Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ МЕТОДИЧЕСКИХ ОСНОВ ОБУЧЕНИЯ АКАДЕМИЧЕСКОМУ ПЕНИЮ В РОССИИ XIX ВЕКА (НА ПРИМЕРЕ «КРАТКОЙ МЕТОДЫ ПЕНИЯ» Г. Я. ЛОМАКИНА)'

ФОРМИРОВАНИЕ МЕТОДИЧЕСКИХ ОСНОВ ОБУЧЕНИЯ АКАДЕМИЧЕСКОМУ ПЕНИЮ В РОССИИ XIX ВЕКА (НА ПРИМЕРЕ «КРАТКОЙ МЕТОДЫ ПЕНИЯ» Г. Я. ЛОМАКИНА) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
118
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУССКАЯ ВОКАЛЬНАЯ ШКОЛА / МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ / ГАВРИИЛ ЯКИМОВИЧ ЛОМАКИН / «КРАТКАЯ МЕТОДА ПЕНИЯ»

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Люй Мэнин, Карачарова Татьяна Ильинична

В данной статье акцентируется вклад знаменитого капельмейстера, вокального педагога и композитора России XIX столетия Гавриила Якимовича Ломакина в становление и развитие отечественной методики обучения академическому пению. В контексте популярных печатных работ А. Е. Варламова и М. И. Глинки, анализируется «Краткая метода пения» Ломакина, особенности ее содержания. Огромный педагогический опыт в области обучения академическому вокалу позволил Г. Я. Ломакину написать и издать один из первых, из известных нам, труд педагогического характера. Особенность его - логичная, умело выстроенная система упражнений и советов, сопровождающихся ломакинскими вокальными примерами, опора теории на практику. В результате в статье подчеркивается значимость Методы как первого русского печатного труда, комплексно нацеленного на воспитание профессионального вокалиста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF METHODOLOGICAL FOUNDATIONS FOR TEACHING ACADEMIC SINGING IN RUSSIA OF THE XIX CENTURY (ON THE EXAMPLE OF G. YA. LOMAKIN’S «SHORT METHODS OF SINGING»)

This article focuses on the contribution of the famous kapellmeister, vocal teacher and composer of Russia of the XIX century Gavriil Yakimovich Lomakin to the formation and development of the national methodology of teaching academic singing. In the context of the popular printed works of A. E. Varlamov and M. I. Glinka, Lomakin’s “Brief Method of Singing” and the features of its content are analyzed. Huge pedagogical experience in the field of teaching academic vocals allowed G. Ya. Lomakin to write and publish the first pedagogical work known to us earlier than others. Its peculiarity is a logical, skillfully constructed system of exercises and tips, accompanied by Lomakin’s vocal examples, the support of theory for practice. As a result, the importance of the Method as the first Russian printed work, comprehensively aimed at educating a professional vocalist, is emphasized.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ МЕТОДИЧЕСКИХ ОСНОВ ОБУЧЕНИЯ АКАДЕМИЧЕСКОМУ ПЕНИЮ В РОССИИ XIX ВЕКА (НА ПРИМЕРЕ «КРАТКОЙ МЕТОДЫ ПЕНИЯ» Г. Я. ЛОМАКИНА)»

Формирование методических основ обучения академическому пению в России XIX века (на примере «Краткой методы пения» Г.Я. Ломакина)

Люй Мэнин,

старший преподаватель, вокальная кафедра музыкальной теории музыкального института Цзилиньский педагогический университет; ассистент-стажёр Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н.А. Римского-Корсакова

E-mail: 951255574@qq.com Карачарова Татьяна Ильинична,

кандидат педагогических наук, доцент, кафедра музыкального образования, ГБОУ ВО «Белгородский государственный институт искусств и культуры» E-mail: 2522543682@qq.com

В данной статье акцентируется вклад знаменитого капельмейстера, вокального педагога и композитора России XIX столетия Гавриила Якимовича Ломакина в становление и развитие отечественной методики обучения академическому пению. В контексте популярных печатных работ А.Е. Варламова и М.И. Глинки, анализируется «Краткая метода пения» Ломакина, особенности ее содержания. Огромный педагогический опыт в области обучения академическому вокалу позволил Г.Я. Ломакину написать и издать один из первых, из известных нам, труд педагогического характера. Особенность его -логичная, умело выстроенная система упражнений и советов, сопровождающихся ломакинскими вокальными примерами, опора теории на практику. В результате в статье подчеркивается значимость Методы как первого русского печатного труда, комплексно нацеленного на воспитание профессионального вокалиста.

