Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ЛЕКСИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА УРОКАХ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА В 7–9 КЛАССАХ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ'

ФОРМИРОВАНИЕ ЛЕКСИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА УРОКАХ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА В 7–9 КЛАССАХ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
123
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
формирование лексической компетенции / урок немецкого языка / практическое применение / коммуникативная компетенция / речевая деятельность / стратегии преподавания / formation of lexical competence / German language lesson / practical application / communicative competence / speech activity / teaching strategies

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Мария Владимировна Панкова, Елена Владимировна Эйбер

Введение. Практическое применение иностранного языка является важным элементом коммуникации в современном обществе, поэтому при обучении иностранному языку в школе большое значение отводится владению коммуникативной компетенцией. Лексическая компетенция как составляющая коммуникативной является ключевым показателем успешного владения иностранным языком и позволяет обеспечить успешное пользование всеми видами речевой деятельности. Цель данного исследования состоит в анализе учебного материала на предмет формирования лексической компетенции на уроках немецкого языка в школе. Для достижения цели необходимо решить следующие задачи: изучить научно-методическую литературу по данной теме; описать содержание лексической компетенции; определить место лексической компетенции в системе всех компетенций; проанализировать этапы формирования лексической компетенции; описать методы формирования лексической компетенции; определить компоненты формирования лексической компетенции. Методы. При написании данной статьи были изучены теоретические работы по методике преподавания иностранного языка следующих исследователей: И. Л. Бим, И. П. Короткова, Г. В. Рогова, Ф. М. Рабинович, Т. Е. Сахарова, Е. Н. Соловова, А. Н. Щукин. Для систематизации материала и описания экспериментально-практической части использовались универсальные методы (анализ понятия «лексическая компетенция» в теоретической литературе, классификация заданий, формирующих лексическую компетенцию в УМК по немецкому языку, моделирование заданий в соответствии с требованиями ФГОС ООО) и эмпирические методы исследования (наблюдение за работой учителя в средней общеобразовательной школе, сравнение разной сложности заданий в УМК по немецкому языку для формирования лексической компетенции, эксперимент с демонстрацией разработанного автором комплекса заданий, описание результатов анализа заданий УМК). Анализ. При формировании лексической компетенции как составной части в рамках языковой компетенции выделяют следующие этапы: подготовка (ознакомление с новым материалом), отработка материала на основе выполнения тренировочных упражнений и закрепление (применение лексических единиц в различных аспектах языковой деятельности). При обучении лексике выделяют три компонента: лингвистический, методологический и психологический. При формировании лексической компетенции они находятся во взаимосвязи и обеспечивают эффективное воспроизводство материала, который перед этим тренировался под руководством учителя. К методам формирования лексической компетенции относятся лексические упражнения, работа со словарем (активная и пассивная), игры, ассоциации, чтение и заучивание наизусть стихотворений, инсценировка диалогов и полилогов и т. д. Результаты. Анализ лексических заданий УМК «Deutsch» под редакцией И. Л. Бим, Л. В. Садомовой и Р.Х. Жаровой для 7– 9 классов показал, что качественное выполнение упражнений формируют лексическую компетенцию учащихся, хотя некоторые задания слишком простые или повторяющиеся, что снижает мотивацию учеников при изучении иностранного языка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Мария Владимировна Панкова, Елена Владимировна Эйбер

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FORMATION OF LEXICAL COMPETENCE IN GERMAN LANGUAGE CLASSES IN GRADES 7–9 OF A SECONDARY SCHOOL

