Научная статья на тему 'Формирование культуры семейно- брачных отношений в исламе (на примере Узбекистана)'

Формирование культуры семейно- брачных отношений в исламе (на примере Узбекистана) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
240
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ / СЕМЬЯ / ВОСПИТАНИЕ / КОРАН / СУРА / ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА / ТРАДИЦИИ / ОБЫЧАИ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Дехканов М. Р.

В статье анализируется взаимосвязь процессов формирования семейно-брачных отношений и исламских ценностей на примере Узбекистана: прослеживается благотворное влияние ряда положений Корана и хадисов на укрепление семей и формирование в них здорового морально-психологического климата. Автор показывает большую ответственность родителей, а также общественности махалли в деле воспитания детей. Статья предоставлена автором для публикации в бюллетене «Россия и мусульманский мир»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование культуры семейно- брачных отношений в исламе (на примере Узбекистана)»

Туркменистан, лишь в конце ХХ в. обретший суверенитет, за 25 лет самостоятельного развития сумел не только сохранить политическую стабильность и экономическую независимость, но и стать одной из влиятельных глобальных и региональных стран. Современный Туркменистан, считают исследователи, имеет все возможности для того, чтобы его опыт государственного становления и развития, а также опыт взвешенной, бесконфликтной и гуманитарно направленной международной политики получил должную оценку экспертов по международным отношениям и стал эффективным примером в создании и реализации новых стандартов практических межгосударственных отношений.

Литература

1. Горак С. Туркменистан между 1989 и 1991 гг.: Был ли шанс альтернативного развития? // Вестник Кыргызского национального университета имени Жусу-па Баласагына. Бишкек, 2016. № 4 (87). С. 154-164.

2. Лосев К.В., Михайлов В.В. Туркменистан и глобализирующийся мир: Инновационная политика культурного объединения // Актуальные проблемы экономики и управления. Санкт-Петербург, 2017. № 4 (16). С. 121-126.

3. Ионова Е.П. Туркмения: Поиск новых газоэкспортных маршрутов // Россия и новые государства Евразии. М.: ИМЭМО РАН, 2018. № 3. С. 83-96.

Обзор написан специально для бюллетеня «Россия и мусульманский мир»

Дехканов М.Р.,

докторант национального университета Узбекистан (НУУз)

ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ СЕМЕЙНО-БРАЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ИСЛАМЕ (На примере Узбекистана)

Аннотация. В статье анализируется взаимосвязь процессов формирования семейно-брачных отношений и исламских ценностей на примере Узбекистана: прослеживается благотворное влияние ряда положений Корана и хадисов на укрепление семей и формирование в них здорового морально-психологического климата. Автор показывает большую ответственность родителей, а также общественности -махалли - в деле воспитания детей.

Ключевые слова: личность; семья; воспитание; Коран; сура; духовная культура; традиции; обычаи.

При анализе процесса формирования культуры семейных отношений и этапов ее развития необходимо принимать во внимание не только влияние социально-экономических, политических, культурных факторов, но и религиозный (исламский) фактор. В современных условиях независимости большое значение приобретают не только родительские воспитание, но и общественная мысль и влияние общественности (махалли). Личность формируется в семье, достигает в ее рамках духовного и физического совершенства. Именно поэтому одной из важнейших задач является создание прочной семьи. Первый президент Республики Узбекистан И.А. Каримов отмечал, что воспитание ребенка и доведение его до зрелого сына своей Родины возлагает высокую ответственность на его родителей и на все государство [1, с. 15].

При анализе этапов формирования культуры семейных отношений в Узбекистане в современных условиях важен научный подход к такой давней традиции узбекского народа, как многодетность, и вопросам, связанным с ней.

В таких источниках ислама, как Коран и хадисы, вопросам семьи и воспитания детей уделено особое внимание. В Коране, в частности, говорится, что «...Аллах из вас создал пары, из пар воспроизвел для вас сыновей и внуков...» [2, с. 274].

