Научная статья на тему 'Специфика ценностно-мотивационной структуры трудовой деятельности современной российской молодежи'

Специфика ценностно-мотивационной структуры трудовой деятельности современной российской молодежи Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
669
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЕЖЬ / СФЕРА СЕРВИСА / СОЦИАЛЬНО-РОЛЕВАЯ НЕАДЕКВАТНОСТЬ / СПЕЦИФИКА ЦЕННОСТНО-МОТИВАЦИОННЫХ УСТАНОВОК / YOUTH / SERVICE SPHERE / SOCIALLY-ROLE INADEQUACY / SPECIFICITY OF VALUABLE AND MOTIVATIONAL INSTALLATIONS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Чистякова Людмила Александровна

В данной статье рассмотрена проблема специфики ценностно-мотивационной структуры в молодежной среде. Сфера сервиса, являясь наиболее привлекательной для молодежи, формирует неадекватную социально-ролевую подготовку, которая является фактором, препятствующим успешной социализации личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Specificity of valuable and motivational structures of labor activity of modern Russian youth

In this article the problem of specificity of valuable and motivational structures in the youth environment is considered. Service sphere being the most attractive to youth negative impact on occupied in it of persons makes. Forming socially-role inadequacy of youth, which the factor interfering successful socialization of the person.

Текст научной работы на тему «Специфика ценностно-мотивационной структуры трудовой деятельности современной российской молодежи»

аутсайдеры наберут 20,97%. Два вариан- альные результаты голосования [4] пред-

та прогноза (по данным социологическо- ставлены в табл. 4.

го опроса и модели голосования) и ре-

Таблица 4

Прогноз и результаты голосования по выборам главы МО_

Наблюдение Место 1 Место 2 Место 3 Место 4 Все аутсайдеры «Испорченные»

Прогноз 1 (соц-опрос) 33,8% 18,5% 16,5% 10,9% 13,2% 7,1%

Прогноз 2 (лидеры - аутсайдеры) 26,42% 18,14% 15,89% 5,76% 20,97% 12,84%

Реальный результат [4] 26,79% 26,35% 18,14% 9,1% 18,1% 9,6%

Хороший результат получен для 1-го места. Для второго и третьего места недостаточно точный результат объясняется принятым предположением при построении поправки об отсутствии одного или двух явных лидеров. Уточнение выше названной поправки возможно при наличии приемлемой статистики выборов

с наличием одного и более явных лидеров.

Подводя итог, можно отметить, что предложенная методика позволяет достаточно точно прогнозировать результаты выборов глав муниципальных образований.

ЛИТЕРАТУРА

1. Галицкий Е., Кертман Г., Преснякова Л., Чуриков А. Прогнозирование электорального поведения на региональных выборах // Социальная реальность. 2009. №4.

2. Прогноз по выборам в ГД 20ЩЭлектронный ресурс]. URL: http://www.spravedlivo-online.ru/content/news/SER1.php?news=22394 (дата обращения 18.02.2011).

3. Мельник И.Н. Эффективное прогнозирование итогов выборов //Журнал PUBLICITY [Электронный ресурс]. URL: http://www.publicity.ru/upravlenie/articles/848.html (дата обращения 03.02.2011).

4. Избирательная комиссия Приморского края. Выборы и референдумы [Электронный ресурс]. URL: www.primorsk.izbirkom.ru [01.10.2005] (дата обращения 03.02.2011).

5. Светлов И.Определился лидер доверия //Приморские вести. №49 (473). 23 июня 2004. С.3.

6. Жижилев А.В., Жижилев А.А. Прогнозирование результатов выборов. Возможно ли это? [Электронный ресурс]. URL: www.vsi.ru/~tleis/articles/forecasting_election_outcomes.html [20.09.2005](дата обращения 02.02.2011).

