Научная статья на тему 'Формирование медиативной компетентности у студентов медицинского вуза'

Формирование медиативной компетентности у студентов медицинского вуза Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
45
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
медиация / разрешение конфликтов / медицина / студенты / mediation / conflict resolution / medicine / students

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — С.М. Кабиева, Г.К. Нарбаева, А.Т. Сисенбаева, В.Д. Гусев, С.М. Садвакасова

Цель: оценить эффективность внедрения элективной дисциплины «Медиация. Особенности медицинской медиации» посредством выявления удовлетворенности студентов качеством образовательных и организационных услуг. Материал и методы. Кафедра пропедевтики детских болезней стала пилотной площадкой для практического внедрения медицинской медиации. В опросе приняли участие 244 студента. Результаты. Данные опроса показали, что большинство студентов одобрили предложенную программу обучения, высоко оценили качество образовательных и организационных услуг при изучении данной дисциплины и признали курс медиации полезным для будущей медицинской практики (93,8%). Методы моделирования конфликтных ситуаций и активного участия в их разрешении оказались эффективными. 87,6% студентов рекомендовали выбор этой элективной дисциплины другим студентам. Заключение. Результаты исследования позволяют рекомендовать этот успешный проект путем медицинского посредничества в программах обучения студентов всех медицинских вузов Казахстана

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — С.М. Кабиева, Г.К. Нарбаева, А.Т. Сисенбаева, В.Д. Гусев, С.М. Садвакасова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of meditative competence in medical students

Purpose: to assess the effectiveness of the implementation of the elective discipline “Mediation. Features of medical mediation "by identifying student satisfaction with the quality of educational and organizational services. Material and methods. The Department of Propedeutics of Childhood Diseases has become a pilot site for the practical implementation of medical mediation. The survey involved 244 students. Results. The survey data showed that the majority of students approved the proposed training program, highly appreciated the quality of educational and organizational services in the study of this discipline, and recognized the mediation course as useful for future medical practice (93.8%). Methods for modeling conflict situations and active participation in their resolution have proven to be effective. 87.6% of students recommended the choice of this elective discipline to other students. Conclusion. The research results make it possible to recommend this successful project through medical mediation in the training programs for students of all medical universities in Kazakhstan

Текст научной работы на тему «Формирование медиативной компетентности у студентов медицинского вуза»

МРНТИ 76.75.33

ФОРМИРОВАНИЕ МЕДИАТИВНОИ КОМПЕТЕНТНОСТИ У СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА

С.М. Кабиева1, Г.К. Нарбаева2, А.Т. Сисенбаева3, В.Д. Гусев4, С.М. Садвакасова5

1НАО «Медицинский университет Караганды», Караганда, Казахстан 2ЧУ «Международный центр медиации и права «Согласие», Нур-Султан, Казахстан 3ОО «Ассоциация независимых медицинских экспертов г. Астаны», Нур-Султан, Казахстан

4КГП «Многопрофильный центр Матери и ребенка», Темиртау, Казахстан 5НУО «Казахстанско-российский медицинский университет», Алматы, Казахстан

Цель: оценить эффективность внедрения элективной дисциплины «Медиация. Особенности медицинской медиации» посредством выявления удовлетворенности студентов качеством образовательных и организационных услуг.

Материал и методы. Кафедра пропедевтики детских болезней стала пилотной площадкой для практического внедрения медицинской медиации. В опросе приняли участие 244 студента.

Результаты. Данные опроса показали, что большинство студентов одобрили предложенную программу обучения, высоко оценили качество образовательных и организационных услуг при изучении данной дисциплины и признали курс медиации полезным для будущей медицинской практики (93,8%). Методы моделирования конфликтных ситуаций и активного участия в их разрешении оказались эффективными. 87,6% студентов рекомендовали выбор этой элективной дисциплины другим студентам.

Заключение. Результаты исследования позволяют рекомендовать этот успешный проект путем медицинского посредничества в программах обучения студентов всех медицинских вузов Казахстана. Ключевые слова: медиация; разрешение конфликтов, медицина, студенты.

FORMATION OF MEDITATIVE COMPETENCE IN MEDICAL STUDENTS S. Kabiyeva1, G. Narbayeva2, А. Sisenbayeva3, V. Gussev4, S. Sadvakasova5

NcJSC "Medical University of Karaganda", Karaganda city, Kazakhstan 2International center of mediation and law "Consent", Nur-Sultan city, Kazakhstan 3OS "Association of independent medical experts" Nur-Sultan city, Kazakhstan 4CGC "Multidisciplinary center for Mother and child", Temirtau city, Kazakhstan 5Kazakh-Russian medical University, Almaty city, Kazakhstan

Purpose: to assess the effectiveness of the implementation of the elective discipline "Mediation. Features of medical mediation "by identifying student satisfaction with the quality of educational and organizational services.

