УДК 37.01
Н. Г. Баженова
теоретические основания конструирования студенческого самоуправления
Рассматриваются возможные теоретические максимы конструирования студенческого самоуправления. В качестве методологической основы содержательно-смыслового наполнения студенческого самоуправления предлагается аксиологически ориентированный конструкт, предполагающий активизацию и обогащение внутреннего аксиологического потенциала студента, а также конструирование системы студенческого самоуправления в вузе на принципах развития открытых, неравновесных систем. Студенческое самоуправление (сквозь призму процессов самоорганизации) рассматривается как процесс корректировки, обогащения смысложизненных ориентиров, синхронизирующий индивидуальное, личное с внешними процессами предстоящей профессиональной судьбы.
Ключевые слова: студенческое самоуправление, аксиологически ориентированное студенческое самоуправление, индивидуальные ценности, синергетический подход в студенческом самоуправлении, самоорганизация.
Theoretical bases of students’ self-government modelling. NATALYA G. BAZHENOVA (Far East State Social-Humanitarian Academy, Birobidzhan).
The article deals with possible theoretical maxims of students’ self-government modelling. An axiologically oriented construct is offered as a methodological basis of students’ self-government notional filling. The construct is supposed to stir up activity, to enrich internal axiological potential of students, and to model students’ self-government at a university according to the rules of open and unbalanced systems development. Students’ self-government (through the prism of self-organisation processes) is viewed as a processes of correction, enrichment of notional vitally important guiding lines which synchronise what is individual and personal with external processes of forthcoming professional life.
Key-words: students’ self-government, axiologically oriented students’ self-government, individual values, synergetic approach to students’ self-government, self-organisation.
Студенческое самоуправление в современных условиях приобретает все большую значимость как самостоятельный элемент воспитательной системы вуза. Актуальность его теоретического обоснования возрастает в соответствии с нормативными документами последнего времени: Концепцией государственной молодежной политики (доклад Государственному Совету РФ «Молодежная политика в Российской Федерации», июнь 2009), Концепцией развития студенческого самоуправления (рабочие материалы Всероссийской конференции, Екатеринбург, 2005 г.), Федеральными государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования III поколения и др.
В рабочей версии проекта федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» вводится понятие «студенческое самоуправление». Законопроект предусматривает, что в образовательных организациях
в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и уставом образовательной организации, для осуществления отдельных функций по управлению образовательной организацией формируются коллегиальные органы управления и (или) органы самоуправления. В статье законопроекта, посвященной правам обучающихся, обусловлено право создавать органы студенческого самоуправления (п. 6, ст. 34). При аккредитации вузов значимым фактором оценки воспитательной системы является наличие органов студенческого самоуправления. «В вузе должна быть сформирована социокультурная среда, созданы условия, необходимые для всестороннего развития личности. Вуз обязан способствовать развитию социально-воспитательного компонента учебного процесса, включая развитие студенческого самоуправления» [5].
Вопросы студенческого самоуправления рассматривались исследователями в разное время под разным
БАЖЕНОВА Наталья Геннадьевна, кандидат педагогических наук, проректор по учебной работе (Дальневосточная государственная социально-гуманитарная академия, Биробиджан). E-mail: n-bazhenova@yandex.ru © Баженова Н.Г., 2011
углом: во взаимодействии с перспективами развития гражданского общества и правового государства (А. Арато, В.А. Васильева, А. Зубов, И.М. Модель, Ю.М. Резник, А.И. Соловьев и др.); как механизм содействия демократизации вузовской жизни и вариативности форм студенческого самоуправления (Н.В. Акишина, Н.П. Бугаенко, О. Виштак, С.М. Годник, Ж.М. Грищенко, В.С. Кагерьманьян, С.П. Кузмин, Д.Г Ротман, М.А. Соловьева, Н.Т. Шафигуллина и др.); в социально-культурном плане (И.С. Бусыгина, Н.Н. Стадник, С.И. Карпенко, В.В. Овчинников, ТЮ. Баландина, В.Н. Немена, Н.А. Помелова и др.); с точки зрения профессионального становления личности (И.С. Клеменко, В.М. Певзнер, О.А. Колмогорова, Г.В. Гарбузова, А.И. Давыдова, Л.Д. Варламова, Т.И. Волчек и др.); в плане развития лидерских качеств, совершенствования воспитательной работы в вузе (Т.Н. Володкевич, Н.Н. Комарова, Л.П. Шиганова, Т.Ю. Малахова и др).
Исследования группируются преимущественно вокруг форм студенческого самоуправления (ССУ) либо вокруг подготовки студента - будущего гражданина с активной гражданской позицией, либо касаются, в большинстве своем, становления будущего педагога.
Вопросы методологии самоуправления рассматривались в философских исследованиях - в аспекте общественного самоуправления, и в экономических исследованиях - применительно к социально-экономическому содержанию. Однако вопросы методологии студенческого самоуправления как педагогической категории оставались за рамками исследований ученых.
