Научная статья на тему 'Формирование механизма управления инновационным развитием региона (на примере Оренбургской области)'

Формирование механизма управления инновационным развитием региона (на примере Оренбургской области) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
495
170
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / РЕГИОН / РЕГИОНАЛЬНЫЕ ИННОВАЦИИ / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ / МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ / INNOVATION / REGION / REGIONAL INNOVATION / STRATEGIC MANAGEMENT / MANAGEMENT MECHANISM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Куценко Екатерина Ивановна

Инновационные процессы, инновационные проекты в современных условиях хозяйствующих субъектов экономики представляют собой эффективное средство конкурентной борьбы за лидерские позиции в рыночной экономике и ориентируют на создание новых потребностей, повышению рентабельности выпускаемой продукции, привлечению инвестиций. В рамках исследования управления инновационным развитием региона представлена попытка к разработке механизма управления инновационным развитием региональной социо-эколого-экономической системы, который позволит осуществлять непрерывный процесс взаимодействия между всеми его системными элементами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF THE MECHANISM OF INNOVATIVE DEVELOPMENT REGION (FOR EXAMPLE ORENBURG REGION)

Innovative processes, innovative projects in the current conditions of economic entities of the economy are an effective means of competition for leadership positions in the market economy and a focus on the creation of new needs, increasing profitability of production, attraction of investments. In the study of innovative development of the region is an attempt to develop a mechanism of innovative development of regional socioecologicaleconomic system, which will allow for a continuous process of interaction between all system elements.

Текст научной работы на тему «Формирование механизма управления инновационным развитием региона (на примере Оренбургской области)»

УДК 005.591.6:330.3(470.56)

Куценко Е.И.

Оренбургский государственный университет E-mail: [email protected]

ФОРМИРОВАНИЕ МЕХАНИЗМА УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫМ РАЗВИТИЕМ РЕГИОНА (НА ПРИМЕРЕ ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ)

Инновационные процессы, инновационные проекты в современных условиях хозяйствующих субъектовэкономики представляют собой эффективное средство конкурентной борьбы за лидерские позиции в рыночной экономике и ориентируют на создание новых потребностей, повышению рентабельности выпускаемой продукции, привлечению инвестиций.

В рамках исследования управления инновационным развитием региона представлена попытка к разработке механизма управления инновационным развитием региональной социо-эколого-экономической системы, который позволит осуществлять непрерывный процесс взаимодействия между всеми его системными элементами.

Ключевые слова: инновации, регион, региональные инновации, стратегическое управление, механизм управления.

Темпы экономического развития региональных социо-эколого-экономических систем в современных условиях всё больше зависят от ключевых тенденций развития науки и техники. Региональные инновационные процессы направлены на реализацию конкурентных преимуществ региона, на повышение экономической эффективности стратегического регионального управления, проецирование региональной экономики на новый инновационный путь развития.

Опыт инновационной политики развитых стран характеризует необходимость создания благоприятной среды для активизации инновационной деятельности на региональном уровне.

Как уже было отмечено ранее, тенденции роста и влияние научно-технического прогресса на развитие региональных систем в современных экономических условиях свидетельствуют об актуальности и важности стратегического управления инновациями, в том числе и на региональном уровне [6].

Стратегическое управление региональными инновациями включает рассмотрение вопросов планирования и реализации инновационных процессов, проектов, программ социо-эколого-экономической системы. Региональное стратегическое управление на основе инновационных преобразований ориентируется на значительные изменения в экономической, социальной, экологической подсистеме региона.

Экономическое развитие Приволжского федерального округа (ПФО)основывается на

модернизации промышленного потенциала регионов, входящих в состав ПФО, одновременно на развитии сектора современных услуг в полицентрической системе агломераций, активизации инновационной деятельности. Промышленное региональное развитие связано с применением новых технологий, позволяющих освоить выпуск конкурентоспособной продукции, оптимизацией регионального управления, поиском и привлечением внешних инвесторов и опытно-конструкторских разработок, а для отраслей оборонной промышленности - с неизменным государственным заказом, что способствует повышению конкурентоспособности ключевых отраслей машиностроения, в том числе авиационно-космического и автомобилестроения, химической и нефтехимической промышленности [7].

В стратегической перспективе актуально развитие межрегионального разделения труда и кооперации с ориентацией на масштабные технологические новации и отраслевую научно-исследовательскую базу ключевых индустриальных центров субъектов ПФО.