Introduction. The practical application of a foreign language is an important element of communication in modern society. Therefore, when teaching a foreign language in school, great importance is given to the mastery of communicative competence. Lexical competence, as a component of communicative competence, is a key indicator of successful mastery of a foreign language and enables successful use of all types of speech activities. The aim of this study is to analyze the educational material for the formation of lexical competence in German language classes in school. To achieve this goal, the following tasks need to be addressed: study the scientific and methodological literature on this topic; describe the content of lexical competence; determine the place of lexical competence in the system of all competencies; analyze the stages of the formation of lexical competence; describe the methods of the formation of lexical competence; and determine the components of the formation of lexical competence. Methods. The theoretical works on the methodology of teaching foreign languages by the following researchers were studied in the writing of this article: I.L. Bim, I.P. Korotkova, G.V. Rogova, F.M. Rabinovich, T.E. Sakharova, E.N. Solovova, and A.N. Shchukin. Universal methods (analysis of the concept of “lexical competence” in theoretical literature, classification of tasks forming lexical competence in the German language Teaching Department, modeling tasks in accordance with the requirements of the Federal State Educational Standard for basic general education) and empirical research methods (observation of the work of a teacher in a secondary school, comparison of different complexity of tasks in the educational and methodical kit “Deutsch” for the formation of lexical competence, an experiment with a demonstration of a set of tasks developed by the author, a description of the results of the analysis of the tasks in the educational and methodical kit) were used to systematize the material and to describe the experimental and practical part. Analysis. The following stages are identified in the formation of lexical competence within the language framework: preparation (familiarization with new material), practice of material through training exercises, and consolidation (application of lexical units in various aspects of language activities). When teaching vocabulary, there are three components: linguistic, methodological, and psychological. When forming lexical competence, they are interconnected and ensure effective reproduction of the material that was previously trained under the guidance of a teacher. The methods of forming lexical competence include lexical exercises, working with a vocabulary (active and passive), games, associations, reading and memorizing poems, staging dialogues and polylogues, etc. Results. Analysis of the lexical tasks in the textbook “Deutsch”, edited by I.L. Bim, L.V. Sadomova, and R.Kh. Zharova for grades 7–9, showed that the quality of the completion of exercises forms the lexical competence of students, although some tasks are too simple or repetitive, which lowers their motivation when learning a foreign language.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ЛЕКСИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА УРОКАХ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА В 7–9 КЛАССАХ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ»

¿щ®

ВОПРОСЫ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ

UDC 372.881.111.22 LBC 74.268.19

Submitted: 24.04.2023 Accepted: 30.05.2023

THE FORMATION OF LEXICAL COMPETENCE IN GERMAN LANGUAGE CLASSES IN GRADES 7-9 OF A SECONDARY SCHOOL

Maria V. Pankova

Kaluga State University named after K.E. Tsiolkovski, Kaluga, Russian Federation

Elena V. Eiber

Kaluga State University named after K.E. Tsiolkovski, Kaluga, Russian Federation

Abstract. Introduction. The practical application of a foreign language is an important element of communication in modern society. Therefore, when teaching a foreign language in school, great importance is given to the mastery of communicative competence. Lexical competence, as a component of communicative competence, is a key indicator of successful mastery of a foreign language and enables successful use of all types of speech activities. The aim of this study is to analyze the educational material for the formation of lexical competence in German language classes in school. To achieve this goal, the following tasks need to be addressed: study the scientific and methodological literature on this topic; describe the content of lexical competence; determine the place of lexical competence in the system of all competencies; analyze the stages of the formation of lexical competence; describe the methods of the formation of lexical competence; and determine the components of the formation of lexical competence. Methods. The theoretical works on the methodology of teaching foreign languages by the following researchers were studied in the writing of this article: I.L. Bim, I.P. Korotkova, G.V. Rogova, F.M. Rabinovich, T.E. Sakharova, E.N. Solovova, and A.N. Shchukin. Universal methods (analysis of the concept of "lexical competence" in theoretical literature, classification of tasks forming lexical competence in the German language Teaching Department, modeling tasks in accordance with the requirements of the Federal State Educational Standard for basic general education) and empirical research methods (observation of the work of a teacher in a secondary school, comparison of different complexity of tasks in the educational and methodical kit "Deutsch" for the formation of lexical competence, an experiment with a demonstration of a set of tasks developed by the author, a description of the results of the analysis of the tasks in the educational and methodical kit) were used to systematize the material and to describe the experimental and practical part. Analysis. The following stages are identified in the formation of lexical competence within the language framework: preparation (familiarization with new material), practice of material through training exercises, and consolidation (application of lexical units in g various aspects of language activities). When teaching vocabulary, there are three components: linguistic, ^ methodological, and psychological. When forming lexical competence, they are interconnected and ensure effective ® reproduction of the material that was previously trained under the guidance of a teacher. The methods of forming a lexical competence include lexical exercises, working with a vocabulary (active and passive), games, associations, reading and memorizing poems, staging dialogues and polylogues, etc. Results. Analysis of the lexical tasks in the ^ textbook "Deutsch", edited by I.L. Bim, L.V. Sadomova, and R.Kh. Zharova for grades 7-9, showed that the quality of the completion of exercises forms the lexical competence of students, although some tasks are too simple or ^ repetitive, which lowers their motivation when learning a foreign language.

