Научная статья на тему 'Формирование метакогнитивных способностей студентов в процессе иноязычной подготовки с применением учебно-диагностического комплекса'

Формирование метакогнитивных способностей студентов в процессе иноязычной подготовки с применением учебно-диагностического комплекса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
115
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Светланова Инна Гавриловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование метакогнитивных способностей студентов в процессе иноязычной подготовки с применением учебно-диагностического комплекса»

РАЗДЕЛ II

ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ личности

УДК 377

И. Г. Светланова

ФОРМИРОВАНИЕ МЕТАКОГНИТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ИНОЯЗЫЧНОЙ ПОДГОТОВКИ С ПРИМЕНЕНИЕМ УЧЕБНО-ДИАГНОСТИЧЕСКОГО

КОМПЛЕКСА

Высокие темпы научно-технического прогресса, интенсификация глобализационных и интеграционных процессов, происходящих во всем мире, увеличение роли международного сотрудничества в различных сферах жизнедеятельности общества требуют от выпускника технического вуза высокого уровня владения иностранным языком и способности применять иностранный язык в целях профессионального общения и повышения своей профессиональной компетенции. При этом современные условия лич-ностно-ориентированной парадигмы образования с ее направленностью на самообразование и саморазвитие личности указывают на необходимость в формировании у студентов потребности, а главное - умений самостоятельно поддерживать и совершенствовать имеющийся уровень иноязычной подготовки на протяжении всей своей профессиональной карьеры. Очевиден тот факт, что в процессе самообучения и саморазвития важную роль играют метакогнитивные способности личности, обеспечивающие регуляцию и управление интеллектуальной деятельности. В этой связи особую значимость приобретает их формирование в процессе иноязычной подготовки в вузе.

Однако, как показывает анализ традиционной системы иноязычной подготовки в техническом вузе, осуществляемой по государственной программе 1995, 2000 гг., процесс обучения иностранным языкам не ориентирован на формирование метакогнитивных способностей студентов.

Более того, обращение к существующим педагогическим исследованиям показало, что теоретические вопросы формирования метакогнитивных способностей студентов в процессе иноязычной подготовки в вузе недостаточно отражены в научной литературе и фактически не являлись объектом научно-педагогических исследований.

В связи с этим автором была поставлена цель исследования - выявить и обосновать педагогические условия формирования метакогнитивных способностей студентов в процессе иноязычной подготовки, в соответствии с ними создать учебно-диагностический комплекс и разработать технологию

обучения иностранному языку, реализация которой будет способствовать формированию метакогнитивных способностей студентов и эффективному овладению ими иностранным языком.

Начальный этап исследования был посвящен изучению понятия «мета-когнитивные способности» и определению основных критериев их оценки. В результате анализа научных работ ряда зарубежных и отечественных ученых (М. А. Холодная, N. J. Anderson, A. L. Brown, S. Graham, Н. Flavell, R. H.Kluwe, J. Livingstone и т. д.) установлено, что метакогнитивные способности сочетают в себе способности к целеполаганию, планированию, прогнозированию, самоконтролю и самооценке, которые в целом обеспечивают регуляцию интеллектуальной деятельности человека.

На основе психологических индикаторов сформированности метакогнитивных способностей, выявленных М. А. Холодной [4], были установлены основные критерии оценки метакогнитивных способностей студентов:

- степень развития целеполагания (студент способен ставить адекватные цели собственной учебной деятельности в соответствии со своими возможностями, потребностями и интересами);

- степень развития планирования (студент способен прогнозировать результаты своей учебной деятельности, предвидеть основные трудности, с которыми ему придется столкнуться в процессе достижения поставленных целей);

- степень развития прогнозирования (студент способен разрабатывать собственный план достижения поставленных целей, выбирая наиболее подходящие для этого когнитивные стратегии учебной деятельности);

- степень развития самоконтроля (студент способен самостоятельно контролировать правильность выполняемых им действий в процессе работы по достижению поставленных целей);

- степень развития самооценки (студент способен проанализировать свою деятельность, выявить ее достоинства и недостатки, дать качественную или количественную оценку своей деятельности и ее конкретных результатов).

В процессе выявления педагогических условий формирования метакогнитивных способностей студентов в качестве основополагающего принят общепризнанный в психологии факт, что развитие способностей осуществляется «не иначе как в процессе той или иной практической или теоретической деятельности»[2, с. 32]. Следуя данному положению, можно утверждать, что для развития у студентов метакогнитивных способностей, прежде всего, необходимо обеспечить условия для активного включения самих студентов в процессы целеполагания, планирования, регулирования, контроля и оценки собственной учебной деятельности по овладению иностранным язьжом.

