Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ МЕСТНЫХ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ В 1920-Е ГОДЫ В ТАМБОВСКОЙ ГУБЕРНИИ: ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ'

ФОРМИРОВАНИЕ МЕСТНЫХ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ В 1920-Е ГОДЫ В ТАМБОВСКОЙ ГУБЕРНИИ: ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
140
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАРТИЯ / СОВЕТЫ / ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЕ КОМИТЕТЫ / ВЫБОРЫ / ВЛАСТЬ / УПРАВЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ветров Павел Валерьевич, Красников Виктор Викторович

В статье на основе нормативно-правовых актов советской власти и практики их применения анализируется политика по формированию местных органов управления в Тамбовской губернии в первой половине 1920-х годов. Характеризуется структура, кадровый состав, функции и деятельность советов всех уровней и их исполнительных комитетов. Делается вывод о строгом соблюдении партийных директив в практике формирования и функционирования местной системы власти и о начале складывания к середине 1920-х годов партийно-советской системы власти на местном уровне, что, безусловно, было в рамках общероссийской политики лишь с незначительными особенностями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Ветров Павел Валерьевич, Красников Виктор Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ МЕСТНЫХ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ В 1920-Е ГОДЫ В ТАМБОВСКОЙ ГУБЕРНИИ: ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ»

П.В. Ветров В.В. Красников*

ФОРМИРОВАНИЕ МЕСТНЫХ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ В 1920-Е ГОДЫ В ТАМБОВСКОЙ ГУБЕРНИИ: ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЙ

АНАЛИЗ

Аннотация. В статье на основе нормативно-правовых актов советской власти и практики их применения анализируется политика по формированию местных органов управления в Тамбовской губернии в первой половине 1920-х годов. Характеризуется структура, кадровый состав, функции и деятельность советов всех уровней и их исполнительных комитетов. Делается вывод о строгом соблюдении партийных директив в практике формирования и функционирования местной системы власти и о начале складывания к середине 1920-х годов партийно-советской системы власти на местном уровне, что, безусловно, было в рамках общероссийской политики лишь с незначительными особенностями.

Ключевые слова: партия, советы, исполнительные комитеты, выборы, власть, управление.

Политика большевиков в отношении советского строительства в годы нэпа была направлена не только на создание органов власти, способных решать вопросы местного управления, а скорее на сохранение контроля над этими органами. Структура советских органов власти была представлена исполнительными комитетами Советов от всероссийского и губернского уровней до самого низшего уровня - деревенского сельского совета1.

По принятому ВЦИК в феврале - марте 1920 г. «Положению о сельских советах» они являлись высшими органами власти в пределах своего ведения и в границах обслуживаемой местности. Все постановления сельского совета были обязательны к исполнению для всего населения данной местности. Сельские советы образовывались в селениях, имеющих не менее 300 жителей, по одному депутату на каждые 100 человек населения, но не более 50 депутатов. Но губисполкому предоставлялось право по представлению уисполкома повышать или понижать количество депутатов, уведомляя об этом НКВД.

Выборы депутатов в сельский совет производились путем участия граждан всех селений, обслуживаемых данным сельским советом на общем

* Ветров Павел Валерьевич, кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры теории и истории государства и права Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Дежавина, Tetzvil@yandex.ru;

Красников Виктор Викторович, кандидат юридических наук, кандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры международного права Тамбовского государственного технического университета, viktor_krasnikov@list.ru

1 См. подробнее: Киселев А.С. Очередные задачи в области улучшения работы волисполкомов и сельских советов // Советское строительство. М., 1925, С. 5-15; Гурвич С.М. Сельские советы и волисполкомы в 1922-1924 гг. // Советское строительство. М., 1925, С. 50-51.

избирательном собрании или на отдельных собраниях каждого селения. Сельсовет должен был собираться не реже двух раз в месяц. Исполнительным органом сельского совета являлись: в селениях с числом жителей свыше 10000 - исполком в количестве трех членов, менее 10000 -председатель сельского совета. Отделы при сельских советах не образовывались, но в целях более широкого привлечения трудящихся к государственному управлению при сельских советах организовывались ячейки содействия РКИ, а также создавались комиссии по всем отраслям работы, состоящие из жителей села, которые имели право избираться в советы.

Председатель сельского совета был обязан выполнять все постановления высших органов советской власти и оказывать содействие ее представителям в выполнении возложенных на них задач. В частности, на председателя сельского совета возлагалась обязанность опубликовывать и разъяснять все декреты советской власти, а также привлекать к ответственности граждан за противодействия и нарушения этих распоряжений1.

Следующим звеном в системе местного государственного управления были волостные органы власти. Порядок их избрания и функционирования также определялся декретом ВЦИК, принятом в марте 1920 г. В период между волостными съездами советов высшим органом власти в границах волости и пределах его ведения являлся волисполком. В своих действиях волисполком был ответственен перед волостным съездом советов и высшими органами власти. Волисполком избирался волостным съездом советов сроком на 6 месяцев в количестве: 3 человек в волостях до 5000 жителей, 4 человек - до 10000, 5 человек - до 15000, 6-7 человек в волостях свыше 15000 жителей. Волисполком из своей среды избирал председателя, его заместителя и секретаря. В сферу деятельности волисполкома входило заслушивание предложений, докладов и отчетов председателя, отделов волисполкома, сельских советов, а также наблюдение и руководство их деятельностью, рассмотрение и разработка планов выполнения наиболее важных распоряжений высших органов власти. Волисполком мог утверждать ответственных работников в должности руководствуясь только соответствующими инструкциями центра2.

В первые годы мирного строительства местного государственного аппарата в стране, и в Тамбовской губернии в частности, органы власти на местах часто были разобщены, поэтому по постановлению Президиума ВЦИК от 27 мая 1920 г. одна треть членов уисполкомов подлежала немедленному командированию для работ в волисполкомы. Опираясь на это постановление Тамбовский губернский отдел управления указывал: «Примите меры к глубокому использованию этих командировок, к улучшению постановки работы волисполкомов, к поднятию трудовой

1 Цит. по: Собрание узаконений (СУ) РСФСР. 1920. № 11. Ст. 68.

2 Цит. по: СУ РСФСР. 1920. № 20. Ст. 108.

дисциплины и революционности в них, к искоренению дряблости и развинченности». Отчитываясь о этой работе Тамбовский губернский отдел управления в августе 1920 г. писал: «В целях установления более тесного контакта с местами все уисполкомы командировали своих членов в волисполкомы для совместной работы. Всего по губернии командировано в села 99 человек, в среднем по пять человек на уезд. Срок командировки каждого из них - двухмесячный. По истечении этого срока на смену командированным будут посланы новые представители уисполкомов. Таким образом, связь уездных, волостных, и сельских учреждений не порвется». Кроме этого в некоторых уездах, например в Козловском, уездные съезды советов в качестве мер по усилению советской работы на местах рекомендовали: «Обратить сугубое внимание на укрепление аппарата Советской власти в волостях и селениях, для чего установить самую тесную связь с местами путем инструкторского кадра»1.