Если рассматривать Оренбургскую область, то половина объемов выпускаемой продукции принадлежит отраслям топливно-энергетического комплекса, львиная доля - отраслям металлургического комплекса и машиностроению. Стратегическим ориентиром Оренбургского региона является разработка и внедрение инновационных технологий переработки местного сырья, сокращение срока обновления оборудования в черной и цветной металлургии. В аграрном секторе сохраняется

неблагоприятная макроэкономическая ситуация, в том числе и в научно-технической сфере отрасли [8].

По итогам комплексной сравнительной оценки ценности недр Оренбургская область находится на среднероссийском уровне. Структура стоимости минерального сырья способствует развитию минерально-сырьевой базы, так как половина ценностей недр областиприходится на пользующиеся спросом на внешнем и внутреннем рынках виды сырья:нефть, газ, сопутствующие компоненты, медь, цинк, никель, титан, кобальт, железо, серебро, золото[2].

Развитие промышленности Оренбургской области позволяет выделить следующую специфику: изменение структуры промышленного производства в сторону увеличения доли перерабатывающих отраслей; активизация интеграционных процессов организаций различных отраслей с целью формирования глубокой переработки сырья от добычи до производства продукции конечного спроса; обновление и совершенствование производственных мощностей с целью увеличения выпуска конкурентоспособной и наукоемкой продукции на основе стимулирования и активизации инновационной деятельности региона.

Сегодня на инновационной карте России регионы ПФО занимают достойные позиции.

Основываясь на данных статистики можно констатировать, что по количеству поданных в последние годы в Роспатент заявок на изобретения и полезные модели ПФО занимает второе место, третье место - на товарные знаки. Третья часть инновационных разработок и четвертая часть всех инновационно-активных организаций России зарегистрированы в ПФО.Иннова-ционная активность организаций по субъектам ПФО представлена на рисунке 1 [9].

Показатели инновационной деятельности по Оренбургской области представлены в таблице 1[9].

Исследования, проведенные ранее автором, показывают, что региональное стратегическое управление на основе инновационных преобразований ориентируется на значительные изменения в экономической, социальной, экологической подсистемах региона[5]. В тоже время опыт развития успешных регионов ПФО свидетельствует о том, что при формировании механизмов внедрения региональных инноваций, региональных инновационных процессов и развитияинноваций возникает целый ряд серьезных проблем.Ключевая цель разработки подобного механизма управления инновационным развитием региона заключается в увеличении объема производимой и реализуемой инновационной продукции (услуг).

Рисунок 1. Инновационная активность организаций по субъектам ПФО

В настоящее время актуальной проблемой в управлении инновационным развитием региона является методологическая аргументация признаков, которые предопределили современное состояние экономики:

- система воспроизводства, распределения и перераспределения интеллектуального потенциала;

- модель воспроизводства социального восприятия в обществе инновационныхизме-нений;

- механизм управления инновационным региональным развитием;

- модель реализации региональных инноваций;

- механизм использования интеллектуального потенциала региона, включающего научно-технический, инновационный, образовательный, и культурный потенциалы[1].

Механизм управления инновационным развитием региона следует рассматривать как упорядоченную совокупность институциональных установок, которые позволят обеспечить субъектам хозяйствования достижение стратегиче-

ских ориентиров регионального развития.

Эффективный механизм инновационного развития региона необходим для обеспечения устойчивого социо-эколого-экономического развития на основе расширенного воспроизводства и эффективного применения научно-технического, экономического, природного, социального потенциалов.

Исходя из интеграции полученных результатов построения механизмов управления различными объектами, предложен подход к построению внедрения и реализации региональных инноваций, который будет обеспечивать эффективное использование его инновационного потенциала и повышение эффективности управления инновациями региона (рисунок 2).

