Научная статья на тему 'Формирование механизмов государственного регулирования инвестиционных проектов экологической направленности'

Формирование механизмов государственного регулирования инвестиционных проектов экологической направленности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
199
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование механизмов государственного регулирования инвестиционных проектов экологической направленности»

Формирование механизмов государственного регулирования инвестиционных проектов экологической направленности

Бабкина Л. И.,

Алюшев Р. Ш.

Людмила Ивановна Бабкина —доктор экономических наук, профессор СЗАГС.

Рустам Шамильевич Алюшев — генеральный директор

ООО «Новые технологии» (Санкт-Петербург).

Механизмы государственного регулирования инвестиционных проектов экологической направленности представляют собой часть системы государственного контроля и регулирования природоохранной деятельности, сбалансированного использования природных ресурсов. Такая система, на наш взгляд, состоит из совокупности стратегических целей и программ, представляющих собой государственную инвестиционную политику, а также планов и методов — механизмов реализации этой политики. Кроме того, в данную систему входят органы государственного контроля и регулирования на различных уровнях иерархии управления — федеральном, субъектном и районном, а также органы общественного самоуправления на муниципальном уровне управления.

Под механизмами государственного регулирования, по нашему представлению, следует понимать совокупность методов, включающих:

■ нормативно-правовые или законодательные, позволяющие создать организационно-распорядительный механизм;

■ экономические, являющиеся основой экономического механизма;

3/2005

уПрАВЛЕНЧЕСКОЕ

КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ

125

м к

О 5 ^ I О < м ес

о

2==

^ {С

126

3/2005

■ социально-психологические методы формирования общественного, корпоративного и индивидуального сознания и экологической ответственности общества, его сообществ и отдельных граждан за состояние окружающей среды, использование природных ресурсов. Механизмы государственного регулирования инвестиционной деятельности охватывают разнообразные сферы деятельности по информационному, материально-техническому, кадровому, финансовому, научно-методическому, правовому и иным видам обеспечения. Кроме того, механизмы регулирования охватывают маркетинговые исследования по изучению рынков инвестиций, потребителей товаров природоохранного назначения, сбытовую деятельность, процессы формирования качества и конкурентоспособности продукции, процессы ценообразования и другие. Таким образом, государственные механизмы регулирования инвестиционной деятельности функционируют лишь в одной сфере — инвестиционного обеспечения.

Отсюда, основным методологическим подходом, позволяющим провести анализ состояния механизма государственного регулирования инвестиционной деятельности и разработать программы и планы его совершенствования, является системный. Этот подход представляет промышленное предприятие как эколого-экономико-социальную систему, которая функционирует во внешней среде, включа-

ющей такие макросреды как политическая, экономическая, культурная, научно-техническая и природная. В ее состав также входят такие элементы внешней среды микроуровня как поставщики всех видов ресурсов, конкуренты, посредники, клиентурные рынки и контактные аудитории. Последние как заинтересованные в повышении качества окружающей среды, сохранении и охране окружающей среды получили название стейк-холдеров.

Под заинтересованной группой — стейк-холдерами в научной литературе понимается индивидуум, группа индивидуумов или организация, которые состоят в непосредственных или косвенных отношениях с промышленным предприятием и имеют по отношению к нему конкретные намерения или требования1. В том числе и, прежде всего, эти требования касаются проблемы охраны окружающей среды, повышения качества ее составных элементов-компонентов. Системный подход предоставляет возможность выявить причины и последствия возникающих конфликтов между промышленными предприятиями по поводу произведенных сбросов и выбросов вредных и загрязняющих веществ, а также между промышленным предприятием и гражданским обществом, рыночными структурами, органами государственного контроля и регулирования, а также стейк-холдерами как самостоятельными заинтересованными группами и/или представителями гражданского общества, рыночных структур, государственных органов и

1 См.: ДолотовА. И. Исследование влияния «внешней среды» в стратегическом управлении корпорациями. — Пермь, 2004.

финансовых кругов, средств массовой информации2.

