Научная статья на тему 'Формирование культуры межнациональных отношений у подростков в любительском хореографическом коллективе'

Формирование культуры межнациональных отношений у подростков в любительском хореографическом коллективе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
517
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование культуры межнациональных отношений у подростков в любительском хореографическом коллективе»

открытий; метод единства восприятия и созидания (практической работы); метод широких ассоциаций, возможность и необходимость творческой интерпретации содержания; метод привлечения на беседах во время урока по большинству тем личного эмоционального, визуального и бытового опыта детей; метод внеклассной индивидуальной и коллективной поисковой деятельности, метод свободы в системе ограничений; метод диалога; метод эмоционально-образного осмысления репертуара и др.

Еще однимкомпонентом развивающего блока модели явились формыэффективного нравственного воспитания подростков. Формы, использованные в рамках реализации модели: массовые праздники, театрализованные представления, документально-поэтические композиции, тематические вечера, конкурсно-игровые программы, Дни открытых дверей, Дни рождения участников творческих коллективов, экскурсии, творческие встречи, выставки и др.

Кроме того, нами были выявлены принципывоспитательно-образовательной деятельности детских творческихобъединений, фундаментальные: антропологический, гуманистический, аксиологический, культурологический, синергетический принципы, принципдифференциации и индивидуализации обучения и воспитания, принцип природосообразности, а также деятельностного подхода. Частными принципами явились: принцип освоения вживанием(принцип целостности и неспешности эмоциональногоосвоения); принциппостоянства связи сжизнью; принцип единства формы и содержания в процессе обучения языку художественного образа; принцип создания потребности в приобретении моральных знаний и навыков нравственного поведения.

Структурным компонентом модели являются педагогические условия нравственного воспитания подростков средствами искусства в детских творческих объединениях. Разработанный нами комплекс педагогических условий включил в себя: учет возрастных особенностей подростков; нравственное просвещение подростков средствами художественно-эстетической деятельности; формирование мотивации личности подростка к познанию и творчеству; создание морально-психологической атмосферы; реализация проблемного (диалектического) поля воспитания; высокий уровень нравственной культуры педагога; использование игровых технологий; реализация индивидуализации в нравственном развитии подростков; реализация традиций преемственности в деятельности коллектива творческой самодеятельности; нравственно-функциональный анализвысокохудожественных произведений искусства; создание специальных ситуаций творческого общения.

Итак, модель рассматривается нами как определенные рамки, в которые заключен процессуальный аспект педагогического действия - воспитания личности подростка. С таких позиций данная модель представляет собой практическое и теоретическое руководство, при котором возможно обеспечение преемственности нравственного, творческого, художественного и общекультурного формирования личности ребенка, оптимально отвечающего современным социокультурным требованиям общества.

Апробация модели и педагогических условий в театре-студии «Родня» и изо-студии «Ступени» Центра детского образования детей «Заречье» г. Казани привела кположи-тельной динамике в результатах экспериментальной работы по нравственному воспитанию подростков, что позволило нам утверждать о значимости выявленных педагогических условий, а также разработанной модели нравственного воспитания подростков средствами искусства в детских творческих объединениях.

Л.А. Каюмова

ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ У ПОДРОСТКОВ В ЛЮБИТЕЛЬСКОМ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ

Глобализация резко усилила взаимозависимость обществ и государств, сократив географические расстояния, выявив показала новые точки соприкосновения и расхождения между культурами и цивилизациями. Необходимость обеспечения гармоничного сосуществования, взаимодействия различных культур как в отношении различных циви-лизационных сообществ, так и между государствами в ответ на вызовы глобализации,

интернационализации, массовости, делокализации, маргинализации, фрагментации и технологизации обуславливает поиски общих стратегий выживания. Поэтому не случайно в 1995 году резолюцией Генеральной конференции ЮНЕСКО были утверждена «Декларация принципов толерантности», разработан и утвержден ряд международных документов, защищающих права человека.

