Научная статья на тему 'Роль стратегии экономического и социального развития региона в достижении показателей экономического роста'

Роль стратегии экономического и социального развития региона в достижении показателей экономического роста Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1738
279
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНА / СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНА / ПОКАЗАТЕЛИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / REGIONAL ECONOMIC DEVELOPMENT / SOCIAL DEVELOPMENT OF THE REGION / ECONOMIC GROWTH / STRATEGIC PLANNING / EFFICIENCY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Баннов Илья Павлович

В статье рассматривается роль стратегии экономического и социального развития региона в достижении показателей экономического роста, выявлены ключевые понятия стратегического планирования, показана роль стратегии и стратегического планирования в целостном развитии региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Role of Economic and Social Development of the Region in Achieving Economic Growth

The article discusses the role of economic and social development of the region in achieving economic growth, identified the key concepts in strategic planning, strategy and shows the role of strategic planning in the holistic development of the region.

Текст научной работы на тему «Роль стратегии экономического и социального развития региона в достижении показателей экономического роста»

Баннов И.П.

Роль стратегии экономического и социального развития региона в достижении показателей экономического роста

РЕФЕРАТ

В статье рассматривается роль стратегии экономического и социального развития региона в достижении показателей экономического роста, выявлены ключевые понятия стратегического планирования, показана роль стратегии и стратегического планирования в целостном развитии региона.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

экономическое развитие региона, социальное развитие региона, показатели экономического роста, стратегическое планирование, эффективность

Bannov I. P.

The Role of Economic and Social Development of the Region in Achieving Economic Growth

Bannov Ilya Pavlovich

North-West institute of Management — branch of the Russian Presidential academy of National Economy and Public Administration (Saint-Petersburg, Russian Federation) Graduate Student

Leading expert of department of documents preparation for the auction of SPb State Budgetary institution "Management of investments" ilyatol@mail .ru

ABSTRACT

The article discusses the role of economic and social development of the region in achieving economic growth, identified the key concepts in strategic planning, strategy and shows the role of strategic planning in the holistic development of the region.

KEYWORDS

regional economic development, social development of the region, economic growth, strategic planning, efficiency

о о о

<

Баннов Илья Павлович и

Северо-Западный институт управления — филиал РАНХиГС (Санкт-Петербург) 2

Аспирант со

Ведущий специалист отдела подготовки документов для торгов СПб ГБУ «Управление инвестиций» ^

[email protected] о

<

Стратегия — это доктрина, описывающая путь к победе, преимуществу [5, с. 4]. Стратегическое планирование и стратегическое прогнозирование — эти два понятия сегодня одни из наиболее востребованных в практике государственного и муниципального управления. Эти термины устойчиво вошли в современный лексикон.

Почему сегодня так необходимо развитие данной предметной области? Прежде всего это обусловлено переходом Российской Федерации и ее регионов к долгосрочной стратегии развития, увязывающей в рамках как государственного, так и муниципального управления вопросы развития экономики, социальной сферы, гражданского общества, возможности финансовой системы страны, ее демографический, производственный, интеллектуальный и ресурсный потенциал с задачами в области национальной безопасности. Безусловно, темпы и динамика преобразований за последние годы достигнуты значительные. Вместе с тем в «заделе»

<

о

государственных задач — еще целый ряд крупных системных начинаний, требующих о придания большей динамики и эффективности социально-экономическому раз-о витию регионов, введения в практику новых научно обоснованных механизмов и методов муниципального управления, основу которого составляет система документов стратегического планирования.

Базовая цель стратегического планирования — рациональное распределение усилий и ресурсов государства и региона в интересах устойчивого социально-эко-о номического развития и укрепления национальной безопасности, как Российской з Федерации, так и отдельно взятого региона. Для достижения указанной цели требуется высокая управленческая культура и широкое использование методов системного анализа и прогнозирования, стратегического планирования на перспек-5 тиву. Значение такого инструмента в последние годы существенно возросло, поскольку имеется объективная потребность обеспечить согласованность действий органов государственного управления на федеральном и региональном уровне с учетом бюджетных ограничений и реальных ресурсных возможностей.

