Научная статья на тему 'Деятельность органов советской власти на территории Курской губернии в первой половине 20-х гг. ХХ в'

Деятельность органов советской власти на территории Курской губернии в первой половине 20-х гг. ХХ в Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
529
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУРСКАЯ ГУБЕРНИЯ / СОВЕТСКАЯ ВЛАСТЬ / СТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ / ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КОМПАНИЯ / KURSK PROVINCE / SOVIET POWER / ESTABLISHMENT OF SOVIET POWER / ELECTORAL CAMPAIGN

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Рядных А.Ю.

В данной статье изложено правовое регулирование становления Советской власти на территории Курской губернии. Дается поэтапное исследование процесса становления и изучения деятельности органов местного самоуправления. Уделяется особо важная роль в улучшении деятельности Советов и привлечение широких масс трудящихся к управлению государством, приобщение к политической жизни страны, решения важнейших социально-экономических вопросов жизни деревни, которое призвано сыграть строгую периодичность выборов в Советы. Рассматривается поиск новых путей для завоевания авторитета партии и Советской власти.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Рядных А.Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ACTIVITIES OF THE SOVIET AUTHORITIES ON THE TERRITORY OF KURSK GOVERNORATE IN THE FIRST HALF OF THE 20IES OF THE XXTH CENTURY

This article examines the legal regulation of the establishment of Soviet power on the territory of the Kursk province. A phased study of the formation of power and the study of the activities of Councils on the ground. The search for new ways to gain the authority of the party and the Soviet government.

Текст научной работы на тему «Деятельность органов советской власти на территории Курской губернии в первой половине 20-х гг. ХХ в»

УДК 623.5

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНОВ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ НА ТЕРРИТОРИИ КУРСКОЙ ГУБЕРНИИ

В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ 20-Х ГГ. ХХ В.

Рядных А.Ю.

В данной статье изложено правовое регулирование становления Советской власти на территории Курской губернии. Дается поэтапное исследование процесса становления и изучения деятельности органов местного самоуправления. Уделяется особо важная роль в улучшении деятельности Советов и привлечение широких масс трудящихся к управлению государством, приобщение к политической жизни страны, решения важнейших социально-экономических вопросов жизни деревни, которое призвано сыграть строгую периодичность выборов в Советы. Рассматривается поиск новых путей для завоевания авторитета партии и Советской власти.

Ключевые слова: Курская губерния, Советская власть, становление советской власти, избирательная компания.

THE ACTIVITIES OF THE SOVIET AUTHORITIES ON THE TERRITORY OF KURSK GOVERNORATE IN THE FIRST HALF OF THE 20ш OF THE XXth CENTURY

Ryadnih A.Yu.

This article examines the legal regulation of the establishment of Soviet power on the territory of the Kursk province. A phased study of the formation of power and the study of the activities of Councils on the ground. The search for new ways to gain the authority of the party and the Soviet government.

Keywords: Kursk province, Soviet power, the establishment of Soviet power, the electoral campaign.

Коренные вопросы улучшения работы Советов были определены большевиками в решениях VIII съезда РКП(б), в партийной программе (март 1919 г.). Съезд указал на необходимость дальнейшего улучшения деятельности Советов, проведения на деле принципа советского демократизма, требующего для своего правильного функционирования постоянного повышения уровня культурности, организованности и самодеятельности масс. Программа РКП(б) требовала от коммунистов добиваться все более широкого вовлечения трудящихся масс в управление государством, дальнейшего сближения с ними органов государственной власти, проведения ответственности и подотчетности должностных лиц, указывала на необходимость самой решительной борьбы с бюрократизмом и волокитой.

Уже VIII съезд РКП(б) указал на опасность отрыва советских работников от масс и наметил меры по устранению этого зла. Были определены и взаимоотношения между партией и Советами. В резолюции съезда «По организационному вопросу» говорилось, что партия руководит Советами, а не заменяет их, и поэтому не рекомендовалось смешивать функции партийных и советских органов. Свои решения партия призвана была проводить через советские органы в рамках Советской конституции [1, с.77]. Перед коммунистами ставилась задача своей работой, своим примером завоевать решающее влияние и полное руководство во всех организациях трудящихся, и особенно

в государственных, каковыми являлись Советы.