С точки зрения системного подхода, инвестиционная деятельность является частью системы, а именно управляемой системы и подлежит прогнозированию, программированию, планированию, учету, контролю, регулированию, нормированию, организации, координированию, руководству. Представленный перечень является функциями управления, выполняемыми управляющей системой, к которой на промышленном предприятии принадлежат управленческие структуры, определяющие инвестиционную, природоохранную, маркетинговую, производственную, ресурсную и другие политики, а также разрабатывающие планы конкретных мероприятий и механизмы реализации политик и планов.

Согласно программно-целевому методологическому подходу совершенствование механизма государственного регулирования инвестиционной деятельностью должно производиться с определенными целями3. В данном случае под такими целями следует понимать эколого-экономико-социальные, направленные на повышение качества жизни не только коллектива промышленного предприятия, но и населения, находящегося в адекватно улучшаемой природной среде. Цель как желаемый результат деятельности классифицируется по различным признакам.

Например, по принадлежности к сфере управленческой деятельности -инвестиционные, природоохранные,

социальные, финансовые, производственные, маркетинговые, сбытовые, научно-исследовательские и иные.

По уровню управления цели подразделяются на федеральные, субъектные районные, муниципальные, локальные. По иерархии в самом программно-целевом подходе можно разделить цели на главные (1-го уровня), цели, создающие условия для реализации главных целей (2-го уровня), цели-программы (3-го уровня), цели планы (4-го уровня). По длительности реализации цели принадлежат к долго-, средне- и краткосрочным, а по своей направленности во внутреннюю, или внешнюю среду делятся на стратегические и тактические. Так, первые — стратегические цели — ориентированы на развитие внутренней среды хозяйствующего субъекта в перспективе любой длительности. Вторые — тактические — это текущие цели, обусловленные необходимостью удовлетворения текущих потребностей внешней среды, в том числе и стейк-холдеров. Экологические цели по своей направленности могут принадлежать к стратегическим, развивающим экоэффективные производственные, сбытовые, снабженческие и иные, в том числе природоохранные процессы, и тактические, позволяющие решить текущие проблемы охраны окружающей среды, выявленные стейк-холдерами и/или органами государственного контроля и регулирования инвестиционной деятельности.

Кроме того, цели по степени активности системы управления в процессе

2 Экономические проблемы природопользования на рубеже XXI века / Под ред. К. В. Папенова. — М.: ТЕИС, 2003.

3 См.: Мониторинг и оценка в условиях программно-целевого управления региональным развитием / Под. ред. И. Е. Никулиной, И. В. Хоменко. — Томск: Дельтаплан, 2004.

3/2005

уПрАВЛЕНЧЕСКОЕ

КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ

127

ЕЕ

ОИ

КН

СА

ЕВ

ЧО

Нр

“к

ЛТ

О К

128

3/2005

постановки и решения проблем делятся, на наш взгляд, на цели развития и цели стабилизации. Первые являются стратегическими, направленными на достижение лучших состояний и позиций хозяйствующим субъектом на занимаемом рынке, на завоевание новых рынков, выпуск новых изделий на базе экологически чистых, малоотходных технологических инноваций. Вторые — цели стабилизации еще называются целями выживания, и по представлениям авторов не могут выступать в виде стратегических. Таким образом, стратегические цели — это только цели развития, поскольку цели стабилизации ориентированы на сохранение имеющихся позиций, ресурсов, состояний.

Программно-целевой подход также определяет очередность разработки и реализации инвестиционных целей из целого комплекса по степени важности, или значимости для системы управления промышленным предприятием, состояния окружающей среды, стейк-холдеров.

Кроме того, с помощью этого подхода происходит согласование и координирование целевых комплексных программ инвестиционного обеспечения природоохранной деятельности и планов конкретных мероприятий по реализации поставленных целей.

Нормативный подход для исследуемой проблемы является одним из основных методологических методов4.