УДК 316.3, 331.522 ББК 60.5

СПЕЦИФИКА ЦЕННОСТНО-МОТИВАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ

Л.А.Чистякова

Санкт-Петербургский государственный университет

сервиса и экономики (СПбГУСЭ) 191015, Санкт-Петербург, ул. Кавалергардская, 7, лит. А

Существующая на сегодняшний день социальная обстановка формирует специфическую мотивационную систему трудовой деятельности, особенно в сознании представителей молодежи. Наиболее актуальным мотивом является материальная составляющая, а такие результаты, как продвижение по карьерной ле-

стнице, получение образования имеют причинно-следственную зависимость от размера заработка. Вышеуказанные ценностные ориентиры в сочетании с высокой конкуренцией на рынке товаров и услуг, с отсутствием дефицита способствуют становлению современного российского общества крупных городов, кото-

рое можно охарактеризовать термином Ж. Бодрийяра как общество потребления.

На протяжении последних десятилетий Россия находилась в состоянии трансформации всех сфер жизни общества. Проведению реформ и, как следствию, переходу советского общества в современное российское общество рыночного типа сопутствовали процессы вес-тернизации и глобализации. Изменения коснулись СССР не только на макроуровне, в экономической и социальных сферах, но и на уровне индивидуально-личностных мировоззренческих и ценностных жизненных установок представителей общества [1].

В советском социалистическом обществе такая ценность, как, например, «свобода», могла рассматриваться как вседозволенность и анархия, в то время как в современном обществе - это совершенно нормальное право человека поступать в соответствии со своими волей и сознанием. Стремление же к богатству для социалистической системы ценностей было совершенно неприемлемо, а в либеральном обществе - это норма [2]. Высокая степень вертикальной мобильности формировала среди населения активную позицию по отношению к трудовой деятельности. Частыми были случаи, когда выходцы из рядовых рабочих дорастали до генеральных директоров крупных объединений [3].

Быстрые изменения, коснувшиеся организации экономической деятельности, а так же переход к культурному плюрализму обусловили невозможность для молодежи использовать образец жизненного пути, опыт и достижения предыдущих поколений в собственной практике. Это определило необходимость формирования собственных ценностных установок, актуальных на конкретный период.

Ценностными ориентирами представителей советской молодежи являлись коллективизм и альтруизм [4], в то время как современные представители молодежи отличаются эгоцентричным отношением к труду, рассматривая трудовую

деятельность в качестве источника удовлетворения индивидуальных потребностей [5].

В целом весь процесс изменения в области отношения к трудовой деятельности молодежи страны может быть представлен как переход от идеократиче-ского общества, с социальной механической солидарностью [6], к социуму наемного труда и потребления. Для первого случая характерно позиционирование труда, направленного на благо страны с поглощением индивидуальности коллективом, в то время как для общества потребления удовлетворение собственных желаний, потребностей и нужд является первостепенным в ценностной иерархии.

В 2000 году В.В. Путин в докладе Правительству Российской Федерации дал характеристику экономического самоощущения молодых россиян, которая может служить обоснованием молодежной трудовой эгоцентричности. В.В. Путин отмечает: «Все большее распространение получает уверенность молодых россиян в том, что можно полагаться только на собственные силы. Приоритетными становятся такие качества, как индивидуализм, стремление к материальному благополучию, что сопровождается оттеснением на задний план ценностей духовного саморазвития, альтруизма, взаимопомощи» [7].

В данных условиях следует обращать внимание на мотивационные ценности и установки современной российской молодежи. Знания в данной сфере являются необходимыми для общества, так как прогнозирование этих показателей как у будущих поколений, так и у представителей данной социальной группы нашего времени является залогом стабильного функционирования социальной системы. Информированность в данной сфере дает возможность эффективного воздействия на трудовые, а также образовательные процессы и профессиональную ориентацию в перспективе.

Молодежь является базообразующим элементом общества. Именно от нее зависит судьба будущего страны и мира в

целом. Данную социальную группу можно условно назвать индикатором, который отражает явления и процессы, происходящие в обществе. Это обусловлено характерными для молодежи чертами, такими как эмоциональность, способность сплочения в группы, командный дух, готовность к переменам, верой в собственные силы и оптимизм.