Однако в годы гражданской войны и иностранной военной интервенции задачи, поставленные VIII съездом РКП(б). Программой партии по улучшению деятельности советов не могли быть полностью реализованы. ^ первое место в деятельности Советов выдвигались задачи военного коммунизма. Частые мобилизации для нужд фронта привели к ослаблению советских кадров. Новые люди, выдвинутые на советскую работу, не имели достаточного опыта. Сложился особый тип работников способного точно, и четко выполняли распоряжении вышестоящих органов и прибегали к самостоятельным решениям в выборы в Советы. Так в 1920 г в Курской губернии был проведен только один губернский съезд Советов, в работе которого приняло участие 215 депутатов, в том числе 200 коммунистов, 13 беспартийных, 2 представителя других партий. В 11 уездах губернии в этом же году было проведено только 17 уездных съездов с участием 2417 делегатов.[2, с.24,25,34] Неизвестно, сколько съездов Советов было проведено в волостях. Ясно одно, что в условиях войны не всегда соблюдались отчетность советских работников перед своими избирателями, периодическая их выборность, установленная Конституцией РСФСР. В силу того вся полнота власти сосредоточилась в руках исполкомов и их президиумов.

С переходом к новой экономической политике, с выдвижением хозяйственных задач на первый план

должны были измениться стиль, методы и формы работы Советов всех уровней.

Основные направления с деятельности Советов в годы НЭПа были определены я решениях X съезда РКП(б), в ряде выступлений и работ В. И. Ленина, в том числе в «Наказе от СТО (Совета Труда и Обороны) местным советским учреждениям»[3, с. 266-291].

Выполняя первоочередные задачи Советской республики; восстановление производительных сил, подъем сельского хозяйства, транспорта, Советы призваны были повсеместно проявлять самостоятельный почин и инициативу.

Введение НЭПа по своему существу требовало, по словам В.И. Ленина, «самостоятельной, сведущей, новых мест, а потому образцовая постановка уездной и волостной работы приобретает, в настоящий момент, совершенно исключительную важность с общегосударственной точки зрения».

Новые задачи, поставленные перед Советами, потребовали всемерного развития внутри советской демократии, регулярной отчетной выборности советских органов, укрепления их хорошо подготовки кадрами

Особо важную роль в улучшении деятельности Советов, в привлечении широких масс трудящихся к управлению государством, приобщении их к политической жизни страны, развитии их самодеятельности призваны были сыграть строгая периодичность выборов в Советы и подотчетность их исполкомов. В этой связи 8 февраля 1921 г. Президиум ВЦИК принимает постановление «О регулярных перевыборах Советов и о созыве в установленные сроки съездов Советов»[4, с. 72]. В соответствии с постановлением перевыборы городских, волостных и сельских Советов рекомендовалось, как того требовала Конституция РСФСР, проводить через каждые три месяца, а съезды Советов созывать не реже двух раз в год в губернии и уездах и через три. Однако, как показал опыт, частые перевыборы Советов отвлекали советских работников от решения насущных дел, вели к постоянной их замене и тем самым не давали возможности получить необходимый опыт государственной работы. Поэтому 31 декабря 1921 г. IX Всероссийский съезд Советов принимает постановление, в соответствии с которым сроки проведения Всероссийских, губернских, уездных, волостных съездов Советов, а также выборы городских и поселковых Советов устанавливались раз в год. Этим же постановлением губернским съездам Советов разрешалось вводить в состав гу-бисполкомов больше членов исполкомов, чем того требовала Конституция РСФСР, с таким расчетом, чтобы в его состав входили не менее как по одному представителю от уезда и от каждого промышленного района,

число членов волисполкома устанавливалось в количестве трех человек.-

Расширение состава губисполкомов за счет представителей уездов способствовало упрочению их связи с местами, лучшему знание уездных дел и принятию более объективных решений.

