Научная статья на тему 'Формирование личности студента в синергетической модели студенческого самоуправления вуза'

Формирование личности студента в синергетической модели студенческого самоуправления вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
81
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гуманитарные науки
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СТУДЕНЧЕСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / СИНЕРГЕТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ / ЛИДЕРСКИЕ КАЧЕСТВА / ТОЧКА БИФУРКАЦИИ / САМООРГАНИЗАЦИЯ / STUDENT GOVERNMENT / SYNERGISTIC MODEL / LEADERSHIP QUALITIES / BIFURCATION POINT / SELF-ORGANIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гребенюк Елена Николаевна, Курбангалиева Юлия Юрьевна

В статье рассматривается возможность формирование личности студента в системе студенческого самоуправления, построенной на принципах синергетического подхода. Анализируются возможности студенческого самоуправления в эффективности развития лидерских качеств современного студента вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование личности студента в синергетической модели студенческого самоуправления вуза»

Е. Н. Гребенюк, Ю. Ю. Курбангалиева

УДК 378.036:371.59

ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА

В СИНЕРГЕТИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ

СТУДЕНЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ВУЗА

настоящее время исследования в области гуманитарных наук развиваются преимущественно в рамках линейной парадигмы, привычно репрезентирующей развитие социума как одновариантное и безальтернативное. Сегодня подобные представления о социальной динамике нерелевантны, поэтому социально-гуманитарные науки нуждаются в концептуальном преобразовании, способном расширить наши познавательные возможности. Как отмечает С. П. Курдюмов, объектом социальных исследований должны быть не только линейные и равновесные процессы ставшей рутиной гуманитарных наук, но и синергети-ческие, нелинейные метаморфозы, плохо корреспондирующие с ортодоксальными научными подходами [7]. Это особенно актуально в наше время, когда социум утрачивает привычные свойства стабильности, динамического равновесия. Мы вступаем, судя по всему, в век роковой эскалации локальных рисков и, как следствие, глобальной бифуркации.

Целью данной статьи является анализ модели студенческого самоуправления вуза, построенной на принципах синергетического подхода.

Изучение психолого-педагогической литературы и диссертационных работ по проблемам студенческого самоуправления показало, что вне поля зрения исследователей остались вопросы целостного, системного исследования этого феномена с позиций синергетиче-ского подхода. Нам представляется интересным изучить такой сложный организм, как студенческое самоуправление в вузе, опираясь на возможности и терминологический

аппарат синергетики. Так как мы определяем студенческое самоуправление как целостную открытую социальную систему нелинейной природы, которая имманентно изменяет свои свойства исходя из потребностей социума, внешней и внутренней среды вуза, интересов студенчества; выполняет функции активизации социальной активности личности, раскрытия ее потенциала и профессиональной направленности [3], то подход к моделированию должен учитывать синергетические процессы, которые в последнее время особенно усилились в современном обществе.

В процессе самоуправления происходит активная и комплексная самореализация личности студента. Самореализация есть практическое осуществление «самомодели» личности и одновременно источник ее последующего изменения, поскольку в этом процессе человек открывает в себе новые сферы для самореализации. Самореализация также рассматривается нами как осуществление, проявление в жизни возможностей человеческого «Я». Поэтому значимой методологической основой концепции самоуправления выступает «Я-концепция». В своем исследовании [3] мы предлагаем организацию студенческого самоуправления в вузе на основе синерге-тического подхода. Данная модель студенческого самоуправления предполагает интеграцию в систему менеджмента вуза такой важной его единицы, как студенческое самоуправление, где центральным его звеном становится личность студента, его потенциал.

