Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ШКОЛЬНИКОВ'

ФОРМИРОВАНИЕ ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
999
141
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЯЗЫКОВАЯ ЛИЧНОСТЬ / ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ПРИНЦИП ФУНДАМЕНТАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ПРИНЦИП НАУЧНОСТИ / НАУЧНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ЯЗЫКЕ / ЯЗЫК КАК ОБЩЕСТВЕННОЕ ЯВЛЕНИЕ / СИСТЕМНЫЙ ХАРАКТЕР ЯЗЫКА / ЕДИНИЦЫ ЯЗЫКА / УРОВНИ ЯЗЫКОВОЙ СИСТЕМЫ / СТАТУС И ФУНКЦИИ РУССКОГО ЯЗЫКА / ДВУЯЗЫЧИЕ / ЯЗЫК-ПОСРЕДНИК / ЗАКОНЫ О ЯЗЫКАХ / ЯЗЫКОВАЯ ПОЛИТИКА И ЯЗЫКОВОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Закирьянов К. З.

В статье рассматривается в свете теоретических положений ФГОС нового поколения проблема формирования лингвистической компетенции школьников в процессе изучения учебной дисциплины «Русский язык». Даны ориентиры тех лингвистических знаний, которые будут способствовать созданию у школьников научного представления о русском языке как лингвистической дисциплине. Рассматриваемая проблема освещается с позиций воспитания полноценной языковой личности. Круг теоретических сведений по русскому языку, необходимых и достаточных для формирования лингвистической компетенции учащихся, можно объединить в две группы: 1) язык как общественное явление, 2) язык как система. Первую группу образуют следующие сведения: язык и общество (язык существует только в человеческом обществе), взаимосвязь языка и мышления (языковой характер мышления), взаимосвязь языка и культуры (язык - сокровищница культуры), национальный характер языка, статус и функции языка, государственный язык, общественные функции языка в многонациональном государстве, язык-посредник (русский язык как язык-посредник в Российской Федерации), двуязычие, многоязычие, взаимовлияние и взаимообогащение языков при их контактировании, языки и народы, мировые языки, место русского языка в языковой карте мира, проблема сохранения родных языков малых народов в условиях глобализации культур в современном мире, законы о зыках, языковая политика и языковое строительство в РФ. Вторая группа лингвистических знаний способствует формированию у школьников научного представления о системном характере русского языка: состоит из языковых единиц, которые строго упорядочены и взаимосвязаны между собой, образуют уровни языковой системы. Усвоение системы языка - залог успешного воспитания языковой личности. Формирование лингвистичкеской компетенции школьников является одним из эффективных способов реализации принципа фундаментальности школьного образования в предметной области «Русский язык».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF LINGUISTIC COMPETENCE OF SCHOOLCHILDREN

The author of the article studies the problem of the formation of linguistic competence of schoolchildren in the process of studying the academic discipline “Russian language” in the light of the theoretical provisions of the Federal State Educational Standard of the new generation. The guidelines are given for the linguistic knowledge that will contribute to the creation of a scientific understanding of the Russian language as a linguistic discipline among schoolchildren. The problem under consideration is elucidated from the standpoint of educating a full-fledged linguistic personality. The range of theoretical information on the Russian language, necessary and sufficient for the formation of the linguistic competence of students, can be combined into two groups: 1) language as a social phenomenon, 2) language as a system. The first group is formed by the following information: language and society (language exists only in human society), the relationship between language and thinking (the linguistic nature of thinking), the relationship between language and culture (language is the treasury of culture), the national character of language, the status and functions of language, state language, social functions of a language in a multinational state, an intermediary language (Russian as an intermediary language in the Russian Federation), bilingualism, multilingualism, mutual influence and mutual enrichment of languages during their contact, languages and peoples, world languages, the place of the Russian language in the language map of the world, the problem of preserving the native languages of small peoples in the context of the globalization of cultures in the modern world, laws on languages, language policy and language construction in the Russian Federation. The second group of linguistic knowledge contributes to the formation in schoolchildren of a scientific understanding of the systemic nature of the Russian language: it consists of strictly ordered and interconnected linguistic units that form the levels of the language system. The assimilation of the language system is the key to the successful upbringing of a linguistic personality. The formation of the linguistic competence of schoolchildren is one of the effective ways to implement the principle of the fundamental nature of school education in the subject area “Russian language”.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ШКОЛЬНИКОВ»

УДК 811.161.1

DOI: 10.33184/bulletin-bsu-2021.4.27

ФОРМИРОВАНИЕ ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ШКОЛЬНИКОВ

© К. З. Закирьянов

Башкирский государственный университет Россия, Республика Башкортостан, 450076 г. Уфа, ул. Заки Валиди, 32.

