Научная статья на тему 'Формирование метакогнитивных способностей студентов в процессе иноязычной подготовки с применением учебно-диагностического комплекса'

Формирование метакогнитивных способностей студентов в процессе иноязычной подготовки с применением учебно-диагностического комплекса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
179
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Светлакова Инна Гавриловна

В результате анализа научной литературы выявлены и обоснованы педагогические условия формирования метакогнитивных способностей студентов в процессе иноязычной подготовки, в соответствии с которыми разработаны учебно-диагностический комплекс и технология обучения иностранному языку в техническом вузе, обеспечивающие эффективное формирование метакогнитивных способностей студентов и овладение ими иностранным языком.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Светлакова Инна Гавриловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The development of students' metacognitive skills during the process of language training with the use of training-diagnostic complex

As a result of scientific literature analysis pedagogical conditions of students' metacognitive skills development during the process of foreign language training have been found out. In accordance with the conditions defined the author has developed a training-diagnostic complex and a language training technology which provide effective language acquisition and development of students' metacognitive skills.

Текст научной работы на тему «Формирование метакогнитивных способностей студентов в процессе иноязычной подготовки с применением учебно-диагностического комплекса»

Методика преподавания в высшей школе

УДК 377

И. Г. СВЕТЛАКОВА

Томский политехнический университет

ФОРМИРОВАНИЕ МЕТАКОГНИТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ИНОЯЗЫЧНОЙ ПОДГОТОВКИ С ПРИМЕНЕНИЕМ УЧЕБНО-ДИАГНОСТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА_

В результате анализа научной литературы выявлены и обоснованы педагогические условия формирования метакогнитивных способностей студентов в процессе иноязычной подготовки, в соответствии с которыми разработаны учебно-диагностический комплекс и технология обучения иностранному языку в техническом вузе, обеспечивающие эффективное формирование метакогнитивных способностей студентов и овладение ими иностранным языком.

Высокие темпы научно-технического прогресса, интенсификация глобализационных и интеграционных процессов, происходящих во всем мире, увеличение роли международного сотрудничества в различных сферах жизнедеятельности общества требуют от выпускника технического вуза высокого уровня владения иностранным языком и способности применять иностранный язык в целях профессионального общения и повышения своей профессиональной компетенции. При этом современные условия личностно-ориентированной парадигмы образования с ее направленностью на самообразование и саморазвитие личности указывают на необходимость в формировании у студентов потребности, а главное — умений самостоятельно поддерживать и совершенствовать имеющийся уровень иноязычной подготовки на протяжении всей своей профессиональной карьеры. Очевиден тот факт, что в процессе самообучении и саморазвития важную роль играют метаконитивные способности личности, обеспечивающие регуляцию и управление интеллектуальной деятельности. В этой связи особую значимость приобретает формирование метакогнитив-ных способностей студентов в процессе иноязычной подготовки в вузе.

Однако, как показывает анализ традиционной системы иноязычной подготовки в техническом вузе, осуществляемой по государственной программе 1995, 2000 годов, процесс обучения иностранным языкам не ориентирован на формирование метаког-нитивных способностей студентов.

Более того, обращение к существующим педагогическим исследованиям показало, что теоретические вопросы формирования метакогнитивных способностей студентов в процессе иноязычной подготовки в вузе недостаточно отражены в научной лите-

ратуре и фактически не являлись объектом научно-педагогических исследований.

В связи с этим автором была поставлена цель исследования: выявить и обосновать педагогические условия формирования метакогнитивных способностей студентов в процессе иноязычной подготовки, в соответствии с которыми создать учебно-диагностический комплекс и разработать технологию обучения иностранному языку, реализация которой будет способствовать формированию метакогнитив-ных способностей студентов и эффективному овладению ими иностранным языком.

Начальный этап исследования был посвящен изучению понятия «метакогнитивные способности» и определению основных критериев их оценки. В результате анализа научных работ ряда зарубежных и отечественных ученых (М.А. Холодная, N. J. Anderson, A.L. Brown, S. Graham, Н. Flavell, R.H.Kluwe, J. Livingstone и т.д.) установлено, что метакогнитив-ные способности сочетают в себе способности к целеполаганию, планированию, прогнозированию, самоконтролю и самооценке, которые в целом обеспечивают регуляцию интеллектуальной деятельности человека.

