Научная статья на тему 'Формирование личностных компетенций детей в контексте обучения шорт-треку'

Формирование личностных компетенций детей в контексте обучения шорт-треку Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
406
130
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНЦИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ШОРТ-ТРЕК / ДВИГАТЕЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ / САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ / COMPETENCE / COMPETENCE ABILITY / SHORT TRACK / MOTOR ACTIONS / SPECIAL TRAINING EXERCISES / SELF-ACTUALIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Яковлева Наталия Викторовна

В статье излагается способ реализации компетентного подхода в обучении детей шорт-треку, направленного на развитие их личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF PERSONAL COMPETENCES OF CHILDREN IN THE CONTEXT OF SHORT TRACK TRAINING

The article describes the way of implementation a competent approach in teaching short track to children, it is aimed at the development of their personality.

Текст научной работы на тему «Формирование личностных компетенций детей в контексте обучения шорт-треку»

Tsybikov Anatoly Sergeevich, candidate of pedagogical sciences, head of the laboratory of innovative technologies in athletes’ training, Buryat State University, Ulan-Ude. E-mail: cas313@rambler.ru

Baldaev Kirill Vladimirovich, candidate of pedagogical sciences, professor, department of sports disciplines, Buryat State University, Ulan-Ude. E-mail: cas313@rambler.ru

Tapkharov Mikhail Viktorovich, candidate of pedagogical sciences, senior researcher, laboratory of innovative technologies in athletes’ training, Buryat State University, Ulan-Ude. E-mail: tapharov@bsu.ru

УДК 796.91

© Н.В. Яковлева

ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИИ ДЕТЕЙ В КОНТЕКСТЕ ОБУЧЕНИЯ ШОРТ-ТРЕКУ

В статье излагается способ реализации компетентного подхода в обучении детей шорт-треку, направленного на развитие их личности.

Ключевые слова: компетенция, компетентность, шорт-трек, двигательные действия, специальные подготовительные упражнения, самоактуализация.

N.V. Yakovleva

FORMATION OF PERSONAL COMPETENCES OF CHILDREN IN THE CONTEXT OF SHORT TRACK TRAINING

The article describes the way of implementation a competent approach in teaching short track to children, it is aimed at the development of their personality.

Keywords: competence, competence ability, short track, motor actions, special training exercises, self-actualization.

Компетентностный подход в образовании перестал быть лишь предметом обсуждения, он активно реализуется в учебной деятельности. Общеобразовательные и профессиональные учебные заведения приступили к обучению по новым федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС).

Трудности с реализацией компетентностного подхода связаны прежде всего с неопределенностью в толковании основных понятий «компетенция», «компетентность», а также сущности самого компетентного подхода, оценки результатов образовательной деятельности.

Некоторые авторы термины «компетенция», «компетентность» используют для обозначения одного и того же понятия, а другие - разграничивают их. Мы вслед за А.В. Хуторским и А.А. Вербицким будем различать эти термины.

А.А. Хуторской под компетенцией понимает «отчужденное, наперед заданное социальное требование (норма) к образовательной подготовке ученика, необходимой для его качественной продуктивной деятельности в определенной сфере. Компетентность - владение, обладание учеником соответствующей компетенцией, включающее его личностное отношение к ней и предмету деятельности. Компетентность - уже состоявшееся личностное качество (совокуп-

ность качеств) ученика и минимальный опыт деятельности в заданной сфере. Компетенции предлагаются ученикам для овладения, формирования у них соответствующих компетентностей» [2, с. 152].

Под образовательными компетенциями А.В. Хуторской понимает «совокупность взаимосвязанных смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и опыта деятельности ученика по отношению к определенному кругу объектов реальной действительности, необходимых для осуществления личностно и социально значимой продуктивной деятельности» [2, с. 152]. Далее вводятся ключевые, общепредметные и предметные компетенции.

А.А. Вербицкий и О.Г. Ларионова разделяют эти понятия, называя компетенциями объективные условия деятельности (обязанности, права и сфера ответственности человека), а компетентностями - субъективные условия деятельности (психофизиологические, социальные, личностные, духовные и профессиональные качест-ва)[3].

Мы будем пользоваться этими понятиями в трактовке А.В. Хуторского, поскольку при исследовании педагогической деятельности процедура выявления необходимых для освоения

компетенций равнозначна разработке конкретной программы исследования.