Итоги первого, сравнительно мирного года советского строительства в Тамбовской губернии подвел VII губернский съезд Советов. В резолюции от 1 февраля 1921 г. «Об организационном укреплении органов Советской власти, итогах советского строительства и задачах в этой области» говорилось, что губисполкомом за время его деятельности сравнительно укреплен его внутренний организационный аппарат, поднят авторитет местной Советской власти в ряде уездов в лице председателей и президиумов исполкомов, но, отмечая все это, съезд указал и на крупные упущения, допущенные президиумом губисполкома. В частности отмечалось, что связь с местами осуществлялась только через нерегулярные совещания предуисполкомов, нет регулярного делегирования членов губисполкома на места для инструктирования, не велась борьба с канцелярской волокитой, недоверием к местам, бюрократизмом, понижением самодеятельности мест, что привело к окостенению аппаратов, не предпринимались шаги к обновлению аппаратов новыми кадрами. Таким образом, работа по созданию и укреплению низовых органов власти была признана малоэффективной, фактически съезд констатировал неудовлетворительное положение советских органов власти на местах. И не смотря на ряд предпринятых губисполкомом шагов на улучшение их состояния, оживлению их работы и кадрового состояния, требовались дальнейшие шаги по ее продолжению.

Аналогичное состояние в низовых советских органах, в свою очередь, констатировало прошедшее в апреле 1921 г. в Тамбове IV губернское совещание председателей уисполкомов, которое приняло резолюцию «Об укреплении аппаратов волисполкомов и сельсоветов». В резолюции было признано необходимым прекратить всякие самочинные действия по отношению к членам волисполкомов и сельсоветов со стороны уполномоченных и агентов, всем представителям учреждений, работающим на местах принимать участие в укреплении аппарата волисполкомов и

1 Цит. по: Советы Тамбовской губернии в годы гражданской войны. 1918-1921 гг. Сборник документов и материалов. Воронеж, 1989. С. 266-267.

191

сельсоветов, президиумам уисполкомов поднять авторитет волисполкомов и сельсоветов путем разъяснения им их прав и обязанностей, произвести точный учет работников волисполкомов и сельсоветов с их личной характеристикой и указанием классовой принадлежности для оценки работ волисполкомов и сельсоветов, установить личные доклады предволисполкома в президиуме уисполкома о положении волости примерно р|аз в месяц для более тесной связи, установить как обязательство срочные ответы волисполкомов на запросы уисполкома, обязать все отделы уисполкома и совучр|еждения отвечать на запросы волисполкомов и сельсоветов не позднее 48 часов с момента их получения, президиуму уисполкома разработать плановую работу волисполкомов1. Это же совещание пр|изн|ало необходимым перейти к организации план|овой работы всего советского аппарата н|а местах, в связи с чем устанавливался твердый распорядок исполнения в срок всех решений местных органов и р|аспор|яжен|ий ценМа2.

В январе 1922 г. было опубликовано новое «Положение о волсъездах Советов и волисполкомах». Одн|овр|емен|н1о с этим положением было принято и «Положение о уездных съездах, Советах и их исполкомах», а в ноябре 1922 г. «Положение о губер|н|ских съездах Советов и губисполкомах». Два последних положения окончательно урегулировали все ступени организации советской власти н|а местах.

По принятым положениям ср|ок действия исполн|ительн|ых комитетов всех уровней исчислялся одн|им годом. Высшим органом власти н|а территории уезда в период между съездами советов был уисполком, который подчинялся губисполкому, его пр|езидиуму и СНК. Постановления уисполкома могли быть отмен|ен|ы губерЫским съездом Советов, губисполкомом и его президиумом, ВЦИКом и его президиумом и СНК. В круг ведения уисполкома входило: производство регулярных перевыборов сельских, волостных, городских и других советов в установленные ср|оки. А также р1егуляр1н|ый созыв съездов советов. Ню р|еже одного р|аза в месяц уисполком должен был созывать расширенное уездное совещание с представителями низовых исполкомов, н|а которых он руководил ими и обсуждал р|ешен|ия нижестоящих исполкомов с точки зр|ен|ия их законности и целесообразности. Уисполком должен был проводить в жизн|ь все постановления высших ор|ган|ов власти и р|азр|абатывать мероприятия по их выполн|енмю. Согласно указанному положению уисполком имел пр|аво приостанавливать проведение в жизн|ь распоряжений отделов губисполкома, если таковые н|е соответствовали постановлениям СНК или ВЦИК и его президиума. Ню пр|иостан|овлен|ие этих распоряжений могло производиться только под коллективную судебную ответственность исполкома. О таком пр|иостан!овлен|ии и о своих сообр|ажен|иях по поводу

1 Цит. по: Советы Тамбовской губернии в годы гражданской войны. 1918-1921 гг. Сборник документов и материалов. Воронеж, 1989. С. 316-317.

2 Цит. по: Государственный архив Тамбовской области (ГАТО). Ф. Р-1. Оп. 1. Д. 284. Л. 3.

192

такого решения уисполком должен был н|емедлен|н1о сообщить президиуму губисполкома, соответствующему н|ар|одн1ому комиссару и НКВД.

Уисполком выбир|ал из своего состава президиум в количестве тр|ех человек: председателя, товарища председателя (он же заведующий отделом управления) и секретаря. В обязанности президиума входило: руководство заседаниями уисполкома и представление н|а них отчетов о своей работе; внесение проектов постановлений н|а рассмотрение исполкома; наблюдение за исполнением своих постановлений; разрешение вопросов и конфликтов, касающихся взаимоотношений между отделами уисполкома с одн|ой стор|он|ы и нижестоящими советами и исполкомами с другой стороны. Между заседаниями уисполкома пр|езидиум пользовался всеми правами, пр|едоставлен|н|ыми уисполкому. Важной функцией уисполкома было руководство выборами и перевыборами советов н|а территории уезда и наблюдение за законностью их производства.

Как общее правило устанавливалось, что уисполком и его отделы обращаются в н|ар|коматы только чер|ез губисполком и его отделы, н|о в отдельных случаях разрешалось обращаться туда н|епосредствен|н|о, н|о с обязательным направлением копии обращения в соответствующий отдел губисполкома. Обращение уисполкома в СНК и ВЦИК (или его президиум) было возможным только через НКВД1.

Последним и наиболее значимым звен|ом в структуре местных органов власти был губисполком, который также избирался н|а один год в составе н|е более 25 человек губерЫским съездом Советов. К этому числу необходимо было избрать кандидатов в член|ы губисполкома, в количестве н|е более одн|ой тр|ети его состава. Губисполком должен был созываться не р|еже одного р|аза в месяц н|а очередные заседания и н|е р|еже тр|ех р|аз в год н|а сессион|н|ые.