Республика Татарстан исконно считается регионом мирного сосуществования различных этнических групп, тем не менее усиление миграционных процессов в последнее десятилетие заметно изменило сложившийся этнический баланс. Хотелось бы привести в пример результаты ряда исследований, посвященных изучению межэтнической дистанции и проявлений этнической нетерпимости. Для анализа существующих в Республике Татарстан дискриминационных практик респондентам были заданы вопросы об оценке существующих межэтнических отношений и фактах дискриминации по этническому признаку в СМИ, в процессе обучения и приема на работу, в системе государственной службы и т.д. Результаты исследования показали, что межэтнические отношения воспринимаются как напряженные незначительным количеством (всего 2,4%) опрошенных, хотя более трети респондентов (39,5%) признают, что межэтнические отношения далеки от идеальных. Полностью положительными и добрососедскими считают отношения между этносами в Республике Татарстан только 14,1% респондентов. Неприятие людей другой национальности распространены преимущественно в молодежной среде. Полученные в ходе исследования результаты подтверждаются и мнением экспертов в области межнациональных отношений, которые, признавая, что республика является традиционно толерантной в вопросах отношений между этносами, тем не менее выражают озабоченность определенными тенденциями их развития. Существующие проблемы пока не критичны, но дальнейшее усиление миграционных процессов и их реструктуризация (в частности, увеличение доли мигрантов из «дальнего и ближнего зарубежья») может с большой степенью вероятности поставить этнический вопрос более остро (1).

Первое десятилетие XXI века провозглашено ООН «Международным десятилетием культуры мира и ненасилия в интересах детей планеты». На сегодняшний день сформированность уважения к другим народам и культурам, умение предотвращать или творчески преодолевать конфликты является важным качеством. Необходимость формирования у детей определенных знаний, умений и навыков толерантного, принимающего, позитивно-активного в отношениях с другими расами, этносами, народами, нациями поведения была обозначена и на государственном уровне. Так, в 2001 году было принято постановление о федеральной целевой программе «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (20012005 годы)». Главной задачей программы является разработка мер, методов, механизмов, систем учебных программ, социокультурных технологий и т.д. для формирования у граждан толерантного сознания.

Проблемы межнациональных отношений уходят корнями в проблемы формирования культуры личности как гармоничного единства физического, интеллектуального, нравственного и духовного развития. Исследованием сущности толерантного межкультурного взаимодействия занимались такие исследователи, как В.С. Библер, Л.С.Выготский, А.А. Леонтьев, А. Маслоу, М.Мид и др.В основе исследований этих ученых лежит диалоговый подход, ориентированный на рост и сохранение культурногоразнообразия и основывающийся на идеях открытости, диалога культур, равноправного и взаимообогащающего межкультурного взаимодействия. Они обращают внимание на значимость принципа толерантности при взаимодействии представителей различных культур. Чтобы достичь открытых отношений с людьми разных национальностей, должно произойти интеллектуальное постижение особенностей чужой культуры «извне», внутренняя готовность понять ее особенности.

К сожалению, педагогический аспект формирования культуры межнациональных отношений изучен недостаточно, несмотря на резко усилившееся внимание к возрождению этно-педагогических традиций (Г.Т. Галиев, З.Т. Гасанов, В.П. Комаров, Ф.Ф. Харисов, Г.В. Муха-метзянова и др.). Сегодня в структуре культуры межнациональных отношений, которая рассматривалась многими специалистами (Т.Ю. Бурмистрова, О.Д. Дмитриев, А.Р. Исаев, А.Ф. Шакирова и др.), выделяются три составные части: во-первых, межкультурная компетентность, во взаимном знании лицами разных национальностей языка, истории, культуры, обычаев друг друга; во-вторых, основанные на межкультурных знаниях и национальных чувствах позитивные стереотипы межэтнического восприятия, среди которых необходимо

выделить общий стереотип восприятия другой нации, проявляющийся в целостном восприятия другой нации, проявляющийся в целостном отношении к ней, и частные стереотипы восприятия отдельных особенностей того или иного народа, например, тех или иных характерологических свойств; в-третьих, толерантность, под которой имеется в виду рациональное понимание и признание права людей другой национальности быть непохожими на «нас»; иметь интересы, не совпадающие с «нашими»; развивать свою культуру и язык.