На повышение эффективности и качества государственного управления нацелены указы президента РФ от 7 мая 2012 г., содержащие в качестве стратегического целеполагания конкретные индикативные показатели социально-экономического развития страны и обеспечения национальной безопасности и предусматривающие в т. ч. комплекс мероприятий по формированию системы государственного стратегического планирования. Более того, как показывает опыт, отказ от государственного стратегического планирования в важнейших сферах государственной деятельности содержит риски кризисных проявлений и негативных последствий для развития общества и государства.

Стратегическое планирование должно рассматриваться всеми органами государственной власти и управления как универсальный инструмент, обеспечивающий системное и взаимосвязанное стратегическое целеполагание, постановку и реализацию крупных государственных задач с использованием механизма государственно-частного партнерства и комплексный учет всего многообразия факторов внутреннего и внешнего характера. Именно стратегическое планирование способно обеспечить повышение эффективности и качества государственного управления в жестких условиях глобализации и усиления стратегических рисков для развития и угроз национальной безопасности. Стратегическое планирование — деятельность участников стратегического планирования по целеполаганию, прогнозированию, планированию и программированию социально-экономического развития Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, отраслей экономики и сфер государственного и муниципального управления, обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, направленная на решение задач устойчивого социально-экономического развития Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований и обеспечение национальной безопасности Российской Федерации1.

Система стратегического планирования и стратегического управления базируется на принципе единства, взаимосвязи и взаимозависимости целей и задач обеспечения национальной безопасности и социально-экономического развития страны и регионов. В нашем политическом лексиконе этот принцип уже получил название «безопасность через развитие». Можно утверждать, что стратегическое планирование и стратегическое управление объединяют два общих элемента: стратегические цели (цели функционирования и развития) и стратегия действий (замысел и стратегический план) по достижению этих целей. Отличие состоит в том, что стратеги-

1 Федеральный закон Российской Федерации от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации».

<

ческое планирование завершается разработкой стратегического плана действий. | Последний, в свою очередь, становится началом стратегического управления, ус- о ловно разделяемого на управление функционированием и управление развитием о системы. ^

В то же время с полным основанием можно говорить о том, что стратегическое ^ планирование и стратегическое управление находятся в непрерывной взаимосвязи и взаимовлиянии. Эта непрерывность обеспечивается мониторингом выполнения принятых документов планирования, оценкой хода их реализации и периодической о корректировкой документов стратегического планирования по результатам их мо- ^ ниторинга с учетом изменений социально-экономической обстановки. В этой свя- ™ зи можно предложить формулировку, что стратегическое планирование социально- ^ экономического развития и обеспечения безопасности в масштабе государства 5 представляет собой выбор оптимальной модели управления, способной при мини- о мизации разноплановых стратегических рисков и угроз обеспечить реализацию ^ избранных политических и экономических национальных приоритетов и придать з процессам развития страны новое качество — устойчивость. 5

Процесс стратегирования начинается непосредственно с поискового прогноз- < ного анализа глобальных закономерностей и трендов. Далее следует поисковая § оценка отраслевых и региональных трендов без ориентации на какие-либо ранее ^ установленные цели [4, с. 7]. £

Обязательными элементами и необходимыми механизмами стратегирования з является стратегический анализ. Он включает в себя анализ существующей стра- ш тегии, анализ ресурсов по факту времени, разработку стратегии выхода, органи- ш зационный анализ, план внедрения стратегии, реинжиниринг стратегии, стратеги- 2 ческий пересмотр системы менеджмента, а также стратегическую мотивацию [5, с с. 17]. Причем в случае разработки государственных стратегий речь идет и о мотивации государственных служащих [14, с. 32].

