Методика преподавания в высшей школе
УДК 377
И. Г. СВЕТЛАКОВА
Томский политехнический университет
ФОРМИРОВАНИЕ МЕТАКОГНИТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ИНОЯЗЫЧНОЙ ПОДГОТОВКИ С ПРИМЕНЕНИЕМ УЧЕБНО-ДИАГНОСТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА_
В результате анализа научной литературы выявлены и обоснованы педагогические условия формирования метакогнитивных способностей студентов в процессе иноязычной подготовки, в соответствии с которыми разработаны учебно-диагностический комплекс и технология обучения иностранному языку в техническом вузе, обеспечивающие эффективное формирование метакогнитивных способностей студентов и овладение ими иностранным языком.
Высокие темпы научно-технического прогресса, интенсификация глобализационных и интеграционных процессов, происходящих во всем мире, увеличение роли международного сотрудничества в различных сферах жизнедеятельности общества требуют от выпускника технического вуза высокого уровня владения иностранным языком и способности применять иностранный язык в целях профессионального общения и повышения своей профессиональной компетенции. При этом современные условия личностно-ориентированной парадигмы образования с ее направленностью на самообразование и саморазвитие личности указывают на необходимость в формировании у студентов потребности, а главное — умений самостоятельно поддерживать и совершенствовать имеющийся уровень иноязычной подготовки на протяжении всей своей профессиональной карьеры. Очевиден тот факт, что в процессе самообучении и саморазвития важную роль играют метаконитивные способности личности, обеспечивающие регуляцию и управление интеллектуальной деятельности. В этой связи особую значимость приобретает формирование метакогнитив-ных способностей студентов в процессе иноязычной подготовки в вузе.
Однако, как показывает анализ традиционной системы иноязычной подготовки в техническом вузе, осуществляемой по государственной программе 1995, 2000 годов, процесс обучения иностранным языкам не ориентирован на формирование метаког-нитивных способностей студентов.
Более того, обращение к существующим педагогическим исследованиям показало, что теоретические вопросы формирования метакогнитивных способностей студентов в процессе иноязычной подготовки в вузе недостаточно отражены в научной лите-
ратуре и фактически не являлись объектом научно-педагогических исследований.
В связи с этим автором была поставлена цель исследования: выявить и обосновать педагогические условия формирования метакогнитивных способностей студентов в процессе иноязычной подготовки, в соответствии с которыми создать учебно-диагностический комплекс и разработать технологию обучения иностранному языку, реализация которой будет способствовать формированию метакогнитив-ных способностей студентов и эффективному овладению ими иностранным языком.
Начальный этап исследования был посвящен изучению понятия «метакогнитивные способности» и определению основных критериев их оценки. В результате анализа научных работ ряда зарубежных и отечественных ученых (М.А. Холодная, N. J. Anderson, A.L. Brown, S. Graham, Н. Flavell, R.H.Kluwe, J. Livingstone и т.д.) установлено, что метакогнитив-ные способности сочетают в себе способности к целеполаганию, планированию, прогнозированию, самоконтролю и самооценке, которые в целом обеспечивают регуляцию интеллектуальной деятельности человека.
На основе психологических индикаторов сфор-мированности метакогнитивных способностей, выявленных М.А. Холодной [4], были установлены основные критерии оценки метакогнитивных способностей студентов:
■ степень развития целеполагания (студент способен ставить адекватные цели собственной учебной деятельности в соответствии со своими возможностями, потребностями и интересами);
■ степень развития планирования (студент способен прогнозировать результаты своей учебной деятельности, предвидеть основные трудности, с кото-
рыми ему придется столкнуться в процессе достижения поставленных целей);
■ степень развития прогнозирования (студент способен разрабатывать собственный план достижения поставленных целей, выбирая наиболее подходящие для этого когнитивные стратегии учебной деятельности);
■ степень развития самоконтроля (студент способен самостоятельно контролировать правильность выполняемых им действий в процессе работы по достижению поставленных целей);
■ степень развития самооценки (студент способен проанализировать свою деятельность, выявить ее достоинства и недостатки, дать качественную или количественную оценку своей деятельности и ее конкретных результатов).