Три указанных элемента в приближении соответствуют когнитивному, аффективному и поведенческому компонентам культуры. Знания ассоциируются с когнитивным компонентом, стереотипы - с аффективным, толерантность - с поведенческим. Однако такое соотнесение является условным, так как стереотипы обязательно основываются на некотором знании, а толерантность - не только особенность поведения, но и личностное свойство, т.е. она имеет и когнитивные, и аффективные составляющие.

Особого внимания, заслуживает, на наш взгляд, позиция Г.В. Мухаметзяновой, которая считает, что «...понятие "культура межнационального общения", являясь частью общего понятия "культура человеческих отношений", - своеобразным эталоном норм и форм поведения, выполняет функции установки и развития личностных отношений между людьми различных национальностей» (2).

В данной статье мы говорим именно о «культуре человеческих отношений» в их межнациональном аспекте, то есть мы рассматриваем не столько непосредственное общение, сколько то, что за ним «стоит» и на него влияет. Проблема формирования культуры межнационального общения предполагает обучение людей нормам и правилам коммуникации. Также обстоит дело и в целом с культурой общения. Как правило, формирование культуры общения сводится к овладению языком и соблюдению норм этикета. Этому можно обучить, но само по себе соблюдение культуры межнационального общения во взаимодействии представителей двух народов не говорит о реальных отношениях между ними. Исходя из выше сказанного, становится ясно, что термин «культура межнациональных отношений» более глубоко описывает содержание и характер межэтнических взаимодействий. Ее следует понимать как целостно организованную совокупность ценностей и норм, которая находит отражение в стереотипах восприятия и шаблонах поведения и призвана регулировать отношения и взаимодействие между нациями и этническими группами (в том числе межличностное общение между их конкретными представителями). Если говорить об отдельной личности, тогда культура межнациональных отношений оказывается таким ее интегра-тивным качеством, которое, основываясь на общекультурных ценностях и нормах, обеспечивает ей адекватное понимание, положительное отношение и оценку представителей других наций, их образа жизни и духовного мира.

Таким образом, одной из задач педагогики социально-культурной деятельности является формирование у участников любительских творческих коллективов при помощи различных средств, форм и методов указанного интегративного качества.

В педагогике социально-культурной деятельности эта проблема изучена не достаточно. В теории, методике и организации социально-культурной деятельности имеются нерешенные противоречия, определяющие проблему:

- между потребностью научного понимания того, какое место проблема формирования культуры межнациональных отношений занимает в структуре досуга современного подростка, и недостаточной изученностью компонентов личностной самодетерминации досуговой активности;

- между необходимостью осмысления особенностей формирования культуры межнациональных отношений личности в условиях социально-культурной деятельности и недостаточностью специальных педагогических исследований этого вопроса.

Пожалуй, одним из наиболее ярких проявлений в деятельности по формированию культуры межнациональных отношений можно назвать педагогическую работу в любительских хореографических коллективах, обеспечивающую условия продуктивного досугового общения подростков, их творческую самореализацию и саморазвитие, формирование личностных качеств. Особенности развивающей деятельности коллектива хореографической направленности обозначены в исследованиях, связанных с проблемами любительского хореографического творчества (В.Н. Нилов, Н.П. Яценко и др.). Отдельные стороны воспитания личности средствами хореографического искусства рассмотрены в работах Н.И. Веремеен-ко, Е.В. Николаева, Е.А. Погребной, Е.Г. Салимгареевой, Е.Н. Фокиной, С.В. Шанкиной и других исследователей, что говорит о повышении научного интереса к воспитательному потенциалу танца и социально-культурной деятельности хореографических коллективов.