Во-первых, этот подход определяет в качестве нормы желаемое будущее состояние, не зависящее от настоящих, достигнутых количественных оценок состояний и конкурентных позиций. Во-вторых, нормативный подход оперирует такими понятиями как норма и норматив. Норма — это абсолютная величина, например, объемов, выбросов, содержания вредных и загрязняющих веществ в единице объема природного ресурса. Определяется на основе установленных величин в натуральных единицах измерения. Норматив — это относительная величина, определяемая как доля, процент от базовой. Например, это размер, доля отчислений, штрафов за загрязнение природной среды. Нормативный подход нашел широкое применение в Санкт-Галльской модели менеджмента и определяет не только стратегические цели инвестиционного обеспечения эко-лого-социально-экономического развития промышленного предприятия и охраны окружающей среды, но и предлагает в качестве критериев достижения этих целей использовать нормативные (желаемые) количественные оценки5.

Санкт-Галльская модель управления выделяет девять основных подсистем, блоков, комплексов задач управления промышленным предприятием, которые, используя рассмотренную терминологию и вышеназванные методологические подходы, можно представить в адаптированном авторами виде (рис. 1).

Люкшинов А. Н. Стратегическое управление в системе факторов эффективного хозяйствования и природопользования. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.

ГаличанинЕ. Н. Регулирование экономического развития крупных территориальных систем России (на примере Дальнего Востока и Забайкалья). — М.: СОПС, МАРС, 2002; Нургисаев С. У. Промышленная политика в обеспечении экономической безопасности депрессивных регионов. — СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2003.

4

КОНЦЕПЦИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ РОССИИ

Видение позиции устойчивого развития промышленного предприятии в регионе

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОЙ подход НОРМАТИВНЫЙ подход

Цели. Классификация целей. Критерии достижения

Функции. Очередность реализации целей — нормы,

Виды деятельности —► целей, программ, планов, функций управления —►

Интеграция подходов: Санкт-Галльская модель управления

2-й уровень промышленного предприятия

3-й уровень

СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОГО СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ

1-й уровень

федеральный,

региональный

Экономическая,

промышленная,

экологическая,

инвестиционная

Нормативно-правовой (организационно-распорядительный) и экономический механизмы регулирования

Экологическая

культура

общества

СИСТЕМА СТРАТЕГИЧЕСКИГО УПРАВЛЕНИЯ

Формирование экологической и инвестиционной стратегии

Определение количественных оценок будущих состояний и конкурентной позиции

Разработка

стратегических программ инвестиционного, эколого-экономического развития

СИСТЕМА ТЕКУЩЕГО (ОПЕРАТИВНОГО) УПРАВЛЕНИЯ

ного пред- Разработка планов Формирование Обучение персонала

приятия конкретных мероприятий адекватных, и активизация

по реализации рациональных экологически

инвестиционных проектов организационных осознанного

структур управления поведения

ЦЕЛИ РЕАЛИЗАЦИИ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ

Организация Структурные Ориентация Ориентация Ориентация

замкнутого изменения в функций продукции производственных

цикла — производстве управления на охрану процессов на охрану

рециклирования продукции на охрану окружающей и улучшение качества

окружающей среды среды окружающей среды

Рис. 1. Адаптированная Санкт-Гальская модель управления

3/2005

уПрАВЛЕНЧЕСКОЕ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

КОНСУЛЬТИрОВАНИЕ

129

м к

О 5 ^ I О < м ес

о

2==

^ {С

130

3/2005

Очевидно, что вся рассматриваемая модель отражает, прежде всего, видение концепции устойчивого развития национальной экономики, ее отраслей и позиции промышленного предприятия в перспективе во внешней конкурентной среде.

Далее следуют три блока первого уровня отражающие, на наш взгляд, задачи государственного регулирования инвестиционной деятельности и основных видов ее обеспечения. К таким задачам первого блока относятся создание федеральной, субъектной экологической, экономической и промышленной политик. Задачи нормативно-правового обеспечения как организационно-распорядительного механизма реализации этих политик, а также задачи разработки бюджетно-финансово-кредитной политики как экономического механизма внедрения инвестиционной политики экологической направленности составляют второй блок. В качестве третьего блока можно представить задачи формирования экологической культуры общества.