Сессион|н|ые заседания губисполкома имели все пр|ава губер|н|ских съездов советов, за исключен|ием пр|ава выбор|а делегатов н|а Всероссийский съезд Советов и утвер|жден|ия отчета губисполкома по исполнению местной росписи приходов и расходов. Очередные заседания губисполкома имели следующие цели: р|ешен|ие вопросов текущей деятельности президиума и отделов губисполкома; проведение в жизн|ь декретов, постановлений и р|аспор|яжен|ий центральных ор|ган|ов власти; борьба с контрреволюцией и охрана революционного порядка в губер|н|ии; руководство, направление и объединение деятельности всех, находящихся в пределах губернии, советских учреждений. Губисполкому также предоставлялось пр|аво в исключительных случаях приостанавливать проведение в жизн|ь р|аспор|яжен|ий отдельных н|ар|коматов, пр|и явн|ом н|есоответствии данных р|аспор|яжен|ий постан|овлен|ием СНК и ВЦИК, н|о опять же под коллективную судебную ответственность всего состава губисполкома и с н|емедлен|н|ым доведением своего р|ешен|ия до президиума ВЦИК, СНК и соответствующего н|ар|комата.

1 Цит. по: СУ РСФСР. 1922. № 10 (I). Ст. 91.

193

Губисполком также имел пр|аво давать заключение и объяснения по всем представлениям, обращаемым к цен|тр|альн|ой власти; издавать обязательные постановления н|а осн|ован|ии специальных узаконений; отменять и изменять постановления и р|аспор|яжен|ия всех подведомственных учреждений губернии, противоречащие существующим законам и распоряжениям цен|тр|альн|ой или губер|н|ской власти; кон|тр|олир|овать и ревизовать деятельность всех правительственных учреждений; принимать жалобы и протесты от всех подведомственных органов, исполкомов и частных лиц; н|азн|ачать, смещать и н|алагать дисциплинарные взыскания и предавать суду всех служащих губисполкома, подведомственных ему учреждений, нижестоящих исполкомов и их президиумов. Кр|оме того, в области управления, губисполком мог устанавливать и изменять ср|оки созыва нижестоящих съездов советов, выборов и перевыборов нижестоящих советов и исполкомов, кассировать выборное производство и отменять его.

Губисполком из своего состава избирал президиум в количестве н|е более 7 человек, который состоял из председателя, его заместителя, секретаря и член|ов. Основной обязанностью президиума была подготовка дел к очер|едн|ым и сессионным заседаниям губисполкома. Дела, подлежащие обсуждению президиума, решались простым большинством голосов. Президиуму предоставлялось пр|аво накладывать административные и дисциплинарные взыскания н|а государственных служащих за различные пр|оступки. В случаях, н|е терпящих отлагательства, председатель был впр|аве сам принимать мер|ы, предоставленные президиуму, н|о также был обязан доложить ему о своих действиях в ближайшее его заседание1.

Таким обр|азом, система государственной власти н|а местах была стр|ого структурирована советами различных ур|овн|ей. Причем, это была строгая вертикаль власти, потому что никаких отношений «по-гор|изон|тали» губисполкомов, уисполкомов, волисполкомов, а также городских и сельских советов между собой н|е предусматривалось, так как такие отношения могли создавать угрозу потери кон|тр|оля центральной власти н|ад местами. Существовала боязнь появления оппозиционных н|астр|оен|ий, которые могли бы р|аспр|остр|ан|яться, если бы контакты губер|н|ий между собой были р|азр|ешен|ы н|апр|ямую. Все взаимодействия должны были осуществляться только чер|ез вышестоящие ор|ган|ы власти, с обязательным ин|фор|мир|ован|ием губисполкома о любом таком обращении. Пр|ин|ятые ВЦИК в ян|вар|е 1922 г. «Положения» о деятельности губер|н|ских, уездных, волостных и сельских советов сыгр|али важную р|оль в упорядочивании их р|аботы. Была стр|ого определена н|овая структура и порядок образования исполкомов, а также пр|ава и обязанности их член|ов. Положения также расширили пр|ава советов и их исполкомов в сфере хозяйственного и культурного строительства.

1 Цит. по: ГАТО. Ф. Р-1. Оп. 1. Д. 388. Л. 3-9.

194

Чувствуя излишнюю громоздкость и неэффективность сформированного местного аппарата упр|авлен|ия, в сер|един|е 1922 г. президиум ВЦИК и СНК пр|ин|имают р|яд постан|овлен|ий «Об упрощении Советского аппарата»1. Так значительно сокращалось количество отделов в уисполкомах. Вместо существовавших девяти отделов: управления, земельного, военного, н|арюдн|ого образования, тр|уда, продовольствия, фин|ан|сового, здравоохранения и местного хозяйства, создавалось только тр|и отдела: экономический, административный и гуманитарный. Каждый отдел делился н|а упр|авлен|ия. В экономическом отделе было шесть упр|авлен|ий, в административном - девять, в гуман|итар|н|ом - четыр|е. Каждое упр|авлен|ие подр|азделялось н|а отделения. Во главе упр|авлен|ий стояли н|ачальн|ики, н|азн|ачен|ие и увольнение которых производилось уисполкомом или его президиумом по представлению заведующего соответствующим отделом с ведома соответствующего губотдела. Заведование административным отделом возлагалось н|а товарища председателя уисполкома, экономическим и гуман|итар|н|ым отделами н|а членов уисполкома по избр|ан|ию последнего. Председатель и секретарь уисполкома никаких ин|ых обязанностей н|е н|если. Председатель губисполкома имел пр|аво дать отвод заведующему тем или ин|ым отделом уисполкома2.

Исходя из поставленной пленумом губкома задачи и н|ачала упрощения советского аппарата, предпринятым высшим руководством, в Тамбовской губернии также начались преобразования в аппарате власти. В связи с установленными новыми нормами количественного состава членов исполкомов было определено, что каждый уисполком должен иметь в своем составе н|е более 11 член|ов. Ни один из 12 уисполкомов губер|н|ии н|е соответствовал вн|овь положенному штату работников. Число членов колебалось от 15 до 20 человек н|а уисполком. По этой реформе необходимо было вместо имеющегося общего числа в 212 членов сократить его до 1323. Но и в пределах нового количества необходимы были изменения. Губисполкомам была представлена возможность увеличивать или уменьшать пр|едельн|ое число членов уисполкома для отдельных уездов, в зависимости от величины уезда, н|о н|е превышая общую установленную для губернии цифру.

Опираясь н|а эти решения губернский отдел управления предложил р|азбить все уезды губер|н|ии н|а тр|и группы, давая таким обр|азом н|екотор|ым уездам увеличенное, а некоторым уменьшенное количество членов против установленной пр|едельн|ой цифры. К пер|вой группе были отн|есен|ы уезды с

1 См. подробнее: Лужин А., Резунов М. Низовой советский аппарат. М., 1929, С. 18-20; Сапронов Т. Об упрощении аппарата уисполкомов. М., 1923, С. 53; Владимирский М.Ф. Организация советской власти на местах. М., 1921, С. 78; Каганович Л.М. Местное советское самоуправление: строительство советской власти на местах. М., 1923, С. 43-45.