Тел.: +7 (347) 273 67 81.

Email: srya409@mail.ru

В статье рассматривается в свете теоретических положений ФГОС нового поколения проблема формирования лингвистической компетенции школьников в процессе изучения учебной дисциплины «Русский язык». Даны ориентиры тех лингвистических знаний, которые будут способствовать созданию у школьников научного представления о русском языке как лингвистической дисциплине. Рассматриваемая проблема освещается с позиций воспитания полноценной языковой личности. Круг теоретических сведений по русскому языку, необходимых и достаточных для формирования лингвистической компетенции учащихся, можно объединить в две группы: 1) язык как общественное явление, 2) язык как система. Первую группу образуют следующие сведения: язык и общество (язык существует только в человеческом обществе), взаимосвязь языка и мышления (языковой характер мышления), взаимосвязь языка и культуры (язык - сокровищница культуры), национальный характер языка, статус и функции языка, государственный язык, общественные функции языка в многонациональном государстве, язык-посредник (русский язык как язык-посредник в Российской Федерации), двуязычие, многоязычие, взаимовлияние и взаимообогащение языков при их контактировании, языки и народы, мировые языки, место русского языка в языковой карте мира, проблема сохранения родных языков малых народов в условиях глобализации культур в современном мире, законы о зыках, языковая политика и языковое строительство в РФ. Вторая группа лингвистических знаний способствует формированию у школьников научного представления о системном характере русского языка: состоит из языковых единиц, которые строго упорядочены и взаимосвязаны между собой, образуют уровни языковой системы. Усвоение системы языка - залог успешного воспитания языковой личности. Формирование лингвистичкеской компетенции школьников является одним из эффективных способов реализации принципа фундаментальности школьного образования в предметной области «Русский язык».

Ключевые слова: языковая личность, лингвистическая компетенция, принцип фундаментального образования, принцип научности, научное представление о языке, язык как общественное явление, системный характер языка, единицы языка, уровни языковой системы, статус и функции русского языка, двуязычие, язык-посредник, законы о языках, языковая политика и языковое строительство.

В любой области деятельности чрезвычайно При определении содержания школьного кур-велика роль научных знаний, ибо наука является са русского языка в качестве исходной может быть двигателем прогресса. Закладывание основ науч- принята следующая методологическая установка: ных знаний начинается уже в школе. Принцип школа должна дать обучающимся основы науч-научности является определяющим в преподавании ных знаний в том объеме и с той глубиной, ко-каждого школьного предмета. Этот принцип как торые достаточны для формирования полноосновополагающий в школьном образовании выте- ценной языковой личности [2-3]. кает из треб°ваний общества к образовательной Под языковой личностью понимается чело-системе на современном этапе его развития и обос- век, свободно владеющий и творчески пользую-

новывается теоретическими положениями Феде- щийся языком для удовлетворения своих жизнен-

PаЛЬH0Г°Л0CУДаICTBеHH0Г0 .°бра30BаTеЛЬHOГO_ ст^н- ных потребностей в обществе, для познания объек-

тивного мира.

Применительно к русскому языку подразумевается русскоязычная личность, которая хорошо знает русский язык, свободно владеет и пользуется

дарта общего образования (ФГОС ОО) нового по коления [1].

Во ФГОС в качестве методологической основы заложен принцип фундаментальности образования, который ориентирован в каждой предметной области на фундаментальность знаний обучающих- им. Хорошее знание языка нУжно всем, кто пользУ-

ся, что предполагает высокий научный уровень ется им а не только лингвистам: и специалистам

содержания школьного образования. Принцип гутттаршго профиля, и специалистам тотаьк

фундаментальности школьного образования в наук и технических профессий, и любому обывате-

корне меняет организацию и учебно-методическое лю, пользующемуся языком (а языком пользуются

обеспечение всего образовательного процесса. все люди без исключения).

