Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У СТУДЕНТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ'

ФОРМИРОВАНИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У СТУДЕНТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
8
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
логическое мышление / интеллектуальные способности / образовательное проектирование / цифровизация / студенты / logical thinking / intellectual abilities / educational design / digitalization / students

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ольховская Елена Борисовна, Сапегина Татьяна Алексеевна

Все, что происходит в мире не может не влиять на содержание высшего образования, которое обязано ориентироваться на определенный спрос востребованности тех или иных знаний и умений, которые будут задействованы в будущей профессиональной деятельности студентов. В данной статье рассмотрена проблема воздействия быстрого распространения цифровизации на подрастающее поколение. Проведен анализ и прогнозирование будущей профессиональной деятельности нового поколения, выросшего на компьютерных технологиях. Показана возможность развития логического мышления у студентов профессионально-педагогического университета в период перехода страны к цифровой модели.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ольховская Елена Борисовна, Сапегина Татьяна Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Everything that happens in the world cannot but affect the content of higher education, which is obliged to focus on a certain demand for certain knowledge and skills that will be involved in the future professional activities of students. This article discusses the problem of the impact of the rapid spread of digitalization on the younger generation. The analysis and forecasting of the future professional activity of the new generation, who grew up on computer technologies, is carried out. The possibility of developing logical thinking among students of a vocational pedagogical university during the country's transition to a digital model is shown.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У СТУДЕНТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ»

7. О тьюторском сопровождении ребёнка с ОВЗ в школе // Комплексная коррекционно-реабилитационная работа с детьми в условиях инклюзивной образовательной среды: монография / И.А. Кувшинова, Е.А. Овсянникова,

B.А. Чернобровкин, Н.А. Долгушина, ИИ Сунагатуллина, Е.Л. Мицан, М.В. Линькова. - Магнитогорск: Изд-во Магнитогорск, гос. техн. ун-та им. Г.И. Носова, 2020. - С. 39-66

8. Организация сопровождения в образовательном учреждении тьютором детей с ОВЗ и инвалидностью / Ред. Т.М. Ковалева. - М.: АПК и ППРО, 2015,- 208 с.

9. Особенная психология роста человека с ОВЗ: уч. пос. / под ред. В.И. Лубовского. - М.: Академия, 2013. - 464 с.

10. Тьюторская деятельность как средство сопровождения индивидуальной траектории развития студентов в вузе // Реализация компетентностного подхода в профессиональном образовании: монография / Л.И. Савва, В.А. Беликов, П.Ю. Романов, М.В. Мусийчук, Т.Г. Неретина, Е.А. Овсянникова, Е.В. Ильяшева, К.Е. Шахмаева, A.M. Филиппов, Д.И, Павленко; под общ. ред. Л.И. Савва. - Магнитогорск: Изд-во Магнитогорск, гос. техн. ун-та им. Г.И. Носова, 2019. -

C. 117-132

11. Тьюторское сопровождение: история возникновения и современное состояние в учебно-воспитательном процессе высшей школы // Современные аспекты сопровождения образовательного процесса в условиях высшего учебного заведения: монография / И.А. Кувшинова, Е.Л. Мицан, Е.А. Овсянникова, Н.А. Долгушина. - Магнитогорск: Изд-во Магнитогорск, гос. техн. ун-та им. Г.И. Носова, 2019. - С. 58-80

12. Eipsky, D.K. Achieving full inclusion: creating conditions and space for the development of people with disabilities with the help of a tutor / D.K. Eipsky, A. Gartner // W. Stainback and S. Stainback. - Boston: Allyn & Bacon, 2020. - P. 3-13

13. Mercer, J.R. The world practice of tutor mentoring / J.R. Mercer II R. Koch and J. CDobson (Eds). - NewYork: Brunner/Mazel, 2014. - 144 p.

14. Salisbury, C.L. Inclusive education in the UK / C.L. Salisbury 11 The Journal of the Association for Persons with Severe Handicaps. - 2017. - No 18,- P. 75-84

Педагогика

УДК 378.2

кандидат педагогических наук, доцент Ольховская Елена Борисовна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Российский государственный профессионально-педагогический университет» (г. Екатеринбург); кандидат педагогических наук, доцент Сапегина Татьяна Алексеевна Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Российский государственный профессионально-педагогический университет» (г. Екатеринбург)

ФОРМИРОВАНИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У СТУДЕНТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ

Аннотация. Все, что происходит в мире не может не влиять на содержание высшего образования, которое обязано ориентироваться на определенный спрос востребованности тех или иных знаний и умений, которые будут задействованы в будущей профессиональной деятельности студентов. В данной статье рассмотрена проблема воздействия быстрого распространения цифровизации на подрастающее поколение. Проведен анализ и прогнозирование будущей профессиональной деятельности нового поколения, выросшего на компьютерных технологиях. Показана возможность развития логического мышления у студентов профессионально-педагогического университета в период перехода страны к цифровой модели.

