Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНОЙ СТРАТЕГИИ ЦИФРОВОГО ЧЕЛОВЕКА'

ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНОЙ СТРАТЕГИИ ЦИФРОВОГО ЧЕЛОВЕКА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
444
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТНАЯ СТРАТЕГИЯ / ЦИФРОВОЙ ЧЕЛОВЕК / СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПРИОРИТЕТЫ / ВОЗМОЖНОСТИ / ТРЕНДЫ / РЕСУРСЫ / PERSONAL STRATEGY / DIGITAL PERSON / STRATEGIC PRIORITIES / OPPORTUNITIES / TRENDS / RESOURCES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Новикова И.В.

Личностная стратегия рассматривается как основа построения корпоративной, отраслевой, региональной, национальной, международной и глобальной стратегий, которые должны быть взаимосогласованы. Работа построена на основе теории стратегии и методологии стратегирования профессора В. Л. Квинта. Определено место личностной стратегии в системе стратегий. Рассмотрены 5 этапов формирования личностной стратегии: определение возможностей, определение конкурентных преимуществ, обоснование стратегических приоритетов, определение миссии и видения, определение ресурсного обеспечения. Возможности рассмотрены посредством анализа трендов. Глобальные тренды представлены «Повесткой дня в области устойчивого развития на период до 2030 года» ООН, докладом «Работать ради лучшего будущего» Международной организации труда, отчетом «Будущее рабочих мест» Всемирного экономического форума. Национальные тренды представлены Указом Президента Российской Федерации В. В. Путина «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMING THE PERSONAL STRATEGY OF A DIGITAL HUMAN

In the context of growing uncertainty, the spread of digital technologies, the emergence of global pandemics, terrorist threats, environmental disasters, a person needs to have his own vector of development, which would indicate the direction of movement to the end point. Personal strategy is the basis for building corporate, industry, regional, national, international and global strategies, which must be mutually agreed for their effective functioning. The work is written on the basis of the theory of strategy and strategy methodology of the Foreign member of the Russian Academy of Sciences, Doctor of Economics, Professor Vladimir L. Kvint. The article defines the place of personal strategy in the system of strategies. 5 stages of the formation of a personal strategy are considered: identification of opportunities, identification of competitive advantages, substantiation of strategic priorities, definition of mission and vision, identification of resource provision. Opportunities are explored through trend analysis. Global trends are represented by the UN’s 2030 Agenda for Sustainable Development, the International Labor Organization’s Working for a Better Future Report, and the World Economic Forum’s Future of Jobs Report. National trends are presented by the Decree of the President of the Russian Federation Vladimir V. Putin «On national goals and strategic objectives for the development of the Russian Federation for the period up to 2024».

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНОЙ СТРАТЕГИИ ЦИФРОВОГО ЧЕЛОВЕКА»

И. В. Новикова1

ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНОЙ СТРАТЕГИИ ЦИФРОВОГО ЧЕЛОВЕКА2

Стратегия - это всегда дерзновение, наполненное отвагой поиска наиболее верных векторов движения, направленных на реализацию объекта стратегирования, будь то страна, регион, воинское формирование, хозяйствующий субъект или, что наиболее сложно, реализация судьбы в гармонии с собственной мечтой индивида.

В. Л. Квинт [1, с. 125]

Личностная стратегия рассматривается как основа построения корпоративной, отраслевой, региональной, национальной, международной и глобальной стратегий, которые должны быть взаимосогласованы. Работа построена на основе теории стратегии и методологии стратегирования профессора В. Л. Квинта. Определено место личностной стратегии в системе стратегий. Рассмотрены 5 этапов формирования личностной стратегии: определение возможностей, определение конкурентных преимуществ, обоснование стратегических приоритетов, определение миссии и видения, определение ресурсного обеспечения. Возможности рассмотрены посредством анализа трендов. Глобальные тренды представлены «Повесткой дня в области устойчивого развития на период до 2030 года» ООН, докладом «Работать ради лучшего будущего» Международной организации труда, отчетом «Будущее рабочих мест» Всемирного экономического форума. Национальные тренды представлены Указом Президента Российской Федерации В. В. Путина «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».