В системе трудовых отношений молодые россияне являются наиболее важным составным элементом. Они объединяют в себе два уникальных составляющих - опыт и базу знаний прошлых поколений, готовность к экспериментам и переменам. Данная социальная группа обладает активной жизненной позицией, энергией и желанием воплотить в жизнь свой инновационный потенциал, свои свежие идеи, что в свою очередь является предпосылкой к развитию, прогрессу как научному, так и производственному.

Как отметил немецкий философ и социолог К. Манхейм, «Молодежь - это один из скрытых ресурсов, которые имеются в каждом обществе и от мобилизации которых зависит его жизнеспособность» [8, с.571]. Относительно государства, страны молодое поколение является особенно значимой частью человеческого капитала. Представители молодежи обладают высочайшим уровнем гибкости и адаптивности к изменчивым рыночным и социальным условиям.

Молодежь является развивающейся социальной группой, как правило, с не-завершившимся процессом становления личности и мировоззрения. В особенности это характерно для лиц в возрасте до 25 лет. В силу этого специфического признака, данная возрастная страта зачастую подвергается влиянию со стороны общества, что в свою очередь способствует прививанию идеалов, манеры поведения, стиля жизни и т.п. Существует множество каналов воздействия на молодежь, таких как родственники, друзья, СМИ, трудовой коллектив, посредством которых представителям молодежи прививается широкий спектр мировоззренческих взглядов относительно культурного уров-

ня, отношения к семье, образованию, а также в сфере профессионального ориентирования и положения труда в ценностной иерархии и т.д. На сегодняшний день существует тенденция потери жизненной ценности труда, его былой значимости, а основным мотивом трудовой деятельности становится материальная составляющая. Молодые люди работают без какой-либо заинтересованности в результатах труда, что приводит к дальнейшим изменениям в ценностно-мотивационной структуре [9].

Мотивация трудовой деятельности всегда вызывала особый интерес ученых широкого спектра наук: социологов, экономистов, психологов и т.д. Безусловно, данный объект изучения является наиболее значимым фактором, который определяет производительность и качество результатов трудовой деятельности. Именно поэтому во все времена пристальное внимание уделялось системе мотивации труда.

Согласно взглядам современного российского социолога М.К. Горшкова, основные требования, выдвигаемые молодежью к работе, которая ее бы устроила, сводятся в три группы:

- высокий заработок;

- интересное содержание работы, хорошие условия труда, наличие социальных гарантий;

- гарантии профессионального роста [10, с. 169].

Исследования относительно привлекательности работы и трудовой деятельности также принадлежат современному социологу С.А. Давыдову. В своих работах исследователь уделяет внимание «предельной привлекательности работы», выдвигая теоретическое обоснование ее инвариантного характера путем разработки модели оценки предельной привлекательности работы. В результате апробации модели было выявлено, что «характеристики рабочего места становятся эмпирической базой для выработки работником частных оценок удовлетворенности, которые в свою очередь "агрегируются" им в удовлетворенность рабо-

той»[11, с. 244]. При этом «чем ниже будет исходный уровень привлекательности работы, тем больших изменений потребуют ее наблюдаемые характеристики для достижения предельной привлекательности рабочего места»[12, с. 160].

Индивидуальные потребности и нужды, а так же дифференциация мировоззренческих структур определяют персонифицированную природу мотивации.

Проблему и причины мотивационных установок рассматривали такие ученые, как А. Маслоу, В. Врум, Ф. Герцберг и многие другие. А. Маслоу предложил рассматривать мотивацию индивида с точки зрения его потребностей. Ученый структурировал потребности и схематически изображал их в виде пирамиды, которую назвал «иерархией потребностей». По его мнению, все потребности удовлетворяются в порядке усложнения как культурного уровня индивида, так и других индивидуальных характеристик личности, от более простого к более сложному уровню [13].

Однако в теории иерархии потребностей А. Маслоу слабо освещенной осталась сторона соответствия ожиданий фактическим результатам, полученным в трудовой деятельности. Данный подход в полной мере рассмотрел В. Врум. В теории ожидания этого автора значительной является необходимость в повышении качества труда и уверенности в том, что это будет отмечено руководителем, что позволит индивиду реально удовлетворить свою потребность.

