Научная статья на тему 'Особенности семейных отношений в исламском праве'

Особенности семейных отношений в исламском праве Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2257
173
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Юсупова Н.Ж.

Статья предоставлена автором для публикации в бюллетене «Россия и мусульманский мир».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности семейных отношений в исламском праве»

Юсупова Н.Ж.,

кандидат юридических наук, доцент,

Ташкентский исламский университет ОСОБЕННОСТИ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ИСЛАМСКОМ ПРАВЕ

Согласно Конституции Республики Узбекистан, религия отделена от государства. Но она не отделена от общества. Роль и место религии в делах общества постоянно повышаются, так как она должна помочь обществу в нравственном развитии.

В нормах исламского права определены правила поведения людей в семье и обществе, в них освещены религиозные, нравственные, правовые и этические вопросы общества. Согласно ст. 2 Семейного кодекса Республики Узбекистан, регулирование семейных отношений осуществляется на основе принципа добровольности брачного союза мужчины и женщины, равенства личных и имущественных прав супругов, разрешения внутрисемейных вопросов по взаимному согласию, приоритета семейного воспитания детей, заботы об их благосостоянии и развитии, обеспечения защиты прав и интересов несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи.

Все граждане имеют равные права в семейных отношениях. Не допускается какое бы то ни было прямое или косвенное ограничение прав, установление прямых, либо косвенных преимуществ при вступлении в брак, вмешательство в семейные отношения в зависимости от пола, расы, национальности, языка, религии, социального происхождения, убеждений, личного и общественного положения и других обстоятельств. Права граждан в семейных отношениях могут быть ограничены только на основании закона, и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты нравственности, чести, достоинства, здоровья, прав и охраняемых законом интересов других членов семьи и иных граждан.

Равноправие мужчин и женщин в браке основывается также в ст. 46 Конституции, где гарантируется равноправие мужчин и женщин.

Надо отметить, что законодательство Республики Узбекистан дает возможность применения местных обычаев и традиций в семейных отношениях. В ст. 8 Семейного кодекса говорится: «При отсутствии в законодательстве соответствующих норм в регулировании семейных отношений применяются местные обычаи

и традиции, не противоречащие принципам законодательства Республики Узбекистан»1.

В исламском праве брак считается священным актом, семья является обязательным условием совместной жизни. Исламское право не допускает безбрачное проживание мужчины и женщины. Это обстоятельство служило укрепляющим фактором в семейных отношениях.

«В связи с тем, что брак во все времена считался основой семьи в Узбекистане, ему придавалось особое значение в первую очередь со стороны религии, и затем он контролировался и защищался государством и обществом»2.

В Коране указывается: чтобы люди могли жить в мире и согласии, быть милосердными в обществе, воспитывать достойных детей и достичь душевного спокойствия, необходимо, чтобы брачные узы были крепкими.

В исламском праве развод не одобряется, допускается только в случае невозможности совместного проживания. Об этом говорится в Хадисах Пророка: «Женитесь, не говорите "талок" (даю развод), так как от этого слова Арш (трон) Аллаха содрогнется»3.

В исламском праве предусмотрены следующие условия для заключения брака: свободное волеизъявление бракосочетающихся мужчины и женщины; заключение брака при свидетелях; душевное здоровье сочетающихся браком мужчины и женщины; они не должны быть близкими родственниками; они должны достичь брачного возраста; мужчина должен дать женщине махр (приданое).

Взаимное согласие является основным условием брака по исламской религии, а принуждение к вступлению в брак запрещается. В Семейном кодексе Республики Узбекистан тоже заложен такой же принцип: «Брак заключается добровольно. Для заключения брака необходимо, чтобы будущие супруги обладали способностью свободно выражать свое согласие. Принуждение к заключению брака запрещается»4.

1 Семейный кодекс Республики Узбекистан. - Т.: Адолат. 2007. - С. 101.

2 Му^амедов Р. Конституция - основа брачных и семейных отношений. -Т.: Наука, 2001. - С. 14.

3 Хдкматуллаев X,., Мансур А. Хадисы на тему нравственности и воспитанию. - Т.: «Фан», 1990. - С. 12.

4 Семейный кодекс Республики Узбекистан. - Т.: Адолат. 2000.