2 Цит. по: ГАТО. Ф. Р-1. Оп. 1. Д. 379. Л. 764.

3 Цит. по: ГАТО. Ф. Р-1. Оп. 1. Д. 379. Л. 772.

195

большим количеством н|аселен|ия и территорией, что вызывало н|екотор|ые трудности в р|аботе уисполкомов. В связи с этим Борисоглебский, Кир|сан|овский, Козловский и Мор|шан|ский уезды получили штат в 13 член|ов уисполкома. Ко втор|ой группе относились уезды со ср|едн|им количеством н|аселен|ия: Усман|ский, Шацкий, Лебедян|ский и Тамбовский. Он|и получили по 11 член|ов уисполкома. Ню Тамбовский уезд был отн|есен к этой группе потому, что н|аходился в лучших условиях, ввиду близости к губернскому центру, а Лебедян|ский, н|аобор|от, исключительно из-за своей слабой р|аботы. К третьей группе были отн|есен|ы Елатомский, Липецкий, Спасский и Темн|иковский уезды из-за меньшего количества волостей и территории, в связи с чем им было опр|еделен|о по 9 член|ов уисполкома1.

Ситуация тр|ебовала изменений и в волостных и сельских советах, так как в течение всего 1922 г. н|аладить р|аботу в н|их н|е удавалось. Пр|ичин|ы этого были р|азн|ыми и ор|ган|изацион|н|ая слабость самих советов, и их безавтор|итетн|ость у р|ядового н|аселен|ия дер|евн|и. Так, в резолюции от 15 июля 1922 г. «О положении в волостных и сельских советах» Темн|иковского уезда говорилось: «Дабы поднять авторитет как волостн|ой, так и сельской власти н|и в коем случае н|е допускать сельских и волостных сходов, всем волисполкомам ...повести с ними беспощадную борьбу, все свои р|аспор|яжен|ия проводить чер|ез заседания сельских советов, н|а заседания допускать член|ов сельских советов, можн|о допускать и избирателей с правом совещательного голоса, н|о н|и в коем случае н|е предоставлять им пр|аво решающего голоса. Учитывая общую слабость р|аботы сельских советов, обязать волисполкомы н|а каждое заседание сельских советов волости командировать член|а волисполкома, пр|и такой системе легче будет поднять авторитет сельских советов»2. Приведенный документ свидетельствует, что в ситуации, когда сельские советы из-за своей слабости н|е являлись авторитетной властью в дер|евн|е, жители пытались р|ешить все н|асущн|ые вопросы чер|ез уже пр|ивычн|ые им сельские сходы, которые явн|о противопоставлялись советским ор|ган|ам местн|ой власти, поэтому ясн|о стр|емлен|ие большевиков н|е только н|едопустить таких явлен|ий, н|о и насколько возможно ограничить проявления активности местных жителей, н|е имеющих пр|ава по советским законам активн|о участвовать в пр|ин|ятии р|ешен|ий.

Были попытки повысить эффективность р|аботы исполкомов и путем увеличения количества работников. Постановлением IX Всероссийского съезда Советов «О Советском строительстве» губисполкомам было предоставлено пр|аво разрешать некоторым волостям, пр|и н|аличии к тому деловых аргументов, иметь четвертого член|а волисполкома. В частности, в Тамбовской губернии отдельным волостям Борисоглебского, Кир|сан|овского и Мор|шан|ского уездов (всего около 10 волостей пр|и общем количестве 361)

1 Цит. по: ГАТО. Ф. Р-1. Оп. 1. Д. 379. Л. 769.

Цит. по: Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ). Ф. 393. Оп. 35. Д. 407. Л. 214.

было разрешено иметь четвертого член|а волисполкома. Главной мотивировкой в этих случаях была обширность территории волости и большая, по сравнению с другими, ее населенность. Однако, н|а практике было выясн|еню, что существен|н|ой пользы от четвертого член|а волисполкома н|е было, так как и в таких волисполкомах наблюдалась слабая р|абота. Учитывая это обстоятельство, в н|оябр|е 1922 г., уисполкомам было пр|едложен|о придерживаться один|аковой для всех волостей н|ор|мы состава волисполкома в три члена без каких-либо исключений1.

Состоявшееся в мае 1923 г. губер|н|ское совещание председателей волисполкомов кон|статир|овало «идейный и политический р|ост волисполкомов» по сравнению с предыдущими годами, н|о также было отмечено, что «...председатели, являющиеся ответственными за состоян|ие волости, н|е осуществляют в полн|ой мер|е своей власти, н|е проявляют административной твердости в своих распоряжениях, в результате чего наблюдаются случаи пренебрежительного отношения различных находящихся н|а территории волости органов и должностных лиц к р|аспор|яжен|иям волисполкома, чем подрывается его пр|естиж». В целом же, ан|ализир|уя деятельность волисполкомов говорилось: «Авторитет волисполкомов в общем н|е стоит н|а должн|ой высоте. Отделы уисполкомов, нарушая прерогативы волисполкома, как верховного ор|ган|а советской власти н|а территории волости, допускают издание разного р|ода приказов и предписаний, н|а что без утвер|жден|ия уисполкома н|е имеют никакого пр|ава. Отсутствует план|овая р|абота и регулярные заседан|ия волисполкомов по вопросам местной жизни. Недостаточный со стор|он|ы волисполкома надзор и руководство работой сельских советов, недостаточное ин|структир|ован|ие волисполкомов со стор|он|ы уездн|ого отдела управления». В связи со сложившейся ситуацией было р|ешен|о: «Провести принцип единого подчинения волисполкомов уисполкому путем передачи всех р|аспор|яжен|ий, касающихся волисполкомов только чер|ез уездный отдел управления. Губер|н|скому и уездн|ым отделам управления повести чер|ез исполкомы кампан|ию за всемер|н|ое укр|еплен|ие волаппар|ата. Уездн|ые отделы управления должны разработать кон|кр|етн|ые план|ы р|абот для волисполкомов уезда на полгода»2.

В 1924-1925 гг. в Тамбовской губернии велась работа по укрупнению волостей и сельских советов. Укрупн|ен|ия, по мн|ен|ию их организаторов, должны были повысить эффективность работы ор|ган|ов власти н|а местах. В соответствии с поставленными задачами специально создан|н|ая в 1924 г. губер|н|ская административная комиссия разработала «Пр|ин|ципы, положенные в осн|ову р|аботы по укрупн|ен|ию сельских советов». Основными целями укр|упн|ен|ия были: упрощение и улучшен|ие связи волисполкомов с сельсоветами и сельсоветов с населением, а также

1 Цит. по: ГАТО. Ф. Р-1. Оп. 1. Д. 380. Т. 2. Л. 980.

2 Цит. по: Государственный архив социально-политической истории Тамбовской области (ГАСПИТО). Ф. 840. Оп. 1. Д. 2240. Л. 33.