В Российской Федерации разработки в области стратегического планирования достаточно длительное время оставались на втором плане. Вопросы развития государственного стратегического планирования долго являлись лишь предметом научной дискуссии. Следует отметить, что до настоящего времени в научной среде отсутствует единая позиция, касающаяся оценки эффективности механизмов стратегического планирования для достижения долгосрочных целей социально-экономического развития, стратегии формирования единых федеральных информационных систем [12, с. 70], обеспечения национальной безопасности.

В 2014 г. принят Федеральный закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации». В определенной степени этот закон отразил методологию, разработанную и примененную в течение 2013-2014 гг. в Санкт-Петербурге при подготовке «Стратегии экономического и социального развития города до 2030 года». Механизм реализации этой стратегии ориентирован на последовательное воплощение в жизнь трех важнейших приоритетов стратегии, декомпозированных в 17 стратегических целей [6, с. 15].

Положения Стратегии-2030 реализуются через обеспеченные бюджетным финансированием государственные городские программы (например, «Комплексное развитие систем коммунальной инфраструктуры, энергетики и энергосбережения в Санкт-Петербурге на 2015-2020 годы», «Благоустройство и охрана окружающей среды в Санкт-Петербурге на 2015-2020 годы», «Развитие сферы культуры и туризма в Санкт-Петербурге на 2015-2020 годы», утвержденные постановлениями Правительства Санкт-Петербурга от 17.06.2014 г. № 486, 487 и 488, «Развитие промышленности, инновационной деятельности и агропромышленного комплекса в Санкт-Петербурге на 2015-2020 годы» и «Экономическое развитие и экономика знаний в Санкт-Петербурге на 2015-2020 годы» от 23.06.2014 г. № 495

х и 496, «Развитие транспортной системы Санкт-Петербурга на 2015-2020 годы» 5 от 30.06.2014 г. № 552) [1, с. 38-39].

о Как отмечает всемирно известный ученый-стратег В. Л. Квинт, инновации могут ^ обеспечивать огромные стратегические преимущества [5, с. 22]. Если выстраивать ^ иерархию конкурентных преимуществ Санкт-Петербурга, то первый ранг будет ^ иметь, безусловно, экономика знаний. И Стратегия развития Санкт-Петербурга,

2 и инновационная стратегия регионального развития называют экономику знаний о приоритетом развития. Анализ нынешнего состояния экономики знаний позволяет

3 сделать вывод, что мы находимся только в начале этого пути, испытывая все трудности и противоречия процесса роста [11, с. 323].

^ В настоящее время в Санкт-Петербурге разрабатывается Программа (план) ре-5 ализации Стратегии, представляющая собой комплекс мер экономической полити-о ки Санкт-Петербурга. Проект программы проходит профессиональное и обществен-^ ное обсуждение [2, с. 47].

з Одной из важнейших мер экономической политики является поддержка раз-5 вития конкуренции в Санкт-Петербурге. В разработанной Комитетом по развитию < предпринимательства и потребительского рынка Государственной программе о «Развитие предпринимательства и потребительского рынка в Санкт-Петербурге ^ на 2015-2020 гг.», подчеркивается, что важнейшим фактором динамичного роста

2 экономики Санкт-Петербурга является создание развитой добросовестной кон-

3 курентной среды [15, с. 47].

ш Однако превалировавшие в 1990-е гг. надежды на саморегулирующую роль рынка 5 постепенно сменились осознанием необходимости рационального государственного 2 регулирования экономики. Стратегическое планирование как в сфере социально-П экономического развития, так и в области обеспечения национальной безопасности, является сложной научно-практической задачей, требующей для своего решения применения различных методов исследования, научно-практического анализа противоречий и взаимозависимости национальных интересов РФ и интересов противоборствующих сил (сторон), развития системы стратегического планирования государственной политики РФ в сфере обеспечения национальной безопасности. В этой части первоочередное значение имеют вопросы определения и структурирования стратегических национальных приоритетов и обоснование облика системы стратегического планирования РФ, а также развитие принципов, форм и методов стратегического планирования с учетом задач обеспечения национальной безопасности.