Интерпретируя категорию «самоуправление», современные исследователи нередко соотносят его с категорией «самоорганизация». Тем самым рассматривают проблематику самоуправления с позиций синергети-ческого подхода. В социологии управления эффект синергии рассматривается как прирост дополнительной энергии, повышающий сумму индивидуальных усилий их участников, причем в организациях это явление оказывается управляемым, его можно усиливать, видоизменять. Самоуправление, с позиций си-нергетического подхода, представляет собой постоянное столкновение запрограммированных и случайных явлений. Ему присущи все свойства самоорганизующейся системы - не-

линейность (отклик системы непропорционален уровню воздействия на нее), неравновесность, обратная связь при осуществлении функций, стохастичность (в системе есть случайные процессы). В процессе студенческого самоуправления возникает множество нестабильных, неустойчивых связей, в нем взаимодействуют неравновесные социальные системы. Задуманное и спланированное часто при осуществлении оборачивается прямо противоположным, начинает развиваться иначе, подчиняясь каким-то своим самоорганизационным началам, своей логике. Следствием этого методологического принципа является неправомерность заорганизованности и формализма в организации студенческого самоуправления, прямолинейности в трактовке эффективности самоуправления [2].

Педагогические, психологические и социологические исследования по молодежной проблематике, проводимые в последнее десятилетие, фиксируют противоречивое состояние сознания российской молодежи - в его массе ярко выражены позитивные установки на общение со сверстниками, на личное участие в каких-либо организациях по интересам. Но наряду с этим современная российская молодежь демонстрирует достаточно низкий уровень готовности к взаимодействию и самоорганизации, в то время, как самоорганизующиеся процессы в глобализирующемся мире становятся более естественным воплощением магистральных тенденций его развития. Научная мысль отреагировала на них возникновением синергетики как науки «о кооперативных (коллективных) процессах и явлениях самоорганизации в открытых неравновесных системах произвольной природы» [7, с. 24].

В соответствии с критериями применимости синергетического подхода, можно предположить, что к студенческому самоуправлению как объекту научного изучения применимы основания синергетической парадигмы: как открытая неравновесная система студенческое самоуправление обладает определенной степенью неустойчивости. Одной из важнейших стадий неустойчивости системы и восприимчивости к малым воздействиям является точка (область) бифуркации. «Человек, зная механизмы самоорганизации, может

сознательно внести в среду соответствующую корректировку, - если можно так выразиться, уколоть среду в нужных местах и тем самым направить ее движение. Свобода выбора есть, но сам выбор ограничен возможностями объекта, поскольку объект является не пассивным, инертным материалом, а обладает, если угодно, собственной свободой», - пишет С. П. Курдюмов [7, с. 35].

С целью определить наиболее эффективную структуру студенческого самоуправления в вузе мы провели пилотажное исследование студенческой молодежи Астраханской области.

Объектом данного исследования выступали студенты Астраханского государственного университета (АГУ) разных факультетов (факультета социальной педагогики, психологии и физической культуры, факультета информационных технологий, филологического факультета); Астраханского технического университета (АТУ) и Астраханской медицинской академии (АГМА).

Предметом исследования являлось отношение студентов вузов к студенческому самоуправлению своих учебных заведений.

Всего в исследовании приняло участие 234 студента с 1 по 5 курс.

В качестве задач исследования были выдвинуты следующие:

1. Определить информированность студентов о студенческом самоуправлении.

2. Выяснить информированность студентов об имеющихся формах студенческого самоуправления и причины их участия в студенческом самоуправлении.

3. Оценить имеющиеся формы студенческого самоуправления среди студентов АГУ и других вузов г. Астрахани.

Задача 1. Уровень информированности студентов (АГУ, АГТУ, АГМА) о студенческом самоуправлении.

Большая часть студентов (67%) знают о существующих в их учебном заведении формах студенческого самоуправления, каждый седьмой опрошенный (15%) не знает, какие формы студенческого самоуправления существуют в их учебном заведении. Остальная же незначительная часть опрошенных - 6,5% студентов - вообще не знают, что такое сту-

денческое самоуправление. Таким образом, практически каждый четвертый (ок. 23%) студентов не включены в работу органов самоуправления и даже не осведомлены о ней.

Задача 2. Информированность студентов об имеющихся формах студенческого самоуправления своих учебных заведений (АГУ, АГТУ, АГМА).