Material and methods. The Department of Propedeutics of Childhood Diseases has become a pilot site for the practical implementation of medical mediation. The survey involved 244 students.

Results. The survey data showed that the majority of students approved the proposed training program, highly appreciated the quality of educational and organizational services in the study of this discipline, and recognized the mediation course as useful for future medical practice (93.8%). Methods for modeling conflict situations and active participation in their resolution have proven to be effective. 87.6% of students recommended the choice of this elective discipline to other students.

Conclusion. The research results make it possible to recommend this successful project through medical mediation in the training programs for students of all medical universities in Kazakhstan. Keywords: mediation; conflict resolution, medicine, students.

МЕДИЦИНАЛЬЩ ЖОГАРГЫ ОЦУ ОРНЫНЬЩ

СТУДЕНТТЕРШЩМЕДИАТИВТ1 КОМПЕТЕНТТШГГШ ЦАЛЫПТАСТЫРУ

С.М. Кабиева1, Г.К. Нарбаева2, А.Т. Сисенбаева3, В.Д. Гусев4, С.М. Садвакасова5

1 «Караганды медицина университет» КеА^, Караганды к;., ^азакстан 2«Келiсiм» хальщаральщ медиация жэне к¥кык орталыгы, Н^р-С^лтан к., ^азакстан 3«Тэуелаз медициналы; сарапшылар кауымдастыгы» Н^р-С^лтан к., ^азакстан 4«Ана мен бала кeпбейiндi орталыгы» КМК, Темiртау к., ^азакстан 5«Казакстан-Ресей медициналык университета КеО^, Алматы к., ^азакстан

Максаты: «Медитация. Элективп пэндi жYзеге асырудьщ тиiмдiлiгiн багалау. Медициналык медиацияныц ерекшелiктерi »студеиттердщ бiлiм беру жэне уйымдастыру кызметшщ сапасына канагаттануын аныктау аркылы.

Материал жэне эдктер. Балалык шак ауруларынын пропедевтикасы кафедрасы медициналык медиацияны iс жYзiнде жYзеге асырудыц тэжрибелж алацына айналды. Сауалнамага 244 студент катысты.

Нэтижелер. Сауалнама деректерi студенттердщ квпшiлiгi усынылган окыту багдарламасын макулдаганын, осы пэндi окып-уйрену кезiнде бшм беру жэне уйымдастырушылык кызметтердщ сапасын жогары багалайтынын жэне медиация курсын болашак медициналык ирактикага пайдалы деп таныганын кврсеттi (93,8%). Жанжалды жагдайларды модельдеу эдiстерi жэне оларды шешуге белсендi катысу тиiмдi болып шыкты. Окушылардыц 87,6% -ы осы элективп пэндi тандауды баска студенттерге усынды.

^орытынды. Зерттеу нэтижелерi осы сэтп жобаны медициналык медиация аркылы Казакстанныц барлык медициналык жогары оку орындарыныц студенттерiне арналган оку багдарламаларында усынуга мYмкiндiк бередi.

ТYЙiн сездер: медиация; жанжалды шешу; медицина, студенттер.

Введение

В последние годы отмечается резкое возрастание числа обращений и конфликтных ситуаций в медицинской сфере [1,2]. Сфера здравоохранения характеризуется высоким уровнем потенциальной конфликтогенности в связи с тем, что объектом работы является базовая потребность человека - быть здоровым [3].

Наиболее часто встречаются конфликты, связанные с нарушением прав граждан в сфере медицинского обслуживания, некачественным оказанием медицинской помощи врачами или лечебным учреждением и причинением вреда в процессе лечения [2,4]. Конфликты возникают между врачами любых специальностей и многомиллионным отрядом их пациентов [5].

Несмотря на динамику роста конфликтов, основная часть претензий к качеству оказания медицинской помощи удовлетворяется в досудебном порядке [6].

Признанным в мировой практике эффективным способом разрешения конфликтов является медиация. Международный опыт стран, активно практикующих медиацию: США, Великобритания, Италия, Германия, Австралия, Австрия, Индия, Китай, Япония показывает, что при применении медиации можно разрешить значительную часть конфликтов [1,3,5,7].

В Республике Казахстан деятельность института медиации регулируется Законом РК «О медиации», который направлен на урегулирования спора (конфликта) между сторонами при содействии медиатора в целях достижения ими взаимоприемлемого решения, реализуемая по добровольному согласию сторон. С 2011 года в Казахстане прошли глобальные реформы в правовой сфере, примирительные формы путем медиации сегодня внедрены на всех стадиях судопроизводства гражданских и уголовных дел [8].