сокр|ащен|ие р|асстоян|ия до сельсоветов для н|аселен|ия. Согласн|о «Пр|ин|ципам» н|овый сельсовет должен пр|едставлять собой «концентрацию соседн|их между собой н|аселен|н|ых пун|ктов, расположенных н|а небольшом р|асстоян|ии один от другого, вокруг центрального или хотя бы окр|аин|н|ого пун|кта, н|о связан|н|ого удобным путем с остальными пунктами, более крупный по н|аселен|н|ости, более мощный экономически и вообще более подходящий для центра сельсовет по сравнению с другими пунктами».1 Одн|ако, почти по всем уездам губер|н|ии, пришлось делать отступления от принятых в «Принципах» н|ор|м. Главным обр|азом он|и коснулись ср|едн|ей уездн|ой н|ор|мы жителей сельсовета. Практически везде он|а была сн|ижен|а, так как с приближением к н|ей пришлось бы зн|ачительн|о пр|евышать н|ор|му р|асстоян|ия населенных пунктов от сельсовета. Укрупнение сельсоветов позволило в общем сократить штат р|аботн|иков н|а 19%. Существовавший в губер|н|ии аппарат в 1665 сельсоветов имел штат из 3330 человек (минимальный штат из расчета председатель и секретарь н|а сельсовет, а в действительности он был больше, так как некоторые крупные сельсоветы вводили в штат дополнительных сотрудников). Штат же укрупненных сельсоветов 700-720 н|а губер|н|ию предполагал общую цифру в 2724 работника. Укрупнение же волостей должно было дать по губер|н|ии сокращение с 264 волисполкомов до 92 укрупненных .

Ню очер|едн|ая попытка улучшить ситуацию в сфер|е местного управления н|е дала значительных результатов. В декабре 1925 г. власти были вынуждены пойти н|а обратную р|еор|ган|изацию ор|ган|ов местного управления, так как он|и оказались «из-за подор|ван|н|ости хозяйства», экономически н|е в состоянии, содержать низовой советский аппарат в том штате, который существовал до 1 ян|вар|я 1925 г. Это сначала привело к необходимости укрупн|ен|ия волостей и сельсоветов, соответственно с 264 до 92 (н|а 64%) и с 1634 до 700 (н|а 60%), что дало большое сокращение служащих в низовом аппарате. Ню год практической р|аботы сельсоветов в н|овом р|ежиме и р|яд обследований показал, что «укрупн|ен|ие сельсоветов в общем дало отрицательные результаты, оторвало их от населения и создало ряд препятствий для оживления работы сельсоветов» . В результате этих негативных явлений Тр|етья расширенная сессия губисполкома с участием представителей волисполкомов и сельсоветов в июле 1925 г. призн|ала необходимость провести полное р|азукрупн|ен|ие сельсоветов, с условием, что каждый населенный пун|кт, с числом жителей н|е мен|ее 300, мог иметь свой сельсовет. Одн|ако, учитывая тяжелое положение местного бюджета, р|азукрупн|ен|ие должно было проводиться постепенно, н|ачин|ая с 30% в 1925 г. В целом по губернии количество сельсоветов увеличивалось н|а 32% с 701 до 9304.

1 Цит. по: ГАСПИТО. Ф. 840. Оп. 1. Д. 2342. Л. 11.

2 Цит. по: ГАСПИТО. Ф. 840. Оп. 1. Д. 2314. Л. 4.

Цит. по: Бюллетень Тамбовского губисполкома. № 4. 1925. С. 2-3.

4 Цит. по: Бюллетень Тамбовского губисполкома. № 4. 1925. С. 5.

198

Для согласования работы хозяйственных учреждений постановлением VIII Всероссийского съезда Советов, в декабр|е 1920 г., предусматривалось создание губер|н|ских, уездных, волостных и сельских экономических совещаний. Экономические совещания состояли из председателя исполкома, заведующих отделами исполкома, председателей других учреждений и ведомств с правом решающего голоса, по вопросам, отн|есен|н|ым к ведению соответствующего учреждения, ведомства. В сферу деятельности губер|н|ских экономических совещаний входило утверждение губер|н|ских хозяйственных планов, рассмотрение хозяйственных договоров с кооперативами, артелями, наблюдение за правильным и целесообразным использованием всех материальных р|есур|сов губернии, р|егулир|ован|ие использования рабочей силы и др|.

Действовавшее с 1921 г. пр|и Тамбовском губисполкоме губер|н|ское экономическое совещание, существовало н|а правах комиссии губисполкома. Ее функциями было согласование, регулирование и руководство деятельностью всех местных хозяйственных органов н|а тер|р|итор|ии губер|н|ии. Губер|н|ское экономическое совещание было ответственно пер|ед губисполкомом за точное выполнение его директив и заданий, в то же вр|емя являясь местным исполнительным ор|ган|ом Совета Трудовой Обор|он|ы он|о отвечало за своевременное исполнение всеми губернскими экономическими ор|ган|ами его постановлений. Постановления и р|аспор|яжен|ия совещания были обязательными для всех местных органов, н|о могли быть отмен|ен|ы губисполкомом, его президиумом и Советом Трудовой Обороны. Председателем экономического совещания губернии являлся председатель губисполкома.

Значительную р|оль в структуре местных государственных органов власти занимал Губер|н|ский отдел управления. В его функции входило организация органов местного управления нижестоящих исполкомов и советов, и наблюдение за их деятельностью в качестве исполнительного аппарата президиума губисполкома; административное управление губер|н|ией; наблюдение за проведением в жизн|ь всех постановлений административного характера и даже пр|инужден|ие к их выполнению и н|аложен|ие административных взысканий, а в соответствующих случаях и возбуждение судебного преследования за их невыполнение1. В Тамбовской губер|н|ии, по данным губернского отдела управления н|а 1922 г., твердая номенклатура была установлена в количестве 398 человек н|а всю губернию. В том числе: н|а губисполком - 13 человек, н|а губер|н|ский отдел управления - 49, н|а уисполкомы - по 8 человек и н|а уездные отделы управления - по 20 человек.2 Но, в первую очередь финансовые трудности, вызвали в начале года постан|овлен|ие IX Всероссийского съезда Советов «Об упрощении волостного аппарата». «Упрощением» в очередной р|аз называлось

1 См. подробнее: Грызлов П., Хрунов М. Вся Тамбовская губерния: Справочная книга на 1923 год. Тамбов, 1923, С. 36.

2 Цит. по: ГАРФ. Ф. 393. Оп. 35. Д. 407. Л. 398-400.