Надо сказать, что согласие женщины особенно важно. Об этом есть Хадис: «Абу Хурайра (р. а.) свидетельствует: «Пророк Мухаммад (с.а.в.) сказал: "Девственницу не выдают замуж без ее согласия, а женщину не выдают замуж без обсуждения этого вопроса с ней". Сподвижники спросили: "О, Посланник Аллаха, как можно узнать о согласии девственницы?" - "Если она молчит, значит, она согласна!" - ответил Пророк»1.

«В молчании сильно выражено согласие. Так как девушка стесняется открыто выражать свое согласие, она не стесняется выражать открыто свое несогласие. Улыбка девушки означает большее согласие, чем ее молчание. А ее плач, наоборот, говорит о ее несогласии. Плач девушки означает, что она не хочет выходить замуж...»2

Исламское право требует обязательное участие свидетелей при заключении брака: двух мужчин или одного мужчины и двух женщин. Брак, заключенный без участия свидетелей, недействителен, незаконен. Пророк (с.а.в.) сказал: «Брак без свидетелей не является действительным браком»3.

Целью участия свидетелей при заключении брака является оповещение людей о создании новой семьи. Факт создания семьи должен быть официально объявлен и доведен до сведения людей. Пророк Мухаммад (с.а.в.) сказал: «Брак разделяет чистое, разрешенное, от нечистого, запретного, и поэтому объявите о нем гласно и трубите громко»4.

В исламском праве дополнительное условие брака называется «кафоат». Кафоат - по словарю означает «быть равными», «быть достойными». В исламском праве это означает то, что сочетающиеся браком люди должны быть равными и соответствующими друг другу. Равенство в браке означает равенство в следующих шести позициях: происхождение, религия, свобода, богатство, профессия и вера. На наш взгляд, эти условия относительны. К тому же эти условия, в основном, должны быть у мужа. Потому что эти условия вытекают из социального расслоения общества

1 Абу Абдуллох Мухаммад Ибн Исмоил ал-Бухорий. Хадис. - Т.: Главная энциклопедическая редакция, 1997. - С. 350.

2 Бурхониддин Маргинани. Ал-Хидоя. Т. 1. - Т.: Узбекистан, 1994. -

С. 669.

3 Ал-Имом Ахмад ибн Ханбал. «Мавсуъат хадиса». Муснад. - Байрут: «Муассасат ал рисола», 1999. - Т. 4. - С. 394.

4 Абу Абдуллох Мухаммад Ибн Исмоил ал-Бухорий. Хадис. - Т.: Главная энциклопедическая редакция, 1997. - С. 353.

и регулируются самим сообществом людей. Надо отметить, до сих пор встречаются такие явления, как деление людей по происхождению, достатку и т.д.

Одним из особенных аспектов исламского права является дарение жене - махр. Неизбежность махра служит гарантией от поспешного расторжения брака любой из сторон брачного союза.

Махр - материальная ценность, отдаваемая женщине за то, что она приняла приглашение мужчины на заключение с ним брака.

В семейном и брачном законодательстве исламского права также подробно изложены категории женщин, на которых запрещается жениться. В 21-23 аятах Суры «Нисо» Корана сказано следующее: «Не женитесь на тех женщинах, на которых были женаты ваши отцы, если только это произошло раньше. Поистине, это -мерзость и отвращение и скверно как путь! И запрещены вам ваши матери, и ваши дочери, и ваши сестры, и ваши тетки по отцу и матери, и дочери брата, и дочери сестры, и ваши матери, которые вас вскормили, и ваши сестры по кормлению, и матери ваших жен, и ваши воспитанницы, которые под вашим покровительством от ваших жен, к которым вы уже вошли; а если вы еще не вошли к ним, то нет греха на вас; и жены ваших сыновей, которые от ваших чресел; и - объединять двух сестер, если это не было раньше. Поистине, Аллах прощающий, милосердый!»1. На наш взгляд, запрещение таких браков в нормах исламского права обоснованы с точки зрения этики и биологии. Эту точку зрения подтверждают и данные современной медицинской науки. По данным биологических исследований, стало известно, что если браком сочетаются неблизкие, чужие люди, то потомки будут здоровыми. В ст. 16 Семейного кодека Республики Узбекистан четко описаны основания, исходя из которых запрещено сочетаться браком: «Не допускается заключение брака: между лицами, из которых хотя бы одно состоит уже в другом зарегистрированном браке; между родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии, между полнородными и неполнородными братьями и сестрами, а также между усыновителями и усыновленными (удочеренными); между лицами, из которых хотя бы одно признано судом недееспособным вследствие психического расстройства (душевной болезни или слабоумия)»2.