§ Key words: formation of lexical competence, German language lesson, practical application, communicative § competence, speech activity, teaching strategies.

С

©

УДК 372.881.111.22 ББК 74.268.19

Дата поступления статьи: 24.04.2023 Дата принятия статьи: 30.05.2023

ФОРМИРОВАНИЕ ЛЕКСИЧЕСКОМ КОМПЕТЕНЦИИ НА УРОКАХ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА В 7-9 КЛАССАХ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Мария Владимировна Панкова

Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского, г. Калуга, Российская Федерация

Елена Владимировна Эйбер

Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского, г. Калуга, Российская Федерация

Аннотация. Введение. Практическое применение иностранного языка является важным элементом коммуникации в современном обществе, поэтому при обучении иностранному языку в школе большое значение отводится владению коммуникативной компетенцией. Лексическая компетенция как составляющая коммуникативной является ключевым показателем успешного владения иностранным языком и позволяет обеспечить успешное пользование всеми видами речевой деятельности. Цель данного исследования состоит в анализе учебного материала на предмет формирования лексической компетенции на уроках немецкого языка в школе. Для достижения цели необходимо решить следующие задачи: изучить научно-методическую литературу по данной теме; описать содержание лексической компетенции; определить место лексической компетенции в системе всех компетенций; проанализировать этапы формирования лексической компетенции; описать методы формирования лексической компетенции; определить компоненты формирования лексической компетенции. Методы. При написании данной статьи были изучены теоретические работы по методике преподавания иностранного языка следующих исследователей: И. Л. Бим, И. П. Корот-кова, Г. В. Рогова, Ф. М. Рабинович, Т. Е. Сахарова, Е. Н. Соловова, А. Н. Щукин. Для систематизации материала и описания экспериментально-практической части использовались универсальные методы (анализ понятия «лексическая компетенция» в теоретической литературе, классификация заданий, формирующих лексическую компетенцию в УМК по немецкому языку, моделирование заданий в соответствии с требованиями ФГОС ООО) и эмпирические методы исследования (наблюдение за работой учителя в средней общеобразовательной школе, сравнение разной сложности заданий в УМК по немецкому языку для формирования лексической компетенции, эксперимент с демонстрацией разработанного автором комплекса заданий, описание результатов анализа заданий УМК). Анализ. При формировании лексической компетенции как составной части в рамках языковой компетенции выделяют следующие этапы: подготовка (ознакомление с новым материалом), отработка материала на основе выполнения тренировочных упражнений и закрепление (применение лексических единиц в различных аспектах языковой деятельности). При обучении лексике выделяют три компонента: лингвистический, методологический и психологический. При формировании лексической компетенции они находятся во взаимосвязи и обеспечивают эффективное воспроизводство материала, который перед этим тренировался под руководством учителя. К методам формирования лексической компетенции относятся лексические упражнения, работа со словарем (активная и пассивная), игры, ассоциации, чтение и заучивание наизусть стихотворений, инсценировка диалогов и полилогов и т. д. Результаты. Анализ лексических заданий УМК «Deutsch» под редакцией И. Л. Бим, Л. В. Садомовой и Р.Х. Жаровой для 79 классов показал, что качественное выполнение упражнений формируют лексическую компетенцию учащихся, хотя некоторые задания слишком простые или повторяющиеся, что снижает мотивацию учеников при изучении иностранного языка.

Ключевые слова: формирование лексической компетенции, урок немецкого языка, практическое применение, коммуникативная компетенция, речевая деятельность, стратегии преподавания.

Обучение лексике является необходимым и основополагающим элементом в обучении иностранному языку и реализует главные цели обучения при формировании иноя-

Введение

зычной компетенции. Лексика является ключевым видом речевой деятельности на любом этапе изучения иностранных языков. Без знания лексики невозможно сформировать такие виды речевой деятельности, как говорение, аудирование, чтение и письмо. На каж-

дом этапе обучения перед учителем стоит важная задача - добиться от ученика освоения лексического минимума и закрепления в памяти активного словарного запаса для успешной коммуникации на следующих этапах обучения.

Цель данного исследования состоит в анализе учебного материала на предмет формирования лексической компетенции на уроках немецкого языка в школе. Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

- изучить научно-методическую литературу по данной теме;

- описать содержание лексической компетенции;

- определить место лексической компетенции в системе всех компетенций;

- проанализировать этапы формирования лексической компетенции;

- описать методы формирования лексической компетенции;

- определить компоненты формирования лексической компетенции.