Ключевые слова: личностная стратегия, цифровой человек, стратегические приоритеты, возможности, тренды, ресурсы.

DOI: 10.37930/1990-9780-2020-4-66-34-42

УДК 330.352

1 Ирина Викторовна Новикова, доцент, профессор кафедры экономической и финансовой стратегии Московской школы экономики МГУ имени М. В. Ломоносова (119991, РФ, Москва, Ленинские горы, д. 1), д-р экон. наук, e-mail: novikovaiv5@gmail.ru

2 Подготовлено по материалам доклада на международном научном семинаре ИНИР им. С. Ю. Витте «Социализация экономики: человек как продукт и как активный субъект исторического процесса» (26.10.2020 г.).

Введение

Цифровые трансформации формируют новую личность - так называемого цифрового, или информационного человека. «Информационный человек - это личность, основа жизнедеятельности которого неотъемлема от современного информационного пространства, от глобальной интернет-сети, от информационных технологий и средств. Он постоянно взаимодействует через социальные сети и чаще, чем кто-либо, использует информационные технологии для общения с семьей, друзьями и коллегами; строит в них свой бизнес, получает образование и повышает квалификацию, осуществляет покупки. Это люди, рожденные и формирующие сознание совместно с распространением новых информационных технологий» [2, с. 72-73]. Многочисленные прогнозы замены человеческого труда компьютерными технологиями, нарастающая экономическая нестабильность снижают эффективность и актуальность приобретаемых навыков, демотивируя людей в получении фундаментальных знаний и компрометируя систему образования выпуском невостребованных специалистов. Все это усугубляется распространением глобальных угроз, в том числе пандемии. Поэтому назрела острая необходимость разработки личностных стратегий, способных снизить риски неопределенности. Отсутствие стратегии приводит к тому, что люди, которые не видят, куда они идут, у которых нет миссии и видения, не понимают для чего они существуют. Человек, не имеющий личностной стратегии, не осознает свое место в мире и не способен построить ни корпоративную, ни региональную, ни национальную стратегию. Такой человек слабо мотивирован, так как он не видит долгосрочных целей (результатов) своей текущей деятельности. Человеку без стратегии сложно быть созидателем, но велика вероятность стать разрушителем своего и чужого пространства, окружающей среды. При этом важно не только наличие стратегии, но и методология, на основе которой она разработана.

В 2019 г. теория стратегии и методология стратегирования академика В. Л. Квинта были отмечены высшей научной наградой России - Премией имени М. В. Ломоносова

1 степени. Данная методология оказалась наиболее эффективной - в соответствии с ней центральным элементом любой стратегии является человек, его качество и уровень жизни в их расширительной трактовке [3]. В данной статье представлены основные элементы личностной стратегии, построенной на основе теории и методологии страте-гирования В. Л. Квинта [4].

Место личностной стратегии в системе стратегий

Эффективность и результативность любой стратегии зависят от тесноты согласованности всех взаимодействующих стратегий (см. рисунок) [4, с. 60].

Отсутствие согласованности может привести к тому, что нижестоящая стратегия не будет иметь условий для реализации, а возможно даже будет запрещена. При несогласованности вышестоящих стратегий с нижестоящими субъекты последних начинают саботировать разработку и реализацию первых. Если человек своей личностной стратегией нарушает международные конвенции, национальные законодательные акты или дискредитирует стратегию корпорации, в которой он работает, это приведет к вытеснению его за правовые рамки данного общества, соответственно такая стратегия обречена на провал. И наоборот - при соответствии личностной стратегии глобальным, национальным, региональным и корпоративным интересам внешние условия будут способствовать ее реализации.

Рассмотрим этапы формирования личностной стратегии.