199

сокр|ащен|ие штатов в низовых, и без того слабых исполкомах. Съездом было пр|едложен|о ликвидировать все отделы волисполкомов и создать вместо н|их общее делопроизводство, а также сократить число членов волисполкомов до тр|ех человек. Канцелярский аппарат волисполкомов губер|н|ии сократился в общем до 2200 человек, а состав их членов до 1092 человек. Н|о, как показала практика, это н|е улучшило общего финансового положения волисполкомов. По пр|ин|ятому постановлению н|а государственном бюджете оставлялись только тр|и член|а волисполкома, остальной состав (весь технический аппарат) переводился н|а местное содержание, н|о и н|а тр|ех членов средств н|е поступало. Фактически НКВД переводил кредит н|а содержание только одного член|а волисполкома, и то с большим опозданием. Результатом такой ситуации стало пр|екр|ащен|ие деятельности р|яда волисполкомов, «служащие разбегаются». Чтобы вывести волисполкомы из этого положения губер|н|ский отдел управления добился санкции президиума губисполкома (постановление от 24 мар|та 1922 г.) н|а введение обложения местного населения н|атур|ой и деньгами, как вр|емен|н|ой, исключительной мер|ы. Эта мер|а несколько улучшила финансовую ситуацию в волисполкомах, н|о полностью н|е могла р|ешить проблему, и, вскор|е была отмен|ен|а в связи с введением подворного н|алога. В целом штат бал сокращен с 398 до 338 человек. Волисполкомов насчитывалось в губер|н|ии - 363, сельских единиц -4197, из н|их с самостоятельными сельскими советами - 2708. Остальные частью объединялись с соседними сельсоветами, а частью самоупр|авлялись (согласно ст. 57 Конституции 1918 г.). Общее число членов сельсоветов -12130 человек. Н|есмотр|я н|а попытки стабилизировать деятельность низовых советов, а также отделов управления, слабость их работы была очевидна, и вин|ой тому н|е только фин|ан|совые трудности, н|а которые часто ссылались местные власти. В обзор|е деятельности губер|н|ского отдела управления н|апр|имер говорилось: «Слабость р|аботы отделов управления объясняется, главным обр|азом неустойчивостью руководителей отделов, частой их сменой и малоопытн остью»1.

В кон|це 1923 г. было р|ешен|о упразднить губер|н|ский отдел управления. Взамен организовывался административный отдел губисполкома, который н|ачал действовать с 1 ян|вар|я 1924 г. Он включал в себя н|е только бывший отдел управления, без ор|ган|изацион|н|ых функций последнего, н|о и н|а пр|авах подотделов бывшие управления губер|н|ской милиции, уголовного розыска и ин|спектор|а мест заключения. Штат сотрудников нового отдела был сокращен еще н|а 15 человек. Состав аппарата отдела к кон|цу 1924 г. был следующим: по социальному происхождению - рабочие - 12,5%; крестьяне - 70,5%; прочие - 17%. По партийности - членов и кандидатов Р|КП(б) - 19,2%; беспартийных - 80,8%. Отмечалось увеличение партийного влияния, так как р|ан|ее коммунистов в отделе насчитывалось 16,4%. Работа вн|овь созданного отдела, в 1924 г., представляла собой «Руководство местами путем издания приказов,

1 Цит. по: ГАРФ. Ф. 393. Оп. 35. Д. 407. Л. 403.

200

руководящих циркуляров, даче р|азъясн|ен|ий по запросам и в инструктировании и инспектировании подотчетных мест и лиц»1.

В феврале 1920 г. по инициативе В.И. Лен|ин|а был создан Наркомат р|абоче-кр|естьян|ской инспекции (Р|КИ). Специфика Наркомата была в том, что он являлся государственным ор|ган|ом, осуществлявшим контроль н|ад деятельностью всех н|ар|коматов и их отделов н|а местах, с привлечением к этому контролю р|абочих, крестьян и других трудящихся. Привлекая н|ар|одн|ые массы к контролю н|ад деятельностью государственного аппарата советская власть хотела р|ешить р|яд важн|ейших задач: создать возможность трудящимся р|еальн|о участвовать в управлении делами государства, однювременЫо обучив азам управления рабочих и кр|естьян|, а также поставить под их контроль значительную часть государственного аппарата. Деятельность Р|КИ распространялась н|а все ор|ган|ы государственного аппарата2.

Создан|н|ый с целью постоянного контроля н|ад государственным аппаратом, н|аркомат Р|КИ, р|ешая поставлен|н|ую задачу вовлечен|ия в ин|спекцион|н|о-р|евизион|ную деятельность широких масс тр|удящихся, создавал н|а местах свои местные ор|ган|ы, которые включали в себя ячейки содействия, участковые отделения, уездные и губернские инспекционные ор|ган|ы. Чер|ез эти ор|ган|ы тр|удящиеся должн|ы были осуществлять контроль н|ад властными структурами, целью которого было достижение того, «чтобы государственная власть, переданная в руки части трудящихся, н|е р|асхищалась бы отдельными лицами, чтобы он|а из р|ук трудовых элемен|тов не переходила бы в руки ответственных чиновников» .

В Тамбовской губернии организация органов РкИ началась с 1 марта

1920 г., их система состояла из губер|н|ской Р|КИ, 11 уездных, 28 участковых отделений, а также столов жалоб и заявлений в волостях и ячеек содействия. В штате числилось 159 человек, из которых только 8 (5%) были коммунистами. В дальнейшем штат значительно расширился: к 1 октября

1921 г. из 2955 положенных сотрудников губер|н|ская РкИ насчитывала 1394 работника (47%)4. Проблема кадров вынуждала руководителей РКИ часто обращаться в губком Р|КП(б) с вопросом об усилении аппарата коммунистами, н|о в условиях повсеместного кадрового дефицита все решалось лишь откоман|дир|ован|ием 1-2 человек. Это вынуждало прибегать к помощи подотдела принудительных р|абот, созданного для таких целей, -откуда н|а низшие служебные должности привлекались заключенные.

Штатн|ое количество сотрудников н|ар|комата РкИ было установлено в 12000 человек. Свер|х этого числа по административному и инспекторскому аппарату РкИ были утвер|жден|ы постоянные штаты в 2000 рабочих,

1 Цит. по: ГАСПИТО. Ф. 840. Оп. 1. Д. 2342. Л. 98-100.

См. подробнее: Муругов И., Колесников А. Аппарат низовых советских органов: по материалам обследования НК РКИ. М.-Л., 1926, С. 59-61.

3 Цит. по: ГАТО. Ф. Р-1. Оп. 1. Д. 264. Л. 112.

4 Цит. по: ГАТО. Ф. Р-1. Оп. 1. Д. 264. Л. 115.

201

делегированных с предприятий для инспекторских р|абот в Р|КИ с оплатой за счет предприятия, н|а ср|ок р|аботы н|е более 4 месяцев. Р|КИ было пр|едоставлен|о пр|аво привлекать для участия в массовых обследованиях в течение года 50000 рабочих и крестьян н|а ср|ок н|е более 7 дн|ей для каждого1.

Аппарат Тамбовской губернской РкИ состоял из заведующего, его заместителя и помощника. В структуру входило тр|и подотдела: управления делами, состоящее из админ|истр|ативн|о-хозяйствен|н|ой секции, отчетн|о-ин|структор|ской секции, бюр|о жалоб и юр|искон|сульта; экономического подотдела, состоящего из техника промышленной секции, продовольственной секции, финансовой секции и секции труда; админ|истр|ативн|о-обществен|н|ого подотдела, состоящего из админ|истр|ативн|о-воен|н|ой секции, секций пр|освещен|ия, здравия и социального обеспечения2.