В процессе выявления педагогических условий формирования метакогнитивных способностей студентов в качестве основополагающего принят общепризнанный в психологии факт, что развитие способностей осуществляется «не иначе как в процессе той или иной практической или теоретической деятельности» [2, с. 32]. Следуя данному положению, можно утверждать, что для развития у студентов ме-такогнитивных способностей прежде всего необходимо обеспечить условия для активного включения самих студентов в процессы целеполагания, планирования, регулирования, контроля и оценки собственной учебной деятельности по овладению иностранным языком.
В поисках ответа на вопрос о том, каким образом обеспечить такие условия обучения, проанализированы труды ряда отечественных и зарубежных исследователей, занимающихся проблемами индивидуализации обучения (Т.В. Иванова, И.Ю. Соколова, И.С. Сергеев и др.), овладения когнитивными учебными стратегиями в процессе изучения иностранного языка (J.M.O'Malley and A.U.Chamot, R.L.Oxford и др.), целеполагания и планирования (Е.А. Меле-хина, А.В. Хуторской, В.Д. Шадриков), организации диагностической деятельности (А.С. Границкая, Е.И. Пассов, И.П. Подласый, Н.Ф.Талызина, И.А. Ца-турова и др.), рефлексии и креативного мышления (А.В. Хуторской, B. Lucas, D.Brown и др.), самооценки, самоконтроля и взаимоконтроля (А.С. Границкая, И.А. Зимняя, Г.С. Никифоров, Е.И. Пассов, М.А. Ту-улик, D. Brown и др.)
В результате изучения работ вышеперечисленных авторов были выявлены основные педагогические условия формирования метакогнитивных способностей студентов в процессе иноязычной подготовки:
1. Обеспечение возможности каждому студенту наряду с овладением базовых требований государственного стандарта самостоятельно создавать индивидуальную программу обучения с учетом особенностей своей языковой подготовки (степенью сфор-мированности знаний, навыков и умений во всех видах речевой деятельности) и склонностей к профессиональной деятельности (инженер с направленностью на исполнительскую деятельность; инженер с направленностью на творческую деятельность; инженер с направленностью на организационно-управленческую деятельность), диагностику которых можно осуществлять на базе трех взаимокорре-лирующих методик: теста Г. Айзенка, рисуночного теста «Конструктивный рисунок человека» Эн Ма-хони и вопросника профессиональных предпочтений (по Д. Голланду) [3];
2. Обучение студентов различным когнитивным стратегиям учебной деятельности по овладению ино-
странным языком, из которых они могут отобрать наиболее эффективные для себя стратегии.
3. Постоянное вовлечение студентов в рефлексивную деятельность, что предполагает осознание и осмысление своей учебной деятельности по овладению иностранным языком.
4. Реализация эффективной оценочной деятельности преподавателя, способствующей формированию самооценки студентов, что обеспечивается при соблюдении следующих условий: а) применения адекватных форм оценочных воздействий; б) акцентирования на успехах, достигнутых студентом в процессе учебной деятельности; в) поощрительной формы оценивания учебной деятельности студентов и ее результатов; г) содержательного обоснования отметки, выносимой педагогом в адрес студента.
5. Осуществление непрерывного отслеживания и комплексной оценки результатов учебной деятельности студентов с использованием различных видов, форм и методов контроля.
6. Использование в учебном процессе методов коллективного обучения и взаимоконтроля, способствующих активизации учебной деятельности, формированию самооценки обучаемых и созданию благоприятных взаимоотношений в коллективе.
В соответствии с выявленными педагогическими условиями формирования метакогнитивных способностей студентов в процессе иноязычной подготовки разработан учебно-диагностический комплекс (УДК), выполняющий в учебном процессе обучающую, развивающую и диагностирующую функции.