1 Абдулазиз Мансур. Перевод и толкование значений Корана. - Т.: Ташкентский исламский университет, 2001.

2 Семейный кодекс Республики Узбекистан. - Т.: Адолат. 2000. - С. 103.

Благоприятное течение жизни после брака зависит от многих условий. Тот, кто хочет быть счастливым в браке, жить спокойно и размеренно, создать прочную семью, должен серьезно относиться к выбору спутника жизни. Это особо подчеркивается в исламе. Пророк Мухаммад (с.а.в.) сказал: «Жен выбирают исходя из четырех факторов: из ее богатства, из ее красоты, из ее социального происхождения или из ее религии и религиозности. Ты выбирай верующую». Как видно из этого Хадиса Пророка, происхождение, достаток и красота женщины тоже важны, но важнее ее поведение, вера. Ее религиозностью определяется ее честность, чистоплотность, порядочность, человечность.

Также ислам установил, что будущие молодожены могут увидеться до брака для того, чтобы в будущем создать прочную, осознанную семью. Согласно Хадису, рассказанному Имамом Ахмадом, Ибн Можа и Имамом Термизи, «Мугира ибн Шуъба (р.а.) решил посвататься к одной девушке. Пророк Мухаммад (с.а.в.) сказал ему: "Пойди и посмотри на девушку, поговори, это может служить появлению любви между вами"»1. Ислам, как религия мира, предпринимает все возможное к тому, чтобы будущая семья была создана на основе взаимного уважения и взаимной любви.

Обобщая вышесказанные доводы, можно заключить, что ислам рассматривает брак как союз двух равноправных людей, созданных свободно, добровольно и на основе норм шариата. В результате такого брака возникают права и обязанности молодоженов. Это личные имущественные и неимущественные права мужа и жены.

Надо отметить, что не все отношения между мужем и женой регулируются законодательством. Здесь важны и личные качества. Многое регулируется на основе норм этики и на основе любви, взаимного уважения и поддержки.

Супруги пользуются в семье равными правами и несут равные обязанности. Вопросы воспитания детей и другие вопросы жизни семьи решаются супругами совместно.

В шариате есть некоторые аспекты, которые касаются именно женщины в вопросах воспитания ребенка. Это - кормление ребенка - «ал-ризоъа».

1 Ал-Имом Ахмад ибн Ханбал. «Мавсуъат хадиса» Муснад. - Байрут: Муассасат ал-рисола, 1999. - Т. 4. - С. 394.

Кормление ребенка (ал-ризоъа). Появление человеческого потомства и его воспитание во многом зависит от женщины. Этот процесс сопровождается многими трудностями, и важно, чтобы общество признало эти труды и тяготы, переносимые женщиной. Беременность женщины, рождение ребенка, долгое ухаживание и кормление требуют больших усилий и терпения со стороны будущей матери. В этот период сама женщина тоже нуждается в помощи и ухаживании. Если мы обратим внимание на нормы исламского права, то можем констатировать, что в период беременности и лактации женщина защищается, о ней заботятся. Например, по шариату молоко матери считается самой полезной пищей для грудного ребенка. Шариат не запрещает требовать от мужа оплатить усилия и траты жены за кормление ребенка, и это считается признаком нормального поведения. Ответственность за кормление детей в исламе возлагается на мужа. Если мать не хочет кормить ребенка, боясь своего ослабления, или не может делать это из-за слабости, болезни или отсутствия молока, отец обязан найти для ребенка другую кормилицу, так как обеспечение питанием младенца тоже является обязанностью отца. Во-первых, питание грудным молоком - определенное Аллахом право ребенка. Во-вторых, в определенный период молоко матери считается исламом самым полезным питанием для детей. Аллах в Коране, в 233-аяте Суры «Бакара» установил: «Матери должны кормить своих детей грудью полных два года, если они хотят довести кормление грудью до конца. А тот, у кого родился ребенок, должен обеспечивать питание и одежду матери на разумных условиях. Ни на одного человека не возлагается сверх его возможностей. Нельзя причинять вред матери за ее ребенка, а также отцу за его ребенка»1.