1-й этап. Определение возможностей

В соответствии с методологией В. Л. Квинта разработка стратегии должна начинаться с определения возможностей, основанных на глобальных, национальных, региональных и отраслевых трендах [4]. Первоочередность данного этапа обусловлена тем, что возможности очень ограничены количественно, а также во временном диапазоне. Они быстро возникают и быстро исчезают. Кто первым заметит данную возможность и сможет ею воспользоваться, тот и получит наибольшую прибыль - это так называемая теория «длинного хвоста» [5, с. 108-110].

Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций 25 сентября 2015 г принята декларация «Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года»3. Это - план действий для людей, планеты и процветания, направленных на укрепление всеобщего мира в условиях большей свободы. Семнадцать целей в области устойчивого развития и 169 задач предусматривают реализацию прав человека для всех, обеспечение гендерного равенства и расширение прав и возможностей всех женщин и девочек. Они носят комплексный и неделимый характер и обеспечивают сбалансированность всех трех компонентов устойчивого развития: экономического, социального и экологического. Эти цели и задачи в ближайшие 15 лет будут способствовать развитию деятельности в областях, имеющих огромное значение для человечества и планеты.

Цель 8. Отражает вопросы занятости населения. «Содействие поступательному, всеохватному и устойчивому экономическому росту, полной и производительной занятости и достойной работе для всех».

Глобальная комиссия по вопросам будущего сферы труда Международной организации труда в докладе «Работать ради лучшего будущего»4 определила, что че-

3 Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года https://www.un.org/ ga/search/view_doc.asp?symbol=A/RES/70/1&Lang=R (дата обращения: 01.11.2020).

4 Работать ради лучшего будущего. Глобальная комиссия по вопросам будущего сферы труда. Международное бюро труда. Женева: МБТ, 2019 г. https://www.ilo.org/wcmsp5/ groups/public/—dgreports/—cabinet/documents/publication/wcms_662472.pdf (дата обращения: 01.11.2020).

ловек и его труд займут центральное место в экономической и социальной политике и деловой практике. Три основных направления действий будут способствовать экономическому росту, справедливости и устойчивости в интересах нынешнего и будущих поколений:

1. Увеличение инвестиций в развитие способностей человека:

• всеобщее право на обучение в течение всей жизни, позволяющее людям приобретать профессиональные навыки, переучиваться и повышать квалификацию;

• увеличение инвестиций в учреждения, политику и стратегии, которые будут поддерживать людей во время переходных процессов в будущей сфере труда;

• реализация преобразующей и поддающейся измерению повестки дня в области гендерного равенства;

• обеспечение всеобщей социальной защиты от рождения до старости.

2. Увеличение инвестиций в институты рынка труда:

• установление всеобщей трудовой гарантии;

• усиление суверенного контроля над временем;

• обеспечение коллективного представительства работников и работодателей посредством социального диалога как общественного блага при активном содействии государственной политики;

• внедрение и применение технологии в интересах достойного труда.

3. Увеличение инвестиций в достойную и стабильную занятость:

• поощрение инвестиций в ключевых областях в целях обеспечения достойной и стабильной занятости;

• изменение структуры стимулирования бизнеса в интересах долгосрочных инвестиционных подходов и рассмотрение вопроса о формировании дополнительных показателей развития человека и его благосостояния.

Отчет «Будущее рабочих мест» (The Future of Jobs Report 2018)5 Всемирного экономического форума содержит детальную информацию об относительной величине тенденций, сформированных четвертой промышленной революцией, приводящей к изменениям бизнес-моделей, в разбивке по отраслям и географическим регионам, а также об ожидаемом временном горизонте их влияния на рабочие функции, уровни занятости и навыки.

Главные национальные тренды и основанные на них возможности в России определены Указом Президента Российской Федерации В. В. Путина «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»6, устанавливающим и утверждающим национальные проекты России по трем направлениям7.