Исходя из обозначенной позиции, возникает потребность дополнительного осмысления предназначения, методологической основы и содержательно-смыслового наполнения студенческого самоуправления.
Поиск интегративной глубинной основы, вбирающей в себя смыслоориентированный замысел функционирования феномена студенческого самоуправления (общечеловеческие ценности; инициативная, под свою ответственность деятельность; сопряженность ценностного репертуара студента с содержательносмысловой деятельностью органов ССУ; корреляция основных значимых качеств личности студентов, занятых в органах ССУ, с профессиональными и общекультурными компетенциями и др.), обозначил возможность отыскания теоретических основ конструирования аксиологически ориентированного студенческого самоуправления.
Основополагающие теоретические положения ак-сиологически ориентированного конструкта студенческого самоуправления могут быть сформулированы следующим образом:
- целевым ориентиром студенческого самоуправления является активизация и обогащение внутреннего аксиологического потенциала студента и сопряжение
потенциала с общекультурными компетенциями выпускника;
- утверждение приоритета общечеловеческих ценностей, которые фундаментальны как для общечеловеческой культуры, так и для профессиональной культуры будущего специалиста;
- конструирование системы студенческого самоуправления в вузе (содержание и основа деятельности) на закономерностях развития открытых, неравновесных систем, способных к самодостраиванию и самоорганизации.
Ценности «встроены» в жизнь в большей или меньшей степени так, что траектория жизни личности демонстрирует их через поведение и выявляет при этом их обновление. Ценности могут фиксироваться (ощущаться, рефлексироваться) в сознании и выражаться словами - артикулироваться, служа объяснением того, чем личность является или чем она хотела бы быть.
Надежность ценности возрастает, когда личность (в нашем случае студент вуза) сознательно вовлекается в практику, предполагающую обоснованную возможность реализации стремлений. В случае, когда личность открывает общность своих ценностей с ценностями других людей, эти ценности могут и должны стимулировать ее участие в создании общности, служащей, с одной стороны, основой культивирования реально укорененных индивидуальных ценностей людей, собранных в группу, а с другой - механизмом «взращивания», «прорастания» заявленных, но пока отсутствующих желаемых ценностей. Студенческое самоуправление может в нашем случае выступать указанной основой и механизмом.
Индивидуальные ценности также могут быть воплощены в социальных институтах. Институт в высшей степени воплощает ценность тогда, когда его нормальное функционирование создает сферы, в которых эта ценность «вплетена» в практику, поддерживая поведение, демонстрирующее эту ценность, обеспечивая тем самым условия для ее дальнейшего воплощения в жизни данного института [4].
В этом смысле сегменты деятельности студенческого органа самоуправления должны включать содержательно-значимые для его потенциальных членов ценности, создавая основу для возможности демонстрировать аксиологический потенциал - индивидуальные ценности - и, вместе с тем, быть спектрально шире, создавая условия для обогащения ценностного репертуара каждого.
Значимым в конструировании студенческого самоуправления является инклюзивность потенциальной возможности субъекта реализовать свои цели. Вместе с тем «работает» процесс приспособления собственных целей субъекта к тому, что реализуемо в рамках данного социального института, в котором укоренены ценности.
Ограничения социального воплощения ценностей существуют также в силу того, что люди живут
педагогика
во взаимодействии с другими людьми. Большинство действий являются еще и взаимодействиями, т.е. ценности субъекта включают основные отношения, которые он желал бы установить с другими субъектами. Следовательно, конструкт студенческого самоуправления должен предусматривать гибкие взаимосвязи между сегментами деятельности (смысловыми направлениями), поскольку жесткое изолирование отдельных деятельностных групп исключает позицию взаимодействия и упускает существенное условие успешности функционирования органа студенческого самоуправления.
Аксиологически ориентированная модель студенческого самоуправления должна характеризоваться множественностью степеней свободы, предоставляя участникам выбор предпочитаемых путей. Среди форм выбора возникают контуры принимаемого субъектом пути и упорядоченного, единого, интегрированного и согласованного комплекса ценностей, который в значительной степени кристаллизует самоопределение конкретного субъекта. Причины принятия субъектом определенного пути формируются по мере того, как субъект создает, артикулирует и выделяет единое в ценностях, которые он утверждает, реализуя различные формы выбора и исполняя различные обязанности; в результате в его жизнь интенсивно «вплетается» организованный, интегрированный комплекс ценностей.
Одним из положений аксиологически ориентированного конструкта студенческого самоуправления является синергетическое мировидение, которое имплицитно содержит смысложизненную модель - модель саморазвития человека в самоорганизующемся мире [3]. Таким самоорганизующимся миром может выступать студенческое самоуправление.