Тамбовская губер|н|ская Р|КИ н|е р|аз ходатайствовала об образовании в своем составе постоянной промышленной гр|уппы, что было отступлением от принятой структуры местных ор|ган|ов Р|КИ. Такие ходатайства обосновывались тем, что, по мн|ен|ию тамбовских руководителей РкИ, н|есмотр|я н|а то, что промышленность губернии по ср|авн|ен|ию с земледелием р|азвита слабее, в губер|н|ии сосредоточен р|яд кр|упн|ых промышленных предприятий, имеющих общегосударственное и губер|н|ское зн|ачен|ие. Общее количество учр|ежден|ий и предприятий подкон|тр|ольн|ых Тамбовской губер|н|ской Р|КИ - 5839. По секциям он|и распределялись следующим обр|азом: промышленная - 340 учреждений и предприятий, сельскохозяйственная - 983, финансовая - 145, труда - 47, просвещения -3083, здр|авоохр|ан|ен|ия и социального обеспечения - 307, админ|истр|ативн|о-военУая - 888 и 46 соответственно. Промышленные предприятия, имеющие общегосудар|ствен|н|ое зн|ачен|ие: Мор|шан|ская, Р|жен|ская и Воловская текстильн|ые фабрики, Сасовский кан|атн|о-пен|ьковый завод, тр|и кожевен|н|ых завода, Липецкий металлический завод, спир|то-тр|ест (7 заводов), сахар|о-трест (5 заводов). Кр|оме того, были выделен|ы предприятия губернского зн|ачен|ия: тр|и сукон|н|ые фабрики, кошмовальн|о-войлочн|ый

-5

завод, три крахмально-паточных завода, торфяные предприятия (Губторф) .

Наркомат Р|КИ, пр|оводя ан|ализ деятельности местных ор|ган|ов инспекции за период их реорганизации, разделил все инспекции н|а четыре группы по организации их деятельности и соответствию степени их перехода к н|овым методам р|аботы. К пер|вой группе относились инспекции, продолжающие вести р|аботу старыми методами, то есть опирающиеся только н|а директивы цен|тр|а. Ко второй группе - инспекции, отказавшиеся от р|яда узких кон|тр|ольн|о-р|евизион|н|ых р|абот и сократившие свое участие

1 Цит. по: СУ РСФСР. 1922. № 32 (I). Ст. 384.

2 См. подробнее: Грызлов П., Хрунов М. Вся Тамбовская губерния: Справочная книга на 1923 год. Тамбов, 1923, С. 36.

3 Цит. по: ГАРФ. Ф. 374. Оп. 4. Д. 35. Л. 252.

202

в мелких инспектированиях (инспекции этой группы н|ачин|али переходить н|а план|овый кон|тр|оль). К тр|етьей гр|уппе отн|осились инспекции, которые вели р|аботу переходного хар|актер|а или н|ачин|ающие работать по-н|овому. К последней, четвертой группе инспекций, к которой относились в частности Тамбовская, Воронежская, Орловская и р|яд других, относились инспекции, работающие «определенно в духе новых задач», то есть, н|е прекращая р|аботу пр|ежн|его хар|актер|а, он|и н|аладили совместн|ую работу с контрольными комиссиями - органами партийного контроля1. В кратком обзор|е «О состоянии и деятельности местных ор|ган|ов Р|КИ за период реорганизации» говорилось, что: «Тамбовская губерЫская Р|КИ совершенно отказалась от мелочной и узкой кон|трольн|о-ревизион|н|ой работы и значительно сократила участие в заседаниях и совещаниях. Для реализации ревизионных материалов Тамбовская губерЫская Р|КИ прибегла к устройству совещаний с представителями подотчетных учреждений и профсоюзов, а также к выступлениям с докладами и содокладами в президиуме и пленуме губисполкома», н|о тут же отмечалось, что «р|абота вышеописанного характера является только частью р|абот Тамбовской губернской РКИ, в которой до сих пор много старого .

Ню пер|вон|ачальн|о, задания, получаемые местными ор|ган|ами РКИ, вызывали у их руководителей н|епон|иман|ие кон|кр|етн|ых целей и задач создания этого ор|ган|а, потому что он|и часто носили мелочный характер, например: проверить сведения о н|аличии обоев, расследовать пр|ичин|ы ссор|ы член|а губисполкома с разными лицами, выяснить причины бесцельного прогона лошадей за сен|ом и т.п. Постепенно характер р|аботы Р|КИ мен|ялся, хотя по-пр|ежн|ему преобладающими были «мелкие» инспекции. Как следует из докладов Тамбовской губернской Р|КИ, в р|аботе преимущественЫо использовался кон|трольн|о-р|евизион|н|ь1й метод, котор|ый включал в себя проведение ревизий и обнаружение дефектов, по поводу которых давались инструкции и предложения об их устр|ан|ен|ии. За пер|вую четверть 1923 г. было проведено 121 обследование и сделано 92 инструктивных указания. Особо отмечался заведующий Р|КИ М.В. Смирнов, который ввел организацию разъездн|ых инспекционных групп,

"5

действующих по всей губернии .

Несмотря н|а некоторую положительную картину отчетов, деятельность Р|КИ в целом н|е оправдывала возложен|н|ых н|е н|ее задач, сказывался постоянный дефицит кадр|ов, многочисленные «обойн|ые» дела, возлагаемые н|а ин|спекцию. Проблема формирования государственного аппарата была затронута н|а XII съезде Р|КП(б) и В.И. Лен|ин|, и Л. Д. Троцкий н|е р|аз ее озвучивали. Создание качественно нового государственного аппарата стало одной из задач, поставленной съездом. Так, в докладе Л.Д. Троцкого н|а Всеукр|аин|ской конференции Р|КП(б)У 5 апр|еля 1923 г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 Цит. по: ГАРФ. Ф. 374. Оп. 4. Д. 35. Л. 56.

2 Цит. по: ГАРФ. Ф. 374. Оп. 4. Д. 35. Л. 107.

3 Цит. по: ГАРФ. Ф. 374. Оп. 4. Д. 35. Л. 213-214.

203

говорилось: «В последних статьях В.И. Лен|ин пишет пр|о н|аш государственный аппарат, что он очен|ь близок к цар|скому аппар|ату -помазан|н|ый, пер|екр|ашен|н|ый н|а советский лад старый бюрократический аппар|ат, он выр|ос н|а осн|ове Советов - лучшей фор|мы представительства трудящихся масс, руководимых партией, и вдруг создается аппар|ат, который н|е отличается от цар|ского аппар|ата». Слабость государственного аппар|ата и вытекающие из н|ее многочисленные н|едостатки откр|ыто пр|изн|авались руководителями пар|тии, в том числе и Л.Д. Троцким: «Мы все, потому что мы н|е умели и н|е умеем делать многого, вынуждены и часто привлекать тех, которые умеют или умеют только наполовину, а хотят делать только н|а четверть, а иногда и вовсе н|е хотят и делают н|а минус 100%. Ниш аппарат состоит из молодого, н|о совер|шен|н|о неопытного коммуниста из безразличного делопроизводителя и седовласого спеца, который занимается саботажем»1.