Ключевые слова: логическое мышление, интеллектуальные способности, образовательное проектирование, цифровизация, студенты.

Annotation. Everything that happens in the world cannot but affect the content of higher education, which is obliged to focus on a certain demand for certain knowledge and skills that will be involved in the future professional activities of students. This article discusses the problem of the impact of the rapid spread of digitalization on the younger generation. The analysis and forecasting of the future professional activity of the new generation, who grew up on computer technologies, is carried out. The possibility of developing logical thinking among students of a vocational pedagogical university during the country's transition to a digital model is shown.

Key words: logical thinking, intellectual abilities, educational design, digitalization, students.

Введение. Сейчас перед высшим образованием ставится сложная задача перехода на новый уровень, необходимо сформировать новую образовательную среду для подготовки будущих специалистов, уделяя большое внимание не только профессиональной подготовке, но и развитию различных компетенций, которые будут востребованы в дальнейшем для карьерного роста.

Высшее образование является важным инструментом в развитии цивилизации, главным процессом передачи накопленных знаний новому поколению. Во время учебы большое внимание необходимо уделять профессиональному самоопределению и формированию готовности войти в большую жизнь с определенным набором профессиональных и личностных качеств [1].

Стремительное развитие информационных технологий, которые захватили весь диапазон человеческой деятельности, существенно влияет на становление молодого поколения. Повсеместная цифровизация заставляет людей привыкать к новому образу жизни, который для них был не характерен. Возникает потребность обсудить последствия воздействия столь быстрого распространения цифровизации на подрастающее поколение, так как прежний подход к системе образования во многом перестал быть актуальным. Необходим анализ и прогнозирование будущей профессиональной деятельности нового поколения, выросшего на компьютерных технологиях.

Изложение основного материала статьи. За последние десятилетия в школах снизился интерес к точным наукам. Математика и физика больше не привлекают наших учеников, а ведь это как раз те предметы, где развивается логическое мышление.

Человек, который мыслит логически, всегда стремится найти оптимальное решение в любой создавшейся ситуации, и он это решение находит. Верное осознание проблемы позволяет четко определить источник проблемы, методы ее устранения и действия, позволяющие быстро и правильно ее решить. Логическая цепь размышлений всегда приводит к безошибочным выводам, с которыми трудно спорить [3].

Мышление - это психический процесс, который позволяет человеку усваивать и обрабатывать полученную информацию, а логика помогает делать правильные выводы из этой информации [6].

Логика определяет закономерности познавательной деятельности, изучает методы познания истины.

Логическое мышление это симбиоз двух понятий - логики и мышления, когда полученная абстрактная информация систематизируется, анализируется и благодаря этому определяется смысл информации и делается вывод. Таким свойством обладает только человек. Компьютер может многому научить человека, но не всему, у машины отсутствует логическое мышление. Только человек способен проанализировать полученную информацию и сделать выводы, выстраивая связь между событиями.

Основной задачей высшего образования является создание обновленной образовательной платформы для подготовки современных кадров, принимая во внимание очень быстрое развитие научного прогресса и информационных технологий.

В современном мире очень большое внимание стало уделяться личности человека, его субъективным качествам. Молодое поколение интересуется своим внутренним миром, пытаясь прикоснуться к глубинам человеческой психики. Высшее образование ставит перед собой задачу не только дать необходимые знания, выработать определенные умения и навыки, которые будут востребованы в будущей профессиональной деятельности, но и сформировать у студентов те субъективные качества, которые полезны в течение всей трудовой жизни.

Важно научить студентов мыслить логически для выполнения эффективной мыслительной деятельности, чтобы находить новые пути к знаниям для самообразования и самосовершенствования [4].

В современном российском образовании педагогическая деятельность, охватывающая различные регулярно изменяющиеся ситуации, нуждается не только в стабильных знаниях для решения типовых, стандартных задач, но и для постоянного поиска новых, инновационных способов обучения, путем внедрения продуктивных методов преподавания, включая передовой педагогический опыт. Основной целью этих нововведений является подготовка молодого поколения к практической жизни, к их будущей профессиональной деятельности [5].

Для внедрения в образовательный процесс нововведений необходимо не только планировать какие-либо усовершенствования, но, что очень важно, кроме ожидаемых прогнозов, уделить внимание оценке и коррекции полученного результата.