Компетенции принято подразделять на ключевые и профессиональные [4, с. 23]. Ключевыми называют универсальные компетенции, которыми должен владеть каждый человек для выполнения жизненно необходимых видов социальной деятельности.

Профессиональные компетенции подлежат освоению для успешного выполнения работником своих обязанностей. Для каждого вида профессиональной деятельности выявляется своя совокупность профессиональных компетенций. Кроме них работнику нужно овладеть и мета-професиональными, например общекультурными, компетенциями.

И.С. Сергеев и В.И. Блинов [4] считают, что все ключевые компетенции складываются из четырех элементарных ключевых компетенций: информационная (готовность к работе с информацией); коммуникативная (готовность к общению); кооперативная (готовность к сотрудничеству); проблемная (готовность к решению проблем).

В отношении занятий спортивной и физкультурной деятельностью мы исходим из предположения, что каждый вид связан с определенной совокупностью компетенций, которыми должен овладеть спортсмен. Вместе с тем спортивные занятия сами могут служить средством формирования тех или иных ключевых компетенций.

Нет сомнений, например, в том, что занятия спортом и физкультурой способствуют формированию таких ключевых компетенций, как ответственность, самостоятельность, конкурентоспособность, коммуникабельность, находчивость, кооперативность, креативность.

При обучении шорт-треку мы формируем у детей самоактуализацию, психомоторную, интеллектуальную, рефлексивно-мотивационную и проблемную компетенции.

Психомоторная компетенция означает способность к проявлению двигательной активности в скоростном беге на коньках на короткой дорожке, основанную на знании содержания, свойств и особенностей психомоторики вообще и психомоторики шорт-трека в частности.

При психоморотной характеристике выделяем локомоторную функцию, мышечный тонус, особенности координации движений и успешности их выполнения, силу мышечного напряжения, точность движения рук и ног, особенности графических движений, двигательную память. Продуктивность двигательной активности характеризуется скоростью реакции, движений,

координированностью, темпом, ритмом и надежностью движений.

Самоактуализация в шорт-треке означает способность к выявлению и реализации своего интеллектуального потенциала, физического интеллекта как в учебно-тренировочном процессе, так и в процессе скоростного бега на короткой дорожке по заданной программе, включающей способ прохождения поворота и другие факторы.

Рефлексивно-мотивационная компетенция означает способность к самопознанию и самооценке своего соответствия Я-требованиям и требованиям тренера, способность к формированию доминирующих мотивов к шорт-треку для самосовершенствования и самоутверждения в данном виде деятельности.

Проблемная компетенция означает способность к решению возникающих проблем в освоении шорт-трека, к самореализации своих потенциальных возможностей в шорт-треке, реализации развивающих и воспитывающих функций шорт-трека для формирования ключевых и профессиональных компетенций. Формирование проблемной компетенции в шорт-треке требует разработки проблемных заданий различных видов, выполнение которых приводит к возникновению проблемных ситуаций с заданным содержанием.

Формирование этих компетенций осуществляется в зависимости от этапов обучения и степени овладения техникой движений. В данной статье мы рассматриваем начальный этап обучения бегу по повороту в шорт-треке. Начальный этап обучения двигательным действиям бега по повороту заключается в освоении элементарных действий: отталкивание с правой ноги из положения «скрестный шаг» и с левой ноги из положения - посадка «правая нога в сторону». Эти положения являются конечными для выполнения отталкивания с правой или левой ноги.

Используются различные способы выполнения отталкиваний. Сначала упражнения выполняются на основании зрительных ориентиров или отметок в заданный отрезок времени с фиксированием конечного положения, затем - на основании двигательной памяти. Упражнения усложняются и выполняются с резиновым амортизатором, обеспечивающим сопротивление, сходное с отталкиванием во время бега на коньках.

Методика начальных упражнений состоит из требований к исполнению, техники выполнения, контроля и методических указаний. Мы исполь-

зуем следующие элементарные упражнения: «скрестный шаг», отталкивание правой ногой в сторону, имитация бега по повороту, прыжковая имитация бега по повороту, смена ног в прыжке из положения окончания отталкивания при повороте.