В соответствии с потребностями общества на современном этапе его развития ФГОС нового поколения ставит перед школой в области предмета «Русский язык» задачу формирования у школьников следующих четырех компетенций (термин компетенция трактуется в разных толковых словарях как «осведомленность в какой-либо области», «круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, разбирается», «знания, опыт человека в определенной области, дающие ему возможность глубоко понимать сущность явлений» и др.):

- языковой: практическое владение фонетическими, лексико-фразеологическими, грамматическими средствами русского языка и умение правильно пользоваться ими в речевом общении в устной и письменной форме;

- лингвистической: научное представление о русском языке как лингвистической дисциплине с ее системой научных понятий и терминов для их обозначения; усвоение структуры и системы языковых единиц и условий их функционирования в речи;

- коммуникативной: умение развертывать речевую деятельность на русском языке; овладение всеми видами речевой деятельности - говорением и аудированием, чтением и письмом; умение вступать в речевой контакт в разных сферах общения и поддерживать разговор; адекватное восприятие текстов разных жанров и стилей; умение строить и реализовать собственную коммуникативную программу; умение выслушивать других и отстаивать свою точку зрения в полемике; умение избежать коммуникативных неудач и конфликтов; умение пользоваться формулами речевого этикета в соответствующих ситуациях и т.д.;

- лингвокультурологической: усвоение взаимосвязи языка и культуры (язык - сокровищница культуры); усвоение вместе с языковыми средствами языковой картины мира и культуры русского народа -носителя русского языка; усвоение национально-культурного значения языковых единиц [4-13].

В формировании языковой личности одинаково важны все перечисленные компетенции, поэтому каждая из них требует должного внимания к себе при изучении русского языка в любом тире школ - русской и нерусской.

Однако, как показывают наши многолетние наблюдения, в практике школьного преподавания русского языка не все указанные виды компетенций формируются одинаково успешно. Главное внимание учителей направлено на формирование языковой, отчасти коммуникативной компетенций учащихся, что может быть оправдано с точки зрения практического овладения русским языком как средством общения (обогащение словарного запаса и усвоение грамматического строя русского языка). Что касается лингвистической и лингвокультуроло-гической компетенций, то уделяется им явно недостаточное внимание, задача формирования их отодвигается на второй план, с чем трудно согласиться.

Предметом рассмотрения в данной статье является формирование лингвистической компетенции учащихся в процессе изучения школьного курса русского языка. Необходимость рассмотрения именно данной проблемы обосновывается тем, что уровень лингвистической компетенции большинства выпускников школ оставляет желать лучшего. Чтобы не быть голословным, обратимся к фактам [14].

С целью проверки того, с какими лингвистическими знаниями по русскому языку приходят выпускники средних школ в университет, в своей преподавательской практике в Башкирском государственном университете на разных факультетах в течение многих лет (более десяти) первое занятие учебной дисциплины «Русский язык и культура речи» (это общеобязательная вузовская учебная дисциплина, которая преподается на первом курсе во всех вузах технического и гуманитарного профилей, на всех факультетах и специальностях, кроме филологических) посвящаю «разведке» знаний студентов-первокурсников, вчерашних выпускников средних школ, по русскому языку. «Разведка» проводится как с помощью теоретических вопросов, так и практических заданий в пределах материалов школьной программы. Приводим некоторые примеры заданных вопросов:

1. Из каких языковых единиц состоит язык (русский язык)? Что такое языковая единица? Назовите основные единицы языка.

2. В каких разделах науки о языке изучается каждая единица языка? Назовите основные разделы и предмет изучения каждого раздела языкознания.

3. Что изучается в грамматике?

4. На каких принципах основаны русская орфография и русская пунктуация? С какими разделами языка они связаны?

5. Как вы представляете систему языка? Как устроен язык?

Практические задания были ориентированы на анализ слова по морфемному составу, на распределение слов по частям речи (распознавание частей речи), на анализ предложений по членам, определение структурных типов предложений и т.д.

К сожалению, с материалами «разведки» не справляется абсолютное большинство студентов-первокурсников. А ведь это «сливки», лучшая, отборная часть выпускников школ, набравших наибольшее количество баллов на ЕГЭ и выдержавших строгий конкурсный отбор при поступлении в университет. Возникает вопрос: каков же уровень знаний остальных, не поступивших в вуз абитуриентов? Нетрудно догадаться.

Такая картина повторяется из года в год, без заметных изменений в лучшую сторону; уровень знаний выпускников школ по русскому языку не повышается, а напротив, наблюдается тенденция к снижению с каждым годом. Создается впечатление, будто изучению русского языка не уделяется в школе должного внимания. Но ведь это не так!

Огромные усилия учителей, да и самих учащихся, не дают ожидаемого эффекта. В чем же причина такого явления? Или содержание школьной программы определено неудачно, или малоэффективна методика обучения русскому языку. По-видимому, имеет место и то, и другое. Истина где-то посередине.