В определенном смысле проектом можно назвать все то, что планирует и предполагает получить педагог. Под педагогическим проектированием мы понимаем целенаправленную деятельность по созданию проекта как инновационной модели образовательно-воспитательной системы, ориентированной на массовое использование [2].

Образовательное проектирование предполагает специальную обучающую платформу, где получение знаний и умений студентов связано с планированием и нацелено на создание специальных требований, когда все теоретические знания используются на практике. Очень важно, что образовательное проектирование способствует развитию коммуникации, развивает логическое мышление, память и воображение.

В основе образовательного проектирования заложены условия для самостоятельного обучения и самосовершенствования, нацеленного на развитие личности учащегося и предполагает интеграцию полученных знаний для применения в практической деятельности.

Образовательное проектирование включает в себя составление плана для решения поставленной педагогической задачи оригинальным способом и практическое применение с целью повышения качества образовательного процесса. Образовательное проектирование включает в себя рассмотрение проблемы, выбор цели, определение средств для достижения этой цели, обработка полученных результатов и их корректировка.

Одной из основных характеристик образовательного проектирования являются мотивационные аспекты студентов на более активное, самостоятельное и осознанное понимание его учебной деятельности.

Педагоги должны иметь такие компетенции, чтобы не только качественно преобразовать и повысить уровень образовательной деятельности, но и учитывая психологические особенности цифрового поколения, спрогнозировать профессиональное будущее студентов, включая в свою педагогическую деятельность образовательное проектирование для решения образовательных задач, где студенты становятся субъектом своего становления как личность.

В нашей статье мы рассмотрим подготовку студентов профессионально-педагогического вуза на базе образовательного проектирования учебного процесса, который позволит развить логическое мышление на занятиях по физической культуре.

Основной задачей является определение средств для достижения поставленной цели. Анализ научной литературы позволил нам определить конкретные средства, способные развить интеллектуальную активность студентов. Изменения, внесенные в рабочую программу, путем включения вариативной части, которая предполагает увеличение в образовательном процессе часов на спортивные игры, а также выделение отдельных занятий по изучению шахмат, должны способствовать развитию логического мышления у студентов.

Образовательное проектирование должно включать в себя передовые, инновационные средства и методы организации учебного процесса, опираясь на когнитивный и личностно-ориентированный подход. Наш образовательный проект включает в себя несколько составных элементов: информационный, целевой, содержательный и результативно-коррекционный.

Информационный элемент предполагает получение и анализ информации о владении студентами логическим мышлением, выявлении их интеллектуальных способностей с помощью тестирования.

Целевой элемент поможет определить цели и задачи учебного процесса. Основной задачей является развитие логического мышления у студентов профессионально-педагогического вуза на занятиях по физическому воспитанию. Ключевой целью становится подготовка успешного, способного логически мыслить выпускника вуза.

Содержательный элемент предполагает получение профессиональных знаний и умений, формирование личностных характеристик, которые позволят студентам самостоятельно решать не только профессиональные проблемы, но и помогут им адаптироваться в сложных жизненных ситуациях. Практическое применение дает большую свободу самореализации при самостоятельном анализе своих профессиональных компетенций.

Результативно-коррекционный элемент образовательного проектирования дает возможность определить уровень развития логического мышления у студентов, на занятиях которых применялись вариативные части рабочей программы, доказать эффективность использования спортивных игр и шахмат на занятиях по физической культуре у студентов для развития логического мышления.

Физическая культура в вузе является основной частью образовательной деятельности, где развиваются психические процессы. Ведущие психические функции, развитие которых возможно совершенствовать средствами физической культуры - это память, внимание, мышление, воображение. В нашем исследовании большое внимание мы уделяем логическому мышлению.

Психические процессы составляют основу знаний студентов, координируют поведение, структурируют основную деятельность. Все психические процессы взаимосвязаны и происходят с различной скоростью в зависимости от контакта с внешним миром и состояния самой личности на данном этапе [3].

Составной частью общей культуры, ее самостоятельным разделом является физическая культура. Физическая культура бакалавра является одним из средств эффективной учебной деятельности, как оценка уровня его общей культуры.

Спортивные игры являются первостепенным и любимым средством физической культуры в вузе у студентов. Во время игры требуется детальный анализ, производимых действий, концентрация внимания, способность быстро реагировать на игровые моменты. Все решения во время игры ориентированы на усвоение всевозможных способов действия в игровой ситуации, в это же время решается предложенная учебная задача, которая и определяет выбор этого действия. Большое разнообразие игровых ситуаций дают возможность использовать полученные знания в различных версиях игровых моментов, детальный анализ действий приводит к лучшему результату, все это способствует формированию логического мышления.

