Научная статья на тему 'Формирование литературных представлений о службе и служении в комедиях Д. И. Фонвизина'

Формирование литературных представлений о службе и служении в комедиях Д. И. Фонвизина Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
822
158
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
XVIII ВЕК / ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ / СЛУЖБА / СЛУЖЕНИЕ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Давыдова Татьяна Сергеевна

В статье раскрываются понятия службы и служения, которые занимают центральное место в драматургии Д.И. Фонвизина. В сознании его героев служба и служение становятся оппозиционными понятиями, принадлежащими к разным пространствам существования человека частному и публичному. Служение начинает пониматься как часть внутреннего мира человека, его мировоззрения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF LITERARY VIEWS ABOUT SERVICE AND SERVING IN THE COMEDIES OF D.I. FONVIZIN

The article presents the notions of service and serving taking the central position in the plays of D.I. Fonvizin. In the minds of his characters service and serving become opposite concepts belonging to different spaces of the human existence private and public. The serving is understood as a part of the mans inward life, his world view.

Текст научной работы на тему «Формирование литературных представлений о службе и служении в комедиях Д. И. Фонвизина»

УДК 82.(470+571), 17(045)

ДАВЫДОВА Татьяна Сергеевна, аспирант кафедры теории и истории литературы Северодвинского филиала Поморского государственного университета имени М.В. Ломоносова. Автор

5 публикаций

ФОРМИРОВАНИЕ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЛУЖБЕ И СЛУЖЕНИИ В КОМЕДИЯХ Д.И. ФОНВИЗИНА

В статье раскрываются понятия службы и служения, которые занимают центральное место в драматургии Д.И. Фонвизина. В сознании его героев служба и служение становятся оппозиционными понятиями, принадлежащими к разным пространствам существования человека - частному и публичному. Служение начинает пониматься как часть внутреннего мира человека, его мировоззрения.

XVIII век, литературные представления, служба, служение

Манифест 1762 года о даровании вольности дворянству стал важнейшим событием в жизни русского привилегированного сословия. Дворянство перестало быть «служилым сословием», положение в государстве русского правящего сословия изменилось, однако манифест «не давал и не мог дать исчерпывающего ответа на вопрос о том, кто же есть дворяне, не обязанные своему государю службой»1.

Значительная часть дворянства восторженно встретила манифест, увидев в нем открывающиеся возможности новой жизни вне службы. «Манифест способствовал проникновению в сознание идеи, что дворянам предназначено вместо обязательной службы служение - и уже не столько государю, сколько Отечеству, обществу <...> Это же предопределяло и формирование того склада души и образа мысли и поведения, которые можно охарактеризовать как дворянскую интеллигентность»2. Идея служения тесно перепле-

© Давыдова Т.С., 2011

талась с понятием дворянской чести, человеческого достоинства. Служение начинает пониматься как личное качество, не зависящее от занимаемой должности и места в социальной иерархии.

Оппозиция службы и служения впервые возникает в творчестве Д.И. Фонвизина. В комедии «Недоросль» появляется неслужащий дворянин Стародум, оставивший службу по собственным убеждениям. Он действует опосредованно, занимая позицию «друга честных людей». В записке «Сокращение о вольности французского дворянства и о пользе третьего чина» Фонвизин указывает на необходимость вольности дворянского сословия, которое должно обрести способность совершать свой выбор. Однако «непривыкшим к свободе трудно быть свободным в выборе»3. Служение как категория частного мира формировалась на основе идей просвещения, среди которых наиболее важными признавались мысли о воспитании и

образовании и общества в целом, и каждой отдельной личности.

Частный мир человека становится все более значимым для общественного сознания середины XVIII века. В 1760-е годы с предоставлением вольности дворянству внимание к внутреннему миру человека становится все более сильным. К 1780-м годам в общественном сознании формируется четкое разделение внешнего и внутреннего, частного и публичного пространств. В 1787 году, в период русско-турецкой войны, Екатерина II пишет Потёмкину: «В настоящий момент, мой дорогой друг, Вы уже не частное лицо, которое живет и делает, что ему захочется. Вы принадлежите государству, Вы принадлежите мне»4. Служба и служение, относясь к разным пространствам реализации личности, расходятся в своем содержании.

В творчестве Фонвизина внимание к частному миру человека появляется уже в 1764 году в пьесе «Корион», главный герой которой стремится к деревенскому уединению. Корион страдает от несчастной любви, размышляет о свободной жизни вне светской суеты, но его рассуждения поверхностны и сиюминутны.

Страдания Кориона сатирически оцениваются Фонвизиным как условная «игра, дань моде, которая, как всякая мода, заморского происхождения»5. И Корион, и его друг Менандр осознают себя частью внешнего мира, но если Менандр не противопоставляет свою частную жизнь публичной, то Кориона тяготит необходимость службы и исполнения своих сословных обязанностей. Поняти не могу я долгу своего:

Я в обществе своем не значу ничего;

Когда часть слабая захочет отделиться,

Так может ли чрез то вред целому случиться?6 В отъединении от «большого мира» Корион видит возможность собственной свободы, для Менандра же такое разделение невозможно. Свобода Менандра тесно связана с его восприятием дворянской чести и личного долга перед обществом. Представления об истинном служении заставляют его находить компромисс между частным и публичным пространством. Настоящий дворянин, «разумный человек», по мнению Менандра,

Оставить должности не хочет никогда,

И, где велит долг жить, он там живет всегда: Хоть при дворе жить век судьба его приводит, Уединенье он среди двора находит.7 Идея «уединения среди двора» - это единственный компромисс, который может позволить себе Менандр во взаимоотношениях с публичным пространством. Истинный дворянин «оставить должности не хочет никогда», а служит и живет там, где велит ему долг. Душевные метания Кориона не находят поддержки и одобрения у Менандра и оцениваются Фонвизиным как бесполезные и разрушительные для дворянского мировоззрения.