Мотивированная деятельность, согласно теории ожиданий, является целенаправленной. Цель обычно связана с прямым или косвенным удовлетворением какой-либо потребности. Сила стремления к получению вознаграждения или другой цели зависит от конкретных критериев оценки потенциального вознаграждения. Данными критериями являются ценность и желательность вознаграждения и, соответственно,, его достижимость [14].

Отечественные социологи В. А. Ядов и А. Г. Здравомыслов в 1960-х доказали

эмпирическим путем тот факт, что работники, имеющие более высокие показатели результативности и инициативности, существенно отличаются по структуре ориентации и мотивов от своих коллег с меньшей самоотдачей [15, с.219-222].

Современный социолог В. И. Герчи-ков вывел типологические модели мотивации: инструментальный, профессиональный, патриотический, хозяйственный, избегательный. Кратко охарактеризуем каждый из типов мотивации:

- инструментальный: работник имеет активную позицию в осуществлении трудовой деятельности с целью удовлетворения собственных служебных нужд;

- профессиональный: работник имеет стремление к самореализации, карьерному росту, имеет творческие наклонности;

- патриотический: для работника данного типа характерно желание трудиться на общее благо организации;

- хозяйский: работник максимально себя самореализует, при необходимости может взять на себя всю ответственность за предприятие;

- избегательный: отсутствие всех четырех вышеперечисленных характеристик. Работник стремится минимизировать собственный вклад в общее дело, сохранить как можно больше собственных сил и энергии.

По мнению В.И. Герчикова, возраст работников влияет на их мотивацию только до 25 лет: молодые и наименее опытные работники характеризуются более высоким уровнем избегательности и меньшим уровнем профессиональной мотивации. Предположительно это связано с тем, что молодые люди еще не нашли себя в профессии или выполняют непрофильную работу в период получения профессионального образования [16].

В концепции З. Фрейда личность в процессе всей своей жизни находится в состояния конфликта с обществом. В основе конфликта лежит противоречие между стремлением индивида к получению

определенных благ и удовольствий и ограничениями, которые устанавливаются обществом, а так же собственным «сверх-Я» [17]. Так, молодежь в процессе трудовой деятельности зачастую сталкивается с несоответствием ожиданий и фактически полученными результатами, что в свою очередь способствует формированию неадекватных социально-ролевых ожиданий.

Трудовая мотивация молодежи является чрезвычайно многогранной. В ней сочетаются узко персонифицированные внутренние желания, стремления, потребности с реальными возможностями как собственными, так и рынка труда и, более того, общества в целом. Ряд общественных явлений, характерных для современного российского общества, таких как несогласованная работа сферы образования и рынка труда, дезинформация и дезориентация абитуриентов относительно востребованности специальностей, на которые осуществляются наборы в образовательные учреждения, низкий уровень заработных плат на предприятиях государственного сектора - все это способствует формированию неадекватных социальных ожиданий. Результатом этого становятся затруднения в поиске рабочего места, соответствующего специализации полученного образования.

Молодые россияне, включенные в трудовой процесс, подвержены риску формирования несогласованности ожиданий и результатов трудовой деятельности. В социологии это явление называют неадекватной социально-ролевой подготовкой. Данное понятие ввел представитель структурного функционализма Т. Парсонс. Согласно его идеям, общество может находиться в равновесии только при условии ясности ролевых ожиданий и их четкого выполнения, которые предъявляются индивидам со стороны общества. В процессе социализации они накапливают опыт, осуществляя процесс принятия на себя социально-ролевой подготовки, определяющей перспективу адаптации и их интеграции в социуме. В зависимости от включения в различные

общности: семью, коллектив и т.д. - конкретный человек занимает определенную ступень, выполняя конкретную роль. Являясь включенным в определенную социальную среду, индивид принимает на себя характерные для нее роли и статусы, которые в другой социальной среде уже не являются актуальными. Американский ученый придавал особое значение статусно-ролевому комплексу, рассматривая его в качестве базовой единицы общества [18].