Большую роль в улучшении деятельности местных Советов оказании им практической помощи, укреплении связей вышестоящих советских органов с нижестоящими, а также в организации обмена. В январе 1922 г. ВЦИК утверждает «Положения» о Советах губернский уездных городов и поселков городского типа, об уездных съездов Советов и их исполкомах, о волостных съездах Советов и исполкомах, о сельских Советах [5, с. 90-93]. В них законодательно являлись правовые положения Советов на местах, определялись права обязанности. В соответствии с «Положениями губернские, уездные, волостные съезды Советов являлись высшими власти на своей территории и созывались, соответствую исполкомамн один раз в год съезды и избранные ими исполкомы проводить в жизнь все постановления Советской власти меры к поднятию губернии, уезда, волости в хозяйственно-культурном отношениях, разрешать все вопросы, имеющие местное значение. Постановления съездов Советов могли быть отменены только вышестоящими советскими органами. Для руководства выборами в сельсовет постановлением волостной избирательной комиссии назначался уполномоченный, который вывал сельскую избирательную комиссию в составе двух председателем этой комиссии.

Сельский Совет являлся высшим органом власти в пределах ведения и в границах обслуживаемой им местности. Все постами вия сельсовета, не выходящие за пределы его ведения, были обязаны к исполнению для всего населения данной местности. В компетентность сельского сельсовета входило выполнение всех постановлений вышестоящих органов содействие представителям власти в возложенных на них обязанностей принятие мер по охране порядка.

10 декабря 1922 г был принят ЦИК положение «О местных бюджетах», в соответствии с которой 1922 г, составляемые, особо от общегосударственных местных доходов и расходов - губернские, уездные должны были строиться на принципе покрытия сходов местными же средствами. Эта мера повышала юность местных Советов в вопросах изыскания средств для нужд бюджета, способствовала активизации их деятельно-гохозяйствен-ного строительства.

В первые года НЭПа эта необходимость вызвана нехваткой советских кадров. В силу этого партийные органов вынуждены были взвалить на свои

плечи и значительный груз политической работы. Проведение первых послевоенных посевных кампании и борьба с голодом, сбор продналога, организация кресткомов, что вынуждало местные партийные организации, забросить внутрипартийную работу. В обзоре работы Курского исполкома РКП(б) с 15 декабря 1921 г. по 15 марта 1922 г. отмечались, что в волостях советскую работу ведут н выносят на своих плечах почти исключительно местные ячейки. «Сельские ячейки заняты в основном проведением очередных советских кампаний, внутрипартийной же работы и работы среди беспартийных почти не ведут, что было выявлено по итогам проверки Курской губпарторга-низации. Многие секретари уездных, волостных комитетов и сельячеек исполнили одновременно обязанности и председателя Совета, и секретаря партко-митета. ячейки. В Белгородском уезде секретари волостных ячеек на 9/10 являлись одновременно и председателями волисполкомов в свою очередь они вели в основном советскую работу. Такая же ситуация была во многих уездах. Из 119 членов укомов только 42 занимались партийной работой. Почти весь состав уко-мов входил в уисполкомы, что отрицательно сказывалось как на партийной, так на советской работе. Перегруженность советской работой не давала коммунистам возможности сосредоточиться на партийно-политической, воспитательное работе, способствовала длительному сохранению пережитков «военного коммунизма» в методах их работы. «Пережитки военного коммунизма в деревенских ячейках выражаются в том, что деревня зная коммуниста не столько как политического представителя, сколько советского адми-нистратора»[6, с.68] отмечалось на декабрьском совещании 1921 года заворготделами обкомов и губкомов партии при ЦК РКП(б).

Повсеместная подмена партработниками советского аппарата носила вред и партийной, и советской работе, не способствовала творческой инициативы советских работников, порождала их иждивенчество и безответственность, сдерживала искоренение пережитками военного коммунизма».

