Lingua mobilis № 1 (34), 2012
ФОРМИРОВАНИЕ ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ПРАКТИЧЕСКОЙ ФОНЕТИКЕ
Е. Е. Макарова
Освоение учебной дисциплины «Практическая фонетика» описывается в контексте формирования лингвокультурологической компетентности студентов вуза. Ее внедрение достигается целостной работой над интонацией в коммуникативных ситуациях и над произведениями художественной прозы и поэзии. Технология работы рассмотрена на примере стихотворения «She Walks in Beauty» Джорджа Гордона Байрона, а оценочная процедура представлена заданиями для контрольной работы по интонированию.
Ключевые слова: Практическая фонетика, английский язык, лингвокультурологическая компетентность, студенты вуза, интонация, коммуникативные ситуации, поэзия.
Освоение учебной дисциплины «Практическая фонетика» в рамках практического курса первого иностранного (английского) языка предполагает формирование у студентов понятия произносительного навыка, навыков транскрибирования и интонирования, развитие фонетической компетентности студентов в говорении и аудировании, в педагогической практике, а также навыков фоностилистического анализа.
Основные задачи дисциплины на первом курсе специальности 050303.65 Иностранный язык с дополнительной специальностью и направления подготовки 050100.62 Педагогическое образование, профиль подготовки «Иностранный язык» включают работу над ритмом (правила ритма, ритмические группы), дальнейшее рассмотрение интонации (интонационный контур, его компоненты), развитие навыков интонирования текста, выразительного чтения и чтения наизусть на английском языке, а также воспитание эстетического вкуса студентов на примере изучения произведений художественной прозы и поэзии.
Данные задачи курса в контексте развития международного сотрудничества в области науки и культуры вплетены в программу
146
Методика преподавания языка
подготовки специалистов, способных участвовать в речевом общении представителей разных коллективов. В связи с этим актуальна проблема формирования лингвокультурологической компетентности студентов вуза, которая определяется как самостоятельно реализуемое в профессиональной деятельности интегральное свойство личности, сформированное в процессе освоения системы культурных ценностей, выраженных в языке [1. С. 8]. Структура компетентности включает в себя теоретико-практическую и организационно-коммуникативную составляющие, а также степень их самостоятельности в учебно-профессиональной деятельности. Ее внедрение достигается целостной работой над интонацией в коммуникативных ситуациях и над произведениями художественной прозы и поэзии.
Для эффективного формирования лингвокультурологической компетентности студентов первого курса на занятиях по практической фонетике необходимо обращение к вопросам интонации в разнообразных коммуникативных ситуациях (social and functional English): знакомство (meeting people), разговор по телефону (telephoning), встреча гостя (welcoming a visitor), в гостинице (staying at a hotel), в ресторане (at a restaurant), договоренность (making arrangements), собственное мнение и предложение (opinions and suggestions), приглашение (invitations), предложение и просьба (offers and requests), запрос информации (asking for information), дружеская реакция (social responses) и прощание (saying goodbye). Данные ситуации разыгрываются на основе реальных обстоятельств в рамках профессионально-личностного общения, организованного носителями языка и предложенного аутентичными пособиями издательств Oxford University Press и Pearson Longman.
Технология работы включает пять последовательно реализующихся этапов:
1. Обсуждение данных ситуаций начинается с работы над ключевыми фразами (the key expressions) самостоятельно: прослушивание (listen), записывание (write down the key expressions), интонирование (mark the intonation, intone the sentences).
2. Проверка их восприятия продолжается на занятии: прослушивание (listen), повторение с соблюдением правильной интонации (repeat, say after the speaker), проверка правильности интонирования (observe the correct intonation), группирование ключевых фраз по теме (group the key expressions into the categories), отработка в парах или группах (practise reading, observing the correct information).
147
Lingua mobilis № 1 (34), 2012
3. Самостоятельное письменное интонирование диалогов (полилогов) предлагается в форме проверочной работы (mark the intonation; intone the sentences in the conversation).
4. Распознавание данных ключевых фраз происходит в процесс работы над диалогами (полилогами) самостоятельно и на занятиях по той же технологии, а также включает разыгрывание подобных разговорных ситуаций в парах или группах (use the key expressions in the situations of your own) и детальное обсуждение видеоэпизодов по предложенной теме (describe the situations).
5. Последний этап предполагает чтение наизусть предложенных диалогов (present your conversation) и драматизацию своих собственных (act out your conversation) с соблюдением установленных правил английской интонации.
Следующим аспектом формирования лингвокультурологической компетентности является работа над произведениями художественной прозы и поэзии. Технология работы охватывает следующие этапы:
1. Немаловажным представляется обсуждение авторов произведений художественной прозы и поэзии, поскольку понимание их основного содержания базируется на особенностях жизни и литературного творчества писателей и поэтов.