В поисках ответа на вопрос о том, каким образом обеспечить такие условия обучения, проанализированы труды ряда отечественных и зарубеж-

ных исследователей, занимающихся проблемами индивидуализации обучения (Т. В. Иванова, И. Ю. Соколова, И. С. Сергеев и др.), овладения когнитивными учебными стратегиями в процессе изучения иностранного языка (J. М. O’Malley, A. U. Chamot, R. L. Oxford и др.), целеполагания и планирования (Е. А. Мелехина, А. В. Хуторской В. Д. Шадриков), организации диагностической деятельности (А. С. Границкая, Е. И. Пассов, И. П. Подла-сый, Н. Ф. Талызина, И. А. Цатурова и др.), рефлексии и креативного мышления (А. В. Хуторской, В. Lucas, D. Brown и др.), самооценки, самоконтроля и взаимоконтроля (А. С. Границкая, И. А. Зимняя, Г. С. Никифоров, Е. И. Пассов, М. А. Туулик, D. Brown др.)

В результате изучения работ вышеперечисленных авторов были выявлены основные педагогические условия формирования метакогнитивных способностей студентов в процессе иноязычной подготовки:

1. Обеспечение возможности каждому студенту наряду с овладением базовыми требованиями государственного стандарта самостоятельно создавать индивидуальную программу обучения с учетом особенностей своей языковой подготовки (степени сформированности знаний, навыков и умений во всех видах речевой деятельности) и склонностей к профессиональной деятельности (инженер с направленностью на исполнительскую деятельность; инженер с направленностью на творческую деятельность; инженер с направленностью на организационно-управленческую деятельность), диагностику которых можно осуществлять на базе трех взаимокор-релирующих методик: теста Г. Айзенка, рисуночного теста «Конструктивный рисунок человека» Эн Махони и вопросника профессиональных предпочтений (по Д. Голланду) [3].

2. Обучение студентов различным когнитивным стратегиям учебной деятельности по овладению иностранным языком, из которых они могут отобрать наиболее эффективные для себя стратегии.

3. Постоянное вовлечение студентов в рефлексивную деятельность, что предполагает осознание и осмысление своей учебной деятельности по овладению иностранным языком.

4. Реализация эффективной оценочной деятельности преподавателя, способствующей формированию самооценки студентов, что обеспечивается при соблюдении следующих условий: а) применение адекватных форм оценочных воздействий; б) акцентирование внимания на успехах, достигнутых студентом в процессе учебной деятельности; в) поощрительная форма оценивания учебной деятельности студентов и ее результатов; г) содержательное обоснование отметки, выносимой педагогом в адрес студента.

5. Осуществление непрерывного отслеживания и комплексной оценки результатов учебной деятельности студентов с использованием различных видов, форм и методов контроля.

6. Использование в учебном процессе методов коллективного обуче-

ния и взаимоконтроля, способствующих аквизиции учебной деятельности, формированию самооценки обучаемых и созданию благоприятных взаимоотношений в коллективе.

В соответствии с выявленными педагогическими условиями формирования метакогнитивных способностей студентов в процессе иноязычной подготовки разработан учебно-диагностический комплекс (УДК), выполняющий в учебном процессе обучающую, развивающую и диагностирующую функции.

Содержание УДК представлено программой обучения иностранному языку «Английский язык для студентов технических специальностей», ориентированной на профессиональное саморазвитие и формирование метакогнитивных способностей студентов, дидактическим инструментарием, обеспечивающим реализацию программы, а также системой контроля результатов учебной деятельности студентов.

Программа «Английский язык для студентов технических специальностей» составлена на основе Примерной программы обучения иностранным языкам в вузах неязыковых специальностей 2000 г. Отличительной особенностью программы является ее направленность на самопознание, профессиональное самоопределение и саморазвитие студентов, формирование у них метакогнитивных способностей, входящих в состав профессионально важных качеств специалиста любой квалификации.

Программа имеет блочную структуру. При этом третья часть внеаудиторного времени и четвертая часть аудиторного времени в рамках каждого блока выделяется на самостоятельную работу студентов по созданию и реализации индивидуальной программы самообучения (ИПС), которая включает: самостоятельную формулировку студентом цели и задач индивидуальной работы (цель ИПС должна быть представлена в двух аспектах: совершенствование коммуникативной компетенции и совершенствование профессиональной компетенции); составление плана работы; выбор средств и способов учебной деятельности, форм и методов контроля; осуществление индивидуальных консультаций с преподавателем; реализацию плана работы (выполнение определенных упражнений и заданий, работу со справочными материалами, поиск необходимой информации в печатных изданиях и в сети Интернет); контроль и оценку результатов своей работы; заключительный доклад о результатах своей индивидуальной работы в малой группе, сформированной с учетом специализации и профессиональных интересов студентов.