1. Человеческий капитал

Здравоохранение (проекты: развитие системы первичной медпомощи, борьба с онкологическими заболеваниями, борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями, развитие детского здравоохранения, подготовка квалифицированных медицинских кадров, развитие экспорта медицинских услуг, единый цифровой контур на основе ЕГИЗС, развитие сети исследовательских центров).

Образование (современная школа, успех каждого ребенка, поддержка семей с детьми, цифровая образовательная среда, учитель будущего, молодые профессионалы,

5 https://www.weforum.org/reports/the-future-of-jobs-report-2018 (дата обращения: 01.11.2020).

6 http://kremlin.ru/events/president/news/57425 (дата обращения: 01.11.2020).

7 https://xn--80aapampemcchfmo7a3c9ehj.xn--p1ai/projects (дата обращения: 01.11.2020).

новые возможности для каждого, социальная активность, экспорт образования, социальные лифты для каждого).

Демография (проекты: финансовая поддержка семей при рождении детей, содействие занятости женщин с детьми, старшее поколение, укрепление общественного здоровья, спорт - норма жизни).

Культура (культурная среда, творческие люди, цифровая культура).

2. Комфортная среда для жжизни

Безопасные и качественные автомобильные дороги (дорожная сеть, развитие дорожного хозяйства, безопасность дорожного движения, автомобильные дороги Минобороны России).

Жилье и городская среда (ипотека, жилье, формирование комфортной городской среды, переселение граждан из аварийного жилья).

Экология (чистая страна, утилизация и переработка твердых отходов, обезвреживание опасных отходов, чистый воздух, чистая вода, оздоровление Волги, сохранение озера Байкал, сохранение уникальных водных объектов, сохранение биоразнообразия и экотуризм, сохранение лесов, внедрение современных технологий).

3. Экономический рост

Наука (развитие научно-производственной кооперации, развитие передовой инфраструктуры, кадры для исследований и разработок).

Малое и среднее предпринимательство (улучшение деловой среды, финансы для малого и среднего бизнеса, акселерация субъектов МСП, поддержка фермеров и развитие сельской кооперации, популяризация предпринимательства).

Цифровая экономика (регулирование цифровой среды, информационная инфраструктура, кадры для цифровой экономики, информационная безопасность, цифровые технологии, цифровое государственное управление).

Производительность труда и поддержка занятости (создание условий для повышения производительности труда, поддержка повышения производительности труда, увеличение эффективности рынка труда).

Международная кооперация и экспорт (внутренние водные пути, высокоскоростное железнодорожное сообщение, Европа - Западный Китай, железнодорожный транспорт и транзит, коммуникации между центрами экономического роста, морские порты России, развитие региональных аэропортов и маршрутов, Северный морской путь, транспор-тно-логистические центры, комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры)8.

Отраслевые тренды определяются на основе прогнозов отраслевых министерств, крупнейших компаний.

2-й этап. Определение конкурентных преимуществ

Каждый человек обладает конкурентными преимуществами (это - то, что он делает лучше, чем другие), базирующимися на врожденных способностях, полученном образовании и приобретенных навыках. После выявления возможностей анализ конкурентных преимуществ позволяет определить человеку личный вектор развития и реализации. При этом очень важен процесс усиления данных преимуществ, так как постоянная конкуренция с другими людьми, а в настоящем и тем более в будущем - с технологиями, требует реализации принципа «образование на протяжении всей жизни»9. Так, по мне-

8 https://xn--80aapampemcchfmo7a3c9ehj.xn--p1ai/projects (дата обращения: 01.11.2020).

9 Embracing a culture of lifelong learning - Contribution to the Futures of Education initiative (2020). Hamburg: UNESCO Institute for Lifelong Learning. 2020. 53 p.