Содержание УДК представлено программой обучения иностранному языку «Английский язык для студентов технических специальностей», ориентированной на профессиональное саморазвитие и формирование метакогнитивных способностей студентов, дидактическим инструментарием, обеспечивающим реализацию программы, а также системой контроля результатов учебной деятельности студентов.
Программа «Английский язык для студентов технических специальностей» составлена на основе Примерной программы обучения иностранным языкам в вузах неязыковых специальностей 2000 г. Основной отличительной особенностью программы является ее направленность на самопознание, профессиональное самоопределение и саморазвитие студентов, формирование у них метакогнитивных способностей, входящих в состав профессионально важных качеств специалиста любой квалификации.
Программа имеет блочную структуру. При этом третья часть внеаудиторного времени и четвертая часть аудиторного времени в рамках каждого блока выделяется на самостоятельную работу студентов по созданию и реализации индивидуальной программы самообучения (ИПС), которая включает: самостоятельную формулировку студентом цели и задач индивидуальной работы (цель ИПС должна быть представлена в двух аспектах: совершенствование коммуникативной компетенции и совершенствование профессиональной компетенции); составление плана работы; выбор средств и способов учебной деятельности, форм и методов контроля; осуществление индивидуальных консультаций с преподавателем; реализацию плана работы (выполнение определенных упражнений и заданий, работу со справочными материалами, поиск необходимой информации в печатных изданиях и в сети Интернет); контроль и оценку результатов своей работы; заключительный доклад о результатах своей индивиду-
альной работы в малой группе, сформированной с учетом специализации и профессиональных интересов студентов.
Инструментальное наполнение программы представлено дидактическими материалами, ориентированными на формирование у студентов метакогни-тивных способностей (вводно-обучающие анкеты, обучающие памятки, инструкции по самоконтролю и взаимоконтролю, ключи с комментариями, рефлексивные анкеты, план-инструкция по работе в рамках индивидуальной программы самообучения) и развитие профессионально важных качеств студентов (профессионально направленные задания с адаптацией). Материалы, ориентированные на формирование метакогнитивных способностей, характеризуются также и тем, что способствуют овладению студентами различными стратегиями и алгоритмами выполнения тех или иных видов учебной деятельности, знакомят с критериями оценки этих видов деятельности, позволяют самостоятельно проанализировать и оценить результаты своей деятельности, что в целом способствует более эффективному усвоению иностранного языка. Главной особенностью профессионально направленных заданий с адаптацией является учет склонностей студентов к профессиональной деятельности (инженер с направленностью на исполнительскую деятельность; инженер с направленностью на творческую деятельность; инженер с направленностью на организационно-управленческую деятельность), что проявляется в имитации различных ситуаций, возможных в профессиональной деятельности инженера того или иного должностного статуса.
Таким образом, программа «Английский язык для студентов технических специальностей», снабженная специальным дидактическим инструментарием, характеризуется следующими особенностями:
■ обеспечивает возможность каждому студенту помимо выполнения требований ГОС максимально повысить свой уровень владения иностранным языком в соответствии с его индивидуальными возможностями, способностями и интересами;
■ создает условия для развития профессионально важных качеств, профессионального самоопределения и профессионального саморазвития студентов;
■ обеспечивает условия для планомерного, методически организованного формирования у студентов метакогнитивных способностей в процессе иноязычной подготовки.
Система контроля результатов учебной деятельности студентов включает следующие элементы:
1. виды контроля (входной контроль, текущий контроль, промежуточный контроль, тематический контроль, рубежный контроль, итоговый контроль);
2. формы контроля (контроль преподавателя, самоконтроль, взаимоконтроль);
3. методы контроля (тестирование, языковой портфель, методы активного и проблемного обучения), реализация которых осуществляется с помощью специально разработанного диагностического инструментария (тесты, ролевые игры, проектные работы).