После освоения элементарных упражнений вне льда приступают к обучению упражнениям на коньках на льду: катание по повороту с отталкиванием правой ногой, катание по повороту скрестным шагом без отрыва коньков от льда, «спираль», катание по повороту скрестным шагом с вытянутыми руками, катание прыжками, катание по повороту с касанием рукой льда. При беге большое значение для кинематических параметров имеет амплитуда выполнения движений, которая зависит и от скорости бега, и от участка поворота (его радиуса). Впрочем, и скорость бега зависит от радиуса участка поворота. При беге по повороту регулируется и скорость разгибания толчковой ноги. Для достижения нужного эффекта в скорости разгибания толчковой ноги выполняются специальные подготовительные упражнения с учетом скорости бега, а также упражнения для скользящего шага на поворотах.

На основе элементарных действий формируется система упражнений, составляющая бег на коньках. После этого уже начинается углубленное обучение шорт-треку и совершенствование техники, ведущее к мастерству.

Нас интересует начальный этап обучения шорт-треку как контекст для развития личности юных шорттрековиков, формирования у них выделенных в деятельности обучения компетенций.

Как мы предполагаем, компетентностный подход на начальном этапе обучения шорт-треку обогащает содержание занятий, поскольку сама система обучения становится процессом разрешения проблем, требующих не только физических усилий, но и самоактуализации всего потенциала личности. В результате получают развитие психомоторные способности, память, мышление, а также потребности в познании, стремление к творчеству (креативность), автономность, спонтанность, самопонимание. Эти качества относятся к самоактуализации личности и могут быть сформированы в шорт-треке. Способность к самоактуализации формируется в процессе обучения при освоении специальных подготовительных упражнений и катания на коньках и роликах.

Стремление к познанию необходима в жизни всегда. В наше время как никогда актуальна

необходимость постоянного непрерывного образования. Поэтому нужна высокая готовность к познанию, которая не появляется сама по себе, а только в контексте развития других личностных свойств в процессе выполнения различных видов деятельности. В шорт-треке заложен потенциал, способный вызвать появление потребности в познании, характерной для самоактуализации личности.

Стремление к творчеству - обязательное условие самоактуализации. Способность к творчеству или творческая компетенция называется креативностью. Шорт-трек - очень трудный и очень увлекательный бег на коньках - способствует развитию стремления к творчеству и требует творческого отношения.

Автономность - это независимость, самостоятельность, свобода личности. Самоактуали-зирующаяся личность - это личность, обладающая автономностью, свободой. Без автономности не будет самореализации, самоактуализации ни в жизни, ни в спорте, ни в одной другой сфере деятельности. Автономность - это свобода для самоактуализации личности. Это условие равноправного партнерства, ведущего к общему успеху, например, победе в эстафетном беге на коньках на короткой дорожке.

Спонтанность свойственна уверенным в себе людям, если она имеет высокий уровень развития. При этом она должна проявляться немедленно, интуитивно и эффективно, как это бывает у людей, для которых самоактуализация, проявление внутренних, потенциальных возможностей стали привычным поведением. Это качество необходимо в ситуациях неопределенности, когда надо принять единственное верное решение, приводящее к разрешению проблемы. Она нужна в спорте: борьбе, боксе, в игровых видах спорта, в шорт-треке. Если не будет спонтанно принято верное решение, не будет и успеха.

Самопонимание - это условие правильного поведения в любых ситуациях, особенно в проблемных, когда нужно принять быстрое решение. Только люди, знающие себя, свои способности, доверяющие себе, своим силам, своим качествам, могут принимать правильные, независимые решения в соответствии со своими желаниями и потребностями.

При обучении детей шорт-треку не только с спортивной целью (научить кататься), а главным образом с воспитательной целью развития личностных качеств, необходимых детям в их взрослой жизни для правильного исполнения своей социальной роли, организовываются разнообразные формы педагогической деятельно-

сти, среди которых особое значение имеют и взаимоотношения тренера и ученика.