Один из существенных недостатков школьного преподавания русского языка, на наш взгляд, заключается в том, что не делается акцент на системный характер языка (на усвоение языка как системы): единицы языка разных уровней (отдельные разделы языка) изучаются самостоятельно, «сами по себе», изолированно от других. В результате учащиеся неплохо знают единицы каждого уровня (звуки речи, слова, словоформы, словосочетания, предложения, их структуру и функционирование в речи), но не имеют четкого представления об их системе, об их взаимосвязи, т.е. «за деревьями не видят леса». Нередко многие выпускники школ даже не могут назвать основные разделы языка и что изучается в каждом разделе. Иными словам, очень слаба их теоретическая подготовка по русскому языку.

Конечную цель обучения русскому языку в школе нельзя свести только к практическому овладению языком как средством общения, хотя эта задача является основной, центральной. Она (конечная цель) предполагает также усвоение определенной суммы теоретических знаний об устройстве языка. Значит, практическое овладение русским языком как средством общения составляет лишь б а з у лингвистического образования. Эти практические умения и навыки необходимо пополнять теоретическими знаниями, которые будут способствовать формированию у школьников научного представления о языке (лингвистической компетенции).

Таким образом, процесс обучения русскому языку в школе преследует (должен), с одной стороны, прикладную цель - привитие учащимся практических навыков общения на русском языке, усвоение ими определенной суммы языковых средств для создания речи (формирование языковой и коммуникативной компетенций), с другой - научно-познавательную цель - приобщение учащихся к теоретическим основам лингвистики на материале русского языка. Достижению этих целей подчинены (должны) все этапы обучения русскому языку -с 1 по 11 класс. Уже с первых дней обучения русскому языку, особенно активно с 5 класса, когда начинается изучение систематического курса русского языка, практическая работа по усвоению языковых средств и по приобретению речевых умений и навыков сопровождается (должна) сообщением теоретических сведений о лингвистической природе изучаемых языковых единиц. Такая система работы в конечном итоге приводит к формированию лингвистической компетенции учащихся на материале русского языка.

В свете сказанного актуализируется задача уточнения содержания школьного предмета «Русский язык».

Конкретное содержание школьного предмета «Русский язык» определяют программа и составленные на ее основе учебники и учебные пособия. Возможны разные варианты обучающих программ и учебников, но все они д о л ж н ы обеспечить формирование у школьников научного представления о русском языке (лингвистической компетенции).

В настоящее время основное содержание школьного предмета «Русский язык» определено «Примерной программой по русскому языку в основной школе» [15], которая составлена на основе «Федерального ядра содержания общего образования» [16]. «Примерная программа...» является ориентиром для составления конкретных рабочих программ по русскому языку как для русских, так и для нерусских школ (см., например, [17-18]). Однако содержание «Примерной программы.» нуждается сегодня в серьезном пересмотре (прошло уже более 10 лет); следовательно, нуждаются в обновлении и действующие рабочие программы. В этом деле целесообразно взять курс на усвоение системы зыка, что в корне изменит механизм овладения русским языком как в практическом плане, так и в теоретическом аспекте.

Кроме знаний о системе языка, понятие лингвистическая компетенция включает в свое содержание: а) и понимание того, что язык представляет собой духовную, нравственную и культурную ценность народа, его носителя; б) и осознание национального своеобразия языка, его социальной роли в обществе, а применительно к русскому языку - его роли как языка-посредника, как средства межнационального общения народов России. При обновлении содержания программы школьного курса русского языка необходимо учитывать и эту специфику языка. Обновленное содержание программы поможет определить стратегию изучения школьного курса русского зыка в соответствии с требованиями времени.

В помощь составителям рабочих программ, авторам учебников и учебных пособий по русскому языку предлагаем некоторые ориентиры отбора учебного материала с позиции формирования лингвистической компетенции школьников в процессе изучения русского языка.

Круг теоретических знаний по русскому языку, необходимых для формирования лингвистической компетенции, можно объединить в две группы: 1) язык как общественное явление, 2) язык как система.

Первую группу образуют как минимум следующие сведения.

1. Язык и общество: язык - форма существования человеческого общества, он возник и существует только в человеческом обществе; жизнь человеческого общества невозможна без языка, как невозможна жизнь языка без человеческого общества.

2. Взаимосвязь языка и мышления: мысль возникает только на базе языка и выражается с помощью языковых средств; языковой характер мышления.

3. Взаимосвязь языка и культуры: вся культура народа отражается в его языке, язык - сокровищница культуры. Овладение русским языком означает усвоение культуры русского народа.

4. Функции языка: мыслеоформляющая, коммуникативная (язык - важнейшее средство человеческого общения), когнитивная (познавательная), номинативная (назывная), кумулятивная (накопительная), репрезентативная, экспрессивная, эстетическая, магическая, метаязыковая и другие.