В Узбекистане, где широко распространен ислам, развитие узбекской семьи исторически проходило под воздействием исламских учений. В воспитании молодежи на основе национальных и исламских ценностей, с одной стороны, между родителями и детьми формировались такие черты, как взаимоуважение и милосердие, с другой стороны, родители стремились воспитывать своих детей милосердными, трудолюбивыми, совестливыми и заботливыми. Хорошо воспитанный ребенок принесет своим родителям уважение. В узбекской семье издавна отдавалось предпочтение традиции «образование-воспитание». В исламе ценится рост и развитие здоровых детей, осуждаются действия, приносящие вред здоровью людей и ущерб их имуществу, а также сохраняется приверженность положениям Корана и хадисов, разъясняющих, где проходит грань между честными и нечестными поступками. Мусульманские семьи в Узбекистане на протяжении веков придерживались этих требований. Забота родителей о своих детях занимает большое место в традициях узбекского народа. У детей, выросших

в таких семьях, формируются трудолюбие, ответственность и милосердие в отношении родителей и младших братьев и сестер.

В истории республики прослеживается тенденция к многодетности в семье. Эта тенденция сохраняется до сих пор и оказывает воздействие на рост населения Узбекистана. Например, с 1865 по 1927 г. на каждую тысячу человек из общей массы населения рождалось 44-55 детей. За период с 1865 по 1913 г. в среднем ежегодно население Узбекистана увеличивалось на 22 тыс. человек. Также нужно отметить, что если население Узбекистана в 1865 г. составляло 3 млн 320 тыс. человек, то к 1913 г. оно достигло 4 млн 366 тыс. [3, с. 3]. Начиная с 50-х годов XX в. в различных регионах мира наблюдается ускоренный рост населения. Данные роста населения Узбекистана: 1950 г. - 3,8%; 1980 г. - 2,4; 1990 г. - 2,1; 2000 г. - 1,88% [3, с. 86]. Эти показатели свидетельствуют о росте в системном порядке в узбекских семьях количества несовершеннолетних детей. Согласно современным статистическим данным, численность детей, не достигших совершеннолетнего возраста, составляет 42% от общей численности населения Узбекистана. В связи с увеличением численности населения увеличивается и число вступающих в брак. Так, если в 2005 г. число зарегистрированных в республике браков составило 184 тыс., то в 2007 г. оно составило 542 тыс. [4]. Такое положение вещей говорит о том, что в деле воспитания молодого поколения в соответствии с требованиями сегодняшнего дня большая ответственность ложится, прежде всего, на родителей, а также в какой-то мере и на общественность (махаллю). Руководство Узбекистана, уделяя этому вопросу серьезное внимание, уже с первых лет независимости приняло ряд мер, имеющих практических значение. В ряду этих мер: учреждение ордена «За здоровое поколение» (7 мая 1993 г.); создание фонда «Здоровое поколение». Эти меры показывают, что воспитание здорового человека является одной из важных задач в деле построения нового общества.

В нашем народе бытуют такие пословицы: «По семенам и всходы»; «Как написано на бумаге, так и будет прочтено» [6, с. 86]. Действительно, если исходить из народной мудрости, то получается, что если ребенок получает хорошее воспитание, то его родители получают благодарность общества. Важной основой воспитания детей является их приобщение к хорошим традициям. Если родители дали своему ребенку хорошее воспитание и образование, то такой ребенок по мере взросления принесет большую пользу обществу.