Применение синергетической методологии в общении, воспитании, к построению и функционированию социальных структур становится все более привлекательным [1], что вполне объяснимо, поскольку синергетика открывает другой мировоззренческий подход: человек должен «лепить себя по образу и подобию мира», встраивать себя в упорядоченное мироздание и стремиться отыскать сквозные, универсальные (общечеловеческое), общие ориентиры (ценностные смыслы) для индивидуального и общественного бытия.
Синергетический подход к выстраиванию студенческого самоуправления основывается на том, что не представляется возможным взять и «вместить» готовые образцы (значимые для вуза или будущего работодателя) в личность, но более оправданным видится процесс как нелинейная организация диалога, обратной связи, взаимовлияния как внутри организации, так и путем «обмена энергией и веществом» с внешней средой. В этом случае система (студенческое самоуправление), характеризующаяся богатством собственного поведения, может наделять мир внешних возмущений (остальных субъектов образовательного пространства вуза) собственными значениями, делая его своим
собственным миром, привнося в него смысл, новизну, непредсказуемо сть.
Синергетическая среда усиливает распредмечивание и создает условия для вариативности ценностного репертуара, побуждая к «присвоению» определенной системы профессиональных ценностей общекультурных компетенций и стремясь привести систему к устойчивости, к порядку.
В методологии синергетики к системам, способным к самоорганизации, предъявляются условия:
1. Наличие свойств открытости, нелинейности и неравновесности, ведущих к самоорганизации [6].
Студенческое самоуправление вбирает в себя весь перечень отмеченных свойств и характеризуется:
- открытостью - множество связей и линий взаимодействия с окружающей средой;
- нелинейностью - вариативность направлений развития, временные параметры эволюционирования;
- неравновесностью - изменение свойств в зависимости от внешних воздействий (среда, управляющие факторы).
2. Наличие определенного порядка сложности и проявление способности к взаимодействию большого числа подсистем.
В качестве подсистем студенческого самоуправления можно рассматривать составляющие структурные элементы - сегменты деятельности, являющие собой неравновесную систему, которой присущи и упорядоченные состояния, и хаос.
Преодоление хаоса ценностных отношений, обретение устойчивости, порядка есть нелинейное движение, процесс самоорганизации внутриличностных ценностных ориентаций [2, 3].
Таким образом, с синергетической позиции (сквозь призму процессов самоорганизации) студенческое самоуправление - «вглядывание в действительность», «вливание в нее», это процесс корректировки, обогащения смысложизненных ориентиров, синхронизирующий индивидуальное, личное с внешними процессами предстоящей профессиональной судьбы.
Обозначенные теоретические позиции позволяют сформулировать некоторые возможные направления практической реализации заявленных идей:
- выстраивание сегментов деятельности органов студенческого самоуправления в соответствии с легитимными ценностями, которые отвечают ценностям вуза как корпорации, ценностям личности, ценностям потребителя (работодателя). Механизм - анализ ценностной палитры, выстраивание работы органов ССУ в ценностно-целевом подходе, а не в традиционном планово-«мероприятийном»;
- включенность в культуру (профессиональную, корпоративную, вузовскую), которой присущи элементы общечеловеческой культуры. Механизм - подключение членов студенческого самоуправления к участию в основных процессах организации (аналог «большой жизни»), в противовес существующему
ситуативному участию актива в отдельных коллективных творческих делах;
- создание условий для возникновения стимулов студенческого образования не «сверху», а «снизу», на основе интегративных, инвариантных ценностей отдельной группы студентов. Механизм - применение различных технологий (форумы, проектная деятельность, мини-гранты др.), позволяющих студентам объединиться на основе общности ценностных устремлений и действовать сообща;
- в систему должны быть вмонтированы дела, объединяющие обособленные студенческие организации, разведенные по групповым предпочтениям (ценностям). Механизм - наличие деятельной модерации в рамках заявленной концепции.
ЛИТЕРАТУРА
1. Аксиология профессионального образования: монография / Л.В. Блинов, И.А. Макарова, В.Л. Недорезова, О.Е. Шафранова. Биробиджан: ДВГСГА, 2007. 199 с.
2. Бранский В.П., Пожарский С.Д. Социальная синергетика и акмеология. СПб.: Политехника, 2001. 159 с.
3. Василькова В.В. Порядок и хаос в развитии социальных систем: Синергетика и теория социальной самоорганизации. СПб.: Лань, 1999. 480с.
4. Лэйси X. Свободна ли наука от ценностей? Ценности и научное понимание / пер. с англ. Л.В. Сурковой, В.А. Яковлева, А.И. Панченко; под ред. В.А. Яковлева. М.: Логос, 2001. 360 с.
5. ФГОС ВПО по направлению подготовки 050100.62. Педагогическое образование (квалификация (степень) «бакалавр»): утв. приказом Минобрнауки Российской Федерации от 22.12.2009 г. № 788.
6. Шалаев В.П. Социосинергетика: истоки, теория и практика в современном мире: Йошкар-Ола, 1999. 272 с.