5. Общественные функции языка в многонациональном (многоязычном и поликультурном) обществе:

- использование языка в качестве средства воспитания в дошкольных учреждениях; в качестве языка обучения в начальной и средней школе, в высшей школе; в качестве языка учебной, научной, художественной литературы; в качестве языка официального делопроизводства; в средствах массовой информации: периодической печати, радио и телевидении, в рекламе и объявлениях; в качестве языка обслуживания в быту, в семье и т.д. Широта выполняемых общественных функций языка зависит от его статуса: чем выше статус языка, тем шире сфера выполняемых им общественных функций:

- статус языка в многонациональном государстве: государственный язык, титульный язык, региональный язык, официальный язык;

- русский язык - государственный язык Российской Федерации, наделен большими правами и полномочиями, защищен Основным законом - Конституцией страны; общественные функции русского языка в многонациональной Российской Федерации;

- функционирование русского языка в качестве: 1) средства внутринационального общения (родной, национальный язык русского народа), 2) средства межнационального общения разноязычных народов РФ (язык-посредник), 3) средства международного общения (один из рабочих языков ООН).

6. Национальный характер языка: язык как средство отражения картины мира, языковая кар-

тина мира, национальный характер языковой картины мира; русский язык - национальный язык русского народа; отражение национальной специфики русского языка в лексике, фразеологии, грамматике; трудности перевода с одного языка на другой, связные с национальной природой языка.

7. Лингвистические понятия: родной язык, неродной язык, иностранный язык; русский язык как родной (РКР), русский язык как неродной (РКН), русский язык как иностранный (РКИ); естественные и искусственные языки; живые и мертвые языки.

8. Двуязычие (билингвизм), типы двуязычия в РФ и за рубежом, национально-русское двуязычие (например, башкирско-русское двуязычие); многоязычие (полилингвизм); язык-посредник, русский язык как язык-посредник на территории Российской Федерации.

9. Контактирование языков; взаимовлияние и взаимообогащение языков в процессе их контактирования; иноязычные заимствования.

10. Языки и народы: многообразие языков мира; родственные (близкородственные) и разноси-стемные языки; большие и малые языки; мировые языки, основные мировые языки, русский язык -один из мировых языков; проблема сохранения родных языков малых народов в условиях глобализации культур в современном мире.

11. Законы о языках: закон о языках народов Российской Федерации, закон о языках народов Республики Башкортостан, закон о государственном языке Российской Федерации; языковая политика государства и языковое строительство в Российской Федерации.

12. Ученые-лингвисты, внесшие существенный вклад в развитие русистики как лингвистической науки.

Перечисленный круг знаний о языке можно расширить. В этой области учителю русского языка предоставляется большая самостоятельность и широкое поле деятельности в соответствии с его лингвистическим кругозором.

Система языковых единиц

Единицы языка

Основные уровни языка

Промежуточные уровни языка

Разделы языкознания

1. Звуки речи Фонетический Звуки (изменение в составе морфем)

2. Морфема Морфемный Морфема

3 .Слово (лексическое значение) Лексический

4.Фразеологическая единица

5 .Слово (грамматические формы) Морфологический

6 .Словосочетание

^.Предложение Синтаксический

8. Текст (сложное синтаксическое целое)

Морфонологический (между звуком и морфемой)

Словообразовательный (между морфемой и словом)

Фразеологический (между словом и словосочетанием)

Фонетика Морфемика Морфемика Словообразование Лексикология

Фразеология

Грамматика (морфология)

Грамматика (синтаксис)

Вторая группа лингвистических знаний направлена на формирование у школьников научного представления о системном характере русского языка.

Язык представляет собой строго организованную, упорядоченную систему, и систему эту образуют его единицы: 1) звуки (фонемы), 2) морфемы, 3) слова (и словоформы), 4) словосочетания, 5) предложения, 6) текст (сложное синтаксическое целое). Каждая единица языка - это значимая единица: имеет значение и назначение. Различаются они по степени сложности структуры и занимают в системе языка строго определенное («свое») место, образуют иерархическую цепь - уровни языковой системы (система по вертикали): 1) фонетический, 2) морфемный, 3) лексический, 4) грамматический (морфологический и синтаксический). В этой цепи языковые единицы не только органически связаны меду собой, но и взаимопроникают друг в друга: «мелкие» единицы участвуют в образовании единиц «более крупных», например: звуки входят в состав морфемы (морфема состоит из звуков), морфемы входят в состав слова (слово строится из морфем), словосочетания строятся из слов и словоформ, предложения - из слов и словосочетаний, текст - из предложений.