На основе психологических индикаторов сфор-мированности метакогнитивных способностей, выявленных М.А. Холодной [4], были установлены основные критерии оценки метакогнитивных способностей студентов:

■ степень развития целеполагания (студент способен ставить адекватные цели собственной учебной деятельности в соответствии со своими возможностями, потребностями и интересами);

■ степень развития планирования (студент способен прогнозировать результаты своей учебной деятельности, предвидеть основные трудности, с кото-

рыми ему придется столкнуться в процессе достижения поставленных целей);

■ степень развития прогнозирования (студент способен разрабатывать собственный план достижения поставленных целей, выбирая наиболее подходящие для этого когнитивные стратегии учебной деятельности);

■ степень развития самоконтроля (студент способен самостоятельно контролировать правильность выполняемых им действий в процессе работы по достижению поставленных целей);

■ степень развития самооценки (студент способен проанализировать свою деятельность, выявить ее достоинства и недостатки, дать качественную или количественную оценку своей деятельности и ее конкретных результатов).

В процессе выявления педагогических условий формирования метакогнитивных способностей студентов в качестве основополагающего принят общепризнанный в психологии факт, что развитие способностей осуществляется «не иначе как в процессе той или иной практической или теоретической деятельности» [2, с. 32]. Следуя данному положению, можно утверждать, что для развития у студентов ме-такогнитивных способностей прежде всего необходимо обеспечить условия для активного включения самих студентов в процессы целеполагания, планирования, регулирования, контроля и оценки собственной учебной деятельности по овладению иностранным языком.

В поисках ответа на вопрос о том, каким образом обеспечить такие условия обучения, проанализированы труды ряда отечественных и зарубежных исследователей, занимающихся проблемами индивидуализации обучения (Т.В. Иванова, И.Ю. Соколова, И.С. Сергеев и др.), овладения когнитивными учебными стратегиями в процессе изучения иностранного языка (J.M.O'Malley and A.U.Chamot, R.L.Oxford и др.), целеполагания и планирования (Е.А. Меле-хина, А.В. Хуторской, В.Д. Шадриков), организации диагностической деятельности (А.С. Границкая, Е.И. Пассов, И.П. Подласый, Н.Ф.Талызина, И.А. Ца-турова и др.), рефлексии и креативного мышления (А.В. Хуторской, B. Lucas, D.Brown и др.), самооценки, самоконтроля и взаимоконтроля (А.С. Границкая, И.А. Зимняя, Г.С. Никифоров, Е.И. Пассов, М.А. Ту-улик, D. Brown и др.)

В результате изучения работ вышеперечисленных авторов были выявлены основные педагогические условия формирования метакогнитивных способностей студентов в процессе иноязычной подготовки:

1. Обеспечение возможности каждому студенту наряду с овладением базовых требований государственного стандарта самостоятельно создавать индивидуальную программу обучения с учетом особенностей своей языковой подготовки (степенью сфор-мированности знаний, навыков и умений во всех видах речевой деятельности) и склонностей к профессиональной деятельности (инженер с направленностью на исполнительскую деятельность; инженер с направленностью на творческую деятельность; инженер с направленностью на организационно-управленческую деятельность), диагностику которых можно осуществлять на базе трех взаимокорре-лирующих методик: теста Г. Айзенка, рисуночного теста «Конструктивный рисунок человека» Эн Ма-хони и вопросника профессиональных предпочтений (по Д. Голланду) [3];

2. Обучение студентов различным когнитивным стратегиям учебной деятельности по овладению ино-

странным языком, из которых они могут отобрать наиболее эффективные для себя стратегии.

3. Постоянное вовлечение студентов в рефлексивную деятельность, что предполагает осознание и осмысление своей учебной деятельности по овладению иностранным языком.

4. Реализация эффективной оценочной деятельности преподавателя, способствующей формированию самооценки студентов, что обеспечивается при соблюдении следующих условий: а) применения адекватных форм оценочных воздействий; б) акцентирования на успехах, достигнутых студентом в процессе учебной деятельности; в) поощрительной формы оценивания учебной деятельности студентов и ее результатов; г) содержательного обоснования отметки, выносимой педагогом в адрес студента.

