№ 12 (115)
декабрь, 2024 г.
DOI - 10.32743/UniSoc.2024.115.12.18976 ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ РАБОЧИХ ДОНБАССА В 1894-1917 ГГ.
Янакаева Сабина Шамильевна
ассистент кафедры краеведения Донецкой академии управления и государственной службы, РФ, Донецкая Народная Республика, г. Донецк
FORMATION OF THE CULTURE OF DONBASS WORKERS IN 1894-1917
Sabina Yanakaeva
Assistant of the Department of Ethnography of Donetsk Academy of Management and Public Administration, Russia, Donetsk People's Republic, Donetsk
АННОТАЦИЯ
В статье предпринята попытка рассмотреть процесс формирования культуры рабочего класса на территории Донбасса в контексте общероссийской социокультурной модели развития в 1894-1917 гг. Посредством обращения к методике ретроспективного анализа автор в рамках микроисторического подхода исследует повседневный досуг и сопровождавшие его культурные практики рабочих региона, а также влияние на них различных общественных институтов. В заключении сформулирован тезис о складывании на региональном уровне особой классовой культуры, которая с течением времени сыграла первостепенную роль в дальнейшей жизни общества Российской империи на фоне поразившего его глубокого идейно-политического кризиса.
ABSTRACT
The article attempts to consider the process of formation of the culture of the working class in the territory of Donbass in the context of the all-Russian socio-cultural model of development in 1894-1917. By referring to the methodology of retrospective analysis, the author, within the framework of a microhistoric approach, explores the daily leisure and the cultural practices of the workers of the region that accompanied it, as well as the influence of various public institutions on them. In conclusion, the thesis is formulated about the formation of a special class culture at the regional level, which over time played a primary role in the further life of the society of the Russian Empire against the background of a deep ideological and political crisis that struck it.
Ключевые слова: культура, рабочий класс, повседневность, досуг, Донбасс.
Keywords: culture, working class, everyday life, leisure, Donbass.
Введение
К началу ХХ в. в рамках общественной жизни дореволюционной России значимый вес начинает приобретать сравнительно молодой социальный класс - рабочий - который все активнее стал включаться в процессы экономического, политического и культурного развития государства. Как известно, после ряда событий 1917 г. рабочие стали опорой новой советской власти, отчего интерес к их бытовым практикам и культуре повседневности в позд-неимперский период наблюдается в работах как отечественных, так и зарубежных исследователей.
Между тем, что касается сугубо провинциальных районов Российской империи в период 1894-1917 гг., отличающихся наличием высокой доли производственных предприятий тяжелой и горнодобывающей отраслей промышленности, а также максимальной концентрацией рабочего населения, таких как Донбасс, то в современной историографии исследования подобных проблем не обладают последовательной
систематичностью изучения и носят крайне слабый характер обработки фактического материала. В этой связи, значительно возрастает степень актуальности целенаправленного познания специфических черт культуры рабочих на региональном уровне, в частности, на территории Донбасса, который в дореволюционную эпоху входил в число крупнейших центров промышленного развития страны.
Цель статьи сводится к анализу своеобразия процесса развития культурной жизни рабочих Донбасса в 1894-1917 гг. посредством изучения специфики их досуга и повседневных культурных практик.
Основная часть
Исследуя истоки формирования культуры представителей рабочей среды, в первую очередь следует отметить, что для нее была присуща бесспорная религиозность, которая, так или иначе, свидетельствовала о тесной взаимосвязи с крестьянским жизненным укладом. Как известно, именно
Библиографическое описание: Янакаева С.Ш. ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ РАБОЧИХ ДОНБАССА В 1894-1917 гг. // Universum: общественные науки : электрон. научн. журн. 2024. 12(115). URL:
https://7universum.com/ru/social/archive/item/18976
№ 12 (115)
крестьянство в большинстве своем становилось социальной основой нового класса, отчего в сознании рабочих сохранялись традиции повседневного досуга, характерные для жителей сельской местности. Так, шахтерские рабочие Области Войска Донского (далее - ОВД), наравне с Екатеринославской губернией одна из административно-территориальных единиц дореволюционного Донбасса, с широким размахом отмечали общецерковные торжества: Рождество, Пасха, Троица, Покров и иные престольные праздники [6, с. 121].
Согласно утверждениям советских исследователей, любые празднества, даже если они могли носить сугубо религиозный характер, как и свободное времяпровождение не обходились без употребления алкогольных напитков, что негативно сказывалось не только в обыденности, но и на производстве [3, с. 138]. К примеру, в канун престольного праздника Св. Екатерины в результате сильного алкогольного опьянения трагически погиб шахтер А. Логвиненко [4, л. 12]. По мнению американского исследователя Пейдж Херрлингер, алкоголь был массовым атрибутом повседневности в силу доступности в продаже и способствовал быстрой эмоциональной разгрузке после 10-11,5 часовой трудовой деятельности, особенно в выходные и праздничные дни, нежели поход в платное культурно-образовательное учреждение [1, с. 58].
Тем не менее, на рубеже XIX-XX вв. из-за высоких темпов урбанизации и промышленного производства рабочие все активнее начинали перенимать новые культурные практики городской сферы. В частности, новым явлением для культуры рабочего класса стал театр. После Первой русской революции 1905-1907 гг. в России набирала популярность концепция «рационального отдыха», которая предполагала продвижение в массы идей культурно -просветительского досуга посредством посещения ряда специализированных заведений. Как итог, стремление к обогащению своих знаний привело к культурной активности пролетариев и возникновению рабочего театра [1, с. 73]. В свою очередь, исследование историка Э. Энтони Свифта объясняет следующее: прослойка рабочих-интеллигентов, т.е. высококвалифицированных и высокооплачиваемых членов российского общества, пыталась всячески повысить сознательность своих менее «продвинутых» коллег по работе путем их вовлечения в творческую театральную деятельность [2, с. 268]. Помимо театра спрос среди рабочих получают кинотеатры и библиотеки-читальни.