Формирование лексической компетенции на уроках немецкого языка в 7-9-х классах средней общеобразовательной школы имеет большое значение, так как на этом этапе происходит переход от основ (формулирование элементарных предложений, выполнение подстановочных упражнений и т. д.) к коммуникации, то есть производству монологической и диалогической речи.

Формирование лексической компетенции невозможно представить без формирования остальных компетенций, это является важной задачей при обучении иностранному языку, а неразвитая лексическая компетенция означает неспособность учащегося использовать разнообразные языковые единицы для выражения своих мыслей и может привести к трудностям во время всего изучения иностранного языка [6, с. 11].

Для данной статьи были проанализированы УМК «Deutsch» под редакцией И.Л. Бим, Л.В. Садомовой, Р.Х. Жаровой для 7, 8, 9 классов, была предложена классификация лексических заданий, описана модель формирования лексической компетенции на уроках немецкого языка. Во время педагогической практики нами использовались методы наблюдения за

работой учителя при формировании лексической компетенции, сравнения результативности при выполнении лексических заданий на разных этапах формирования лексической компетенции, а также был проведен эксперимент, результаты которого в сжатом виде также будут представлены в данной работе. Новизна исследования состоит в том, что результаты доказывают - в большинстве учебных пособий работа над лексикой ведется в рамках отработки и закрепления грамматических правил и формированию собственно лексической компетенции уделяется мало внимания.

Методы

При написании данной статьи были изучены теоретические работы по методике преподавания иностранного языка следующих выдающихся российских исследователей: И.Л. Бим, И.П. Короткова, Г.В. Рогова, Ф.М. Рабинович, Т.Е. Сахарова, Е.Н. Солово-ва, А Н. Щукин, Р.П. Мильруд, О.Е. Лебедев, А В. Хуторской [1-4; 6-8; 10-13]. Для систематизации материала и описания экспериментально-практической части использовались универсальные методы (анализ понятия «лексическая компетенция» в теоретической литературе, классификация заданий, формирующих лексическую компетенцию в УМК по немецкому языку, моделирование заданий в соответствии с требованиями ФГОС ООО) и эмпирические методы исследования (наблюдение за работой учителя в средней общеобразовательной школе, сравнение разной сложности заданий в УМК по немецкому языку для формирования лексической компетенции, эксперимент с демонстрацией разработанного автором комплекса заданий, описание результатов эксперимента). Выбор данных методов исследования обусловлен практическими задачами, поставленными во введении. В результате изучения теоретических работ российских методистов «Методика обучения иностранным языкам в средней школе» Г.В. Роговой, Ф.М. Рабинович, Т.Е. Сахаровой [10], «Обучение иностранным языкам» А.Н. Щукина [13], «Методика обучения иностранным языкам» Е.Н. Солововой [11] и наблюдения во время педагогической практики за работой школьных учителей были систематизированы задания для формирования

лексической компетенции, далее они были классифицированы, описаны их достоинства и недостатки. В заключении нами были предложены задания, которые могут дополнять задания из УМК и повышать мотивацию обучающихся изучать немецкий язык.

Анализ

Отечественные методисты (Р.П. Миль-руд, О.Е. Лебедев, А.В. Хуторской) выделяют три компонента обучения лексике: лингвистический, методологический и психологический. Лингвистический компонент включает в себя усвоение лексических единиц, соответствующих возрастной группе и контексту заданной ситуации, а также учет культурологических особенностей. Методологический компонент предполагает систематизированный процесс введения и реорганизации наглядных средств обучения, использование словарей и отработку непрерывного повторения. Психологический компонент включает запоминание лексических единиц, формирование связей между словами и использование синонимов и антонимов [5, с. 36-40].

К методам формирования языковых компетенций, как правило, относят ознакомление (то есть знакомство с учебным материалом), тренировку (то есть усвоение речевых единиц) и применение (то есть продуцирование монологической и диалогической речи), а также контроль речевых умений ученика через общение на изучаемом языке и различные активности [5, с. 56].

Этапы, необходимые для формирования языковой компетенции, включают в себя подготовку и ознакомление с новым материалом, отработку при выполнении упражнений и применение лексики в различных аспектах языка. На среднем этапе обучения в школе речевая направленность становится важнее, поскольку это влияет на дальнейшее развитие речевых умений на старшем этапе обучения. Бесспорно, каждый этап педагогического процесса между учителем и учеником - это метод обучения, который направлен на достижение желаемого результата, а именно эффективной коммуникации [9, с. 86].