нию профессора С. Д. Бодрунова: «Если учесть, что при нынешнем процессе перехода к НИО.2 происходит постоянное обновление знаний, которыми должны обладать работники, то в этом случае потребуется постоянное переобучение людей, то есть необходимо будет создание системы обучения, представляющей собой непрерывный процесс, т.н. «образование через всю жизнь» [6, с. 103]. В цифровой экономике отставание в навыках приводит к сильному цифровому неравенству [7, с. 176]. Люди, которые не хотели повышать информационную грамотность, отталкивали от себя новую реальность, не понимали глобальные тренды, к сожалению, оказались не готовы к угрозам цифрового мира. Это сократило их возможности не только как производителей, но и как потребителей. «Сами человеческие потребности могут приобрести осознанный и ясно сформулированный вид только при опоре на полученные человеком знания. В то же время новые знания позволяют открывать, формировать и удовлетворять новые потребности» [6, с. 110].

Приобретаемые конкурентные преимущества должны основываться на Стратегии развития навыков10, которая дает возможность при формировании личностной стратегии правильно определить образовательную траекторию роста [8, с. 36-39].

Всемирный экономический форум определил 10 основных навыков, которые будут востребованы в XXI в. Их можно объединить в категорию навыков стратегического мышления11: аналитическое мышление и инновации; активные стратегии обучения и подготовки; творчество, оригинальность и инициативность; системный анализ и оценка; рассуждение, решение проблем и выработка идей; эмоциональная разведка; лидерство и социальное влияние; комплексное решение проблем; критическое мышление и анализ; разработка и программирование технологий.

Таким образом, реализация собственных конкурентных преимуществ в соответствии с выявленными трендами и интересами способствует эффективному развитию личности и удовлетворенности от совершаемой деятельности. Отто Шармер в книге «Теория и. Лидерство из будущего» отметил: «Делайте то, что делаете, с любовью, и вы удивитесь тому, насколько щедрой окажется жизнь» [9, с. 432].

3-й этап. Обоснование стратегических приоритетов

Стратегические приоритеты - это основные направления, на достижение которых нацелен человек в данной стратегии. Формирование данных приоритетов основывается на анализе трендов, определении конкурентных преимуществ и выявлении интересов и ценностей человека. На этом этапе необходимо найти действенные механизмы для определения истинных ценностей и интересов. По мнению Отто Шармера, человеку мешают в определении истинных приоритетов осуждение, цинизм и страх. Часто человека останавливает страх того, что он не сможет достигнуть желаемых ценностей, что он совершит ошибку, что у него не хватит ресурсов и т. д. Человек лжет сам себе, оправдывая свой страх перед достижением своих интересов. «Если не получится заставить замолчать Голос Осуждения, мы не прорвемся к своему реальному творческому началу и присутствию... Если хотите дойти до ... реального источника творчества и идентичности, тогда ваш Голос Цинизма будет мешать, потому что блокирует прогресс на своем пути. Голос Страха хочет помешать отпустить то, кто мы есть, и то, что у нас есть.

10 Willison Towers Watson Strategies for the New Economy: Skills as the Currency of the Labour Market. World Economic Forum's Centre for the New Economy and Society. (2020) https:// www.weforum.org/whitepapers/strategies-for-the-new-economy-skills-as-the-currency-of-the-labour-market (дата обращения: 01.11.2020).

11 Future of Jobs Report 2018. (2018) World Economic Forum, с. 6.

Это может быть страх потерять экономическую безопасность. Или боязнь остракизма. Или опасение показаться смешным. Или страх смерти... Мы войдем в другой мир, который начнет оформляться, лишь если преодолеем этот страх выхода в неизвестное» [9, с. 99-100].

После определения стратегических приоритетов необходимо выделить те, которые обеспечены конкурентными преимуществами. В соответствии с методологией В. Л. Квинта [4] нельзя принимать к реализации приоритеты, не обеспеченные конкурентными преимуществами. Действительно, если в стратегии будет приоритет, ради реализации которого человек может проиграть конкурентам, то это приведет к краху всей личностной стратегии.