Языковые единицы каждого уровня образуют свою систему (система по горизонтали), например: звуки речи образуют свою систему - делятся на гласные и согласные, в свою очередь, согласные делятся на звонкие, глухие, сонорные, твердые и мягкие; морфемы образуют свою систему - различаются суффиксы частей речи; свою систему имеют окончания изменяемых частей речи; систему образуют структурные типы словосочетаний и предложений и т.д.

Кроме основных, имеются в системе языка промежуточные уровни, которые совмещают в себе признаки языковых единиц двух сопредельных уровней, в частности: 1) морфонологический - находится между фонетическим и морфемным уровнями: рассматриваются фонетические изменения морфем при словообразовании и формообразовании, например: чередование морфем (друг - друзья- дружба, рука - ручка, сухой - сушить, жидкий - жиже), усечение морфем (радио - рад-ист, физика - физ-ик, комедия - ком-ик); наложение морфем (ванная - ван(н)-н-ая, Бирский - Бир(ск)-ск-ий); 2) словообразовательный - находится между морфемным и лексическим уровнями: рассматриваются разновидности морфологического (морфемного) способа образования новых слов (камень - камен-щик, камен-н-ый, о-камен-еть, камен-о-ломня, камн-е-дробильный); 3) фразеологический -находится между лексическим и синтаксическим уровнями: рассматривается образование фразеологических единиц (у черта на куличках - далеко, бесструнная балалайка - болтун, кот наплакал -

мало, куры не клюют - много, без царя в голове -дурак, глупый).

Языковые единицы каждого уровня изучаются в соответствующих разделах языкознания: звуки речи - в разделе «Фонетика», морфемы - в разделе «Морфемика», слова (лексические значения) - в разделе «Лексикология», словоформы (система форм слова) - в разделе «Морфология», словосочетания, предложения - в разделе «Синтаксис». Каждый из разделов имеет свою систему понятий и терминов.

Таким образом, язык представляет собой многоуровневую систему, состоящую из единиц разной степени сложности, которые органически связаны между собой. Взаимосвязанные уровни языковых единиц образуют систему по вертикали. В свою очередь, единицы каждого уровня образуют свою систему по горизонтали. В результате язык представляет собой строго упорядоченную систему систем, которую наглядно можно представить в табл. [19].

Вот эта система должна быть усвоена учащимися в результате изучения систематического курса русского языка к концу 9 класса. Эти знания и составляют основное содержание лингвистической компетенции школьников, формируемой в процессе изучения русского языка в среднем звене -в 5-9 классах. В старших, 10-11 классах эти знания расширяются и углубляются на новом языковом материале.

Итак, задача формирования лингвистической компетенции школьников обусловливает необходимость реализации высокого теоретического уровня преподавания предмета «Русский язык» как лингвистической дисциплины со своей системой научных понятий и терминов. Такое преподавание вовсе не означает отказ от практического изучения языка. Главное в этой методике - усиление внимания к повышению научно-теоретического уровня преподавания русского языка без ослабления внимания к практическому овладению им как средством общения [20]. Такая методика обеспечивает хорошее знание языка, что расширяет коммуникативные и познавательные возможности языковой личности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования (ФГОС ОО). М.: Просвещение, 2005.

2. Караулов Ю. Н. Русский язык и языковая личность. М.: изд-во ЛКИ, 2010. 264 с.

3. Ситдикова М. Г. Концепция языковой личности: краткий обзор и перспективы исследования // Русское слово в Республике Башкортостан / отв. ред. О. П. Касымова. Уфа: РИЦ БашГУ, 2011. С. 173-178.

4. Воробьев В. В. Лингвокультурология (Теория и методы). М.: изд-во РУДН, 1997. 331 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Маслова В. А. Лингвокультурология: учеб. пособие для студентов вузов. М.: Академия, 2001. 208 с.

6. Иванова С. В. Культурологический аспект языковых единиц: монография. Уфа: Башкирский университет, 2002. 116 с.

7. Саяхова Л. Г. Лингвокультурологическая концепция обучения русскому языку // Х Конгресс МАПРЯЛ: Русское слово в мировой культуре (СПб, 30 июня - 3 июля 2003 г.). 15. Методика преподавания русского языка: традиции и перспективы. Т. 2. Образовательное пространство русского языка как 16. иностранного. СПб: МАПРЯЛ, 2003. С. 409-416.

8. Шмелев А. Д. Русская языковая модель мира: материалы к словарю. М.: Языки славянской культуры, 2002. 224 с. 17.

9. Язык и культура: учеб. пособие по спецкурсу / отв. ред. Л. Г.Саяхова. Уфа: Башкирский университет, 1995. 170 с.

