Научная статья на тему 'Формирование личностных качеств шорт-трековика в контексте интериоризации тренировочных упражнений'

Формирование личностных качеств шорт-трековика в контексте интериоризации тренировочных упражнений Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
711
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБУЧЕНИЕ ШОРТ-ТРЕКУ / ИНТЕРИОРИЗАЦИЯ / ПОЭТАПНОЕ ФОРМИРОВАНИЕ ВНУТРЕННИХ ДЕЙСТВИЙ / САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ / РЕФЛЕКСИВНОСТЬ / КРЕАТИВНОСТЬ / ИНТУИЦИЯ / ФИЗИЧЕСКИЙ ИНТЕЛЛЕКТ / ШОРТ-ТРЕК / SHORT-TRACK TRAINING / INTERNALIZATION / GRADUAL FORMATION OF INNER MOTION / SELF-ACTUALIZATION / REFLEXIVITY / CREATIVITY / INTUITION / PHYSICAL INTELLIGENCE / SHORT-TRACK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Яковлева Наталья Викторовна

В статье приводится методика интериоризации по методу П.Я. Гальперина упражнений, освоение которых составляет основу не только бега на коньках на короткой дорожке, но и основу позитивного личностного становления юного шорттрековика.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of short-track athlete’s personality properties in the context of internalization of training exercises

The article provides a methodology of internalization according to P.Ya.Galperin method of exercises, which development is the basis not only for skating on short track, but it is also a background of positive formation of young short track athlete’s personality.

Текст научной работы на тему «Формирование личностных качеств шорт-трековика в контексте интериоризации тренировочных упражнений»

УДК 796.071.5

© Н.В. Яковлева Формирование личностных качеств шорт-трековика в контексте интериоризации тренировочных упражнений

В статье приводится методика интериоризации по методу П.Я. Гальперина упражнений, освоение которых составляет основу не только бега на коньках на короткой дорожке, но и основу позитивного личностного становления юного шорт-трековика.

Ключевые слова: обучение шорт-треку, интериоризация, поэтапное формирование внутренних действий, самоактуализация, рефлексивность, креативность, интуиция, физический интеллект, шорт-трек.

N.V. Yakovleva Formation of short-track athlete’s personality properties in the context of internalization of training exercises

The article provides a methodology of internalization according to P.Ya.Galperin method of exercises, which development is the basis not only for skating on short track, but it is also a background of positive formation of young short track athlete’s personality.

Keywords: short-track training, internalization, gradual formation of inner motion, self-actualization, reflexivity, creativity, intuition, physical intelligence, short-track.

В шорт-треке основное внимание уделяется технике бега по повороту. Тренировочные упражнения подбираются в зависимости от заданной скорости. Скорость в шорт-треке должна быть высокой (10,7 м/с и более). Наряду со скоростью бег по повороту характеризуется величиной суставных углов, направлением отталкивания, высотой посадки, амплитудой движения, импульсом силы отталкивания. Эти показатели подчинены заданной скорости и особенностям участка поворота (вход в поворот, вершина поворота и выход из поворота). Таким образом, обучение и совершенствование техники двигательных действий построены на оптимизации бега по повороту при заданной скорости с учетом массы бегущего.

Нами используются следующие широко применяемые в шорт-треке специально-

подготовительные и подводящие упражнения:

1) техническая имитация бега по повороту с упругим сопротивлением партнера;

2) техническая имитация бега по повороту (классический вариант);

3) прыжковая имитация бега по повороту;

4) прыжковая имитация бега по повороту с упругим сопротивлением партнера;

5) прыжковая имитация бега по повороту с продвижением вперед на одну стопу и упругим сопротивлением партнера;

6) техническая имитация бега по повороту с продвижением вперед на одну стопу и упругим сопротивлением партнера;

7) катание по повороту на роликовых конь-

ках без отрыва стоп после окончания отталкивания ( «без отрыва»);

8) катание по повороту на коньках по льду без отрыва стоп после окончания отталкивания ( «без отрыва»);

9) катание на роликовых коньках по повороту, обводя правой ногой по асфальту левую опорную ногу («обводка»);

10) катание по повороту на коньках по льду, обводя правой ногой по асфальту левую опорную ногу ( «обводка»);

11) катание на роликовых коньках по повороту, отталкиваясь только правой ногой («самокат»);

12) катание по повороту на коньках по льду, отталкиваясь только правой ногой («самокат»);

13) катание на роликовых коньках прыжками;

14) катание на коньках по льду прыжками;

15) катание на роликовых коньках с работой двух рук;

16) катание на роликовых коньках с работой одной руки;

17) катание на роликовых коньках без работы рук;

18) катание на роликовых коньках с касанием опоры.