4-й этап. Определение миссии и видения

Миссия - это то, что человек хочет заявить вовне для привлечения помощи, поддержки, одобрения во внешней среде. Для этого на предыдущих этапах анализировалась система стратегий и определялись тренды. В миссии человек определяет свою роль в обществе.

Видение - это то, как человек определяет свою роль для реализации собственного «Я». Кем человек станет, если он реализует данную стратегию. Зачем ему нужна его собственная жизнь.

На этом этапе важно умение слушать и слышать ту информацию, которая идет из внешних и внутренних источников, анализировать ее и принимать правильные решения.

5-й этап. Определение ресурсного обеспечения

В соответствии с методологией В. Л. Квинта - «Стратегия без ресурсов - это набор добрых пожеланий» [4].

Главным ограничивающим фактором в реализации личностной стратегии является время. Вернуть, создать, купить время невозможно! Реализовать все интересы, приоритеты, обеспеченные конкурентными преимуществами, нельзя, если на них нет времени. При этом человек сам выбирает, на какой приоритет потратить данный ограниченный фактор, в какой последовательности их достигать.

Материальные ресурсы также ограниченны, но их можно увеличить за счет отложенного потребления и накопления. При этом необходимо учитывать косвенные материальные затраты и издержки упущенных возможностей. Обучение в вузе на очном отделении приводит не только к реальным финансовым затратам, но и к неполучению заработка, который возможен при осуществлении в данное время трудовой деятельности.

Трудовые ресурсы включают не только физические и эмоциональные силы человека, разрабатывающего и реализующего личностную стратегию, но и всех привлеченных к этому людей.

Заключение

Разработка личностной стратегии человека в цифровой экономике или в других условиях - это важный, трудозатратный и ответственный процесс. Однако наличие стратегии и неукоснительное ее выполнение приводит к повышению эффективности, результативности жизни и удовлетворенности человека своим существованием. Личностные стратегии являются базой для формирования корпоративных, отраслевых, региональных, национальных, международных и глобальной стратегий. Содействие в разработке личностных стратегий на основе эффективной методологии и формирование навыков стратегического мышления приведут к формированию созидательного, неразрушительного общества.

Список литературы

1. Квинт, В. Л. Концепция стратегирования / В. Л. Квинт. - СПб.: ИПЦ СЗИУ РАНХиГС, 2020. - Т. 2. - 164 с.

2. Новикова, И. В. Гибкая занятость как форма реализации способности к труду «информационного человека» / И. В. Новикова // Вестник Самарского государственного экономического университета. - 2016. - № 2 (136). - С. 70-76.

3. Квинт, В. Л. Теоретические основы и методология стратегирования Кузбасса как важнейшего индустриального региона России / В. Л. Квинт // Экономика в промышленности. -2020. - 13(3). - C. 290-299. https://doi.org/10.17073/2072-1633-2020-3-290-299

4. Квинт, В. Л. Концепция стратегирования / В. Л. Квинт. - Кемерово: Кемеровский государственный университет, 2020. - 170 с.

5. Форд, М. Роботы наступают: развитие технологий и будущее без работы / М. Форд. -М.: Альпина нон-фикшн, 2016. - 430 с.

6. Бодрунов, С. Д. Ноономика / С. Д. Бодрунов. - М.: Культурная революция, 2018. - 432 с.

7. Бриньолфсон, Э. Вторая эра машин / Э. Бриньолфсон, Э. Макафи. - М.: Изд-во АСТ, 2017. - 384 c.

8. Новикова, И. В. Стратегии развития востребованных навыков на рынке труда / И. В. Новикова // Обучение взрослых для профессионального и личностного развития: актуальные вопросы экономики труда: сб. материалов III Международной науч.-практ. конф. «Ко-стинские чтения» / Акад. труда и соц. отношений; под науч. ред. Н. В. Локтюхиной, С. А. Шапиро. - М.: АТиСО, 2020. - 199 с.

9. Шармер, О. Теория U. Лидерство из прошлого / О. Шармер. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2019. - 512 с.