5. Осуществление непрерывного отслеживания и комплексной оценки результатов учебной деятельности студентов с использованием различных видов, форм и методов контроля.

6. Использование в учебном процессе методов коллективного обучения и взаимоконтроля, способствующих активизации учебной деятельности, формированию самооценки обучаемых и созданию благоприятных взаимоотношений в коллективе.

В соответствии с выявленными педагогическими условиями формирования метакогнитивных способностей студентов в процессе иноязычной подготовки разработан учебно-диагностический комплекс (УДК), выполняющий в учебном процессе обучающую, развивающую и диагностирующую функции.

Содержание УДК представлено программой обучения иностранному языку «Английский язык для студентов технических специальностей», ориентированной на профессиональное саморазвитие и формирование метакогнитивных способностей студентов, дидактическим инструментарием, обеспечивающим реализацию программы, а также системой контроля результатов учебной деятельности студентов.

Программа «Английский язык для студентов технических специальностей» составлена на основе Примерной программы обучения иностранным языкам в вузах неязыковых специальностей 2000 г. Основной отличительной особенностью программы является ее направленность на самопознание, профессиональное самоопределение и саморазвитие студентов, формирование у них метакогнитивных способностей, входящих в состав профессионально важных качеств специалиста любой квалификации.

Программа имеет блочную структуру. При этом третья часть внеаудиторного времени и четвертая часть аудиторного времени в рамках каждого блока выделяется на самостоятельную работу студентов по созданию и реализации индивидуальной программы самообучения (ИПС), которая включает: самостоятельную формулировку студентом цели и задач индивидуальной работы (цель ИПС должна быть представлена в двух аспектах: совершенствование коммуникативной компетенции и совершенствование профессиональной компетенции); составление плана работы; выбор средств и способов учебной деятельности, форм и методов контроля; осуществление индивидуальных консультаций с преподавателем; реализацию плана работы (выполнение определенных упражнений и заданий, работу со справочными материалами, поиск необходимой информации в печатных изданиях и в сети Интернет); контроль и оценку результатов своей работы; заключительный доклад о результатах своей индивиду-

альной работы в малой группе, сформированной с учетом специализации и профессиональных интересов студентов.

Инструментальное наполнение программы представлено дидактическими материалами, ориентированными на формирование у студентов метакогни-тивных способностей (вводно-обучающие анкеты, обучающие памятки, инструкции по самоконтролю и взаимоконтролю, ключи с комментариями, рефлексивные анкеты, план-инструкция по работе в рамках индивидуальной программы самообучения) и развитие профессионально важных качеств студентов (профессионально направленные задания с адаптацией). Материалы, ориентированные на формирование метакогнитивных способностей, характеризуются также и тем, что способствуют овладению студентами различными стратегиями и алгоритмами выполнения тех или иных видов учебной деятельности, знакомят с критериями оценки этих видов деятельности, позволяют самостоятельно проанализировать и оценить результаты своей деятельности, что в целом способствует более эффективному усвоению иностранного языка. Главной особенностью профессионально направленных заданий с адаптацией является учет склонностей студентов к профессиональной деятельности (инженер с направленностью на исполнительскую деятельность; инженер с направленностью на творческую деятельность; инженер с направленностью на организационно-управленческую деятельность), что проявляется в имитации различных ситуаций, возможных в профессиональной деятельности инженера того или иного должностного статуса.

Таким образом, программа «Английский язык для студентов технических специальностей», снабженная специальным дидактическим инструментарием, характеризуется следующими особенностями:

■ обеспечивает возможность каждому студенту помимо выполнения требований ГОС максимально повысить свой уровень владения иностранным языком в соответствии с его индивидуальными возможностями, способностями и интересами;

■ создает условия для развития профессионально важных качеств, профессионального самоопределения и профессионального саморазвития студентов;

■ обеспечивает условия для планомерного, методически организованного формирования у студентов метакогнитивных способностей в процессе иноязычной подготовки.