В контексте освоения этих упражнений ставится задача развития личностных качеств детей.

Целеустремленность - это ключевая компетенция, характеризующая степень мотивированности, сознательной направленности на достижение поставленной цели. Если целеполагание как операция, обеспечивающая определение цели обучения шорт-треку, происходило при не-

Яковлева Н.В. Формирование личностных качеств шорт-трековика в контексте интериоризации тренировочных упражнений___________________________________________________________________________________________________________

посредственном участии ученика, результат и пути его достижения в контексте обучения шорт-треку восприняты учеником позитивно, то и мотивы достижения цели будут адекватными.

Обучение шорт-треку связано с преодолением множества препятствий, поэтому необходима педагогическая поддержка ученика в актуализации его личностного потенциала. Это означает, что мотивированость ученика, а следовательно, и его целеустремленность будут развиваться в ходе обучения. В наибольшей степени развитию целеустремленности способствовали упражнения 1, 4, 5, 6, требующие использования резинового амортизатора для имитации упругого сопротивления партнера. В нашем случае цель обучения шорт-треку состоит не только в умении бегать на коньках по короткой дорожке, но и в развитии личностных качеств.

Рефлексивность как качество личности (благоприобретенное) предложена В.Д. Шадрико-вым. Он рассматривает рефлексию как атрибут процесса мышления, считая, что «рефлексию нельзя вырвать из сложноструктурированного процесса мышления» [1, с. 217 ].

Он вводит рефлексивность как качество личности, которое «будет способствовать успешному выполнению любой деятельности, направляя мыслительный процесс, организуя его и управляя им» [1, с. 218].

В.Д. Шадриков подчеркивает, что «рефлексивность в большой мере будет проявляться там, где субъект будет встречаться с трудностями» [1, с. 220]. Все перечисленные упражнения (1-

18) требуют проявления рефлексивности, в особенности упражнения 9-10 (обводка), 11-12 («самокат»).

Волевая регуляция поведения означает усилие, проявление воли при освоении шорт-трека. Дети, осваивающие технику бега на коньках по короткой дорожке, испытывают большие трудности, требующие проявления воли.

Самоактуализация личности понимается как способность реализации своих потенциальных возможностей для решения трудных проблем за счет интериоризации сознания и подсознания, способного использовать знания при поиске выхода из проблемной ситуации. Самоактуализация юного шорт-трековика необходима главным образом в личностном саморазвитии в процессе занятий, в формировании актуальных личностных качеств, необходимых для успешного выполнения социальной роли личности, соответствующей возрасту и социальному статусу.

Самоактуализация личности в полном смысле слова требует креативности. Мы будем поль-

зоваться термином «креативность», обозначая им личностное качество, выражающееся в анализе исходных данных и исследования их взаимосвязи. В шорт-треке исходными данными могут служить заданная скорость, сама дорожка (ее протяженность, радиус участка поворота и др.), собственный уровень физической и психологической подготовленности, погодные условия. Шорт-трековик никогда заранее не вычисляет все характеристики своего бега (угол наклона тела, суставные углы, силу отталкивания и т.д.), на основе учета реальных (объективных) условий и взаимосвязи между этими условиями интуитивно соблюдает оптимальные характеристики бега.

Развитие интуиции шорт-трековика состоит в постоянной работе мышления, придумывании элементов бега на различных участках дистанции. В шорт-треке дорожка (размер беговой площадки) короткая, но путь к успеху длинный. Смысл специальных подготовительных упражнений состоит в том, чтобы каждое из них было освоено не только телом, но и умом, чтобы их можно было выполнить на интуитивном уровне в любой ситуации.

В развитии креативности в шорт-треке играют роль не только личностные особенности шорт-трековика, но и сам шорт-трек, его молниеносный, динамичный, эмоциональный характер, он представляет собой последовательность задач, требующих мгновенного решения.