На первом этапе формирования лексической компетенции происходит овладение

словом, что включает в себя чтение, правописание, определение грамматических характеристик, значения и употребление слова. Второй этап предусматривает упражнения на уровне слова, словосочетания и предложения, включая подбор синонимов, антонимов и других лексических единиц в сочетании друг с другом, создание словосочетаний и предложений и т. д. На заключительном этапе проводится контроль знаний, который определяет успешную сформированность лексической компетенции при вызове лексических единиц из памяти, верном употреблении и решении коммуникативных задач.

Ученики формируют навыки языка повторением словарного запаса и упражнениями на отработку новой лексики [1, с. 4]. Каждый УМК был проанализирован в соответствии с выделенными этапами, методами и компонентами. В ходе проведенного анализа было определено количество лексических упражнений, которые в недостаточном объеме представлены в каждом из УМК «Deutsch». Меньше всего содержится упражнений подготовительного этапа и этапа контроля. Выделенные методы четко соотносятся с каждым из этапов. На каждом из этапов соответственно друг другу используются методы ознакомления, тренировки и применения, а также уделяется частичное внимание основным компонентам обучения лексике.

В УМК «Deutsch» для 7-го класса методика формирования лексических навыков связана с повторением лексики предыдущих лет и отработкой новых слов. На подготовительном этапе представлены задания на запись слов в словарь, которые могут быть скучными и неэффективными, а также упражнения на подбор однокоренных слов не всегда могут помочь понять контекстуальные выражения.

В УМК «Deutsch» для 8-го класса на этапе тренировки упражнения основаны на работе с текстами и помогают повторить изученную лексику и развить коммуникативные навыки. Однако возможность запоминания готовых ответов является потенциальным недостатком, и для увеличения мотивации и развития лексической компетенции учеников нужно добавлять более сложные и интересные упражнения, организованные в виде игр, ролевых игр, дискуссий и т. д.

В УМК «Deutsch» для 9-го класса упражнения заключительного этапа, контролирующего сформированность лексической компетенции основаны только на запоминании лексических единиц без контекста или практического применения, это может быть неэффективным методом изучения языка. Также отсутствие фокуса на контекстуальном использовании не позволяет проверить, как хорошо учащиеся могут использовать лексику в разных ситуациях. Некоторые упражнения также не сосредоточены на лексике данной темы и не обеспечивают высокую комбинируе-мость лексических единиц.

В каждом блоке представлен лексический минимум в виде зеленой рамки, содержащий задание на запись новых слов в вокабу-лярную тетрадь: «Hier sind die neuen Wörter. Schreibt sie in eure Vokabelhefte auf» [4, c. 15]. Эти слова встречаются в последующих заданиях. Однако набор и усвоение слов происходит непривлекательным и повторяющимся способом, который требует от учеников время на поиск слов в словаре и не позволяет увидеть их в контексте. На основном этапе тренировка новой лексики осуществляется главным образом на основе текстовой информации: «Lest die Informationen hier und sagt, was für euch neu war» [3, c. 4-6]. Это может быть неинтересно или неактуально для учеников, что затрудняет развитие языковых навыков. Кроме того, задания по чтению текста могут быть слишком простыми, что не доставляет достаточного вызова для учеников. В блоки Wir prüfen, was wir schon können включены упражнения для контроля сформирован-ности лексической компетенции. Наиболее распространенный вид задания связан с воспроизведением лексических единиц из памяти, как, например, в одной из тем: «Ihr kennt viele neue Wörter. Nennt auf Deutsch die vier Himmelsrichtungen. Nennt geographische Begriffe (das Land - die Länder, der Fluss - ...)» [2, c. 43]. Однако если упражнение не предполагает контекстуальное использование лексических единиц с практическим применением, то это может быть неэффективным методом изучения языка.

Недостатки лексических упражнений заключаются в том, что некоторые могут быть слишком простыми или повторяющими-

ся, что, в свою очередь, может снизить мотивацию учащихся. Кроме того, упражнения не всегда предоставляют достаточно контекста для понимания значения лексических единиц в разных ситуациях, что затрудняет их использование в речи.