Медиация и медицина близки по своему духовному содержанию, по своему предназначению: медицина призвана сохранять и укреплять здоровье человека, предупреждать и лечить болезни, а медиация предназначена для мирного взаимозаинтересованного улаживания конфликтов, для их предотвращения и врачевания [2]. В этой связи оптимальным методом стабилизации партнерских взаимоотношений, зрелости и готовности к конструктивному диалогу, будет применение медицинской медиации, которая позволит разрешить недопонимание между сторонами: пациентам - реализовать своё право на охрану здоровья, врачам - обеспечить защищённость в рамках их профессиональной деятельности [1,3,9].

В целом по стране практика медицинской медиации не имеет широкого распространения. Это может быть объяснено недостаточным уровнем информированности профессионального сообщества о возможностях и преимуществах медиации, правовым нигилизмом и консерватизмом руководителей здравоохранения в создании служб медиации [1]. Органы управления здравоохранением должны быть заинтересованы во внедрении системы медиации в практику и активном привлечении медиаторов для минимизации негативных процессов в здравоохранении [5,10]. Оптимальным форматом работы является создание центра конфликтологии и медиации при каждом медицинском учреждении [3].

Особенную важность при пациент-ориентированной модели здравоохранения приобретает необходимость активации позитивной функции конфликта на основе коллегиальной модели взаимоотношений врача и пациента [11,12]. Для построения эффективного общения с пациентом при реализации модели солидарной ответственности врача и пациента за сохранение и поддержания здоровья пациента, врачам необходимо овладение навыками бесконфликтного общения [3]. Формирование коммуникативных навыков студентов, умения разрешать и предупреждать конфликты в будущей профессиональной деятельности, должно осуществляться в рамках компетентностного подхода к организации образовательного процесса медицинского вуза [3,4].

В рамках академической свободы вузов,которая предоставляет право создавать образовательные программы с целью улучшения качества подготовкимедицинских кадров, в образовательный процесс студентов V курса Карагандинского медицинского университета была введена элективная дисциплина «Медиация. Особенности медицинской медиации».

Цель

Оценить эффективность внедрения элективной дисциплины «Медиация. Особенности медицинской медиации» посредством выявления удовлетворенности студентов качеством образовательных и организационных услуг.

Материал и методы

Исследование проводилось в 2017-2018 году на кафедре «Пропедевтика детских болезней Карагандинского государственного медицинского университета» при совместной деятельности Международного центра медиации и права «Согласие». Кафедра стала пилотной площадкой для практического внедрения медицинской медиации. В учебный план студентов 5 курса специальности «Общая медицина» включили дисциплину «Медиация. Особенности медицинской медиации» в объеме 135 учебных часов (3 кредита). Обоснованием введения дисциплины явились необходимость формирования у будущих врачей психологических характеристик для эффективного общения с пациентом при проведении медицинского интервью, приобретение профессиональных компетенций, освоения медиативных навыков во избежание конфликтных ситуаций в будущей практической деятельности.

Анкета обратной связи создана для выяснения удовлетворенности студента качеством образовательных услуг, методикой преподавания и мотивированности в изучении кредита дисциплины «Особенности медицинской медиации». В анкетировании участвовало 244 студентов 5 курса бакалавриата, прошедших обучение на кафедре. Анкетирование было анонимным.

Результаты

Данные анкетирования показали, что более половины студентов (58,4%) считают программу дисциплины не сложной и соответствующей их ожиданиям, 34,8% респондентов ответили, что сложность освоения теоретического материала дисциплины была менее сложной, но практическое проведение процедуры медиации вызывала затруднение, 6,8% не смогли затруднились с ответом.

Абсолютное большинство (88,7%) респондентов были удовлетворены продолжительностью курса обучения, наиболее мотивированная часть студентов (11,3%) предпочла бы уделять изучению дисциплины больше времени.

В соответствии с предложенной 5-балльной шкалой оценки качества предложенного образовательного курса студенты отметили: соответствие оценки в «5 баллов» в 55% случаев,

«4 балла» - в 34%, «3 балла» - 9%, «2 балла» - 2% (рис. 1).

Рисунок 1 - Оценка образовательного материала курса обучения.

На вопрос был ли полезным курс медиации для профессиональной подготовки врача в будущем абсолютное большинство респондентов (93,8%) ответили положительно, 4,5% -скорее нет, 1,2% - затруднялись ответить (рис. 2).

4% 1%

78%

Да

Скорее да Нет

| Скорее нет

I Затрудняюсь ответить

Рисунок 2 - Полезность обучения медиации для профессиональной подготовки врача. Среди наиболее эффективной методики преподавания студенты отдавыали предпочтение активным методам обучения: ролевая игра у 43,4% респондентов, составление кейсов - у 39,3%, моделирование ситуации - у 21,7% (рис. 3).