В рамках Донбасса реализация характерных для российского общества тенденций в развитии рабочей культуры пролетариев носила неравномерный, однако повсеместный характер. Например, в 1900 г. в ОВД на базе Макеевского рудника акционерной компании «Русско-Донецкое общество каменноугольной и заводской промышленности» функционировал зал на 500 мест, где для посетителей проводились киносеансы или читались научно-популярные лекции [5, с. 80]. Кроме того, на территории пос. Юзовка (современный г. Донецк) для
декабрь, 2024 г.
жителей-работников завода при «Новороссийском обществе каменноугольного, железного и рельсового производства» директором предприятия было инициировано открытие т.н. «Аудитории», предназначенной для проведения различного рода зрелищных мероприятий, в числе которых спектакли или культурно-просветительские вечера [8, с. 314].
В конечном итоге, к началу 1914 г. излюбленным местом культурного времяпровождения горожан, как элиты, так и рабочих донбасских степей стал кинотеатр. Об этом, в особенности, свидетельствуют таковые данные: на 1912 г. в г. Луганске насчитывалось по меньшей мере 3 кинозала - «Экспресс», «Иллюзион» и «Roll» [7, с. 54], подтверждающие наличие высокого уровня заинтересованности населения на конкретный вид культурного досуга.
В целом, несмотря на отсутствие каких-либо крупных культурных центров регионального значения, интерес к более прогрессивным формам досу-говой деятельности указывает на сознательную переориентацию рабочих в выборе способов рационального проведения свободного времени: отход от сугубо «домашней», т.е. пассивной семейно-род-ственной, в пользу «внедомашней» - активной интеллектуально-развлекательной направленности.
Заключение
На протяжении 1894-1917 гг. в соответствии с общими закономерностями развития общества Российской империи прослеживается процесс складывания новой культурной модели, соединяющей в себе все разнообразие региональных традиций и субкультур. В дореволюционную эпоху Донбасс стал центром формирования основ сравнительно молодой рабочей культуры, прошедшей в своей эволюции два этапа, где ключевая роль отводится Первой буржуазно-демократической революции:
1. 1894-1907 гг. - наблюдалась отчетливая приверженность рабочих к традиционным культурно-бытовым практикам, указывающих на сохранение элементов крестьянского сознания (например, влияние религиозного фактора на специфику празднично-обрядовой досуговой деятельности);
2. 1908-1917 гг. - наметился плавный переход в пользу типичных для городской среды видов повседневного отдыха, в своем роде отличающихся социальной организованностью и массовостью, а так же явным сближением в культурном отношении с местной интеллектуальной элитой (в частности, приобщение к продуктам театрального искусства и кинематографа).
Однако, крайне негативным явлением в рамках формирования культуры рабочего класса региона продолжало оставаться чрезмерное употребление алкоголя, что, так или иначе, подчеркивало марги-нальность и изоляционизм рассматриваемого общественного класса. Вместе с тем, подобный аспект носил объективный характер ввиду экстремальных условий трудовой деятельности и становился единственным доступным выходом на фоне сложившейся системы социальной действительности, охваченной
№ 12 (115)
декабрь, 2024 г.
глубоким экономическим и идейно-политическим кризисом под влиянием Первой мировой войны.
Таким образом, культура рабочих Донбасса в 1894-1917 гг. приобретает собственные специфические черты и элементы, находясь при этом лишь
на начальной стадии развития, под воздействием серии социально-экономических и политических преобразований в Российской империи на рубеже Х1Х-ХХ вв.
Список литературы:
1. Herrlinger P. Worker Culture(s) during War and Revolution, 1914-20 // Russian Culture in War and Revolution, 1914-22: Book 1. Popular Culture, the Arts, and Institutions. - 2014. - рр. 53-84.
2. Swift E.A. Workers' Theater and "Proletarian Culture" in Prerevolutionary Russia, 1905-17 // Workers and intelligentsia in late Imperial Russia: realities, representations, reflections. - 1998. - рр. 260-291.
3. Гессен, Ю.И. История горнорабочих СССР. Вторая половина XIX века / Ю. И. Гессен. - М.: Издательство ЦК Союза горнорабочих СССР, 1929. - Т.2. - 294 с.
4. Государственный архив Ростовской области. Ф. 32. Управление Горной и Соляной частями Области Войска Донского. Оп. 1. Д.680.
5. Государственный архив Ростовской области. Ф. 46. Канцелярия Области Войска Донского Наказного Атамана. Оп. 1. Д. 282.
6. Колодуб, Е.К. Труд и жизнь горнорабочих Грушевских антрацитовых рудников / Е.К. Колодуб. - М.: Типография И.Я. Полякова, 1905. - 128 с.
7. Филиппов В.Л., Цой И.Н. Очерки истории культуры Луганщины. Т. 1 / В.Л. Филиппов, И.Н. Цой. - Луганск: Шико, 2012. - 240 с.
8. Шепко, Л.Г., Никольский, В.Н. История (история Донбасса: от древности до современности) / под общей ред. проф. Л.Г. Шепко, проф. В.Н. Никольского. - Донецк: ДонНУ, 2017. - 730 с.