Через несколько лет после «Кориона» выходит комедия «Бригадир», продолжающая развитие оппозиции службы и служения. Фонвизин создает особый тип героя - тип «честного человека» (о нем упоминает еще Менандр), видящий целью собственной жизни всеобщее благо и славу отечества. «Честным человеком» движет идея служения, он нацелен на внешний мир и воспринимает себя прежде всего как представителя своего сословия. В «Бригадире» мир «честных людей» представлен двумя персонажами - Софьей и Добролюбовым, остальные же действующие лица комедии погружены в мир интриг и условных страстей.

Тема любви переводит и Софью, и Добролюбова в пространство межличностных отношений, которое принадлежит только им двоим. В «Бригадире» Фонвизиным сделан еще один шаг к осмыслению частной жизни своих персонажей. Пародия Кориона на любовные переживания и «уход от суеты» постепенно получает осмысление на более серьезном уровне внутренних волнений Добролюбова и Софьи.

В комедии «Недоросль» 1781 года соединяются уже две линии: с одной стороны, «Недоросль» в какой-то мере является результатом диалогов Кориона и Менандра о предназначении «честного человека», а с другой - данная комедия продолжает тему любви и частной жизни, уже затронутую в «Корионе» и «Бригадире». Именно в «Недоросле» оппозиция службы и служения, публичного и частного получает свое четкое оформление.

Идея служения находит выражение в образе Стародума, который занимает позицию «друга честных людей», видя единомышленников в Правдине, Милоне и Софье. Стародум уже открыто заявляет о возможности жизни вне службы, но как истинный дворянин он частным образом исполняет свой долг служения отечеству.

Служба и служение оцениваются Стародумом неоднозначно и представляют собой уже разошедшиеся понятия. Он говорит о служении вне службы, но осознает, что без службы служение не может найти свое воплощение и свою реализацию. Позиция Стародума - это позиция «друга честных людей», который помогает тем, кто находится на службе, не теряет идеалы истинного служения. Идея отказа от службы, когда она не приносит пользы, не принимается им как единственно верная, «служба для него -дело святое. И о своей первой отставке он скорее сожалеет как о юношеской несдержан-ности»8.

Правдин. Но разве дворянину не позволяется взять отставки ни в каком уже случае?

Стародум. В одном только: когда он внутренне удостоверен, что служба его отечеству прямой пользы не приносит9.

Реплика Кориона о «части слабой», которая «хочет отделиться», переосмысливается Фонвизиным в образе Стародума. Здесь звучит та же мысль, но на этот раз она не при-

знается разумным компромиссом. Стародум жалеет о своем выходе в отставку, поскольку таким образом лишил себя возможности активного участия в жизни публичного пространства. В отличие от Кориона Стародум не стремится к затворничеству и уходу от внешнего мира, напротив, ему важно сохранить свое влияние.

Линия любви Милона и Софьи только намечает в комедии обращение к миру частных переживаний человека. Как и в «Бригадире», герои обмениваются лишь общими фразами, выражающими надежду на их скорое совместное счастье. Милон и Софья стремятся к счастью именно в частной жизни, которая и выходит для них на первый план.

Идея служения вне службы, к которой постепенно приходит Фонвизин, становится для него единственной возможностью исполнять задачи дворянина, оставаясь верным себе и своим идеалам. Стародум, действующий в рамках такой позиции, заявляет, что воздействовать своим примером на придворное общество все равно, что «звать врача к больным неис-цельно»10. Он отказывается от службы сознательно, его выбор в пользу частного пространства оказывается решающим, что окончательно разграничивает понятия службы и служения как категорий, относящихся к различным пространствам существования человека.

Примечания

1 ФаизоваИ.В. «Манифест о вольности» и служба дворянства в XVIII столетии. М., 1999. С. 3.

2 Шмидт С.О. Общественное самосознание российского благородного сословия: XVII - первая треть XIX в. М., 2002. С. 109-110.

3 Там же. С. 110.

4 ТруайяА. Екатерина Великая. М., 2003. С. 393-394.

5МакогоненкоГ.П. Жизнь и творчество Д.И. Фонвизина // ФонвизинД.И. Собр. соч.: в 2 т. Т. 1. М.; Л., 1959. С. 13.

6Фонвизин Д.И. Указ. соч. С. 28.

7 Там же. С. 22.

8 Николаев Н.И. У истоков новых русских литературных представлений о «счастье» и «удаче», «службе» и «служении» («Фортуна» Н.А. Львова) // Вестн. Помор. ун-та. Сер.: Гуманит. и соц.науки. 2008. N° 4. С. 88.

9 Фонвизин Д.И. Указ. соч. С. 131.

10 Там же. С. 133.

Davydova Tatiana

FORMATION OF LITERARY VIEWS ABOUT SERVICE AND SERVING IN THE COMEDIES OF D.I. FONVIZIN

The article presents the notions of service and serving taking the central position in the plays of D.I. Fonvizin. In the minds of his characters service and serving become opposite concepts belonging to different spaces of the human existence - private and public. The serving is understood as a part of the man’s inward life, his world view.

Контактная информация: e-mail: tatd@atnet.ru

Рецензент - НиколаевН.И., доктор филологических наук, профессор, проректор по учебной работе Поморского государственного университета имени М.В. Ломоносова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.