Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ СТУДЕНТОВ И ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МОЛОДЕЖНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ «МОДЕЛЬ ООН НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ»'

ФОРМИРОВАНИЕ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ СТУДЕНТОВ И ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МОЛОДЕЖНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ «МОДЕЛЬ ООН НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
51
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИДЕР / ЛИДЕРСКИЕ КАЧЕСТВА / «МЯГКИЕ НАВЫКИ» / МОЛОДЕЖНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ «МООНДВ» / ДЕБАТ-КЛУБ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Снитко Марина Владимировна

В статье раскрывается актуальность понятий «лидер» и «лидерские качества» для современного общества, показана их суть и многоаспектность, а также взаимосвязь с «мягкими навыками». Обосновывается важность международной проблематики для молодежи Дальнего Востока, показаны опыт и возможности развития лидерских качеств студентов и школьников в процессе деятельности молодежной организации «Модель ООН на Дальнем Востоке».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPING LEADERSHIP QUALITIES OF STUDENTS INVOLVED IN THE ACTIVITY OF «MODEL UN IN THE RUSSIAN FAR EAST» YOUTH ORGANIZATION

The paper reveals the relevance of the concepts of "leader" and "leadership qualities" for modern society, shows their essence and multidimensional nature, as well as the correlation with "soft skills". It demonstrates the importance of international issues for the youth of the Russian Far East and further the experience and opportunities for the development of leadership qualities of students and schoolchildren involved in the activities of «Model UN in the Russian Far East» youth organization.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ СТУДЕНТОВ И ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МОЛОДЕЖНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ «МОДЕЛЬ ООН НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ»»

Выпуск 98, 2022

Вестник АмГУ

79

УДК 37.017

Снитко Марина Владимировна

Амурский государственный университет г. Благовещенск, Россия E-mail: marinak_munrfe@mail. ru Snitko Marina Vladimirovna Amur State University Blagoveshchensk, Russia E-mail: marinak_munrfe@mail. ru

ФОРМИРОВАНИЕ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ СТУДЕНТОВ И ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МОЛОДЕЖНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ «МОДЕЛЬ ООН НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ»

DEVELOPING LEADERSHIP QUALITIES OF STUDENTS INVOLVED IN THE ACTIVITY OF «MODEL UN IN THE RUSSIAN FAR EAST» YOUTH ORGANIZATION

Аннотация. В статье раскрывается актуальность понятий «лидер» и «лидерские качества» для современного общества, показана их суть и многоаспектность, а также взаимосвязь с «мягкими навыками». Обосновывается важность международной проблематики для молодежи Дальнего Востока, показаны опыт и возможности развития лидерских качеств студентов и школьников в процессе деятельности молодежной организации «Модель ООН на Дальнем Востоке».

Abstract. The paper reveals the relevance of the concepts of "leader" and "leadership qualities" for modern society, shows their essence and multidimensional nature, as well as the correlation with "soft skills". It demonstrates the importance of international issues for the youth of the Russian Far East and further the experience and opportunities for the development of leadership qualities of students and schoolchildren involved in the activities of «Model UN in the Russian Far East» youth organization.

Ключевые слова: лидер, лидерские качества, «мягкие навыки», молодежная организация «МООНДВ», дебат-клуб.

Key words: leader, leadership qualities, soft skills, MUNRFE youth organization, debate club.

DOI: 10.22250/20730268_2022_96_79

Значимость понятия «лидер» в личном, корпоративном, социальном и политическом планах сложно переоценить в условиях нарастающей «турбулентности» в обществе как в масштабах нашей страны, так и международного сообщества в целом. Эта тема продолжает оставаться актуальной и привлекает внимание теоретиков и практиков образования.

В статье речь пойдет о воспитательно-обучающем потенциале молодежной организации «Модель ООН на Дальнем Востоке» (МООНДВ) с точки зрения формирования лидерских качеств студентов и старших школьников.

Эта организация осуществляет свою деятельность на базе Дальневосточного федерального университета и Амурского государственного университета, к участию приглашается молодежь от 14 лет. С момента основания в 2001 г. организация выпустила более 2000 человек, в настоящее время

активными ее членами являются около 100 студентов и школьников. В целях административной и финансовой поддержки со стороны образовательных организаций, на базе которых осуществляется деятельность МООНДВ, налажено взаимодействие с представителями руководства вузов и преподавателями, курирующих дебат-клубы.

