Научная статья на тему 'Формирование методологии исследования сервиса как социальной системы'

Формирование методологии исследования сервиса как социальной системы Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
91
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник НГУЭУ
ВАК
Ключевые слова
СЕРВИС / СОЦИАЛЬНАЯ СИСТЕМА / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ АКТОРОВ / МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ / SERVICE / SOCIAL SYSTEM / ACTORS INTERACTION / RESEARCH METHODOLOGY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Донскова Л. И.

В работе обсуждаются концептуальные вопросы формирования методологии изучения сервиса. Сервис является сложным образованием, рассматривается автором с системных позиций: анализируется структура, исследуются связи с внешней средой, дается характеристика внутренних процессов. Анализ социальных связей и отношений с точки зрения различных социологических теорий, позволяет сформировать методологические аспекты исследования сервиса как социальной системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMING OF THE SERVICE RESEARCH METHODOLOGY AS A SOCIAL SYSTEM

The paper discusses the conceptual issues of the forming of the service research methodology. The service is a complex formation. It is considered systematically: the structure is analyzed, external environment relations are examined, internal processes are defined. The analysis of social bondings and relations in terms of various social-science theories allows forming the methodological aspects of service as a social system.

Текст научной работы на тему «Формирование методологии исследования сервиса как социальной системы»

УДК 338.48(075.8)

ФОРМИРОВАНИЕ МЕТОДОЛОГИИ ИССЛЕДОВАНИЯ СЕРВИСА КАК СОЦИАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

Л.И. Донскова

Алтайский государственный технический университет им И.И. Ползунова

E-mail: DonskovaL@yandex.ru

В работе обсуждаются концептуальные вопросы формирования методологии изучения сервиса. Сервис является сложным образованием, рассматривается автором с системных позиций: анализируется структура, исследуются связи с внешней средой, дается характеристика внутренних процессов. Анализ социальных связей и отношений с точки зрения различных социологических теорий позволяет сформировать методологические аспекты исследования сервиса как социальной системы.

Ключевые слова: сервис, социальная система, взаимодействие акторов, методология исследования.

FORMING OF THE SERVICE RESEARCH METHODOLOGY AS A SOCIAL SYSTEM

L.I. Donskova I.I. Polzunov Altai State Technical University E-mail: DonskovaL@yandex.ru

The paper discusses the conceptual issues of the forming of the service research methodology. The service is a complex formation. It is considered systematically: the structure is analyzed, external environment relations are examined, internal processes are defined. The analysis of social bondings and relations in terms of various social-science theories allows forming the methodological aspects of service as a social system.

Key words: service, social system, actors interaction, research methodology.

Неотъемлемым компонентом современного общества является развитие сервиса. Он выполняет важную социальную функцию, способствует воспроизводству человека и повышению уровня качества жизни. Сервис - это многогранное и многоаспектное явление в жизнедеятельности человека, которое можно представить как систему организации обслуживания населения и создания условий для удовлетворения разнообразных материальных, социальных и духовных потребностей человека, групп, общностей (общества) в единстве экономического, научно-технического, политического, социального и культурного пространства. Сервис требует организации и управления, в процессе которых предполагается не только удовлетворение потребностей, но и воздействие на поведение людей и их потребности [1].

Сервис - это социальная система, которую можно представить как совокупность элементов - различных социальных групп, слоев, социальных общностей, находящихся между собой в определенных отношениях и связях и образующих определенную целостность. С этой точки зрения, сервису как социальной системе присущи свойства целостности, открытости, дискретности, структурности, изменчивости, динамизма. Он находится в непрерывном взаимодействии с

© Донскова Л.И., 2011

внешней средой и характеризуется внутренней средой. Стоит сказать, что внешняя среда оказывает влияние на функционирование сервиса через природно-климатические и социальные условия. Что же касается внутренней среды сервиса как системы, то она включает подсистемы деятельности, культуры, личности, взаимодействия. Каждая подсистема выполняет свою функцию: адаптации, достижения целей, сохранения стандартов и интеграции, что обеспечивает функционирование и развитие системы «сервис» как целостности.

С точки зрения методологии познания при анализе социальных систем необходимо выделить системообразующий фактор, который позволяет охарактеризовать отношения системы с внешней средой, связи между структурными элементами и внутренние процессы.

Главное звено системы «сервис» - это подсистема взаимодействия акторов. Под актором подразумевается человек, с одной стороны, использующий потребность (имеющий проблему) - «потребитель», с другой - формирующий свою деятельность (как профессиональную), направленную на решение проблемы личного или социального характера, - «производитель».