Таблица 1

Распределение студентов, принявших участие в опросе «Участвуете ли Вы в деятельности органов студенческого самоуправления?» (%)

Да 9,6

Нет, но раньше участвовал 15

Не знаю о студенческом самоуправлении 32,7

Нет, мне это не надо 12,6

Нет, мало об этом знаю 30,1

Информацию о формах и деятельности органов студенческого самоуправления мы определяли во второй задаче. Примерно каждый третий студент (39,6%) узнает от представителей студенческого самоуправления, которые сами информируют о своей деятельности, каждый седьмой (13,9%) - из объявлений на стендах и листовок, каждый восьмой (12,8%) - от преподавателей, рассказывающих о самоуправлении в учебном заведении, 2,5% - от знакомых, такое же количество студентов (2,5%) - из других источников. В качестве других источников иногда указывалось: «я сам(а) являюсь членом органов самоуправления». Больше четверти опрошенных (28,6%) игнорировали данный вопрос анкеты (по причине неосведомленности о деятельности органов самоуправления - 23%). Абсолютное большинство опрошенных студентов сходятся во мнении, что студенческое самоуправление является необходимой и неотъемлемой частью жизни учебного заведения (88,1% против 11,9%). При этом только 9,6% студентов принимают участие в работе органов самоуправления, остальные студенты по тем или иным причинам не задействованы в их работе (табл. 1).

Практически каждый третий студент (30,9%) участвует в самоуправлении «для интереса», немногие видят на данный момент в этом возможность саморазвития, личностного роста (6,1 %), и достаточно небольшой процент (13,7%) опрошенных считает, что они сами способны принести пользу своему учебному заведению, участвуя в существующих формах студенческого самоуправления (см. табл. 2), что говорит о неэффективности существующей модели студенческого самоуправления.

Таблица 2 Причины участия в деятельности органов самоуправления (в %)

это интересно 30,9

это способствует моему личностному росту 6,1

я могу принести пользу своему университету 13,7

затрудняюсь назвать конкретную причину 1,3

под давлением со стороны администрации (преподавателей) 0,5

не знаю о формах самоуправлении в вузе 42

нет ответа 5,5

Исходя из полученных данных, можно сделать вывод, что на сегодняшний момент сложилась ситуация, когда старая традиционная модель студенческого самоуправления работает неэффективно и требует своего усовершенствования. Мы предлагаем усовершенствовать систему студенческого самоуправления, используя принципы синергетическо-го подхода: в центре самой системы должен находиться студент с его креативным потенциалом и социальной активностью, в организационной системе должны присутствовать преимущественно нелинейные связи, полностью исключается всякое давление и авторитаризм.

Проектирование модели осуществлялось в соответствии с основными положениями системного, синергетического, аксиологии-ческого и личностно ориентированных подходов. С позиции системного подхода развитие личностного потенциала современного сту-

дента представлено как сложноорганизован-ный процесс, подчеркнута его целостность, структурируемость, взаимосвязь отдельных компонентов. В соответствии с системным подходом определен и обоснован системообразующий фактор модели (цель), и на его основе выработана стратегия организации студенческого самоуправления, направленная на развитие ценностных ориентаций студентов.

Синергетический подход позволяет раскрыть неоднозначный характер развития личностного потенциала студентов, а также учесть совместное действие различных факторов на процессе изменения социальной активности студентов. Применение синергетического подхода к проектированию модели объясняется необходимостью учета индивидуальных особенностей всех субъектов студенческого самоуправления, их профессиональных возможностей, желаний и склонностей.

С учетом выбранных методологических ориентиров спроектирована модель развития личностного потенциала студентов вуза в системе студенческого самоуправления. Она отражает теоретические представления об организации и осуществлении процесса направленного развития социальной активности студентов. В ней подчеркнуты содержательная и процессуальная структурируемость и целенаправленность исследуемого процесса, что нашло отражение в выделении блоков модели и основных этапов, в ходе которых осуществляется процесс развития личностного потенциала студентов.

При определении структурных компонентов модели (блоков) мы исходили из того, что сама модель является педагогической системой. В соответствии с этим мы опирались на исследования Л. А. Беляевой, А. П. Ковалева, Н. В. Кузьминой, А. М. Саранова и А. М. Сидоркина, которые предлагают различные подходы к структурированию педагогических систем. На этих теоретических основаниях в структуре модели выделены теоретико-методологический, проблемно-целевой, содержательный, процессуально-действенный и оценочно-результативный блоки.