Для предприятия выделим два вида блоков-уровней стратегического и текущего (тактического) управления. К стратегическим блокам отнесем следующие группы задач: формирование экологической и инвестиционной стратегии на долгосрочную перспективу; создание количественных оценок будущих состояний и конкурентной позиции промышленного предприятия; разработка стратегических программ эко-лого-инвестиционного развития на краткосрочную перспективу. Блоки текущего управления включают планы конкретных мероприятий по реализации инвестиционных проектов эколо-

гической направленности; формирование адекватных, рациональных структур управления; обучение персонала и активацию экологически осознанного поведения, разумного в границах экономической свободы, определяемой размерами инвестиционных вложений.

Адаптированная авторами статьи Санкт-Галльская модель позволяет создать общую, целостную концепцию интегрированной системы управления, включающей механизмы государственного регулирования и собственно систему управления хозяйствующим субъектом — промышленным предприятием. Основной задачей подобной интеграции является не столько представление трех групп модулей, сколько наглядное представление взаимосвязей (трансакций) между ними.

Очевидно, что процесс интеграции также должен начинаться с формулирования главной стратегической цели, воплощающей концепцию как генеральную идею устойчивого развития, обеспеченную инвестиционными проектами экологической направленности. К этой цели пристраиваются отдельные модули, между которыми устанавливаются взаимоотношения в виде информационных и экономических связей. Первый вид связей обусловлен функционированием организационно-распорядительного механизма управления, контроля и регулирования, второй — экономического механизма. Однако существует и третий, который также отражен в модели, — социально-психологический, регулирующий поведение отдельных членов коллектива, всего коллектива в целом.

Видение позиции промышленного предприятия на рынках производите-

лей товаров и клиентурных рынках, ориентированной на устойчивое развитие, предполагает воздействие следующих внешних и внутренних факторов на инвестиционную деятельность:

■ невозможность экономического роста в перспективе любой длительности без уменьшения отрицательного воздействия на природную среду;

■ экологически чистая продукция, малоотходные технологии, вторичное сырье могут и должны способствовать укреплению конкурентной позиции и дальнейшему развитию;

■ повышение уровня профессиональной подготовки работников, наполнение этой подготовки новыми умениями, навыками;

■ создание открытого диалога со всеми заинтересованными группами (стейк-холдерами), с которыми необходимо обсуждать новые проекты и добиваться их благоприятного расположения;

■ соблюдение высокой степени открытости промышленного предприятия для привлечения инвестиций, проведения профилактических мероприятий и соответственно, уменьшения необходимости вмешательства органов государственного контроля и регулирования.

Основу модели составляют инвестиционная, экологическая и промышленная политики, стратегии и программы, операционализированные с

помощью планов конкретных мероприятий. Политика представляется в виде совокупности ранжированных, классифицированных по различным признакам целей, концепции развития и принципов эколого-социально-эко-номического развития национальной экономики. Политика задает общее видение позиции промышленных предприятий в тех условиях, которые будут создаваться с помощью государственной политики и механизмов государственного контроля и регулирования, и определяет стратегии инвестиционного обеспечения проектов экологической направленности.

Стратегии инвестиционного развития в рамках создания устойчивой национальной экономики и ее отраслей можно разделить на пять направлений: организация замкнутого циклового хозяйства; осуществление структурных изменений производства продукции; функциональная ориентация на охрану окружающей среды; ориентация продукции на охрану окружающей среды; ориентирование производственных процессов на сохранение и / или улучшение качества природной среды6.

Таким образом, адаптированная авторами Санкт-Галльская модель представляет собой оптимальный способ интеграции системного, программноцелевого и нормативного подходов в общей структуре государственного регулирования и системе управления промышленным предприятием, позволяющих создать инвестиционные проекты экологической направленности. Кроме

См.: ГОСТ 14011-98. Руководящие указания по экологическому аудиту. Процедуры аудита. Проведение аудита систем управления окружающей средой. — М.: Изд-во стандартов, 1998.