Ключевые слова: русская вокальная школа, методика обучения, Гавриил Якимович Ломакин, «Краткая метода пения».

о с

CJ

со

В России до середины XIX века не существовало оригинальной методической литературы русских авторов по вопросам обучения академическому пению. Как правило, были лишь переводы с французского или итальянского языков известных в Западной Европе трактатов. Например, Степан Аникиевич Дегтярев перевел в итальянского языка на русский и сопроводил комментариями и нотными примера труд своего педагога и знаменитого в то время теоретика Винченцо Манфреди-ни «Правила гармонические и мелодические для обучения всей музыке».

Ситуация начинает меняться с середины XIX века, когда, наконец, появляются первые авторские печатные вокальные методики на русском языке. Среди целой плеяды выдающихся музыкальных деятелей России XIX века, занимавшихся вокальным творчеством и педагогической практикой в данной области, несколько «затерялось» имя Гавриила Якимовича Ломакина (18111885 гг.). Возможно, это было связано и с крепостным («подлым», как тогда выражались) его происхождением, и с тем, что хоровое творчество Г.Я. Ломакина, составлявшее основное наследие композитора, основывается, прежде всего, на церковных традициях русской музыки. Так или иначе, но на протяжении практически всего XX века личность Гавриила Якимовича в советских научных кругах воспринималась как второстепенная.

Однако это не соответствует действительности. Заслуги перед русской музыкальной культурой Ломакина велики: почти 50 лет он руководил Шереметьевской капеллой, на протяжении 12 лет преподавал в одном из главных хоровых коллективов России этого времени - Придворной Певческой Капелле в Санкт-Петербурге. Кроме того, он был известнейшим учителем по вокалу и одним из организаторов первой в России Бесплатной музыкальной школы (вместе с М.А. Балакиревым), а также автором значительного количества хоровых и вокальных произведений светского характера.

Самым продуктивным в деятельности Г.Я. Ломакина, судя по личным автобиографическим воспоминаниям композитора [7] и немногочисленным научным изысканиям К.Ф. Никольской-Береговской [10], Л.Г. Барсовой [2], Ю.С. Горяйно-ва [5], А.А. Соловьева [13], Ю.М. Рогачевой [11], был период с 1830 по 1872 годы. Более всего исследователями подчеркивается влияние Г.Я. Ломакина на развитие отечественного вокально-хорового искусства. При этом о его вокальном наследии и вокальной педагогике говорится несрав-

нимо меньше. Здесь мы можем опираться на работы опять же Ю.С. Горяйнова [5; 9], В.Д. Андриевской и Т.И. Карачаровой [1].

Судить о большом педагогическом таланте Г.Я. Ломакина в преподавании вокала и его методах можно, прежде всего, по тому, что многие выдающиеся музыкальные деятели, певцы Санкт-Петербурга XIX века прошли «ломакинскую школу пения» и достигли профессиональных высот и признательности. Среди них назовем выдающихся вокалистов И.А. Мельникова, Л.И. Карма-лину, Ю.Ф. Абазу. В Театральном училище у Гавриила Якимовича учились братья Лядовы - Александр и Константин (первый стал дирижером балетных спектаклей в императорском театре, второй - главным капельмейстером Русской оперной труппы в Петербурге) [см.: 6, с. 51]. Одна из выдающихся учениц Ломакина - Анна Яковлевна Воробьева, русская певица, является первой исполнительницей партий Вани в операх Глинки «Иван Сусанин» и Ратмира в «Руслане и Людмиле». В Пажеском корпусе Северной Венеции одним из воспитанников Ломакина являлся молодой князь Юрий Голицын, который позже прославил русское вокально-хоровое искусство за рубежом со своим великолепным хором из крепостных, продолжая вольно или невольно дело Ломакина в России. Известно, что даже Петр Ильич Чайковский брал в Петербурге уроки вокала у Гавриила Яки-мовича, а единственный учитель великого русского певца Федора Шаляпина - Дмитрий Андреевич Усатов - основы вокального образования, начальную «школу» академического пения так же получил у Г.Я. Ломакина.