Однако, в условиях активизации инновационной деятельности и усиливающейся конкуренции в высокотехнологичном секторе экономики необходимы современные инструменты управления хозяйствующими субъектами экономики, способствующие осуществлению эффективного контроля за внедрением и реализацией региональных ин-

Таблица 1. Показатели инновационной деятельности Оренбургской области

Показатели Годы

2007 2008 2009 2010 2011 2012

Инновационная активность организаций (удельный вес организаций, осуществлявших технологические, организационные, маркетинговые инновации, в общем числе организаций), % 14,9 17,0 15,2 14,4 15,2 12,7

Удельный вес организаций, осуществлявших технологические инновации, в общем числе организаций, % 12,1 14,3 14,1 12,5 13,3 10,0

Удельный вес инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг, % 2,2 2,8 1,9 2,7 2,6 1,6

Затраты на технологические инновации, млн. руб. 2498,8 6656,7 4132,6 6616,3 6063,4 5077,5

Удельный вес затрат на технологические инновации в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг, % 0,7 1,7 1,2 1,5 1,1 0,9

Удельный вес организаций, осуществлявших организационные инновации, в общем числе организаций, % 5,3 4,2 4,0 4,8 4,3 5,4

Удельный вес организаций, осуществлявших маркетинговые инновации, в общем числе организаций, % 5,6 3,9 3,0 4,2 4,6 4,3

новаций. Следовательно, необходимы новые подходы к управлению региональными инновациями, позволяющие повысить эффективность социально-экономического развития социо-эколого-экономических региональных систем [5].

В проведенных ранее исследованиях полученные результаты анализа социально-экономического развития Оренбургской области свидетельствуют о неустойчивости регионального развития, низком уровне инновационной активности организаций, что предопределяет усиление поиска и реализации действенных мер, обеспечивающих активизацию потенциала к изменяющимся условиям инновационной деятельности региона.

В свою очередь процесс глобализации региональной экономики и усиление конкуренции приводит к потребности сохранения устойчивых позиций социо-эколого-экономической системы на основе активизации инновационной деятельности.

Управление инновациями представляет собой процесс социального иэкономического развития, основанный на знаниях, новшествах, инновациях, на основе оптимизации конкурентных преимуществ экономики региональной социо-эколого-экономической системы, обеспечивающий устойчивый экономический рост, повышение качества и уровня жизни населения посредством гармонизации интересов его участников и диспетчеризации.

Рисунок 2. Механизм управления инновационным региональным развитием

Управление инновационным развитием региона рассматривается как системное управление региональными инновациями, направленное на формирование и обеспечение достижения экономического роста путем рационального использования имеющихся ресурсов, активизации и распределения инновационного потенциала, включающего трудовые, материальные, финансовые, информационные ресурсы, с целью обеспечения инновационного развития региона [3].

Применяя системный подход к управлению инновационным развитием региональной системы, системное управление региональными инновациями можно представить в виде объединения двух подсистем: управляющей подсистемы, выступающей субъектом управления и управляемой подсистемы, представляющей собой объект управления. Федеральные и региональные органы власти выступают в качестве субъекта управления региональным инновационным развитием. Данный субъект управления путем разработки соответствующих методов, способов и приемов управленческого воздействия организует целенаправленное эффективное функционирование объекта управления. К объектам управления в исследуемой системе являются региональные инновации, инновационные процессы и экономические отношения, возникающие между субъектами инновационной деятельности, а также между участниками рынка инноваций.

Исследование закономерностей социально-экономического развития региона позволило определить факторы, способствующие развитию инновационной деятельности:

- обеспечение устойчивого экономического развития региона на основе управления инновациями;

- внедрение сбалансированной системы показателей управления региональными инновациями;

- разработка и применение стратегических карт развития региона;

- создание условий для активизации инновационной деятельности на уровне региона;

- разработка инструментов и методов эффективного управления.

Соединение представленных факторов, способствующих развитию инновационной деятельности на региональном уровне позволило

сформировать модель управления региональными инновациями.

Основной данной модели является стратегическая карта, которая определяет главенствующее направление социально-экономического развития региона на основе управления инновациями [4].

Механизм управления инновационным развитием региона включает контролирующие и корректирующие мероприятия по управлению инновациями в социо-эколого-экономической региональной системе [6].

К условиям, обеспечивающим эффективное управление региональными инновациями, относятся:

- мониторинг и контроль стратегических целей развития региона;

- разработка и внедрение инновационно-ориентированных программ, способствующих развитию инновационной деятельности региона;

- государственное регулирование инновационной деятельности, совершенствование законодательных и нормативно-правовых актов поддержки малого инновационного бизнеса;

- прогнозирование направлений социально-экономического развития региона;

- совершенствование мероприятий по усилению защиты коммерческой тайны изготовления ноу-хау, охраны авторского права;

- разработка инструментария (системы показателей, подходы) к оценке эффективности для мониторинга и контроля инновационной деятельности [6].