Согласно концепции драматического ролевого исполнения, или феномена «социальной маски» И. Гоффмана, для людей характерно сознательно проявлять усилия к исполнению роли таким образом, чтобы создать впечатление, которого ожидают другие члены общества. Подобный тип поведения можно охарактеризовать как самопрезентацию, которая не всегда является искренней, а порой просто имеет своей целью произвести должное впечатление на окружающих. И. Гоффман отмечает: «Если исполнение удалось, то его свидетели, в общем, должны поверить, что исполнители были искренними» [19]. Подобное поведение определяет возможность низкого уровня социально-ролевой подготовки индивидов и ее неадекватности.

Неадекватная социально-ролевая подготовка, имеющая место в среде современной молодежи, оказывает негативное воздействие на дальнейшую профессиональную судьбу представителей данной социальной группы, формируя опасную для российского общества ситуацию. Профессиональная дезориентация является результатом дезинформации молодых сотрудников относительно ситуации на рынке труда как в сфере уровня оплаты труда, так и в соотношении требуемого уровня квалификации, запрашиваемого работодателем, и статусного положения как в организации, так и в обществе в целом. Неадекватная социально-ролевая подготовка определяет причины затруднения адаптации к изменению социального статуса, а также и выполняемым индивидом социальным

ролям, которые изменяются в течение всей жизни индивида. Данное явление, характерное для современной России, является одной из причин возникновения конфликтов, в том числе трудового характера. В социологии изучение проблематики конфликта связано с фигурами классиков - К. Маркса, Р. Дарендорфа, А. Раппопорта, Л. Козера, Т. Парсонса, К. Буолдинга, Ф. Глазла, Г. Зиммеля - и современников: Л.А. Петровской, А.Я. А.И.Шипилова и других. Психологический подход к конфликтам исследован З. Фрейдом, К. Хорни, В.С. Мерлином, социально-психологический подход - М. Дойчем, деятельностный подход разработан Н.В. Гришиным, А.Л. Свенцицким, Е.С. Кузьминым.

Существуют различные определения понятия «конфликт». В социологическом словаре дается следующее определение: конфликт (от лат. еопШйш — столкновение) - это столкновение противоположных интересов, целей, взглядов, идеологий между индивидами, социальными группами, классами [20]. Согласно Г. Зиммелю, это форма воздействия на внутреннюю структуру группы [21]. Н.В. Гришина рассматривает конфликт как биполярное явление - противостояние двух начал, проявляющее себя в активности сторон, направленной на преодоление противоречия, причем каждая из сторон конфликта представлена активным субъектом [22].

К. Марксом была разработана концепция социально-классового конфликта. В ней противоречия между уровнем производительных сил и характером производственных отношений является главным источником социального конфликта в обществе. Постепенно формируется объективная потребность в разрешении данного противоречия. Дефицит ресурсов в обществе выступает первопричиной социальных конфликтов. А социальная революция - это высший этап развития классовой борьбы. Теория К. Маркса является классической диалектической моделью социального конфликта [23, с. 41174]. Модель конфликта Ральфа Дарен-

дорфа сформулирована в русле марксистской концепции, но имеет существенные отличия. Конфликтная модель общества строится им на ином социальном основании. Основой деления людей на классы, по мнению Р. Дарендорфа, является участие или неучастие в осуществлении власти. Конфликт может возникнуть в любой организации, где существуют начальники и подчиненные. Для успешного регулирования конфликта, по мнению Р. Дарендорфа, важны три обстоятельства 1) признание различных точек зрения в обществе; 2) высокая организованность конфликтующих сторон; 3) наличие «правил игры» [24]. Конфликт, по Зим-мелю, это форма воздействия на внутреннюю структуру группы. Л. Козер делает упор на позитивные функции конфликта, на его стабилизирующую роль в поддержании динамического равновесия социальной системы [25].

Т. Парсонс считал, что конфликт является заложенным в самом процессе социализации личности, в ходе которого происходит не только приобщение к способам функционирования социальной системы, но и к нормам и ценностям соответствующей культуры. В структурно-функциональной теории конфликт трактуется преимущественно как фактор повреждения и разрушения социальной системы. Как правило, ролевые конфликты возникают в случае невозможности выполнения индивидом заданных функций, характерных для определенного статуса занимаемого индивидом.