Инструментальное наполнение программы представлено дидактическими материалами, ориентированными на формирование у студентов метакогнитивных способностей (вводно-обучающие анкеты, обучающие памятки, инструкции по самоконтролю и взаимоконтролю, ключи с комментариями, рефлексивные анкеты, план-инструкция по работе в рамках инди-

видуальной программы самообучения) и развитие профессионально важных качеств студентов (профессионально направленные задания с адаптацией). Материалы, ориентированные на формирование метакогнитивных способностей, характеризуются также и тем, что способствуют овладению студентами различными стратегиями и алгоритмами выполнения тех или иных видов учебной деятельности, знакомят с критериями оценки этих видов деятельности, позволяют самостоятельно проанализировать и оценить результаты своей деятельности, что в целом способствует более эффективному усвоению иностранного языка. Главной особенностью профессионально направленных заданий с адаптацией является учет склонностей студентов к профессиональной деятельности (инженер с направленностью на исполнительскую деятельность; инженер с направленностью на творческую деятельность; инженер с направленностью на организационно-управленческую деятельность), что проявляется в имитации различных ситуаций, возможных в профессиональной деятельности инженера того или иного должностного статуса.

Таким образом, программа «Английский язык для студентов технических специальностей», снабженная специальным дидактическим инструментарием, характеризуется следующими особенностями:

- обеспечивает возможность каждому студенту помимо выполнения требований ГОС максимально повысить свой уровень владения иностранным языком в соответствии со своими индивидуальными возможностями, способностями и интересами;

- создает условия для развития профессионально важных качеств, профессионального самоопределения и профессионального саморазвития студентов;

- обеспечивает условия для планомерного, методически организованного формирования у студентов метакогнитивных способностей в процессе иноязычной подготовки

Система контроля результатов учебной деятельности студентов включает следующие элементы:

1) виды контроля (входной, текущий, промежуточный, тематический, рубежный, итоговый);

2) формы контроля (контроль преподавателя, самоконтроль, взаимоконтроль);

3) методы контроля (тестирование, языковой портфель, методы активного и проблемного обучения), реализация которых осуществляется с помощью специально разработанного диагностического инструментария (тесты, ролевые игры, проектные работы).

Применение диагностирующего блока в учебном процессе позволяет:

а) диагностировать начальный уровень владения иностранным языком;

б) непрерывно отслеживать результаты учебной деятельности студентов по

овладению иностранным языком в рамках изучаемой программы посредством различного рода форм, видов и методов контроля, на основании чего своевременно вносить коррективы в организацию процесса обучения;

в) осуществлять комплексную оценку иноязычной подготовки студентов с учетом всех требований программы, а также с учетом общеевропейских требований к соответствующему уровню владения иностранным языком.

Таким образом, представленный учебно-диагностический комплекс выполняет в процессе иноязычной подготовки следующие функции:

- диагностирующую, которая заключается в непрерывном отслеживании и комплексной оценке результатов учебной деятельности студентов по овладению иностранным языком, обеспечении постоянной обратной связи между студентами и преподавателем, а также в выявлении склонностей студентов к профессиональной деятельности;

- обучающую, которая предполагает реализацию основной цели обучения иностранному языку в неязыковом вузе - формирование у студентов иноязычной коммуникативной компетенции в сфере профессиональной деятельности;

- развивающую, которая заключается в профессиональном саморазвитии студентов, в овладении когнитивными стратегиями учебной деятельности и в формировании у студентов метакогнитивных способностей, которые, в свою очередь, способствуют формированию психологической готовности к профессиональной деятельности.

Для реализации вышеперечисленных функций УДК необходимо организовать эффективное и взаимосвязанное функционирование компонентов, его составляющих, что обеспечивается с помощью разработанной автором технологии обучения иностранному языку.

В качестве концептуальной основы разработанной технологии выступают педагогические условия формирования метакогнитивных способностей студентов в процессе иноязычной подготовки. Содержательная часть представлена программой обучения «Английский язык для студентов технических специальностей», снабженной специальным дидактическим инструментарием.

Основными моментами, характеризующими процессуальную часть технологии обучения иностранному языку с применением УДК, являются:

1. Студент выступает активным, сознательным и самостоятельным субъектом учебной деятельности. Он осознает специфику программы обучения и ее цели, активно задействован в процессах самообучения, саморазвития и самопознания.