В процессе взаимодействия акторов происходит обмен ценностями, формируются формальные и неформальные отношения, возникают коммуникации, насыщенные межличностными, социально-психологическими аспектами. К числу особенностей процесса взаимодействия акторов в сервисе можно отнести то, что, во-первых, регулярность взаимодействия определяет индивидуальный характер потребления; во-вторых, учет мотивов определяет функциональную природу сервиса; в-третьих, формальные и неформальные отношения обусловлены социально-функциональными ролями; в-четвертых, общение сводится к коммуникационному, интерактивному, перцептивному, межличностному типам; в-пятых, результатом взаимодействия может быть удовлетворение акторов, которое характеризуется полезным эффектом.

Сервис как социальная система характеризуется специфическими особенностями процесса взаимодействия, которые проявляются в таких главных элементах обслуживающего процесса, как профессионально-трудовые, социально-психологические, этические, эстетические, которые формируют культуру сервиса. В процессе взаимодействия к участникам предъявляются определенные правила, нормы, установки, обычаи, при этом принципы должны согласовываться как с нормами, одобряемыми в обществе и национальными традициями страны, так и современными требованиями мировых стандартов сервиса. В итоге принятые в сервисе «правила» лежат в основе интеграции подсистем личности и культуры, что способствует целостности и упорядоченности всей системы [2].

Итак, социальная система «сервис» является сложным и многоаспектным образованием, которая должна развиваться совокупно и сбалансированно. Сервис как система характеризуется связями с внешней средой и внутренними процессами.

С точки зрения связей с внешней средой на функционирование сервиса как системы влияют в первую очередь природно-климатические и социальные условия. Если окружающая природа меняется не так быстро, то социальные условия (локальные, региональные, глобальные) имеют динамический характер. Происходящие в обществе социально-культурные изменения обусловливают многообразие жизненных стилей, которые проявляются в сервисе в формате

взаимоотношений «потребитель - производитель». Это означает, что анализ социальной системы «сервис» и социальных процессов необходимо рассматривать не только в статическом состоянии, но и динамическом. Динамический подход позволяет раскрыть социальное взаимодействие и многообразные связи и их изменение во времени.

При всех изменениях система должна не только сбалансированно и устойчиво функционировать, но и развиваться. Поэтому со стороны сервиса необходимо своевременно учитывать наиболее значимые сдвиги в обществе и реагировать на эти изменения. Для того чтобы при всех изменениях система развивалась сбалансированно и устойчиво, необходимо выделить:

1) связи, которые являются доминантными, т.е. за счет которых обеспечивается устойчивость и целостность данной системы «сервис»;

2) процессы социального управления для обеспечения автономности и целенаправленного развития системы «сервис».

На основе этих исходных представлений можно исследовать особенности сервиса и его развития во времени. Анализ взаимосвязи развития сервиса с учетом фактора времени призван согласовать многообразные интересы различных субъектов (потребителя и производителя) общественной жизни. Выявление специфической информации, необходимой для анализа социальных связей и отношений, позволит сформировать методологический подход для исследования сервиса, выявления функциональных и причинных взаимосвязей в процессе взаимодействия потребителя и производителя услуг.

Что касается взаимодействия между людьми, то здесь анализ возможен с позиции нескольких социологических теорий. Взаимодействие между людьми может быть истолковано под углом зрения взаимосвязи участников, а именно, модели обмена с оценкой затраченных ресурсов и вознаграждения. Основателем современной теории обмена был Джордж Хоманс, который полагал, что поведение человека обусловлено ожидаемым результатом, а именно, вознаграждением [5]. Обмен является отличительной чертой взаимодействия. Обмениваться можно чем угодно: знаками внимания, словами, значениями, жестами, символами, материальными предметами, т.е. деньги, с которыми обычно связывают процесс обмена, занимают далеко не первое место.

Применительно к сервису можно использовать принципы социального обмена и постулаты, разработанные Дж. Хомансом («принцип дистрибутивной справедливости», «наименьшей заинтересованности»). Используя принципы, можно анализировать практически любые взаимодействия в сервисе и делать их во многом предсказуемыми, а также повторяемыми. Следует заметить, что в социальном обмене между вознаграждением и затратами нет прямо пропорциональной зависимости, так как по природе человек склонен экономить свои усилия и прибегать к этому в любой ситуации. Для того чтобы использовать способы уравновешивания между затратами и вознаграждением, следует учитывать вариативность соотношений «вознаграждение - затраты» (В - 3):

• В < 3 - вознаграждение меньше чем затраты: если предполагаемые затраты выше ожидаемого вознаграждения, то люди вряд ли начнут взаимодействовать, когда их к тому не принуждают;

• В = 3 - уравновешивание вознаграждения и затрат: в большей степени характеризует симметричные отношения (принцип справедливости);

• В > 3 - вознаграждение больше чем затраты: чем больше вознаграждение за определенный тип поведения, тем чаще это поведение будет повторяться.