Важность стратегического планирования была отмечена президентом РФ В. В. Путиным в послании Федеральному Собранию РФ1. Глава государства подчеркнул, что решение стоящих перед государством и обществом проблем требует системного подхода, стратегического планирования, высокой эффективности государственного и муниципального управления, профессионализма и ответственности государственных и муниципальных служащих.

В. Л. Квинт, автор теории глобальных формирующихся рынков [3, с. 114], сегодня фактически является создателем методологии ряда успешных региональных стратегий [13, с. 49]. Причем их реализация довольно скоро приводит к повышению конкурентоспособности региона [10, с. 33].

Важнейшее значение при разработке национальных стратегий развития В. Л. Квинт придает проблеме обеспечения качества жизни [9, с. 412]. Причем автор в своих исследованиях анализирует качество жизни и ценностей в стратегии развития стран с формирующимся рынком, а также в западных странах [7, с. 41-43]. При этом, категории «качество жизни» и «хорошая жизнь» являются теоретически и практически взаимосвязанными [8, с. 1-3].

1 Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 12 декабря 2012 г.

<

Среди основных направлений развития государственного стратегического пла- |

нирования ключевую роль играет нормативно-правовое регулирование. В настоящее о

время имеется около 300 нормативных правовых актов и документов стратегиче- о

ского планирования (федерального, регионального и отраслевого уровня), в т. ч. ^

регламентирующих деятельность органов государственной власти и органов управ- ^ ления государственных корпораций и акционерных обществ с государственным участием в этой области [17, с. 8].

К основным концептуальным и нормативным правовым актам, прежде всего, о

относятся: з

• Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Фе- ™ дерации на период до 2020 г.; ^

• Стратегия национальной безопасности до 2020 г. — базовый документ по пла- 5 нированию развития системы обеспечения национальной безопасности РФ; о

• Федеральный закон «О государственном прогнозировании и программах соци- ^ ально-экономического развития Российской Федерации». з Стратегия — сложное и потенциально мощное оружие, с помощью которого со- 5

временное государство может противостоять меняющимся условиям. Но это не- <

простое оружие. Его внедрение и использование обходятся недешево. Однако есть §

веские доказательства того, что внедрение стратегического управления оправды- ^

вает себя с лихвой, особенно в условиях современной нестабильной политической £

и экономической ситуации в мире. з

Литература о

сг

1. Балашов А. И., Козырев А. А. Теоретические основания региональной конкурентоспособ- с ности и предпосылки ее реализации в стратегии развития Санкт-Петербурга // Экономика

и управление. 2015. № 7 (117). С. 34-40.

2. Балашов А. И., Козырев А. А. Форсайт как технология разработки и контроля реализации документов стратегического планирования // Управленческое консультирование. 2015. № 7 (79). С. 45-56.

3. Квинт В. Л. Стратегическое управление и экономика на глобальном формирующемся рынке: учеб. пособие для студентов вузов, слушателей бизнес-школ, школ государственного и общественного администрирования, обучающихся по направлению 080100.68 «Экономика». М., 2012.

4. Квинт В. Л. Разработка стратегии: мониторинг и прогнозирование внутренней и внешней среды // Управленческое консультирование. 2015. № 7 (79). С. 6-11.

5. Квинт В. Л. Стратегирование в современном мире. СПб. : ИПЦ СЗИУ РАНХиГС, 2014.

6. Квинт В. Л. Стратегирование в России и мире: ставка на человека // Экономика и управление. 2014. № 11 (109). С. 15-17.

7. Квинт В. Л., Окрепилов В. В. Сравнение роли качества жизни и ценностей в стратегии развития стран с формирующимся рынком и запада // Инновации. 2014. № 9 (191). С. 41-51.