3/2005

6

уПрАВЛЕНЧЕСКОЕ

КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ

131

ЕЕ

ОИ

КН

СА

ЕВ

ЧО

Нр

“к

ЛТ

О К

132

3/2005

того, эта модель как основа построения интегрированной системы управления и взаимодействия предоставляет возможность решения оперативных задач, достаточно хорошо разработанных в международных стандартах серии ИСО 140007.

Формирование механизмов государственного регулирования инвестиционных проектов экологической направленности должно строиться, по представлениям авторов данного исследования, на следующих основных прин-ципахустойчивого развития: равнозначности, прагматичности, моральности.

Принцип равнозначности подразумевает равную приоритетность экономических, экологических и социальных целей в процессе формирования, выбора стратегий и оценки степени реализации инвестиционной и экологической политик государства в целом, в его регионах и отраслях.

Принцип прагматичности обусловливает осуществление конкретных плановых мероприятий как средств реализации стратегических программ с помощью механизмов государственного регулирования, построенных исходя из Санкт-Галльской модели интегрированного менеджмента, адаптированной к ситуации транзитивной национальной экономики России.

Принцип моральности отражает использование существующих в обществе устойчивых норм и правил поведе-

ния, нравственных устоев слоев населения, большинства групп как стейкхолдеров и потребителей продукции в процессе разработки и принятия управленческих решений в государственных органах, осуществляющих регулирование инвестиционной деятельности в сфере охраны окружающей среды.

Реализация принципов равнозначности, прагматичности и моральности позволит реализовать концепцию устойчивого развития с целью повышения качества жизни населения страны, ее регионов, отдельных территорий. Однако такое эколого-экономико-социаль-ное развитие должно удовлетворять следующим требованиям:

- учитывать ограниченность инвестиционных ресурсов всех видов на всех уровнях управления;

- осуществлять адекватно оценку природных сырьевых, материальных и энергетических ресурсов страны и ее регионов, имеющихся в трех видах источников: невозобновляемых, возобновляемых, переработанных отходов;

- ставить цели минимизации отходов производства и потребления продукции на основе внедрения малоотходных, рациональных экологически чистых технологий;

- разрабатывать государственные отраслевые и территориальные на уровне субъекта Российской Федерации программы

7 См.: Игнатова М. Н., МочаловаЛ. А., ПахальчакГ. Ю. Методические рекомендации по внедрению и развитию системы экологического менеджмента на предприятиях в соответствии с требованиями международного стандарта ^0 14001. — Екатеринбург: ЦПРП, 2000; Коровкин И. А., Пашков Е. В. Системы экологического управления на основе стандартов ИСО 14000 как фактор устойчивого развития // Стандарты и качество. 1998. № 5.

и планы использования отходов как вторичных ресурсов с максимально возможной эффективностью;

сопровождать устойчивое развитие экономики и обеспечивающих ее процессов, в том числе и инвестиционных, критериями наибольшего сдерживания факторов загрязнения окружающей среды; создавать новые предприятия и разрабатывать технологии, позволяющие ограничивать потребление природных ресурсов, а также минимизировать отрицательное воздействие на компоненты окружающей среды; формировать цели развития, направленные на улучшение состояния всех компонентов природной среды на всей территории региона как целостного образования; использовать интеграцию прогрессивных принципов формирования государственного механизма регулирования, подготовки и разработки управленческих решений в системе управления промышленным предприятием; предусмотреть возможное участие и влияние населения, гражданского общества и его стейкхолдеров в решении вопросов оценки экоэффективных инвестиционных проектов, размещения и функционирования про-

мышленных предприятий, в том числе и экологической направленности; предусмотреть при формировании планов реализации стратегических программ инвестиционной деятельности необходимое и возможное участие представителей органов государственного и муниципального управления, руководителей общественных, неправительственных организаций, движений, сотрудников и студентов профессиональных образовательных учреждений, научно-исследовательских организаций.

Перечисленные требования, сформулированные авторами, направлены на формирование программ и планов реализации инвестиционно-экологической стратегии промышленных предприятий с учетом ограничений, которые создаются государственным механизмом регулирования инвестиционной деятельности экологической направленности.