Интерес к вокальной педагогике проявился ярко и полноценно в разработке Г.Я. Ломакиным нескольких практических пособий, которые он совершенствовал на протяжении всей жизни. Подчеркнем, что наиболее известный и значимый методический труд Г.Я. Ломакина, «Краткая метода пения», был опубликован в 1837 году, - практически в одно время с известными трудами М.И. Глинки «Упражнения для усовершенствования голоса» (1836 г.) и «Полной школы пения» А.Е. Варламова (1840 г.). Исследователь творчества выдающегося хормейстера и вокального педагога Гавриила Якимовича Ломакина Ю.М. Рогачева пишет: «Ломакин создал уникальное методическое пособие по обучению элементарной теории музыки, хоровому пению и индивидуальному вокалу (1837). Хормейстер совершенствовал свою «Краткую методу пения» десятилетиями: окончательный вариант увидел свет в 1882 году» [11, с. 2].

Остановимся на более детальном рассмотрении последнего варианта «Методы».

«Краткая метода пения» начинается с утверждения, что представленные упражнения проверены большим объемом практики и подходят для вокалистов не только любого уровня подготовки, но и любого возраста. К.Ф. Никольская-Береговская в своей работе под названием «Развитие школы хорового пения в России» указыва-

ла, что работа Г.Я. Ломакина пропитана желанием научного обоснования образовательного процесса певца [см.: 10, с. 32]. Однако ввиду того, что композитор предназначал свою работу для исполнителей всех возрастов и уровней подготовки, степень их мотивации должна была быть достаточно высокой и зависела от самого характера образовательного процесса учебного заведения и уровень подготовки самого педагога.

То есть, другими словами, методика Ломакина была традиционной - педагог сказал, ученик повторил и запомнил. В связи с этим можно сделать вывод, что импровизационный элемент в методике Ломакина почти отсутствует. Такую тенденцию можно проследить, основываясь на воспоминаниях современников композитора. Так, А.Н. Серов отмечал, что исключением в данном случае было исполнение канонов, которые по их определению и тексту были предназначены для певцов младшего возраста [см.: 12, с. 263].

Согласно «Краткой методе пения», перед началом обучения собственно вокальному мастерству необходимо сформировать у обучающихся определенный уровень теоретических знаний - знанию элементарной теории музыки, умению сольфед-жировать и петь с листа Гавриил Якимович придавал очень большое значение [см.: 2, с. 3]. Для этого он в пособии привел таблицу, в которой содержатся деления длительностей, причем в том виде, в котором они изучаются и в современных музыкальных учебниках по элементарной теории музыки. Многие понятия, которые вводятся Г.Я. Ломакиным, относятся к элементарной теории музыки и весьма целесообразны ввиду того, что навыки вокалиста закрепляются в каждом предложенном автором упражнении именно на их основе.

Важна в Методе неразрывность задач технологических и художественных. Исполнение романсов и песен, которые приведены в конце методики Ломакиным, предполагает сначала выполнение вокалистом упражнений с точки зрения техники и с художественных позиций. Гавриил Якимович указывал, что выполнять упражнения необходимо вместе с изучением определенных музыкальных произведений, в результате чего будет формироваться музыкальное мышление будущего специалиста в области вокала: «Делаются усиленные классы: Ломакин руководствовался, разумеется, своею методою, результаты которой были испытаны на хоре графа Шереметева. Он налёг на учение, упражнял в отгадывании интервалов, заставлял петь гаммы терциями, аккордами, вокализировал разными манерами, выверял голоса, и, наконец, разучивал пьесы по партиям» [7, с. 16].

Необходимо также отметить, что все определения, которые даются в методике, отличаются предельной точностью и лаконичностью.

Так, теоретический раздел Методы содержит достаточное количество информации относительно дыхания. Например, Ломакин указывает, что знаки лиги над нотными знаками дают исполнителю возможность понять, столько звуков необходи-

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о т О от

З

и о со

о с

CJ со

мо петь на одном дыхании, либо же, сколько звуков необходимо распевать на слог [см.: 8, c. 18]. Что касается самого определения дыхания, то Ломакин указывает, что данный процесс представляет собой «свободное выпускание голоса, исполнение им разных выражений, переход с постепенности от тихого к громкому и наоборот...» [8, c. 19].