Поэтому для эффективного изучения иностранного языка и формирования лексической компетенции необходимо не только механическое запоминание лексических единиц, но и их использование в речи. Чтение, прослушивание, общение с носителями языка и выполнение заданий на основе контекста помогают лучше понимать и использовать лексические единицы и формируют успешную коммуникацию. Речь идет, в частности, о разработке комплекса упражнений по немецкому языку для обучающихся средней школы. Такой комплекс был создан и апробирован на уроках немецкого языка. В эксперименте приняли участие обучающиеся седьмого класса в одной из калужских школ.

На первом (начальном) этапе эксперимента ученики выполняли предложенные экспериментатором лексические упражнения. Учащиеся были активно вовлечены в процесс узнавания новой лексики, составления собственных примеров, а предложенная мозговая карта и красочные изображения стимулировали интерес к изучению лексики и позволили увидеть данные языковые единицы в контексте. На втором (тренировочном) этапе эксперимента обучающиеся работали над новой лексикой в контексте и укрепляли связи между словами, что вызвало у них заметный интерес. Кроме того, на данном этапе происходит запоминание лексики на уровне выражений и сверхфразовых единств, постепенно увеличивается словарный запас и мотивация ученика. На третьем (контрольном) этапе обучающиеся выполняли коммуникативные упражнения, которые позволяют проверить уровень усвоения лексических единиц и умение их использовать в контексте.

Результаты

В результате эксперимента было установлено, что испытуемые обладали достаточной сформированностью лексического навыка. Большинство обучающихся охотно выпол-

няли упражнения каждого этапа, а также не испытывали трудности с пониманием. Это значит, что формирование лексических навыков проходило успешно.

Всего было проанализировано 255 лексических упражнений из УМК «Deutsch» для 7, 8, 9 классов. Из них 60 % не удовлетворяло требованиям формирования лексической компетенции, 45 % частично способствовало формированию лексической компетенции, 5 % не развивало у школьника лексическую компетенцию.

На первом (начальном) этапе апробации обучающиеся выполняли предложенные экспериментатором лексические упражнения. Было установлено, что испытуемые обладали недостаточным уровнем сформированно-сти лексического навыка. А именно, большинство обучающихся допускали ошибки в переводе, неверно использовали слова.

Результаты выполнения данных лексических упражнений оценивались по следующим критериям:

- «отлично» (не допущено ни одной ошибки);

- «хорошо» (допущены 1-2 ошибки в каждом упражнении);

- «плохо» (допущено больше двух ошибок в каждом упражнении).

Результаты проверки: 4 человека получили оценку «плохо», 4 человека получили оценку «хорошо», 1 человек получил оценку «отлично». Данные результаты представлены на рисунке 1.

На втором (формирующем) этапе апробации обучающиеся выполняли лексические упражнения, направленные на тренировку лексических единиц и вызвавшие у учеников заметный интерес.

На третьем (контрольном) этапе апробации обучающиеся выполняли условно-речевые упражнения с лексическим единицами из предыдущих этапов, однако допускали меньше лексических ошибок. Это значит, что формирование лексических навыков проходило успешно.

Результаты выполнения упражнений на контрольном этапе следующие: 7 человек получили оценку «отлично», то есть не допустили ни одной ошибки; 2 человека получили оценку «хорошо», то есть допустили 1-2 ошибки.

Результаты контрольного этапа представлены на рисунке 2.

Количество отличных оценок, как видим, увеличилось; плохих оценок стало гораздо меньше. Таким образом, налицо положительная динамика воздействия лексических упражнений на формирование коммуникативной компетенции. Проблема обучения лексическим навыкам немецкого языка состояла в том, что обучающиеся не использовали полученные знания в повседневной ситуации, не проявляли интерес из-за недостаточного разнообразия упражнений, не развивали творческое мышление. Вследствие этого возникали ошибки. Применение в обучении дополнительных лексических упражнений позволило школьни-

9

0 ~~ . ш

■ отлично ■ хорошо ■ плохо

■ -

отлично хорошо плохо

9

0

Рис. 1. Оценки обучающихся после выполнения фонетических упражнений на начальном этапе апробации

Рис. 2. Результаты выполнения обучающимися лексических упражнений на контрольном этапе

кам увидеть практическую ценность лексического материала.