Учитывая это, в марте 1922 г. состоялась X Курская губернская партконференция потребовала от коммунистов избавиться от ничего не дающего совместительства. Особенно недопустимо совместительство официального представительства партийных органов с советскими административными должностями.

К марту 1923 г. из 136 членов укомов и райкомов их общего количества работали только на партийной работе. Но это были первые, хотя и небольшие шаги, в этом направлении. 1 апреля 1923 г. Курский губком направляет уездным комитетам еще одно письмо о

взаимоотношениях партийных комитетов и партийных фракций в советских органах. В нем разъяснялись методы руководства парткомов советскими органами. Таким методом являлось руководство через партийные фракции в Советах и государственных учреждениях. Это руководство, говорилось в письме, не должно носить мелочной опеки, вмешательства в работу советского аппарата. Важную роль в развитии советского демократизма, укреплении Советов, улучшении их деятельности, упрочении связей трудящихся играло вовлечение в сферу работы Советов беспартийных рабочих и крестьян. Уже летом 1923 г. ЦК РКП(б) рассылает местным парторганизациям письмо «О привлечении беспартийных к советской работе», в котором эта задача определялась как раз из важнейших задач партии в настоящее время. В письмах рекомендовалось коммунистам позаботиться о беспартийных активистах понаблюдать за их работой, помогать им, изучать и осуществлять отбор и выдвижение на советскую работу.

Особое внимание подготовке и проведению выборов в Советы уделяли партийные организации Курской губернии, уездные комитеты своевременно направили в качестве уполномоченных волизберкомов своих представителей.

Сельские партячейки, в силу их малочисленности и слабости и не всегда надлежащим образом влияли на ход перевыборов сельских Советов. Так, на общегородском собрании коммунистов, которое проходило 22 ноября 1923 г. обсуждало вопрос о созыве предстоящего уездного съезда Советов, отмечалось, что сельские коммунисты мало что сделали для перевыборов сельсоветов. И поэтому в ряде мест в Советы попали или кулаки, или случайные люди, говорилось о засилье кулачества в деревне, о нежелании бедноты работать в Советах из-за нищенской зарплаты, о равнодушии крестьян к перевыборам Советов.

С постановлением третьей сессии ЦИК Союза ССР 12 ноября 1923 г. в стране вводился волостной бюджет. Был принят декрет СНК СССР, в соответствии на 1923/24 бюджетный год устанавливались надбавки в иных Советов в размере 25% к окладам подоходного имущественного налога [7, с. 115].

Более организованно проходили волостные и уездные съезды Советов. На них крестьянство проявляло себя более активно, в целом поддерживало политику Советской власти и Коммунистической партии. «Например, на одном из съездов Советов крестьянин в ответ на выступление эсера заявил: «Лучше пусть одни коммунисты правят. Тверже порядок будет, и скорее придем к цели»[8, л. 12]. Об этом свидетель-

ствуют и итоги выборов коммунистов в состав волостных и уездных исполкомов. И если в сельсоветах коммунистов почти не было, то в волостях и уездах их влияние было прочным. В состав уисполкомов было избрано около 67% членов РКП(б).

IX губернский съезд Советов начал свою работу 15 декабря 1923 г.; депутатами его было избрано 331 человек, в том числе 228 членов в РКП(б), 52 беспартийных и 1 меньшевик. Съезд обсудил отчеты исполкома, губсовнархоза, губпродкома, вопросы о финансах и бюджета губернии, организации кресткомов и др. и наметил меры по Дальнейшему улучшению советской работы. Съезд избрал губисполком в составе 23 человек, из них 20 являлись членами РКП(б) и 3-е Внепартийными.

Очередная выборная кампания в Советы в Курской губернии проходила в октябре-ноябре 1922 г. В этом году, как и по стране в целом, проводилась раз в год, что позволило партийным и советским органам более основательно подготовиться к ее проведению.