В зависимости от оценки результатов существуют различные способы уравновешивания вознаграждений и затрат как для потребителя (специальные бонусы, презенты, создание специальной атмосферы и др.), так и производителя (система поощрения, признание в коллективе, благодарность и др.). Однако при этом необходимо учитывать, что превышение вознаграждения над затратами может приводить к потере интереса к взаимодействию.

Процесс взаимодействия можно раскрыть и с помощью символико-интеракцио-нистского подхода Дж. Мида. Сама способность человека использовать символы оценивается Дж. Мидом отчасти как врожденная, отчасти как следствие своеобразного процесса формирования личности [5].

В сервисе символом является не только язык (приветствие, радушие, улыбка), но практически любая вещь, любое явление, т.е. все то, чему мы придаем какое-то значение (окружающая обстановка, внешний вид сотрудников, красивый интерьер). Социальное взаимодействие представляет собой непрерывный процесс коммуникации, общения, диалога между людьми. Полученная с помощью символов информация дает возможность индивидам «проигрывать в воображении» различные варианты действий, а затем принять такую линию поведения, которая обеспечит согласованную и организованную деятельность в обслуживании. В коммуникативном процессе акторы занимают равноправное положение и связаны взаимными ожиданиями и установками. Такая постановка проблемы предполагает достижение согласия между субъектами коммуникации (потребителем и производителем), установление равновесия в системе общения, основанного на симметричных отношениях, одинаковой оценке объектов при одинаковой оценке друг друга [5]. Этот акцент на изменчивости взаимодействий непосредственно зависит от индивидов, их способностей интерпретировать значения, а следовательно, корректировать свое поведение и приспосабливаться друг к другу, исполняя разные социальные роли под влиянием взаимных ожиданий.

Если принять за основу то, что ценностные ориентации личности выступают как совокупность социальных установок в отношении наиболее важных для нее предметов или явлений, и то, что социальная установка предстает как готовность субъекта действовать в определенных обстоятельствах, определенным образом, можно установить множество вариации их соотношений. Например:

• ЦО > У - ценностные ориентации превышают установки: это означает стратегическую направленность личности, которая имеет место при многократной реализации высших потребностей;

• ЦО = У - ценностные ориентации совпадают с установками: это означает симметричные отношения, которые характеризуют социальные установки на вполне реальные жизненные объекты;

• ЦО < У - установки превышают ценностные ориентации: это означает, что деятельность акторов выступает как реакция на реальные условия и определяет оперативное поведение.

Как видим, если ценностные ориентации личности совпадают с социальными установками, то обеспечивается цельность сознания и поведения субъекта.

В результате формируется ценностно-ориентированная деятельность, т.е. совершаемый поступок имеет определенную ценность, основным мотивом деятельности является ценность. В сервисе это может носить символический характер в поведении, в том числе стиль, жесты, окружающая среда и др.

Социальное взаимодействие можно интерпретировать также в понятиях ролевой теории личности. Связи в системе «сервис» определяются как ролевые, так как в социальных системах речь идет о людях.

В качестве обобщенного социального показателя, в котором представлены все связи, может быть ролевая структура личности (основываясь на статусно-ролевом комплексе Т. Парсонса) [4]. Ролевая структура личности - предписанные нормы поведения, ожидаемые от индивидов в конкретной ситуации в зависимости от их статуса или позиции.

Так как социальная роль (позиция) - это определенная модель поведения, которая ожидается от человека в соответствии с его положением в социальной системе, то ее можно представить в виде двух полюсов: с одной стороны, это то, что окружающие ожидают от человека при выполнении данной роли (ролевые ожидания), с другой - то, что человек выполняет в рамках данной роли (ролевое поведение). Когда индивидуальные ценностные ориентации соответствуют ожиданиям окружающих людей, обеспечивается равновесие социальной системы. Это равновесие имеет не только инструментальное, но и содержательное значение для людей, так как в результате его должны достигаться цели оптимизации удовлетворения потребностей. Сервис стремится к поддержанию равновесия. Как подчеркивает Т. Парсонс, «механизм социальной системы осуществляется в сфере интеграции индивидуальных ценностных ориентаций действующих «акторов» [4].

