. среди опрошенных - русские, армяне, дагестанцы, осетины, чеченцы, ингуши, аварцы, кабардинцы, украинцы, ногайцы, черкесы, татары, казахи, азербайджанцы, калмыки, манси и др.

Как показал анализ полученных данных, подавляющее большинство опрошенных (87,1 %) считают, что представители всех народов (этносов) России имеют равные права и возможности.

При этом более трети респондентов (39,5 %) полагают, что в ряде регионов страны ущемляются права русских граждан, тогда как в отношении нерусских граждан России подобная ситуация отмечается лишь четвертью опрошенных

366

(24,2 %). Соответственно, по мнению большинства опрошенных, права и свободы русских граждан, менее защищены, чем у представителей других национальностей, проживающих в нашей стране.

В отношении межнациональных конфликтов в институте можно отметить следующее. Большинство опрошенных указали, что им неизвестны подобные случаи (52,4 %), как и факты дискриминация курсантов по национально-этническому признаку (59,7 %) (например, представителям отдельных национальностей несправедливо ставятся более низкие или более высокие оценки; одних ставят в наряды чаще, чем других, и т.п.).

Около трети обследуемых указали на наличие подобных конфликтов и дискриминации по национальному признаку. Вместе с тем, более 70 % отметили, что не ощущают на себе враждебного отношения со стороны учащихся института, принадлежащих к другой национальности. Исходя из этого, можно заключить, что зачастую конфликты, возникающие между курсантами (в том числе разной национальности), обусловлены не столько национально-этническими факторами, сколько их индивидуально-психологическими особенностями.

Абсолютное большинство респондентов (87,9 %) охотно общаются, дружат с представителями разных национальностей, обучающимися в институте. В отношении создания семьи с девушкой иной национальности мнения разделились: около половины опрошенных (46,0 %) категорически не хотели бы этого, остальные вполне допускают или даже предпочли бы такую возможность.

В профессиональном плане межнациональная толерантность проявляется следующим образом. Практически все курсанты (96,8 %) уверены, что пожарный (спасатель) не должен и не может учитывать, к какой национальности принадлежат те люди, к которым он приходит на помощь. Вместе с тем, около четверти опрошенных (26,6 %) полагают, что караулы, состоящие из представителей одной национальности, являются более боеспособными. Это утверждение представляется недостаточно адекватным и конструктивным, как и представление значительной части курсантов относительно прямой связи между террористическими актами на территории России и национализмом.

Для улучшения взаимопонимания между обучающимися разных национальностей и вероисповеданий, по мнению самих курсантов, целесообразно организовывать спортивно-массовые и досуговые мероприятия, экскурсии. Как отмечалось выше, подобного рода мероприятия регулярно проводятся в институте и выступают значимым фактором формирования и развития межнациональной толерантности личного состава.

Что касается когнитивной составляющей межнациональной толерантности, следует указать, что большинство опрошенных имеют довольно ясное представление относительно сущности этого явления, его значимости для снижения межнациональной напряженности и межнациональных конфликтности.

Важно отметить, что значительная часть опрошенных полагают, что быть россиянином - значит любить свою страну; уважать другие национальности, религии; быть патриотом свей родины; уважать традиции своей страны, а также традиции проживающих в ней народов.

Анализ результатов, полученных в ходе опроса курсантов 1 -2 курсов, позволяет заключить: актуальное состояние и прогноз дальнейшего формирования и развития межнациональной толерантности курсантов Воронежского института ГПС МЧС России, в котором обучаются представители около 20 национальностей, в целом благоприятны.

Вместе с тем, для повышения уровня межнациональной толерантности необходимо проводить целенаправленную информационно-разъяснительную работу с курсантами и студентами о сущности и взаимосвязи национализма, экстремизма (религиозного, национального, этнического и др.), терроризма. Как показали результаты опроса, курсанты недостаточно четко осознают, в чем именно возможно проявление национализма и экстремизма. Об этом свидетельствуют и случаи необдуманных действий курсантов, таких как размещение в социальных сетях экстремистских материалов, атрибутики или символики экстремистского толка. При этом курсанты не всегда осознают, что указанный материал носит экстремистский характер, связан с запрещенными в РФ организациями.

Целесообразно проведение с личным составом института бесед на темы: «Толерантность, ее сущность, виды, факторы формирования и значение для России и мировой цивилизации»; «Характер русского народа и его значение в формировании российской государственности»; «Межнациональные конфликты: каковы причины? кто виноват? кому это выгодно?»; «Коррупция как фактор межнациональной напряженности»; «Положение русских в странах СНГ и национальных республиках России»; «Положение нерусских этносов в русских регионах России»; «Мой народ: прошлое, настоящее, будущее»; «Традиции и обычаи народов России и СНГ»; «Выдающиеся деятели народов России и СНГ».

Организуя соответствующие мероприятия с курсантами и студентами, следует учитывать, что возможными причинами возникновения экстремизма молодежи являются деформация системы ценностей, недостаточная социальная зрелость, желание самоутвердиться, недостаточный профессиональный и жизненный опыт и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.