С педагогической точки зрения вызывает интерес таблица «Знаков для выражений», в которой содержатся динамические обозначения связываются, прежде всего, с дыханием. Так, Г.Я. Ломакин пишет: «Для усиления или смягчения звуков, на нотах пишутся различные знаки, как то: p, f и пр.

PIANO или p означает тихо (петь слабым голосом)

PIANISSIMO или pp - ... очень тихо (притаить дыхание)

FORTE или f - ... очень тихо (петь полным голосом)

FORTISSIMO или ff - ... очень тихо (петь усиленным дыханием)

CRESCENDO или cresc. - немного усилить (постепенно прибавлять дыхание)

DIMINUENDO или dim. - немного уменьшить (постепенно убавлять дыхание)

RITARDANDO или rit. - замедлить» [см.: 8, c. 20].

Проанализировав таблицу, видим, что все «знаки для выражения» направлены на смягчение или усиления звука голоса. Последовательность упражнений целесообразна. Это можно проследить на следующем примере: приемы crescendo и diminuendo, равно как и филирование звука вводятся только после овладения навыками legato, интонирования попевок и скачков, хроматизмов, акцентов и т.д. - специальных упражнений в области вокализации.

Все начальные упражнения методик Г.Я. Ломакина построены на работе с центральным участком диапазона, звучании естественного тона, который не затрагивал звуков в верхнем регистре голоса. Г.Я. Ломакин применял вокализацию на центральном участке диапазона как свою принципиальную установку в работе. Он считал, что голос должен быть мягкий, круглый и звучный. От своих учеников он требовал выработку палитры выразительных средств. К основным недостаткам голоса он относил «горловой» и «удушливый» звук.

Алгоритм процесса формирования вокальных навыков по Методе Г.Я. Ломакина можно выстроить следующим образом:

1. формирование знаний в области элементарной теории музыки;

2. сбор теоретической информации относительно человеческого голоса, дыхания, регистра;

3. выполнение элементарных упражнений по теории музыки и сольфеджио, таких как заучивание названий нот и их чтение вслух, деление нот и «делание каданса»;

4. выполнение упражнений на дыхание, начиная с коротких мотивов и постепенно переходя к удлинению фраз;

5. выполнение упражнений, направленных на сглаживание регистров;

6. изучение гамм на основе грудного, смешанного и головного регистров;

7. выполнение упражнений, направленных на проработку интонированных скачков;

8. изучение орнаментики в области вокального исполнительства;

9. изучение пульсации и ритмического рисунка;

10. выполнение упражнений, направленных на формирование навыков вокализации;

11.проработка фрагментов музыкальных произведений, представленных в Методе;

12. исполнительская интерпретация художественных произведений, представленных в Методе.

Совмещение нескольких методов обучения вокалу развивало голос ученика, формировало навыки чтения с листа, благодаря чему повышался общий кругозор и уровень профессионального мастерства в области академического пения.

Возникает вопрос, исполнялись ли в процессе обучения музыкальные произведения с сопровождением или нет? Данного ответа в самой Методе нет, однако ее анализ позволяет сделать вывод, что ряд партитур представлен без аккомпанемента, в то время как другие допустимо исполнять в сопровождении инструмента. Необходимо понимать, что Метода направлена на дальнейшую концертную деятельность ученика, поэтому думается, что Ломакин придерживался двух способов изучения музыкальных произведений. Такую работу можно разделить на два этапа: прорабатывание вокального произведения а саре11а, а затем в сопровождении фортепиано. Именно такого принципа придерживался Г.Я. Ломакин во время работы в качестве вокального педагога и руководителя хора в Бесплатной музыкальной школе, где его ученики отбирались уже не путем тщательного отбора голосов, а лишь на основе наличия элементарных вокальных данных и желания научиться пению.

Отметим еще один аспект Методы Ломакина. Первый раздел пособия содержит в себе только необходимую основу вокального мастерства, в то время как материал следующих глав можно посвящен знаниям в отношении количественных принципов подбора вокального состава, специальных методик проведения репетиций.