Рассмотрим более подробно теоретические основы государственного регулирования и формирования соответствующих механизмов реализации инвестиционной деятельности экологической направленности.

Под инвестиционной деятельностью в научной литературе понимается процесс привлечения инвестиций в проектирование, строительство и эксплуатацию промышленных предприятий и иных хозяйствующих субъектов8. Ина-

8 См.: Бланк И. А. Основы инвестиционного менеджмента. — Киев: Эльга, Ника-центр, 2004.; Медницкий В. Г. Крупномасштабные инвестиционные проекты. Моделирование и экономическая оценка. — М.: Наука, 2003.; Сидоренко С. В. Теория и методы управления инвестиционной деятельностью в промышленности региона. — СПб.: СПбГИЭУ, 2004.

3/2005

уПрАВЛЕНЧЕСКОЕ

КОНСУЛЬТИрОВАНИЕ

133

м к

О 5 ^ I О < м ес

о

2==

^ {С

134

3/2005

че, инвестиционная деятельность может быть рассмотрена как обеспечение инвестиционными ресурсами природоохранной деятельности, проектов внедрения новых предприятий, технологий, продуктов и ресурсов, являющихся экологически чистыми, малоотходными, экоэффективными. В соответствии с ранее заявленными направлениями стратегий устойчивого развития, которые включают организацию замкнутого цикла, структурные изменения, ориентирование всего процесса функционирования промышленного предприятия, отдельных производственных процессов, продукции на сохранение качества окружающей среды и ее отдельных компонентов — атмосферы, гидросферы, литосферы, территории, почвы, животного и растительного миров, сокращение и использование отходов техно- и антропогенных9.

Инвестиционная деятельность экологической направленности по своей сути является, на наш взгляд, процессом инвестиционного обеспечения проектов, направленных на рациональное, неистощительное, сбалансированное, малоотходное использование природных ресурсов при производстве товаров, преимущественное использование вторичных ресурсов (отходов) с целью, во-первых, экономии первичных ресурсов, а во-вторых, сокращения уровня загрязнения компонентов окружающей среды отходами антропогенной и техногенной деятельности.

В научной литературе вся инвестиционная деятельность, направленная на достижение более высокого качества окружающей среды и снижение уровня ее загрязнения, считается природоохранной, учитывающей экологические факторы10. Однако, по представлениям авторов, следует различать виды инвестиционной деятельности в соответствии с типами инвестиционных проектов, которые можно классифицировать по нескольким признакам.

Первый признак — уровень управления. По этому признаку выделим следующие типы инвестиционных проектов: локального значения, муниципального, регионального (субъектного) и федерального значения. Так, например, к проектам локального значения, предназначенным для отдельного хозяйствующего субъекта — промышленного предприятия — следует отнести внедрение замкнутой системы водоочистки и водоснабжения, использование отходов собственного производства как ресурсов для вспомогательного производства и обслуживающего хозяйства. Проекты муниципального назначения включают организацию селективной системы сбора бытовых отходов с помощью оборудования специальных площадок для сбора и контейнеров. К проектам регионального назначения относится строительство новых очистных сооружений, устройство нового полигона для захоронения отходов, сооружение кольцевой автомобильной доро-

9 ФабисовичВ. Д. Экологические проблемы эффективности инвестиций. — М.: Академия, 2004.

10 Насыров И. Н. Методологические основы определения эффективности инвестиционных проектов создания экопоселений. — СПб.: Изд-во СПб гос. архт.-строит. ун-та, 2004.

ги для транзитивного транспорта как, например, в Санкт-Петербурге, а также строительство комплекса защитных сооружений города от наводнений11. Федеральные инвестиционные проекты включают разработку новых видов бензина и дизельного топлива, проектирование и производство новых авиа и автомобильных двигателей, приборов, устройств, снижающих уровень загрязнения окружающей среды и позволяющих контролировать этот уровень, осуществлять мониторинг12.

Ко второму классификационному признаку отнесем направленность инвестиционных проектов. В научной литературе по этому признаку выделяют всего два вида проектов: природоохранной и/или ресурсосберегающей направленности; имеющие экологические последствия13.