В ходе избирательной кампании 1922 г. в деревне начинают появляться социальные противоречия, как результат оживления капиталистических элементов в годы НЭПа. Зажиточно-кулацкие элементы деревни убеждали на сходах крестьян выдвигать в Советы «хозяйственного, смекалистого» мужика. В ряде мест им удалось провести в Советы своих представителей. Обострилась борьба и по религиозным вопросам. В отдельных селениях священнослужители устраивали публичные выступления[9, л. 7-8]. Однако основная масса крестьяне все же поддержала коммунистов. В 2500 сельских Советах Курской губернии было избрано 12547 депутатов, из них членами РКП(б) являлось 334 человека.

Очередная избирательная кампания в Курской губернии проходила с 20 октября по середину декабря 1923 г.

Выборная кампания в сельские Советы губернии проходила с октября по ноябрь, а в волисполкомы - с 10 по 20 ноября. В ее успешном проведении свою роль сыграла периодическая печать, на страницах которой определялись задачи выборов в Советы, крестьянские массы призывались избирать в их состав честных и преданных Советской власти крестьян из середняков и бедноты, очищать Советы от кулаков и разложившихся элементов[10]. Уездные исполкомы издавали бюллетени, в которых содержались обзоры их деятельности за отчетный год[11, л. 19]. Для успешного проведения выборов были мобилизованы все парторганизации губернии.[12, л. 47]

Выборы в Советы 1923 г. проходили в еще более сложной обстановке. Именно в этот период наиболее

наглядно проявилось расхождение цен на продукты сельского хозяйства и промышленности, так называемые «ножницы цен» не могли не волновать широкие массы крестьянства. Они, по существу, и были в центре борьбы, развернувшейся в деревне в ходе выборов, выявили рост политической активности зажиточно-кулацкой части деревни, которая попыталась использовать недовольство крестьянства политикой цен и провести своих людей в Советы. Как свидетельствуют отчеты о проведении волостных и уездных съездов Советов Курской губернии, повсеместно в работе съездов, помимо делегатов, участвовало много гостей. На волсъезде белгородского уезда присутствовало около 700 крестьян. Дмитриевского - 686, Грайворонского 734, Курского - 400-500. Также на съезд приходили жители близ лежавших деревень. Среди слушателей немало было зажиточно-кулацких элементов деревни.

Повсеместно на волостных съездах крестьянство выражало недовольство «ножницами цен», вспоминало старые времена, когда за пуд хлеба можно было купить 8 аршин ситцу, а ныне - только 3/4; утверждало, что ныне воз хлеба стоит пуд соли. В деревнях Белгородского уезда распространялись слухи о том, что из герба республик выбросили серп и оставили один молот.

Выборы в Советы 1923 г. выявили стремление зажиточно-кулацких элементов к избранию своих представителей в местные органов власти, вызвать у крестьянских масс недовольство Советской власти связи с «ножницами цен», настроить их против РКП(б) и рабочих.

На уездных съездах Советов коммунисты составляли подавляющее большинство от общего количества делегатов: из 1610 делегатов 1081, или 67% были членами РКП(б) и комсомольцами. Присутствующие на съездах крестьяне активно участвовали в обсуждении таких вопросов, как отчеты губернского и уездных исполкомов, землеустройство, сельхоз кредит, налоговая политика, международное положение СССР. Крестьянство в целом поддерживало списки состава уездных исполкомов и делегатов на губернский съезд Советов, предлагавшиеся коммунистами.

В итоге в состав уездных исполкомов было избрано 147 коммунистов и 18 беспартийных. На XI губернский съезд Советов, который работал в Рабочем дворце с 16 по 19 декабря 1923 г., было избрано 297 делегатов. Среди них коммунисты составляли 74,3%. В состав губисполкома было избрано 24 человека, в том числе 18 членов РКП(б) и 6 беспартийных.