Применение диагностирующего блока в учебном процессе позволяет: а) диагностировать начальный уровень владения иностранным языком; б) непрерывно отслеживать результаты учебной деятельности студентов по овладению иностранным языком в рамках изучаемой программы посредством различного рода форм, видов и методов контроля, на основании чего своевременно вносить коррективы в орга-
низацию процесса обучения; в) осуществлять комплексную оценку иноязычной подготовки студентов с учетом всех требований программы, а также с учетом общеевропейских требований к соответствующему уровню владения иностранным языком.
Таким образом, представленный учебно-диагностический комплекс выполняет в процессе иноязычной подготовки следующие функции:
■ диагностирующую, которая заключается в непрерывном отслеживании и комплексной оценке результатов учебной деятельности студентов по овладению иностранным языком, обеспечении постоянной обратной связи между студентами и преподавателем, а также в выявлении склонностей студентов к профессиональной деятельности;
■ обучающую, которая предполагает реализацию основной цели обучения иностранному языку в неязыковом вузе — формирование у студентов иноязычной коммуникативной компетенции в сфере профессиональной деятельности;
■ развивающую, которая заключается в профессиональном саморазвитии студентов, в овладении когнитивными стратегиями учебной деятельности и в формировании у студентов метакогнитивных способностей, которые, в свою очередь, способствуют формированию психологической готовности к профессиональной деятельности.
Для реализации вышеперечисленных функций УДК необходимо организовать эффективное и взаимосвязанное функционирование компонентов, его составляющих, что обеспечивается с помощью разработанной автором технологии обучения иностранному языку.
В качестве концептуальной основы разработанной технологии выступают педагогические условия формирования метакогнитивных способностей студентов в процессе иноязычной подготовки. Содержательная часть представлена программой обучения «Английский для студентов технических специальностей», снабженная специальным дидактическим инструментарием.
Основными моментами, характеризующими процессуальную часть технологии обучения иностранному языку с применением УДК, являются:
1. Студент выступает активным, сознательным и самостоятельным субъектом учебной деятельности. Он осознает специфику программы обучения и ее цели, активно задействован в процессах самообучения, саморазвития и самопознания.
2. Преподаватель выступает в роли помощника, консультанта, хорошо знающего личностные и индивидуальные особенности каждого студента, мотивирующего студента и дающего профессиональные рекомендации относительно повышения эффективности усвоения иностранного языка, создающего комфортные условия для самообучения, саморазвития и самопознания студентов, а также для эффективного взаимодействия между студентами.
3. Учебный процесс, основанный на субъект-субъектной схеме взаимоотношений, предполагает открытое и активное взаимодействие между участниками учебного процесса (взаимодействие студентов между собой, взаимодействие между студентами и преподавателем, преподавателями иностранного языка и преподавателями профилирующих кафедр), а также студентами и многочисленными источниками информационных ресурсов. При этом организация учебного процесса предполагает: а) гомогенное формирование групп по результатам входного тестирования; б) учет в процессе обучения склонностей
студентов к профессиональной деятельности (инженер с направленностью на исполнительскую деятельность; инженер с направленностью на творческую деятельность; инженер с направленностью на организационно-управленческую деятельность), а также особенностей их иноязычной подготовки (степени сформированности знаний, навыков и умений в различных видах речевой деятельности); в) комплексный подход к процессу обучения на коммуникативно-ситуативной основе; г) вариативность методов, приемов, форм обучения и контроля (с преобладанием парных и групповых форм работы на занятиях); д) активное применение в учебном процессе различных справочных и учебных пособий, компьютерных и мультимедийных средств обучения, включая Интернет.
В процессе опытно-экспериментальной работы оценка эффективности разработанной технологии обучения иностранному языку с применением учебно-диагностического комплекса осуществлялась сопоставлением результатов констатирующего и формирующего экспериментов в контрольных и экспериментальных группах по следующим критериям: 1) степень сформированности у студентов ме-такогнитивных способностей; 2) степень сформиро-ванности иноязычной коммуникативной компетенции студентов в соответствии с требованиями государственного стандарта; 3) желание и готовность студентов к самостоятельному совершенствованию своей языковой подготовки и активному применению полученных знаний и умений в дальнейшей учебной деятельности.