Опираясь на статистические данные, мы видим, что игра в шахматы - это не только увлекательная игра, но и средство для развития интеллектуальных способностей молодежи [7]. Шахматы развивают у человека способность анализировать, планировать, логически мыслить. В наш век - век цифровизации, игра в шахматы отучает молодежь от клипового мышления, дает простор для воображения, расширят кругозор, заставляют студентов прежде всего думать своей головой. Во время игры студентам приходится обдумывать заранее свой ход и предвидеть ответный ход соперника.

Инициативная деятельность студентов во время занятий позволяет реализовывать свободное планирование своих решений, продиктованное самоуправляемой мотивацией, способностью пользоваться собственными способами действий и очень быстро осуществлять коррекцию в быстро меняющейся ситуации; самостоятельно и критично ставить перед собой новые задачи, прогнозировать результаты своей деятельности. Образовательное проектирование позволило определить оптимальные условия не только для оздоровления студентов, но и доя профессионального становления педагогов профессионального обучения через успешное формирование компонентов основных компетенций.

Авторами статьи было проведено исследование путем сравнения уровня логического мышления у студентов 1 курса на начало учебного года и после внедрения вариативной части в рабочую программу по физической культуре в конце учебного года. Студентам были предложены наряду с обычными занятиями большее количество часов на спортивные игры и шахматы.

Опытным путем были получены данные, где использовались разнородные методы, такие как: тестирование, анкетирование, беседы, наблюдения педагогов.

Ведущим методом исследования мы определили метод тестирования когнитивных способностей, который дает объективную оценку в развитии логического мышления у студентов, а также сравнительный анализ оценочных показателей на начало учебного года и после окончания 1 курса.

По итогам исследования было выявлено, что внесение изменений в рабочую программу по физической культуре, путем включения вариативной части, повысило интеллектуальные способности студентов, способствовало росту логического мышления. Анкетирование выявило, что студентам стало легче разбираться в сложных предметах трудных для освоения, где задействованы такие качества как планирование, аналитика, логическое мышление.

Выводы. Перед преподавателями высших учебных заведений стоит важная задача научиться действовать в новых реалиях. Информационные технологии позволяют студентам без труда найти ответ на любой вопрос. Обилие информационного потока дает возможность получать любые данные в наиболее легкой и элементарной форме. Информация воспринимается путем создания виртуальных образов, что не предполагает осмысления полученных данных, обесценивая значимость логического мышления. Колоссальный поток информации заменяет активность мыслительных процессов, не дает возможность принимать самостоятельные, выверенные решения.

Педагогам необходимо учитывать, что студенты значительную часть времени проводят в виртуальной среде, что приводит к изменению их психологических характеристик. Очень важно, чтобы повсеместная цифровизация не смогла вытеснить способность анализировать полученную информацию и критически ее оценивать при принятии важных жизненных решений. Наше исследование показало, что включение в вариативную часть программы по физическому воспитанию увеличенное количество часов на спортивные игры и шахматы с проведением соревнований и шахматных турниров, способствует развитию логического мышления у студентов.

Литература:

1. Алтынова, Н.В. Пути совершенствования процесса формирования физической готовности студентов к предстоящей профессиональной деятельности / Н.В. Алтынова, В.К. Таланцева, Н.Н. Пьянзина // Проблемы современного педагогического образования: сб. науч. тр. - Ялта: РИО ГПА, 2019,- С. 26-30

2. Быстрова, Н.В. Технология формирования проектного обучения в высшем образовательном учреждении / Н.В. Быстрова, Е.А. Уракова, А.Н. Сидоров // Проблемы современного педагогического образования. - 2022. - № 74-3. -С. 43-46

3. Волковская, Т.Н. Логопсихология: учебник для вузов / Т.Н. Волковская, Н.Ю. Левченко. - Москва: Юрайт, 2020. - 190 с.

4. Дружинин, В.Н. Психология общих способностей / В.Н. Дружинин. - СПб.: Издательство «Питер», 2007. - 368 с.

5. Зеер, Э.Ф. Персонализированная учебная деятельность обучающихся как фактор их подготовки к профессиональному будущему /Э.Ф. Зеер // Проф. образование и рынок труда. - 2021. - № 1. - С. 104-114

6. Ильин, Е.П. Психология для педагогов / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2021,- 640 с.

7. Саглам, Ф.А. Применение дидактических игр в развитии логического мышления обучающихся в системе дополнительного образования / Ф.А. Саглам, P.P. Ханмурзина // Педагогическое образование и наука. - 2020. - № 4. -С. 131-136

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.