2. Работа над произносительным и интонационным навыками ведется самостоятельно и на занятиях для соблюдения аутентичности произношения и передачи эмоционального фона говорящего.
3. Этому также способствует обсуждение русского литературного и поэтического переводов, предложенных самими студентами, для постижения основной мысли произведения.
4. Чтение данных произведений наизусть происходит в форме презентации, планируемой студентами самостоятельно и представляемой индивидуально, в парах или группах с привлечением компьютерных технологий и актерской техники.
Рассмотрим эти особенности поэтапно применительно к стихотворению английского поэта-романтика Джорджа Гордона Байрона (1788-1824) «She Walks in Beauty» (1814):
1. Осмысление мировой художественной культуры и собственного творчества привели Байрона к поиску новой формулы создания поэтического произведения: в его поэзии возник особый тип героя, вечно ищущего, одинокого и разочарованного, названного по имени его создателя байроническим. Данные обстоятельства отражены
148
Методика преподавания языка
интонационно и должны быть учтены при предъявлении русского варианта стихотворения и его презентации.
2. Обсуждение наиболее часто встречаемых в произведении гласных звуков, дифтонгов, дифтонгоидов, а также особенности произнесения согласных звуков в буквосочетаниях способствует преодолению трудностей при изучении стихотворения «She Walks in Beauty», звуковая основа которого отличается от основы родного языка. Обращение внимание на интонацию и ритм играет немаловажную роль для закрепления навыков и развития устойчивых стереотипных фонетических умений.
3. Подготовка русского литературного и поэтического переводов имеет большое познавательное значение для изучения общей культуры и английского национального характера, воплощенного в стихотворении, а также передачи эмоционального настроя главного героя произведения. Выражение чувств студентов желательно провести в форме групповой работы и предложить им выбрать наиболее понравившееся и озвучить его перед всей учебной аудиторией.
4. Презентация стихотворения отражает как привязанность студентов первого курса к классическим традициям восприятия стихотворения, так и современным тенденциям актерского мастерства. К таковым можно отнести образ самого поэта и его музу, создающие основу стихотворения; образ чтеца в XIX, XX и XXI веках; выразительное чтение наизусть на фоне музыкального слайд-шоу, представленного фотографиями девушек как воплощений главной героини; музыкальную композицию как стихотворение, положенное на музыку собственного сочинения.
Оценочная процедура формирования лингвокультурологической компетентности студентов включает написание контрольной работы по интонированию и итоговое декламирование произведений художественной прозы и поэзии. Заданиями для контрольной работы служат следующие:
1. Copy the conversation and intone it:
- May I introduce a good friend of mine? This is Sam Fowler.
- Pleased to meet you. My name’s Tara Reynolds.
- Pleased to meet you, too.
- Would you like to go to a cafe?
- Thank you. I’d enjoy that.
- When would be convenient for you?
- I’m not busy now. Why not go right now?
149
Lingua mobilis № 1 (34), 2012
- Yes, let’s do that. How about a cup of coffee? It is usually excellent here.
- Yes, that would be very nice.
- What about a piece of chocolate cake?
- No, thank you. Thank you for inviting me.
- I’m glad you could come.
2. Mark the phrases for social and functional English: meeting people; telephoning; welcoming a visitor; staying at a hotel; at a restaurant; making arrangements; opinions and suggestions; invitations; offers and requests; asking for information; social responses; saying goodbye.
. II - /Bye! (saying goodbye)
Model:
Таким образом, целостное формирование лингвокультурологической компетентности студентов первого курса специальности 050303.65 Иностранный язык с дополнительной специальностью и направления подготовки 050100.62 Педагогическое образование, профиль подготовки «Иностранный язык» на занятиях по практической фонетике происходит благодаря вовлеченности студентов в различные формы работы над интонацией в коммуникативных ситуациях и над произведениями художественной прозы и поэзии. Навыки и умения, сформированные в курсе практической фонетики как теоретико-практическая и организационно-коммуникативная составляющие, а также степень их самостоятельности в учебно-профессиональной деятельности, служат основой речи на иностранном языке на всех последующих этапах обучения и способствуют участию в речевом общении представителей разных коллективов, а значит, содействуют развитию международного сотрудничества в области науки и культуры.
Список литературы
1. Макарова, Е. Е. Интегративный подход к формированию лингвокультурологической компетентности студентов гуманитарных специальностей вуза : автореф. дис. ... канд. пед. наук [Текст] / Е. Е. Макарова. - Киров, 2010. - 23 с.
List of literature
1. Makarova, E. E. Integra-tivnyj podhod k formirovaniju lingvokul'turologicheskoj kom-petentnosti studentov gumanitar-nyh special'nostej vuza : avtoref. dis. . kand. ped. nauk [Tekst] / E. E. Makarova. - Kirov, 2010. -23 s.
150