10. Воробьев В. В., Саяхова Л. Г. Русский язык в диалоге культур: учеб. пособие: электрон. курс для 10-11 классов 18. школ гуманит. профиля. М.: Ладомир, 2006. 286 с.

11. Корнилов О. А. Языковые картины мира как производные национальных менталитетов. М.: ЧеРо, 2003. 349 с.

12. Зайнуллин М. В., Зайнуллина Л. М. Общие проблемы лингвокультурологии: курс лекций. Уфа: РИЦ БашГУ, 19. 2008. 206 с.

13. Замалетдинов Р. Р. Теоретические и прикладные аспекты та- 20. тарской лингвокультурологии. Казань: Магариф, 2009. 351 с.

14. Закирьянов К. З. Школьный курс русского языка, каким он должен быть (размышления методиста) // Образование;

принципы и инновации. Научно-практ. журнал, 2017. №3. С. 55-59.

Примерная программа основного общего образования. Русский язык. 2-е изд. М.: Просвещение, 2011. 112 с. Фундаментальное ядро содержания общего образования / РАН РАО / под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. 4-е изд., дораб. М.: Просвещение, 2011. 798 с. Программы. Русский язык. Предметная линия учебников Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой и др. 4-9 классы. М..: Просвещение, 2011 (и все последующие изд-я).

Программа по русскому языку для среднего (полного) общего образования с родным (нерусским) языком обучения Республики Башкортостан / сост.: Р. В. Альмухаметов, К. З. Закирьянов, Л. Г. Саяхова. Уфа: Китап, 2011. 144 с. (Далее не переиздавалась.)

Закирьянов К. З. Залог успеха - в усвоении системы языка // Учитель Башкортостана, 2018. .№4. С. 46-49. Закирьянов К. З. Научные основы школьного предмета «Русский язык» (к формированию лингвистической компетенции учащихся): монография. Уфа: изд-во ИРО РБ, 2015. 280 с.

Поступила в редакцию 10.09.2021 г.

DOI: 10.33184/bulletin-bsu-2021.4.27

FORMATION OF LINGUISTIC COMPETENCE OF SCHOOLCHILDREN

© K. Z. Zakiryanov

Bashkir State University 32 Zaki Validi Street, 450076 Ufa, Republic of Bashkortostan, Russia.

Phone: +7 (347) 273 6781.

Email: srya409@mail.ru

The author of the article studies the problem of the formation of linguistic competence of schoolchildren in the process of studying the academic discipline "Russian language" in the light of the theoretical provisions of the Federal State Educational Standard of the new generation. The guidelines are given for the linguistic knowledge that will contribute to the creation of a scientific understanding of the Russian language as a linguistic discipline among schoolchildren. The problem under consideration is elucidated from the standpoint of educating a full-fledged linguistic personality. The range of theoretical information on the Russian language, necessary and sufficient for the formation of the linguistic competence of students, can be combined into two groups: 1) language as a social phenomenon, 2) language as a system. The first group is formed by the following information: language and society (language exists only in human society), the relationship between language and thinking (the linguistic nature of thinking), the relationship between language and culture (language is the treasury of culture), the national character of language, the status and functions of language, state language, social functions of a language in a multinational state, an intermediary language (Russian as an intermediary language in the Russian Federation), bi-lingualism, multilingualism, mutual influence and mutual enrichment of languages during their contact, languages and peoples, world languages, the place of the Russian language in the language map of the world, the problem of preserving the native languages of small peoples in the context of the globalization of cultures in the modern world, laws on languages, language policy and language construction in the Russian Federation. The second group of linguistic knowledge contributes to the formation in schoolchildren of a scientific understanding of the systemic nature of the Russian language: it consists of strictly ordered and interconnected linguistic units that form the levels of the language system. The assimilation of the language system is the key to the successful upbringing of a linguistic personality. The formation of the linguistic competence of schoolchildren is one of the effective ways to implement the principle of the fundamental nature of school education in the subject area "Russian language".

Keywords: linguistic personality, linguistic competence, scientific understanding of language, language as social phenomenon, systemic nature of language, language units, levels of language system, Russian language, bilingualism, intermediary language, laws about languages, language policy, language construction.

Published in Russian. Do not hesitate to contact us at bulletin_bsu@mail.ru if you need translation of the article.

REFERENCES

1. Federal'nyi gosudarstvennyi obrazovatel'nyi standart obshchego obrazovaniya (FGOS OO) [Federal state educational standard of general education]. Moscow: Prosveshchenie, 2005.