С этой точки зрения сервис представляет собой отношения между производителем и потребителем и их функциональными ролями в обществе. Между ними должны сохраняться отношения согласно социально-функциональным ролям в социальном пространстве. Все это позволяет выявлять связи между услугами, которые будут функционально или символически как соответствовать, так и не соответствовать той или иной социальной роли потребителя. Характеризуя общественные ролевые стереотипы, можно сформулировать определенный набор атрибутов, которые связаны манерами поведения и стилем потребления «актора» - потребителя. Нормативно заданный и коллективно одобряемый образец поведения, который ожидается от человека, включает нормы, правила, одобряемые в обществе, а также элементы культуры, сформированные в сервисе.

Для оценки совместного воздействия предыдущих моделей взаимодействия (обмена, коммуникаций) можно составить матрицу (см. рисунок).

На примере построенной матрицы можно определить все состояния системы «сервис», присущие ей в процессе функционирования. К примеру, опишем крайние состояния системы «сервис»: линия АВ - соотношение «ролевое ожидание и ролевое исполнение»; линия СБ - соотношение «целеориенти-рованная и ценностно-ориентированная деятельность». В центре матрицы будет равновесие. Когда ролевое ожидание соответствует ролевому исполнению, цели и средства уравновешены, то поведение акторов будет прогнозируемым.

Поскольку с каждой ролью связаны определенные права и обязанности, то характер связей внутри системы и между системой и средой определяют

Матрица модели взаимодействия акторов в сервисе

нормативные формы поведения. В сервисе необходимо сформировать достаточно четкие правила, нормы, порядок, дисциплину. К этому можно отнести культуру сервиса, которая включает систему эталонных трудовых норм, высоких духовных ценностей и этики поведения. В процессе взаимодействия акторов необходимо соблюдать определенные правила и нормы, что обеспечивает системе «сервис» свойство целостности, т.е. за счет осуществления взаимодействия создаются условия относительно обособленного (устойчивого) функционирования и развития социальной системы «сервис».

Для стабильности системы большое значение имеют целевые характеристики системы. В контексте социального взаимодействия в современных условиях можно использовать такие показатели, как «удовлетворенность» и «уровень удовлетворенности». Удовлетворение потребностей человека характеризуется полезным эффектом, на который влияют окружающая среда. «Полезные свойства» включают материальные и нематериальные ценности, отношения между производителем и потребителем концентрируются вокруг функционального характера и определенного качества, в которых потребитель заинтересован. Результатом процесса взаимодействия между акторами будет высокая субъективная оценка.

В сервисе показатель «удовлетворение/неудовлетворение» акторов обусловлен степенью несовпадения интересов акторов; различием в степени ответственности акторов; состоянием неравенства возможностей и ресурсов. Необходимо иметь сведения, к примеру, кто является потребителем, какое место он занимает в структуре общества, каковы его характеристики, какими внутренними потребностями и ценностями он обладает, что в итоге является его мотивацией к действию, наконец, испытывает ли он удовлетворение/неудовлетворение.

В целом мы можем говорить о том, что показатель «удовлетворенность/ неудовлетворенность» является интегрированным. В нем большое значение имеют межличностные отношения. В рассмотренной выше матрице линию А-В можно принять за уровень удовлетворенности. Чем меньше разрыв между ожидаемым и фактическим поведением, тем выше уровень удовлетворенности. В зависимости от расхождения уровня ожидания поведения и уровня исполнений можно выделить низкий, средний, высокий уровни удовлетворенности.

Так как нормативные положения в системах не являются застывшими, навсегда ценными, то изменяются сами нормы, изменяются отношения к ним. Отклонение от нормы столь же естественно, как и следование им.

Рассматривая социальную систему «сервис» на разных уровнях, можно воздействовать на связи. Рассмотрим два пограничных отклонения.

Разрыв между «ожидаемым поведением и исполняемым поведением» (АВ). Нормативное регулирование поведения людей включает такие способы организации социальных ролей, которые сводят к минимуму отклонения и напряжения между ними. Нормативная система включает обязанности, ожидаемое поведение, контроль. С точки зрения Т. Парсонса, социальный контроль - это процесс, противодействующий социальным отклонениям в социальной системе. В сервисе в зависимости от результата можно рекомендовать различные формы социального контроля: принуждение, социализацию, давление. Однако при этом важно учесть, что социальное поведение людей не узко нормативно, т.е. предполагает некоторую свободу действий индивидов в рамках дозволенных социальных норм, что способствует существованию относительно разнообразных социальных типов личности и образцов поведения в сервисе.

