Научная статья на тему 'Формирование лингвокультурологической компетентности студентов на занятиях по практической фонетике'

Формирование лингвокультурологической компетентности студентов на занятиях по практической фонетике Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
106
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Lingua mobilis
Область наук
Ключевые слова
ПРАКТИЧЕСКАЯ ФОНЕТИКА / PRACTICAL PHONETICS / АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК / ENGLISH LANGUAGE / ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / LINGUACULTURAL COMPETENCE / СТУДЕНТЫ ВУЗА / ИНТОНА ЦИЯ / КОММУНИКАТИВНЫЕ СИТУАЦИИ / COMMUNICATIVE SITUA TIONS / ПОЭЗИЯ / POETRY / STUDENTS OF HIGH SCHOOL / INTONATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Макарова Елена Евгеньевна

Освоение учебной дисциплины «Практическая фонетика» описывается в контексте формирования лингвокультурологической компетентности студентов вуза. Ее внедрение достигается целостной работой над интонацией в коммуникативных ситуациях и над произведениями художественной прозы и поэзии. Технология работы рассмотрена на примере стихотворения «She Walks in Beauty» Джорджа Гордона Байрона, а оценочная процедура представлена заданиями для контрольной работы по интонированию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Linguacultural competence of students on employment on practical phonetics

Students’ linguocultural competence is designed to be developed at the classes of Practical Phonetics. Its implementation is achieved by inte grated work at the intonation in social and functional English as well as pieces of fiction and poetry. The technology is revealed on the basis of the poem ‘She Walks in Beauty’ by George Gordon Byron, and the evalua tion procedure is established by an intonation test.

Текст научной работы на тему «Формирование лингвокультурологической компетентности студентов на занятиях по практической фонетике»

Lingua mobilis № 1 (34), 2012

ФОРМИРОВАНИЕ ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ПРАКТИЧЕСКОЙ ФОНЕТИКЕ

Е. Е. Макарова

Освоение учебной дисциплины «Практическая фонетика» описывается в контексте формирования лингвокультурологической компетентности студентов вуза. Ее внедрение достигается целостной работой над интонацией в коммуникативных ситуациях и над произведениями художественной прозы и поэзии. Технология работы рассмотрена на примере стихотворения «She Walks in Beauty» Джорджа Гордона Байрона, а оценочная процедура представлена заданиями для контрольной работы по интонированию.

Ключевые слова: Практическая фонетика, английский язык, лингвокультурологическая компетентность, студенты вуза, интонация, коммуникативные ситуации, поэзия.

Освоение учебной дисциплины «Практическая фонетика» в рамках практического курса первого иностранного (английского) языка предполагает формирование у студентов понятия произносительного навыка, навыков транскрибирования и интонирования, развитие фонетической компетентности студентов в говорении и аудировании, в педагогической практике, а также навыков фоностилистического анализа.

Основные задачи дисциплины на первом курсе специальности 050303.65 Иностранный язык с дополнительной специальностью и направления подготовки 050100.62 Педагогическое образование, профиль подготовки «Иностранный язык» включают работу над ритмом (правила ритма, ритмические группы), дальнейшее рассмотрение интонации (интонационный контур, его компоненты), развитие навыков интонирования текста, выразительного чтения и чтения наизусть на английском языке, а также воспитание эстетического вкуса студентов на примере изучения произведений художественной прозы и поэзии.

Данные задачи курса в контексте развития международного сотрудничества в области науки и культуры вплетены в программу

146

Методика преподавания языка

подготовки специалистов, способных участвовать в речевом общении представителей разных коллективов. В связи с этим актуальна проблема формирования лингвокультурологической компетентности студентов вуза, которая определяется как самостоятельно реализуемое в профессиональной деятельности интегральное свойство личности, сформированное в процессе освоения системы культурных ценностей, выраженных в языке [1. С. 8]. Структура компетентности включает в себя теоретико-практическую и организационно-коммуникативную составляющие, а также степень их самостоятельности в учебно-профессиональной деятельности. Ее внедрение достигается целостной работой над интонацией в коммуникативных ситуациях и над произведениями художественной прозы и поэзии.

Для эффективного формирования лингвокультурологической компетентности студентов первого курса на занятиях по практической фонетике необходимо обращение к вопросам интонации в разнообразных коммуникативных ситуациях (social and functional English): знакомство (meeting people), разговор по телефону (telephoning), встреча гостя (welcoming a visitor), в гостинице (staying at a hotel), в ресторане (at a restaurant), договоренность (making arrangements), собственное мнение и предложение (opinions and suggestions), приглашение (invitations), предложение и просьба (offers and requests), запрос информации (asking for information), дружеская реакция (social responses) и прощание (saying goodbye). Данные ситуации разыгрываются на основе реальных обстоятельств в рамках профессионально-личностного общения, организованного носителями языка и предложенного аутентичными пособиями издательств Oxford University Press и Pearson Longman.

Технология работы включает пять последовательно реализующихся этапов:

1. Обсуждение данных ситуаций начинается с работы над ключевыми фразами (the key expressions) самостоятельно: прослушивание (listen), записывание (write down the key expressions), интонирование (mark the intonation, intone the sentences).

2. Проверка их восприятия продолжается на занятии: прослушивание (listen), повторение с соблюдением правильной интонации (repeat, say after the speaker), проверка правильности интонирования (observe the correct intonation), группирование ключевых фраз по теме (group the key expressions into the categories), отработка в парах или группах (practise reading, observing the correct information).

147

Lingua mobilis № 1 (34), 2012

3. Самостоятельное письменное интонирование диалогов (полилогов) предлагается в форме проверочной работы (mark the intonation; intone the sentences in the conversation).