В число регионов-лидеров по уровню развития научно-исследовательской и технико-внедренческой сферы Оренбургская область не входит, при этом внедрение инноваций для повышения конкурентоспособности предприятий области имеет особое значение в долгосрочной перспективе [10].

Для управления инновационным региональным развитием, в отличие от традиционного управления, характерна высокая нестабильность и подвижность элементов системы регионального управления.

Таким образом, эффективное управление региональными инновациями возможно на основе формирования механизмов управления инновационным развитием региона. Для

механизма управления инновационным развитием региона характерна комплексная реализация, так как недостаточная эффективность даже одного из них будет значимым барьером активизации инновационной деятельности региональной социо-эколого-экономической системы.

Механизм управления инновационным развитием региона должен базироваться на следующие ключевых постулатах: формирование инновационной инфраструктуры региональной системы, эффективная реализация системного подхода к управлению приоритетных инновационных проектов,ориентация научно-исследовательского комплекса региональной экономики на реальные и актуальные потребности, развитие государственных меха-

низмов поддержки инновационной активности и регулирования инновационной деятельности.

В структурном отношении при формировании механизма управления инновационным развитием региональной системынеобходим оучитывать:федеральные и региональные органы власти, осуществляющие обеспечение разработки, координацию и создание условий эффективной реализацииприоритетных направлений социально-экономического развития региональной системы;научно-исследовательский и научно-образовательный компоненты, обеспечивающие воспроизводство инноваций и кадрового потенциала;инновационную инфраструктуру, ориентированную на коммерциализацию и диффузию инноваций, финансовое обеспечение этапов реализации инновационного процесса.

12.12.2014

Список литературы:

1. Акулова А.Ш. Корпоративный имидж как фактор воздействия на рыночное поведение покупателей / А.Ш. Акулова // Вестник Оренбургского государственного университета, 2007. - № 8. - С. 36-40.

2. Ермакова Ж.А. Управление научно-техническим развитием промышленных предприятий оренбургской области на основе кластерного подхода / Ж.А. Ермакова Ж.А., А.В. Курлыкова // Экономика и предпринимательств, 2013. Т. 7. - № 1 (30). - С. 159-162.

3. Калмыкова, Д. Ю. Развитие логистических систем распределения кондитерской продукции на региональном рынке : монография / Д. Ю. Калмыкова; М-во образования и науки Рос. Федерации, Федер. гос. бюджет. образоват. учреждение высш. проф. образования «Оренбург. гос. ун-т». - Оренбург : ИП Осиночкин Я.В., 2011. - 111 с.

4. Куценко, Е.И. Инновационная политика как инструмент перехода к устойчивому развитию региона / Е.И. Куценко // Менеджмент в России и за рубежом, 2014. - № 3. - С. 79-84.

5. Куценко, Е. И. Социо-эколого-экономическая оценка устойчивого развития региона / Е.И. Куценко // Austrian Journal of Humanities and Social Sciences, 2014. - № 1-2. - С. 139-147.

6. Куценко, Е.И. Основные тенденции устойчивого развития региональной социо-эколого-экономической системы / Е.И. Куценко // Известия Оренбургского государственного аграрного университета. - № 1(33). 2012. - С.157-161

7. Прытков Р.М. Особенности производственной специализации Оренбургской области / Р.М. Прытков // Вестник Оренбургского государственного университета,2014. - № 8 (169). - С. 127-132.

8. Солдаткина, О. В. Разработка маркетинговой стратегии хлебопекарного предприятия / О.В. Солдаткина // Вестник Оренбургского государственного университета, 2011. - № 8, август. - С. 130-135.

9. Статистический ежегодник Оренбургской области. 2013 : Стат. сб. / Оренбургстат. - Оренбург, 2013. - 528 с.

10. Стратегия развития Оренбургской области до 2020 года и на период до 2030 года [Электронный ресурс]. Разработчик -правительство Оренбургской области. Режим доступа: http://www.orenburg-gov.ru/magnoliaPublic/regportal /strateg/2030.html

Сведения об авторе:

Куценко Екатерина Ивановна, доцент кафедры государственного и муниципального управления и менеджмента Оренбургского государственного университета

460018, г. Оренбург, пр-т Победы, 13, тел. (3532) 372442, ауд.6102, е-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.