На наш взгляд, эти два вида проектов, во-первых, не отражают все возможные результаты разработки и реализации инвестиционных проектов, учитывающих экологические факторы, а, во-вторых, объединяют в один вид такие разные проекты как природоохранные и природопользовательские. Отсюда, следует по признаку «направленность» разделить проекты природоохранные и ресурсосберегающие. Первый тип направлен на сохранение или улучшение качества компонентов окружающей среды, второй тип обеспе-

чивает более рациональное, полное, эффективное использование потребляемых природных ресурсов и сокращение отходов производства. Второй — предназначен для снижения уровня потребления природных ресурсов.

Эти типы инвестиционных проектов различаются межу собой тем, что природоохранные проекты направлены на сохранение качества окружающей среды, а ресурсо- и природосберегающие позволяют изменить количественные характеристики. И если ресурсосберегающие проекты нацелены на максимизацию выходов производственных процессов — получение большого объема продукции, то природосберегающие позволяют минимизировать входы этих процессов, то есть снизить уровень использования первичных природных ресурсов.

К третьему классификационному признаку отнесем результат разработки и внедрения проектов. По этому признаку разделим проекты на два типа — натурально-вещественной формы и инновационные в документационной форме. Первый тип включает технологические линии, предприятия, сооружения, продукты; второй тип — это новое законодательство по рациональному природопользованию и охране окружающей среды на федеральном и субъектном уровнях управления, утвержденные и введенные механизмы вне-

См.: Основные направления политики Санкт-Петербурга в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности на период с 2003 по 2007 гг. / Проект. — СПб., 2002. См.: Приказ Министерства природных ресурсов Российской Федерации № 580 от 6.08.2001 г «Об организации государственного контроля за природопользованием и охраной окружающей среды».

Кузнецов С. В., Кузнецов А. С. Инвестиционный потенциал региона: оценка и механизмы реализации. — СПб.: ИПРЭ РАН, 2003.

3/2005

уПрАВЛЕНЧЕСКОЕ

КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ

135

дрения в практику хозяйствования новых форм, нормативов и стандартов на выбросы вредных загрязняющих веществ в атмосферу, сбросы таких веществ в гидросферу, дампинг-территории.

Четвертым классификационным признаком может служить назначение проектов, по которому выделим: основные, обеспечивающие и инфраструктурные. Основные позволяют улучшить качество товаров и технологических процессов, снизить количество источников загрязнения окружающей среды; обеспечивающие направлены на формирование кадрового, информационного, правового, организационно-методического, научного и иных видов обеспечения основных проектов; инфраструктурные ориентированы на создание сер-

висных процессов, обслуживающих основные процессы и проекты.

Классификация инвестиционных проектов экологической направленности представлена на рис. 2, из которого видно, что исследуемые проекты обладают большим разнообразием.

Так, например, с учетом различий классификационных признаков можно выделить следующие, наиболее распространенные в процессе реализации разновидности инвестиционных проектов и мероприятий:

- производственно-технологические, включающие проектирование и установку нового перерабатывающего, очистного оборудования, замкнутых технологических процессов использования при-

ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

м к

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

О 5 ^ I О < м ес

о

“к

^ ь-

С

136

Рис. 2. Типизация инвестиционных проектов экологической направленности по различным классификационным признакам — уровень управления, направленность, результат и назначение

3/2005

родных ресурсов, освоение производства новой экологически чистой продукции, утилизация и переработка отходов как вторичных ресурсов и как отбросов;

- организационно-управленческие, включающие разработку и внедрение новых экологических стандартов нормативов, формирование единой системы нормативно-правового обеспечения, создание систем контроля и экологического мониторинга, разработку и внедрение более совершенного или нового природоохранного законодательства;

- научно-исследовательские, включающие исследования и разработки природоохранных технологий, оборудования, экологически чистых технологических процессов, экологически безопасной продукции и ее упаковки;

- воспитательно-образовательные, включающие разработку и внедрение систем непрерывного экологического образования, подготовки менеджеров природоохранной деятельности, создания программ просвещения населения в сфере рационального домашнего использования природных и энергетических ресурсов, отходов антропогенной деятельности.