Мгновенное решение принимается на интуитивном уровне. В шорт-треке интуиция подсказывает, какова должна быть величина суставных углов, высота посадки, амплитуда движения, сила отталкивания, поведение при входе в поворот, на вершине поворота и при выходе из поворота, когда катиться с работой рук, с работой одной руки, без работы рук и т. д., это способность быстро находить нужные положение, скорость, способ катания. Для этого мысль и действие должны проявляться в унисон и мгновенно. Проявление интуиции связано с физическим интеллектом или телесным мышлением, памятью тела. Тело «соображает» быстрее сознания, оно поступает мгновенно, не ожидая, какова будет реакция сознания. Сила интуиции велика не только в мыслительной деятельности, но и в физической. Для того чтобы тело обрело способность «мыслить», нужны опыт движения, тренировка тела, развитие памяти тела. В процессе многократного, ежедневного и длительного выполнения специальных упражнений тело осваивает двигательное действие и может осуществить его автоматически. Если осуществляется

катание на короткой дорожке с заданной скоростью, то «умное», натренированное тело само принимает нужное решение, при этом оно «учитывает» не только заданную скорость и особенности короткой дорожки, но и психофизиологические особенности своей конституции.

Деятельность по освоению элементарных упражнений, составляющих основу шорт-трека, переходит во внутренний план поэтапного формирования внутренних действий по методике П.Я. Гальперина. Дети сами участвуют в разработке этапов формирования внутренних действий, адекватных внешним действиям - элементарным упражнениям. Следует отметить, что активное участие юных шорт-трековиков в разработке поэтапного формирования внутренних, умственных действий имеет существенное значение в воспитании у них личностных качеств -целеустремленности, рефлексии, ориентации во времени, взгляда на природу человека, стремления к творчеству (креативность), интуиции, автономности, спонтанности, самопонимания.

Воспитываются самостоятельность, ответственность, находчивость, предприимчивость, способность к совместной работе, конкурентоспособность.

Каждое из 18 приведенных элементарных упражнений представляет собой проблемное задание, выполнение которого требует творческого подхода и само становится стимулом развития личности, развития креативности и способности к самоактуализации.

Рассмотрим модель упражнения: «прыжковая имитация бега на коньках по повороту».

Требования к исполнению. Отталкивание начинается после фиксированного положения всех звеньев тела при быстром наращивании усилий. Начало отталкивания предшествует началу маховых движений рук и ног. Конек опорной ноги ставится на ребро под смещенное туловище внутрь поворота туловища.

Техника исполнения. Исходное положение: посадка конькобежца. Отталкивание выполняется поочередно левой и правой ногой и заканчивается прыжком. Выполняется с махом одной и двух рук.

Самоконтроль. С помощью мышечных

Литература

1. Шадриков В. Д. Способности человека. - М., 1997.

2. Гальперин П.Я. Основные результаты исследований по 1965.

ощущений определить на овале конька место оптимального приложения сил при отталкивании. Требуется максимум усилий в момент группировки.

Методические рекомендации. Упражнение стимулирует закрепление двигательного навыка - синхронного начала и окончания маховых движений рук и ног и способствует уменьшению времени на подготовку к отталкиванию, повышению его эффективности, увеличению поперечного смещения.

Данный вид деятельности, состоящий в разработке модели двигательного действия по его названию, является творческим, поскольку создается процесс движения шорт-трековика с конкретной заданностью его конечного положения. Сама эта модель является результатом творческого подхода к выполнению задания. Следует отметить, что мы рассматриваем данную работу по построению модели движения как разработку трех первых этапов планомерного формирования данного действия (катание по повороту прыжками) по методике П.Я. Гальперина, а именно - мотивационного, ориентировочного и материального. Остальные три этапа (внешнеречевой, этап беззвучной устной речи (про себя), внутречевой или умственный) легко исполнимы.

Если же юный шорт-трековик осваивает бег по дистанции, то ему приходится привлечь весь арсенал упражнений, а это тоже является решением проблемного задания, ведущего к проблемной модели высокого уровня трудности. Нам удалось благодаря этим элементарным упражнениям раскрыть развивающий потенциал начального обучения детей шорт-треку и затем перейти к разработке педагогических условий реализации этого потенциала.

Таким образом, поэтапное формирование внутренних действий и понятий, разработанное П.Я. Гальпериным, позволяет реализовать обучение шорт-треку, в котором деятельность по физическому освоению элементарных двигательных действий приводит к формированию личностных качеств юного шорт-трековика как предпосылке их дальнейшего позитивного личностного становления.

теме «Формирование умственных действий и понятий». - М.,

Яковлева Наталья Викторовна, старший преподаватель кафедры физического воспитания Бурятского государственного университета, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а.

Yakovleva Natalya Victorovna, senior lecturer, department of physical education, Buryat State University.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.