Завершить статью можно утверждением, что «Краткая метода пения» Г.Я. Ломакина является одним из немногих доступных пособий по обучению академическому пению XIX века и одной из первых профессионально выстроенных систем обучения, в которой есть и теоретическая часть, и музыкальные произведения. Г.Я. Ломакин делает акцент на практической составляющей, поэтому упражнения необходимо выполнять вместе с изучением романсов, песен. Только тогда, считает автор, вокалист не только обретет необходимые навыки, но и станет сформированной индивидуальной личностью, обладающей музыкальным сознанием. Особенностью Методы является и то, что ее упражнения подходят для вокалистов любого уровня подготовки и возраста.

Литература

1. Андриевская, В.Д. Развитие навыков камерно-ансамблевого исполнительства (на примере избранных вокальных сочинений Г.Я. Ломакина: Учебно-методическое пособие / В.Д. Андриевская, Т.И. Карачарова. - Белгород: Бел-ГИК, 2004. - 76 с.

2. Барсова, Л.Г. Из истории петербургской вокальной школы. Эверарди, Габель, Томарс, Ирецкая: учебное пособие / Л.Г. Барсова. - 2-е изд., доп. - Санкт-Петербург: Планета музыки, 2017. - 156 с.

3. Варламов, А.Е. Полная школа пения: учебное пособие / А.Е. Варламов. - Санкт-Петербург: Планета музыки, 2012. - 120 с.

4. Глинка, М.И. Упражнения для усовершенствования голоса. Школа пения для сопрано: учебное пособие / М.И. Глинка. - 2-е изд., испр. и доп. - Санкт-Петербург: Лань: Планета музыки, 2012. - 70 с.

5. Горяйнов, Ю. С. Г.Я. Ломакин. Дирижер. Композитор. Учитель / Ю.С. Горяйнов. - Москва: Музыка, 1984. - 231 с.

6. Косовцов, Н.Е. Классическое вокальное образование в России в XIX веке. Теоретические основы и традиции / Н.Е. Косовцов // Ценности и смыслы. - 2018. - № 1 (53). - С. 45-64.

7. Ломакин, Г.Я. Автобиографические записки (с примечаниями В.В. Стасова). Репринтное издание / Гавриил Якимович Ломакин. - Белгород: Региональный учебно-методический центр по художественному образованию БГИ-ИК, 2012. - 78 с.

8. Ломакин, Г.Я. Краткая метода пения для первоначального общего учения по цифрам и нотам / Г.Я. Ломакин. - Москва: Юргенсон, 1882. - 70 с.

9. Ломакин, Г.Я. Песни. Романсы. Хоры / Сборник под общей редакцией Горяйнова Ю.С. / Г.Я. Ломакин. - Белгород: Везелица, 2000. -129 с.

10. Никольская-Береговская, К.Ф. Развитие школы хорового пения в России / К.Ф. Никольская-Береговская. - Москва: Советская Россия, 1974. - 77 с.

11. Рогачёва, Ю. М. Г.Я. Ломакин и отечественная хоровая культура: диссертация на соискание ученой степени кандидата искусствоведения: специальность 17.00.02 - музыкальное искусство: защищена 23.04.2013 / Ю.М. Рогачёва; Российская академия музыки им. Гнесиных; научный руководитель Т.Ю. Масловская. - Москва, 2013. - 532 с.

12. Серов, А.Н. Статьи о музыке. В 7 вып. -Вып. 5. - 1860-1862 / А.Н. Серов. - Москва: Музыка, 1989. - 347 с.

13. Соловьёв, А. А. К вопросу о специфике хорового письма Г.Я. Ломакина / А.А. Соловьев // Ступени хорового мастерства (к 200-летию со дня рождения Гавриила Якимовича Ломакина): Материалы III Всероссийской научно-

практической конференции, 19 апреля 2012 года. - Белгород: БГИИК, 2012. - С. 35-40.

FORMATION OF METHODOLOGICAL FOUNDATIONS FOR TEACHING ACADEMIC SINGING IN RUSSIA OF THE XIX CENTURY (ON THE EXAMPLE OF G. YA. LOMAKIN'S «SHORT METHODS OF SINGING»)

Lyu Mengying, Karacharova T.I.