Ни XII съезде Р|КП(б) было р|ешен|о преобразовать систему контроля в государстве, усилив ее чер|ез объединение с ор|ган|ами партийного кон|тр|оля - контрольными комиссиями (КК). Рассматривая р|аботу Р|КИ в целом, партийные руководители пришли к выводу, что «только сближение с КК дает местным ор|ган|ам РкИ возможность сколько-нибудь н|аладить свою р|аботу, там же, где этого сближения н|ет, РкИ остается мер|твым бюрократическим учр|ежден|ием». В процессе р|еор|ган|изации губер|н|ские Р|КИ должны были как можн|о быстрее отказаться от мелочной и узкой работы, наладить связь с КК и перейти на плановую работу2.

В декабре 1923 г. были установлены н|овые сокращенные штаты Р|КИ. Тамбовская губерния получила штат в 30 человек . При такой структуре инспекция делилась н|а секретариат и два бюр|о - оперативное и по улучшению госаппарата. Но уже в январе 1924 г. сотрудники Тамбовской Р|КИ «в целях улучшения аппарата» были распределены по отраслям работы н|а следующие отделы: административный, секретариат, оперативное бюр|о, бюр|о н|аучн|ой ор|ган|изации тр|уда и бюр|о жалоб. Особое вн|иман|ие стало уделяться бюр|о жалоб, котор|ое приобрело статус главного инструмента в бор|ьбе против государственных злоупотр|еблен|ий. Так, Нир|комат Р|КИ СССР в февр|але 1924 г. своей ближайшей задачей определил «широкую пропаганду ср|еди трудящихся о целях и зн|ачен|ии р|абот бюр|о жалоб по устр|ан|ен|ию бюр|окр|атизма, волокиты и других дефектов и недочетов советского аппарата и кон|кр|етн|ому осуществлению борьбы с указанными дефектами и недочетами». Бюр|о жалоб Тамбовской Р|КИ с 1 ян|вар|я по 1 апр|еля 1924 г. р|ассмотр|ело 86 жалоб и возбудило 860 уголовных дел. Ин|кр|имин|ируемые преступления распределились следующим обр|азом: присвоение и растрата государственных средств - 186 дел,

1 Цит. по: ГАСПИТО. Ф. 840. Оп. 1. Д. 1875. Л. 11.

2 тт

См. подробнее: Иконников С.Н. Создание и деятельность объединенных органов ЦКК -РКИ в 1923-1934 гг. М., 1971, С. 90-95.

3 Цит. по: ГАРФ. Ф. 374. Оп. 4. Д. 34. Л. 25.

бесхозяйственность - 128, служебные подлоги - 116, развал предприятий -110, халатное отношение к службе - 108, бездействие власти - 107, злоупотребление властью - 1051.

Преобразование контрольного аппарата государства свидетельствовало о проявлении авторитарной тенденции в управлении стр|ан|ой и пр|он|икн|овен|ии партийной идеологической установки во все сферы жизн|и общества. Слияние ор|ган|ов партийного и государственного контроля было очевидным шагом в цепи событий, который характеризуется постепенным слиянием партийных и государственных ор|ган|ов в целом. В дальнейшем р|абота объединенных органов партийню-государственЫого контроля и их местных отделений КК - Р|КИ была переориентирована н|а достижение главн|ой задачи - тотального контроля н|ад деятельн|остью всех партийных и советских органов власти.

Созданную в н|ачале 1920-х гг. большевиками систему государственной власти в лице советов и их исполнительных комитетов можно охарактеризовать лишь как н|омин|альн|о-самостоятельную структуру. Особенно это заметно н|а р|аботе местных ор|ган|ов власти, главной функцией которых была н|е разработка и реализация необходимых р|ешен|ий в своей области, а проведение в жизн|ь партийных постановлений. На местном ур|овн|е хор|ошо заметен процесс постепенного ср|ащиван|ия пар|тийн|ого аппарата и органов государственного упр|авлен|ия, занимая ответствен|н|ые партийные посты многие коммунисты являлись однювременЫо и государственными служащими. Попросту говор|я, сами принимали, а затем чер|ез государственные структуры проводили в жизн|ь принятые решения. И хотя формально ор|ган|ы государственного упр|авлен|ия были отделены от партаппарата, н|а практике только создавалась видимость их самостоятельной деятельности, так как он|и н|е могли пр|ин|ять н|и одн|ого зн|ачимого р|ешен|ия без согласования с пар|тийнЬIм руководством. Практика первого периода н|эпа показала, что происходила дальнейшая деформация системы управления, нарастало администрирование. Н|есмотр|я н|а н|еодн|окр|атн|ые заявления о н|евмешательстве партии в дела управления и попытки их реализации данную проблему р|ешить так и н|е удалось, государственный и партийный аппараты стали неразделимой структурой, в пер|вую очер|едь, в лице сформировавшейся в начале 1920-х гг. пар|тийн|о-государственЫой бюрократии.

Библиографический список

1. Бюллетень Тамбовского губисполкома. № 4. 1925. С. 2-3.

2. Владимир|ский М.Ф. Ор|ган|изация советской власти н|а местах. М., 1921. С. 78.

3. Гр|ызлов П., Хр|ун|ов М. Вся Тамбовская губер|н|ия: Спр|авочн|ая кн|ига н|а 1923 год. Тамбов, 1923. С. 36.

4. Гур|вич С.М. Сельские советы и волисполкомы в 1922-1924 гг. // Советское строительство. М., 1925. С. 50-51.

1 Цит. по: ГАСПИТО. Ф. 840. Оп. 1. Д. 2342. Л. 35.

205

5. Икон|н|иков С.Н1. Создан|ие и деятельность объедин|ен|н|ых ор|ган|ов ЦКК - Р|КИ в 1923-1934 гг. М., 1971. С. 90-95.

6. Каган|ович Л.М. Местн|ое советское самоупр|авлен|ие: стр|оительство советской власти на местах. М., 1923. С. 43-45

7. Киселев А.С. Очер|едн|ые задачи в области улучшения р|аботы волисполкомов и сельских советов // Советское строительство. М., 1925. С. 5-15.

8. Лужин А., Резунов М. Низовой советский аппарат. М., 1929. С. 18-20.

9. Мур|угов И., Колесн|иков А. Аппар|ат н|изовых советских ор|ган|ов: по матер|иалам обследован|ия НК Р|КИ. М.-Л., 1926. С. 59-61.

10. Сапр|он|ов Т. Об упр|ощен|ии аппар|ата уисполкомов. М., 1923. С. 53.

11. Советы Тамбовской губер|н|ии в годы гр|аждан|ской войн|ы. 1918-1921 гг. Сбор|н|ик документов и матер|иалов. Вор|он|еж, 1989. - 410 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.