Рост активности трудящихся в ходе избирательной кампании в Советы 1923 г. наблюдался повсеместно. И если в 1922 г. в выборах сельских Советов РСФСР участвовало 22,3% избирателей, то в 1923 - уже 35,8%.

Увеличилось и число коммунистов, избранных делегатами на съезды Советов, в состав сельских Советов и исполкомов. Так, в 1922 г. члены и кандидаты в члены РКП(б), избранные по РСФСР в сельсоветы, составляли 6,1%, а в 1923 г. - 7,9%, на волсъезды Советов соответственно - 11,7 и 17,3%, в волисполкомы - 40 и 46,5[13, с. 27]. Увеличилось количество коммунистов, избранных в состав сельсоветов и исполкомов в Курской губернии.

Постепенно утверждается отчетность волостных и вышестоящих органов власти перед своими избирателями. Проводятся, хотя и нерегулярно, расширенные пленумы уездных и губернского исполкомов, на которых рассматриваются актуальные вопросы деревенской жизни: земельная, налоговая политика, об организации семенных фондов, о работе низового советского аппарата и др.[14, с. 72]

Более плановой становится работа губернского и уездных исполкомов. С конца 1923 по конец 1924 гг. гу-бисполком провел 8 пленумов и 78 заседаний президиумов, на которых были рассмотрены соответственно 40 и 1548 вопросов. Центральными из них были вопросы, связанные с улучшением деятельности низового советского аппарата.

Сразу после XI губернского съезда Советов были повышены оклады председателям волисполкомов до 25 руб., членам исполкомов - до 20 руб. Были приняты меры к обследованию волисполкомов, ветеринарных и агрономических участков, школ. [15, с. 3-4].

В соответствии с решением пленума Курского губисполкома и декретом ВЦИК «Об административном делении Курской губернии» от 12 мая 1924 г. [16; 44] в середине июня было проведено районирование губернии в отношении уездных и волостных исполкомов, а в сентябре - сельсоветов. Если до районирования в губернии было 15 уездов, то после районирования их стало 7, волостей соответственно - 173 и 82, сельсоветов - 2529 и 1191.

Сразу после районирования был расширен состав Советов и их президиумов от сельсоветов до уездных исполкомов путем введения в их президиумы и пленумы представителей крестьянства. Штаты укрупненных сельсоветов были установлены в количестве 2-5 человек, волисполкомов - до 13. Одновременно были повышены оклады председателям волисполкомов до 50 руб. в месяц, председателям и секретарям сельсоветов -до 10 руб. Несмотря на почти двойное повышение окладов, расходная часть бюджета губернии оказалась ниже, чем была до этого [17, л. 98].

В ходе районирования губернии значительно был сокращен советский аппарат, что позволило укрепить низовые советские органы более подготовленными ра-

ботниками, повысить им заработную плату, что, несомненно, поднимало авторитет Советов в глазах крестьянских Губисполком, как отмечалось на XII губ-съезде Советов значительно расширил права укрупненных местных Советов, для чего разработал новое положение об этих органов власти.

23 июня 1924 г ВЦИК принимает декрет «Об организаций местных волостных бюджетов», повсеместно признавалось первоочередной задачей финансовой политики на местах [18; с. 575]. Указанные меры способствовали улучшению деятельности Советов.

Например, Суджанский уездный исполком провел в 1923 всех волостях курсы секретарей сельсоветов и волнсполкомов и чистку милиции. Она была укреплена новыми людьми. Уисполком систематически ревизовал работу низовых советских органов. За год было проведено 24 ревизии чиновников и 148 сельсоветов. Выявленные в ходе ревизии недочеты были устранены. Некоторые должностные лица были отстранены от работы за грубые нарушения советских законности или отданы под суд.