Проблема формирования лексической компетенции на уроках немецкого языка состоит, как представляется, в том, что в УМК отмечается недостаток разнообразных лексических упражнений, а также обучающиеся не могут контекстуально и практически их применять. Вследствие этого возникают ошибки и снижается мотивация к изучению немецкого языка. Применение новой формы обучения привлекло внимание обучающихся к четко сформулированным и разнообразным заданиям, которые в большей степени были направлены на развитие интереса у школьников и запоминании лексических единиц в контексте, без отрыва от других слов изучаемой лексики. Результаты данного эксперимента могут быть использованы для повышения эффективности в области формирования лексической компетенции на уроках немецкого языка, уменьшения лексических ошибок и повышения мотивации к изучению немецкого языка.

СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ

1. Бим, И. Л. Немецкий язык. Книга для учителя. 7 класс : учебное пособие для общеобразовательных организаций / И. Л. Бим, Л. В. Садомова, Р. Х. Жарова. - 2-е изд., доп. - М. : Просвещение, 2014. - 95 с.

2. Бим, И. Л. Немецкий язык. 7 класс : учебник для общеобразовательных учреждений / И. Л. Бим, Л. В. Садомова. - М. : Просвещение, 2011. - 224 с.

3. Бим, И. Л. Немецкий язык. 8 класс : учебник для общеобразовательных учреждений / И. Л. Бим, Л. В. Садомова. - 12-е изд. - М. : Просвещение, 2013. - 239 с.

4. Бим, И. Л. Немецкий язык. 9 класс : учебник для общеобразовательных учреждений / И. Л. Бим, Л. В. Садомова. - 3-е изд. - М. : Просвещение, 2014. - 245 с.

5. Кларин, М. В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии (Анализ зарубежного опыта) / М. В. Кла-рин. - Рига : Эксперимент, 1995. - 176 с.

6. Короткова, И. П. Методика формирования лексической компетенции младших школьников посредством английского фольклора : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Короткова Инна Петровна. -М., 2012. - 26 с.

7. Лебедев, О. Е. Компетентностный подход в образовании / О. Е. Лебедев // Школьные технологии. - 2004. - №> 5. - С. 3-7.

8. Мильруд, Р. П. Современные концептуальные принципы коммуникативного обучения иностранным языкам / Р. П. Мильруд, И. Р. Максимова // Иностранные языки в школе. - 2000. - №2 4. - С. 9-15.

9. Плотников, В. В. Дифференциация проявлений крайних форм агрессии в образовательной среде / В. В. Плотников, С. Ф. Самойлов // Общество и право. - 2021. - №2 1 (75). - Электрон. дан. -П^: https://cyberleninka.ш/artide/n/differeЩsiatsiya-proyavleniy-kraynih-formagressii-v-obrazovatelnoy-srede

10. Рогова, Г. В. Методика обучения иностранным языкам в средней школе / Г. В. Рогова, Ф. М. Рабинович, Т. Е. Сахарова. - М. : Просвещение, 1991. -287 с.

11. Соловова, Е. Н. Методика обучения иностранным языкам: Базовый курс лекций : пособие для студ. пед. вузов и учителей / Е. Н. Соловова. -3-е изд. - М. : Просвещение, 2005. - 238 с.

12. Хуторской, А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования / А. В. Хуторской // Народное образование. - 2003. - №> 2. - С. 58-64.

13. Щукин, А. Н. Обучение иностранным языкам. Теория и практика : учеб. пособие для преподавателей и студентов / А. Н. Щукин.. - М., 2004. -416 с.

REFERENCES

1. Bim I.L., Sadomova L.V., Zharova R.Kh.

Nemetskiy yazyk. Kniga dlya uchitelya. 7 klass. Uchebnoye posobiye dlya obshcheobrazovatel 'nykh organizatsiy [German Language. Teacher's Book. 7th Grade. Educational Manual for General Education Institutions]. 2nd edition, revised. Moscow, Prosveshcheniye Publ., 2014. 95 p.

2. Bim I.L., Sadomova L.V. Nemetskiy yazyk.

7 klass: uchebnik dlya obshcheobrazovatel 'nykh uchrezhdeniy [German Language. 7th Grade: Textbook for General Education Institutions]. Moscow, Prosveshcheniye Publ., 2011. 224 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Bim I.L., Sadomova L.V. Nemetskiy yazyk.

8 klass: uchebnik dlya obshcheobrazovatel 'nykh uchrezhdeniy [German Language. 8th Grade: Textbook for General Education Institutions]. 12th edition. Moscow, Prosveshcheniye Publ., 2013. 239 p.