References

1. Kvint V. L. (2020) Koncepcija strategirovanija. [The Concept of Strategizing] Т.П. - SPb.: IPC SZIU RANHiGS, 164 p.

2. Novikova I. V. (2016) Gibkaja zanjatost' kak forma realizacii sposobnosti k trudu «informacionnogo cheloveka». [Flexible employment as a form of realization of the "information person's" ability to work.]. Vestnik Samarskogo gosudarstvennogo jekonomicheskogo universiteta. 2 (136). pp. 70-76.

3. Kvint V. L. (2020) Teoreticheskie osnovy i metodologija strategirovanija Kuzbassa kak vazhnejshego industrial'nogo regiona Rossii. //Jekonomika v promyshlennosti. [Theoretical basis and methodology of strategizing of the private and public sectors of the Kuzbass region as a medial subsystem of the national economy] 13(3). pp. 290-299. https://doi.org/10.17073/2072-1633-2020-3-290-299

4. Kvint V. L. (2020) Koncepcija strategirovanija. [The Concept of Strategizing]. Kemerovo: Kemerovskij gosudarstvennyj universitet. 170 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Ford M. (2016) Roboty nastupajut: razvitie tehnologij i budushhee bez raboty. [Rise of the Robots. Technology and the Threat of a Jobless Future]. M.: Al'pina non-fikshn. 430 p.

6. Bodrunov S. D. (2018) Noonomika. [Noonomika]. M.: Kul'turnaja revoljucija. 432 p.

7. Brin'olfson Jerik, Makafi Jendrju (2017) Vtoraja jera mashin. [The Second Machine Age] M.: Izdatel'stvo AST. 384 p.

8. Novikova I. V. (2020) Strategii razvitija vostrebovannyh navykov na rynke truda. [Strategies for developing skills in demand in the labor market]. Obuchenie vzroslyh dlja professional'nogo i

lichnostnogo razvitija: aktual'nye voprosy jekonomiki truda : sbornik materialov III Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii «Kostinskie chtenija» / Akad.truda i soc. otnoshenij; pod nauch. red. N. V. Loktjuhinoj, S. A. Shapiro. Moskva: ATiSO, 2020. 199 p.

9. Sharmer, Otto (2019) Teorija U. Liderstvo iz proshlogo. [Theory U. Leading from the Future as it Emerges]. M.: Mann, Ivanov i Ferber, 512 p.

I. V. Novikova12. Forming the personal strategy of a digital human. In the context of growing uncertainty, the spread of digital technologies, the emergence of global pandemics, terrorist threats, environmental disasters, a person needs to have his own vector of development, which would indicate the direction of movement to the end point. Personal strategy is the basis for building corporate, industry, regional, national, international and global strategies, which must be mutually agreed for their effective functioning. The work is written on the basis of the theory of strategy and strategy methodology of the Foreign member of the Russian Academy of Sciences, Doctor of Economics, Professor Vladimir L. Kvint. The article defines the place of personal strategy in the system of strategies. 5 stages of the formation of a personal strategy are considered: identification of opportunities, identification of competitive advantages, substantiation of strategic priorities, definition of mission and vision, identification of resource provision. Opportunities are explored through trend analysis. Global trends are represented by the UN's 2030 Agenda for Sustainable Development, the International Labor Organization's Working for a Better Future Report, and the World Economic Forum's Future of Jobs Report. National trends are presented by the Decree of the President of the Russian Federation Vladimir V. Putin «On national goals and strategic objectives for the development of the Russian Federation for the period up to 2024».

Keywords: personal strategy, digital person, strategic priorities, opportunities, trends, resources.

12 Irina Novikova, Assistant Professor, Professor in the Department of Economic and Financial Strategy, Moscow School of Economics, Lomonosov Moscow State University (1 Leninskie gory, Moscow, 119991, Russia), Doctor of Economics, e-mail: novikovaiv5@gmail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.