Следует отметить, что в компетентностном обучении шорт-треку преобразуется деятельность тренера, ему теперь приходится продумывать все стороны занятий, чтобы сформировать способность к самоактуализации, психомоторную, интеллектуальную, рефлексивномотивационную и проблемную компетенции юных спортсменов, быть готовым оказать педагогическую поддержку своему воспитаннику. Педагогическая поддержка это не просто советы или подсказка, это умение мобилизовать внутренний потенциал ребенка для самостоятельного преодоления встретившихся препятствий, проблем. Это требует установления системы взаимоотношений, построенных на взаимном принятии, доверии и взаимном уважении тренера и его ученика. Тренер и ученик становятся равноправными партнерами по взаимодействию и общению.

Нами используется система специальных подготовительных упражнений, которые в раз-

ных сочетаниях и последовательности приводят к положительному эффекту в скорости разгибания толчковой ноги при беге по повороту, на динамические параметры скользящего шага при беге по повороту [5, с. 10].

При этом приходится рассчитывать и длину участка поворота, среднюю скорость бега по дистанции, тренировочные средства (коньки, ролики), высоту посадки, амплитуду движений, а также величину центробежной силы для каждого, поскольку она зависит от массы бегуна и квадрата угловой скорости.

Обучение шорт-треку требует не только физических упражнений, но и знаний по психологии, анатомии и физиологии человека, физике, математике и другим предметам.

В экспериментальном обучении шорт-треку группы (16 чел.) мы провели анкетирование до и после годичного цикла занятий на льду и вне льда по самоактуализационному тесту «САМО-АЛ» Э. Шострома. Результаты приведены в таблице 1.

Таблица 1

Результаты анкетирования показателей самоактуализации детей по итогам их обучения шорт-треку

Шкалы Взгляд на природу человека Потребность в познании Стремление к творчеству Автоном- ность Спонтан- ность Самопонима- ние

Уровни В Н В Н В Н В Н В Н В Н

До экспе- Э 2 14 3 13 4 12 4 12 2 14 5 11

римента Г 12,5 % 87,5 % 18,75 % 81,25 % 25% 75% 25% 75% 12,5 % 87,5 % 31% 69%

К 1 8 1 8 2 7 2 7 1 8 3 6

Г 11% 89% 11% 89% 22% 78% 22% 78% 11% 89% 33% 67%

После экс- Э 10 6 12 4 10 6 11 5 12 4 14 2

перимента Г 62,5 % 37,5 % 75% 25% 62,5 % 37,5 % 69% 31% 75% 25% 87,5 % 12,5 %

К 4 5 3 6 3 6 4 5 3 6 5 4

Г 44% 56% 33% 67% 33% 67% 44% 56% 33% 67% 56% 44%

Примечание: В - высокий уровень, Н - низкий уровень.

ЭГ - экспериментальная группа, КГ - контрольная группа.

Анализ статистически значимого повышения суммарных индексов распределений по шкалам самоактуализации, проведенный методом ^критерия Стьюдента, показал, что произошло их статистически значимое повышение у детей экспериментальной группы по сравнению с контрольной. Вероятность допустимой статистической ошибки не превышает 5%.

Таким образом, начальный этап обучения шорт-треку, основанный на продуманной системе специально-подготовительных упражнений, не только обеспечивает освоение двигательных действий шорттрековика, но является также эффективным средством формирования личностных качеств детей.

Литература

1. Галимов Г.Я. Пути решения проблемы сохрарения здоровья студентов в процессе физического воспитания // Вестник Бурятского госуниверситета. 2012. Вып. 1: Педагогика. С. 124-127.

2. Хуторской А.В. Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному?: пособие для учителя. М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005.

3. Вербицкий А.А., Ларионова О.Г. Личностный и ком-петентностный подходы в образовании: проблемы интеграции. М.: Логос, 2012.

4. Сергеев И.С., Блинов В.И. Как реализовать компе-тентностный подход на уроке и во внеурочной деятельности: практ. пособие. М.: АРКТИ, 2007.

5. Воскресенский М.В. Биодинамические детерминанты структуры двигательных действий шорттрековика и технология ее реализации в учебно-тренировочной и соревновательной деятельности: автореф. ... канд. пед. наук. Смоленск, 2003.

Яковлева Наталия Викторовна, старший преподаватель кафедры физического воспитания, Бурятский государственный университет, г. Улан-Удэ. Тел. 8(9503)971136.

Yakovleva Natalya Viktorovna, senior lecturer, department of physical education, Buryat State University, Ulan-Ude. Ph. 8(9503)971136.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.