Теоретико-методологический блок отражает парадигматический и синтагматический

аспекты развития личностного потенциала студентов университета в системе студенческого самоуправления.

Проблемно-целевой блок определяет стратегический замысел реализации модели и общую направленность процесса развития аксиологического потенциала, что позволяет получить представление об исходных основаниях для проектирования предполагаемых результатов.

Содержательный блок модели раскрывает многообразие аспектов (направлений) взаимодействия субъектов студенческого самоуправления.

Процессуально-деятельностный блок свидетельствует об этапном характере исследуемого процесса, а также определяет целесообразное сочетание форм, методов и средств деятельности и взаимодействия субъектов студенческого самоуправления [8].

Оценочно-результативный блок позволяет судить о том, насколько успешно осуществлялось приобщение студентов к ценностям профессионального сообщества, которые задают критерии для оценки их познавательной, преобразовательной и ценностно-ориен-тационной деятельности. Р. А. Муртазин считает: «Особенностью модели является ее реализация в системе студенческого самоуправления. Акцент делается на субъектной позиции студентов в процессе познания, осознания и принятия ценностей профессионального сообщества. В соответствии с этим развитие аксиологического потенциала рассматривается как процесс качественного изменения в структуре и содержании ценностных ориентаций студентов, обеспечивающих направленность сознания и поведения личности на ценности социально-значимого, личност-но-значимого и родового значимого типов» [8, с. 10].

Студент, участвующий в системе самоуправления, построенной на синергетическом подходе, проявляет в процессе управления максимум творчества и индивидуальных особенностей, легко продуцирует новые идеи и внедряет их в процесс управления вузом. Итак, обращаясь к роли, которую студент отводит студенческому самоуправлению, мы видим, что у студенческого самоуправления ву-

за имеется большой потенциал для развития личности студента, но он пока не реализован из-за неэффективного построения самой системы.

АННОТАЦИЯ

В статье рассматривается возможность формирования личности студента в системе студенческого самоуправления, построенной на принципах синергетического подхода. Анализируются возможности студенческого самоуправления в эффективности развития лидерских качеств современного студента вуза.

Ключевые слова: студенческое самоуправление, синергетическая модель, лидерские качества, точка бифуркации, самоорганизация.

SUMMARY

The article discusses the possibility of forming a student's personality in the system of student self-government, built on the principles of a synergistic approach. The possibilities of student self-management are analyzed in the effectiveness of the development of leadership qualities of a modern university student.

Key words: student government, synergistic model, leadership qualities, bifurcation point, self-organization.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гребенюк Е. Н. Проблема формирования социальной активности личности в системе студенческого самоуправления вуза // Математика. Компьютер. Образование. Москва-Ижевск, 2012. - С. 326.

2. Гребенюк Е. Н. Синергетика в гуманитарном исследовании. - Изд-во LAP LAMBERT. 2011. - 86 с.

3. Гребенюк Е. Н. Синергетическая модель студенческого самоуправления вуза: монография. - Астрахань: Издательский дом «Астраханский университет», 2012. - 263 с.

4. Гребенюк Е. Н., Гребенюк А. В. Студенческое самоуправление вуза как синергети-чески организованная система // Актуальные проблемы педагогики, психологии и профессионального образования. Выпуск 15. - Астрахань: Издатель: Сорокин Роман Васильевич, 2018. - С. 38-43.

5. Гуничева Е. Л. Студенческое самоуправление как стратегический ресурс современного общества // Вестник Нижегородского университета им. Лобачевского. - 2007. -№ 3(8). - С. 171-179.

6. Колмогорова О. А. Студенческое самоуправление в вузе как средство профессионального становления личности специалиста: дисс. ... канд. пед. наук. - Магнитогорск, 2007. - 182 с.

7. Курдюмов С. П., Малинецкий Г. Г. Синергетика - новые направления. - М.: Знание. 1989. - 235 с.

8. Муртазин Р. А. Развитие аксиологического потенциала студентов университета в системе студенческого самоуправления: авто-реф. дисс. ... канд. пед. наук. - Челябинск, 2011. - 23 с.

9. Попова Г. А. Студенческое самоуправление: система и диагностика // Высшее образование в России. - 2007. - № 9. - С. 141144.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.