4. Bim I.L., Sadomova L.V. Nemetskiy yazyk.

9 klass: uchebnik dlya obshcheobrazovatel 'nykh uchrezhdeniy [German Language. 9th Grade: extbook for General Education Institutions]. 3rd edition. Moscow, Prosveshcheniye Publ., 2014. 245 p.

5. Klarin M.V. Innovatsii v mirovoypedagogike: obucheniye na osnove issledovaniya, igry i diskussii. (Analiz zarubezhnogo opyta) [Innovations in World Pedagogy: Learning Based on Research, Games, and Discussion. (Analysis of Foreign Experience)]. Riga, Experiment Publ., 1995. 176 p.

6. Korotkova I.P. Metodika formirovaniya leksicheskoy kompetentsii mladshikh shkol'nikov posredstvom angliyskogo fol'klora: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk [Methodology of Developing Lexical Competence in Pprimary School Children Through English Folklore: Author's Abstract of PhD Thesis in Pedagogical Sciences]. Moscow, 2012. 26 p.

7. Lebedev O.E. Kompetentnostnyy podkhod v obrazovanii [Competence Approach in Education]. Shkol'nyye tekhnologii [School Technologies], 2004, no. 5, pp. 3-7.

8. Milrud R.P., Maksimova I.R. Sovremennyye kontseptual'nyye printsipy kommunikativnogo obucheniya inostrannym yazykam [Modern Conceptual Principles of Communicative Teaching of Foreign Languages]. Inostrannyye yazyki v shkole [Foreign Languages at School], 2000, no. 4, pp. 9-15.

9. Plotnikov VV, Samoylov S.F. Differentsiatsiya proyavleniy kraynikh form agressii v obrazovatel'noy srede. [Differentiation of Manifestations of Extreme Forms of Aggression]. Obshchestvo ipravo [Educational

Environment. Society and Law], 2021, no. 1(75). URL: https://cyberleninka.ru/article/n7differentsiatsiya-proyavleniy-kraynih-formagressii-v-obrazovatelnoy-srede

10. Rogova G.V, Rabinovich F.M., Sakharova T.E. Metodika obucheniya inostrannym yazykam v sredney shkole [Methodology of Teaching Foreign Languages in Secondary School]. Moscow, Prosveshcheniye Publ., 1991. 287 p.

11. Solovova E.N. Metodika obucheniya inostrannym yazykam: Bazovyy kurs lektsiy: posobiye dlya studentov ped. vuzov i uchiteley [Methodology of Teaching Foreign Languages: Basic Course of Lectures: Handbook for Pedagogical University Students and Teachers]. 3rd edition. Moscow, Prosveshcheniye Publ., 2005. 238 p.

12. Khutorskoy A.V. Klyuchevyye kompetentsii kak komponent lichnostno-oriyentirovannoy paradigmy obrazovaniya [Key Competencies as a Component of the Personality-Oriented Paradigm of Education]. Narodnoye obrazovaniye [Public Education], 2003, no. 2, pp. 58-64.

13. Shchukin A.N. Obucheniye inostrannym yazykam. Teoriya i praktika: uchebnoe posobiye dlya prepodavateley i studentov [Teaching Foreign Languages. Theory and Practice: Textbook for Teachers and Students]. Moscow, 2004. 416 p.

Information About the Authors

Maria V. Pankova, Student, Department of Theory of Linguistics and German, Kaluga State University named after K.E. Tsiolkovsky, Stepana Rasina St, 22/48, 248023 Kaluga, Russian Federation, PankovaMV@studklg.ru, https://orcid.org/0009-0009-0493-3901

Elena V. Eiber, Senior Lecturer, Department of Theory of Linguistics and German, Kaluga State University named after K.E. Tsiolkovsky, Stepana Rasina St, 22/48, 248023 Kaluga, Russian Federation, EjberEV@tksu.ru, http://orcid.org/0009-0003-9870-9180

Информация об авторах

Мария Владимировна Панкова, студентка 4 курса, кафедра теории языкознания и немецкого языка, Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского, ул. Степана Разина, 22/48, 248023 г. Калуга, Российская Федерация, PankovaMV@studklg.ru, https://orcid.org/0009-0009-0493-3901 Елена Владимировна Эйбер, старший преподаватель, кафедра теории языкознания и немецкого языка, Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского, ул. Степана Разина, 22/48, 248023 г. Калуга, Российская Федерация, EjberEV@tksu.ru, http://orcid.org/0009-0003-9870-9180

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.