Научная статья на тему 'Формирование методов групповой работы с учащимися общеобразовательных школ'

Формирование методов групповой работы с учащимися общеобразовательных школ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1009
124
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕНИК / ДИСЦИПЛИНА / ГРУППОВАЯ РАБОТА / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ганиева Мафтуна Абдуазизовна, Жумаева Шохиста Хушвактовна

Статья посвящена рассмотрению основных форм и методов групповой работы в образовательных группах детей и подростков общеобразовательных школ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование методов групповой работы с учащимися общеобразовательных школ»

ФОРМИРОВАНИЕ МЕТОДОВ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ Ганиева М.А.1, Жумаева Ш.Х.2

1Ганиева Мафтуна Абдуазизовна - студент; 2Жумаева Шохиста Хушвактовна - студент,

факультет педагогики, Гулистанский государственный университет, г. Гулистан, Республика Узбекистан

Аннотация: статья посвящена рассмотрению основных форм и методов групповой работы в образовательных группах детей и подростков общеобразовательных школ. Ключевые слова: ученик, дисциплина, групповая работа, деятельность.

Перед каждым педагогом стоит задача не только научить свою дисциплину или заинтересовать своему предмету, но в первую очередь развить логическое мышление учащихся. Как это осуществить? Как пробудить огонь в глазах учащихся? Именно ученик с горящими глазами и ярким взглядом сможет понять суть пройденного урока по всем или нескольким дисциплинам школьной программы. В основном это нужно привить в младших классах, где начинает формироваться личность учащихся. Важнейшая задача, стоящая перед организацией групповой работой - это развитие мышления детей. По мнению большинства психологов "пусковым механизмом" развития самостоятельного мышления и познавательной активности ребенка является не индивидуальная работа, а именно, сотрудничество в группах совместно работающих детей. Отсюда следует, что развитие детей в школе должно происходить на основе современных технологий и методик, которые помогут учащимся полноценно овладеть учебной деятельностью.

В современной школе развитие личности происходит в процессе учебной деятельности. В большинстве случаев, деятельность учащихся - коллективная. Именно благодаря работе в группе, дети на собственном опыте убеждаются в пользе совместного планирования, в ходе совместной работы происходит распределение обязанностей, закрепление за каждым членом группы определенной конкретной роли взаимодействия [1.71].

При этом взаимодействуя, школьники сплачиваются, у них формируется умение действовать согласованно и совместно. У детей появляется чувство коллективной ответственности за результат совместной деятельности. Отсюда следует, что групповая работа является одной из форм коллективной деятельности школьников. Групповая форма работы в процессе обучения предполагает включение детей и подростков в совместное планирование учебной деятельности, воспитание и уяснение информации, обсуждение, контроль. В частности, уметь учиться (умею учить себя), развивать познавательные интересы (люблю учиться) и внутреннюю мотивацию (понимаю, зачем учусь). Также ребенок должен научиться адекватно, принимать оценку учителя и сам объективно оценивать свою деятельность.

Принцип работы в группе состоит в передаче учащимся на период такой работы функций, традиционно выполняемых учителем: информационных, организационных, контролирующих и (частично) оценивающих. Групповая форма учебной работы предполагает включение группы учащихся в совместное планирование учебной деятельности, восприятие и уяснение информации, обсуждение, взаимный контроль.

Чтобы осуществлять эффективное взаимодействие учеников в группе, надо целенаправленно формировать учебные группы, внимательно подбирать командиров (лидеров, консультантов), способных планировать работу, налаживать контакты учащихся. Учитель должен учить школьников сотрудничать при разборе учебного материала, выполнении заданий, решении проблемных задач.

Учитель, организуя взаимодействие учеников в познавательном процессе, должен создавать такую социальную инфраструктуру, при которой у детей возникает необходимость действовать по нормам общественных отношений: каждый в группе имеет право высказывать свою точку зрения; отстоять ее убедительной аргументацией; обязан выслушать и понять другого;

терпимо относиться к чужому мнению и продукту творчества;

нести личную ответственность за доверенную ему часть общего дела.