Сегодня танец является важным компонентом системы социально-культурной деятельности, включающим специфические социально-культурные функции, субъекты танцевального творчества, социально-культурные институты, творческие объединения, соответствующие профильные средства массовой коммуникации, нормативное, кадровое, финансовое, материально-техническое и информационно-методическое обеспечение деятельности. Хореография как вид искусства гармонически развивает личность. Воспитательное воздействие хореографии, по мнению абсолютного большинства авторов (В. Уральская, М.В. Рогозин, В.В. Окунева, и др.), осуществляется через репертуар любительского хореографического коллектива, и здесь важной составляющей выступает личность педагога-хореографа, его отношение к проблеме формирования культуры! мира, в частности его понимание данной проблематики в целом и отражение ее в ежедневной работе.

Культурологический взгляд на деятельность хореографической самодеятельности позволяет определить педагогическое руководство хореографическим коллективом как вхождение участника данного коллектива вместе с руководителем в контекст современного искусства, современной культуры. В этом вхождении двух субъектов - участника и руководителя - решающую роль играет момент взаимодействия, момент взаимного общения, который выстраивается руководителем. Работа с коллективом и отдельными его участниками составляет суть профессии руководителя. В наши дни, когда любительское хореографическое творчество стало одним из аспектов общественно-культурной деятельности, воспитание самих участников, т.е. «воспитание воспитателей» («воспитатель сам должен быть воспитан»), становится одним из главных направлений его деятельности.

Люди начали танцевать и использовать движения тела как средство коммуникации задолго до возникновения языка. Являясь искусством, доступным без какого-либо перевода людям всех раси континентов, танец на сегодняшний день приобретает особую роль в формировании культуры межнациональных отношений, в особенности, если это народный танец, созданный этносом и распространенный в быту, обладающий этническими особенностями, проявляющимися в характере, координации движений, в музыкально-ритмической и метрической структуре танца, манере его исполнения. Всестороннее изучение народного танца важно как с хореографической точки зрения, так и в качестве историко-этнографичес-кого источника для определения социальных отношений между людьми, эстетического уровня создателей и исполнителей танцев. Костюмыимузыкальныеинструменты!,также являются источником при изучении материальной и духовной культуры. Кроме того, данные хореографического искусства, сопоставленные с археологическими, фольклорными материалами и литературно-этнографическими сведениями прошлого и настоящего, позволяют более точно представить и понять этнические, в том числе этнокультурные контакты. Народный танец - это пластический портрет народа. Немая поэзия, зримая песня, таящая в себе часть народной души. В них отражены творческая сила народной фантазии, поэтичность и образность мысли, выразительность и пластичность формы, глубина и свежесть чувств.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что сегодня в число актуальных задач педагогики социально-культурной деятельности входят: воспитание подрастающего поколения в духе миролюбия, веротерпимости и толерантности, формирование норм социального поведения; пропаганда миролюбия, повышение терпимости к этническим, религиозным и политическим разногласиям; повышение действенности межэтнического и межконфессионального диалога; формирование уважения к разнообразию различных мировых культур, цивилизаций и народов, готовности к пониманию и сотрудничеству с людьми, различающимися по внешности, языку, убеждениям, обычаям, верованиям.

В Российской Федерации активно развивается любительское хореографическое творчество. В различных регионах нашей страны ежегодно проводятся десятки различных фестивалей любительского детского хореографического творчества, основной целью которых является формирование культуры межнациональных отношений у подростков. Важно использовать интерес детей и подростков к хореографии, вызывающей эмоциональные переживания и любовь к танцам различных народов. Для этого надо в полной мере реализовать способность хореографии конструктивно воздействовать на духовный мир формирующейся личности.

Примечания

1. <http://www.tatar.ru>

2. Мухаметзянова Г. В. Стратегия реформирования системы среднего профессионального образования. М.: Магистр, 1995.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.