Формирование культуры семейных отношений на основе учения ислама нашло свое отражение в ряде аятов Корана, в положениях хадисов и некоторых нормах шариата. Мусульмане, которые их придерживаются, обретают исламскую духовность и добродетель, которые выражаются в том, чтобы нести добро родителям, быть в хороших отношениях с родственниками, участвовать в жизни семьи (делить горе и радости с членами семьи), поддерживать хорошие отношения с друзьями и соседями, сохранять вежливость в общении с людьми, остерегаться причинять зло людям, быть терпеливым в горе и страданиях, уважать честных людей, уметь прощать ошибающихся. Такие особенности, присущие менталитету узбекского народа, можно считать не только исламскими ценностями, но и национальными ценностями узбекского народа. Например, правила вежливого общения и воспитания детей присутствуют: в суре аль-Бакара - 83 аят [2, с. 12]; в суре Оли имрон - 134 аят [2, с. 67]; в суре Ибрахима - 24-25 аяты [2, с. 258259]; в суре Нахл - 125 аят [2, с. 281]; в суре Исра - 53 аят [2, с. 287]; в суре Муминуна - 96 аят [2, с. 318] и др., в частности в 63 аяте суры Фуркан Корана говорится: «Дети Рахмана по земле ходят скромно, когда же встречают слова, брошенные жестокими людьми, отвечают им так: "Да будет здоровье"» [2, с. 365]. Из вышеприведенного следует, что воспитание детей в духе правильных нравственных отношений в семье, формирование из них достойных членов общества считается священным долгом родителей. Этот процесс реализуется постепенно.

Процесс воспитания детей в семье можно разделить на следующие этапы: 1-й этап - с момента рождения ребенка до детсадовского возраста; 2-й этап - дошкольный период; 3-й этап -школьный период. Школьный период по своему содержанию вбирает в себя широкие и сложные процессы: учеба (приобретение знаний, интерес к науке); потребность в науке (интерес к научному поиску, обогащение интеллекта); занятия спортом (футбол, волейбол, теннис, шахматы и т.д.); интерес к профессии (получение какой-либо профессии). 3-й этап базируется на фундаменте, созданном на первых двух этапах воспитания, содержанием которых является закладывание основ духовной культуры и мировоззрения. 4-й этап - углубление знаний, полученных на предыдущем этапе обучения. 5-й этап включает период, который следует после вступления в самостоятельную жизнь. На этом этапе человек применяет знания, приобретенные им на предыдущих этапах в своей семье и обществе.

В законах Узбекистана нашли свое отражение такие меры, предпринятые государством, как проведение медосмотров для молодых людей, вступающих в брак, и беременных женщин. Если в Узбекистане сейчас в каждой семье в городах имеется по 3-4 ребенка, в сельских семьях насчитывается по 4-5 детей. Основной упор в их развитии должен быть сделан не на количестве детей, а на качестве воспитания, которое дается им со стороны родителей. В многодетных семьях помимо экономических трудностей наблюдаются и трудности в воспитании детей в соответствии с современными требованиями. Жизненный опыт показывает и вредное воздействие частых родов на женское здоровье. В планировании семьи было бы правильно исходить не из каких-то застывших правил, а из содержания духовно-воспитательной работы. Для воспитания физически и нравственно здоровых детей в семье важна в первую очередь моральная зрелость родителей, высокий уровень их правового сознания, использование в семейном воспитании традиционных ценностей. Узбеки издавна старались решать какие-либо проблемы в семье с помощью общественности, соседей и, конечно же, мирным путем. В исламе в развитии семейных отношений важное место занимает духовная среда в семье. С позиций ислама люди разделяются на хороших и плохих в зависимости от присущих им качеств, таких как поведение, образ жизни, поступки, манера общения и др. В исламе обосновывается положение добра - надо делать добро людям, и это считается чертой достойного человека. Одной из важнейших задач Узбекистана является создание прочной семьи, поэтому использование исламских ценностей приобретает такое важное значение.

Литература

1. Ганиева Д., Гафурова З. Человек рождается для счастья. (Из мудрых слов Президента Узбекистана Ислама Каримова). Ташкент: Шарк, 1998.

2. Переводы и разъяснение смыслов аятов (тафсир) Абдулазиза Мансура. Ташкентский Исламский университет, 2007.

3. Демография Узбекистана. Ташкент, УзМУ, 1990.

4. Статистический комитет Республики Узбекистан. 8 марта 2009 г. № 01/3-1206-15.

5. Абдусаметов Н.А. Социально-философские вопросы экономической безопасности (социально-философский анализ). Ташкент, 2008.

6. ВасиковМ. Семья и закон. Ташкент: Адалат, 1996.

Статья предоставлена автором для публикации в бюллетене «Россия и мусульманский мир»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.