8. Квинт В. Л., Окрепилов В. В. Теория и практика взаимосвязи категорий «хорошая жизнь» и «качество жизни» // Экономика качества. 2013. № 3. С. 1-16.

9. Квинт В. Л., Окрепилов В. В. Качество жизни и ценности в национальных стратегиях развития // Вестник Российской академии наук. 2014. Т. 84. № 5. С. 412.

10. Козырев А. А. Конкуренция как экономический феномен: основные направления исследований // Управленческое консультирование. 2014. № 10 (70). С. 29-35.

11. Козырев А. А. Реализация конкурентных преимуществ региона в стратегии инновационного развития // Среднерусский вестник общественных наук. 2015. № 6. С. 315-323.

12. Козырев А. А., Пинских М. В. Перспективы создания единой федеральной системы в сфере государственной регистрации прав и кадастрового учета // Научные труды СевероЗападного института управления РАНХиГС. Т. 5. Вып. 2 (14). С. 67-74.

13. Козырев А. А. Необходимость выявления конкурентных преимуществ региона при разработке стратегии его развития // Стратегия устойчивого развития регионов России. 2014. № 22. С. 46-50.

14. Козырев А. А. Система мотивации трудовой деятельности государственных служащих // Управленческое консультирование. 2010. № 4. С. 30-37.

s 15. Козырев А. А. Стандарт развития конкуренции как инструмент решения экономических и

0 социальных проблем региона // Экономика и управление. 2015. № 11 (121). С. 44-49.

g 16. Козырев А. А., Борисов А. В. Наукоемкий бизнес как конкурентное преимущество региона //

01 Научные труды Северо-Западного института управления РАНХиГС. Т. 5. Вып. 2 (14). >| С. 75-82.

|— 17. Назаров В. П. Стратегическое планирование как важнейший фактор повышения эффективности государственного управления // Власть. 2013. № 12. С. 4-11.

< о

>< References

ш 1. Balashov A. I., Kozyrev A. A. The theoretical bases of regional competitiveness and the prereq-o uisite of its realization in strategy of development of St. Petersburg [Teoreticheskie osnovani-

5 ya regional'noi konkurentosposobnosti i predposylki ee realizatsii v strategii razvitiya Sankt-

¡5 Peterburga] // Economy and management [Ekonomika i upravlenie]. 2015. N 7 (117). P. 34-40.

x (rus)

x 2. Balashov A. I., Kozyrev A. A. Foresight as technology of strategic planning [Forsait kak x tekhnologiya razrabotki i kontrolya realizatsii dokumentov strategicheskogo planirovaniya] //

¡i Administrative consulting [Upravlencheskoe konsul'tirovanie]. 2015. N 7 (79). P. 45-56.

< (rus)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Kvint V. L. Strategic management and economy on a global emerging market [Strategicheskoe upravlenie i ekonomika na global'nom formiruyushchemsya rynke] / manual for students of ^ higher education institutions, listeners of the business schools, schools of the state and pub-

з lic administration which are trained in the Economy. M., 2012. (rus)

^ 4. Kvint V. L. Development of Strategy: Scanning and Forecasting of External and Internal Environments [Razrabotka strategii: monitoring i prognozirovanie vnutrennei i vneshnei sredy] // о Administrative consulting [Upravlencheskoe konsul'tirovanie]. 2015. N 7 (79). P. 6-11. (rus)

5. Kvint V. L. Strategizing in the modern world [Strategirovanie v sovremennom mire]. SPb. : NWIM of the RANEPA Publishing Center [IPTs SZIU RANKhiGS], 2014. (rus)

6. Kvint V. L. Strategizing in Russia and the world: a rate on the person [Strategirovanie v Rossii i mire: stavka na cheloveka] // Economy and management [Ekonomika i upravlenie]. 2014. N 11 (109). P. 15-17. (rus)