2. Преподаватель выступает в роле помощника, консультанта, хорошо знающего личностные и индивидуальные особенности каждого студента, мотивирующего студента и дающего профессиональные рекомендации относительно повышения эффективности усвоения иностранного языка, со-

здающего комфортные условия для самообучения, саморазвития и самопознания студентов, а также для эффективного взаимодействия между студентами.

3. Учебный процесс, основанный на субъект-субъектной схеме взаимоотношений, предполагает открытое и активное взаимодействие между участниками учебного процесса (взаимодействие студентов между собой, взаимодействие между студентами и преподавателем, преподавателями иностранного языка и преподавателями профилирующих кафедр), а также студентами и многочисленными источниками информационных ресурсов. При этом организация учебного процесса предполагает: а) гомогенное формирование групп по результатам входного тестирования; б) учет в процессе обучения склонностей студентов к профессиональной деятельности (инженер с направленностью на исполнительскую деятельность; инженер с направленностью на творческую деятельность; инженер с направленностью на организационно-управленческую деятельность), а также особенностей их иноязычной подготовки (степени сформированности знаний, навыков, и умений в различных видах речевой деятельности); в) комплексный подход к процессу обучения на коммуникативно-ситуативной основе; г) вариативность методов, приемов, форм обучения и контроля (с преобладанием парных и групповых форм работы на занятиях); д) активное применение в учебном процессе различных справочных и учебных пособий, компьютерных и мультимедийных средств обучения, включая Интернет.

В процессе опытно-экспериментальной работы оценка эффективности разработанной технологии обучения иностранному языку с применением учебно-диагностического комплекса осуществлялась сопоставлением результатов констатирующего и формирующего экспериментов в контрольных и экспериментальных группах по следующим критериям: 1) степень сформированности у студентов метакогнитивных способностей; 2) степень сформированности иноязычной коммуникативной компетенции студентов в соответствии с требованиями государственного стандарта; 3) желание и готовность студентов к самостоятельному совершенствованию своей языковой подготовки и активному применению полученных знаний и умений в дальнейшей учебной деятельности.

Оценка степени сформированности у студентов метакогнитивных способностей осуществлялась в процессе создания и работы студентов по индивидуальной программе самообучения с помощью специальной оценочной таблицы, разработанной на основе выявленных критериев оценки метакогнитивных способностей. Результаты статистической обработки данных по методу А. В. Усовой [1] показали, что на этапе формирующего эксперимента значение коэффициента полноты выполнения операций в экспериментальных группах возросло в 1,7 раза по сравнению с результатами констатирующего эксперимента, что на 26% превышает результаты контрольных групп.

Оценка степени сформированности иноязьшной коммуникативной компетенции студентов осуществлялась в рамках шести контрольных срезов, реализуемых в форме разработанных автором тестов. Результаты статистической обработки данных через подсчет коэффициента усвоения знаний по методу А. А. Кыверялга [1] показали, что результаты итогового тестирования студентов экспериментальных групп в 1,5 раз превышают результаты входного тестирования и на 14% результаты итогового тестирования студентов контрольной группы.

Анкетный опрос студентов показал высокую степень удовлетворенности предоставленным им курсом обучения, а также желание и готовность студентов к самостоятельному совершенствованию своей языковой подготовки и активному применению полученных знаний и умений в дальнейшей учебной деятельности.

Разработанная технология обучения иностранному языку с применением учебно-диагностического комплекса, включающего программу обучения иностранному языку, ориентированную на профессиональное саморазвитие студентов и формирование у них метакогнитивных способностей, дидактический инструментарий, обеспечивающий реализацию данной программы и систему контроля, применяется в процессе иноязычной подготовки студентов Томского государственного университета факультета систем управления и радиоэлектроники.

Данная технология, так же как и методические рекомендации по разработке дидактических материалов, ориентированных на формирование метакогнитивных способностей и развитие профессионально важных качеств студентов, могут использоваться преподавателями иностранного языка и в других аналогичных учебных заведениях.

Библиографический список

1. Комплексная подготовка педагога-исследователя / под ред. В. А. Дмитри-енко. — Томск: Изд-во ТГПУ, 2001. — 290 с.

2. Общая психология. Т. 2: Субъект деятельности / под ред. В. В. Петухова. -М.: Генезис, 2002. - С. 32-42.

3. Соколова, И. Ю. Психологическое обеспечение качества образовательного процесса: учеб. пособие / И. Ю. Соколова. - Томск: Изд-во ТГПУ, 2006. - 308 с.

4. Холодная, М. А. Психология интеллекта: парадоксы исследования / М. А. Холодная. - М.: Барс, 1997. - С. 203-215.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.