Система контроля результатов учебной деятельности студентов включает следующие элементы:

1. виды контроля (входной контроль, текущий контроль, промежуточный контроль, тематический контроль, рубежный контроль, итоговый контроль);

2. формы контроля (контроль преподавателя, самоконтроль, взаимоконтроль);

3. методы контроля (тестирование, языковой портфель, методы активного и проблемного обучения), реализация которых осуществляется с помощью специально разработанного диагностического инструментария (тесты, ролевые игры, проектные работы).

Применение диагностирующего блока в учебном процессе позволяет: а) диагностировать начальный уровень владения иностранным языком; б) непрерывно отслеживать результаты учебной деятельности студентов по овладению иностранным языком в рамках изучаемой программы посредством различного рода форм, видов и методов контроля, на основании чего своевременно вносить коррективы в орга-

низацию процесса обучения; в) осуществлять комплексную оценку иноязычной подготовки студентов с учетом всех требований программы, а также с учетом общеевропейских требований к соответствующему уровню владения иностранным языком.

Таким образом, представленный учебно-диагностический комплекс выполняет в процессе иноязычной подготовки следующие функции:

■ диагностирующую, которая заключается в непрерывном отслеживании и комплексной оценке результатов учебной деятельности студентов по овладению иностранным языком, обеспечении постоянной обратной связи между студентами и преподавателем, а также в выявлении склонностей студентов к профессиональной деятельности;

■ обучающую, которая предполагает реализацию основной цели обучения иностранному языку в неязыковом вузе — формирование у студентов иноязычной коммуникативной компетенции в сфере профессиональной деятельности;

■ развивающую, которая заключается в профессиональном саморазвитии студентов, в овладении когнитивными стратегиями учебной деятельности и в формировании у студентов метакогнитивных способностей, которые, в свою очередь, способствуют формированию психологической готовности к профессиональной деятельности.

Для реализации вышеперечисленных функций УДК необходимо организовать эффективное и взаимосвязанное функционирование компонентов, его составляющих, что обеспечивается с помощью разработанной автором технологии обучения иностранному языку.

В качестве концептуальной основы разработанной технологии выступают педагогические условия формирования метакогнитивных способностей студентов в процессе иноязычной подготовки. Содержательная часть представлена программой обучения «Английский для студентов технических специальностей», снабженная специальным дидактическим инструментарием.

Основными моментами, характеризующими процессуальную часть технологии обучения иностранному языку с применением УДК, являются:

1. Студент выступает активным, сознательным и самостоятельным субъектом учебной деятельности. Он осознает специфику программы обучения и ее цели, активно задействован в процессах самообучения, саморазвития и самопознания.

2. Преподаватель выступает в роли помощника, консультанта, хорошо знающего личностные и индивидуальные особенности каждого студента, мотивирующего студента и дающего профессиональные рекомендации относительно повышения эффективности усвоения иностранного языка, создающего комфортные условия для самообучения, саморазвития и самопознания студентов, а также для эффективного взаимодействия между студентами.

3. Учебный процесс, основанный на субъект-субъектной схеме взаимоотношений, предполагает открытое и активное взаимодействие между участниками учебного процесса (взаимодействие студентов между собой, взаимодействие между студентами и преподавателем, преподавателями иностранного языка и преподавателями профилирующих кафедр), а также студентами и многочисленными источниками информационных ресурсов. При этом организация учебного процесса предполагает: а) гомогенное формирование групп по результатам входного тестирования; б) учет в процессе обучения склонностей

студентов к профессиональной деятельности (инженер с направленностью на исполнительскую деятельность; инженер с направленностью на творческую деятельность; инженер с направленностью на организационно-управленческую деятельность), а также особенностей их иноязычной подготовки (степени сформированности знаний, навыков и умений в различных видах речевой деятельности); в) комплексный подход к процессу обучения на коммуникативно-ситуативной основе; г) вариативность методов, приемов, форм обучения и контроля (с преобладанием парных и групповых форм работы на занятиях); д) активное применение в учебном процессе различных справочных и учебных пособий, компьютерных и мультимедийных средств обучения, включая Интернет.