100% ^ШШ

80% 60% 40% 20% 0%

5,60% Оо/о Оо/о 1,20%

Рисунок 3. Умение разрешать конфликты.

После участия в тренингах многие студенты в своих комментариях пришли к выводам о том, что другими глазами посмотрели на взаимоотношения с пациентами, признавали, что имели неожиданную для себя, но агрессивную реакцию в случаях возникновения конфликтов. На основании полученного опыта большинство студентов (87,6%) сочли, что данная дисциплина имеет большое практическое значение, поэтому непременно порекомендовали бы другим студентам выбор данной элективной дисциплины. Лишь небольшая часть студентов имела другое мнение: не рекомендовала бы дисциплину - 4,5%, затруднились ответить - 7,9%.

Обсуждение

Данные анкетирования показали, что большая часть студентов выразила одобрение предложенной программы обучения: считают ее несложной для восприятия (93,2%) и удовлетворены продолжительностью курса (88,7%).

Абсолютное большинство респондентов (89%) высоко оценило качество образовательных и организационных услуг при изучении данной дисциплины и признавало полезным курс медиации для будущей врачебной деятельности (93,8%).

Эффективными были признаны методики моделирования конфликтных ситуаций и активного участия с целью их разрешения.

На основании полученного практического опыта большинство студентов (87,6%) сочли, что данная дисциплина имеет большое практическое значение дисциплины, поэтому они порекомендовали бы ее другим студентам.

Таким образом, удовлетворенность студентов при изучении элективной дисциплины «Медиация. Особенности медицинской медиации» свидетельствует об эффективности образовательной программы при формировании медиативной компетентности. Результаты исследования позволяют рекомендовать данный успешный проект по медицинской медиации в программу обучения студентов во всех медицинских вузах Казахстана.

Список литературы

1. Медиация в здравоохранении: от право применения к диалогу о правах/ Ц.А. Шамликашвили, А.Н. Островский, Е.В. Кабанова, А.С. Сильницкая// Социология медицины. - 2017. - Т. 16, № 2. - С. 75-81.

2. Каменков В. С.Медиабельны ли медицинские споры? //Сб. материалов международной научно-практической конференции «Право и наука в современном мире». - Пермь, 2018. С. 79-86.

3. Чхартишвили Д.А. Внедрение медиативной практики в систему здравоохранения // Гуманитарные юга России. - 2016. - Т. 17, № 1. - С. 241-247.

4. Чернышева М.Л., Чернышев А.В., Горностаева Л.А. Управление конфликтами в медицине: формирование специфических компетенций в процессе подготовки организаторов здравоохранения //Социально-экономические явления и процессы. - 2014. - Т. 9, № 12. - С. 348-352.

5. Проблемы медиации в современной медицине / Е.Т. Лильин, В.А. Доскин, Т.Т. Батышева, С.В. Глазкова //Детская и подростковая реабилитация. - 2013. - Т. 21, № 2. - С. 12-15.

Астана медициналъщ журналы №4(106), 2020

6. Перепечина И.О., Перепечин Д.В., Смирнова Д.В. Споры и конфликтные ситуации в связи с ненадлежащим оказанием медицинской помощи и юридическая практика их разрешения //Исследования и практика. - 2015. - Т. 2, № 1. -С. 72-75.

7. Мурзанова Е.А. Медиация - способы и задачи урегулирования споров: опыт зарубежных стран//Вестник Волжского университета имени В.Н. Татищева. - 2016. - Т. 1, № 4.- С. 65-69.

8. Дячук М.И. Медиация - потребность современности // Вестник Института законодательства РК. -2019.

- Т. 55, № 1. - С. 140-145.

9. Шарапова А.О., Марков С.М. Медицинская медиация как институт эффективного разрешения споров в дискурсе стратегии развития малого и среднего предпринимательства России/Материалы I Дальневосточного медицинского молодежного форума «Актуальные вопросы современной медицины». - Хабаровск, 2017. - С. 324-326.

10. Воронов А.И., Лунина М.А. Медиации в системе здравоохранения - особенности внедрения //Личность в экстремальных условиях и кризисных ситуациях жизнедеятельности. - 2016. - № 6. - С. 189-192.

11. Карасев Е.А. К вопросу о специфике и классификации производственных конфликтов в медицинских учреждениях //Наука, техника и образование. - 2018. - Т. 45, № 4. - С. 88-90.

12. Тетенев Ф. Ф. Природа врачебных ошибок/Бюллетень сибирской медицины. - 2006. - № 1. - С. 51-58.

Автор для корреспонденции: Кабиева Сауле Маутовна - доктор медицинских наук, профессор НАО

«Медицинский университет Караганды»; e-mail: saulekabiyeva@mail. ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.