Организация инвестиционной деятельности в сфере охраны окружающей среды осуществляется двумя механиз-

мами — государственным, регулирующим инвестиционные потоки и результаты их реализации в виде экологических проектов, и негосударственным или рыночным. Практика показала, что нерегулируемый рыночный механизм, хотя и достигает внешних эффектов по улучшению качества окружающей среды, однако приводит к ошибочной аллокации.

Под аллокацией понимается рыночное стихийное распределение инвестиционных ресурсов между различными хозяйствующими субъектами, различных форм собственности, принадлежащих к различным отраслям и территориям. Тогда, аллокационный механизм — это стихийный рыночный механизм распределения инвестиций, в противоположность государственному регулируемому механизму распределения14. К аллокационному результату можно отнести результаты реализации инвестиционных проектов экологической направленности в хозяйствующих субъектах.

Ошибочность аллокации, на наш взгляд, заключается в том, что хозяйствующий субъект — загрязнитель окружающей среды осуществляет, например, выбросы вредных и загрязняющих веществ в атмосферу в объемах, адекватных максимальной величине его прибыли. Интересы загрязненных компонентов природной среды, в том числе живой экосистемы, населения не учитываются. В этом случае первой реакцией государственной системы регулирова-

14 ГаличанинЕ. Н. Регулирование экономического развития крупных территориальных систем России (на примере Дальнего Востока и Забайкалья). — М.: СОПС, МАРС, 2002; КосминН. П. Планирование и регулирование проектного инвестирования в регионе. — СПб.: Нестор, 2004.

3/2005

уПрАВЛЕНЧЕСКОЕ

КОНСУЛЬТИрОВАНИЕ

137

ния и контроля состояния окружающей среды должна стать разработка и внедрение соответствующих механизмов — нормативно-правового, иначе называемого процессуального-политическим, и экономического. Цель внедрения этих механизмов — сокращение уровня выбросов в атмосферу, произведенных субъектом-загрязнителем. Исходя из имущественно-правового статуса ограниченных ресурсов природной среды, устанавливают два правила государственного механизма распределения.

Первое правило заключается в том, что загрязнитель получает право собственности на природный ресурс, который использует с целью максимизации прибыли без получения согласия на уровень загрязнения этого ресурса-компонента со стороны так называемой жертвы загрязнения. Это правило позволяет передавать имущественные права от одного хозяйствующего субъекта-загрязнителя, во-первых, к другому, или, во-вторых, жертве загрязнения — пострадавшему компоненту, который должен побудить загрязнителя к уменьшению уровня загрязнения на основе определенной компенсации. Следовательно, предоставление загряз-

нителю прав собственности на ограниченный природный ресурс приводит его к наделению правами владения данным ресурсом. И это право пострадавший выкупает у первоначального собственника, если сам выдвигает цель использования ресурсов в собственных интересах. Такое правило называется правилом рыночной свободы15.

Второе правило называется — загрязнитель платит. Базовой идеей этого правила является условие, по которому промышленное предприятие-загрязнитель имеет право производить внешние загрязнения на нулевом уровне. Если в процессе производственнохозяйственной деятельности промышленное предприятие не может не загрязнять окружающую среду, то оно должно выкупить часть прав у собственника — потенциально пострадавшего (потенциальной жертвы)16.

Механизмы государственного регулирования инвестиционной деятельности экологической направленности используют второе правило, по которому платит загрязнитель согласно разработанному нормативно-правовому обеспечению процессов разработки и реализации природоохранных проектов.

м к

О 5 ^ I

0 < м ес

с

1 о С

15 Шайбакова Э. Р. Сбалансированное развитие производственно-хозяйственных комплексов. — Уфа: Изд-во БашГУ, 2004.

16 Вершинин Ю. Б. Стратегия диверсификации промышленного предприятия. — Ульяновск: ГНУ Средневолжский научный центр, 2004.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.