Исламские правоведы спорят по вопросу кормления: «Мать обязана кормить ребенка или не обязана?» Согласно ханафитскому направлению в исламе, если ребенок не хочет кормиться у другой кормилицы или нет другой кормилицы либо муж не имеет средств для отплаты другой кормилицы, то мать обязана кормить своего ребенка. Можно заключить, что кормление ребенка - задача женщины с точки зрения ее совести и этичности, а не обязанность, возложенная шариатом.

Имущественные права и обязанности супругов. Согласно исламскому праву, на основе законного брака (сахих никох)

1 Абдулазиз Мансур. Перевод и толкование значений Корана. - Т.: Ташкентский исламский университет, 2001.

возникают следующие имущественные права: махр (приданное, подарок), нафака (пенсия, оплата) и наследство. Получение махра и оплаты (нафака) - право женщины, а права на наследство - право мужа и жены.

Махр. По поводу махра существуют различные мнения. Например, критически оценивавший семейное право в исламе исследователь М. Машанов пишет: «Несомненно, такой брак включает в себя все признаки купли-продажи: с одной стороны, как продаваемый товар предлагается женщина, с другой - как покупатель выступает жених, он дает назначенную цену (махр)»1. Также Л. Шайдуллина приходит к поверхностному заключению о том, что исламский брак - «это договор купли-продажи, мужчина покупает себе женщину»2. Но махр - это собственность жены, «ведь махр не только обеспечивает существование женщины, но и укрепляет связи между мужем и женой, так как мужчина, желающий развестись с женой, обязан полностью возместить махр». Махр не превращает брачный союз в договор купли-продажи и не унижает женщину. Жена - не объект исламского брачного контракта, а его субъект. Она сама получает махр. Махр - это признак благодарности за согласие женщины вступить в брак с мужчиной. Махр не является условием исламского брака, а является обязательством, вытекающим из него. Исходя из этого, в ханафит-ском мазхабе брак считается законным даже без определения махра, в этом случае надо отдать женщине средний размер махра, установленный для этого региона (махри мисл). В других школах ислама, например в шофеъитском мазхабе, махр является обязательным условием брака. Махр принадлежит женщине. Без ее согласия нельзя распоряжаться им или какой-либо его частью. В заключение можно сказать, что махр является личным имуществом женщины, она сохраняла право на него даже после развода, и это служило гарантией ее содержания после развода.

Нафака (обеспечение). Одним из имущественных прав женщины, вытекающим из брачного контракта, является получение обеспечения (нафака). «Нафака» в словаре означает «растратить». Исламское право под этим словом обозначает обеспечение муж-

1 Машанов М. Мухамеданскш бракъ въ сравненш съ хрисланскимъ бара-комъ, въ отношенш ихъ вл1яшя на семейную и общественную жизнъ человека. -Казанъ: Типо-и лигограф1я К.А. Тилли, 1876. - С. 143, 67, 68.

2 Шайдуллина Л. Арабская женщина и современность (эволюция ислама и женский вопрос). - М., 1978. - С. 107, 116.

чиной жены, детей и родителей продуктами питания, одеждой и местом для проживания. В книге «Ал-Хидоя» говорится: «Нафа-ка - основа проживания мужа и жены и гарантия продолжительности и прочности семьи»1.

В заключение можно сказать, что в исламе основное священное условие создания семьи - это брак. Значит, по мусульманским правилам, создание семьи и воспитание достойных потомков должно осуществляться через единственную и основную заповедь - это одобренный брак по шариату.

В исламе семья основывается на законах, обеспечивающих естественные, биологические и физиологические человеческие потребности, его душевное воспитание и материальное положение.

Ислам, призывая к брачным отношениям, заключенным по шариату, подчеркивает следующую пользу: брак обеспечивает стабильность морально-этических нравов и препятствует их падению в обществе; законный брак обеспечивает общественное единство, согласие и нерушимость; брак, являясь гарантией здорового общества и всего человечества, предохраняет их от различных опасных заболеваний; брак учит людей ответственности; брак сохраняет здоровое наследие.

Статья предоставлена автором для публикации в бюллетене «Россия и мусульманский мир».

1 Бурхониддин Маргинани. Ал-Хидоя. Т. 1. - Т.: Узбекистан, 1994.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.