Говоря о конфликтной ситуации, Т. Парсонс понимает ситуацию, в которой индивид, имеющий определенный статус, сталкивается с несовместимостью ожиданий [26].

Одной из сфер трудовой деятельности, способствующих формированию неадекватных социальных ожиданий от трудовой деятельности и в соответствии с этим неадекватной социально-ролевой подготовки, является сфера сервиса. Согласно статистическим данным за 2010 год, в России в сфере услуг было занято 7 миллионов 973 тысячи 8 человек, отно-

сящихся к представителям молодежи, что составляет 46% от общей численности занятого населения в возрасте от 15 до 29 лет. При этом средняя заработная плата молодых россиян в сфере услуг составляет 15 698 рублей в месяц, что является довольно высоким показателем относительно других видов деятельности [27].

Молодежь в сфере сервиса является чрезвычайно востребованной. Примерами должностей, относящихся к данной сфере, при трудоустройстве на которые предпочтение отдается представителям молодежи, являются официант, промо-утер, бармен, различного рода консультанты и т.п. Сфера сервиса играет двоякую роль в социализации молодежи. С одной стороны, она способствует плавному вступлению представителей молодежи в трудовую жизнь, создавая благоприятные условия, такие как возможности трудоустройства без опыта работы, высокий уровень заработной платы и т.д. Однако, с другой стороны, сфера сервиса зачастую формирует в молодежной среде несоответствующие действительности представления о рынке труда, о его потребностях и возможностях.

На широкий спектр специальностей сферы сервиса установлен жесткий возрастной ценз, который определяет невозможность по достижению конкретной возрастной ступени продолжать трудовую деятельность в этой сфере. Исключением из правила являются те случаи, когда в результате плодотворной работы представитель молодежи достигает повышения на карьерной лестнице. При

данном стечении обстоятельств существует возможность дальнейшей занятости в сфере сервиса. В противном же случае в результате выхода из подходящей для сферы сервиса возрастной группы человеку необходимо изменять вид деятельности. В результате происходит конфликт общества и личности, а в частности имеют место столкновения трудового характера, причиной которых является сформированное сферой сервиса несоответствие ожиданий от трудовой деятельности и полученных результатов.

Сфера сервиса привлекает молодежь, обучающуюся по различным специальностям, которые зачастую являются далекими от направленности их фактически осуществляемой работы, формируя неадекватную социально-ролевую подготовку молодых специалистов.

Сложившаяся на современном этапе в молодежной среде ситуация является угрожающей не только для конкретных случаев столкновения интересов в отношениях работодатель-работник, но и для всего российского общества. Это связано с тем, что молодежь, занятая долгий период времени на должностях, не требующих профессиональных знаний, не наращивает свой профессиональный опыт, работая исключительно с целью получения материального вознаграждения, что создает риск будущего неблагосостояния и необеспечения квалифицированными кадрами отраслей экономики страны, требующих профессионального опыта и высокого уровня компетенции.

ЛИТЕРАТУРА

1. Лян Лин. Условия и факторы формирования ценностных ориентаций студенческой молодежи в изменяющемся обществе: на примере Российской Федерации и Китайской Народной Республики: Дис.... канд. социол. наук: 22.00.06. СПб., 2003.

2. Колесникова М.И. Российская молодежь 60-х и 90-х: сравнительный анализ моделей интеграции в общество: дис. ... канд. социол. наук: 22.00.06. Ростов-на-Дону, 2006.

3. Радаев В.В. Экономическая социология. Курс лекций: уч. пос. М.,1997.

4. Смелзер Н. Социология /пер. с англ. М.: Феникс, 1998.

5. Лапин Н.И. Базовые ценности и социокультурная трансформация России // Социология власти. №4.(Ценности массового политического сознания). Сборник РАГС. М., 1999.

6. Деева Н.Н. Ценностно-нормативный подход к трудовой деятельности человека в современной России [Электронный ресурс]. URL: http://sisp.nkras.ru/issues/2011/3/deeva.pdf (дата обращения 01.02.2012).

7. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. М.: Наука, 1991.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.