Для образцовой постановки дела с начала второго полугодия уисполком выделил в качестве показательной Замостьянскую волость которая ежемесячно им обследовалась. Это дало свои положительные результаты. К концу 1923 г. работа волисполкома значительно улучшилась. Сам уездный исполком уделял много внимания успешному проведению продналого-вой кампания в области школьного образования. Исполком следит за ремонтом мостов, мельниц, работой ККОВ, занимался противопожарными мероприятия. Много внимания уделялось земельным вопросам. Была ликвидирована чересполосица, установлены порядок землепользования, границы общественного землеустроительнной работы. Выдвигалась необходимость в поддержанию в надлежащем порядке работы организации зерноочистительных пунктов и т.д.

Однако в деятельности многих советских органов особенно низовых, было немало просчетов и недостатков. Как отмечалось Ш пленуме Курского гу-бисполкома 26-28 марта 1924 г., деятельность сельсоветов и волисполкомов в основном ограничивалась выполнением распоряжений уездных исполкомов. Они слабо участвовали в решении важнейших социально-экономических вопросов жизни деревни, недостаточно информировали население о важнейших мероприятиях Советской власти. Немало было формализма в их работе. Выезжающие из уезда в волость проверяющие плохо изучали деятельность низового советского аппарата и почти не влияли на улучшение его работы. Состав волисполкомов был в основном

неудовлетворительным. Делопроизводства, счетоводства во многих вол исполкомах вообще не было, как и не было планов работы. Они не руководили предприятиями и учреждениями, расположенными на их территории. Нередко сельсоветы прибегали к незаконным обложениям для местных нужд. И это можно понять, если учесть, что работники низовых Советов зарплату получали несвоевременно, условия их работы были тяжелыми, низок был и их образовательный уровень. Нередки были случаи командования и администрирования в отношении крестьянских масс. Методы «военного коммунизма» повсеместно давали о себе знать. Часто парткомы подменяли деятельность

Советов вместо того, чтобы руководить ими через партийные фракции [19; с. 3-4]

Обследовавший в начале 1923 г. Курскую губернию было отмечено немало просчетов в деятельности низового советского аппарата и среди них такие, как грубость в отношении крестьянства, презрение к его нуждам, повсеместная волокита. Средняя длительность прохождения земельных дел, начиная с волости и кончая губернией, равнялась одному году и двум месяцам и более. Крестьянство не мирилось с этим, критиковало советских чиновников, но все же понимало, что Советская власть - власть трудящихся, что при ней «все же крестьянское дело разрешить можно»

Список литературы

1. КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференциях пленумах ЦК (далее КПСС в резолюциях ...) Изд. 8. - М., 1970. Т.2

2. Владимировский М.В. Советы, исполкомы и съезды советов. - М. 1921. - В. II

3. Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 43.

4. Собрание узаконений и распоряжений Рабоче-Крестьянского правительства РСФСР (далее: СУ РСФСР). - 1921. № 11.

5. СУ РСФСР - 1922. № 10.

6. Известия ЦК РКП(б). 1923. № 1.

7. СУ РСФСР. 1924. № 13

8 Государственный архив общественно-политической истории Курской области (далее ГАОПИКО) Ф. П. - 65, Оп. 1, Д. 181.

9. ГАОПИКО, Ф. П. - 65, Оп. 1, Д. 181.

10. Выборы в сельские советы // Курская правда, - 1923. - 10 октября. - № 78

11. ГАОПИКО Ф. П - 65, Оп. 1. Д. 339.

12. ГАОПИКО Ф. П - 65, Оп. 1. Д. 359

13. Выборы в Советы РСФСР в 1925/26 (Предварительные итоги). Ч. 1. М., 1926.

14. Власть Советов. М., 1922. № 7-9.

15. Отчет Курского губкома. Исполнит. комитета XII губ. съезду Советов. - Курск, 1924.

16. СУ РСФСР. - 1924. - № 46.

17. Государственный архив Курской области (ГАКО), Ф. Р - 467, Оп. 1, Д. 304.

18. СУ РСФСР. 1924. № 59.

19. ГАОПИКО. Ф. П - 65, Оп. 1, Д. 339.

Об авторе

Рядных Александр Юрьевич - аспирант Курского государственного университета, prepod_forever@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.