Такое взаимодействие в познании стимулирует у каждого ученика желание проявить инициативу и творчество [2.114].

Правила успешности группового творчества на уроках в школе:

> В команде нет лидеров. Все равны.

> Команды не соревнуются.

> Удовольствие от работы.

> Активность.

> Ответственность за результат.

Существуют различные методы групповой работы. Некоторые из них целесообразно использовать в группах младших школьников, другие будут эффективны при работе с подростками. Выделим основные из них: Кооперативное обучение. Это метод взаимодействия учащихся в небольших группах, объединенных для решения общей задачи.

Групповая дискуссия. Способ организации совместной деятельности учеников под руководством учителя с целью решить поставленные задачи или воздействовать на мнения участников в процессе общения.

Мозговая атака. Мозговая атака представляет собой способ коллективной мыслительной работы, имеющий целью нахождение нетривиальных решений обсуждаемой проблемы и строящийся на снятии барьеров критичности и самокритичности участников. При этом появляется возможность использовать не только свою логику, но и логику соседа, то есть творческие потенциалы участников атаки как бы суммируются.

Групповой опрос. Метод, направленный на повторение и закрепления материала после завершения определенного раздела учебной программы.

Метод синектики. Близкий по технологии к мозговой атаке метод синектики (синектика по-гречески-совмещение разнородных элементов) нередко называют профессиональным мозговым штурмом.

В отличие от мозговой атаки, имеющей дело с непрофессиональным продуцированием идей, синектика предполагает работу постоянных групп,

профессионально применяющих различные приемы активизации своего, творческого потенциала. Метод контрольных вопросов представляет собой работу со списком специально подобранных вопросов, которые помогают точно определить суть выполняемой задачи. Практика показывает, что иногда для того, чтобы заметно продвинуть дело вперед, необходимо создать несколько необычные условия работы.

Тот, кто участвовал в мозговых атаках, деловых играх, очень долго помнит мельчайшие детали совместного творчества. Не менее важно, что в такой деятельности группа укрепляется и получает зримые доказательства своей успешности и имеет возможность проявить потенциал. Анализ конкретных ситуаций -технология обучения, ориентированная на выработку аналитических умений и навыков принятия решений в типовых профессиональных ситуациях.

Деловая игра. Деловая игра - это имитационный эксперимент, воспроизводящий процесс функционирования организационной системы во времени на основе имитационного игрового моделирования самой системы, содержания и форм совместной профессиональной деятельности людей, являющихся элементами этой системы, в виде ролевого общения и взаимодействия по установленным правилам

в условиях неопределенности, противоречий и конфликтов, соревновательности и столкновения интересов, для принятия решений по достижению целей этой системы [3.88].

Кратко можно сказать, что деловая игра - это имитация процессов управления производством и профессиональной деятельностью людей в условных ситуациях. Деловая игра это вид человеческой деятельности в условной игровой практике функционирования имитаторов, Люди, имитирующие поведение человеческих элементов организационных систем, называются игроками, а игровые имитационные модели функционирования таких систем - деловыми играми. Имитировать - значит выделить главное, суть происходящего и представить в своем воображении связи иразвитие реального объекта исследования. Коллегиальные решения и делегирование полномочий. Принятие решений для учащегося постоянная и очень ответственная работа.

Коллегиальные решения - это решение, принятое всей группой школьников. Групповые виды работы делают любое занятие более интересным, живым, воспитывают у учащихся сознательное отношение к учебному труду, активизируют мыслительную деятельность, дают возможность многократно повторять материал, помогают учителю объяснять и постоянно контролировать знания, умения и навыки у учащихся всего класса при минимальной затрате времени учителя.

Групповая форма - организация предполагает, что все участники группы активно участвуют в работе, "слабые не прячутся за спины более сильных", а сильные не подавляют инициативу и самостоятельность более слабых учеников.

Список литературы

1. Алехина И.А. Групповая работа как форма организации деятельности младших

школьников. Эксперимент и инновации в школе. 2011. № 3.

2. Кадыкова О.М. Подросток в группе. // Эксперимент и инновации в школе. 2011.

№ 6. С. 56-60.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.