Jilin Pedagogical University; Belgorod State University of Arts and Culture

This article focuses on the contribution of the famous kapellmeister, vocal teacher and composer of Russia of the XIX century Gavriil Yakimovich Lomakin to the formation and development of the national methodology of teaching academic singing. In the context of the popular printed works of A. E. Varlamov and M.I. Glinka, Lomak-in's "Brief Method of Singing" and the features of its content are analyzed. Huge pedagogical experience in the field of teaching academic vocals allowed G. Ya. Lomakin to write and publish the first pedagogical work known to us earlier than others. Its peculiarity is a logical, skillfully constructed system of exercises and tips, accompanied by Lomakin's vocal examples, the support of theory for practice. As a result, the importance of the Method as the first Russian printed work, comprehensively aimed at educating a professional vocalist, is emphasized.

Keywords: Russian vocal school, teaching methods, Gavriil Yakimovich Lomakin, "A brief method of singing".

References

1. Andrievskaya, V.D. Development of chamber ensemble performance skills (on the example of selected vocal works by G. Ya. Lomakin: Educational and methodological manual / V.D. Andrievskaya, T.I. Karacharova. - Belgorod: BelGIK, 2004. - 76 p.

2. Barsova, L.G. From the history of the St. Petersburg vocal school. Everardi, Gabel, Tomars, Iretskaya: textbook / L.G. Barsova. - 2nd ed., add. - St. Petersburg: Planet of Music, 2017. -156 p.

3. Varlamov, A.E. Complete school of singing: textbook / A.E. Varlamov. - St. Petersburg: Planet of Music, 2012. - 120 p.

4. Glinka, M.I. Exercises to improve the voice. Singing school for soprano: study guide / M.I. Glinka. - 2nd ed., Rev. and additional - St. Petersburg: Lan: Planet of Music, 2012. - 70 p.

5. Goryainov, Yu. S.G. Ya. Lomakin. Conductor. Composer. Teacher / Yu.S. Goryainov. - Moscow: Music, 1984. - 231 p.

6. Kosovtsov, N.E. Classical vocal education in Russia in the 19th century. Theoretical foundations and traditions / N.E. Kosovtsov // Values and meanings. - 2018. - No. 1 (53). -S. 45-64.

7. Lomakin, G. Ya. Autobiographical notes (with notes by V.V. Stasov). Reprint edition / Gavriil Yakimovich Lomakin. -Belgorod: Regional Educational and Methodological Center for Art Education BGIIK, 2012. - 78 p.

8. Lomakin, G. Ya. Brief method of singing for the initial general teaching on numbers and notes / G. Ya. Lomakin. - Moscow: Yurgenson, 1882. - 70 p.

9. Lomakin, G. Ya. Songs. Romances. Choirs / Collection edited by Yu.S. Goryainov / G. Ya. Lomakin. - Belgorod: Vezelitsa, 2000. - 129 p.

10. Nikolskaya-Beregovskaya, K.F. The development of the school of choral singing in Russia / K.F. Nikolskaya-Beregovskaya. -Moscow: Soviet Russia, 1974. - 77 p.

11. Rogacheva, Yu. M.G. Ya. Lomakin and domestic choral culture: dissertation for the degree of candidate of art criticism: specialty 17.00.02 - musical art: protected 04.23.2013 / Yu.M. Rogacheva; Russian Academy of Music. Gnesins; scientific adviser T. Yu. Maslovskaya. - Moscow, 2013. - 532 p.

12. Serov, A.N. Articles about music. Issue 7 - Issue. 5. - 18601862 / A.N. Serov. - Moscow: Music, 1989. - 347 p.

13. Solovyov, A.A. On the issue of the specifics of choral writing G. Ya. Lomakina / A.A. Solovyov // Steps of choral skill (on the 200th anniversary of the birth of Gavriil Yakimovich Lomakin): Proceedings of the III All-Russian Scientific and Practical Conference, April 19, 2012. - Belgorod: BGIIK, 2012. - S. 35-40.

сз о

CO

-a

I=i А

—I

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о

сз т; о m О от

З

ы о со

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.