Деятельность этого молодежного объединения направлена на развитие лидерских навыков у молодого поколения через обсуждение проблем глобального и регионального значения. Тематика контента обусловлена непреходящей важностью мировой повестки дня, которая, в конечном итоге, в определенной степени детерминирует общественно-культурную, социально-экономическую и военно-политическую жизнь страны и регионов. Для жителей Дальнего Востока, особенно его приграничных районов, - субъектов научно-образовательной, предпринимательской, производственной, общественной и государственной деятельности - наличие осведомленности по актуальным вопросам не только необходимое, но и обязательное условие эффективности работы в своей области.

Проекты локальных дебат-клубов в структуре организации, их внутренняя документация и сопровождение в социальных сетях и других СМИ осуществляются как на русском, так и на английском языке (основном языке международного общения). Это позволяет ребятам принимать участие в семинарах, форумах и конференциях по модели ООН, организуемых студенческими объединениями, университетами и международными организациями в России и за рубежом, привлекать международных участников в свои проекты в качестве делегатов, экспертов и соорганизаторов.

Формат дебатов ООН предполагает многоплановую подготовку, которая включает разнопрофильную исследовательскую деятельность организаторов и приглашенных участников, их разномасштабную проектную работу и постоянный разносторонний личностный рост в процессе подготовки, реализации и совершенствования ежегодных мероприятий.

Примерами регулярных мероприятий МООНДВ являются:

1) мастер-классы - информационно-обучающие встречи-тренинги с потенциальными и действующими членами местных дебат-клубов, где ребята проводят обзорные презентации о деятельности организации, принципах данного молодежного движения по всему миру и в России, структуре и работе ООН, а также лекции по теории и практике лидерства, тайм-менеджменту, практикумы публичных выступлений, дебатов и переговоров;

2) выездные лидерские семинары и школы под руководством более опытных участников и выпускников организации (Advanced Leadership School);

3) летние смены «Firestarter» («Первопроходец»), где осуществляется просветительская и обучающая деятельность старших школьников;

4) конференции - Ежегодная конференция МООНДВ (с 2001 г.), Дальневосточная модель (с 2016 г.), участие в других моделях ООН;

5) ассамблеи участников и выпускников организации, на которых обсуждаются вопросы внутренней деятельности и стратегии МООНДВ;

6) образовательные мероприятия по типу круглого стола с участием приглашенных внешних экспертов - преподавателей АмГУ и ДВФУ, сотрудников организаций в области международного сотрудничества и других партнеров (Фонд «Русский мир», Всемирный банк, ЭСКАТО, Информационный центр ООН в Москве, Центр изучения АСЕАН, Международный комитет Красного Креста, WWF России и др.);

7) различные социальные и благотворительные мероприятия регионального и местного уровня [1].

Принцип самоуправления, на котором основывается вся деятельность МООНДВ, выражается

не только в сути работы организации, но и в наличии уставных документов и органов управления, что позволяет регулировать все процессы внутреннего развития, сотрудничества с внешними субъектами, трансляцию опыта и знаний между участниками и среди учащихся учебных заведений региона.

Выпуск 98, 2022

Вестник АмГУ

8 1

Таким образом, в ходе работы над организацией мероприятий, межличностного взаимодействия и выполнения задач проекта происходит профессиональный и личностный рост участников с точки зрения развития умений и навыков критического мышления, публичных выступлений и делового общения, а также работы в команде и разрешения конфликтов.

Лидерские качества не ограничиваются указанными умениями и навыками. Общепризнанными зарубежными экспертами в области теории и практики лидерства затрагиваются в первую очередь вопросы психологии лидерства, которые включают эмоциональный интеллект, мышление, поведение и другие аспекты [2, 3, 4, 5, 6].

Отечественные специалисты также внесли вклад в развитие теории лидерства, фокусируясь как на лидерских качествах личности, типах и стилях лидеров, так и на групповых, социальных аспектах данного феномена, включая вопросы эффективности лидера, социальных и педагогических факторах становления личности лидера, руководителя, менеджера [7, 8, 9, 10, 11, 12, 13].

Очевидна взаимосвязь лидерских качеств и навыков с концепцией «мягких навыков» (Soft Skills), которая актуализируется на протяжении последнего десятилетия особенно активно. В частности, список и рейтинг ключевых навыков, обусловливающих успех человека в жизни и профессии, периодически обсуждается и обновляется международным экономическим сообществом. Основные топ-навыки - 2020 по версии Всемирного экономического форума включают [14, 15]: решение проблем; критическое мышление; креативность; управление людьми; взаимодействие с людьми; эмоциональный интеллект; принятие решений; ориентацию на сервис; переговоры; гибкость мышления.