В процессе опытно-экспериментальной работы оценка эффективности разработанной технологии обучения иностранному языку с применением учебно-диагностического комплекса осуществлялась сопоставлением результатов констатирующего и формирующего экспериментов в контрольных и экспериментальных группах по следующим критериям: 1) степень сформированности у студентов ме-такогнитивных способностей; 2) степень сформиро-ванности иноязычной коммуникативной компетенции студентов в соответствии с требованиями государственного стандарта; 3) желание и готовность студентов к самостоятельному совершенствованию своей языковой подготовки и активному применению полученных знаний и умений в дальнейшей учебной деятельности.

Оценка степени сформированности у студентов метакогнитивных способностей осуществлялась в процессе создания и работы студентов по индивидуальной программе самообучения с помощью специальной оценочной таблицы, разработанной на основе выявленных критериев оценки метакогни-тивных способностей. Результаты статистической обработки данных по методу А.В. Усовой [1] показали, что на этапе формирующего эксперимента значение коэффициента полноты выполнения операций в экспериментальных группах возросло в 1,7 раза по сравнению с результатами констатирующего эксперимента, что на 26 % превышает результаты контрольных групп.

Оценка степени сформированности иноязычной коммуникативной компетенции студентов осуществлялась в рамках шести контрольных срезов, реализуемых в форме разработанных автором тестов. Результаты статистической обработки данных через подсчет коэффициента усвоения знаний по методу А.А. Кыверялга [1] показали, что результаты итогового тестирования студентов экспериментальных

групп в 1,5 раза превышают результаты входного тестирования и на 14 % превышают результаты итогового тестирования студентов контрольной группы.

Анкетный опрос студентов показал высокую степень удовлетворенности предоставленным им курсом обучения, а также желание и готовность студентов к самостоятельному совершенствованию своей языковой подготовки и активному применению полученных знаний и умений в дальнейшей учебной деятельности.

Таким образом, приведенные выше результаты свидетельствуют в пользу эффективности технологии обучения иностранному языку с применением учебно-диагностического комплекса.

Разработанная технология обучения иностранному языку с применением учебно-диагностического комплекса, включающего программу обучения иностранному языку, ориентированную на профессиональное саморазвитие студентов и формирование у них метакогнитивных способностей, дидактический инструментарий, обеспечивающий реализацию данной программы и систему контроля, применяется в процессе иноязычной подготовки студентов Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники и обеспечивает эффективное формирование метакогнитивных способностей студентов и овладение ими иностранным языком.

Данная технология так же, как и методические рекомендации по разработке дидактических материалов, ориентированных на формирование мета-когнитивных способностей и развитие профессионально важных качеств студентов, могут использоваться преподавателями иностранного языка в аналогичных учебных заведениях.

Библиографический список

1. Комплексная подготовка педагога-исследователя /Под ред. В.А. Дмитриенко. — Томск.: Изд-во ТГПУ, 2001. — 290 с.

2. Общая психология. Тексты: Т.2: Субъект деятельности /Под ред. В.В. Петухова. - М.: Генезис, 2002. - С. 32-42.

3. Соколова И.Ю. Психологическое обеспечение качества образовательного процесса: Учебное пособие. — Томск: Издательство ТГПУ, 2006. — 308 с.

4. Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. — М.: Изд-во «Барс», 1997. — С. 203-215.

СВЕТЛАКОВА Инна Гавриловна, соискатель кафедры педагогики профессионального образования Института инженерной педагогики.

Статья поступила в редакцию 24.01.07 г. © Светлакова И. Г.

Книжная полка

Десяева Н.Д. Культура речи педагога: учеб. пособие / Н.Д. Десяева, Т.А. Лебедева, Л.В. Ассуирова. — 2-е изд., стер. " М.: ИЦ «Академия», 2006. " 192 с.

В пособии раскрывается риторико-стилистическая концепция курса «Русский язык и культура речи», учебный материал излагается как система знаний о речи, речевой коммуникации, риторических моделях педагогического общения. Содержание понятий дается на примерах анализа профессиональной педагогической речи различных жанров и стилей. Практические задания к каждому разделу направлены на формирование умений анализировать речь, использовать различные приемы и модели ее подготовки с учетом норм литературного языка и экстралингвистической основы речи.

Для студентов педагогических вузов различных специальностей.

Рекомендовано УМО по специальностям педагогического образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.