2. Karaulov Yu. N. Russkii yazyk i yazykovaya lichnost'. Moscow: izd-vo LKI, 2010.

3. Sitdikova M. G. Russkoe slovo v Respublike Bashkortostan. Ed. O. P. Kasymova. Ufa: RITs BashGU, 2011. Pp. 173-178.

4. Vorob'ev V. V. Lingvokul'turologiya (Teoriya i metody) [Linguoculturology (Theory and methods)]. Moscow: izd-vo RUDN, 1997.

5. Maslova V. A. Lingvokul'turologiya: ucheb. posobie dlya studentov vuzov [Linguoculturology: textbook for university students]. Moscow: Akademiya, 2001.

6. Ivanova S. V. Kul'turologicheskii aspekt yazykovykh edinits: monografiya [Culturological aspect of linguistic units: monograph]. Ufa: Bashkirskii universitet, 2002.

7. Sayakhova L. G. Kh Kongress MAPRYaL: Russkoe slovo v mirovoi kul'ture (Saint Petersburg, 30 iyunya - 3 iyulya 2003 g.). Metodi-ka prepodavaniya russkogo yazyka: traditsii i perspektivy. Vol. 2. Obrazovatel'noe prostranstvo russkogo yazyka kak inostrannogo. Saint Petersburg: MAPRYaL, 2003. Pp. 409-416.

8. Shmelev A. D. Russkaya yazykovaya model' mira: materialy k slovaryu [Russian language model of the world: materials for the dictionary]. Moscow: Yazyki slavyanskoi kul'tury, 2002.

9. Yazyk i kul'tura: ucheb. posobie po spetskursu [Language and culture: special course textbook]. Ed. L. G.Sayakhova. Ufa: Bashkirskii universitet, 1995.

10. Vorob'ev V. V., Sayakhova L. G. Russkii yazyk v dialoge kul'tur: ucheb. posobie: elektron. kurs dlya 10-11 klassov shkol gumanit. profilya [Russian language in the dialogue of cultures: textbook: e-course for 10-11 grades of schools specialized in the humanities]. Moscow: Ladomir, 2006.

11. Kornilov O. A. Yazykovye kartiny mira kak proizvodnye natsional'nykh mentalitetov [Linguistic pictures of the world as derivatives of national mentalities]. Moscow: CheRo, 2003.

12. Zainullin M. V., Zainullina L. M. Obshchie problemy lingvokul'turologii: kurs lektsii [General problems of linguoculturology: course of lectures]. Ufa: RITs BashGU, 2008.

13. Zamaletdinov R. R. Teoreticheskie i prikladnye aspekty tatarskoi lingvokul'turologii [Theoretical and applied aspects of Tatar linguoculturology]. Kazan': Magarif, 2009.

14. Zakir'yanov K. Z. Obrazovanie; printsipy i innovatsii. Nauchno-prakt. zhurnal, 2017. No. 3. Pp. 55-59.

15. Primernaya programma osnovnogo obshchego obrazovaniya. Russkii yazyk [Approximate program of basic general education. Russian language]. 2-e izd. Moscow: Prosveshchenie, 2011.

16. Fundamental'noe yadro soderzhaniya obshchego obrazovaniya [The fundamental core of the content of general education] / RAN RAO. Ed. V. V. Kozlova, A. M. Kondakova. 4-e izd., dorab. Moscow: Prosveshchenie, 2011.

17. Programmy. Russkii yazyk. Predmetnaya liniya uchebnikov T. A. Ladyzhenskoi, M. T. Baranova, L. A. Trostentsovoi i dr. 4-9 klassy [Programs. Russian language. Subject line of textbooks by T. A. Ladyzhenskaya, M. T. Baranov, L. A. Trostentsova and others. 4-9th grades]. M.: Prosveshchenie, 2011 (i vse posleduyushchie izd-ya).

18. Programma po russkomu yazyku dlya srednego (polnogo) obshchego obrazovaniya s rodnym (nerusskim) yazykom obucheniya Respu-bliki Bashkortostan [Program of Russian language for secondary (complete) general education with the native (non-Russian) teaching language of the Republic of Bashkortostan]. Comp.: R. V. Al'mukhametov, K. Z. Zakir'yanov, L. G. Sayakhova. Ufa: Kitap, 2011.

19. Zakir'yanov K. Z. Uchitel' Bashkortostana, 2018. No. 4. Pp. 46-49.

20. Zakir'yanov K. Z. Nauchnye osnovy shkol'nogo predmeta «Russkii yazyk» (k formirovaniyu lingvisticheskoi kompetentsii uchash-chikhsya): monografiya [Scientific foundations of the school subject "Russian language" (for the formation of linguistic competence of students): monograph]. Ufa: izd-vo IRO RB, 2015.

Received 10.09.2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.