Разрыв между целями системы и одновременно средствами для их достижения (линия СБ). Для согласования целей системы и средств для их достижения, как правило, принято использовать три основные формы взаимодействия: кооперацию, конкуренцию и конфликт. В данном случае взаимодействие относится к способам, при помощи которых партнеры согласуют свои цели и средства их достижения, распределяя дефицитные (редкие) ресурсы.

В сервисе причинами конфликтов могут быть социальное неравенство, наличие противоположных ориентаций, несовместимость интересов, амбициозность, слабость, недостаток информации, отсутствие стратегических жизненных ориентиров, а также эмоциональная сторона отношений. Считается, что основной причиной неудовлетворенности (а значит, и конфликтов) в сервисе становится недостаток информации и/или ее искажение. Собственно конфликтным фактором является не отсутствие информации, а те ошибочные действия, которые будут предприниматься в ее отсутствие [5].

Такой подход позволяет не только изучать социальные конфликты и их причины, но и вырабатывать способы и методы в сервисе, воздействующие на разрешение конфликтов, а также их предупреждение. Так как между акторами в сервисе всегда присутствует эмоциональная сторона отношений, необходимо вырабатывать более четкие, достаточно жесткие правила для предупреждения и разрешения конфликтов.

Для того чтобы обеспечить существование сервиса как социальной системы на разных уровнях, а также автономность и целенаправленность его развития, необходимо выработать систему социального управления. Сюда относятся

средства, способы, приемы, способствующие, с одной стороны, повышению уровня удовлетворения потребностей человека (производителя и потребителя), с другой - эффективному функционированию данной системы и сохранению ее свойств устойчивости и сбалансированности. Процесс воздействий (с помощью методов и способов) на систему и перевод ее из режима хаотических колебаний на требуемый динамический режим можно представить как систему управления.

Итак, некоторые аспекты методологии исследования сервиса как социальной системы сводятся к необходимости изучения внешней среды, в которой функционирует сервис, и внутренних связей. Сложная природа взаимодействия акторов взывает к необходимости привлечения нескольких социологических теорий для обоснования особенностей этих взаимодействий, а также учета сохранения стабильности самой системы «сервис».

Литература

1. Аванесова Г.А. Сервисная деятельность: историческая и современная практика, предпринимательство, менеджмент: Учебное пособие. М.: Аспект Пресс, 2004. 318 с.

2. Вайдлих В. Социодинамика: системный подход к мат. моделированию в социальных науках / Пер. с англ.; под ред. Ю.С. Попкова, А.Е. Семечкина. М.: Едиториал УРСС, 2004. 478 с.

3. Готлиб А.С. Введение в социологическое исследование. Качественный и количественный подходы. Методология. Исследовательские практики: Учебное пособие. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Флинта: МПСИ, 2005. 384 с.

4. Парсонс Т. О социальных системах / Под ред. В.Ф. Чесноковой и С.А. Белановского. М.: Академический проект, 2002. 832 с.

5. Ритцер Дж. Современные социологические теории. 5-е изд. СПб.: Питер, 2002. 688 с.

Bibliography

1. Avanesova G.A. Servisnaja dejatel'nost': istoricheskaja i sovremennaja praktika, predpri-nimatel'stvo, menedzhment: Uchebnoe posobie. M.: Aspekt Press, 2004. 318 s.

2. Vajdlih V. Sociodinamika: sistemnyj podhod k mat. modelirovaniju v social'nyh naukah / Per. s angl.; pod red. Ju.S. Popkova, A.E. Semechkina. M.: Editorial URSS, 2004. 478 s.

3. Gotlib A.S. Vvedenie v sociologicheskoe issledovanie. Kachestvennyj i kolichestvennyj podhody. Metodologija. Issledovatel'skie praktiki: Uchebnoe posobie. 2-e izd., pererab. i dop. M.: Flinta: MPSI, 2005. 384 s.

4. Parsons T. O social'nyh sistemah / Pod red. V.F. Chesnokovoj i S.A. Belanovskogo. M.: Akademicheskij proekt, 2002. 832 s.

5. Ritcer Dzh. Sovremennye sociologicheskie teorii. 5-e izd. SPb.: Piter, 2002. 688 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.