4. Распознавание данных ключевых фраз происходит в процесс работы над диалогами (полилогами) самостоятельно и на занятиях по той же технологии, а также включает разыгрывание подобных разговорных ситуаций в парах или группах (use the key expressions in the situations of your own) и детальное обсуждение видеоэпизодов по предложенной теме (describe the situations).

5. Последний этап предполагает чтение наизусть предложенных диалогов (present your conversation) и драматизацию своих собственных (act out your conversation) с соблюдением установленных правил английской интонации.

Следующим аспектом формирования лингвокультурологической компетентности является работа над произведениями художественной прозы и поэзии. Технология работы охватывает следующие этапы:

1. Немаловажным представляется обсуждение авторов произведений художественной прозы и поэзии, поскольку понимание их основного содержания базируется на особенностях жизни и литературного творчества писателей и поэтов.

2. Работа над произносительным и интонационным навыками ведется самостоятельно и на занятиях для соблюдения аутентичности произношения и передачи эмоционального фона говорящего.

3. Этому также способствует обсуждение русского литературного и поэтического переводов, предложенных самими студентами, для постижения основной мысли произведения.

4. Чтение данных произведений наизусть происходит в форме презентации, планируемой студентами самостоятельно и представляемой индивидуально, в парах или группах с привлечением компьютерных технологий и актерской техники.

Рассмотрим эти особенности поэтапно применительно к стихотворению английского поэта-романтика Джорджа Гордона Байрона (1788-1824) «She Walks in Beauty» (1814):

1. Осмысление мировой художественной культуры и собственного творчества привели Байрона к поиску новой формулы создания поэтического произведения: в его поэзии возник особый тип героя, вечно ищущего, одинокого и разочарованного, названного по имени его создателя байроническим. Данные обстоятельства отражены

148

Методика преподавания языка

интонационно и должны быть учтены при предъявлении русского варианта стихотворения и его презентации.

2. Обсуждение наиболее часто встречаемых в произведении гласных звуков, дифтонгов, дифтонгоидов, а также особенности произнесения согласных звуков в буквосочетаниях способствует преодолению трудностей при изучении стихотворения «She Walks in Beauty», звуковая основа которого отличается от основы родного языка. Обращение внимание на интонацию и ритм играет немаловажную роль для закрепления навыков и развития устойчивых стереотипных фонетических умений.

3. Подготовка русского литературного и поэтического переводов имеет большое познавательное значение для изучения общей культуры и английского национального характера, воплощенного в стихотворении, а также передачи эмоционального настроя главного героя произведения. Выражение чувств студентов желательно провести в форме групповой работы и предложить им выбрать наиболее понравившееся и озвучить его перед всей учебной аудиторией.

4. Презентация стихотворения отражает как привязанность студентов первого курса к классическим традициям восприятия стихотворения, так и современным тенденциям актерского мастерства. К таковым можно отнести образ самого поэта и его музу, создающие основу стихотворения; образ чтеца в XIX, XX и XXI веках; выразительное чтение наизусть на фоне музыкального слайд-шоу, представленного фотографиями девушек как воплощений главной героини; музыкальную композицию как стихотворение, положенное на музыку собственного сочинения.

Оценочная процедура формирования лингвокультурологической компетентности студентов включает написание контрольной работы по интонированию и итоговое декламирование произведений художественной прозы и поэзии. Заданиями для контрольной работы служат следующие:

1. Copy the conversation and intone it:

- May I introduce a good friend of mine? This is Sam Fowler.

- Pleased to meet you. My name’s Tara Reynolds.

- Pleased to meet you, too.

- Would you like to go to a cafe?

- Thank you. I’d enjoy that.

- When would be convenient for you?

- I’m not busy now. Why not go right now?

149

Lingua mobilis № 1 (34), 2012

- Yes, let’s do that. How about a cup of coffee? It is usually excellent here.

- Yes, that would be very nice.

- What about a piece of chocolate cake?

- No, thank you. Thank you for inviting me.

- I’m glad you could come.

2. Mark the phrases for social and functional English: meeting people; telephoning; welcoming a visitor; staying at a hotel; at a restaurant; making arrangements; opinions and suggestions; invitations; offers and requests; asking for information; social responses; saying goodbye.

. II - /Bye! (saying goodbye)

Model:

Таким образом, целостное формирование лингвокультурологической компетентности студентов первого курса специальности 050303.65 Иностранный язык с дополнительной специальностью и направления подготовки 050100.62 Педагогическое образование, профиль подготовки «Иностранный язык» на занятиях по практической фонетике происходит благодаря вовлеченности студентов в различные формы работы над интонацией в коммуникативных ситуациях и над произведениями художественной прозы и поэзии. Навыки и умения, сформированные в курсе практической фонетики как теоретико-практическая и организационно-коммуникативная составляющие, а также степень их самостоятельности в учебно-профессиональной деятельности, служат основой речи на иностранном языке на всех последующих этапах обучения и способствуют участию в речевом общении представителей разных коллективов, а значит, содействуют развитию международного сотрудничества в области науки и культуры.

Список литературы

1. Макарова, Е. Е. Интегративный подход к формированию лингвокультурологической компетентности студентов гуманитарных специальностей вуза : автореф. дис. ... канд. пед. наук [Текст] / Е. Е. Макарова. - Киров, 2010. - 23 с.

List of literature

1. Makarova, E. E. Integra-tivnyj podhod k formirovaniju lingvokul'turologicheskoj kom-petentnosti studentov gumanitar-nyh special'nostej vuza : avtoref. dis. . kand. ped. nauk [Tekst] / E. E. Makarova. - Kirov, 2010. -23 s.

150

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.