Оценка степени сформированности у студентов метакогнитивных способностей осуществлялась в процессе создания и работы студентов по индивидуальной программе самообучения с помощью специальной оценочной таблицы, разработанной на основе выявленных критериев оценки метакогни-тивных способностей. Результаты статистической обработки данных по методу А.В. Усовой [1] показали, что на этапе формирующего эксперимента значение коэффициента полноты выполнения операций в экспериментальных группах возросло в 1,7 раза по сравнению с результатами констатирующего эксперимента, что на 26 % превышает результаты контрольных групп.
Оценка степени сформированности иноязычной коммуникативной компетенции студентов осуществлялась в рамках шести контрольных срезов, реализуемых в форме разработанных автором тестов. Результаты статистической обработки данных через подсчет коэффициента усвоения знаний по методу А.А. Кыверялга [1] показали, что результаты итогового тестирования студентов экспериментальных
групп в 1,5 раза превышают результаты входного тестирования и на 14 % превышают результаты итогового тестирования студентов контрольной группы.
Анкетный опрос студентов показал высокую степень удовлетворенности предоставленным им курсом обучения, а также желание и готовность студентов к самостоятельному совершенствованию своей языковой подготовки и активному применению полученных знаний и умений в дальнейшей учебной деятельности.
Таким образом, приведенные выше результаты свидетельствуют в пользу эффективности технологии обучения иностранному языку с применением учебно-диагностического комплекса.
Разработанная технология обучения иностранному языку с применением учебно-диагностического комплекса, включающего программу обучения иностранному языку, ориентированную на профессиональное саморазвитие студентов и формирование у них метакогнитивных способностей, дидактический инструментарий, обеспечивающий реализацию данной программы и систему контроля, применяется в процессе иноязычной подготовки студентов Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники и обеспечивает эффективное формирование метакогнитивных способностей студентов и овладение ими иностранным языком.
Данная технология так же, как и методические рекомендации по разработке дидактических материалов, ориентированных на формирование мета-когнитивных способностей и развитие профессионально важных качеств студентов, могут использоваться преподавателями иностранного языка в аналогичных учебных заведениях.
Библиографический список
1. Комплексная подготовка педагога-исследователя /Под ред. В.А. Дмитриенко. — Томск.: Изд-во ТГПУ, 2001. — 290 с.
2. Общая психология. Тексты: Т.2: Субъект деятельности /Под ред. В.В. Петухова. - М.: Генезис, 2002. - С. 32-42.
3. Соколова И.Ю. Психологическое обеспечение качества образовательного процесса: Учебное пособие. — Томск: Издательство ТГПУ, 2006. — 308 с.
4. Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. — М.: Изд-во «Барс», 1997. — С. 203-215.
СВЕТЛАКОВА Инна Гавриловна, соискатель кафедры педагогики профессионального образования Института инженерной педагогики.
Статья поступила в редакцию 24.01.07 г. © Светлакова И. Г.
Книжная полка
Десяева Н.Д. Культура речи педагога: учеб. пособие / Н.Д. Десяева, Т.А. Лебедева, Л.В. Ассуирова. — 2-е изд., стер. " М.: ИЦ «Академия», 2006. " 192 с.
В пособии раскрывается риторико-стилистическая концепция курса «Русский язык и культура речи», учебный материал излагается как система знаний о речи, речевой коммуникации, риторических моделях педагогического общения. Содержание понятий дается на примерах анализа профессиональной педагогической речи различных жанров и стилей. Практические задания к каждому разделу направлены на формирование умений анализировать речь, использовать различные приемы и модели ее подготовки с учетом норм литературного языка и экстралингвистической основы речи.
Для студентов педагогических вузов различных специальностей.
Рекомендовано УМО по специальностям педагогического образования.