7. Kvint V. L., Okrepilov V. V. Comparison of a role of quality of life and values in strategy of development of the countries with an emerging markets and the West [Sravnenie roli kachestva zhizni i tsennostei v strategii razvitiya stran s formiruyushchimsya rynkom i zapada] // Innovations [Innovatsii]. 2014. N 9 (191). P. 41-51 (rus)

8. Kvint 1. L., Okrepilov V. V. Theory and practice of interrelation of the categories «good life» and «quality of life» [Teoriya i praktika vzaimosvyazi kategorii «khoroshaya zhizn'» i «kachestvo zhizni»] // Quality Economy [Ekonomika kachestva]. 2013. N 3. P. 1-16. (rus)

9. Kvint V. L., Okrepilov V. V. Quality of life and values in national strategy of development [Kachestvo zhizni i tsennosti v natsional'nykh strategiyakh razvitiya] // Bulletin of the Russian Academy of Sciences [Vestnik Rossiiskoi akademii nauk]. 2014. V. 84. N 5. P. 412. (rus)

10. Kozyrev A. A. Competition as economic phenomenon: main directions of research [Konkurentsiya kak ekonomicheskii fenomen: osnovnye napravleniya issledovanii] // Administrative consulting [Upravlencheskoe konsul'tirovanie]. 2014. N 10 (70). P. 29-35. (rus)

11. Kozyrev A. A. Realization of competitive advantages of the region in strategy of innovative de-

velopment [Realizatsiya konkurentnykh preimushchestv regiona v strategii innovatsionnogo razvitiya] // Central Russian Journal of Social Sciences [Srednerusskii vestnik obshchestvennykh nauk]. 2015. N 6. P. 315-323. (rus)

12. Kozyrev A. A., Pinskikh M. V. Prospects of creation of uniform federal system in the sphere of the state registration of the rights and the cadastral account [Perspektivy sozdaniya edinoi federal'noi sistemy v sfere gosudarstvennoi registratsii prav i kadastrovogo ucheta] // Scientific works of North-West institute of management of RANEPA [Nauchnye trudy Severo-Zapadnogo instituta upravleniya RANKhiGS]. V. 5-2 (14). 2014. P. 67-74. (rus)

13. Kozyrev A. A. Necessity of detection of competitive advantages of the region when developing strategy of its development [Neobkhodimost' vyyavleniya konkurentnykh preimushchestv regiona pri razrabotke strategii ego razvitiya] // Strategy of a sustainable development of regions of Russia [Strategiya ustoichivogo razvitiya regionov Rossii]. 2014. N 22. P. 46-50. (rus)

14. Kozyrev A. A. System of Motivation of Labor Activity of State Administrators [Sistema motivat-sii trudovoi deyatel'nosti gosudarstvennykh sluzhashchikh] // Administrative consulting [Upra-vlencheskoe konsul'tirovanie]. 2010. N 4. P. 30-37. (rus)

15. Kozyrev A. A. Standard of competition development as tool of the solution of economic and social problems of the region [Standart razvitiya konkurentsii kak instrument resheniya eko-nomicheskikh i sotsial'nykh problem regiona] // Economy and management [Ekonomika i upravlenie]. 2015. N 11 (121). P. 44-49. (rus)

16. Kozyrev A. A., Borisov A. V. Knowledge-intensive business as competitive advantage of the region [Naukoemkii biznes kak konkurentnoe preimushchestvo regiona] // Scientific works of o North-West institute of management of the RANEPA [Nauchnye trudy Severo-Zapadnogo insti- >< tuta upravleniya RANKhiGS]. T. 5-2 (14). P. 75-82. (rus) m

17. Nazarov V. P. Strategic planning as the most important factor of increase of efficiency of pub- ^ lic administration [Strategicheskoe planirovanie kak vazhneishii faktor povysheniya effektivnos- o ti gosudarstvennogo upravleniya] // Power [Vlast']. 2013. N 12. P. 4-11. (rus) q-

<

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.