Все выделенные навыки относятся к группе Soft Skills и более крупной группе метанавыков и/или метакомпетенций, которые определяются как «7 Meta Skills» и включают лидерские качества, регулирование межличностных отношений, организацию развития системы, командной работы, ин-новационность и креативность [16].

Представляется перспективным выстроить сотрудничество с органами власти Дальневосточного региона в сфере реализации молодежной политики, поскольку существует необходимость повышения уровня осознанности и ответственности у представителей молодежи за свой вклад в развитие региона, а также требуется формирование умений и навыков адаптации к изменениям социально-экономической ситуации. Данная проблематика является актуальной и согласуется с молодежной политикой Амурской области [17].

Итак, посредством участия в различных мероприятиях, включая социальные проекты, тренинги, мастер-классы и конференции, в процессе деятельности МООНДВ студенты и школьники осуществляют обмен знаниями, навыками и опытом в сфере молодежной дипломатии, что включает развитие лидерских качеств и является актуальным для современного общества.

1. Сайт «Модели ООН на Дальнем Востоке». - URL: https://www.munrfe.ru/

2. Хэмел, Г. Манифест лидера. Что действительно важно сегодня / Гари Хэмел. - М.: Манн, Иванов и Фер-бер, 2013. - 320 с.

3. Fiedler, F.E. A Theory of Leadership Effectiveness. - New York: McGraw-Hill, 1967. - P. 13-144.

4. Stogdill, R. Personal Factors associated with Leadership: A Survey of Literature / R. Stogdill // Journal of Psychology. - 1948. - Vol. 25. - P. 35-71.

5. Manfred, F.R. Kets de Vries The Leadership Mystique: A User's Manual for the Human Enterprise. - New Jersey: Pearson FT Press. 2001. - 352 p.

6. Goleman, D. Emotional Intelligence. - London: Bloomsbury Publishing. - 2009. - URL: https://royallib.com/read/Goleman Daniel/emotional intelligence. html#860160

7. Кидинов, А. В. Социально-динамическая характеристика лидерства во внутригрупповых отношениях // КиберЛенинка. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialno-dinamicheskaya-harakteristika-liderstva-vo-vnutrigruppovyh-otnosheniyah/viewer

8. Алифанов, С. А. Основные направления анализа лидерства // Вопросы психологии. - 1991. - № 3. - С. 90-96.

9. Уманский, А. Л. Педагогические условия и средства стимулирования лидерства в детских и юношеских коллективах. - Кострома, 1994.

10. Урбанович, А. А. Психология управления. - Минск: Харвест, 2005. - С. 39-40.

11. Белецкий, Н. П. Менеджмент: основы лидерства. - Минск : Новое знание, 2002. - 250 с.

12. Беспалов, Д. В. Динамика лидерства и руководства в молодежных общественных объединениях / Д. В. Беспалов, А. В. Матвеева // КиберЛенинка. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/dinamika-liderstva-i-rukovodstva-v-molodezhnyh-obschestvennyh-obedineniyah/viewer

13. Вежевич, Т. Е. Педагогические условия развития лидерских качеств учащихся.: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. - Улан-Удэ, 2001. - 22 с.

14. Клименко, А. Почему так важно оценивать SOFT SKILLS у кандидатов // Блог о современных инструментах в HR. - URL: https://top-career.ru/soft skills

15. Шевченко, И. Н. Совершенствование Soft Skills педагогов как условие реализации национального проекта «Образование» // Сайт Научно-образовательного центра педагогических проектов. - 2019. - URL: https://xn--d1abbusdriv.xn--p1ai/%D1%88%D0%B5%D0%B2%D1%87%D0%B5 %D0%BD%D0%BA%D0%BE-%D0%B8-%D0%BD-soft-skills/

16. Федорова, Н. Конспект вебинара. Проект «Образовательный навигатор» / Н. Федорова, А. Латышев, М. Дмитриева, З. Джафарова, В. Лебедев, А. Жирновская // Сайт «Теории и практики». - 2021. - URL: https://theoryandpractice.ru/videos/1461-metanavyki-chto-eto-i-pochemu-vse-o-nikh-govoryat

17. Сайт Отдела молодежной политики Министерства образования и науки Амурской области. - 2021. -URL: (https://obr.amurobl.ru/pages/o-ministerstve/otdely-ministerstva-/otdel-molodezhnoy-politiki-/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.